в чем особенность культурных преобразований петра i
Культурные преобразования Петра I Великого
Полный список реформ Петра I в области культуры можно изучить в таблице ниже.
Таблица
«Реформы и преобразования культуры Петра I Великого»
Год/Событие | Причины и цели | Суть и содержание |
Начало 1690-х |
Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор
Разрешение на продажу табака
Указ брить и рубить бороды
Новое летоисчисление и календарь
Указ «О ношении платья на манер венгерского»
Комедиальная храмина на Красной площади
Создание кунсткамеры
Причины реформы культуры и предпосылки культурных преобразований Петра I
Кратко о сути и содержании петровских преобразований в сфере культуры
Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор
Главной чертой «Собора» было отчётливое пародирование обрядов католической и православной церквей; сопровождавшееся употреблением ненормативной лексики, водочных возлияний и всяческих передразниваний реальной жизни.
Разрешение на курение и продажу табака
Новые правила в одежде и внешности
Указ брить и рубить бороды
5 сентября 1698 года царь повелел всем боярам, купцам и военным людям постричь бороды, а тем кто ослушается — рубить насильно. Некоторым пришедшим к нему боярам, за разъяснениями по поводу таких вопиющих нарушений культуры, Пётр I отрубил бороду лично. Духовенству и жителям деревень разрешалось носить бороду, но деревенские мужики были обязаны заплатить налог на бороду при заходе в любой из крупных городов. Откупиться от бритья могли и городские жители с купцами, но если налог для крестьян был 1 копейка, то для более обеспеченных людей он достигал 600 рублей в год, что было на тот момент весьма значительной суммой.
Указ о форме и длине верхней одежды
Реформа затронула и женскую одежду. Тяжёлые сарафаны, скрадывающие формы тела, закрытые рубашки были запрещены.
Новое летоисчисление и календарь
Такое «обрезание» памяти вполне соответствует вышеописанным попыткам Петра I изменить устоявшиеся русские культурные традиции.
Создание общественного театра
Царь оценил театр, как отличное средство для пропаганды европейских идей и ценностей, а также высмеивания русских традиций и культуры. К 1702 году прямо на Красной площади в Москве была сооружена «Комедиальная храмина» — общедоступный театр на 400 зрителей. Несмотря на то, что золота и себербра для украшения театра не жалелось, а из Европы были специально приглашены актеры — театр просуществовал всего 4 года. Исполняемые на немецком языке пьесы не имели успеха у публики.
После основания Санкт-Петербурга Пётр I пытался продолжить развитие театральной культуры в 1719-1722 годах, но не преуспел в этом. Здание Комедиальной храмины было снесено еще в 1713 году, а весь реквизит перевезён в село Преображенское к сестре Петра I Наталье Алексеевне.
Создание кунсткамеры
Вернувшись из Великого посольства, во время которого Пётр I ознакомился с различными коллекциями диковинных вещей, царь решил создать собственный «кабинет редкостей». После переноса столицы в Санкт-Петербург, коллекция была размещена при Летнем дворце Петра I — в Людских палатах. Датой основания музея считается 1714 год.
Ассамблеи при Петре I
Главными новшествами данных мероприятий были:
Поведение на ассамблеях было регламентировано петровским указом, согласно которому на ассамблеи были обязаны являться не только дворяне, но и их жёны, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.
Культура при Петре 1
Мудрец избегает всякой крайности.
Культура при Петре 1 в России это очень важная тема, поскольку принято считать, что петр 1 стал великим реформатором именно благодаря изменениям культуры в России. На самом деле нужно разделять понятия: Петр Великий скорее не реформировал и создавал, а рушил старое. И реформы Петра 1 в культуре лишний раз это подчеркивают. Сегодня я предлагаю детально поговорить о том, что собой представляла петровская культура, какие изменения происходили в стране и какие последствия эти изменения имели.
