в чем особенность романа эпопеи

Русская литература. 10 класс

Жанр роман-эпопеи

в чем особенность романа эпопеи. Смотреть фото в чем особенность романа эпопеи. Смотреть картинку в чем особенность романа эпопеи. Картинка про в чем особенность романа эпопеи. Фото в чем особенность романа эпопеи

Роман-эпопея — жанровая разновидность эпического произведения, обладающая чертами романа и эпопеи, с особой полнотой охватывающая исторический процесс, имеющая многослойный сюжет, повествующая о судьбах многих людей и событиях исторического масштаба.

Исследователи указывают, что произведениям этого жанра в равной мере присущи черты двух жанров — романа и эпопеи.

в чем особенность романа эпопеи. Смотреть фото в чем особенность романа эпопеи. Смотреть картинку в чем особенность романа эпопеи. Картинка про в чем особенность романа эпопеи. Фото в чем особенность романа эпопеи

Эпопея (др.-греч. ἐποποιΐα, из ἔπος — «слово, повествование» и ποιέω — «творю») — крупное эпическое произведение о выдающихся национально-исторических событиях.

Эпопея — крупный эпический жанр, зародившийся в устном народном творчестве.

в чем особенность романа эпопеи. Смотреть фото в чем особенность романа эпопеи. Смотреть картинку в чем особенность романа эпопеи. Картинка про в чем особенность романа эпопеи. Фото в чем особенность романа эпопеиФольклорные эпопеи представляли собой повествование героического характера об исторических или мифологических событиях общенационального масштаба и имели, как правило, поэтическую форму (индийская «Махабхарата», германская «Песнь о Нибелунгах»).

Литературные эпопеи возникают значительно позже фольклорных.

в чем особенность романа эпопеи. Смотреть фото в чем особенность романа эпопеи. Смотреть картинку в чем особенность романа эпопеи. Картинка про в чем особенность романа эпопеи. Фото в чем особенность романа эпопеиПервоначально эпопея — это большое стихотворное произведение, где действующими лицами являются люди и боги и описываются кровопролитные войны («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Энеида» Вергилия и др.). В этих эпопеях особая композиция: они разделены на несколько относительно самостоятельных частей (песен, глав), каждая из которых имеет собственную завязку, кульминацию и развязку. Значительно позже черты эпопеи появляются в прозаических произведениях («Мёртвые души» Н. В. Гоголя).

В ХIХ веке появляется жанр романа-эпопеи, где становление и развитие характера героя тесно связано и во многом определяется общенародными по значимости событиями, а сюжет развивается по законам романного действия. Обычно к жанру романа-эпопеи относят произведение «Война и мир» Л. Н. Толстого (схема 22).

в чем особенность романа эпопеи. Смотреть фото в чем особенность романа эпопеи. Смотреть картинку в чем особенность романа эпопеи. Картинка про в чем особенность романа эпопеи. Фото в чем особенность романа эпопеи
Схема 22. «Война и мир» Л. Н. Толстого как роман-эпопея

Действие произведения охватывает 15 лет (с 1805 по 1813 год, в эпилоге — 1820 год), включает описание двух войн, рассказывает о почти 600 действующих лицах, среди которых есть и реальные, и вымышленные персонажи. Масштабность повествования, отражение в произведении жизни целой нации, всех её сословий, судьбы государства в переломную для России эпоху — всё это черты эпопеи. Круг проблем, затронутых Л. Н. Толстым в «Войне и мире», необычайно широк. Писатель ставил своей задачей «захватить всё»: причины военных неудач в 1805— 1807 годах, роль личности в истории, суть исторического процесса, народный подвиг в войне 1812 года, роль дворянства в государственной жизни, проблему женской эмансипации и т. д. Автор сумел показать и великосветские рауты, и развлечения «золотой» молодежи, и парадные обеды с балами, и охоту. А рядом с этим — бунт богучаровских крестьян, преобразования Пьера Безухова в деревне. Место действия неоднократно меняется: Петербург, Москва, Лысые Горы, Отрадное, Австрия, Россия. Весь этот материал связан общей идеей, которую сам автор определял как «мысль народную».

