в чем особенность нравственной проблематики пьесы арбузова жестокие игры
В чем особенность нравственной проблематики пьесы арбузова жестокие игры
Татьяна Халина запись закреплена
Нравственная проблематика пьесы А. Арбузова «Жестокие игры»
Алексей Николаевич Арбузов — известный современный драматург. Его произведениям свойственна полная высокого благородства нравственная атмосфера и актуальность. Пьесы Арбузова хорошо известны зрителю. Они всегда широко шли и идут сейчас на сценах отечественных и зарубежных театров. Одной из лучших среди них является пьеса «Жестокие игры».
По словам самого Арбузова, эта пьеса «об ответственности любого из нас за того, кто рядом», о зависимости людей друг от друга, когда иное неосторожное движение, слово могут оказаться губительными»
Первые несколько действий в «Жестоких играх» разворачиваются в Москве, в старом доме на Тверском бульваре, в несколько запущенной трехкомнатной квартире, в которой обитает двадцатилетний парень Кай Леонидов. В этой квартире он живет один, но она постоянно полна людей, не всегда близких и даже знакомых Каю.
Есть у Кая и отец. У него тоже новая семья, сын недавно родился, с Каем он не видится. Так что парень совершенно одинок, его судьба по-настоящему мало кому интересна. Еще на втором курсе юридического, он бросил учебу. Кай говорит, что никого не любит, даже мать. Он увлекается живописью, но признается, что ничего не умеет.
Выбор такого имени для него не случаен. Герой ар-бузовской пьесы и на самом деле напоминает холодного мальчика из известной сказки Андерсена. Он разочарован во всем, жизнь его пуста и бессмысленна, он безразлично относится к окружающим, ему никого не жалко.
Неожиданно на его пороге появляется девушка Неля, которая намерена у него поселиться на некоторое время. Ей некуда деваться, у нее нет московской прописки. Неля уже два месяца в Москве. Она не поступила в медицинский институт, но домой возвращаться не хочет, так как ненавидит своих родителей. Они воспитывали ее в строгости, следили неотступно, перечеркнули юность. Оказавшись однажды на свободе, Неля «в бездну кинулась», забеременела, родители заставили ее избавиться от ребенка, после чего она и убежала из дома. Любимый предал Нелю, и не раз еще она в своей жизни сталкивалась с изменой и предательством. Неля ищет в жизни настоящей нежности и дружбы и не находит.
За крышу над головой девушка готова выполнять у Кая всю работу по дому, готова даже спать с ним.
Неля постепенно сближается с Никитой, приятелем Кая, который часто появляется в его доме. Но едва ли Нелю с Никитой связывает взаимная любовь. Никита Нелю «обманом склонил», дал понять, что она обязана за угол, который занимает. «Негодяй он, вот кто»,— говорит о нем Неля. Никита некогда говорил девушке красивые слова, а теперь пренебрежительно относится к ней и, играя на его чувствах, она придумывает миф о своей беременности. Неля надеется пробудить к себе подлинный интерес, увидеть со стороны Никиты заботу, внимание. Она ведет с ним жестокую игру.
У Никиты родственников не счесть, но каждый из них живет своей жизнью. У всех членов семьи свои интересы. Это псевдосемья, в которой все безразличны друг другу. Никите, наверное, не у кого было учиться любить, потому он так и безразличен к Неле, которая сбегает от него в Сибирь, к Мишке Земцову.
Его появление всколыхнуло привычную жизнь в доме Кая. Мишка — двоюродный брат Кая, старше его на десять лет, врач, оптимист, играет на гитаре, неплохо поет. Мишка живет в Сибири, в Москве он только на одну ночь. Недавно у него родилась дочь, о чем он с радостью сообщает брату.
Автор переносит действие пьесы в Западную Сибирь, в поселок нефтеразведочной экспедиции, где живет Мишка и куда он возвращается от Кая. Порядка в его доме нет, женской руки не видно, хотя жена есть. Она старше Мишки, родила ему дочь только в тридцать девять лет. Маша — не домашняя женщина. Не так много времени прошло после родов, а ей уже скучно сидеть дома, ее тянет в экспедиции. Она не хранительница семейного очага и далека от того, чтобы окружать своих близких теплом, лаской, заботой. Ребенок, связывающий Машу, ей в тягость. «Геолог я, а все остальное потом!» — говорит она. У Земцовой сын в армии, но за месяц она ни разу не написала ему. Мишка любит ее, и в этом его беда. Только после смерти мужа она понимает, что «пробежала мимо счастья», недодала самым близким на свете людям внимания и любви.
Неля, обиженная Никитой, внезапно исчезает из дома Кая и отправляется именно к Мишке в Сибирь. Неля — находка для Маши, потому что она, в отличие от Земцовой, любит детей. Маша без колебаний отправляется в экспедицию, оставляя ребенка на чужого и незнакомого ей человека. Когда Неля приносит Маше Лесю проститься, та удивляется. Она не испытывает к дочери настоящей материнской привязанности, а Мишу не любит. Спокойно она оставляет его в одной квартире с Нелей. «К людям ты неосторожна,— упрекает ее Земцов. — Игры много, Машенька, и на людей как-то не оглядываешься, не берешь на заметку».
В Москве же только после исчезновения Нели заметили, каким ценным она для них была человеком. «Беда, Кай Юлий,— говорит Никита,— слова нужного не подберу».