Насколько массовыми были изменения
Откроем любой учебник по истории и там будет написано, что при Петре 1 Россия ликвидировала отсталость, переняв европейский образ жизни, перестали носить бороды, стали одевать европейские одежды, пить кофе, курить табак, учить иностранные языки, читать книги, приглашать ученых и так далее. Все это ложь, и никакой массовости и систематичности эти культурные изменения не носили.
О культуре петровской эпохи нужно понимать 2 вещи:
Ключевский своей фразой подвел итог происходящему, но на мой взгляд гораздо более красноречиво о событиях той эпохи высказался Александр Сергеевич Пушкин.
Народ, упорным постоянством удержал бороду и русский кафтан. Народ был искренне удовлетворен своей победой и уже равнодушно смотрел на немецкий образ жизни своих обритых бояр.
Новый календарь
При Петре в России был введен европейский календарь. Ввели его 1 января 1700 году (1 января 7208 года по церковному календарю). До этого действовал календарь, где летоисчисление велось от Сотворения мира, а не от рождества Христова, а новый год начинался 1 сентября. После перехода на новый календарь в России по приказу Петра начали массово и с размахом отмечать праздник Новый год. Царь велел украшать дома елками, палить из ружей, зажигать свечи и устраивать различные потехи. В результате же государство и церковь все больше отдалялись друг от друга. Теперь у государства был один календарь, у церкви другой.
Введение новой азбуки и шрифтов
На момент прихода Петра к власти в России действовала азбука, созданная Кириллом и Мефодием. Она считалась азбукой церковной, и ее же шрифты использовались во всех писаниях. Само начертание букв осуществлялось на греческий манер и было весьма затруднительно для чтения.
В 1708 году в России вводится новая гражданская азбука или проще говоря утверждались новые типографские шрифты. Для культуры при Петре 1 это был серьезный шаг. Раньше все книги издавались исключительно церковными шрифтами, которые были очень массивными, и читать которые было крайне тяжело.
Это преобразование петровской эпохи кажется незначительным, но это была одна из немногих реформ, благодаря которой культура в России при Петре 1 действительно начала движение в положительном русле.
При Петре Великом не только бояре и боярыни, но и буквы русские сбросили с себя широкие шубы, нарядившись в летние одежды.
Одновременно вводились в обиход арабские цифры. Ранее все цифры обозначались буквами.
В результате этих преобразований читать и писать при Петре 1 стало действительно намного проще. С другой стороны мы вновь видим, что реформы Петра 1 в культуре постоянно создают разделение: государство отдельно, церковь отдельно.
Говоря о создание русской азбуки петровской эпохи, многие историки забывают уточнить, что изменения коснулись не только внешнего вида букв и цифр, но и их содержания:
Бритье бород
Бритье бород это одно из нововведений, которые принесла культура при Петре 1. Указом от 1698 было приказано всем брить бороды. Опять же, откроем любой учебник по истории и там будет написано, что бороды брили все, будут рассказаны истории как нерадивым горожанам выдергивали бород по волосинке, как сжигали бороды прямо на лице и так далее. Такое, конечно, имело место быть, но это были исключительные случаи. В действительности же указ 1698 года с одной стороны запрещал бороды, а с другой стороны предусматривал покупку права не брить бороды:
Архитектура эпохи
Архитектура эпохи Петра 1 лучше всего понимается в Петербурге. Сам император называл этот город на западный манер «Парадиз», то есть «рай». Во многом развитие, в том числе и архитектурное, этого города отразилось на других городах. Так, указом от 1714 года Петр запретил в России каменное строительство везде, кроме Петербурга. Весь камень со всей страны надлежало переправлять в этот город, где велись масштабные стройки. Впервые город строился четко по плану, а его архитектором был итальянец Трезини. Применяемый им стиль сегодня принято называть русским барокко.
Трезини разработал для города 2 типа домов:
Архитектурными изысками отличались только административные здания и дворцы людей петровского окружения. Сам царь к роскоши был равнодушным. Для понимания этого достаточно просто посмотреть на фотографию Летнего дворца Петр 1 в Летнем саду Петербурга (простое двухэтажное здание) и на дворец Меншикова на Васильевском острове (настоящий дворец).