Источник

Что такое роман-эпопея

Содержание статьи

в чем особенность романа эпопеи. Смотреть фото в чем особенность романа эпопеи. Смотреть картинку в чем особенность романа эпопеи. Картинка про в чем особенность романа эпопеи. Фото в чем особенность романа эпопеи

Жанр романа-эпопеи родился из объединения романа и эпопеи. Разобравшись в особенностях этих жанров, можно наиболее четко понять что из себя представляет этот жанр-гибрид.

Что такое роман?

Предметом внимания любого романа является личность главного героя, переживающего сложный, необычный период жизни. Как правило, это большое по объему произведение с началом, кульминацией и развязкой, в котором изменения личности ведущих персонажей происходят как ответ на сложившиеся обстоятельства. Сами обстоятельства находятся на втором плане и служат «игровой площадкой», в то время как основное внимание уделяется именно личности героя.

В мировой литературе одним из первых и наиболее чистых образцов романа принято считать роман «Золотой осел» Апулея. В отечественной же литературе начало роману было положено Фаддеем Булгариным и его произведениями «Иван Выжигин» и «Петр Иванович Выжигин», написанным в конце двадцатых годов XIX века.

Что такое эпопея?

Жанр эпопеи во многом схож с жанром романа. Он имеет ту же структуру и, как правило, большой объем, однако есть одно принципиальное отличие. Если в романе внимание сфокусировано на личности и характере главного героя, то в эпопее предметом внимания служат значительные исторические или фантастические события и их развитие с течением времени. Наличие одного или нескольких героев в эпопее не исключается, но они оттеснены на второй план, так как первостепенной задачей является рассказ о масштабных событиях, причинах их возникновения, развитии и завершении.

Классическими примерами эпопей являются древнешумерский «Эпос и Гильгамеше», а также скандинавские саги «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда».

Особенности жанра роман-эпопея

Роман-эпопея имеет черты обоих жанров и в их гармоничном объединении заключается основная сложность его написания. В его тексте объединяются жизненный путь и личностные изменения героев с описанием и анализом крупных исторических событий. Эти процессы влияют друг на друга и в тексте им уделяется равное внимание, при этом главными героями являются сразу несколько персонажей. Такая структура произведения хорошо видна в «Одиссее» Гомера, которую принято считать одним из первых примеров романов-эпопей. В ней Гомер описывает и фантастическое путешествие Одиссея, которое является самостоятельной сюжетной единицей в этом произведении, и судьбу самого царя Итаки, а также его жены Пенелопы, прямо связанных с этим событием.

В отечественной литературе яркими примерами романов-эпопей являются роман Л.Н. Толстого «Война и Мир», в котором описываются судьбы нескольких семейств во время войны с Наполеоном, а также «Тихий Дон» Шолохова, посвященный жизни донских казаков в эпоху Октябрьской революции и Гражданской войны.

Источник

В чем особенность романа эпопеи

Эпопея – основной литературный жанр крупной прозы, тесно связанный с историческими или псевдоисторическими событиями, как правило, жанр включает в себя ряд крупных событий в реалиях выбранного мира, на котором и завязан сюжет; то есть в плане эпопеи мы можем говорить о том, что – в отличие от романа – здесь делается упор на взаимоотношениях героя с обществом, с участием героя в каких-либо событиях национального или мирового масштаба.

Жанр тесно связан с величием народа, который выбран в основу: недаром изначально эпопея пошла от великих сказаний, боевых подвигов и легендарных воинов. Цель эпопеи показать становление личности героя на фоне крупных событий, часто – на фоне войны. Однако нельзя забывать о том, что хоть любой жанр и приветствует максимальную реалистичность (это связано больше с желанием отразить жизнь как она есть в произведениях, добиться от читателя погружения в реальность, ассоциативность с главным героем), тем не менее, не малую роль играют и вымышленные миры и события. Главное тут просто учитывать основные принципы и цели жанра.

Ключевые особенности жанра:

• наличие крупных исторических или псевдоисторических событий;

• стиль в этом жанре нарочито вычурный, пафосный, возвышенный – призванный показать всю значимость событий, отразить национальные подвиги и стремления;

• обычно в эпопее не принято углубляться в прошлое и будущее героев, «история твориться здесь и сейчас», а всё остальное может подождать;

• нередко эпопея стремиться показать всю абсурдность (иногда в разрезе комических намёков) построения общества, неравенства и угнетения в нём отдельных классов.