Неля добрая и заботливая, но проявляет жестокосердие, украв Машиного ребенка. Сбежавшая из Сибири вместе с Лесей Неля неожиданно пробуждает в душе Никиты жалость. Никита, конечно, узнав о ребенке, струсил. Он всерьез опасался, что это его дочь, и что ему придется как-то отвечать за свой поступок. Растерянность овладела Никитой. Слова Нели о том, что Леся не от него, потрясли Никиту. Он грубо отталкивает Нелю, а Терентий, испытавший к ней в этот миг огромную жалость и нежность, неожиданно делает ей предложение. В финале пьесы Никита меняет отношение к Неле и к жизни вообще.
У Терентия очень напряженные отношения с отцом, который всячески хочет заслужить расположение сына, раскаявшись через много лет после содеянного. Некогда он пил нещадно, с пятилетнего возраста Терентия на улицу выгонял, и тот до утра от страха просиживал в сарае. Мать Терентия от его истязаний и умерла.
Между Каем, Никитой и Терентием нет настоящей дружбы. «Приходим просто — и все»,— говорит Терентий. Не видит особого смысла в общении с приятелями ни Никита, ни Кай.
Отношение родителей к Неле, к Каю, отца к Терентию, Маше Земцовой к Мишке, самих ребят друг к другу, Нели к украденному ребенку и его матери — все это жестокие игры. Эти игры очень опасны и губительны для человека, они разрушают его, лишают нравственной сущности его существование. Об этом пьеса Арбузова «Жестокие игры».
Нравственная проблематика пьесы А. Арбузова «Жестокие игры»
Алексей Николаевич Арбузов — известный современный драматург. Его произведениям свойственна полная высокого благородства нравственная атмосфера и актуальность. Пьесы Арбузова хорошо известны зрителю. Они всегда широко шли и идут сейчас на сценах отечественных и зарубежных театров. Одной из лучших среди них является пьеса «Жестокие игры».
По словам самого Арбузова, эта пьеса «об ответственности любого из нас за того, кто рядом», о зависимости людей друг от друга, когда иное неосторожное движение, слово могут оказаться губительными»
Первые несколько действий в «Жестоких играх» разворачиваются в Москве, в старом доме на Тверском бульваре, в несколько запущенной трехкомнатной квартире, в которой обитает двадцатилетний парень Кай Леонидов. В этой квартире он живет один, но она постоянно полна людей, не всегда близких и даже знакомых Каю.
Есть у Кая и отец. У него тоже новая семья, сын недавно родился, с Каем он не видится. Так что парень совершенно одинок, его судьба по-настоящему мало кому интересна. Еще на втором курсе юридического, он бросил учебу. Кай говорит, что никого не любит, даже мать. Он увлекается живописью, но признается, что ничего не умеет.
Выбор такого имени для него не случаен. Герой ар-бузовской пьесы и на самом деле напоминает холодного мальчика из известной сказки Андерсена. Он разочарован во всем, жизнь его пуста и бессмысленна, он безразлично относится к окружающим, ему никого не
Неожиданно на его пороге появляется девушка Неля, которая намерена у него поселиться на некоторое время. Ей некуда деваться, у нее нет московской прописки. Неля уже два месяца в Москве. Она не поступила в медицинский институт, но домой возвращаться не хочет, так как ненавидит своих родителей. Они воспитывали ее в строгости, следили неотступно, перечеркнули юность. Оказавшись однажды на свободе, Неля «в бездну кинулась», забеременела, родители заставили ее избавиться от ребенка, после чего она и убежала из дома. Любимый предал Нелю, и не раз еще она в своей жизни сталкивалась с изменой и предательством. Неля ищет в жизни настоящей нежности и дружбы и не находит.
За крышу над головой девушка готова выполнять у Кая всю работу по дому, готова даже спать с ним.
Неля постепенно сближается с Никитой, приятелем Кая, который часто появляется в его доме. Но едва ли Нелю с Никитой связывает взаимная любовь. Никита Нелю «обманом склонил», дал понять, что она обязана за угол, который занимает. «Негодяй он, вот кто»,— говорит о нем Неля. Никита некогда говорил девушке красивые слова, а теперь пренебрежительно относится к ней и, играя на его чувствах, она придумывает миф о своей беременности. Неля надеется пробудить к себе подлинный интерес, увидеть со стороны Никиты заботу, внимание. Она ведет с ним жестокую игру.
У Никиты родственников не счесть, но каждый из них живет своей жизнью. У всех членов семьи свои интересы. Это псевдосемья, в которой все безразличны друг другу. Никите, наверное, не у кого было учиться любить, потому он так и безразличен к Неле, которая сбегает от него в Сибирь, к Мишке Земцову.
Его появление всколыхнуло привычную жизнь в доме Кая. Мишка — двоюродный брат Кая, старше его на десять лет, врач, оптимист, играет на гитаре, неплохо поет. Мишка живет в Сибири, в Москве он только на одну ночь. Недавно у него родилась дочь, о чем он с радостью сообщает брату.
Автор переносит действие пьесы в Западную Сибирь, в поселок нефтеразведочной экспедиции, где живет Мишка и куда он возвращается от Кая. Порядка в его доме нет, женской руки не видно, хотя жена есть. Она старше Мишки, родила ему дочь только в тридцать девять лет. Маша — не домашняя женщина. Не так много времени прошло после родов, а ей уже скучно сидеть дома, ее тянет в экспедиции. Она не хранительница семейного очага и далека от того, чтобы окружать своих близких теплом, лаской, заботой. Ребенок, связывающий Машу, ей в тягость. «Геолог я, а все остальное потом!» — говорит она. У Земцовой сын в армии, но за месяц она ни разу не написала ему. Мишка любит ее, и в этом его беда. Только после смерти мужа она понимает, что «пробежала мимо счастья», недодала самым близким на свете людям внимания и любви.