Что касается архитектуры за пределами Петербурга, то можно выделить московскую церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Она была построена по проекту архитектора Зарудного.
Реформы Петра I в сфере культуры
Удобная навигация по статье:
Культурные реформы Петра I
Все петровские преобразования были взаимосвязаны. Ведь, довольно часто, одна реформа была необходима для поддержания другой. Так как русский государь Петр Первый проводил всесторонние изменения, то их подготовка и введение в жизнь требовали квалифицированных кадров. Это и стало одной из причин в открытия в стране различных учебных заведений. А для осуществления этой цели нужны были новые учебники и знания.
Основные вехи культурных реформ императора Петра I
В 1708 году царь подписывает указ о введении обновлённого гражданского шрифта для печатания политической, учебной, научной и светской литературы. Кроме того, в Петербурге и Москве появляются новые типографии. Стремительное развитие книжного дела повлекло за собой начало активной книготорговли и открытие библиотек. В этот же период начинает выходить первое русское периодическое издание – газета «Ведомости».
До этого, в 1703 году в Российской империи появляется первая книга на русском языке, которая содержит в себе арабские цифры, которые до этого момента было принято обозначать волнообразными линиями (буквами с титлами).
В 1710 году царь утверждает новый алфавит в разработке которого он сам принимал участие. Стоит отметить, что это сыграло большую роль в написании важных исторических работ того времени.
Созданная Петром Первым кунсткамера стала первой в так называемых коллекциях, а сбор летописей и других письменных источников стал отправной точкой для формирования в стране музеев.
В 1724 году правитель начинает подготовительные работы к открытию в Петербурге Академии наук. Вместе с этим изменяется архитектура крупных городов: строятся дворцы, здания государственных учреждений и особняки. Особое место в эту эпоху отводится возведению новой петровской столицы Петербурга, в строительстве которого участвовал как сам царь (разработка проекта и план города), так и иностранные архитекторы.
Особенности культурных Реформ Петра I
Формирование новой городской среды
Кроме этого, в государстве формировалась совершенно отличная форма быта и городская среда. В моду вводились времяпровождения, ассамблеи, маскарады, танцы и посещение театра, которые были популярны в этот период в развитых европейских странах. Царь стал основателем нового стиля русского искусства, который впоследствии был назван «петровским барокко». В этом стиле гармонично сочетались лучшие образцы западноевропейского искусства с русскими традициями.
Именно благодаря Петру Первому в России стали широко распространены работы архитектора из Швеции Доминико Трезини, который возводит в то время: здание двенадцати коллегий, Петропавловский собор, а также роскошный Летний дворец. Сам государь делал ставку на монументальную архитектуру. Огромные скульптуры являлись украшениями кораблей, триумфальных арок, храмов, обелисков, вельможных дворцов, садов и загородных резиденций! Праздничные фейерверки, иллюминации, морские и военные парады, а также театральные представления и маскарады требовали яркого и масштабного оформления.
Вернувшись из Европы, царь вводит в моду популярную в Европе портретную живопись и жанр, который до сих пор искусствоведы называют «батальная живопись». В первой четверти восемнадцатого века закладывается основа для русского театра. В этот период правитель привлекает поэтов и писателей для написания драматургических отечественных произведений.
Изменение быта Руси при Петра I
В быту вводятся свои изменения, затрагивающие все сферы общественной жизни. К примеру, царь запрещает носить одежду с длинными рукавами, заменяя её стандарты на европейский манер. При этом, старая одежда вытесняется париками, башмаками, чулками, широкополыми шляпами, а также жабо, галстуками и камзолами.
Одним из самых новаторских преобразований петровского периода, против которого были против все слои общества, являлся запрет на ношение бороды. Стоит отметить, что государь даже ввёл «налог на бороду» с обязательным медным знаком о фактической уплате.
