в чем особенность ударения в русском языке
1.7. Ударение
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.
Логическое ударение | Словесное ударение (или просто ударение) | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. | это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле. Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей. 1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог. В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог. Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть. 2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог. Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты. 3. Именно ударение может: отличать одно слово от другого; быть показателем грамматической формы слова. 4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение. 5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться. Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка. 6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными. Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное. 7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными. Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть. Обычно варианты различаются сферой употребления. Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся). Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными). Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь. При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям. Ударение – особенности в русском языке, как ставить знакЧтобы устная речь была правильной и выразительной, важно уметь верно расставлять ударения. Для младших школьников это довольно трудная задача, справиться с которой легче, понимая значение ударений. Об особенностях русского ударения расскажет наша статья. ПонятиеВыделение голосом какого-то слова (словосочетания) во фразе, а в слове – определенного слога называется ударением. В устной речи выделение происходит при помощи повышения (усиления) голоса или эмоционального (выразительного) окрашивания. На письме при необходимости используется специальный знак ударения ( ́ черточка над ударным слогом), но чаще для удобства ударную гласную обозначают заглавной (большой) буквой. Подробнее рассмотрим первое. Именно оно вызывает больше всего сложностей, потому что ударение в русском языке всегда свободное. Выделяться в разных словах может любой слог: от первого до последнего (о́зеро, боло́то, река́). Для сравнения: во французском языке ударение фиксированное (падает только на последний слог). Даже заимствованные слова сохраняют место ударения (пальто́, жалюзи́). Для каждого русского слова существуют нормы верного или предпочтительного произношения (орфоэпические), которые надо просто запоминать. Например: в словах с «ё» ударение будет падать именно на эту гласную (исключая составные и заимствованные). Если при постановке ударения возникают сомнения, стоит свериться со специальными словарями (орфоэпический, словарь трудностей или ударений). Виды ударений в словеУдарение в словах бывает: В большинстве случаев ударение переходит на другой слог только в некоторых формах (до́м – до́ма (где), но дома́ (много) – дома́шний; но́мер – но́мера (чего), но номе́ра).
Назначение словесных ударенийЧтобы лучше понять, почему так важно использовать ударения, надо знать их функции: Первую роль ударение выполняет всегда, а вторую – только в случаях, когда нужно различать похожие слова. Также дополнительно называют экспрессивную задачу ударения: повышение образности (выразительности) устной речи за счет усиленного выделения слога в каком-то одном слове фразы (Хоть ра́з в жизни постарайся сделать все правильно!). Что мы узнали?Ознакомившись со спецификой русского ударения (свободное), мы узнали, каким оно бывает (постоянное, подвижное), какую роль выполняет в речи (произносительную, смысловую). Выяснили, как поставить ударение правильно (знать значение слова, свериться со словарем). Чтобы быстрее заучить верное произношение, важно чаще просматривать специальные словари. Особенности русского ударенияФонетические единицы языка (фонемы) ФОНЕТИКА Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковой строй речи. Фонема – единая мельчайшая, неделимая единица языка, служащая для складывания и различения значимых единиц языка – слов и морфем, например: дом – том – ром – сом – сам – там. Они создают внешнюю звуковую оболочку, что помогает отличать слова друг от друга. Ударение –это выделение одного слога в слове силой голоса. Ударение всегда падает на гласный звук. Особенности русского ударения: 1. В отличие от фиксированного ударения ряда языков, например, французского, польского, русское ударение является свободным.Это значит, что в пределах одного и того же слова оно может передвигаться с одного слога на другой, например: понять, понял, поняла. Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: атлас и атлас, замок и замок, мука и мука. 4. В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Такое ударение характеризуется как вариативное.Оба варианта соответствуют норме и являются правильными, например: баржа и баржа, творог и творог, одновременно и одновременно, ржаветь и ржаветь. В современной устной речи, публичных выступлениях, деловом общении довольно часто наблюдаются нарушения акцентологических норм русского языка. При этом неверная постановка ударения мешает восприятию смысла высказывания. Однако большей части ошибок в постановке ударения можно избежать, если понять и запомнить ряд акцентологических правил, относящихся к каждой части речи. Особенности русского ударенияСодержание:
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу! По этой ссылке вы сможете найти рефераты по русскому языку на любые темы и посмотреть как они написаны: Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны: Введение: Правильная постановка ударения в словах — необходимый признак культурной, грамотной речи. Раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения, называется акцентологией ( от лат.accentus – ударение и греч. logos – слово, учение). Ударение — своеобразный фонетический «паспорт» слова. Очень часто люди запоминают с детства слова с неправильным ударением. Со временем это крайне трудно поддается исправлению. В нашем языке вообще не существует четких правил ударения. Намного легче и быстрее запомнить особенности русского ударения в словах и использовать их на практике, чем постоянно бороться с неправильным произношением слов по привычке и осваивать заново речевые навыки. Специфика русского ударенияТрудности усвоения норм русского ударения связаны с его особенностями: Некоторые сложные слова, а также слова с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могут иметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение, условно обозначаемое знаком гравис ( ‘ ). Побочное ударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное — вторым (ближе к концу слова): кля‘твопреступле»ние, о‘колозе»мный, ви‘це-президе»нт. Обычно существует несколько вариантов произношения в зависимости от сферы употребления: Например, глагол заня»ться в прошедшем времени фиксируется в речи в трех вариантах: занялся» — основной вариант, заня»лся — дополнительный литературный вариант (допустим в неофициальном общении), за»нялся — встречается в просторечии, не рекомендуется для использования в литературном языке. Постановка ударения может зависеть от значения слова: Наибольшие трудности обычно вызывают иноязычные, книжные, устаревшие или, наоборот, только вошедшие в язык слова. Колебания наблюдаются также и в некоторых широкоупотребительных словах. Однако в языке существуют определенные модели постановки ударения в целых группах слов, хотя большинство из них действует лишь как тенденция, т.е. возможны различные отклонения, колебания внутри этой модели. Для облегчения запоминания постановки ударения приводятся группы слов с общими акцентологическими признаками. Так, запомнив одно из кратких страдательных причастий женского рода, например, занята» вы будете знать, как произносить более двадцати идентичных форм: заснята», отнята», поднята», начата» и т.д. Есть немало слов, произношение которых служит «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Неправильная постановка ударения не только затрудняет понимание, отвлекает слушателей, но и подрывает доверие к говорящему, заставляет сомневаться в его компетентности не только в области речевой культуры, но и в профессиональной деятельности. История изучения и развития русского ударенияВ языках мира используются различные акцентные системы: монотония (разные виды силового ударения), политония (музыкальное ударение, тон). В истории языка акцентные системы могут сменять одна другую: в большинстве славянских языков, в т.ч. русском, древнее музыкальное ударение изменилось на динамическое. Основы норм русского языка сложились постепенно, в течение XV-XVII в.