Неля, обиженная Никитой, внезапно исчезает из дома Кая и отправляется именно к Мишке в Сибирь. Неля — находка для Маши, потому что она, в отличие от Земцовой, любит детей. Маша без колебаний отправляется в экспедицию, оставляя ребенка на чужого и незнакомого ей человека. Когда Неля приносит Маше Лесю проститься, та удивляется. Она не испытывает к дочери настоящей материнской привязанности, а Мишу не любит. Спокойно она оставляет его в одной квартире с Нелей. «К людям ты неосторожна,— упрекает ее Земцов. — Игры много, Машенька, и на людей как-то не оглядываешься, не берешь на заметку».
В Москве же только после исчезновения Нели заметили, каким ценным она для них была человеком. «Беда, Кай Юлий,— говорит Никита,— слова нужного не подберу».
Неля добрая и заботливая, но проявляет жестокосердие, украв Машиного ребенка. Сбежавшая из Сибири вместе с Лесей Неля неожиданно пробуждает в душе Никиты жалость. Никита, конечно, узнав о ребенке, струсил. Он всерьез опасался, что это его дочь, и что ему придется как-то отвечать за свой поступок. Растерянность овладела Никитой. Слова Нели о том, что Леся не от него, потрясли Никиту. Он грубо отталкивает Нелю, а Терентий, испытавший к ней в этот миг огромную жалость и нежность, неожиданно делает ей предложение. В финале пьесы Никита меняет отношение к Неле и к жизни вообще.
У Терентия очень напряженные отношения с отцом, который всячески хочет заслужить расположение сына, раскаявшись через много лет после содеянного. Некогда он пил нещадно, с пятилетнего возраста Терентия на улицу выгонял, и тот до утра от страха просиживал в сарае. Мать Терентия от его истязаний и умерла.
Между Каем, Никитой и Терентием нет настоящей дружбы. «Приходим просто — и все»,— говорит Терентий. Не видит особого смысла в общении с приятелями ни Никита, ни Кай.
Отношение родителей к Неле, к Каю, отца к Терентию, Маше Земцовой к Мишке, самих ребят друг к другу, Нели к украденному ребенку и его матери — все это жестокие игры. Эти игры очень опасны и губительны для человека, они разрушают его, лишают нравственной сущности его существование. Об этом пьеса Арбузова «Жестокие игры».
Презентация по родной литературе на тему «Проблематика пьесы Алексея Арбузова «Жестокие игры»» (11 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Проблематика пьесы Алексея Арбузова
«Жестокие игры»
Описание слайда:
Алексей Арбузов (1908–1986)
В нашей литературе А. Н. Арбузов (1908–1986) прожил полвека, ни разу не изменив своей главной любви – драме. Все тридцать с лишним пьес писателя, созданных в разные годы, имели сценическую жизнь, одни более, другие менее долгую и счастливую.
Описание слайда:
Театр Арбузова
Для Театра Арбузова самые главные проблемы – это поиски смысла жизни, размышления о том, «куда уходят дни?», и любовь – как главный критерий счастья и гармонии в человеческих отношениях.
Не было ни одного значительного события в истории нашей страны, на которые бы не откликнулись его пьесы: коллективизация («Шестеро любимых»); строительство метрополитена в Москве («Дальняя дорога»); Великая отечественная война («Домик на окраине», «Ночная исповедь», «Мой бедный Марат», «Бессмертный», «Годы странствий»); «великие стройки коммунизма» («Иркутская история») и т. д.
Описание слайда:
Театр Арбузова
У Арбузова – обыкновенные, но в то же время удивительные герои.
Ученик Арбузова, драматург Ю. Эдлис, называл его «маленького» человека «чаплинским»: «Арбузов обнаруживал такие драмы в его повседневной, обыденной жизни… что персонаж его становился знаком чего-то очень существенного в общечеловеческом смысле». Удивительно, что из круга своих героев Арбузов категорически исключает отъявленных подлецов, откровенных негодяев. Они ему не интересны. Вернее, прекрасно осознавая, что в человеке «сидит столько всякого, разного – и отрицательного и положительного», он не спешит осудить, зачеркнуть, поставить крест, а стремится понять, почему человек плох. «…Как только я начинал понимать своего отрицательного героя, – признавался драматург, – я прощал ему его грехи и, прощённый, он переставал быть отрицательным».
Описание слайда:
Последние пьесы
«Жестокие игры» (1978), «Вечерний свет» (1971–1974), «Воспоминания» (1980) сам автор объединяет в цикл «драматический опус». Добавив сюда последние пьесы Арбузова «Победительница» (1983) и «Виноватые» (1984)
Можно сказать о повороте драматурга к особому, новому качеству пьес, более острых, жёстких по содержанию, более притчевых по форме, чем всё ранее написанное.