Примечание: существует также гибрид между двумя этими жанрами – роман-эпопея (классический пример «Война и мир» Л.Н. Толстой), где в равной мере отражены основные черты и романа, и эпопеи, то есть пристальное внимание уделяется как личности самого героя, так и масштабным событиям мира.

Источник

О жанре романа-эпопеи

В. Соболенко, Жанр романа-эпопеи (Опыт сравнительного анализа «Войны и мира» Л. Толстого и «Тихого Дона» М. Шолохова), М., «Художественная литература», 1986, 205 с.

К настоящему времени литературоведением установлены многие важнейшие черты современной эпопеи: она воплощает в себе мысль народную, повествует о жизни народа в переломные моменты истории, показывает его прошлое и настоящее, предсказывает будущее. Жизнь героев эпопеи теснейшим образом связана с историей, значительные события в жизни общества и судьба человека взаимосвязаны и взаимообусловлены, семья предстает в эпопее носителем социального и исторического.

Каждый из современных исследователей романа-эпопеи относит к этому жанру различные книги, но среди них всегда называют «Войну и мир» и «Тихий Дон». В. Соболенко поставил перед собой задачу, исследуя эти классические образцы, установить закономерности жанра.

Рассматривая работы многих советских литературоведов, он приходит к заключению, что обычно «внимание исследователей сосредоточено на выяснении особенностей идейно-тематической направленности нового жанра в целом… на специфически эпопейных чертах анализируемых произведений» (стр. 6, 7).

Однако, считает В. Соболенко, «Война и мир» и «Тихий Дон» «как художественные структуры сложились на пересечении двух типов художественного мышления – эпопейного и романного. Все возможности двух этих типов познания действительности в новом жанре были переосмыслены применительно к новой исторической практике и синтезированы под углом зрения особой творческой задачи. И в ее решении романный инструмент познания истории играл не меньшую, если не большую, роль, чем эпопейный» (стр. 7).

По сути дела, вся книга В. Соболенко представляет собой развернутое доказательство этого положения.

Любопытная деталь: выписав из статьи П. Бекедина, утверждающего примат эпопейного начала, ряд высказываний Л. Толстого о том, что «Война и мир» – не роман, В. Соболенко добавляет, что обстоятельный и конструктивный разговор П. Бекедина об эпосе был бы полнее, если бы учитывал и такие утверждения Л. Толстого: «Мы пишем выдумки, роман, а не военную историю», «Андрей Болконский – никто, как и всякое лицо романиста» (подчеркнуто В. Соболенко) и др. Комплексный анализ высказываний приводит исследователя к заключению, что писатель, определяя жанр своего произведения, держал в поле зрения оба понятия – роман и эпопею: «Это как Илиада» и «Мы пишем выдумки, роман» (стр. 93).

Важнее, однако, что положение о романном характере двух •великих эпопей доказывается в книге пристальным их анализом. Названия глав «Мысль семейная» и «Мысль историческая» указывают основные направления этого анализа, завершается же книга главой «Стиль» – попыткой раскрыть диалектику единства содержания и формы, своеобразие «эпопейного стиля». Наряду с заявленными в названии работами рассматриваются такие значительные произведения, как «Последний из удэге» А. Фадеева, «Потерянный кров» Й. Авижюса, «Полесская хроника» И. Мележа, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси, в той или иной мере подключаются к доказательству и книги многих советских и зарубежных авторов. Это придает анализу основательность и необходимую перспективу.