Учреждение ассамблей
Петром Первым учреждаются так называемые ассамблеи, на которые в обязательном порядке должны были приходить и женщины. Данный факт повлёк за собой следование правилам хорошего тона, а также разработку правил «благородного поведения в обществе» и необходимость владения иностранными языками (как правило, хватало французского).
Ещё в начале проведения массовых преобразований в культуре, а именно в 1702 году, Пётр издаёт указ, запрещающий писать в прошениях и различных документах уничижительные полуимена (например, Ванька, Сенька и др.), указывая на уважительное отношение. На это же указывали и слова царя о том, что отныне «не падать перед государем на колени, не снимать перед домом с царём в мороз шапку и пр.».
Современные историки утверждают, что огромное значение на проведение культурных реформ в Российской империи Петром Первым стало посещение им в составе Великого посольства развитых европейских государств, где он смог не только рассмотреть все механизмы действия реформ, но и взять некоторые из них на вооружение.
Преобразования Петра I в области культуры.
Петр I – это человек история, человек эпоха. Первый российский император считался далеко не однозначной личностью. Кто-то говорил о нем, как о жестоком деспоте, кто-то говорил, как о настоящем русском богатыре и человек, который прославил свою Родину. Каждый, наверняка, решит сам для себя, кто для него Петр I.
Чем же прославился этот человек? Он сделал Россию сильной и могущественной державой, принял титул Императора Всероссийского. За время его правления наша страна стала самой сильной в Европе. Об этом свидетельствуют многочисленные удачные войны и походы. Именно при Петре I появился настоящий российский флот, полностью изменилось устройство армии, ее организация.
Конечно, император занимался и внутренней политикой. Им была практически полностью изменена жизнь российского народа. Иногда реформы не были последовательными, скорее жесткими, необдуманными и резкими, но в итоге это дало свои плоды. Сегодня мы подробно рассмотрим реформы Петра I именно в области культуры.
Реформы в области культуры.
Условно все реформы Петра I можно разделить на три направления: быт, культура, образование.
Мало было изменить армию, систему управления, администрации и территориальное деление. Чтобы реформы принесли должные результаты, нужна их последовательность и всесторонность. Они должны идти в системе и связывать друг друга. Страна должна была подняться на новый уровень, а для этого нужен переворот в сознании людей. Именно поэтому реформы в быту не менее важны.
1. Первая и, пожалуй, сама известная реформа в быту Петра I была проведена сразу после окончания Великого посольства. Введение одежды на европейский манер сильно потрясло народ. Сам царь лично обрезал длинные рукава и бороды. Неизменными остались только каноны церкви, позволялось это и крестьянским мужикам.
2. Приехав из-за границы, будущий император привёз не только картофель, но и чайные листья, кофе и табак. Последнее сильно укоренилось в российском обществе и, конечно, привело к отрицательным последствиям.
3. В российское государство была завезена ещё одна Западная традиция. Новый год теперь отмечали не с 1 сентября, как по старинке, а с 1января. Теперь принято было наряжать новогоднюю ёлку, а летоисчисление вести по григорианскому календарю с рождения Христова, а не от сотворения мира.
4. В 1718 году были введены так называемые ассамблея. Под этим словом поднимались торжественный пиры или приёмы гостей. Сюда приглашали только членов высшего общества, то есть высокопоставленных чиновников, купцов богатых, офицеров и так далее. Специально для таких сборов были написаны правила поведения молодых людей в обществе. Девушки теперь могли спокойно выходить в свет, не боясь осуждения.
Всё эти реформы были в основном направлены на изменение образа жизни дворянства. На простых крестьянах это мало отражалось. Именно поэтому увеличился разрыв между двумя слоями, что позже приведёт к тяжёлым последствиям.
Реформы культуры.
Изменения в этой области были не маловажны. Реформы культуры, это изменение мироощущения и взглядов на жизнь всех людей в государстве. Подробнее рассмотрим каждую.