Описание слайда:
«Жестокие игры» сразу обратили на себя внимание необычной для писателя резкостью постановки проблем, во многом новых для него. «Я всегда считал, что обязан описывать своё поколение, – рассказывал Арбузов в связи с написанием пьесы. – Был молодой – писал о молодёжи. Потом моё поколение стало взрослеть, повзрослели и мои герои. Они старели, и я старел, начал писать о старых людях… Но что случилось? В студии молодых драматургов, которой я руковожу, все моложе меня. И они пишут о своих сверстниках. О таинственном поколении двадцатилетних. Вот и взяла меня зависть: «Чёрт-те! А интересно – мог бы я о молодых написать? Понять их, современных, уже других?»
«Жестокие игры»
Описание слайда:
«Скорее, эта пьеса – об ответственности любого из нас за того, кто рядом, – говорил драматург. – Вот представьте себе: на вершине горы стоят несколько человек. Внизу – пропасть. Если один толкнёт другого, тот упадёт и погибнет. Хотелось передать именно то ощущение зависимости людей друг от друга, когда иное неосторожное движение, слово могут оказаться губительными».
Описание слайда:
Алексей Арбузов написал в 1978 году пьесу «Жестокие игры», анализируя становящуюся все более острой проблему цинизма и равнодушия молодого поколения. Тема обретала актуальность в театре и кино советского периода.
Писатель сумел наглядно изобразить сложность внутрисемейных отношений, рассмотреть проблему нравственности и процесс непростого выбора.
Не менее важен аспект душевной деликатности: в пьесе четко прослеживается призыв проявлять осторожность к человеку.
Описание слайда:
Сюжет пьесы, главные действующие лица
Основных действующих персонажей в пьесе три товарища – Терентий, Кай и Никита, а также примкнувшая к ним Неля. Всех их можно назвать подранками, которых подстрелили собственные родители. Молодые люди находят настоящее спасение в тройственном союзе, в котором ощущают себя как в братстве за счет общих интересов в области художественной фотографии, музыки и самодеятельном театре.
Описание слайда:
Сюжет пьесы, главные действующие лица
Однако это вовсе не богемная среда, скорее имитация, подделка артистической богемной жизни избранного общества. Что интересно, каждый представленный персонаж не является тщательно проработанным характером, автор обозначил их в некотором смысле точечно. Так обыгрывается особая объемность действия, для чего применяются оригинальные и характерные для того времени способы.
Описание слайда:
Сюжет пьесы, главные действующие лица
Всё действие пьесы разыгрывается в трехкомнатной квартире главного героя, Кая, неслыханного богача на то время собственная, пусть и не слишком ухоженная квартира на Тверском бульваре во времена, о которых повествует автор, была признаком роскоши и богатства.
Квартира Кая, «мушкетёрский союз» необходим, однако, всем троим, здесь им «теплее», они согреваются в своей ностальгии по доброте и человечности воспоминаниями о детстве.
Описание слайда:
О чем рассуждает автор
Вопросы, которые ставит перед читателем автор, следующие:
Как сохранить собственную человечность?
Каким человеком нужно быть, чтобы не потерять человеческие черты?
Является ли возвращение человечности архаикой в современном обществе?
Такие проблемы был актуальны в период написания пьесы, однако в настоящее время рассуждения на тему человечности, общепринятых человеческих качеств регулярно поднимаются и изучаются.
Описание слайда:
«А по-моему, всё дело в том, что надо быть добрым. А быть добрым – это значит быть осмотрительным… Человек всю жизнь играет в игрушки. Но в детском возрасте ему их покупают в магазине, а потом… страшно подумать».
Описание слайда:
Концепция и злободневная проблематика произведения
На первом плане пьесы «Жестокие игры» выставлен животрепещущий вопрос о «не доигранном» детстве, когда главные персонажи не получили достаточного количества родительской любви, внимания и нежности. Ведь именно из детского возраста идут многие проблемы, которые сопровождают человека и во взрослой жизни. И умение проявить свою человечность многим особенно тяжело дается.
Описание слайда:
Концепция и злободневная проблематика произведения
Обида на мир взрослых четко прослеживается при прочтении всей пьесы. Молодые парни и девушки, незаметно для себя и свои друзей выросшие и ставшие взрослыми, продолжают жить в собственном вымышленном мире, который схематично изображен автором.
Описание слайда:
Концепция и злободневная проблематика произведения
Главным вопросом пьесы, как видно из ее названия, является вопрос жестокости. Однако на первый взгляд кажется нелогичным, что вопрос жестокости обыгрывается на фоне отношений героев произведения, которые на первый взгляд кажутся читателю белыми и пушистыми. При более тщательном анализе прослеживается даже не жестокость в привычном смысле, а утонченный садизм в сочетании с инфантилизмом главных героев.
Описание слайда:
«Всё играем, играем – наиграться не можем»
Родители Нели, подавляющие любое проявление самостоятельности у дочери, «доигрались» до того, что дочь наделала много глупостей, сбежала из дома в Москву. И хотя добротой своей и непосредственностью, открытостью она и «растопила» ледяное сердце Кая и его друзей – «мушкетёров», но продолжает «играть» на грани жестокости, не думая о других, когда тайно увозит в Москву чужого маленького ребёнка, выдав его за своего, надеясь таким способом испытать на прочность чувство к ней Никиты.
Описание слайда:
«Всё играем, играем – наиграться не можем»
Маша Земцова после гибели Миши, своего мужа, врача, весёлого, любящего и самоотверженного, подытоживая прожитое рядом с ним время, Маша поняла, что «пробежала мимо счастья», недодала мужу тепла, отмахиваясь от его чувства, небрежно и раздражённо бросая, что «не обучена играть в эти игры», то есть любить.
