в чем особенность эмоционального конфликта
Эмоциональные конфликты
Термин «эмоциональные конфликты» возникает от слова эмоции, которые, как известно, присущи людям и животным; но относительно человека термин «эмоции» возможно изменить термином «чувство». В психологии чувства — это возбуждение, реакции психики человека на внешние и внутренние расчеты в форме гнева, страха, беспокойства, враждебности и т.д.
Эмоциональные конфликты намного сложнее понятие чем деловые, — они имеют значительное отличие.
Деловые конфликты — это конфликты между двумя субъектами, сторонами относительно одного общего объекта удовлетворения потребностей. Эмоциональный конфликт — это конфликт внутри личности, это внутренний конфликт личности. Однако между двумя такими разными понятиями существует много общего. По содержанию эмоциональной конфликт — это тоже противоречие интересов, а точнее — потребностей, т.е. противоречие потребностей внутри одной личности. (Возможно говорить и о контакте, однако этот контакт реализуется как бы автоматически). По сути, эмоциональной конфликт — это тоже столкновение интересов (а точнее — потребностей) в середине одной личности.
Итак, после всего сказанного можно дать следующее определение эмоционального конфликта: эмоциональный конфликт — это внутренний конфликт личности между ее различными потребностями, или-между потребностями и возможностями их удовлетворения, которое сопровождается негативными эмоциями.
Уже из определения эмоционального конфликта возможно привести детальный анализ различий отдельного конфликта. Во-первых, вообще они отличаются как внутренний и внешний конфликт (по отношению к личностям, сторон, субъектов). По сути, они имеют значительные различия: если сущность деловых конфликтов — это столкновение интересов двух сторон, то сущность эмоционального — столкновение различных потребностей (или потребностей и возможностей) внутри одной личности 3 точки зрения различий элементов содержания: если деловой конфликт включать три основных элемента (противоречие интересов сторон, контакт сторон и объект удовлетворения общих интересов сторон), то в эмоциональном конфликте фактически нет смысла рассматривать второй и третий элемент, то есть, контакт сторон и объект общих интересов, потому что здесь речь идет об одной стороне (личность). Можно рассматривать только сходство одного элемента — противоречия. Однако в деловом конфликте это противоречие интересов двух сторон, а эмоциональном — противоречие не интересов, а потребностей причем внутри одной личности. Более того, в эмоциональном конфликте существует противоречие не только между различными потребностями, но и — потребностями и возможностями.
Таким образом, даже в похожем первом элементе содержания обоих типов конфликтов (деловой и эмоциональном) существуют не только сходные черты, но и различия.
Но главным отличием делового и эмоционального конфликта является не только различие сущности и содержания в этих двух понятий — в эмоциональном конфликте существует то, что вообще не характерно для самого делового конфликта, — это негативные эмоции. Это принципиальное отличие данных различных конфликтов.
Какова же роль и место негативных эмоций в эмоциональном конфликте. Это важный вопрос не только теории, но и практики управления конфликтами. Именно негативные эмоции, а не потребности внутри личности, имеют внешнее проявление, т.е. то, что влияет на поведение самой личности, так и на характер ее делового общения с другим человеком, в частности на эффективность решения делового конфликта. Отрицательные эмоции, эмоциональный конфликт может просто заблокировать или отодвинуть время решения делового конфликта.
Вот почему такое чисто теоретическое вопрос о роли и месте негативных эмоций в эмоциональном конфликте приобретает важное практическое значение.
Это сложная проблема, это в какой-то степени философский вопрос, ибо оно нуждается в глубоком философском подходе, требует философского анализа, знание основных элементов теории познания.В данном случае в отличие от большинства других, аналогичных данному, для формирования наиболее полного, глубокого и всестороннего понятие «эмоциональный конфликт.
Во-первых, встает вопрос: возможна или нет считать самые негативные эмоции сущности эмоционального конфликта? Ответ может быть только отрицательным. А возможно или нет отнесения отрицательных эмоций к элементу содержания эмоционального конфликта? Ответ такой же, аналогичная: нет, нельзя.
Так, негативные эмоции есть форма противоречий каких-то внутренних потребностей личности, или — потребностей и возможностей их удовлетворения.
Конфликтные эмоциональные ситуации и способы, как с ними справиться
Практикующий психолог. Занимаюсь вопросами преодоления насилия в семье, оди.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Конфликтная эмоциональная ситуация может быть связана с непониманием, возникшим между людьми. Часто причиной является внутренний конфликт, связанный с желаниями, завышенными ожиданиями, оценкой обстоятельств, разочарованием. Подобные ситуации сопряжены с интенсивным переживанием отрицательных эмоций. Если тебе тяжело переживать эмоциональные конфликты, ты чувствуешь, что скатываешься в какую-то пропасть, попробуй вместе с нами разобраться в их причинах, механизме работы и способах преодоления.
Что такое эмоциональная ситуация
В жизни каждого человека случаются ситуации, которые имеют для него большое значение, а потому каждая из них сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями. Чувства и эмоции захватывают его, не дают возможности адекватно реагировать, принимать решения.
В результате обстоятельства могут выйти из-под контроля – появляется риск рассориться с окружающими, потерять работу, совершить отчаянный шаг или от счастья наступить в лужу. Часто говорят, что эмоциональные ситуации сопровождаются только отрицательными переживаниями. Однако если забыть о конфликтах, то они могут носить и положительный характер.
Например, неожиданный приезд человека, которого ты очень любишь. Ситуация очень эмоциональная, наполнена слезами радости, ощущением бескрайнего счастья.
Возникновение эмоциональных ситуаций связано со следующими причинами:
Как вести себя в конфликте?
Эти обстоятельства вызывают сильные эмоции, если являются внезапными, необычными, затрагивают «Я» человека, нарушают адаптивные способности.
Эмоциональная ситуация и стресс
Можно встретить утверждение, что эмоциональные ситуации аналогичны стрессу. В какой-то мере это так, поскольку ты действительно находишься в состоянии напряжения, переживаешь необычные физиологические и эмоциональные реакции.
Однако конфликтная ситуация сопряжена с сильными эмоциями, тогда как переживая стресс, ты можешь закрыться в себе, запечатать чувства и не проявлять их.
Другое важное отличие – в эмоциональной ситуации важная роль отводится оценке. Негативные эмоции возникают из-за того, что ты оцениваешь обстоятельства, как несоответствующие потребностям, интересам, желаниям, ожиданиям. Оценка идет изнутри, опирается на прошлый опыт, знания. При стрессе основную роль играет внешний или внутренний фактор, нарушающий твою адаптацию к окружающему миру или мешающий к нему приспособиться.
Например, ты ехала в чужой машине, водитель не справился с управлением, вы попали в аварию. С тобой все в порядке, ты видишь, кто виноват, испытываешь стресс. Но из-за того, что ты приняла обстоятельства, как неизбежные, сразу логически обосновала, что случилось, у тебя не возникло эмоционального конфликта. Ты испытываешь страх, неудовольствие, но эмоции ясно выражены и соответствуют обстоятельствам.
Но вот ребенок нацарапал на твоей машине ключом какие-то слова. Пострадала твоя машина. Тебя это так взбесило, что ты готова бежать, искать родителей ребенка, ругаться с ними. То, что испортили твою собственность, заставило тебя дать негативную оценку обстоятельствам, породило внутренний конфликт.
Фото автора RODNAE Productions: Pexels
Важно обратить внимание и на то, что в стрессовых обстоятельствах ты можешь быть наблюдателем и участником. Эмоциональная ситуация – твоя личная, она возникает из-за того, что твои переживания обладают силой, которую ты не можешь контролировать или унять.
Эмоциональный интеллект
То, как ты переживаешь эмоционально-насыщенную ситуацию, часто зависит от уровня эмоционального интеллекта.
Под этим понятием подразумевают умение осознавать свои и чужие чувства, управлять эмоциями, контролировать, чтобы они не перешли некую границу, за которой скрывается унижение, презрение, проблемы с самооценкой.
Эмоциональный интеллект не связан с эмоциональностью. Ты можешь быть способна проявлять всю гамму чувств и переживаний, быть сострадательной, внимательной. И при этом не уметь оценивать и контролировать эмоции. В результате будешь постоянно попадать в проблемные ситуации.
Верно и другое – холодный, неэмоциональный человек, который, казалось бы, вообще ничего не знает о мире эмоций, оказывается способным правильно определить переживания других людей.
Как справиться c эмоциональной ситуацией
Опасность частых эмоционально насыщенных ситуаций в том, что есть большой риск скатиться в зависимость. Как правило, чтобы снизить напряженность, многие выпускают пар за чашечкой кофе или чего покрепче, сигареткой. Чтобы избежать такого риска, попробуй следовать таким рекомендациям.
Принять свои эмоции
Важно научиться принимать любые свои эмоции, какие бы они ни были, и уметь разбираться в них. Тебя обидели, уволили, внутри возник комок из горечи, злости, разочарования и множества других эмоций. Разбери их по одной, задавая себе вопросы о том, что ты чувствуешь. Хочешь – запиши их, чтобы не запутаться.
Если какая-то эмоция кажется неприемлемой, например, злость, спроси себя, почему ты ее испытываешь. Скорее всего, найдется основание. Например, ты злишься, поскольку шеф не оценил, что ты целый месяц работала по вечерам для подготовки презентации. Теперь он ругается, что в ней допущена ошибка, и совсем не обращает внимания на анимацию.
Giphy
Но ведь это несправедливо, значит, действительно ты имеешь право позлиться. В этой отрицательной эмоции нет ничего плохого, она возникла, как реакция на конкретную ситуацию.
Разговор с тем, кому ты доверяешь
Бывают обстоятельства, когда тебе некому довериться и рассказать о своих чувствах. Кажется, что ты совсем одна. Но чаще всего рядом есть кто-то, кто действительно готов поговорить с тобой об эмоциях и чувствах. И при этом не вызывать опасения, что переживания станут известны всем окружающим.
Идеальная ситуация – когда ты разговариваешь со вторым участником конфликта, и вы оба озвучиваете, что вам пришлось пережить. Это – оптимальный способ общения с мужем, молодым человеком. Он не только позволит прояснить ситуацию, но и даст задел на будущее – вы лучше друг друга узнаете, сможете понять глубокие чувства, и чего можно ждать от партнера.
Обратная сторона медали – есть риск расставания из-за осознания, что понять друг друга вы не можете. Но и в этом есть плюс. Зная партнера, ты сможешь избежать эмоционального капкана, создаваемого постоянными конфликтами и ссорами.
Дневник
Старый добрый дневник или записная книжка вынесет всю боль, слезы и горечь обид. С ними ты сможешь поделиться сильными эмоциями, не держать их в себе, не выплескивать на других.
Фото автора Anete Lusina: Pexels
Вести дневник полезно при любых обстоятельствах. Он позволяет вернуться в прошлое, понять, правильно ли ты когда-то поступала, осознать, что какими бы сильными ни были эмоции, время их смягчает.
Фокусировка на ситуации
Любая эмоционально насыщенная ситуация требует концентрации. Это дает возможность узнавать о своих чувствах и переживаниях других людей. В будущем воспоминания не смешиваются с желаниями или фальшивыми ощущениями.
Другая причина для фокусировки – если ты переживаешь проблемную ситуацию, то сможешь разобраться с ней в реальном времени. Во многих случаях это позволит избежать обид, накопления отрицательных эмоций.
Эмоциональные источники конфликта
Лекция-дистант на тему
«Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция»
Эмоциональные источники конфликта
Для понимания эмоциональной специфики конфликтных взаимоотношений необходимо рассмотреть эмоции и их функции в человеческой деятельности и общении.
Эмоциональные процессы отражаются в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процессам и результатам деятельности.
В отечественной психологии широкое распространение получила классификация эмоциональных процессов А.Н. Леонтьева, по которой выделяются три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства.
Собственно эмоции представляют собой более длительные (по сравнению с аффектом) состояния, иногда слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям.
Некоторые психологи отдельным классом выделяют настроения. Из всех эмоциональных феноменов настроение является самым неопределенным. В большинстве учебников психологии настроение описывается как самостоятельный эмоциональный феномен, отличающийся от эмоций.
Эмоциональные процессы чаще всего окрашены позитивно или негативно. Любая деятельности порождает у человека положительную или отрицательную эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием.
К положительным относятся интерес и радость.
Имеет парадоксальную окраску удивление.
Остальные эмоции проявляются в негативных переживаниях.
Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как градация состояний, возрастающих по степени выраженности: спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т.д., или застенчивость, смущение, стыд, вина и т.д., или неудовольствие, огорчение, страдание, горе.
К.Изард считал, что из сочетаний эмоций возникают комплексы переживаний. Примером такого комплекса может выступать тревожность, возникающая при сочетании гнева и страха.
Конфликтные ситуации чаще вызывают у людей негативные переживания, что приводит к поведению, лишь обостряющему их. Отрицательные эмоции в конфликтной ситуации доминируют и являются основной причиной перехода конфликтной ситуации в конфликт, поскольку, переполняя сознание человека, способны заставить его действовать нерационально.
Эмоциональные источники конфликта связаны с базовыми потребностями людей:
1. Эмоции, связанные с потребностью контролировать людей, влиять на них, добиваться желательного социального статуса.
2. Эмоции, связанные с потребностью получать одобрение со стороны других людей, переживать принадлежность к значимой для себя группе.
3. Эмоции, связанные с потребностью справедливости, со стремлением к равенству и честности во взаимоотношениях.
Эмоциональные источники конфликта существуют вместе с объективными. Они и составляют то, что отличает конфликт от разногласий. Объективные источники конфликта переживаются как важные только тогда, когда воспринимаются как средства ослабить эмоциональное напряжение, вызванное неудовлетворенностью тех или иных потребностей.
Эмоциональные источники конфликта распознать труднее, чем объективные, поэтому люди часто не осознают их в конфликтах.
Основными формами поведения, типичными для тех, кто или не обладает необходимыми умениями в управлении конфликтами или не может справиться с отрицательными эмоциями являются следующие:
— нападение на противоположную сторону, подмена ссорой обсуждения противоречий;
— привнесение в конфликт нового содержания, нерелевантность (неуместность), не обсуждение существа разногласий;
— состояние отчаяния, при этом, внешне как бы сдаются, а внутренне остаются при своем мнении или позиции;
— использование силы или власти для победы, или потеря поддержки;
— обида, психологическая защита посредством нарочитой самоуверенности;
— разговоры с посторонними о содержании конфликта или обсуждение с ними недостатков своих соперников;
— поиск половинчатых решений: компромиссов, не удовлетворяющих интересам сторон полностью.
Межличностные конфликты обычно бывают чрезвычайно насыщенными в эмоциональном отношении. Различают следующие типы межличностных конфликтов, системообразующим фактором которых является развитие эмоций:
Чувственно-аффективный тип межличностного конфликта начинается с острого, эмоционально окрашенного и неприятного для партнера вопроса, обращенного одним из них к другому. Второй партнер, испытывая неприязненные, а порой и враждебные чувства к первому, стремится игнорировать все, что связано с мнениями, оценками, вкусами первого, не отвечает на его вопросы, игнорируя его, избегает дружеского взаимопонимания с партнером, сводя свое общение с ним до минимума, необходимого и формального. В возникающем конфликте выявляются две особенности. Первая заключается в том, что конфликтная ситуация разворачивается постепенно, раздражение и озлобленность нагнетаются исподволь, не сразу приводя к конфликтному взаимодействию. Вторая особенность состоит в том, что конфликтное взаимодействие выражает разную направленность позиций соперников. Первый, стремящийся получить ответы на свои вопросы и не получающий их, начинает раздражаться, злиться и выражать все более неприязненные отношения ко второму, вступает в состояние, не позволяющее ему контролировать свои слова и поступки. Второй, напротив, стремится всячески уйти от непосредственного взаимодействия с первым, игнорируя его слова, чувства, эмоции. Его игнорирующая позиция усиливает отрицательную эмоциональную реакцию партнера и провоцирует тем самым возникновение межличностного конфликтного взаимодействия.
Бескомпромиссный тип межличностного конфликта начинается со взаимных замечаний, упреков, претензий друг к другу. В ходе перерастания конфликтной ситуации в реальное конфликтное взаимодействие обе стороны продолжают высказывать друг другу свое недовольство, выдвигают все новые претензии и обвинения в адрес партнера. Деструктивная функция конфликта усиливается, соперники, при этом, делают все назло друг другу.
Эмоционально невыдержанный тип межличностного конфликта начинается с эмоциональной агрессивности одного из субъектов взаимодействия. Для этого типа конфликта характерно эмоциональное недовольство и неудовлетворенность партнеров друг другом, высказываемые откровенно, порой в резкой форме. Начинающийся конфликт характеризуется отсутствием стремления спокойно разобраться в причинах возникшего недоброжелательства и нежеланием понять своего партнера. Стремление обидеть, унизить партнера проявляется в демонстративном и деструктивном поведении, которое часто не контролируется. Для партнера, вступившего в такое конфликтное взаимодействие, свойственно непонимание причин конфликта, и оценка поведения другого как неправильного. Такой конфликт носит затяжной характер и приводит к взаимной формализации межличностного взаимодействия, которое характеризуется свернутостью процесса общения до минимально необходимого.
Вежливо-обидчивый тип межличностного конфликта начинается с выражения одним из партнеров несогласия с точкой зрения другого или же с оценкой последним того или иного явления, человека, его поступков и т.п. Для данного вида конфликта специфично использование вежливой формы обращения к сопернику (иногда даже подчеркнуто вежливого), а также чувства недовольства собой за вступление в конфликтное взаимодействие. В таком случае у обоих партнеров чаще всего проявляется обоюдная готовность к примирению, которая может без труда реализоваться, нередко со взаимными извинениями.
Эмоции в конфликте
Определение основных типов межличностных конфликтов на основе развития эмоций. Изучение понятия эмоциональных состояний — психических состояний, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта. Анализ особенностей страдания, гнева, страха.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.01.2015 |
Размер файла | 27,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И. ГЕРЦЕНА»
Тема: Эмоции в конфликте
1. Понятие эмоций. Эмоциональные состояния
1.2 Эмоциональные состояния
1.3 Разрушительные эмоции как причины конфликтов
1.4 Типы межличностных конфликтов на основе развития эмоций
2. Работа с эмоциями субъекта в межличностном конфликте
2.1 Подавление эмоций
2.2 Работа с эмоциями
Межличностные конфликты обычно бывают чрезвычайно насыщенными в эмоциональном отношении, ибо самым непосредственным образом связаны со сферой чувств, переживаний, желаний, стремлений человека. Межличностная конфронтация нередко возникает вследствие того, что один (или оба) из партнеров по совместному действию или общению из-за накопившегося раздражения начинает испытывать чувство гнева или страха по отношению к другому.
Поляризация эмоциональных проявлений, свойственная современной цивилизации, стимулирует активный поиск рациональных приемов регуляции эмоций, выход которых из-под контроля угрожает и внутренней психологической устойчивости человека, и стабильности его общественных связей. Нельзя сказать, что проблема управления эмоциями характерна только для современного общества. Способность противостоять страстям и не поддаваться непосредственным побуждениям, несогласующимся с требованиями разума, во все века считалась важнейшей характеристикой мудрости.
1. Понятие эмоций. Эмоциональные состояния
В конфликтной ситуации эмоции играют значительную роль. Порой эмоции способны заставить действовать нерационально. Искусство управления собственными эмоциями состоит в умении направлять их в нужное русло. Реакции, основанные на эмоциях, часто приводят к конфликтам, а в конфликтной ситуации приводят к эскалации противодействия. Такое развитие событий негативно как для самих оппонентов, так и для коллектива.
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют эмоциями.
Эмоции являются одним из главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека.
Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний.
Различают также стенические и астенические эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость. При стенических эмоциях человеку трудно молчать, трудно не действовать активно. Переживая сочувствие товарищу, человек ищет способ помочь ему. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, сокращают жизнедеятельность. Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека. Сочувствие остается хорошим, но бесплодным эмоциональным переживанием.
1.2 Эмоциональные состояния
К эмоциональным состояниям относят: настроения, аффекты, стрессы, фрустрации и страсти.
В ходе конфликта люди, как правило, испытывают сильные эмоциональные стрессы, которые затрудняют сознательный самоконтроль. А потеря самоконтроля нередко является причиной конфликта.
1.3 Разрушительные эмоции как причины конфликтов
Конфликт сам по себе воспринимается нами эмоционально негативно, потому что сопровождается негативными эмоциями. Поэтому возникающие по поводу той или иной ситуации негативные чувства, сами по себе могут служить для нас верными индикаторами назревающего конфликта.
К. Изард считал, что из сочетаний эмоций возникают комплексы переживаний. Примером такого комплекса может выступать тревожность, возникающая при сочетании гнева и страха.
Выход из фрустрации возможен двумя путями. Либо личность развивает активную деятельность и добивается успеха, либо снижает уровень притязаний и довольствуется теми результатами, которые может максимально достигнуть.
1.4 Типы межличностных конфликтов на основе развития эмоций
Любая типология дает возможность «развернуть» эмоциональную динамику участников конфликта по напряженности, повторяющую сам конфликт.
Чувственно-аффективный тип межличностного конфликта. Он характеризуется тем, что конфликтное взаимодействие между двумя субъектами начинается с довольно острого, эмоционально окрашенного и неприятного для партнера вопроса, обращенного одним из них к другому. Конфликтная ситуация разворачивается постепенно, раздражение и озлобленность нагнетаются как бы исподволь, не сразу приводя к конфликтному взаимодействию. Конфликтное взаимодействие в данном случае выражает разную направленность позиций соперников. Первый из них, стремящийся получить ответы на свои вопросы и не получающий их, начинает раздражаться, злиться. Второй же, напротив, стремится всячески уйти от непосредственного взаимодействия с первым. Его игнорирующая позиция усиливает отрицательную эмоциональную реакцию партнера и провоцирует тем самым возникновение межличностного конфликтного взаимодействия. конфликт эмоциональный психический гнев
Бескомпромиссный тип межличностного конфликта характеризуется тем, что он начинается с взаимных замечаний, упреков, претензий друг к другу. В ходе перерастания конфликтной ситуации в реальное конфликтное взаимодействие обе стороны в данном случае продолжают высказывать друг другу свое недовольство. В таком конфликте его деструктивная функция, как правило, по мере развертывания взаимодействия между враждующими партнерами усиливается, а соперники делают все назло друг другу.
Эмоционально невыдержанный тип межличностных конфликтов начинается с эмоциональной агрессивности одного из субъектов взаимодействия. Для него характерно эмоциональное недовольство и неудовлетворенность партнеров друг другом, высказываемые в резкой форме, в процессе конфликтного общения. Начинающийся конфликт характеризуется, как правило, отсутствием стремления спокойно разобраться в причинах возникшего недоброжелательства и нежеланием понять своего партнера.
Вежливо-обидчивый тип межличностного конфликта характеризуется тем, что начинается он с выражения одним из партнеров несогласия с точкой зрения другого или же с оценкой последним того или иного явления, человека, его поступков и т.п. Для него специфично использование вежливой формы обращения к сопернику (иногда даже подчеркнуто вежливого), а также чувства недовольства собой за вступление в конфликтное взаимодействие. В таком случае у обоих партнеров чаще всего проявляется обоюдная готовность к примирению, которая может без труда реализоваться, нередко с взаимными извинениями.
Эмоциональные процессы отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процессам и результатам его деятельности. К эмоциональным процессам относятся настроения, чувства, аффекты, страсти и т.д. Они включены во все психические процессы и состояния. Любые проявления человеческой активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
2. Работа с эмоциями субъекта в межличностном конфликте
2.1 Подавление эмоций
Только частое переживание, страха, уныния, злости, печали и тому подобных эмоций, приводят к расстройствам психического и физического здоровья. К такому состоянию приводит, постоянное подавление эмоций.
Процесс подавления эмоций, можно условно разделить на несколько этапов, по степени нанесения ущерба здоровью человека:
Людям приходится контролировать свои эмоции, когда выражение их неуместно или это повлечет за собой нежелательные последствия.
Сам по себе контроль эмоций нельзя назвать чем-то плохим, наоборот это качество позволяет всем людям мирно сосуществовать. Вовремя сдержанная вспышка гнева или недовольства, может избавить человека от многих проблем в жизни.
Если же человек после события, когда ему приходилось усилием воли контролировать свои эмоций, не находит для них способа выражения, не может снять стресс, освободиться от скопившегося негатива, тогда его внимание зацикливается на негативном переживании.
2. Приглушение чувств, подавление эмоций
Это стадия начинается, когда мы не находим способа отпустить свой негативный опыт. Чувство вины, стыда, обиды или жалости к себе, постоянно приковывают наше внимание к событиям прошлого. Раз за разом, нам приходится заново испытывать душевную боль.
Никому из нас не хочется каждый день жить с ощущением боли, поэтому мы начинаем приглушать свои чувства. Болевые ощущения мы начинаем подавлять, как бы, не чувствовать. В состоянии притупленной боли человек находит облегчение, но оно лишь временное.
Рано или поздно психически истощенный человек, не сможет больше сдерживать внутри себя, накопленный негатив и тогда плотина прорвется, эмоции найдут свое выражение в ссорах, скандалах, психических срывах.
3. Крайняя степень подавления
На этом этапе человек уже долгое время подавляет свои чувства и эмоции. Так как эмоции не дают о себе забыть, их приходиться подавлять еще сильнее. Человек максимально заглушает свои чувства, свой негативный опыт и связанные с ним эмоции.
Для этого используются разные формы подавления: алкоголизм, наркомания, курение, переедание и тому подобное. Практически могут использоваться все пагубные привычки.
2.2 Работа с эмоциями
1. Аутогенные тренировки
2. Медитативные техники
Чаще всего эти техники используются в целях обучения физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряжения, стрессовых состояний и в результате сводятся к развитию навыков аутосуггестии и закреплению способов саморегуляции.
Медитативная психотерапия обычно не выделяется как самостоятельное психотерапевтическое направление. Но в связи с тем, что элементы медитации широко используются или могут быть использованы во многих других психотерапевтических направлениях, целесообразным рассмотреть ее отдельно.
В настоящее время термин медитация применяется настолько широко, что имеет множество оттенков, поэтому ни одно определение не устраивает всех специалистов этого метода.
Сторонники медитации утверждают, что она благодаря освобождению от мешающих суетных мыслей и эмоций приводит к просветлению, озарению. Этот процесс они характеризуют как развитие самого человека, как процесс познания себя, других и окружающей действительности. Происходит скачкообразный (от озарения к озарению) рост личности, приобретающей ранее недоступное новое, более совершенное знание.
Задачей каждого такого сеанса является все более глубокое и длительное (стабильное) обретение внутреннего покоя и гармонии, стабилизация сознания, максимальное освобождение от психомышечного напряжения, любых (не только негативных) эмоций и мыслей, психического напряжения и достижение предельно уравновешенного состояния.
Основная суть основных этапов медитативной тренировки.
На первом этапе освоения техники медитации лучше направлять внимание занимающегося на ощущения, которые он может контролировать и регулировать физически. Они легче, чем мысли, поддаются наблюдению и удержанию на них внимания.
Чаще всего для этого используется направление внимания человека на процесс своего дыхания: слежение за всеми ощущениями, сопровождающими вдох, выдох, контроль за спокойным ритмом дыхания с одновременным расслаблением мышц.
Это простейшие мантры, которые в дальнейшем во многих медитативных техниках существенно усложняются. Однако психотерапевт должен помнить, что любое усложнение процедуры должно быть оправдано повышением ее эффективности и рассматриваться с учетом конкретной задачи и индивидуальных особенностей клиентов.
