в чем одеты летчики
Какая одежда для летчиков
Какой должна быть одежда для летчиков
Важно, чтобы одежда летчиков соответствовала определенным критериям. Она должна быть теплой, иметь небольшой вес и не стеснять движений. Требования по отношению к теплоте не определяются временем года, так как на больших высотах температура всегда одинакова. При этом кроме риска работа пилота тесно связана и с романтикой. Современные бренды летной одежды внедряют все новые и новые решения в плане стиля, что делает изделия более интересными.
Многие дизайнерские решения базируются на классической американской пилотной куртке. Пока еще не появились на свет реактивные самолеты, пилоты одевались в кожу, что гарантировало и комфорт, и тепло. Но, когда самолеты стали подниматься выше, куртки из кожи начали промокать и сильно охлаждаться, стесняя движения летчика. В результате возникла необходимость искать менее тяжелый и холодный вариант вместо кожи. Именно тогда на свет появилась куртка для летчиков, уже близкая к применяемым ныне моделям.
Тогда в качестве материала для производства летной одежды стал использоваться нейлон, который примечателен гладкостью, легкостью и хорошим сохранением тепла. Такая одежда позволила летчикам проще передвигаться на борту самолетов более тесных, чем их предшественники. Несмотря на то, что нейлон был изобретен давно, решение применять его для пошива одежды пришло не сразу. У новых летных курток был нейлоновый верх и подкладка из того же материала. Несколько позже стали применять шерстяную подкладку.
У современных курток для летчиков подкладки также шерстяные. Несмотря на многочисленные попытки ученых, они не смогли изобрести ничего, что было бы более теплым, надежным, и в то же время легким, чем натуральная шерсть. При этом у летной одежды часто имеются и подкладки, выполненные из различных других материалов.
Конечно, летная одежда не заканчивается куртками. Она включает в себя специальные головные уборы, обувь, брюки, перчатки и комбинезоны. Самые крупные мировые компании специализируются в частности и на одежде для летчиков, так как одевать последних сегодня считается очень престижным.
Форма военных летчиков (история изменения формы летчиков, рисунки, современная военная форма)
Военно-воздушные силы удостоились чести стать одним из трех основных родов войск. С момента своего основания в Русской Императорской армии в 1910 году, летчики и обслуживающий персонал были причислены к военной элите. Их материальному и вещевому довольствию уделялось особое внимание. Наряду с военными моряками, имевшими многовековую историю развития флотской формы, история создания экипировки и военной формы для военных летчиков происходило очень быстро, и почти полностью пришлось на советский и постсоветские периоды.
О том, как по внешнему виду отличить военного летчика от военнослужащих других родов войск – пойдет речь в статье.
Форма военных летчиков Российской Императорской армии ( РИА )
История военно-воздушных сил царской России насчитывает всего 7 лет. Существовавшие до 1910 года отдельные отряды воздухоплавателей, поднимавшимся в воздух на воздушных шарах и дирижаблях (и даже воздушных змеях. ), отдельным родом войск не числились и использовались исключительно для разведывательных и наблюдательных целей, корректировки огня, раннего оповещения о приближении противника.
Эти 12 военнослужащих не имели единой военной формы, которая бы обозначала их принадлежность к новому роду войск. Офицеры набирались исключительно на добровольной основе. В основном, это были морские офицеры и средние чины инженерного корпуса. Поэтому, первая форма военных летчиков была черной. Так как и военно-морские офицеры, и военные инженеры носили черную форму с золотыми или серебряными пуговицами.
Форма военных летчиков времен Первой Мировой войны эта коричневые френчи английского образца, галифе такого же цвета. Так как шла война, полевая форма почти не отличалась от парадно-выходной. Отличительной особенностью летной формы стали кожаные тужурки, кожаные штаны, удлиненные и утепленные мехом кожаные пальто, краги, надевавшиеся на ноги и на руки, кожаный шлем на меху и очки-«консервы».
Военные летчики были почти неотличимы по форме одежды от самокатчиков, водителей бронеавтомобилей, мотоциклистов и автомобилистов. У всех представителей «технических» войск была популярна практичная и не маркая черная кожаная одежда, прекрасно защищавшая от влаги и холода, легко подвергавшаяся чистке и устойчивая к механическим повреждениям.
РИСУНОК 1
Летчики РИА в полевой и летной кожаной форме одежды
Форма военных летчиков в период 1918-1935 годов
После революции октября 1917 года Красной Армии перешло более 70% авиационного парка бывшей царской армии. Во все время Гражданской войны 1918-1921 годов «красная» авиация доминировала над слабой и малочисленной «белой», основу парка которой составляли единичные самолеты, поставлявшиеся бывшими союзниками по «Антанте». Поэтому понятно, почему уже в 1922 году, сразу после победоносного завершения Гражданской войны, приказом №322 по РККА была утверждена новая форма одежды для всех родов войск. В соответствии с этим приказом, созданные в 1918 году военно-воздушные силы Советской Республики ( к декабрю 1922 года – СССР), обрели форму, которая на протяжении столетия претерпевала изменения, но не утратила основных отличительных особенностей, позволяющих узнавать военных летчиков.