«Господи, боже мой, как невнимательно живём мы… И Мишка на прощанье сказал, как неосторожно. Сколько бед сеем… без оглядки», – говорит она Неле. «Брось игры, а то убьёшься», – советует она ей.
Описание слайда:
«Всё играем, играем – наиграться не можем»
«Играют» родители Кая, живя за границей, думая больше о себе, чем о сыне. «Играют» в большую, дружную трудовую семью в доме Никиты. Почти не видят друг друга, редко встречаясь за семейным столом по праздникам, каждый занят собой… А у детей между тем растёт обида и даже ненависть к родственникам. Кай преисполнен жалости к себе. Двадцатилетний художник, он постоянно рисует дождь.
Описание слайда:
«Всё играем, играем – наиграться не можем»
Пожинает плоды своих «жестоких игр» отец Терентия. Пьяница, он свёл в могилу жену и фактически лишился сына. Терентий, пожалуй, единственный, кто к жизни относится серьёзно, не «играет», и потому прочнее своих друзей стоит на ногах. Ему не на кого надеяться, он самостоятелен, работает. И не он, а отец ждёт от него помощи.
Описание слайда:
Не «играть», а жить, «весело проживать самые сложные события своей биографии»
В центре пьесы – несомненно, Миша Земцов, вернее его отношение к жизни.
«Тускло вы живёте, ребята. Кисловато, в общем», – резюмирует он. С Мишкой, бывалым человеком, в этот искусственный мир, развивающийся по правилам игры в разочарованность, рефлексию, врывается сама настоящая жизнь, трудная, противоречивая, сурово и жестоко испытывающая человека на прочность и потому – яркая и прекрасная: «Тайга вокруг – на поликлинику-то не смахивает. А если с поисковой партией в глушь отправишься, там жизнь вовсе особого рода. По болоту ползёшь, как по минному полю: движение неосторожное – и прощай, Мишка! Иной раз один километр за пять часов проползёшь – не более… Первое время совсем не мог я в тайге уснуть, особенно если в палатке приходилось, у костра. Шорохи вокруг, шорохи… Словно обнажённым чувствуешь себя… Неприкрытым, что ли. А затем привык, и нигде уже так крепко не спалось… Спишь, и сны видишь, как нигде… А проснёшься с первым солнцем, раскроешь глаза – жизнь!».
Описание слайда:
И сегодня, несмотря на прошедшее время, жестокость проявляется в постепенном искоренении человечности в обществе. Неумение откликаться на чужую боль сухость и черствость сердца стали трагедией нашего времени. Причем проявления жестокости преследуют человека везде: в личных отношениях, в бытовой сфере, на работе. И жестокие игры проявляются в отчуждении людей друг о друга, извращении общих человеческих ценностей.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Нравственная проблематика пьесы А. Арбузова «Жестокие игры. «Жестокие игры
Когда современники говорят или пишут об Алексее Арбузове, всегда в тех или иных словах отмечаются три удивительных качества его личности и его творчества.
Во-первых, это редкая способность оставаться всегда молодым душой, которая проявлялась у него во всем: от свежести, непосредственности восприятия жизни, когда, по словам И. Василининой, «дождь не досадная помеха, а одно из чудес природы», до умения одеться по моде; от стойкого интереса к молодежи и помощи молодым собратьям по перу до умения быть в лучшем смысле современным, то есть открытым всем проблемам, которые ставит в тот или иной период быстро бегущее время, способным уловить дух эпохи, им проникнуться и передать его в произведении.
Во-вторых, это его органичная театральность, глубокая, идущая с юношеских лет привязанность к театру, тончайшее знание его законов, благодаря которому пьесы Арбузова всегда сценичны: они «просятся на сцену». Некоторая театральность была свойственна драматургу и в жизни. Побывав в молодости актером, он, как пишет И. Вишневская, «навсегда сохранил внутренний артистизм, стремление к игре, к перевоплощению. Рядом с Арбузовым играют даже и вещи: они из вещей для обихода превращаются у него в пеструю театральную декорацию». Об этом же свойстве характера Арбузова говорил и его младший современник драматург В. Славкин: «Он играл в жизни. Все время. И если ситуации не было, он создавал игровую ситуацию вокруг себя.
Наша студия тоже была его игра… Он собрал вокруг себя людей, совершенно не похожих на него… Потому что понимал, что прелесть жизни в разнообразии».
Наконец, в-третьих, об Арбузове пишут как о светлом и доброжелательном человеке, который умел искренне порадоваться чужому успеху, и неизменно отмечают гуманность, теплоту его произведений, в которых даже персонажи отрицательные согреты авторским пониманием и прощением.
Жизненный и творческий путь Алексея Николаевича Арбузова (1908–1986) был долгим и полным событиями. Он родился в Москве, но в раннем детстве переехал с семьей в Петербург, где жизнь его семьи складывалась очень неблагополучно: уход отца из семьи, душевная болезнь матери. Здесь же его застали и события Октябрьской революции, о которых он вспоминал много позже: «Самое сильное впечатление – взятие Зимнего дворца в октябре 1917, которое я наблюдал, будучи мальчишкой. Это событие отразилось на моей судьбе и судьбе моей семьи. Началась новая жизнь. Я был предоставлен сам себе» (Театр. 1986. № 2). В одиннадцать лет он остался один, бродяжничал и даже попал в колонию для трудновоспитуемых. Мало что изменила в его жизни и опека тетки, зато спасительную и определяющую роль сыграл театр. «Попав на воспитание к тетке, – писал Арбузов в автобиографии, – хотел снова уйти бродяжничать, но всему помешал один осенний вечер 20-го года – я попал в Большой Драматический театр, где давали „Разбойников“ Шиллера… Возвращаясь домой после спектакля, я понимал, что теперь вне театра уже нет жизни. Я придумывал новый финал „Разбойников“, я грезил своим будущим, а оно было – театр, театр, театр… В течение четырех лет галерка четвертого яруса была моим домом, моей семьей – все значительное происходило здесь».