В дальнейшем (а некоторые терапевты сразу начинают с этого) клиентам предлагают просто спокойно следовать своим мыслям, не прогоняя их и не принимая близко к сердцу, наблюдая их как бы со стороны и все более отстраняясь от них эмоционально.
Этот подход учитывает присущий всем нам дух противоречия, когда запрет думать о чем-то нередко еще глубже фиксирует мысль на запрещенном объекте.
Такое упражнение применяется не во всех случаях, а лишь когда не удается устраниться от мешающих мыслей. Тогда человек делает вид, что умышленно поддается им («ну хорошо, давай подумаем об этом»), а сам постепенно тренирует в себе все более монотонное, автоматическое, притупленное (все менее эмоциональное) следование этой мысли, постепенно отстраняясь от нее как от постороннего объекта.
Следующий этап давно известен в медитациях, в последнее время он распространился под названием имаготерапии (терапии воображением), когда для уменьшения тревожности и стресса человеку предлагается представить самого себя в зоне комфорта и полной защищенности. При этом его внимание сосредоточивается на все более отчетливом видении себя самого в образе олицетворения спокойствия и удовлетворения.
В настоящее время имаготерапия часто применяется как самостоятельное психотерапевтическое направление или включается как технический прием в гештальттерапию, психосинтез, поведенческую терапию и пр.
У человека с психологическими, эмоциональными и личностными проблемами происходит нарушение целостности восприятия и ощущения, он не может объединить в целое (гештальт) свои чувства, мысли и поведение.
Этому могут способствовать его комплексы, внутренние конфликты и незаконченные ситуации.
Для нормального взаимодействия, взаимоотношения человека с окружающим миром, другими людьми и собой, должна соблюдаться «Контактная граница».
Размытие, нарушение ее приводит к невротизации, и к другим психологическим, личным, эмоциональным проблемам.
Это проявляется при прекращении контакта (какой-либо деятельности, отношений) без должного его завершения («незаконченная ситуация»). При этом такое не завершение контактов может закрепляться в поведении человека, что приводит к невротизации.
С помощью теорий, подходов, методов, техник и упражнений гештальт-терапии, человек может восстановить контактную границу, объединить свои чувства мысли и поведение, и тем самым освободиться от психологических проблем.
В процессе многочисленных исследований была выявлена интересная закономерность: отрицательное эмоциональное воздействие усиливается, если получает подкрепление в виде эмоционального реагирования. Не получив подкрепления, отрицательное эмоциональное воздействие затухает.
В конфликтах чаще всего доминируют эмоции. Это ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои действия. Эмоциональный подход ведет к смещению дела, проблемы и отношения к оппоненту. Мы застреваем на выяснении отношений, а дело, проблема стоит и не решается. Если проблема не решается, то отношения либо сильно ухудшаются, либо разрываются.
8. http://magazine.mospsy.ru/dictionary/- Московский психологический журнал.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Характеристика типичных психических состояний в ситуации учебной деятельности. Особенности проявления психических состояний у студентов. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности.
курсовая работа [53,2 K], добавлен 19.02.2007
Общая характеристика эмоций и эмоциональных состояний. Виды и проявление эмоциональных переживаний. Анализ аспектов, связанных с учетом юридически значимых эмоциональных состояний в юридической практике. Психологическая экспертиза эмоциональных состояний.
курсовая работа [40,8 K], добавлен 15.10.2014
Характеристика психических состояний студентов в различные периоды учебной деятельности. Исследование особенностей изменений психических состояний студентов в период сессии. Изучение рекомендаций студентам для психологической подготовки к экзаменам.
курсовая работа [227,1 K], добавлен 11.07.2015
Сущность психических состояний. Особенности эмоциональных состояний студентов, влияющих на познавательную активность в процессе учебной деятельности. Исследование развития у детей состояния нервно-психического напряжения в ситуациях зачетов и экзаменов.
курсовая работа [73,5 K], добавлен 23.05.2014
Характеристика эмоциональных состояний. Психологические исследования эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния личности и проблема их регуляции. Особенности и закономерности изменения эмоциональных состояний личности в процессе лечебного массажа.
дипломная работа [354,2 K], добавлен 24.08.2010