Военные летчики получили самый разнообразный комплект форменной одежды:
Вся военная форма ВКС, за исключением рубашки и галстука, шилась из материала темно-синего цвета. Отличительной особенностью военно-воздушных сил являлись петлицы, околыши, выпушка и канты голубого цвета.
РИСУНОК 2
Повседневная форма военных летчиков РККА в период 1925-1935 годов
Форма летчиков РККА в период с 1935 по 1943 годы
К 1935 году советская авиация занимала лидирующие позиции. Создавались самолеты, способные совершать межконтинентальные перелеты. Престиж военного летчика находился на самом высоком уровне, за всю историю существования ВВС.
Разработчики новой формы для воздушных сил не поскупились на многообразие комплектов одежды и её фасоны (дизайн). Был расширен ассортимент комплектов одежды для офицеров и рядового состава. Появились существенные отличия в крое, качестве материалов и сроках ношения. Было ранжировано ношение обуви:
Офицерское обмундирование образца 1935-1941 г.г. включало два комплекта.
Летний комплект:
Рисунок 3
Летний парадно-выходной комплект
Зимний комплект:
Рисунок 4
Зимний комплект
Кроме летнего и зимнего комплектов формы, военные летчики и члены экипажей (летный состав) экипировались специальной одеждой: удлиненными кожаными пальто на меху, кожаными шлемофонами на меху, унтами, крагами, меховыми перчатками, летными куртками (с отстегивающейся меховой подкладкой), различными типами нательного белья из чистой шерсти, п/ш и хлопковой ткани.
Особое внимание было уделено знакам различия высшего, старшего, среднего и младшего комсостава. Неизменным оставался только цвет петлиц и выпушки – голубой:
Рисунок 5
Знаки различия высшего комсостава ВВС РККА 1935-1943 г.г.
Рисунок 6
Знаки различия старшего комсостава ВВС РККА 1935-1943 г.г.
Рисунок 7
Знаки различия младшего комсостава ВВС РККА 1935-1943 г.г. и рядовых
«Военная форма ВКС» в послевоенный период
Годы Великой Отечественной войны подняли авторитет военных летчиков на недосягаемую высоту. Самое большое количество дважды Героев Советского Союза и два трижды героя, удостоенных этого звания за личное мужество и боевые заслуги, это – военные летчики. Появились в авиации и собственные маршалы: А.А. Новиков – командующий фронтовой авиацией и А.Е. Голованов – командующий АДД ( в последствии, оба были удостоены звания Главный Маршал Авиации СССР). Появилась потребность в усовершенствовании военной формы военных летчиков. Приведении её в соответствие с общевойсковой формой.
В период с 1947 по 1969 годы не отличалась особым разнообразием. Традиционный темно-синий цвет формы военных летчиков, был заменен на общевойсковой – защитный. Неизменными оставались цвет петлиц, околышей фуражек, лампасов и просветов на погонах.
После 1969 года был изменен крой мундиров. Вместо воротника-стойки, стал использоваться двубортный крой кителя, а солдаты и старшины – получили отложные воротники на х/б и п/ш, а так же – парадно-выходную форму одежды из п/ш ткани.
Современная форма ВКС
Рисунок 8
Парадно-выходная военная форма ВКС
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)
Обмундирование летчика
Оно выдается довольствующими органами, а коротко – вещевой службой авиационно-технической части в гарнизоне, куда лейтенант прибыл после училища.
Хочется верить, что в этом современном мире все делается с использованием цифровых технологий, и после прибытия в часть молодого летчика вместе с ним в электронном виде в вещевую службу прибывают и его «ростовки» (размеры), а через пару дней оформления лейтенанту приходит SMS с текстом: «Приглашаем на склад для получения имущества». Лейтенант прибывает на склад, где ему выдают уже подобранную по размерам гору вещевого имущества (летного и общевойскового) и «самобеглую коляску» для перевозки этой горы имущества к месту постоянного хранения.
Честно говоря, во все это верится с трудом.
Я же расскажу, как все это происходило в наше время, вероятнее всего, ничего особо не изменилось, так как такие традиции в нашей армии свято соблюдаются.
Сначала немного об устройстве тыла в Морской авиации в то время, когда еще не было этих странных авиабаз. Расскажу на примере крупнейшего авиационного гарнизона, в котором базировались: три авиационных полка – полк Ту-142 и два полка Ту-16 (Ту-22М2/3), управление дивизии и несколько частей обеспечения. Крупнейшей частью обеспечения была авиационно-техническая база (АТБ), которая обеспечивала всем необходимым остальные части и полки.
Организационно АТБ состояла из автомобильного батальона, роты охраны, различных служб: вещевой, продовольственной, финансовой, аэродромной, горюче-смазочных материалов (ГСМ), службы авиационно-технического имущества, квартирно-эксплуатационной службы, медслужбы, и еще много чего было в этой АТБ, включая различные склады.