В. Соболенко отмечает многочисленные случаи неоправданного употребления термина «роман-эпопея», своеобразное стремление закрепить за ним оценочное значение (такое расширение содержания конкретного эстетического термина приводит к отрицанию рядом специалистов его правомерности). Несмотря на то, что художественные открытия Л. Толстого и М. Шолохова имеют всепроникающий характер, оказывают воздействие на писателей, работающих в различных жанрах, В. Соболенко доказывает необходимость различать роман-эпопею (основные художественные принципы «Войны и мира» и «Тихого Дона», по мнению критика, в значительной мере воплощены в названных выше книгах И. Мележа и Й. Авижюса, а также в «Последнем из удэге» – романе, создававшемся одновременно с «Тихим Доном») и внешне сходные образования панорамного романа – семейно-бытовой эпос («Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси) и собственно эпопею, стремящуюся запечатлеть важнейшие события в их целостности («Хождение по мукам» А. Толстого, «Жан-Кристоф» Р. Роллана, «Севастопольская страда» С. Сергеева-Ценского, «Порт-Артур» А. Степанова, трилогия К. Федина, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Блокада» А. Чаковского, «Сибирь» Г. Маркова и др.)- В отношении «Жизни Клима Самгина» Горького критик проявляет непоследовательность: в одном случае рассматривает книгу наряду с «Хождением по мукам» в качестве родоначальника собственно эпопеи – того типа советского романа, «где классически разработан именно хроникальный принцип исследования истории» (стр. 101), в другом случае выделяет в отдельный подвид – историко-философский эпос (стр. 132). Главную содержательную задачу романа-эпопеи В. Соболенко видит не во всеохватности изображения эпохи, а в показе зарождения нового в жизни и фиксации исторического опыта в глубинах народной психологии. Вот почему поиск – специфичная для романа-эпопеи сюжетная форма раскрытия характера героя, вот почему роман-эпопея рождается в тех случаях, когда само время, описываемое в романе, носит поисковый характер.

Здесь необходимо оговорить одно обстоятельство. «Война и мир» и «Тихий Дон» с момента их появления неизменно привлекают пристальное внимание исследователей литературы, и многие важные художественные особенности их так или иначе уже отмечали.

Хотя, как мы покажем далее, книга В. Соболенко и содержит интересные наблюдения над художественным текстом, для него важно выявление связи тех или иных элементов сюжета, композиции, концепции личности с закономерностями жанра: «Установка на порой заблуждающегося, но постоянно ищущего героя вообще отличительная черта романа-эпопеи, и в «Войне и мире» она заявлена как качество жанра» (стр. 98).

Сопоставляя образы Пьера и Наташи с героями романов крупнейших писателей – современников Л. Толстого, исследователь фиксирует, что у Тургенева и Чернышевского показаны в значительной степени «готовые», сформировавшиеся люди, а в толстовской эпопее процесс формирования – главное для писателя.

В связи с этим следует характерное для рецензируемой книги заключение: «…мы вовсе не имеем в виду выяснить, кто «лучше», а кто «хуже». Речь идет о различии в способах типизации, которое следует учитывать при определении жанра» (стр. 99).

Поисковая ситуация в обществе, поиск героем своего места в меняющейся жизни – все это в полной мере обнаруживается и в революционном разливе «Тихого Дона», и в «Полесской хронике» И. Мележа, герой которой, Василь Дятлик, – один из многих крестьян, драматически-напряженно меняющих ценностные ориентиры, вырабатывающих новое отношение к жизни накануне и в начале коллективизации белорусской деревни.

Особый интерес исследователя к семейной теме вполне оправдан, ибо, как он справедливо считает, роман-эпопея выходит на проблемы большой истории через быт, историческая новь не только формирует новую семью, но и сама готовится всей системой национальных отношений. Но здесь хочется высказать следующее замечание.

Неоднозначность завершения семейной темы в «Войне и мире» диктуется и тем, что яростный спор между Пьером Безуховым и Николаем Ростовым, вынесенный в эпилог, предсказывает, как далеко разведут их события 14 декабря 1825 года. И это – еще одно доказательство правоты пронизывающего книгу В. Соболенко утверждения, что роман-эпопея по сути своей – пролог, произведение о будущем.

