в чем особенности адаптации ребенка к доу
Адаптация детей в условиях ДОУ
Буслова Елена Николаевна
Адаптация детей в условиях ДОУ
Задача педагога завоевать доверие ребенка, а родителей помочь в этот сложный период в жизни ребенка пройти его с наименьшим стрессом.
Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ:
К основным критериям адаптации относятся:
— уровень нервно – психического развития;
— заболеваемость и течение болезни;
— главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).
Различают степени тяжести прохождения адаптации к
1. Легкая адаптация:
— временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
— аппетита (норма по истечении 10 дней);
— неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д., изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
— характер взаимоотношений с взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
— функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2. Средняя адаптация:
— все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней, речевая активность (30-40 дней, эмоциональное состояние (30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация:
около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно впервые дни, находится в состоянии стресса. Задача педагога на этапе адаптации не допустить затянувшейся адаптации и вовремя проконсультировать родителей о правильном подходе к работе с ребенком не только в условиях ДОУ, но и дома.
Адаптационный период можно условно разделить на
Его следует начинать родителям за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа – сформировать такие привычки в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям. В домашних условиях, необходимо не торопясь и постепенно обратить внимание на формирование навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на адаптации.
Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить отрицательные эмоций.
III этап – заключительный.
Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь – сон.
Меры, облегчающие адаптацию:
1. Провести первое знакомство родителей и ребенка с ДОУ.
2. Приходя в детский сад, желательно познакомится с группой, куда будет ходить ребенок, с педагогами.
4. Необходимо прививать у ребенка систему адаптационных механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять формы поведения.
5. Нужно придерживаться режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ.
6. Готовится к посещению сада лучше вместе. Ребенок будет более заинтересован посещением ДОУ, если родители, покупая необходимые вещи, будут привлекать и ребенка.
7. Накануне первого посещения детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы.
8. Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т. к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. В период адаптации пребывание ребенка в детском саду укорочено.
9. Важно избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом (говорить о детском саде только хорошее).
10. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.
11. Вежливое и приветливое обращение родителей к сотрудникам детского сада расположит ребенка к общению с ними.
Подготовки малыша к жизни в детском саду — знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада.
— индивидуальные консультации родителей о жизни и режиме группы. Какие необходимо предпринять действия с их стороны для облегчения периода адаптации у ребенка;
— проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы. Первые ознакомительные прогулки должны проходить с родителями дабы уменьшить уровень переживания у ребенка к новым условиям;
— игры совместно с родителями в первые дни адаптации, совместное пребывание в группе;
— знакомство родителей с правилами и моделями поведения в условиях ДОУ для дальнейшей совместной работы.
Главное на этом этапе — это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.
Основные принципы работы по адаптации детей, следующие:
1. Постоянные педагоги в формируемую группу.
2. Постепенное заполнение групп (прием 2-3 малышей в неделю).
3. Неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой).
4. Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительные выходные дни).
5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Адаптационный период считается законченным, если:
— ребенок ест с аппетитом;
— быстро засыпает, вовремя просыпается;
— эмоционально общается с окружающими;
Современная педагогическая наука предлагает множество методик и приёмов для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
В заключении необходимо подчеркнуть, что тип личности ребенка существенно обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношении, общения с ребенком, организации его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в нем занимает ребенок.
«Адаптация детей 2–3 лет в детском саду». Консультация для родителей МБДОУ Детский сад «СКАЗКА» Воспитатель Туз. Е. А. Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как.
Фотоотчет «Адаптация детей к детскому саду» «Адаптация детей к детскому саду» Адаптация-это приспособление к новым условиям окружающей среды,в нашем случае это привыкание детей к детскому.
Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению
Елена Аникина
Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению
Особенности и трудности адаптации детей к дошкольному учреждению.
Консультация для родителей
Адаптация (от лат. аdaptayio) – приспособление. В широком смысле – это процесс приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования.
Адаптация к детскому саду – это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день и не неделя требуется малышу, чтобы освоиться в детском саду по-настоящему. Организм ребёнка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Если был недельный или двухнедельный перерыв по болезни или по другим обстоятельствам (уехали в отпуск, новогодние каникулы, то некоторое время малыш будет опять привыкать к садику, адаптироваться, как бы заново. Период адаптацииможно условно разделить на три этапа:
• 1-ый этап – острый или дезадаптация
В этот период имеются разногласия между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды. Имеются изменения в деятельности нервной системы. Может быть также нарушение сна, аппетита, потеря в весе, отрицательные эмоции в контакте с окружающими;
• 2-ой этап – подострый период или собственно адаптация
В этот период ребёнок активно осваивает новую среду, вырабатывает соответствующие ей нормы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит несинхронно. Сначала нормализуется аппетит. Но продолжительны ещё нарушения сна и эмоциональные состояния, медленнее развивается игра и речевая активность;
• 3-ий этап – компенсация к адаптированным условиям
В этот период нормализуются все регистрируемые показатели.
Характер и особенности протекания данных этапов позволило классифицировать адаптацию по степени тяжести:
• Лёгкая адаптация – 30 дней;
• Средняя адаптация – 40 дней;
• Тяжёлая адаптация – 2-6 месяцев.
