в чем особенность былинного стиха
Былина как эпический фольклорный жанр
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» обладает всеми признаками данного эпического жанра. Здесь имеется сюжет, события изображаются в развитии, персонажи – в действии.
Былины, как правило, имеют три части: запев (как подготовка к прослушиванию песни), зачин (в его пределах разворачивается действие) и концовка.
Русские былины имеют свою традиционную систему образов. Рассмотрим это на примере таких былин, как «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Микула Селянинович».
Образ былинного богатыря является средством воспитания патриотических чувств у русского человека. Именно в русских былинах показан образ богатыря-защитника, который является прообразом современных героев-воинов.
Источником каждой героической песни был какой-либо исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Герои былин – богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Многие русские былины говорят о героических подвигах народных богатырей.
Задача былин не в том, чтобы удивить слушателей какой-либо неожиданностью, а в том, чтобы напомнить об идеале, и слушатели ещё раз восхитились бы силой, удалью, мудростью, самоотверженностью былинных героев.
В системе образов прослеживается старшинство, зависимость, так как богатыри подчинены князьям. Они служат князю и всему государству.
В русских былинах можно выделить трёх основных героев: Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Образы богатырей являются художественным обобщением, воплощением в одном человеке силы народа. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко обижают не доверяющие им князья.
Основная тема былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» – защита отечества от набегов врагов, охрана покоя и благополучия жителей земли русской. Знаменитый богатырь Илья Муромец является олицетворением всего лучшего в народе: огромная физическая сила сочетается в нём с ещё большей силой внутренней, со спокойствием духа, с добротой. Цель его служения родине связана не со стремлением убивать врагов, а с желанием защищать и охранять землю Русскую.
Главный герой былины равнодушен к почестям и наградам. Богатырь направляется в Киев прямоезжей дорогой. А дорога та «прямоезжая» пролегала в лесном краю, где находились разбойники, грабившие и убивавшие.
Автор подчёркивает дородность Ильи, его рост, силу, мощь. Богатырь вооружён копьём, луком со стрелами. В былине нет портрета Ильи, потому что главным было показать черты его характера, проявляющиеся во время освобождения Чернигова от неприятеля, в победе над Соловьём-разбойником. И мы отмечаем, что Илья смел, могуч, благороден, а народ благодарен своему герою.
Закономерно для былин и то, что богатырство героя преувеличено. Например, через описание движений коня Ильи: «С горы на гору стал перескакивать, с холма на холм стал перемахивать, мелки реченьки, озерка промеж ног спускал. ». Здесь используется важный художественный приём, необходимый для того, чтобы подчеркнуть доблесть героя, сложность победы над самыми разными врагами.
В былине «Святогор и Микула Селянинович» создан наиболее загадочный образ богатыря. В одном из вариантов говорится, что Святогор ездит только по горам (или лежит на них), что его мать сыра земля не держит. Ему нет равных по силе, и в то же время эта сила не находит применения. Святогор не совершает воинских или каких-либо других подвигов. Не случайно сумка, которую не мог поднять Святогор, принадлежит Микуле Селяниновичу, пахарю. То, что легко несёт пахарь, губит богатыря, так как далёк он земледельческого труда, требующего немалой сноровки и физической силы. А своей силе он не находит применения, как это делали Илья Муромец или другие русские богатыри, охраняющие границы. Он далёк и от хозяйственно-производительного труда, как, например, Микула Селянинович. Святогор изолирован от других героев былинного эпоса. В отличие от них, он неподвижен, привязан к одному месту – Святые горы.
Встреча Святогора с Микулой Селяниновичем и эпизод с переметной сумой и тягой земной несут в себе смысл передачи силы от «старшего» богатыря к «младшему». И образ Микулы воспринимается как символ мирного времени, потому и прославляется богатырь-пахарь: он кормилец, на котором держится вся земля русская.
Таким образом, былины имеют огромное значение для понимания путей развития устного народного творчества, древней литературы, а также для изучения истории Руси.
Былинный стих
Былинный стих это древняя стихотворная форма былин (русских эпических речитативных песен).
Ритмическое строение
Былинный стих отмечается разнообразием ритмических конструкций, чем обусловлено отсутствие его четко выраженной стихотворной структуры, рифмовки.
Былинный стих представляет собой разновидность тонического стиха, построенного на соизмеримости строк по количеству ударений при произвольном числе безударных слогов. В строках варьируется от двух до четырёх ударений, т. е. в пределах одной былины не всегда сохраняется тождественное количество ударений.
Для написания былин используются различные метры, например: хорей с дактилическим окончанием или сочетание хорея с дактилем, или анапест.
Былинному стиху не свойственна рифма, музыкальность произведения образуют созвучия. Композиционная структура стиха соответствует напевному характеру жанра: поэтический текст былины условно состоит из трёх частей – запева, зачина, концовки.
Виды былинного стиха
Пример былинного стиха
Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка да богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец
(Русская былина «Три поездки Ильи Муромца»)
Происхождение
Былинный стих возник в русской фольклорной традиции как изложение древних героических событий. Былины исполнялись речитативом народными сказителями, первоначально в сопровождении игры на гуслях, позже без музыкального сопровождения.
Ранние распространённые названия былин – «старина», «исторические песни», «богатырские сказки», «богатырский эпос». Термин «былина» для обозначения жанра русской эпической песни был введен в 40-х гг. XIX в. фольклористом И. П. Сахаровым, который опирался на выражение из «Слова о полку Игореве»: «по былинамъ сего времени».
Содержание былинных стихов
Содержание былинных стихов основано на исторических событиях русского народа XI-XVI вв. Былины определяются как героические песни, но вместе с тем встречается много былин мифологического, новеллистического, авантюрного содержания. В центре русского былинного эпоса – средневековые богатыри, их деяния и героические подвиги в борьбе с захватчиками родной земли: монголо-татарской ордой, южными кочевыми племенами, мифическими существами. В литературе насчитывается около сотни сюжетов былин, вариантов – больше двух тысяч.
Циклы былин
Былины в классической русской поэзии
Былина оказала значимое влияние на творчество русских поэтов. Былинная поэтика и стилистика плодотворно была усвоена А. С. Пушкиным («Руслан и Людмила») и М. Ю. Лермонтовым («Песня про … купца Калашникова»). А. К. Толстой создал произведения по былинным мотивам, которые так и назвал былинами: «Богатырь», «Алёша Попович», «Змей Тугарин», «Илья Муромец», «Поток-богатырь», «Садко». Четыре сочинения, основанных на русском эпосе, написал К. Д. Бальмонт («Святогор», «Вольга», «Добрыня и Смерть», «Отчего перевелись витязи на Руси»).
Сообщение «Особенности стиха и языка былин.»
В течение многих столетий выработались своеобразные приемы, характерные для поэтики былины, а также способ их исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый чисто-тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.
Подчеркнуто торжественный стиль изложения былины, повествующей о событиях героических, а зачастую и трагических, определил необходимость замедления действия (ретардация). Для этого используется такой прием, как повторение, причем повторяются не только отдельные слова: …ета коса, коса, …из далече-далече, дивным дивно (повторения тавтологические), но и нагнетение синонимов: биться-ратиться, дани-пошлины, (повторения синомимические), зачастую окончание одной строки является началом другой: А приехали они да на святую Русь, / На святую Русь да и под Киев град…, нередки троекратные повторения целых эпизодов, идущие с усилением эффекта, а некоторые описания предельно детализированы. Характерно для былины и наличие «общих мест», при описании однотипных ситуаций используются определенные формульные выражения: таким образом (при том предельно детализировано) изображается седлание коня: Ай выходит Добрыня на широкий двор, / Он уздае-седлае коня доброго, / Налагает ведь он уздицу тесмяную, / Налагает ведь он потнички на потнички, / Налагает ведь он войлоки на войлоки, / На верёх-то он седелышко черкасское. / А и крепко он подпруги подтягивал, / А и подпруги шолку заморского, / А й заморского шолку шолпанского, / Пряжки славныя меди бы с казанския, / Шпенечки-то булат-железа сибирского, / Не красы-басы, братцы, молодецкия, / А для укрепушки-то было богатырскии. К «общим местам» относятся также описание пира (по большей части, у князя Владимира), пира, богатырская поездка на борзом коне. Подобные устойчивые формулы народный сказитель мог комбинировать по собственному желанию.
Для языка былин характерны гиперболы, при помощи которых сказитель подчеркивает черты характера или наружности персонажей, достойные особого упоминания. Определяет отношение слушателя к былине и другой прием – эпитет (могучий, святорусский, славный богатырь и поганый, злой враг), причем часто встречаются устойчивые эпитеты (буйна голова, кровь горячая, ноги резвые, слезы горючие). Сходную роль выполняют и суффиксы: все, что касается богатырей, упоминалось в формах уменьшительно-ласкательных (шапочка, головушка, думушка, Алешенька, Васенька Буслаевич, Добрынюшка и т. д.), зато отрицательные персонажи именовались Угрюмищем, Игнатьищем, царищем Батуищем, Угарищем поганым. Немалое место занимают ассонансы (повторение гласных звуков) и аллитерация (повторение согласных звуков), дополнительные организующие элементы стиха.
Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.
Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза).
Взгляд сказителя никогда не обращается к прошлому или будущему, но следует за героем от события к событию, хотя расстояние между ними может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.
1.3.1. Формальные особенности былины
Формально-языковые особенности былинного жанра делятся на фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические и текстуальные.
Фонетические особенности
Стихотворный ритм. Былины имеют стихотворную форму, но былинные стихи отличаются от привычных нам стихов, написанных определённым размером – ямбом (первый слог безударный, второй – ударный: «Какая грусть, конец аллеи…» у А. А. Фета), хореем (первый слог ударный, второй – безударный: «Мчатся тучи, вьются тучи…» у А. С. Пушкина), дактилем (первый слог ударный, второй и третий – безударные: «Слышу ли голос твой…» у М. Ю. Лермонтова) и др.
В былинах мы встречаемся со свободным стихом, в котором ямб, хорей, дактиль и т. д. в одной строке сосуществуют друг с другом. Возьмём такую строчку:
Как ехал он, Добрыня, целы суточки
«Как ехал он, Добрыня,» – ямб, «целы» – хорей, «суточки» – дактиль.
Рифма. В былинных стихах рифма встречается очень редко. Вот исключительные примеры:
На коня накладывает потничек,
А на потничек накладывает войлочек.
И спустил как эту тетивочку шелковую,
Да спустил он эту стрелочку калёную.
Словообразовательные особенности
Уменьшительные суффиксы. Добрыню часто величают Добрынюшкой, а Алёшу – Алёшенькой. Владимир, когда его Калин припёр к стенке, обращается к Илье ласково:
Ты прости, сударь Илюшенька…
Много уменьшительных суффиксов употребляется в былинах в существительных и наречиях.
В существительных: солнышко, реченька, речушка, рученьки, ноженьки, дружинушка, ествушка, питьице и т. п.
Вот контекст для двух последних существительных:
Кормил его ествушкой сахарнею,
Да поил-то питьицем медвяныим.
В наречиях: быстрёшенько, скорёшенько, тихошенько, скоренько, поскорёшеньку, близёхонько и т. д. Такие наречия имеют яркую разговорную окраску.
Подъезжал он к Соловью близёхонько.
Поскорёшеньку он поворот держал.
Словообразовательные пары. Они очень характерны для былин. Вот лишь некоторые их примеры: солнце – солнышко, звёзды – звёздочки, ветры – ветрушки, лебеди – лебёдушки, отечество – изотчина, государь – государин, царь – царища, племянница – племничка; Илья – Илюшенька – Илейка, Добрыня – Добрынюшка; Алёша – Алёшенька – Алёшка, сила – силушка; благословение – благословеньице, невзгоды – невзгодушки; поездка – поездочка, голова – головушка, очи – очушки, ноги – ноженьки, ягодицы – ягодиночки, руки – рученьки, локоть – локоточек, волосы – волосиночки, брови – бровушки, чара – чарка – чарочка, одежды – одежицы; жемчужины – жемчужинки; замки – замочки; высокая – высокошенька, статна – становитая, радостен – радёшенек, несчастный – бессчастный, бесталанный – неталанный.
Сложные слова. Вот излюбленные в былинах сложные слова: поры-времечки, травушка-муравушка, птички-пташицы, Киев-град, хлеб-соль, винцо-водочка, перинки-подушечки, данивыходы. Но попадаются и более редкие, как, например:
Как стучит-то, гремит, Змей-собачище.
Лексические особенности
Архаизмы. Приведу здесь только некоторые устаревшие слова из былин:
Эпитеты. Многие существительные в былинах имеют устойчивые определения. Такие определения в былиноведении принято называть эпитетами.
Золото в былинах, как правило, красное, серебро – чистое, жемчуг – скатный, звери – лютые, сокол – ясный, соболь – чёрный, змея – проклятая, кони – богатырские, молодец и конь – добрые, девица – красная, гусли – яровчаты, головушка – буйная, очи – ясные, уста – сахарные, груди и рученьки – белые, ноженьки – резвые, мать – родна, вдова – честна, Владимир – ласковый, палаты – белокаменны, богатыри – могучие, братцы – крестовые, дружинушки – хоробрые, пир – почестный, вино – зелено, погреба – тёмные и глубокие, лук – тугой, тетива – шёлковая, стрелочка – калёная, орда – тёмная
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Былинный стих
Былинный стих это древняя стихотворная форма былин (русских эпических речитативных песен).
Ритмическое строение
Былинный стих отмечается разнообразием ритмических конструкций, чем обусловлено отсутствие его четко выраженной стихотворной структуры, рифмовки.
Былинный стих представляет собой разновидность тонического стиха, построенного на соизмеримости строк по количеству ударений при произвольном числе безударных слогов. В строках варьируется от двух до четырёх ударений, т. е. в пределах одной былины не всегда сохраняется тождественное количество ударений.
Для написания былин используются различные метры, например: хорей с дактилическим окончанием или сочетание хорея с дактилем, или анапест.
Былинному стиху не свойственна рифма, музыкальность произведения образуют созвучия. Композиционная структура стиха соответствует напевному характеру жанра: поэтический текст былины условно состоит из трёх частей – запева, зачина, концовки.
Виды былинного стиха
В зависимости от ритмического строения былинного стиха различают следующие виды этой поэтической формы:
Пример былинного стиха
Из того ли из города из Мурома,
Из того ли села да Карачаева
Была тут поездка да богатырская.
Выезжает оттуль да добрый молодец,
Старый казак да Илья Муромец
(Русская былина «Три поездки Ильи Муромца»)
Происхождение
Былинный стих возник в русской фольклорной традиции как изложение древних героических событий. Былины исполнялись речитативом народными сказителями, первоначально в сопровождении игры на гуслях, позже без музыкального сопровождения.
Ранние распространённые названия былин – «старина», «исторические песни», «богатырские сказки», «богатырский эпос». Термин «былина» для обозначения жанра русской эпической песни был введен в 40-х гг. XIX в. фольклористом И. П. Сахаровым, который опирался на выражение из «Слова о полку Игореве»: «по былинамъ сего времени».
Содержание былинных стихов
Содержание былинных стихов основано на исторических событиях русского народа XI-XVI вв. Былины определяются как героические песни, но вместе с тем встречается много былин мифологического, новеллистического, авантюрного содержания. В центре русского былинного эпоса – средневековые богатыри, их деяния и героические подвиги в борьбе с захватчиками родной земли: монголо-татарской ордой, южными кочевыми племенами, мифическими существами. В литературе насчитывается около сотни сюжетов былин, вариантов – больше двух тысяч.
Циклы былин
В зависимости от того, с какими центрами Древней Руси соотносятся описываемые в эпических песнях события, былины разделяют на два цикла:
Былины в классической русской поэзии
Былина оказала значимое влияние на творчество русских поэтов. Былинная поэтика и стилистика плодотворно была усвоена А. С. Пушкиным («Руслан и Людмила») и М. Ю. Лермонтовым («Песня про … купца Калашникова»). А. К. Толстой создал произведения по былинным мотивам, которые так и назвал былинами: «Богатырь», «Алёша Попович», «Змей Тугарин», «Илья Муромец», «Поток-богатырь», «Садко». Четыре сочинения, основанных на русском эпосе, написал К. Д. Бальмонт («Святогор», «Вольга», «Добрыня и Смерть», «Отчего перевелись витязи на Руси»).