в чем особенности медицинской этики
Медицинская деонтология: понятие и основные принципы
Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач — это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.
Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.
Принципы деонтологии в медицине
В переводе с греческого языка слово «деонтология» означает комплекс норм в области этики и морали, которым должны следовать все медицинские работники. Принципы этики и деонтологии в медицине формировались ещё с древних времён, а само понятие обозначилось в науке только в начале 19-го века. Термин ввёл в обиход известный английский философ Бентам.
У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.
Деонтология — это учение о том, как должен вести себя врач, а этика — своеобразный «кодекс» поведения. Таким образом, деонтология вытекает из неё, так как полностью построена на этических принципах.
В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.
Поскольку понятие деонтологии тесно связано со словом «долг», можно говорить о необходимости строгого выполнения медицинскими работниками всех этических правил. Если врач действует гуманно, тактично и профессионально, это оказывает положительное влияние на процесс выздоровления его пациентов. Именно поэтому в действиях врачей не должно быть бюрократизма, формализма и бездушия.
Принципы этики и деонтологии медицинских работников
Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.
Первый «нравственный кодекс врачей» появился при рабовладельческом строе после разделения труда. Когда в социуме появились представители разных профессий, работу врачей стали особенно почитать, так как главной задачей древних медиков было освобождение человека от физических и душевных страданий. Один из древнейших источников, где подробно описаны этические требования, предъявляемые обществом к врачу — это кодекс Хаммурапи (Вавилон). Далее Гиппократ усовершенствовал эти законы, и на их основании была создана так называемая «клятва Гиппократа». По традиции медики соблюдают её и по сей день.
Со временем появилось серьёзное научное обоснование норм и принципов врачебной этики. Она строится на осознании как законов природы, так и социального бытия общества и отдельного человека. Любая нравственная норма должна быть тесно связана с наукой, чтобы сострадание к больному не оказалось пустым и беспочвенным. Общаясь с пациентами, врачи не должны демонстрировать им поведение сострадающих родственников — и в то же время нельзя допускать проявлений равнодушия и формальности. Недаром А.И. Герцен как-то сказал, что, испытывая сострадание к больному, врач может «плакать в душе», однако для понимания сути болезни ему требуется холодный и здравый рассудок.
Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.
Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:
Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям. Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.
Когда-то В.М. Бехтерев сказал замечательную фразу: «Если пациенту не стало лучше после того как он поговорил со своим врачом — это никакой не доктор». И это понятно: слово, как справедливо заметил И.П. Павлов, является для человека таким же условным и материальным раздражителем, как и другие, поэтому оно вызывает в организме целый комплекс сложнейших реакций. Словом можно реально вылечить пациента, но иногда оно действует и прямо противоположным образом, если медработник проявляет по отношению к больным неосторожность и небрежность.
Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.
В чем особенности медицинской этики
Медицинская этика и деонтология представляют собой особенности медицинской деятельности, основанной на взаимном доверии больного и медицинского работника, которому больной добровольно вверяет свое здоровье, а иногда и жизнь.
Медицинская этика (греч. etohs — обычай, нрав, характер) как часть общей этики рассматривает вопросы нравственности врача, включая совокупность норм его поведения и морали, чувство профессионального долга и чести, совести и достоинства.
Медицинская этика охватывает и определенные нормы поведения медицинского работника в быту, его культуру, человеколюбие, физическую и моральную чистоплотность и т. д. В целом можно сказать, что этика — это внешнее проявление внутреннего содержания человека.
Под медицинской деонтологией (греч. deon — должное) понимают принципы поведения медицинских работников, направленные на максимальное повышение пользы лечения и устранение последствий неполноценной медицинской работы. Деонтология является частью медицинской этики, медицинской морали.
Однако в настоящее время новейшие достижения медицинской науки и техники заставляют несколько с другой точки зрения рассматривать традиционные нормы медицинской деонтологии. Былой принцип «врач-больной» заменяется новым «врач—прибор—больной», а потребность больного в чутком и внимательном отношении медицинского работника, в его добром слове, вселяющем надежду, не уменьшилась, а еще более увеличилась.