Не имея возможности в рамках рецензии подробно анализировать все стороны книги, попробуем суммировать некоторые из наблюдений автора. Герой романа-эпопеи, как правило, рядовой представитель своего класса или прослойки; и вымышленные, и реальные исторические герои – одинаково романные персонажи. Для сюжета романа-эпопеи характерна сконцентрированность во временных и географических координатах, ибо, не ставя задачу исчерпать событие, художник отбирает материал по романному принципу – необходимый для раскрытия характера героя. Жанр избегает уникальных ситуаций, отказывается от авантюрных элементов сюжета. Успешно используются ситуации, когда герои поправляют и дополняют друг друга. В событийной части в определенный момент происходит спад напряжения, на авансцену выступают глубинные связи человека с миром. Композиция, как правило, носит «кольцевой» характер, события «окольцованы» бытом: традиционно романный (бытовой) зачин, раскрывающий глубины национального характера; семейно-бытовой сюжет «пересекается» большим историческим событием. Традиционная развязка отсутствует, но с точки зрения задач, стоящих перед романом-эпопеей, финал органичен: завершены искания героем своего места в историческом перевороте, завершен и эпос.

Обобщая конкретные наблюдения, В. Соболенко выделяет следующие черты стиля романа-эпопеи: прозаичность повествования об обычном в жизни обычных людей и одновременно о больших событиях истории; многозначность и незавершенность ситуации, отсутствие категоричности в выводах и сценах – типично романная «форма «включения» читателя в творчество большой истории» (стр. 202); выведение (с помощью системы художественных приемов) читателя из потока событий, способствующее масштабной оценке совершающегося в романе.

В сопряжении этих ведущих стилевых идей исследователь справедливо видит одну из важнейших причин того, что в романе-эпопее «сохраняется поистине библейская обстоятельность в художественном воссоздании основ народной жизни и снимается статичность и гомеровская идеализация, точнее сказать – неприкосновенность минувшего» (стр. 202).

Как бы следуя логике романа-эпопеи, критик ведет своего читателя от наблюдения к наблюдению, делая его «соавтором» своих выводов. Выявив черты стиля «Войны и мира», специфические для данного жанра, исследователь сопоставляет с ними аналогичные по функции свойства «Тихого Дона» и других книг, постоянно «укрупняя» итоги такого рассмотрения. При этом отвергается нормативность стиля, В. Соболенко не занят поиском внешне похожих структур, ибо «роман-эпопея, подобно живому организму, не просто обновляет себя в равном количестве и качестве, а развивается дальше в направлении, определенном специфичными для жанра художественными идеями» (стр. 179).

Вот как прослеживается, например, использование приемов «выведения» читателя из потока событий. В «Войне и мире» уже на первых страницах фиксируется комическое, которое выступает не в поступках действующих лиц, а в «диалектике авторского отношения» 3 – ироническом авторском комментарии, создающем впечатление, что перед нами не просто люди (особенно когда речь идет об отрицательных персонажах), а двойники: один действует, второй воплощает подлинную суть поведения первого. Так вводится представление о многозначности каждой конкретной ситуации и подготавливается появление историко-философских отступлений, опять-таки не категоричных, предлагающих читателю не просто воспринять информацию, а задуматься. В «Тихом Доне» задачу «выведения» выполняет своеобразный эпический параллелизм: при всей полифункциональности вторгающихся в действие описаний природы (прежде всего Дона – то бешено ревущего, то умиротворенного) их роднит некая надмирность, позволяющая увидеть происходящее в более широком контексте.

В «Последнем из удэге» многоаспектность событий подчеркивается перекрестным комментированием одних и тех же фактов различными персонажами. В книгах И. Мележа и Й. Авижюса исследователь обнаруживает склонность к устранению авторского опосредования, но и здесь эта стилевая тенденция не исчезает: в «Потерянном крове» ощутима антитеза между происходящим и должным, в «Полесской хронике» – между желанной для героя однозначностью ситуации и постоянным опровержением ее в ходе самой жизни. Кроме того, – и это отмечается как продуктивная тенденция, – дополнительная подсветка происходящего осуществляется активным использованием фольклорных конструкций, герой как бы проецирует конкретную ситуацию на предшествующий народный опыт.

