в чем основа нравственной переориентации личности будущего педагога
Статья Профессионально – нравственное становление личности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки
Профессионально – нравственное становление личности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки
Рассматривая проблему профессионально- нравственного становления личности будущего педагога в процессе обучения, нужно сказать, что содержание цикла психолого – педагогических дисциплин располагает возможностями для решения такой задачи.
Эта работа начинается уже со 2 курса на первых уроках педагогики при изучении темы «Педагогическая профессия, её роль в современном обществе», «Возникновение и развитие педагогической профессии в различные исторические периоды», «Педагогическая деятельность, её компоненты», «Роль и место педагога в век информационного общества», «Повышение требований общества к педагогу на современном этапе».
Дальше идут темы о профессиональной компетентности педагога, профессиограмме. И на этих уроках обязательно мы говорим о личностных качествах педагога, вспоминаем, как проявлялись эти качества у тех учителей, кто учил второкурсников в школе. Студентам нравятся эти темы, они, всё ещё скучающие по своей школе, начинают рассказывать о различных эпизодах школьной жизни, когда их учитель им помог, проявил интерес, поддержал, простил что-то, называют, какие у педагога проявились качества личности…И когда все находятся на пике своих эмоций, я останавливаю студентов и говорю: «Но я ведь вас просила назвать профессиональные качества, а вы говорите о личностных». И вот этот момент-он очень красивый-в аудитории на какой-то миг наступает тишина и видно по глазам, как происходит процесс осмысления того важнейшего факта, что в личности учителя совпадают и личностные, и профессиональные качества. Например, толерантность – это личностное качество любого цивилизованного человека, но именно в профессии учителя оно приобретает статус профессионального. Другие качества так же. Для большинства студентов это открытие. На этапе рефлексии они так и говорят. Перечисляем профессионально – нравственные качества личности учителя и я вижу, что их набор далеко неполон, беден и этот перечень выстраивается с трудом.
Опыт подсказывает, что не стоит на начальном этапе перечислять эти качества, так как осмысление их, глубина, понимание сущности придет не в этот момент, а позднее, когда студенты познакомятся с педагогическим наследием педагогов-классиков, услышат их высказывания. Например, Монтень считал ум и нравственность воспитателя более ценными, чем его ученость. Его рекомендации содержат в себе призыв учитывать душевные склонности ребенка, При этом воспитатель должен быть достаточно демократичен, соединять в себе строгость с мягкостью, должен полностью отказаться от насилия и принуждения. По мнению «учителя учителей» А. Дистервега хороший учитель должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей. А каким примером служит жизнь и тв-во В.А.Сухомлинского, современных педагогов… Этот учебный программный материал служит стимулом для осмысления и приобщения студентов к профессионально-нарвственной культуре.
Примечательно, но не только уроки педагогики имеют профессионально-нарвственную направленность. В ответах на вопрос, на каких учебных предметах вы развиваете в себе профессионально-нравственные качества, студенты сказали, что на всех, так как им все педагоги говорят о возможных затруднениях учеников, и как учитель должен реагировать, как помочь ученику, как побудить в нем желание познавать, что предпринять вместо наказания.
Это обстоятельство свидетельствует о том, что профессионально-нравственное становление происходит в системе и непрерывно, что обеспечивает к 4 курсу максимальное приближение к ожидаемому результату – более глубокому и осмысленному пониманию профессионально-нравственной культуры педагога. Сравнивая ответы студентов 2 и 4 курса, мы в этом убеждаемся. Вот послушайте, что говорят наши студенты. Им задан вопрос: какие профессионально-нравственные качества входят в структуру личности учителя? Какие у вас уже развиты? (ФРАГМЕНТ ВИДЕОДИСКУССИИ)
Мы видим, что в процессе обучения профессионально- личностное становление происходит на всех уровнях-содержательном, организационном, деятельностном, рефлексивном. Усиление нравственной компоненты в содержании и процессе взаимодействия обеспечит успешность проблемы профессионально-нравственного становления будущего педагога.
Совершенствование нравственного и профессионального воспитания будущих педагогов
Рубрика: Воспитание в высшей школе
Дата публикации: 05.03.2015
Статья просмотрена: 442 раза
Библиографическое описание:
Кенжаев, Ш. Х. Совершенствование нравственного и профессионального воспитания будущих педагогов / Ш. Х. Кенжаев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 1 (1). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/3/76/ (дата обращения: 04.12.2021).
Главная цель сферы образования — в процессе образовательно-воспитательной работы проводить в жизнь исторические традиции и обряды, духовно-нравственные ценности нашего народа, опираясь на принципы демократии и гуманизма, а также, опираясь на общечеловеческие ценности, обогащать содержание образовательно-воспитательного процесса, в этих целях открыть широкие возможности инициативности педагогического коллектива в учебном заведении.
Президент Республики Узбекистан И.Каримов неоднократно подчёркивал, что на деле в сфере реформирования воспитания нет границ и предела реформам. Жизнь продолжается, и воспитание, и образование будут постоянно обновляться исходя из новейших требований времени. В годы независимости в Узбекистане сфера образования реформирована коренным образом и сегодня уделяется большое внимание её усовершенствованию.
Изучение научного наследия наших великих предков, внедрение их в образовательный и воспитательный процесс является священной обязанностью каждой творческой личности. Сегодня считается злободневным изучением и исследование культурно-духовного наследия прошлого не только с позиций истории, но и с позиций народной педагогики. Поэтому очень важно обобщение и изучение историко-педагогических материалов, которые принято называть народной педагогикой.
Изучение узбекской народной педагогики, традиций наставничества имеет важное значение в нравственном воспитании молодёжи, использовании традиций народной педагогики, а также её современных методов в педагогической деятельности.
Процесс формирования личности педагога — это не только накопление простых знаний, опыта, навыков и умений, но и усовершенствование личности педагога, его духовно-нравственных и педагогических качеств. Обучаясь в учебном заведении, будущие педагоги осваивают социальный опыт, структуру духовно-нравственных понятий, формируют свои понятия, чувства, отношение к деятельности и причины деятельности. Это имеет важное значение при формировании у них интересов, желаний, стремлений и действий, пробуждающих процесс социализации. Поэтому система учебно-воспитательной работы в вузе должна оказывать практическую помощь при формировании у будущих педагогов этих качеств и особенностей.
Следует подчеркнуть, что воспитание подрастающего поколения как всесторонне развитой личности, являясь одной из первейших задач сегодняшнего дня, требует глубоко овладения будущими специалистами психолого-педагогических знаний, закономерностей образования и воспитания. Для того, чтобы претворить в жизнь эти требования, необходимо дать будущим кадрам не только необходимые профессиональные знания и умения, но и воспитать их высоконравственными, интеллигентными специалистами. Не случайно одним из главных приоритетов реализации идеи национальной независимости является формирование духовно богатой и нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением. На современном этапе мир меняется динамично и плюралистическим путём, ставит массу острых проблем, в числе которых качество воспитания молодёжи.
Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, раскрывая сущность общенациональной социальной программы действий по повышению качества воспитания и обучения учащейся молодёжи нашей республики, сказал: «Говоря о здоровом поколении, прежде всего, подразумеваю поколение здоровое не только физически, но и вместе с тем со здоровым духом, мыслью, твёрдой верой, образованное, культурное, любящее свою Родину» [1].
Современное молодое поколение как будущее нашей страны должно иметь высокую духовно-нравственную культуру на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Духовно-нравственная культура молодёжи — это сложная система её личностных качеств, которая характеризует степень развития и саморазвития её нравственных ценностей, убеждений, мотивов, знаний, умений, чувств и способностей, которые она проявляет в различных ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности, в сравнении с теми высокогуманными ценностями, принципами, правилами, которые в современной социокультурной среде и деятельности принято считать нормативными или идеальными [2].
Подготовка студентов по педагогическим направлениям сегодня требует особого подхода. Прежде всего, необходимо формировать у будущих педагогов положительное отношение к самой педагогической профессии, что предполагает повышение престижности и авторитета педагога, качества подготовки работников образования, создание условий для развития личности учителя и позволяет раскрыть новые стороны действительности человеческих отношений, связанные с выбором людьми их жизненных интересов, ориентиров, процессом социализации личности.
В условиях постиндустриального общества и усиления темпов глобализации обеспечение конкурентоспособности Узбекистана требует формирование молодого высокообразованного и профессионально подготовленного поколения, обладающего высокой нравственностью и социальной ответственностью, креативным мышлением, готового не только жить в динамично меняющихся социальных и экономических условиях, но активно и позитивно влиять на окружающий мир. Такие задачи, стоящие перед отечественным образованием, предполагают его совершенствование на основе обновленной философии и методологии образования, поиска более эффективных способов управления образованием, модернизацией и развитием образования, обучения и воспитания.
В современных социокультурных условиях учитель — главный стержень развития образования, его основная социальная роль заключается в том, чтобы сформировать личность, дать ученику основы человеческой культуры, ввести его в жизнь, социально его адаптировать. В настоящее время к числу приоритетных направлений стратегии образования можно отнести инновационную деятельность учителя. Если в сфере учебной деятельности критериями инновационной деятельности учителя является направленность этой деятельности на обновление содержания (разработка новых учебных программ, интегративных курсов, факультативов и т. п.), на разработку новых технологий обучения (новых типов урока, способов обучения, то в сфере воспитания основным критерием является разработка новых методик воспитания, исходя из требований сегодняшнего дня. Всё это требует от учителей проявления их мастерства как педагога, профессиональных способностей, исследовательских умений.
Воспитание будущего специалиста в высшем учебном заведении должно быть ориентировано на развитие их патриотизма, профессионализма, интеллигентности, конкурентоспособности. При этом воспитание будущего специалиста как интеллигентной личности ориентировано на развитие у него высокой культуры общения и поведения, высокого уровня эрудиции, эстетической и художественной культуры, прогрессивных взглядов и убеждений, толерантности и уважительного отношения к людям другой национальности, взглядов и убеждений. Воспитание студента как высоконравственной личности ориентировано на развитие высокого уровня нравственных качеств (честности, ответственности, обязательности, доброжелательности); нравственной культуры, включая понимание высоконравственных национальных и общечеловеческих ценностей; гуманистических взглядов, убеждений и мировоззрения. Воспитание будущих кадров как профессионалов должно быть направлено, прежде всего, на развитие у них глубокого интереса и любви к будущей профессии, профессиональной эрудиции и компетенции, сознания профессионального интереса и ответственности, способности ставить и творчески решать профессиональные задачи в избранной сфере деятельности. Воспитание у них конкурентоспособности требует от них трудолюбия, непрерывного профессионального саморазвития, развитие коммуникативности и лидерских качеств, ответственности, способности доводить начатое дело до конца и выполнять работу на высоком уровне качества.
Таким образом, осуществление всестороннего развития молодых специалистов, в том числе и будущих педагогов, требует глубокого переплетения и взаимного проникновения основных направлений воспитания, чтобы все они представляли собой единый, целостный процесс. Каждое из них нацелено на формирование определенной подсистемы качеств развивающейся личности студентов. В педагогике известны разные варианты основных направлений воспитания, таких, как физическое, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, патриотическое и другие. Поэтому, хотя оно реализуется и должно реализоваться посредством разнообразных педагогических воздействий, для него можно указать наиболее адекватную его целям ведущую единицу таких воздействий. Для умственного воспитания — это задача овладения, на основе проникновения в закономерности изучаемой области действительности, достаточно общим и эффективным способом действий в ситуациях некоторого типа или применительно к менее определенным ситуациям, задача усвоения или выработки адекватной стратегии их разрешения. В области физического воспитания — это задача достижения запланированного результата в сфере физических возможностей студента, например, овладения двигательным действием на уровне, достаточно близком к эталонному, и так далее. Так или иначе, в четырех направлениях — умственном, физическом, трудовом, эстетическом воспитании основной путь их реализации лежит через заранее спланированный и систематически осуществляемый процесс. Эти направления можно назвать образовательными. Процесс нравственного воспитания в отличие от них требует более специального подхода, с учётом политической, общественной жизни в стране и даже во всём мире.
Сегодня особое значение приобретает профессиональное воспитание, профессиональная ориентация будущих специалистов, так как в условиях глобализации с внедрением во все сферы новых инновационных, информационно-коммуникативных технологий принципиальным образом обновляется и содержание деятельности. При этом важно умение ориентироваться во всем потоке информации, который обрушивается сегодня на нас, умение выделить из этого потока то необходимое, которое бы отвечало требованиям в деле воспитания духовно-нравственной, гармонично- развитой личности.
Исходя из вышеизложенного, нужно сказать, что воспитание всесторонне развитого молодого поколения, глубокое усвоение будущими специалистами педагогико-психологических знаний, овладение навыками воспитательной работы являются важнейшими требованиями сегодняшнего дня. Для того, чтобы осуществить в жизнь в эти задачи, необходимо не только дать будущим кадрам знания по всем обучаемым предметам по специальности, но и формировать у них профессиональные умения и навыки. При воспитании будущих квалифицированных педагогов, любящих свою профессию, необходимо учитывать следующие рекомендации:
— усиление внимания к будущей профессии, понимания каждым студентом значимости проводимой им образовательно-воспитательной деятельности и её глубокой взаимосвязи с деятельностью в семье, дошкольных учреждениях и в школе;
— обеспечение единства теории и практики при формировании личности учащихся в процессе педагогической деятельности;
— усиление взаимосвязи студента посредством педагогической практики с будущим объектом деятельности;
— обеспечение успешности и эффективности формирования у студентов необходимых профессиональных качеств — верности профессии, любви к профессии и интересов;
— обеспечение овладения студентами навыками будущей профессии, навыков и умений саморазвития, научного исследования, внедрения новых технологий в учебный процесс и др.
Кроме вышеизложенного, при формировании профессиональной подготовки будущих специалистов следует обратить внимание на вооружение их культурой общения и овладение ими механизмами использования этих навыков в повседневной жизни и деятельности.
1. Каримов И. А. Своё будущее мы строим своими руками. — Т.7.- Т.:Узбекистан, 1999.
2. «Фаол ёшлар — миллат фахри» Республика илмий-назарий анжуман материаллари тўплами. Гулистон, 2008.
3. Гулямов С. Стержень реформ. // Труд. 2002. 13 сентября.
4. Уманский Я., Арапов А. Общественное развитие и воспитание молодежи Узбекистана: диалог азийской и европейской культур. // Педагогика. 1992. № 5–6.
Этические заповеди современного преподавателя
Педагогический процесс основывается на наших взаимоотношениях с детьми. Именно эти взаимоотношения придают каждому «педагогическому движению» неповторимый личностный смысл, окрашивают учебный материал или педагогическое требование неповторимой гаммой чувств, без которых никогда не постигнуть тайн детской души.
сердечность, понимание педагогом состояния своих воспитанников (боль, радость, горе, печаль и т. п.),
умение говорить об ошибках и недостатках других без издевки и насмешек, высокомерия и поучительства,
педагогическая уравновешенность, наблюдательность, умение соблюдать дистанцию, не допускать фамильярности и уважать мнение собеседника,
втом числе и своего ученика,
терпимость к недостаткам, от которых воспитанник старается избавить-
принципиальная требовательность, основанная на справедливости и взаимном понимании и уважении,
умение сдерживать проявление чувств негодования, возмущения с учетом конкретной ситуации,
умение не демонстрировать своей неприязни к одним ученикам и не проявлять чрезмерной симпатии к другим,
умение не допускать чрезмерного любопытства к тем делам воспитанников и коллег, которые составляют их личную тайну, а это является нарушением норм морали,
стараться не разглашать то, что стало известно вам о неловком положении, в котором оказался воспитанник, или о его случайной ошибке,
поддерживать унижаемых и обиженных, не выставляя это напоказ,
не выставлять своих заслуг и не демонстрировать превосходства в знаниях, жизненном опыте перед молодыми коллегами, воспитанниками и их родителями,
нужно обладать чувством меры в иронии, шутке и знать при этом индивидуальные особенности психики каждого ученика,
никогда не следует напоминать детям об их физических недостатках, не следует часто говорить и о приобретенных детьми дурных привычках, если они учеником осознаются и если упоминание о них больно ими переживается,
нужно запрещать себе таить зло по отношению к тем ученикам, которые доставляют неприятности,
если учитель совершил педагогическую ошибку и виноват перед учащимися, то должен иметь смелость извиниться.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Какие профессионально-значимыекачества личности преподавателя считаются наиболее важными с точки зрения егоэтико-нравственногостановления? Охарактеризуйте эти качества с позициипедагогов-гуманистови в рамках современной эпохи.
2.Дайте определение понятия «кодекс». Перечислите основные положения универсального кодекса профессиональной этики преподавателя
3.В чем основа нравственной переориентации личности будущего преподавателя?