Этот необычный на первый взгляд для советской драматургии «античный» элемент вносил в текст публицистичность и торжественность. В поисках собственной творческой манеры Арбузов неоднократно использует Хор, в том числе в одной из лучших своих пьес – «Иркутской истории».
В начале 30-х годов Арбузов переезжает в Москву, где становится вольнослушателем в театральной школе, а вскоре возглавляет литературный отдел Театра малых форм Пролеткульта. Вместе с труппой этого театра он ездит по стройкам, шахтам, пишет интермедии, формирует актуальный репертуар. Правда, задуманная в это время большая пьеса о шахтерах Донбасса («Сердце»), материал для которой писатель собирал, живя и работая на шахте, написана так и не была.
В первых драматургических опытах Арбузова еще не звучат ни арбузовские темы, ни арбузовский стиль. Отход от схематизма и прямолинейного социологизма агиттеатра, поворот к психологической драме наметился в двух лирических комедиях этих лет: «Шестеро любимых» (1934) – из колхозной жизни – и «Дальняя дорога» (1935) – о строителях Московского метрополитена, их непростых характерах и отношениях, романтической любви.
В этих пьесах уже заметно пристальное внимание автора к личной жизни героев, формированию характера молодого современника, которое станет в драматургии Арбузова определяющим. Интерес к частной жизни не исключал и героики, но у Арбузова это была героика будней, естественная и почти незаметная. «Мне мил и дорог мой герой, который становится положительным в результате испытаний, выпадающих на его долю», – писал Арбузов. Пьеса «Шестеро любимых», опубликованная в журнале «Колхозный театр», была поставлена в 1934–1935 годах многими профессиональными театрами. «Так, совершенно для себя случайно, – писал Арбузов, – я стал репертуарным драматургом».
По-настоящему знаменитым Арбузова сделала лучшая из его ранних пьес «Таня» (1938) – камерная драма о любви и счастье. Юная героиня растворена без остатка в своей любви, но находит силы отказаться от нее, узнав о чувствах мужа к другой женщине. Она находит себя в профессии, приобретает жизненный опыт и предстает во второй части пьесы человеком состоявшимся, взрослым, открытым для новых чувств. В пьесе убедительно и талантливо прозвучала главная тема арбузовской драматургии – тема человека, обретающего самого себя. Пьеса обошла почти все театры страны, вызвала волну острых дискуссий. Наиболее яркое сценическое воплощение она получила в Театре Революции (ныне Театр им. В. В. Маяковского) в 1939 году в постановке А. Лобанова, где главную роль исполнила Мария Бабанова. Актрисе были присущи острое чувство современности, лиризм, эмоциональность, глубина постижения характера. Спектакль прошел 1000 раз с неизменным огромным успехом.
В 30-е годы произошел ряд знаменательных для Арбузова встреч, во многом определивших его творческую судьбу. В 1934 году он общался с М. Горьким в составе группы молодых драматургов, часто посещал репетиции режиссера-новатора В. Мейерхольда, которые стали для него школой театрального искусства. Не менее важным было и сближение Арбузова с московской творческой молодежью (Э. Гарин, А. Гладков, И. Шток, В. Плучек и др.), что привело в 1938 году к созданию Московской государственной театральной студии, названной в народе «арбузовской». Именно он, вечно ищущий новых форм и озабоченный, несмотря на известность и солидную литературную репутацию, отсутствием своего, творчески близкого театрального коллектива, стал душой этой студии. Вместе с ним ее возглавили писатель А. Гладков и ученик Мейерхольда, театральный режиссер В. Плучек. С этого момента начинается период, который Арбузов назвал лучшими годами своей жизни. Задачей студии было создание по-настоящему современных спектаклей, в которых нашел бы правдивое и глубокое отражение образ современника, обращение к своему поколению, рассказ ему о нем самом.
Действие происходит в конце 70-х гг. нашего столетия. Москва. Дом на Тверском бульваре. В просторной трехкомнатной квартире живет Кай Леонидов. Его мать с отчимом за границей, они уехали на несколько лет, поэтому он живет один. Однажды к нему в квартиру заходит девушка Неля. Ей девятнадцать лет. Она, приехав из Рыбинска, не поступила в медицинский институт. Ей негде жить, и знакомые направили её к Каю. Она обещает, если Кай разрешит ей пожить здесь, убирать и готовить. Каю двадцать лет, но он уже устал от жизни и ко всему равнодушен. Родители хотели, чтобы он стал юристом, а Кай институт бросил, он рисует. Кай разрешает Неле остаться.
Как-то январским вечером к Каю заходит Михаил Земцов. Это двоюродный брат Кая. Ему тридцать лет, он врач в Тюмени. В Москве Михаил проездом. Михаил рассказывает о своей работе и вообще о жизни в тайге. Он женат. Недавно у него родилась дочка. Неля говорит ему, что тоже хочет стать врачом, что она работала сиделкой в больнице. Михаил говорит, что, если бы у них в больнице была такая сиделка, то он бы её озолотил. Уезжая, Михаил говорит ребятам, что они тускло живут, не видят жизни с её радостями.
В это время открывается дверь, на пороге стоит Неля, Она очень удивлена, что Миша женат, она этого не знала. Миша не сразу её узнает, зато потом искренне радуется, потому что его больных «некому сторожить». Неля хочет пожить у них до осени, чтобы опять пытаться поступить в институт.
Поселок нефтеразведочной экспедиции, вторая половина июля, комната Земцовых. Маша с Ловейко собираются уезжать в Тужок. Неля приносит Лесю из яслей, чтобы они могли попрощаться, но Маша этого не хочет: она «вчера в яслях простилась». Мишу вызывают в Байкул. Неля остается одна с ребенком.
Середина августа. Комната Земцовых. Миша и Неля пьют чай. Неля рассказывает ему свою историю. Она убежала из дома после того, как родители заставили её сделать аборт. Она хотела бежать вместе со своим «парнишкой», а тот её прогнал. Неля просит Мишу жениться на ней. Миша же отвечает, что любит Машу. Он «гадает» Неле по ладошке. Говорит ей, что любит Неля другого: тот обидел её, вот она и уехала. Неля соглашается. Миша говорит, что все можно исправить, если человек жив. И вдруг сообщает, что Маша ушла от них. Неля просит его не верить этому.
Конец сентября. Москва. Вечер. В комнате Кая сидят ребята. В который уж раз приходит Константинов-старший, и Терентий с ним все так же холоден. Неожиданно приходит женщина. Это мать Нели. Ей немногим за сорок. Она ищет дочь. Ребята говорят, что Неля уехала и не оставила адреса. Мать Нели рассказывает, что её муж умирает и хочет увидеть напоследок дочь и попросить прощения. Ребята ничем не могут ей помочь. Она уходит. Терентий считает, что в отьезде Нели виноват Никита. Кай же говорит, что виноваты все. Они вспоминают свое детство и гадают, отчего они стали такими бесчеловечными. Даже Константинов-старший вдруг раскрывается. Он рассказывает, как пил всю жизнь, а когда опомнился, то оказался один.
Последние дни декабря. Комната Кая. Леся спит в новой колясочке. Неля купила большую елку. Кай перебирает игрушки. Неля опять напоминает, что скоро уедет. Кай не хочет этому верить. Терентий нарядился Дедом Морозом. Отец Терентия принес Лесе в подарок механическую игрушку. Ребята тушат свет, кружатся под музыку.
Конец 1970-х гг. Москва. Дом на Тверском бульваре. В просторной трёхкомнатной квартире живёт Кай Леонидов. Его мать с отчимом за границей, они уехали на несколько лет, поэтому он живёт один. Однажды к нему в квартиру заходит девушка Неля. Ей девятнадцать лет. Она, приехав из Рыбинска, не поступила в медицинский институт. Ей негде жить, и знакомые направили её к Каю. Она обещает, если Кай разрешит ей пожить здесь, убирать и готовить. Каю двадцать лет, но он уже устал от жизни и ко всему равнодушен. Родители хотели, чтобы он стал юристом, а Кай институт бросил, он рисует. Кай разрешает Неле остаться.
Как-то январским вечером к Каю заходит Михаил Земцов. Это двоюродный брат Кая. Ему тридцать лет, он врач в Тюмени. В Москве Михаил проездом. Михаил рассказывает о своей работе и вообще о жизни в тайге. Он женат. Недавно у него родилась дочка. Неля говорит ему, что тоже хочет стать врачом, что она работала сиделкой в больнице. Михаил говорит, что, если бы у них в больнице была такая сиделка, то он бы её озолотил. Уезжая, Михаил говорит ребятам, что они тускло живут, не видят жизни с её радостями.
В это время открывается дверь, на пороге стоит Неля, Она очень удивлена, что Миша женат, она этого не знала. Миша не сразу её узнает, зато потом искренне радуется, потому что его больных «некому сторожить». Неля хочет пожить у них до осени, чтобы опять пытаться поступить в институт.
Посёлок нефтеразведочной экспедиции, вторая половина июля, комната Земцовых. Маша с Ловейко собираются уезжать в Тужок. Неля приносит Лесю из яслей, чтобы они могли попрощаться, но Маша этого не хочет: она «вчера в яслях простилась». Мишу вызывают в Байкул. Неля остаётся одна с ребёнком.
Середина августа. Комната Земцовых. Миша и Неля пьют чай. Неля рассказывает ему свою историю. Она убежала из дома после того, как родители заставили её сделать аборт. Она хотела бежать вместе со своим «парнишкой», а тот её прогнал. Неля просит Мишу жениться на ней. Миша же отвечает, что любит Машу. Он «гадает» Неле по ладошке. Говорит ей, что любит Неля другого: тот обидел её, вот она и уехала. Неля соглашается. Миша говорит, что все можно исправить, если человек жив. И вдруг сообщает, что Маша ушла от них. Неля просит его не верить этому.