1. Именно при Петре I был создан первый российский музей Кунсткамера. Сюда привозили вещи со всей страны. Например, останки умерших животных, древние летописи, заспиртованные головы «монстров». Вскоре музей стал открытым для свободного посещения простыми гражданами.
2. Первым российским императором была основана и новая столица. На смену старой Москве пришёл молодой и величественных Санкт-Петербург. Город был заложен в 1703 году.
4. По результатам нового строительства и смешения разных культур появился новый стиль в архитектуре, так называемое, русское барокко. Санкт-Петербург стал самым красивым городом Европы.
5. Впервые проявляется светская русская живопись. Ранее известность имело исключительно иконопись. Стали появляться первые пейзажи и портреты. На это царь официально дал свое разрешение и даже выделял деньги на поддержание художников.
6. Именно Пётр I повелел на красной площади построить «комедийную храмину». Там немецкие, а потом и русские актёры стали показывать небольшие постановки.
Стоит заметить, что благодаря этим реформа развивалось не только искусство, но и литература. Стали появляться книги, наполненные не только религиозным смыслом.
7. В 1701 году будущий император провел новую реформу, которая запрещала церкви собирать пошлину с принадлежащих ей земель. Так была ликвидирована финансовая автономия. Так же издавались указы, которые ослабляли власть Патриарха.
Реформы образования.
1. По указу Петра I стали открываться новые школы, обучающие различным наукам и ремеслам. Так образовалась целая система образования в конкретной профессии. Теперь в стране были свои мастера корабельного, инженерного и артиллерийского дела, что позволило избавиться от влияния иностранцев.
2. По указу будущего императора сама система обучения детей была изменена. Она стала не духовной, а светской. Предпочтение отдавали точным наукам, а не изучению богословия.
3. В России была основана Академия наук в 1725 году и общественная библиотека.
Безусловно, реформы Петра I имели огромное значение. Благодаря им Россия смогла преодолеть тяжелый путь реформации. По результатам этих изменений Российская империя стала сильнейшей державой во всем мире.
Петровские преобразования в культуре
теория по истории 🏺 Россия в XVIII веке
Историки считают, что с петровского времени можно говорить о формировании «новой русской культуры», или «культуры нового времени». В период правления Петра Великого ещё больше усилились культурные связи с Европой. Стоит отметить, что западное влияние русская культура испытала ещё в XVII в., поэтому реформы Петра были прямым продолжением политики его предшественников. Преобразования никак не коснулись повседневной жизни основного населения России — крестьян. Их культура оставалась традиционной, вне европейского влияния.
Просвещение
В 1714 г. вышел указ, запрещавший жениться недорослям, не окончившим «цифирной школы». В России было открыто 42 таких школы. Туда принимали детей всех сословий, за исключением крестьян. Таким образом, образование было доступно преимущественно только господствующему классу. Царь заботился лишь о важности просвещения для дворян.
Пётр I большое внимание уделил профессиональному образованию, чтобы поставить на службу государству просвещённых людей.
В России продолжали создавать новые школьные учебники : «Букварь» Ф. Поликарпова, «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, «Первое учение отрокам» Феофана Прокоповича.
Научные знания
Именно Пётр I положил начало развитию науки в России. В 1724 г. он подписал указ об учреждении Академии наук в Санкт-Петербурге. Её открытие состоялось уже после его смерти в 1725 г. Она стала центром научных изысканий. Так как отечественных кадров практически не было, то в её состав вошли приглашённые из заграницы учёные. В Академии было три отделения — математическое, физическое и гуманитарных наук. В ее состав входило 12 академиков. Они должны были изучать и преподавать порученные им науки, выступать «с докладами и советами».
К Академии наук были прикреплены первая научная библиотека (открыта в 1714 г., для всеобщего посещения — в 1728 г.) и Кунсткамера — музей редких и экзотических экспонатов (открыт для посещения в 1719 г.).