Модели медицинской этики
В настоящее время в биоэтике наиболее признанной является система этических принципов, предложенная американскими учеными Т. Бичампом и Д. Чилдресом в книге «Принципы биомедицинской этики». Она включает в себя 4 модели взаимодействия медика с пациентом.
1. Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).
Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом.
2. Модель Парацельса (принцип «делай добро»).
Другая модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм — эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.
В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. — отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.
3. Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).
В основе данной модели лежит принцип «соблюдения долга» (deontos по-гречески означает «должное»). Она базируется на строжайшем выполнении предписаний морального порядка, соблюдение некоторого набора правил, устанавливаемых медицинским сообществом, социумом, а также собственным разумом и волей врача для обязательного исполнения. Для каждой врачебной специальности существует свой «кодекс чести», несоблюдение которого чревато дисциплинарными взысканиями или даже исключением из врачебного сословия.
4. Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства человека»).
Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Некоторые проблемы, стоящие перед современным обществом, были упомянуты в самом начале данной работы. Поэтому как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом.
Принцип информированного согласия.
Нравственная ценность автономии оказалась столь высока, что благодеяние врача вопреки воле и желанию пациента ныне считается недопустимым.
Центром движения за права пациентов явилась больница, символизирующая всю современную медицину с ее разветвленностью, насыщенной разнообразной аппаратурой и повышенной уязвимостью пациента.
Американская ассоциация больниц стала активно обсуждать вопросы прав пациентов и одобрила билль о правах пациентов в конце 1972 г. Среди прав пациента, принятых Американской ассоциацией больниц, первостепенное значение имеет право на информацию, необходимую для информированного согласия.
Под информированным согласием понимается добровольное принятие пациентом курса лечения или терапевтической процедуры после предоставления врачом адекватной информации. Можно условно выделить два основных элемента этого процесса:
Первое: предоставление информации и второе: получение согласия. Первый элемент включает в себя понятия добровольности и компетентности.
Врачу вменяется в обязанность информировать пациента:
В целом поворот к доктрине информированного согласия стал возможен благодаря пересмотру концепции целей медицины. Традиционно считалось, что первая цель медицины — защита здоровья и жизни пациента. Однако нередко достижение этой цели сопровождалось отказом от свободы больного, а значит, и ущемлением свободы его личности. Пациент превращался в пассивного получателя блага.
Главная цель современной медицины — благополучие пациента, и восстановление здоровья подчинено этой цели как один из составляющих элементов.
Уважение автономии индивида является одной из основополагающих ценностей цивилизованного образа жизни. Любой человек заинтересован в том, чтобы принимать решения, влияющие на его жизнь, самостоятельно.
Таким образом, сегодня самоопределение индивида есть высшая ценность, и медицинское обслуживание не должно являться исключением.
Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях.
В самых распространенных в клинической медицине терапевтических отделениях, как правило, находятся больные самого различного профиля — с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, почек и другие. Нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения.
Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у них комплекс различных психогенных реакций. В результате психогений усложняется течение основного соматического заболевания, что в свою очередь ухудшает психическое состояние больных. Кроме того, в терапевтических отделениях на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.
В клинике внутренних болезней постоянно приходится иметь дело с соматогенными и психогенными нарушениями. В тех и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию.
Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своем состоянии. В их жалобах, помимо обусловленных основным заболеванием, много неврозоподобных: на слабость, вялость, быструю утомляемость, головную боль, нарушение режима сна, страх за свое состояние, чрезмерную потливость, сердцебиение и др. У таких больных отмечаются различные аффективные нарушения в виде периодически возникающей тревоги и тоски различной степени выраженности. Такие нарушения часто приходится наблюдать у больных с гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, у лиц, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.
Неврозоподобная симптоматика нередко маскирует клинику основного заболевания. В результате больные обращаются к специалистам различного профиля, однако облегчение от назначенного лечения наступает не всегда, что обостряет их невротическую и ипохондрическую настроенность.