Аргументация исследователя обычно убедительна, но иногда чрезмерная увлеченность подводит его. Так, рассматривая работу Л. Толстого над вступлением к «Войне и миру», он отмечает, что писатель отказался от вариантов, соответствующих канонам героического эпоса и исторического романа, что в итоге «и в помине нет многочисленных «было», «был», «были», нет «времени», о котором автор собирается писать, нет, естественно, и его обобщенной характеристики, начисто изгнано и пресловутое «пишу», то есть автор лишает безоговорочно себя и читателя права быть обозревателем. Нас сразу же захватывает поток действия, коловерть не героических, не исторических, а самых житейских, прозаических дел» (стр. 150 – 151). Вывод о погружении в обыденность, в поток действия верен, но указания на временную дистанцию, пусть и немногочисленные, все-таки во вступлении наличествуют: «Так говорила в июле 1805 года известная Анна Павловна Шерер…»; «…грипп был тогда новое слово, употреблявшееся только редкими»; «…говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды…»; Пьер был «в очках, светлых панталонах по тогдашней моде…».

Однако это частности. В целом же многоаспектный анализ, выполненный В. Соболенко, является существенным вкладом в осмысление поэтики одного из самых молодых и развивающихся – «неготовых», по терминологии М. М. Бахтина, – жанров. И хотя неисчерпаемость шедевров нашей классики еще не раз приведет исследователей к рассмотрению «Войны и мира» и «Тихого Дона», на повестку дня становится дальнейшее обстоятельное изучение современного романа-эпопеи, жанровая суверенность которого убедительно подтверждена рецензируемой книгой.

Источник

Жанровое своеобразие романа “Война и мир”

Эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» – сложное и многогранное произведение. В нем переплетаются судьбы и события, эпоха и целые жизни. С точки зрения художественности данного произведения можно найти множество вопросов и поводов для размышления. Один из них – жанровое своеобразие романа «Война и мир».

Жанровые особенности произведения

Л. Н. Толстой и сам говорил о том, что произведение сложно причислить к какому-либо из жанров, что он задумал воплотить идею так, как видит он, независимо от жанра. В итоге произведение «Война и мир» получилось очень сложным и разнообразным по жанровой стилистике. Стилистическое мастерство Толстого недаром вызывало восхищение многих мастеров слова. «Война и мир» – один из самых сложных и мастерских произведений во всей мировой литературе.

Особенности произведения заключаются в том, что в нем собрано несколько жанров. Толстой уделял огромное внимание историческим нюансам, старался воспроизвести их максимально точно, но при этом не преследовал чисто исторических, мемуарных целей. Для него было важно создать художественный образ, показать историю такой какой она была, но под определенным ракурсом, который отвечал бы идее произведения.

На основе реальных исторических явлений, Толстой создает художественный вымысел, художественный образ, за счет которого имеет возможность подлинно изображать человека в сложных жизненных ситуациях, делать это процессуально и объемно. Также автор делает сюжет не односложным, а многолинейным. Он охватывает судьбы множества людей, связывая их в единую нить повествования. На первом плане произведения оказывается человек. А жанры сливаются в одну большую эпопею, образовывая совершенно уникальное и своеобразное произведение.

Исторический роман

Нельзя однозначно признать «войну и мир» историческим романом. Лев Николаевич старался изображать исторические события и лица максимально подлинно, он собирал все возможные справки и документы, беседовал с участниками событий, использовал собственный опыт и знания. Но тем не менее, историческая точность стала лишь фоном для художественного образа.

Социальный роман

В «Войне и мире» есть признаки социального романа. Толстого очень волнуют вопросы, связанные с устройством общества. Он исследует взаимоотношения людей внутри одного социального класса и между разными слоями общества. Для него важно показать не только душу одного человека, главного героя, а понять душу целого народа.

Философский роман

Наряду с сюжетной повествовательной линией, Толстой вводит в роман множество лирических отступлений и философских размышлений. В романе рассматриваются и общечеловеческие философские проблемы, и роль личности в ходе масштабных мировых событий. Философские размышления автора находят место на страницах его художественного произведения. Толстой отвергает роль личности Наполеона как великого полководца. Он утверждает, что такие события вершат стечение обстоятельств и целые нации, а самого Бонапарта сравнивает с ребенком, который дергает бахрому в повозке, но думает и даже искренне верит, что управляет повозкой.

Жанровое своеобразие «Война и мир» только подтверждает величие романа. В нем соединяются вместе множество аспектов. Благодаря кропотливой работе мастера слова, эпопею действительно можно считать одним из величайших произведений русской и мировой литературы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *