в чем особенность авторской песни
Авторская песня как жанр и явление в истории российской музыки
У русского человека понятие «авторская песня» вызывает совершенно определенные ассоциации. Мы представляем себе человека с гитарой, поющего под незамысловатую мелодию песни, как правило, собственного сочинения. Сегодня «авторская песня» воспринимается в обществе как дела уже давно минувших дней, как музыкальное сопровождение «походной романтики» советских времен.
Некоторые музыковеды указывают на некорректность применения термина «авторская песня» к конкретному песенному жанру, так как термин не несет в себе жанровой ориентации. Иными словами – авторская песня это ЛЮБАЯ песня, написанная и исполненная одним человеком. Такое понимание авторской песни, безусловно, имеющее под собой определенные основания, значительно расширяет облик и пространство данного явления, как в российской музыке, так и за рубежом.
Обращаясь к пластинкам ряда современных зарубежных артистов, мы можем увидеть в графе «жанр» слова Author Song. Однако, то, что за границей обозначают этим термином, если и имеет отношение к «советской авторской песне», то весьма и весьма опосредованное. Самым правильным будет считать, что «авторская песня» — это понятие, которым обозначаются два разных явления. Иными словами, термин «авторская песня» имеет два значения. Не случайно в рамках данной статьи мы берем его кавычки. С одной стороны, авторская песня – это песенный жанр, сформировавшийся в СССР и являющийся, пожалуй, самым самобытным явлением российской музыкальной культуры, с, другой стороны, авторская песня – это определение традиции авторского песенного исполнения, преодолевающая границы жанров и явлений и оказывающая влияние на их облик. Эти два явления можно рассматривать автономно друг от друга, но они имеют точки пересечения. В этих пересечениях и формируется пространство авторской песни как явления в истории музыкальной культуры.
Авторская песня – самобытный российский песенный жанр.
Авторская песня в привычном для русского слушателя понимании сформировалась в 60-е годы в СССР. Предтечей жанра считается городской романс, а условным «прародителем» называют Александра Вертинского. Авторская песня как жанр имеет и другое название – бардовская музыка или бардовская песня, а её исполнителей называют бардами. Эти понятия считаются синонимами с той разницей, что слово «бард» и словосочетание «бардовская песня» имеют зарубежное происхождение. Бардами называли средневековых поющих поэтов. Можно сказать, что авторская песня — это закрепившееся в русской культуре название отечественной традиции бардовской музыки. В культурном пространстве XX века слово «бард» стало аутентичным советским и российским явлением, зарубежных авторов-исполнителей «бардами» никто не называет. Учитывая широту понятия «авторской песни» для российской музыкальной культуры, термины «бардовская музыка» или «бардовская песня» применительно к жанру представляются более точными.
Характерными чертами авторской песни было то, что песни исполнялись преимущественно (а чаще исключительно) под гитару, а основная ставка делалась на текст песни, а не на музыкальную составляющую. По большому счету, авторская песня – это стихи, исполненные под музыку.
Виктор Берковский. Фото взято с сайта http://korostishevsky.org
Несмотря на общепринятое название жанра и большую значимость текста, исполнители авторской песни далеко не всегда являлись авторами стихов. Барды часто перекладывали на музыки чужие стихи (своих друзей, коллег, знакомых) или использовали произведения классиков. Ярким примером является выдающийся представитель жанра авторской песни Виктор Берковский. Как композитор он написал более 200 песен на чужие стихи, которые сам же и исполнял. В его репертуаре есть песни на стихи Давида Самойлова, Михаила Светлова, Юрия Левитанского и других авторов, некоторые из них также получили известность как барды, выступая со своими авторскими песнями. Наиболее известны песни Берковского на стихи Дмитрия Сухарева. Вместе они написали такие песни как «Альма-матер», «Вспомните, ребята», «Песенка про Собачку Тяпу» и многие другие.
Одним из центров развития авторской песни стал Московский Педагогической Государственный Университет, в те годы носивший название МГПИ имени Ленина. Здесь учились и писали свои произведения такие выдающиеся представители этого жанра как Юрий Визбор, Юлий Ким, Вадим Егоров. Песня «Мирно засыпает родная страна», написанная на стихи Юрия Визбора, до сих пор исполняется как Гимн МПГУ.