При тяжелых декомпенсациях сердечной деятельности, при циррозе печени и уремии могут развиться психотические состояния с галлюцинаторно-бредовыми переживаниями. Психотическое состояние может возникнуть и у соматических больных на фоне высокой температуры, обусловленной как осложнением болезненного процесса, так и присоединением инфекционного заболевания (чаще гриппа). В этих случаях можно наблюдать психотические состояния типа делирия, аменции и онейроида. Особого внимания заслуживает психотическое состояние у пожилых людей, страдающих гипертонической болезнью. На высоте подъема артериального давления у них могут возникнуть динамическое нарушение мозгового кровообращения, предынсультное состояние и инсульт. В клинической картине у таких больных в первую очередь отмечается нарушение ориентировки и сознания типа оглушения. Больные не ориентируются в окружающем, с трудом отвечают на поставленные вопросы, иногда у них появляются нарушения речи (стереотипные вопросы или повторение слов), развивается тревожно-беспокойное состояние.
Больные с соматогенными психическими нарушениями требуют особого внимания, так как, помимо помощи, обусловленной основным заболеванием, им необходимо проводить лечение по поводу вторичных неврозо-подобных или психотических расстройств. Следует помнить, что такие больные могут болезненно реагировать даже на предложение проконсультироваться у психотерапевта, а некоторые считают это предложение оскорбительным. К многочисленным жалобам и просьбам больных нужно относиться терпимо, проявлять психотерапевтический подход, который является для них одним из важнейших методов лечебного воздействия. Свою психотерапевтическую тактику необходимо согласовать с лечащим врачом, выяснить, как лучше отвечать на различные просьбы таких больных, какие лекарства следует давать и т. д. Иногда многочисленные жалобы и просьбы больных остаются вне поля зрения лечащего врача, так как во время нахождения врача в больнице само его присутствие действует успокаивающе на больного, а ухудшение наступает во вторую половину дня и вечером. Ни в коем случае не надо говорить больным, что им следует полечиться у психотерапевта или намекнуть им на их невротические расстройства. Это приведет к нарушению контакта с больным, обиде и жалобам с его стороны и даже усилению невротических расстройств теперь уже ятрогенного характера.
Больные с функциональными соматическими нарушениями невротического генеза обращают на себя внимание обилием различных жалоб: «грудь теснит», «колет в сердце», «резко учащается сердцебиение», «сердце работает с перебоями», «тяжесть в области желудка», «простреливающая боль в области живота», «затруднен выдох», «резь над лобком и частые мочеиспускания» и др.
В отличие от неврозоподобных соматогенно обусловленных состояний при невротических расстройствах, помимо довольно часто отмечающейся личностной реакции в виде тревожной мнительности и эмоциональной лабильности, всегда имеются различные психогении. Они чаще бывают семейно-бытового, сексуально-личностного или производственного характера. Возникновение их обусловлено тяжелыми для личности отрицательными эмоциональными перегрузками. Возникающие невротические расстройства переносятся больными не менее тяжело, чем различные соматические болезни. Больные обращаются к различным специалистам, проходят тщательное клиническое и лабораторное обследование (ЭКГ, фонокардиография, рентгеновское и др.) в терапевтическом стационаре. При общении с такими больными врач должен быть особенно внимателен и соблюдать принципы психотерапии. На многочисленные жалобы он должен отвечать, что болезненные расстройства постепенно исчезнут при назначении соответствующего лечения. Больному необходимо разъяснить, что лекарственные средства назначаемые врачом, имеют положительное действие.
Особого внимания заслуживают депрессивные нарушения различной степени выраженности — от легкого угнетенно-подавленного настроения до выраженной депрессии. Во время этих состояний нередко возникают суицидальные мысли и попытки. При выявлении подобных расстройств у больных врач должен немедленно провести с больным беседу направленную на укрепление веры больного в правильности и действенности назначенного лечения..
Современные правила этики и деонтологии
Материал подготовила врач-педиатр участковый
Медицинская этика как пример профессиональной этики
Содержание:
Предмет: | Этика |
Тип работы: | Курсовая работа |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 21.05.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по этике:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Особенность медицинской этики заключается в том, что в ней все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Их выражение этих норм было изначально закреплено в Присяге Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессиональных и моральных медицинских кодексов. Этический фактор традиционно имел большое значение в медицине. Более восьмидесяти лет назад по аналогии с медицинской Присягой Гиппократа была создана Клятва сестры Флоренс Найтингейл. Исходя из этого, актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время еще существуют вопросы и проблемы, связанные с пониманием медицинскими работниками понятий «этика» и «деонтология». Характер взаимоотношений, который устанавливается при первом контакте с пациентом, чрезвычайно важен для исхода лечения. Только тот специалист может рассчитывать на успех лечения, который учитывает индивидуальные и личностные особенности пациента.
Целью данной работы является изучение особенностей медицинской этики в работе медсестры. Объектом является медсестра, которая должна соблюдать этические нормы и правила, а предметом является кодекс этики, который содержит правила и нормы, которым должна следовать медсестра.
Задачи:
Медицинская этика
Этика как философская теория морали возникает не спонтанно, как мораль, а на основе сознательной теоретической деятельности по изучению морали. Реальные нравственные явления и нравственная деятельность людей возникли намного раньше этики как науки, формирование которой связано с появлением системы научных знаний о нравственности. Этика считается одной из философских наук. В истории развития этических взглядов этика определялась как практическая философия, обосновывающая цели практической деятельности на основе представлений о том, что правильно, а что о добре и зле, о счастье и смысле жизни. Этика рассматривает мораль как сферу общественной жизни, основанную на определенных нормах и ценностях, этика регулирует отношения между людьми на основе моральных требований и понятий. Этика видит свои задачи не только в объяснении морали, но и в том, чтобы предлагать обществу более совершенную нормативность и модель поведения. Этика как описывает мораль, так и объясняет ее, а также учит морали, объясняет, как должны выполняться моральные стандарты поведения, подчеркивая специфику содержания и формы этих стандартов. Этика включает в себя как учение о моральном существе, о реально проявленной нормальности в поведении людей, так и учение о моральном поведении, о том, как каждый человек должен вести себя в обществе, как он должен определять свои моральные цели, потребности и интересы. Этика изучает мораль с точки зрения принципа историзма, поскольку каждое общество имеет свои особенности реализации моральных норм и требований, свои нравы и принципы поведения. Мораль в истории общества развивается, совершенствуется, прогрессирует, особенности развития и нормативности разных типов морали проявляются по-разному.
В этических явлениях есть два момента:
Профессиональная этика
Несмотря на универсальный характер моральных требований и наличие общей трудовой морали класса или общества, существуют также конкретные нормы поведения только для определенных видов профессиональной деятельности. Появление и развитие таких кодексов является одной из линий морального прогресса человечества, поскольку они отражают рост ценности личности и утверждают человечество в межличностных отношениях. Следовательно, основная цель профессиональной этики заключается в том, что она обеспечивает реализацию общих моральных принципов в условиях профессиональной деятельности людей, способствует успешному выполнению профессиональных обязанностей. Профессиональная этика помогает специалисту избежать ошибок, выбрать наиболее правильную, высоконравственную линию поведения в различных ситуациях работы. Задача профессиональной этики состоит не в том, чтобы дать готовые рецепты на все случаи жизни, а в том, чтобы научить культуре нравственного мышления, дать надежные ориентиры для решения конкретных ситуаций, влиять на формирование моральных установок у специалиста в соответствии с конкретными требования профессии, чтобы объяснить и оценить стереотипы поведения, разработанные адвокатской практикой в областях, не регулируемых законом. медицинская деонтология пациента.
Основы медицинской этики
Медицинская этика рассматривает весь набор моральных критериев, которыми руководствуется медицинский работник в своей повседневной работе, направленной на удовлетворение потребностей общества и каждого человека, на поддержание и укрепление здоровья или возвращение его в случае болезни.
Согласно современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:
Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных отношений в трех основных областях:
Уход за больным предполагает, помимо прочего, соблюдение определенных правил общения с ним. Важно уделять пациенту максимум внимания, успокаивать его, объяснять необходимость соблюдения режима, регулярно принимать лекарства и убеждать его в возможности выздоровления или улучшения.
Кодекс этики для медсестер
Этический кодекс медсестер в России
Часть I общая информация
Часть II Медсестра и пациент
Статья 2. Основным условием ухода является профессиональная компетентность. Медсестра всегда должна соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты работы, установленные Министерством здравоохранения Российской Федерации. Постоянное совершенствование специальных знаний и навыков, повышение своего культурного уровня является основной профессиональной обязанностью медсестры. Медсестра должна быть компетентна в отношении моральных и юридических прав пациента.
Статья 3. Гуманное обращение с пациентом, уважение его законных прав. Медсестра должна уделять первостепенное внимание состраданию и уважению к жизни пациента. Медсестра обязана уважать право пациента на избавление от страданий в той степени, в которой это позволяет нынешний уровень медицинских знаний. Медсестра не имеет права участвовать в пытках, казнях и других формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медсестра не имеет права вносить свой вклад в самоубийство пациента. Медицинская сестра в пределах своей компетенции несет ответственность за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и закрепленных в законодательстве Российской Федерации.
Статья 4. Уважение человеческого достоинства пациента. Медсестра должна быть всегда готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расы или национальности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий. При оказании медицинской помощи медсестра должна уважать право пациента участвовать в планировании и проведении лечения. Высокомерие, пренебрежение или унизительное обращение с пациентом недопустимы. Медсестра не имеет права навязывать свои моральные, религиозные или политические убеждения пациенту. При определении приоритетов медицинской помощи для нескольких пациентов медсестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, без какой-либо дискриминации. В случаях, требующих, по медицинским причинам, наблюдения за поведением пациента, медсестра должна ограничить свое вмешательство в личную жизнь пациента исключительно по профессиональной необходимости.
Статья 8. Обязательство сохранять профессиональную тайну. Медсестра должна хранить в тайне от третьих лиц информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его болезни, а также о личной жизни пациента, доверенной ей или доведенной до ее сведения в связи с выполнением профессиональных обязанностей, даже в случае смерти пациента. Медсестра обязана строго выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в какой бы форме она ни хранилась. Медсестра может раскрывать конфиденциальную информацию о пациенте третьим лицам только с согласия пациента. Право медсестры делиться информацией с другими специалистами и медицинскими работниками, оказывающими медицинскую помощь пациенту, требует согласия. Медсестра имеет право передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента только в случаях, предусмотренных законом. В этом случае пациент должен быть проинформирован о неизбежности разглашения конфиденциальности информации. Во всех остальных случаях медсестра несет личную моральную, а иногда и юридическую ответственность за разглашение профессиональных секретов.
Статья 10. Медсестра как участник научно-исследовательского и образовательного процесса. Медсестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, повышать уровень знаний в своей профессии. В исследовательской деятельности с участием человека в качестве объекта медсестра должна строго соблюдать международные документы по медицинской этике (Хельсинкская декларация и т. д.) И законодательство Российской Федерации. Интересы личности пациента для медсестры всегда должны быть выше интересов общества и науки. Участвуя в научных исследованиях, медсестра обязана особенно строго защищать тех пациентов, которые не могут самостоятельно позаботиться об этом (дети, лица с тяжелыми психическими расстройствами). Участие пациентов в образовательном процессе допускается только при соблюдении тех же гарантий защиты их прав.
Часть II. Медсестра и ее профессия
Статья 13. Медсестра и сомнительная медицинская практика. Медсестра, столкнувшаяся с незаконной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой, должна защищать интересы пациента и общества. Медсестра обязана знать правовые нормы, регулирующие уход за больными, систему здравоохранения в целом и применение методов народной медицины (исцеления) в частности. Медсестра имеет право обращаться за поддержкой к государственным органам здравоохранения, Ассоциации медсестер, принимая меры для защиты интересов пациента от сомнительной медицинской практики.