Продолжали совершаться географические экспедиции. Путешественник В.В. Атласов в конце XVII в. совершил экспедицию на Камчатку и составил её описание. При содействии Академии наук Пётр I издал указ об организации первой морской научной экспедиции — Первой Камчатской экспедиции. Она началась в 1725 г. Возглавлял её Витус Беринг. Её задачей было выявить, соединяются ли Азия и Америка.
Публицистика
При Петре I публицистика, зародившаяся при его отце Алексее Михайловиче, получила дальнейшее развитие.
С 1702 г. начала выходить первая русская печатная газета «Ведомости». Это означало появление в России периодической печати.
Сподвижник Петра I Феофан Прокопович написал ряд трактатов, обосновывающих тезис, что самодержавие — наилучшая форма правления для России и что церковь должна быть подчинена государству: «Правда воли монаршей» и «Духовный регламент».
Архитектура
Летний дворец Петра I
В целом характерной чертой Петровской культуры является переход к светской архитектуре. Основной стиль — петровское барокко: симметричность фасадов, монументальность, геометричность построений. Архитекторы: Ж. Леблон, Д. Трезини.
В такой европейском стиле началась застройка Санкт-Петербурга: геометрическая правильность улиц, симметричность.
Доменико Трезини: Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.
Скульптура
Скульптура представлена работами итальянского мастера Б.К. Растрелли: бюсты Петра I, А.Д. Меншикова, конный монумент Петра I, портретная статуя императрицы Анны Иоанновны с арапчонком.
Живопись
В живописи Петровской эпохи завершается обмирщение культуры: происходит переход от парсуны к новому жанру — портрету.
В этот период особую известность получили портреты кисти И.Н. Никитина («Портрет Петра I», «Петр I на смертном ложе») и А. М. Матвеева («Автопортрет с женой», портреты И. А. и А. П. Голицыных).
Развивалось и гравюрное искусство: А. Ф. Зубов — «Панорама Петербурга», «
Вид — группа особей, сходных по морфолого-анатомическим, физиолого-экологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.
Театр
В 1702 г. Москве на Красной площади был открыт общедоступный публичный театр, чей репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Труппа состояла из немецких актёров.
Быт людей
Ассамблеи(от фр. — собрание) — светская форма развлечений, когда собирались представители разных сословий, мужчины и женщины, танцевали, играли в шахматы, вели беседы.
Преобразования в быту коснулись исключительно представителей высшего общества — дворян, чиновников, городской верхушки. Для крестьян жизнь оставалась традиционной, неизменной.
Мнение историков
В историографии существует интересная точка зрения на реформы Петра I в быту и культуре. Её автор — Н. Я. Данилевский, написавший труд «Россия и Европа».
Прогулка Петра I в летнем саду. А. Бенуа
Философ выделил два направления в реформаторской деятельности царя Петра I – это государственное и реформативное. Под государственным он имел в виду все его военные, промышленные (строительство мануфактур), административные реформы, а также строительство флота. Под реформативным он рассматривал изменения в быте, нравах, обычаях в русском обществе.
Первая деятельность царя заслуживает признания, благословения потомства, а вторая деятельность требует к себе критического осмысления и критического отношения. Это связано с тем, что слепое подражание европейским обычаям привело к большому ущербу для национальной культуры: «К чему было брить бороды, надевать немецкие кафтаны, загонять в ассамблеи, заставлять курить табак, учреждать попойки (в которых даже пороки и распутство должны были принимать немецкую форму), искажать язык, вводить в жизнь иностранный этикет». Болезнь российской культуры историк назвал «европейничаньем».
Таким образом, в период правления Петра I российская культура продолжает активнейшим образом развиваться по западноевропейскому образцу, окончательно принимая светский характер.
Используемая литература:
Кулиев Ф.М.О., Кулиева Н.В. «Европейничанье как болезнь русской жизни // Вестник экспертного совета. 2020. №4 (23).