4.Какие этические заповеди профессионального общения вы считаете обходимым использовать в своей практической работе?
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1.Познакомьтесь с «Заповедями педагогического общения» В.А. КанКалика (см.: Тренинг профессионально-педагогическогообщения: Методические рекомендации. М., 1990. С.18-31).Выпишите те из них, которые, на наш взгляд, можно было бы включить в «Этические заповеди современного учителя». Аргументируйте свое решение.
2.Проанализируйте ряд педагогических задач (составленных на основе реальных воспоминаний детства студентов педагогического института), приведенных в учебнике: Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика.
М., 1997. Ч. 2. Гл. 2. С. 470-483.Задачи № 1, 3, 6, 7, 17. Пополните банк за-
ЛИТЕРАТУРА
21, 26, 29, 36, 37, 47, 51, 53, 60, 67, 77, 105, 106, 107, 109
Тема 9: ОСОБЕННОСТИ ЭТИКО-НРАВСТВЕННОГОПОВЕДЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
План темы
Динамика этико-нравственногостановления личности в условиях современного общества.
Поступок как исходный момент нравственного поведения воспитанника.
Коллизии и мотивы нравственного поведения личности.
Динамика этико-нравственногостановления личности в условиях
Современного общества
Нравственное развитие личности проходит три стадии (Колберг С.):
Современные представления о сути нравственного воспитания подрастающего поколения претерпели существенные изменения в связи со сменой ценностных ориентации в обществе, под влиянием новых научных концепций, реальных достижений в области воспитания.
Утратили воспитательный эффект словесные формы нравственного просвещения: длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями.
Но в эпоху неустоявшихся моральных ценностей сделать это достаточно трудно в связи с отсутствием определенного нравственного идеала в обществе и «расплывчатостью», «размытостью» критериев нравственной воспитанности. Однако и сегодня перед педагогами (родителями, общественностью и др.)ставятся глобальные задачи нравственного воспитания учащихся:
-формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка,
-развитие нравственных чувств (гуманизм, совесть, достоинство, долг, ответственность, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие и др.),
-формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек (говорить правду, не делать зла, защищать добро).
Чем старше становится воспитанник, тем более сложные психологические мотивы контролируют его желания и чувства. Если первокласснику достаточно знать правила совместной работы в классе и дружной игры, то уже у школьников3-4классов формируются более сложные способы управления своим поведением, основанные на единстве интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Наиболее успешно нравственные нормы формируются в тех условиях, где школьники получают возможность вырабатывать способы поведения на основе выбора, без определенной положительной или отрицательной оценки со стороны педагога. Норма достаточно подвижна, но ее продуктивная обобщенность ориентирует воспитанника на выработку собственной позиции, формирует внутренний личностный контроль. Внутренний контроль является важнейшим показателем сформированности нравственных качеств личности; его действие может привести к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные собственным опытом правила общественной жизни. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ученика в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой сферах. Готовность подчинять свои побуждения нравственным представлениям повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства. Складывающийся опыт отношений к окружающей действительности и к себе зависит от того, что выступает доминантой в структуре личности: чувства или разум на
различных этапах возрастного развития, что является первичным при принятии того или иного решения.
Нравственная воспитанность (или невоспитанность) личности в зависимости от социальных условий может проявляться в различных качественных состояниях:
—«низкая» нравственная воспитанность проявляется в импульсивном поведении воспитанника, недостаточно осознающего нормы и требования общественной морали,
—«высокая» нравственная воспитанность проявляется в единстве разви-
того нравственного сознания, мышления, воли, чувства и поведения.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1.Есть ли моральное право у педагога ломать нравственную природу личности ребенка во имя какого-либонравственного идеала? Аргументируйте свой ответ.
2.Прокомментируйте высказывание Б.Т. Лихачева. Выскажите свою позицию.
«Нравственность формируется в преодолении противоречий, в борьбе с безнравственностью. Каждому ребенку нужно пережить и одолеть свою дозу трудностей, разрешения противоречий, приобрести ничем невосполнимый опыт подлинной нравственной жизни: удовлетворение от добрых дел, победы над собой и внешними препятствиями; укрепление силы духа от выбора принципиального поведения; раскаяния по поводу внешнего шага; радости от доброты; смелости от борьбы со злом».