Авторская песня возникла на пересечении студенческой самодеятельности и «походных песен». Этот жанр возник как «жанр непрофессионалов». Представители авторской песни изначально не являлись музыкантами по своей основной профессии и роду деятельности. Так, например, упомянутые выше Сухарев и Берковский занимались наукой и преподаванием в высшей школе. Со временем для некоторых представителей жанра исполнительство песен становится делом жизни.
Булат Окуджава. Фото взято с сайта http://www.sphaerez.de
Одним из флагманов «авторской песни» и первым «профессиональным бардом», чье творчество окончательно вписало авторскую песню в пространство советской музыкальной культуры, стал, конечно же, Булат Шалвович Окуджава. Так же как Визбор и Никитин, он был филологом по образованию, некоторое время работал учителем русского языка, но когда он состоялся не только как поэт и писатель, но и как исполнитель, он начинает жить исключительно творческими доходами. В советских социальных реалиях это означало, что он официально стал исполнителем песен, хотя никакого музыкального образования не имел.
Владимир Высоцкий. Фото взято с сайта https://istihi.ru/vysockij/photos
Окуджава стал одной из двух знаковых фигур в истории российской авторской песни, определивших существование жанра, но при этом стоящих несколько особняком. Не сложно догадаться, что вторым является Владимир Семенович Высоцкий.
Окуджава и Высоцкий – очень разные исполнители и по своему облику, и по содержанию творчества, они олицетворяют собой как бы два полюса, два пути авторской песни. Среди поклонников авторской песни также наблюдается некоторая «полярность». Некоторые из тех, кто любит Окуджаву, плохо воспринимают Высоцкого и наоборот. Но это не более, чем проявление «стереотипного» мышления, которое характерно для всех меломанов. Немало и тех, кто в равной степени уважает обоих. Высоцкий по своему облику более обособлен от «классического» изначального понимания авторской песни и своим творчеством дал «бардовской традиции» мощный импульс для дальнейшего развития.
Среди «двух российских столиц» первенство в развитии авторской песни можно отдать Москве, однако нельзя не упомянуть и «петербургскую» традицию. Среди наиболее ярких исполнителей «классической авторской песни» с берегов Невы можно назвать «трех Александров» — Городницкого, Галича и нашего современника, продолжателя дела «питерских бардов» — Александра Дольского. Вообще, Санкт-Петербург станет городом, породившим несколько ярких примеров слияния традиций авторской песни с другими явлениями музыкальной культуры.
Развитие традиций авторской песни и другие музыкальные жанры
Современная музыкальная культура ярко доказывает отсутствие четких границ между жанрами и явлениями. Мир музыки – единый плавильный котел, и даже такое самобытное и обособленное явление, как авторская песня, в ходе своего возникновения и развития вступает в сложные процессы гибридизации. Советская бардовская песня, пожалуй, самое характерное явление, доказывающее, что российская музыкальная культура, многое заимствуя с запада, при этом развивается обособленно. Феномен авторской песни оказал огромное влияние на облик российской музыки в целом.
Наиболее близким к авторской песне музыкальным направлением можно назвать шансон. Сам этот термин и совокупность обозначаемых им проявлений отечественной музыкальной культуры вызывает немало споров. Так же как и в случае с авторской песней, этот термин в России и за рубежом имеет немного разное значение. Существует мнение, что зарубежный шансон (преимущественно французский) и русский шансон — это не совсем одно и то же. Русский шансон определяют как самостоятельный жанр или «обобщенный термин» объединяющий совокупность жанров. Под русским шансоном поднимается одновременно и «тюремная лирика» (блатная песня) и музыкальные произведения, продолжающие традиции «городского романса». Наличие «общего предка» и определяет близость авторской песни к русскому шансону в его обособленных от «тюремно-блатной линии» вариациях. Если взять образцы авторской песни в той ипостаси, когда этот жанр преодолел оковы самодеятельности, а помимо гитар в аранжировках бардовских песен появились другие инструменты, то четкая граница между «не тюремным» шансоном и авторской песней будет едва ли ощутима.
Александр Розенбаум. Фото взято с сайта kudamoscow.ru
В ходе своего развития оба «родственных» музыкальных жанра сблизились с поп-музыкой. Ярким примером исполнителя, объединившего в себе традиции шансона и авторской песни и воплотившего их на российской эстраде, является Александр Яковлевич Розенбаум. Из более молодых исполнителей, переносящих традиции авторской песни в российскую поп-музыку, можно назвать Дениса Майданова и Сергея Трофимова. Поп-бард Трофим считает себя учеником и наследником Розенбаума. Наиболее популярным артистом, продолжающим традиции классической авторской песни на российской эстраде, является Олег Митяев.