в., можно считать, что и становление произносительной нормы совпало по времени с периодом возникновения основ русского литературного языка. До начала XVIII века русская письменность использовала церковнославянскую орфографию, в которой указывались все ударения, причём для этого (в зависимости от места в слове и его грамматической формы) использовалось несколько разных знаков. Современное русское произношениеСчитается, что современное русское произношение сформировалось на основе устной речи Москвы (московского просторечия), в которой нашли отражение особенности северных и южных русских говоров (диалектов). Этот процесс начался в XVIII в., когда Москва стала центром русского государства. Москва, являвшаяся в XVI в. экономическим и культурным центром, занимала территориальное положение на границе между северными и южными говорами. Именно это стало причиной того, что московская речь, которая объединила в себе особенности тех и иных наречий, стала восприниматься как образцовая. На базе этой речи сложились орфоэпические нормы, многие из которых являются действенными до сих пор. К XIX в. старомосковское произношение сложилось во всех основных своих чертах, которые определили многие нормы, в том числе и ударные нормы современного русского произношения. В связи со сложностями в изучении ударения в русском языке появляются акцентные варианты у слов. Существует несколько основных причин появления акцентных вариантов. Ложная аналогия. Неправильно произносят слова газопровод, мусоропровод по ложной аналогии со словом провод с ударением на предпоследнем слоге: газопро́вод, мусоропро́вод. Это неверно, так как в этих сложных словах ударение падает на последний слог (во второй части слова). Тенденция грамматикализации ударения — развитие способности ударения различать формы слов. Например, с помощью ударения разграничивают формы изъявительного и повелительного наклонения: пристру́ните, прину́дите, пригу́бите и приструни́те, принуди́те, пригуби́те. Смешение моделей ударения. Чаще эта причина действует в заимствованных словах, но может проявиться и в русских. Обычно трудности возникают со словами, заимствованными из греческого или латинского языков. Они часто похожи, но ударение ставится по-разному. Профессиональное произношение: и́скра (у электриков), компа́с (у моряков), мальчико́вый(у продавцов), прику́с, а́лкоголь, шпри́цы (у медиков) и т. п. Тенденции в развитии ударения. У двухсложных и трёхсложных имён существительных мужского рода наблюдается тенденция к переносу ударения с последнего слога на предшествующий (регрессивное ударение). У одних существительных этот процесс закончился. Когда-то произносили: тока́рь, конку́рс, насмо́рк, призра́к, деспо́т, симво́л, возду́х, жемчу́г, эпигра́фс ударением на последнем слоге. В других словах процесс перехода ударения продолжается до сих пор и проявляется в наличии вариантов. ЗаключениеТот факт, что для русского языка нельзя говорить о так называемом фиксированном ударении, означает по существу, что вместо одного-двух факторов выбор места ударения в русском слове определяется множеством факторов. Факторы эти и многочисленны, и многообразны. Сюда относится и принадлежность слова к той или иной акцентологической парадигме, и наличие в слове морфемы определенного типа: так, существуют всегда ударные префиксы, всегда ударные суффиксы и т.д. Важно и наличие акцентируемой финали; играет роль и тип контекста, стилистическое чутье в выборе варианта; существенной бывает и социальная принадлежность говорящего. Сказанное относится к словам русского лексического состава. Однако место ударения в заимствованных словах также определяется множеством аналогий и ассоциаций. Ударение слова в языке-источнике сложным образом налагается на ударение в ранее заимствованных словах или на исконные русские акцентологические модели. Возникающие новые ассоциации закрепляются в сознании – так, человек, услышавший впервые слова антаблемент и сигнарант, наверняка прочтет их с ударением на последнем слоге. Однако в словах иностранного происхождения тоже возможны разночтения, отклонения от рекомендуемой нормы, причем иногда довольно упорные. Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института. Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды. Особенности русского словесного ударения
1. Русское словесное ударение может быть охарактеризовано как силовое, или динамическое: ударный слог в слове отличается большей силой, напряженностью, а следовательно, громкостью. Этим признаком русское ударение отличается от музыкального ударения, когда ударный слог характеризуется изменением высоты тона (как, например, в китайском языке). 2. Вторая особенность русского ударения — его разноместность. Это значит, что ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему. Например, выпустить, домик, (начальный слог), дорога, столовая (срединный (второй) слог) дела, дорогой, распространять (конечный слог). Ударение не закреплено на определенном слоге. Такое ударение еще называют свободным. 3. Третьей особенностью русского ударения является его подвижность, т. е. возможность передвигаться с одного слога на другой при словоизменении. При этом в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением (96% русских слов), которое может всегда находиться или на основе (например, делать, делаю, делаем, делал и т.д.), или на окончании (например, статья, статьи, статье, статьям и т.д.). В словах с подвижным ударением происходит перенос ударения с одного слога на другой, с одной морфемы на другую. Обычно при подвижном ударении чередуется ударение на основе с ударением на окончании (например, сниму, снимешь, снимет, снимем, сняла, сняли и т.д.) При словообразовании наблюдаются те же закономерности, что и при формообразовании, то есть ударение в производном слове может быть на той же морфеме, что и в производящей основе. Например, в словах книга – книжка – книжный, сохраняется ударение на корневой морфеме. В других словах при образовании родственных слов ударение может падать на разные морфемы. Например, в словах глухой – глухость ударение подвижное. Слабое и побочное ударение Некоторые слова могут иметь ударение более слабое, чем обычное ударение в самостоятельных словах. Такое ударение называется слабым. Такое ударение могут иметь некоторые двусложные и трёхсложные предлоги и союзы (например, около дома, если сможешь), относительные слова (письмо, которое прислали), простые числительные (два часа), некоторые местоимения (он приехал). В некоторых сложных словах, может быть несколько (как правило, два) ударений, одно основное, а второе побочное. Побочное ударение встречается у сложных и сложносокращенных слов, а также слов с некоторыми приставками, например, послеобеденный, водонепроницаемый, старорусский. Клитики Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам и образуют вместе с ними одно фонетическое слово. Например, на горе, за окном. Такие слова без ударения называются клитиками. Клитика –это слово, грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитики в фонетическом слове могут размещаться до основного слова или после него. Слова, которые присоединяются к последующему слову, называются проклитиками; например, под дом, от нас. Слова же, которые присоединяются к предшествующему слову, называются энклитиками; например: стать бы, дай же. Проклитики и энклитики не имеют ударения. Вместе с тем энклитикой может стать и самостоятельное слово, если при сочетании его с предлогом происходит перетягивание ударения на предлог: [заг]ород, [подн]осом, [наб]ок, [подг]ору. В этом случае самостоятельное слово теряет ударение. На доро́ге, за́ угол, сходи́ть бы, иди́ же, и́з лесу Функции русского ударения Ударение в русском языке выполняет несколько функций: 1. Ударение организует цепочку слогов в целое фонетическое слово, задаёт границы слова в речевом потоке. В этом случает говорят о словоорганизующей и словоразграничительной функции ударения. 2. Ударение является дополнительным средством различения смысла слов. В этом случае говорят о смыслоразличительной функции ударения. При помощи ударения могут различаться: а) целые лексемы (замок и замок); б) формы одного и того же слова (руки и руки); в) случайно совпавшие формы разных слов (полки и полки). 3. Ударение может выполнять стилистическую функцию. Удареним отличаются варианты слов: а) общеупотребительный и профессиональный (компас и компас); б) литературный и просторечный (квартал и квартал); в) литературный и народнопоэтический (шёлковый и шелковый); г) современный и устаревший (музыка и музыка). Синтагма и фраза Фонетические слова составляют следующую по величине фонетическую единицу, синтагму. Синтагма– это последовательность одного или нескольких фонетических слов, ограниченная паузами. Если в синтагме несколько фонетических слов, то одно из них имеет более сильное словесное ударение, чем в других словах синтагмы. Как правило, ударение падает на последнее слово в синтагме. Такое ударение называется синтагматическим. Максимальная длина синтагмы – 3-4 фонетических слова, после них делается вдох и образуется синтагматическая пауза. Одна или несколько синтагм объединяются в законченное по смыслу высказывание. Такой комплекс называется фразой. Фраза объединяется фразовым ударением и завершается фразовой паузой, которая длительнее, чем синтагматическая пауза. Фраза также имеет фразовую интонацию. Интонация – это совокупность просодических характеристик предложения: тона (повышения/понижения тона голоса), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей произнесения. Основными интонационными средствами являются тональные средства. Движение тона голоса (повышение и понижение) на протяжении синтагмы называется тональным контуром. В русском языке выделяют 6 тональных контуров, иначе называемых интонационными конструкциями (ИК). Интонационная конструкция – это устойчивая схема движения тона в пределах фразы, которая выражает типовые значения предложений. Каждая ИК имеет центр, то есть слог, на который падает синтагменное или фразовое ударение. Кроме центра, в синтагме выделяют предцентровую и постцентровую части. Например, В русском языке выделяют 7 интонационный конструкций
|