Как же понять, что у ребенка идет процесс адаптации к детскому саду, что ребенок начинает к нему привыкать?Это можно заметить по следующим изменениям:
• Сначала ребенок не ел в саду вообще ничего, а теперь немного ест за завтраком сидя со всеми ребятами вместе, и за обедом ест немного (например, хлеб и бульон от супа). Через пару недель начал есть больше (например, второе блюдо).
• Сначала тяжело оставался на тихий час, ворочался и плакал, грустил о маме безутешно, не спал. Теперь воспитателю достаточно сказать ему пару слов о том, что мама непременно придет, когда он поспит, и малыш успокаивается, засыпает или хотя бы спокойно лежит, не плачет.
• Сначала плакал при расставании с мамой сильно, долго, воспитателям трудно было его отвлечь, успокоить. А теперь расстраивается тоже, но быстро успокаивается в группе.
• Сначала ни с кем из детей не общался, грустил сам по себе, потом начал играть один, и через некоторое время стали появляться короткие игры, общение с другими детьми. Это самые распространенные варианты изменений в поведении при привыкании к детскому саду.
Окончанием периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает,что:
• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые
• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка)
двигательная активность дома, а затем и в детском саду;
• ребенок всё охотнее взаимодействует с воспитателем в группе;
• нормализуется сон, как в детском саду, так и дома;
• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него
появляются новые достижения, которым он научился в саду;
• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный,сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения.
Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу, оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада,тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада, причем в
первую очередь, как правило, отрицательные эпизоды;
• начинается «общение в песочнице», разговоры с гуляющими мамами на детской
площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как
• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только
культурно-гигиенические, как умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо,
есть, и пить, раздеваться и одеваться и пр., но и поведенческие, навыки как
общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр. ;
• в общении с ребенком, и друг с другом, появляются слова «детский сад» и
Итак,чем же отличает родителей данный период:
• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности
ребенка (еда, сон, туалет);
• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
• многословность, задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями
из прожитого ребенком дня.
Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.
• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к физической и
Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение полугода.
На то, как будет протекать процесс адаптации,влияют следующие факторы:
2. Состояние здоровья;
3. Уровень развития навыков самообслуживания;
4. Умение общения с взрослыми и сверстниками;
5. Сформированность навыков у ребёнка предметной и игровой деятельности;
6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;
С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же;
В-третьих, дети данного возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к детскому саду, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный;
В-четвертых,дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад,ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т. д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью;
В-пятых, дольше привыкают дети,у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Причины, которые вызывают слезы у ребенка
• Тревога, связанная со сменой обстановки. Из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей
• Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
• Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
• Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:
— самостоятельно садиться на стул;
— самостоятельно пить из чашки;
— активно участвовать в одевании, умывании.
• Неумение занять себя игрушкой.
• Наличие у ребенка своеобразных привычек.
К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
Чего нельзя делать ни в коем случае
• Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
• Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
• Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже целый день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Способы уменьшить стресс ребенка
• необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры, прием пищи, соответствующий режиму ДОУ.
• впервые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. После 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять на целый день.
• каждый день необходимо спрашивать у ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления, обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ.
• Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
• В выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности.
• Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там.
Отдавая ребенка в ДОУ, родители могут столкнуться с трудностями
• в первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
• частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации.
• ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца.
• сами родители должны психологически быть готовы к посещению ребенком ДОУ. Спокойно относится к шишкам и синякам.
• как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к ДОУ – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддержать ребенка, помочь ему преодолевать трудности.
Как помочь ребенку снять
эмоциональное и мышечное напряжение?
В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.
• Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением —игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными. Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов, строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через 15-20 минут ребенок будет спокоен;
Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер
• Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.
Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению Социальная адаптация относится к разряду междисциплинарных научных понятий. Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в.
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению» (Советы врача) Консультация для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению» (советы врача) Адаптация — процесс развития приспособительных.
Особенности адаптации детей к ДОУ Аннотация. В статье рассматриваются основные педагогические условия, способствующие быстрой и эффективной адаптации детей третьего года.
Особенности адаптации детей в школе-интернате Поступление в школу-интернат вносит большие перемены в жизнь ребенка. Для его успешного обучения необходимо учитывать особенности адаптации,.
Консультация «Особенности дошкольного возраста и трудности социализации» В дошкольный возраст ребенок вступает, достаточно хорошо ориентируясь в привычной среде, умея обращаться со множеством доступных ему общественных.
Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 1 день. Знакомство родителей с воспитателем. Экскурсия по группе. Старайтесь не акцентировать внимание на ребенке.
Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу адаптации ребенка к дошкольному учреждению Сотрудничество детского сада и семьи по вопросу адаптации ребенка к дошкольному учреждению. В каком бы возрасте ребенок впервые не пришел.
Трудности адаптации пятиклассника к школе. Рекомендации родителям Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом… как если бы от этого зависела Ваша жизнь. Л. Кьюби. Переход ученика из начальной школы в среднюю.
Занятие педагога-психолога с детьми 2–3 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. В начале учебного года психологу детского сада приходится проводить большую работу по сопровождению адаптации детей к дошкольному учреждению.