В российской музыкальной традиции «авторская песня» оказала существенное влияние на формирование и развитие облика российской рок-музыки. Не будет преувеличением сказать, что русский рок как национальная музыкальная традиция сформировался в результате слияния тенденции «подражательства и заимствования из зарубежной рок-музыки» и «советской традиции авторской песни». Один из родоначальников российского рока, лидер группы «Машина времени» Андрей Вадимович Макаревич неоднократно говорил о том, что на его творчество огромное влияние оказал Булат Окуджава.
Александр Башлачев. Фото взято с сайта http://photo-journal.by/blog/aleksandr-bashlachev-chelovek-s-gitaroj
Важнейшую роль в развитии российского рока сыграло прежде всего творчество Владимира Высоцкого. Своим «нервом», подачей и «внутренней протестностью» Владимир Семенович оказал влияние на весь российский рок. Наиболее ярко «наследие Высоцкого» просматривается в творчестве легендарного музыканта Александра Башлачева. СашБаша можно условно назвать родоначальником такого явления как «бард-рок». Многие музыканты, сформировавшие под влиянием рок-музыки, исполняют свои песни преимущественно под гитару и имеют себя рок-поэтами. К «бард-року» можно отнести творчество петербуржского музыканта Константина Арбенина и его группы Зимовье Зверей.
Бард-рок как «форма исполнения» «прижился» в андеграундной музыкальной тусовке. Представители сибирского андеграунда или «московского формейшна» в своём творчестве нередко ограничивались гитарой, делая ставку не на музыку и вокал, а на текст и содержания песни. Напрямую эти явления музыкальной культуры с «авторской песней» как таковой уже мало связаны, изменилась тематика, содержание текстов и посыл, но сама суть, составившая «зерно» авторской песни как жанра и явления в отечественной музыкальной культуре остались неизменны. Все названные выше исполнители, так или иначе, объединяют в себе характерные признаки «авторской песни» и в узком, и в широком понимании этого термина.
Авторская песня – основные особенности и отличия
Авторскую песню иногда еще называют бардовской. А бард, в свою очередь, это композитор, певец и поэт, который исполняет произведения собственного сочинения. Таким образом, авторская песня – это такая композиция, которая в лице своего автора объединяет поэта и композитора, да еще и исполнителя.
Авторскую песню иногда еще называют бардовской. А бард, в свою очередь, это композитор, певец и поэт, который исполняет произведения собственного сочинения. Таким образом, авторская песня – это такая композиция, которая в лице своего автора объединяет поэта и композитора, да еще и исполнителя. Обязательные атрибуты авторской песни – это гитарное сопровождение, а также приоритет текста перед музыкой, акцент делается именно на стихи песни. Авторские песни могут писать (и исполнять) как певцы, так и певицы, которыми используется декоративная косметика. Но ни одна песня, у которой разные автор и исполнитель, не может называться авторской.
Какие еще существуют отличительные особенности авторской песни от других композиций? Как мы уже сказали выше, текст и смысл песни значительно доминирует над музыкой. То есть мотив авторских песен может быть простым и даже иногда примитивным, а вокальные данные исполнителя – не слишком выдающимися, главным в этом случае будет смысл текста. Но обычно автор обладает не только хорошими приемами стихосложения, умением вложить глубокий смысл в текст, но также и отличным слухом и голосом.
Кроме всего прочего, одним из признаков авторской песни является ее предельная простота. Это касается и музыки, и текста. То есть текст, какой бы глубокий смысл он ни нес, должен быть понятным обычному человеку, стихи должны быть изложены простым языком. Помимо простоты, авторская песня обладает еще и цельностью, то есть все куплеты и припев служат для раскрытия единой идеи песни, отступления исключаются. Еще одна отличительная особенность – это высокое благородство и исключительная нравственность идеи, и смысла, которую песня преподносит слушателю.
История авторской песни в России берет свое начало с романсов А. Вертинского. А наиболее яркие представители – Е. Агранович, Г. Шангин-Березовский, Ю. Визбор, Б. Окуджава. Классиками жанра считаются В. Высоцкий, А. Галич, В. Матвеева, Л. Захарченко и другие.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Авторская песня
Презентация к уроку
Цель: совершенствование знаний об авторской песне и композиторах-бардах.
Задачи:
Тип урока: Урок систематизации и обобщения полученных знаний.
Жанр: комбинированный.
Вид урока: урок-размышление, с использованием мультимедийной презентации.
Оборудование: ТСО, наглядные средства, фортепиано.
Конспект занятия
Эпиграф:
Авторская песня – голос души, музыка сердца.
Её особенностью является текст, напев и интонация.
Вступительное слово учителя
XX век стал временем подлинного расцвета любительства: возникли массовые любительские движения: спорт, туризм, студенческая самодеятельность. Часть песен создавалась композиторами, а часть сочиняли любители-непрофессионалы: для домашнего музицирования, для пения у костра, в турпоходах. Этот новый песенный жанр можно охарактеризовать как поющуюся поэзию. Главная отличительная особенность данного жанра в том, что автор текстов является автором музыки и исполнителем в одном лице. А также для этого жанра характерны приоритет текстов над музыкой и гитарный аккомпанемент.
Авторская песня – барды – такая связка привычна для нашего уха. С самого первого момента появления жанра исполнителей авторской песни стали называть бардами.
Когда-то у древних кельтов и галлов так именовались народные певцы и поэты. Они были хранителями национальных ритуалов, традиций, и народ за это любил их.
В середине XX века жанр авторской песни расцвёл с новой силой и в течение нескольких десятилетий лидировал среди любительских музыкальных жанров. Вначале такие песни называли студенческими или туристскими, потому что сочиняли их в основном студенты и исполнялись они в узком кругу молодёжи, в туристических походах.
Существует легенда, что начало жанру было положено Николаем Власовым, сочинившим песню, ставшую чуть ли не гимном студентов, под названием «Студенческая прощальная»:
Кончим вуз и по глухим селеньям
Разлетимся в дальние края.
Ты уедешь к северным оленям,
В жаркий Туркестан уеду я.
В чем же особенность «авторской песни»?
Учитель: Авторские песни под гитару – это очень индивидуальная манера их исполнения, личность автора исподволь присутствует в каждой песне. Этот жанр является в каком-то смысле интимным и даже исповедальным искусством.
Не зря одним из родоначальников этого жанра считают профессионального поэта Булата Шалвовича Окуджавы.
Учитель: Послушайте песню Булата Окуджавы «Песенка об Арбате». Обратите внимание на стихи. Будучи профессиональным поэтом, Окуджава поднял художественную планку авторской песни на значительную высоту. При этом музыка является скорее дополнением к словам, чем самостоятельной линией. Но сочетание слов и музыки, тембра голоса исполнителя, в каждой конкретной песне делает её неповторимым, очень характерным и узнаваемым произведением.
Слушание
Вопросы – ответы детей
Охарактеризуй манеру авторского исполнения.
Каково соотношение поэзии и музыки?
Учитель: Прослушайте «Песню о друге» Владимира Высоцкого из к/ф «Вертикаль». Она о мужской дружбе, об испытании на прочность, но самое главное обаяние этой песни – в неповторимой музыкальной декламации стихов, неповторимой авторской манере исполнения Высоцкого.
Слушание
Вопросы – ответы детей
Что, по-твоему, является ведущим в этой паре – стихи или музыка?
Учитель: Наиболее известные создатели авторской песни – Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Александр Галич, Юлий Ким, Александр Дольский; Евгений Клячкин; Ада Якушева; Новелла Матвеева; Александр Суханов; Юрий Кукин; Александр Городницкий; Виктор Берковский.
В Советском Союзе песни В.Высоцкого или А.Галича знала практически вся страна. Хотя в те времена эти песни практически нельзя было услышать по радио или по телевидению. Феномен этого явления состоял в том, что люди сначала узнавали песни, а не их авторов. Стихи и мелодии передавались из уст в уста, запоминались на слух с магнитофонных записей.
«А я еду за туманом, за туманом, за мечтами и за запахом тайги» – пела молодежь вслед за автором этих слов – Юрием Кукиным.
Для бардов прошедшей эпохи песенное творчество не являлось профессией. Они были учеными, врачами, учителями и т.д., а стихи и музыку писали по велению сердца и души и щедро делились своими творениями не только с друзьями, но со всем миром.
Некоторые песни этих авторов и поныне остаются популярными и любимыми: «Милая моя – солнышко лесное» (Ю.Визбора), «Ах, Арбат, мой Арбат» (Б.Окуджавы), «Под музыку Вивальди» (С.Никитина), «Чуть помедленнее, кони» (В.Высоцкого) и многие другие.
Учитель: (Слеты для любителей авторской песни)
Так как бардовская песня в СССР была очень популярна, среди молодежи и студенчества, стали проводиться фестивали авторской песни. Со всех уголков страны для участия в них съезжались и авторы-исполнители, и многочисленные любители этого жанра.
Первое мероприятие носило официальное название: «Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина». (Грушинский фестиваль)
Учитель: Авторская песня в России и сегодня популярна как среди людей старшего поколения, так и среди молодежи. Самыми яркими современными авторами и исполнителями бардовских песен являются: Александр Розенбаум; Сергей и Татьяна Никитины; Вероника Долина; Олег Митяев; Сергей Трофимов (Трофим); Семен Слепаков.
Большинство из названных бардов начинали свой творческий путь еще в советские времена. Так, Александр Розенбаум собственные песни начал писать в 1968 году. Окончив медицинский институт, он работал врачом и параллельно учился в вечернем музыкальном училище. С 1983 года начал активно выступать с авторской песней на концертных площадках различных городов страны. Сегодня вряд ли найдется человек, который бы ничего не слышал о творчестве А.Розенбаума.
Многие наши современники любят и слушают такие его известные хиты, как: «Вальс-бостон», «Ау», «Есаул», «Глухари на токовище», «Нарисуйте мне дом» и др.
Разучивание песни
Давайте мы выучим песню А.Розенбаума «Ау».
Прослушайте песню в исполнении вашего одноклассника.
Составьте исполнительский план (Приложение 4).
Разучивание и исполнение песни.
Рефлексия
Домашнее задание
1. Придумай и напиши сценарий конкурса-концерта авторской песни.
2. Подготовь сообщение об авторе-исполнителе бардовской песни.
Итог урока. Оценивание
(Обсуждение совместной деятельности на уроке вместе с учащимися, выставление оценок)
Учитель: Авторская песня – это альтернатива бездумной, а иногда и откровенно пошлой современной попсе. Людям необходима самая разная музыка, отражающая нашу жизнь во всем разнообразии. Слушая произведения бардов, люди становятся чище, лучше и романтичнее. Лучшие авторские песни позволяют задуматься о таких вечных ценностях, как любовь, дружба, верность, достоинство и честь.
Список литературы
Авторская песня: прошлое и настоящее
Авторская песня: прошлое и настоящее
«Как дышится, так и поется»
«Молю, чтоб боль души не сделать ремеслом,
Чтоб наше слово в музыке звучало…»
Все больше музыкальных сердец завоевывает современная авторская песня, порой опережая рок, поп и другие музыкальные направления. Раньше, еще несколько десятков лет назад, когда душа просила романтики, творчества, лесного отдыха, лирики, любители авторской песни уезжали на туристические слеты, на фестивали, с гитарой в лес. Сегодня, чтобы послушать авторскую песню, достаточно прийти на концерт в любом городе. Современная авторская песня выросла из узкого круга у костра, проникла на эстраду, льется отовсюду, со всех концертных площадок, из всех динамиков. Круг любителей и ценителей авторской песни расширился, как и само ее понятие.
Авторская песня или бардовская песня?
Авторская песня и бардовская песня – одно и то же или нет? Что понимают под этими словами авторы, композиторы, исполнители и неравнодушные люди? Задумавшись над этой темой, я была уверена в одном, но, перелопатив гору литературы и узнав мнение профессионалов, пришла совсем к другим выводам.
Википедия практически сравняла оба жанра, называя главным его признаком объединение в одном лице автора текста, композитора, исполнителя, а также наличие гитарного сопровождения и значимости текста перед музыкой.
Классиками жанра авторской песни принято считать А. Галича, Ю. Визбора, Б. Окуджаву, В. Высоцкого, А. Городницкого, В. Долину, В. Матвееву, А. Дольского, Ю. Кима и других.
В. Высоцкий называл себя представителем этого жанра, раскрывая его суть как доверительную беседу со слушателем и зрителем в дружественной атмосфере доверия, где автор рассказывает о том, что его беспокоит и волнует.
Один из знаменитых бардов Урала, поэт, организатор бардовских фестивалей А. Гильман считает, что к представителям авторской песни можно отнести и современных И. Николаева, С. Трофимова, И. Крутого, А. Розенбаума, О. Газманова и других известных эстрадных личностей, всех тех, кто сам пишет и исполняет. Они же авторы, сами пишут, сами исполняют, многие под гитару.
К сожалению, многие представители современной авторской песни, эстрадные личности, не вкладывают особого смысла в свои тексты: несколько строчек, запоминающийся припев, цепляющая слушателя музыка – и шлягер готов.
В понятие «бард» А. Гильман вкладывает иной смысл. Для него бард – это, в первую очередь, поэт, чьи строки идут от сердца, «как дышится, так и поется», «в моем сердце потребность писать и творить». Творчество барда не рассчитано на эстрадную популярность и зарабатывание денег, он реализует свое нравственное начало в своих, наполненных смыслом, песнях. Потому А. Гильмана и называют «ценителем и хранителем жанра бардовской песни», что будучи организатором регионального фестиваля «Голоса» и судьей множества других уральских фестивалей, на отборочных турах он не пропускает к соревнованию авторов и исполнителей, в чьих выступлениях есть намек на другие творческие направления, будь то шансон, рок, эстрадное направление, либо что – то еще. К тому же, исторически бард – это не только поэт и певец у древних племен галлов и кельтов, это хранитель традиций и ритуалов.
В вышеописанном понимании авторской и бардовской музыки к представителям современной авторской песни можно отнести не только всех известных нам бардов, но и популярных эстрадных исполнителей. Получается, что понятие авторской песни намного шире, чем бардовской.
К слову, А. Розенбаум также разделяет два этих понятия и бардом себя не считает, как не считал себя бардом и В. Высоцкий.
Стили и направления современной авторской песни
В конце 20 века авторская песня уже начала приобретать современные черты. Когда барды шагнули на сцену, многие из них уже перестали быть чисто бардами. К примеру, легенда советского времени, кумир миллионов, поэт и композитор В. Цой отчасти тоже считался бардом, его стихотворные произведения относят к неоромантизму, гитара была его неизменной спутницей, а на сцене он начинал в стиле панк — рок.
Б. Гребенщикова и А. Макаревича считают бард – рокерами.
И. Тальков – поэт, композитор, бард, актер: он вышел с гитарой на сцену, расширил свою аудиторию, пытаясь донести до слушателя свою гражданскую позицию и лирические позывы. Его творчество получило выражение на стыке нескольких жанров — от авторской песни до рок – музыки и поп — музыки.
А. Розенбаум – представитель современной авторской песни, он сам исполняет свои произведения под гитару, но стилистика его исполнения очень широка – от джаза до рок-н-ролла.
В 21 веке, когда авторская песня стала активно развиваться на эстраде, когда авторам не надо скрываться в лесах и подпольных кружках от цензуры и они могут свободно выражать свое творчество на сцене, возникли современные стили и направления.
К примеру, С.В. Трофимов (Трофим) очень любим современным слушателем и понятен каждому, его творчество подходит полностью под определение авторской песни, но он работает не только в этом жанре, это также рок и «русский шансон».
Д. Майданов – современный автор, поэт, композитор, исполнитель, с гитарой на сцене он слету завоевывает зрителя рок – композициями. Нет сомнений, что он поет от души, но здесь нет приоритета текста над музыкой и выражена яркая эстрадная направленность, он работает на зрителя.
Есть мнение, что и С. Слепаков с его злободневными юмористическими песенками под гитару, также является представителем современной авторской песни.
Духовно — нравственное начало, присущее традиционной авторской песне, также можно проследить в творчестве каждого из этих талантливых людей, однако не в той мере, как это присутствует в песне бардов, «поющих поэтов».
Какая же она, современная авторская песня? Неужели эта «постмодернистская смесь», собирающая стадионы? Наверное, все же, та, в которой реализуется культурно — нравственное начало, а не самовыражение любой ценой, в которой смысл преобладает над формой, которая интеллигентно берет за душу нежной мелодией и имеет целью доверительную беседу все в той же дружественной обстановке. Та, которую надо слушать, а не классифицировать. Просто сходить на концерт Олега Митяева, выбраться на любой бардовский фестиваль и вдохнуть полной грудью.