Часть IV. Медсестра и общество
Статья 16. Гарантии и защита законных прав няни. Гуманная роль медсестры в обществе создает основу для требований по правовой защите личного достоинства, физической неприкосновенности и права сестры на помощь в выполнении ее профессиональных обязанностей как в мирное, так и в военное время. Уровень жизни медсестры должен соответствовать статусу ее профессии. Размер оплаты, определяемый медсестрой в частной практике, должен соответствовать объему и качеству предоставляемой медицинской помощи, степени ее компетентности и особым обстоятельствам в каждом конкретном случае. Бесплатная помощь бедным пациентам этически одобрена. Ни медицинские работники в целом, ни медсестры в частности не должны быть принуждены работать в условиях, которые для них неприемлемы. Обеспечение условий для профессиональной деятельности медсестры должно соответствовать требованиям охраны труда. Медсестра имеет право рассчитывать на то, что межрегиональная Ассоциация медицинских сестер России окажет ей полную помощь в: защите ее чести и достоинства (если ее доброе имя кто-то необоснованно опорочил кем-то); своевременное получение квалификационной категории в соответствии с достигнутым уровнем профессиональной подготовки; создание и применение процедур страхования от профессиональных ошибок, не связанных с небрежным или небрежным исполнением профессиональных обязанностей; профессиональная переподготовка, когда невозможно выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья; своевременное получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации для медицинских работников.
Часть V Эффект «Кодекса этических медсестер России», ответственность за его нарушение и порядок его пересмотра
Статья 17. Срок действия «Этического кодекса». Требования этого кодекса обязательны для всех медсестер в России. Врачи и медсестры, преподающие на сестринских факультетах, в медицинских колледжах и школах, должны ознакомить студентов с «Кодексом этики медсестер в России». Студенты, поскольку они занимаются профессиональной медицинской деятельностью, обязаны изучать и соблюдать принципы и нормы, содержащиеся в кодексе. Врачи и медсестры, которые преподают, должны подавать пример студентам по их поведению.
Статья 18. Ответственность за нарушение «Этического кодекса». Ответственность за нарушение «Этического кодекса» российской медсестры определяется уставом межрегиональной Ассоциации российских медсестер. За нарушение норм Кодекса к членам ассоциации могут быть применены следующие меры наказания: 1) замечание; 2) предупреждение о неполном профессиональном соответствии; 3) приостановление членства в ассоциации на срок до одного года; 4) исключение из членов ассоциации с обязательным уведомлением об этом соответствующей аттестационной (лицензионной) комиссии.
Статья 19. Пересмотр и толкование «Этического кодекса». Право пересмотра «Этического кодекса» российской медсестры и толкования его отдельных положений принадлежит Межрегиональной ассоциации русских медсестер. Рекомендации и предложения по изменению или улучшению некоторых статей кодекса принимаются к рассмотрению президиумом названной ассоциации и приобретают юридическую силу после одобрения этим органом ассоциации.
Этика медсестры
Характеристика деятельности медсестры
Тип сестер, которых можно назвать типом специалистов. Это должно включать тех сестер, которые из-за особой черты личности, представляющих особый интерес, получают специальное назначение. Такие сестры обычно являются отличными секретарями, часто посвящая свою жизнь сложным техническим задачам, например, работая в специальных лабораториях. Иногда это очень странные люди, чудаки, фанатики своей узкой деятельности, неспособные на что-либо, кроме выполнения этой работы, не заинтересованные в чем-либо, кроме нее.
Необходимо остановиться на этапах установления отношений между сестрой и пациентом во время его пребывания в медицинском учреждении.
Вы можете выделить: а) начальный, б) расширенный в) и заключительный этап.
На расширенной стадии лечащий и лечащий человек познакомились друг с другом. Дальнейшая работа уже зависит от сформировавшегося контакта между ними. Изменяющаяся картина болезни, все, что происходит с пациентом, может вызвать появление страха, неуверенности, связанных с ним болезненных фантазий, иронии, горького издевательства, придирчивости; все это можно уменьшить или полностью исключить, проявив внимание к пациенту, разговаривая с ним, слушая его.
Пациент может многое узнать о неправильности своего образа жизни, само заболевание требует от него вести себя по-новому, приспосабливаться к новым условиям. Медсестра, продвигая практику этого нового, здорового образа жизни, физической и психической гигиены, помогает пациенту развиваться. Эта ее работа может быть эффективной, только если она хорошо знает своих пациентов. Ведь нужно знать кому, что и как объяснить. Ее взгляды и мнения должны соответствовать общему духу, который царит в отделе. Ее ошибки, недостатки личности, столкновения с коллегами и пациентами сильно мешают работе.
Все задачи, изложенные выше, могут быть выполнены сестрой в наше время только при постоянном совершенствовании ее знаний и навыков. В дополнение к изучению области, в которой она работает, сестра постоянно должна заниматься повышением своего культурного уровня, совершенствованием своей личности.
Отношения между медсестрой и пациентом
В 1997 году Ассоциация медсестер России разработала и приняла Кодекс этики медсестер. Создание этого документа явилось важным этапом реформы сестринского дела в нашей стране, основной целью которого было установление автономии и самостоятельности этой профессии. Кодекс этики был разработан с учетом новых идей, определяющих содержание медицинской этики в целом и профессиональной этики медсестры в частности. Кодекс в его расширенной форме отражал современные представления о правах пациента, которые как бы диктуют содержание конкретных обязанностей медсестры, определяют формулу ее морального долга. Он был составлен на основе Устава ВОЗ (1946 г.), Этического кодекса медсестер Международного совета медсестер (1973 г.) и ряда других международных документов, включая Кодекс профессиональной этики психиатра (принятый Российское общество психиатров в 1993 году).
Каждый из нас хотя бы раз был в больнице или в поликлинике, и впечатление от медицинского учреждения зависело не только от того, какое лечение проводилось, но и от того, как нас встречали врач и медсестра. В медицинском учреждении первостепенное значение имеет первый контакт пациента с медицинским персоналом и, в частности, с медсестрой; именно он определяет отношения между обеими сторонами, чувство доверия или недоверия, симпатию или неприязнь, наличие или отсутствие партнерства.
Все в медсестре должно положительно относиться к пациентке, начиная с ее внешности (подтянутость, опрятность, прическа, выражение лица). Совершенно недопустимо называть «больным» так, как если бы пациент потерял право на имя и отчество. Чтобы развивать партнерские отношения между медсестрой и пациентом, пациент должен чувствовать, что вы хотите ему помочь. Только тогда возникает этот конфиденциальный диалог, в ходе которого медсестра узнает необходимую ей информацию о пациенте, характеристиках его личности, его мнении о болезни, госпитализации, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Во время таких бесед выявляется отношение пациента к родственникам, роботу и другие проблемы, и вся эта информация дает медсестре возможность поставить свой собственный медицинский диагноз. При этом медсестра должна постоянно помнить, что партнерские отношения с пациентами не должны становиться знакомыми: ведущая роль всегда остается за ней. Она симпатизирует пациенту, между ними возникает ток эмпатии, то есть медсестра может знать суть и глубину переживаний и страданий пациента, но она не отождествляет себя с его переживаниями. Пациент всегда должен быть уверен, что их разговоры являются конфиденциальными.
Гуманизм профессии создает основу для защиты личного достоинства медсестры, ее физической неприкосновенности и права на помощь в выполнении ее профессиональных обязанностей. Кстати, ее уровень жизни также должен соответствовать статусу ее профессии. В частности, медицинские работники и медсестры не должны принуждаться работать в неприемлемых условиях.
Вывод:
Медсестра должна четко знать этический кодекс и применять его в своей профессиональной деятельности. Она не должна следовать одному типу поведения, но должна сочетать множество различных форм поведения, применять их в зависимости от ситуации и постоянно развивать, улучшать и приобретать новые качества, которые помогут ей в выполнении такой сложной работы. Наряду с высоким профессионализмом, она должна обладать глубокими деонтологическими знаниями, поддерживать психологический контакт с пациентом на всех этапах лечения и диагностического процесса, снимать чувство тревоги и страха, обеспечивать спокойное поведение пациента и снимать дискомфорт. Это ее моральный долг перед пациентом.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.