Конец сентября. Москва. Вечер. В комнате Кая сидят ребята. В который уж раз приходит Константинов-старший, и Терентий с ним все так же холоден. Неожиданно приходит женщина. Это мать Нели. Ей немногим за сорок. Она ищет дочь. Ребята говорят, что Неля уехала и не оставила адреса. Мать Нели рассказывает, что её муж умирает и хочет увидеть напоследок дочь и попросить прощения. Ребята ничем не могут ей помочь. Она уходит. Терентий считает, что в отьезде Нели виноват Никита. Кай же говорит, что виноваты все. Они вспоминают своё детство и гадают, отчего они стали такими бесчеловечными. Даже Константинов-старший вдруг раскрывается. Он рассказывает, как пил всю жизнь, а когда опомнился, то оказался один.
Последние дни декабря. Комната Кая. Леся спит в новой колясочке. Неля купила большую ёлку. Кай перебирает игрушки. Неля опять напоминает, что скоро уедет. Кай не хочет этому верить. Терентий нарядился Дедом Морозом. Отец Терентия принёс Лесе в подарок механическую игрушку. Ребята тушат свет, кружатся под музыку.
Это одна из наиболее жестких, резких пьес Арбузова, в чем-то даже не по-арбузовски категоричная. Драматург точно почувствовал и воссоздал в ней многие проблемы, ставшие очень острыми в последующие десятилетия.
«Когда я писал „Жестокие игры“, – вспоминал Арбузов, – я думал вот о чем: все мы стоим на маленьком плацдарме, бывает в горах такая площадочка, когда забираешься на самую вершину, и там можно стоять вчетвером, даже впятером. Только нельзя делать резких движений, чтобы не столкнуть кого-нибудь в пропасть. По существу, это образная картина нашей жизни. Боль от неосторожного движения, которого ты сам не замечаешь порой, может принести гибель, нравственную или физическую, близкому тебе человеку».
В пьесе эта мысль находит художественное воплощение не только в московских сценах. Действие время от времени переносится в Сибирь, где живет и работает Миша, родственник Кая, человек, обожающий свою семью, романтик и песенник. На какое-то время его рассказы о Сибири (ведь именно туда ехали искать себя и свое счастье герои арбузовских пьес), о любимой жене и новорожденной дочери вносят какой-то свет в сумрачную атмосферу большой и пустой квартиры Кая, но потом выясняется, что и Мишина жизнь трещит по швам. Геолог Маша, его жена, волевая, энергичная и целеустремленная женщина, считает ребенка и мужа помехой на своем жизненном пути. «Геолог я, – гордо заявляет она, – а все остальное потом». Вынужденная сидеть с дочкой, она считает себя птицей, посаженной в клетку, и рвется на волю. Но воля оборачивается потерей семьи, любви (Миша погибает) и, как понимает героиня с трагическим опозданием, счастья. В последнем разговоре с Нелей, которая тайком увезла из Сибири в Москву ребенка, посчитав, что он Маше не нужен, а заодно чтобы испытать чувства Никиты (игры продолжаются), Маша подводит невеселый итог своей жизни и предостерегает девушку от повторения своих ошибок: «Все играем, играем, наиграться никак не можем… На Тужке-то свое доказала, а вот тут (показывает на грудь) что-то замолкло все. Кончились мои танцы. Ладно, живи. Брось игры, а то убьешься».
Связь со временем, укорененность человека в жизни начинается в пьесах Арбузова с родственных связей, с порога дома. «Его социальность всегда была упрятана в сложные и причудливые человеческие отношения», – справедливо заметил М. Рощин. Именно семейные отношения многое проясняют в характерах героев Арбузова. Беспечное отношение Ведерникова к матери («Годы странствий»), нелады в семье Виктора («Иркутская история»), слепая ревность к матери и обида на отца, ушедшего из семьи, которые испытывает Леонидик («Мой бедный Марат»), – все это скажется на непростом пути героев. Мать, покинувшую маленького сына ради новой любви («Виноватые»), отца, легкомысленно пренебрегшего семьей («Потерянный сын»), настигают на склоне лет одиночество и горькое осознание ошибок.
Наиболее тонкие, чуткие герои Арбузова не позволяют себе нарушить покой дорогих им людей: решительно и тихо уходит от своей любви Таня, уезжает из дома Балясниковых Виктоша, осознав свою любовь к сыну Балясникова и боясь причинить боль отцу, вновь вызвать их отчуждение. Молча и спокойно выслушает Люся признание Ведерникова о любви к другой женщине, но другая, Ольга, в финале пьесы уйдет, не разрушив их семьи. Найдут в себе силы начать жизнь сначала герои пьесы «Мой бедный Марат», расстанутся, чтобы не причинить боль жене и детям героя, Пальчиков и Тамара («Вечерний свет»). Есть надежда, что и в души повзрослевших героев «Жестоких игр» войдут сострадание и милосердие. В заключительной части пьесы Терентий уходит с отцом встречать Новый год, Никита и Неля уже более серьезно, без издевки говорят о своем чувстве, не остается равнодушным ко всему происходящему Кай, Маша увозит домой маленькую дочь, возможно, ей она отдаст свою любовь и внимание, на которые была слишком скупа с мужем.
Режиссер М. Захаров, поставивший на сцене Театра им. Ленинского комсомола наиболее яркий и впечатляющий спектакль по пьесе «Жестокие игры», писал: «В этой пьесе клокочет и рвется наружу скрытый темперамент спокойного на вид драматурга, бродит злость и энергия, есть отчаянное стремление остановить несуразные и опасные для жизни человека игры, есть призыв (почти крик) к осторожному общению с людьми близкими и далекими…»
Драма в двух частях, восьми картинах
… Так и я родился и явился сначала скромной моделью себя самого, чтобы родиться снова более совершенным творением…