Отвечала АТБ за все в гарнизоне: за готовность аэродрома, жратву, шмотки, бомбы, топливо, деньги, лазарет, запасные части для ремонта самолетов, эксплуатацию служебных зданий… Самое главное – АТБ была отдельной частью, замыкалась на тыл ВВС ТОФ, командовал АТБ полковник, и он не подчинялся ни командиру дивизии, ни командирам полков.
Вот вам коротенько – общее устройство тыла гарнизона.
В своем рассказе о тыловом обеспечении я не буду никого огульно обвинять, скажу только одно – все, кто в АТБ имел отношение к материальным ценностям, были не самыми хорошими людьми, за редким исключением, и поэтому у меня, с моим болезненным чувством справедливости, отношения с АТБ были очень сложными, а потом стали, так уж случилось, даже и родственными.
Роман в двух томах я писать не буду, но о некоторых моментах расскажу.
Нюансы
Первое, что должен сделать лейтенант, прибыв в гарнизон, после представления командирам – встать на все виды довольствия. Проблем нет: отнес аттестат в продслужбу АТБ – иди в столовую, оформил вещевой аттестат – через день иди на вещевые склады, где тебе выдадут море кальсон цвета синего неба и самое главное – летные шмотки, включая вожделенную кожаную (шевретовую) куртку.
Пример из личной жизни.
Даже такое простое дело, как получение летных шмоток, мы с братом не смогли сделать спокойно, без приключений, хотя и не без пользы для себя. Командир эскадрильи выделил нам несколько дней на обустройство, поэтому мы были предоставлены сами себе, деньги были, вот мы и позволили себе некоторые вольности. На ужин пошли не в столовую, а в кафе, где продавали и спиртное. Пошли в шинелях, так как другой теплой одежды еще не было. Ну, выпили немного и отправились в свою общагу.
Ходить по гарнизону было трудно, навалило много снега, передвигались по узеньким тропинкам. И вот представьте – идут два лейтенанта по тропинке, все такие из себя военные офицеры, а навстречу какое-то чучело татарской национальности в летной форме, без погон, которое нас столкнуло с тропинки в снег, а на наше возмущение ответило диким выхлопом: «Пошли все на хрен, я прапорщик Наф-в!».
Ну, как тут стерпеть это безобразие?
Конечно, прапорщика мы догнали, немного «построили» и пообещали дать в глаз, чтобы зрение немного прочистилось. Тут подошли разные люди, немного нас охладили и рассказали, что этот прапор – самый главный на складе летных шмоток, поэтому и ведет себя так вызывающе. Несмотря на то, что завтра нам надо было идти за летными шмотками, мы все-таки добились от прапора понимания того, что офицеров расталкивать нельзя, тем более таких, как мы, молодых и красивых.
Окружающие товарищи предсказали нам трудности при получении летных шмоток, но это нас не очень испугало, мы были дикими и ничего не понимали в гарнизонной «табели о рангах».
А назавтра мы пошли на склад летно-технического обмундирования. Там была небольшая очередь из лейтенантов, и в дверях стоял тот самый прапорщик, который сделал вид, что нас не узнает. Стоя в очереди, мы наблюдали, как происходит выдача шмоток – по размеру выдавалась только обувь, все остальные шмотки прапор брал из близлежащей кучи, они были немыслимых размеров, на все претензии он отвечал кратко: «Ничего нет, бери, потом обменяешь».
Подошла наша очередь…
Мы были одного размера, сказали прапору, чтобы он все приносил по две штуки, сразу обоим. Он насупился, но молча делал, как сказали, ведь и ему не надо по два раза бегать. А когда мы стали возмущаться тем, что не все шмотки по размеру, прапор совершил немыслимый поступок, о котором еще долго ходила легенда по гарнизону – он сказал, что уже старый по полкам лазить, и если мы хотим шмотки по размеру, то сами должны их и найти.
С этими словами он распахнул дверь на склад, и запустил нас с братом в закрома Родины.
Мы немного застеснялись, но кинулись выбирать шмотки по размеру. Нашли не все, но, в принципе, остались довольны.
Уходя со склада, я сказал этому властелину летных шмоток: «Спасибо за шмотки, может, мы вчера и погорячились…», а в ответ услышал: «Да я пьяный был, вы уж извините…».
Вот так мы в первый раз получили летные шмотки и близко познакомились с начальником склада летно-технического обмундирования. Пока он служил, проблем с летным барахлом у нас не было.
Но, это частный случай, а, в общем, дела с летными шмотками обстояли не очень хорошо. Нельзя сказать, что их не выдавали, но попасть в нужный размер было трудно. К тому же, в гарнизоне надо было одеть несколько тысяч человек, поэтому очереди были огромными. Как бы то ни было, голых летчиков и техников я не видел, все были одеты согласно сезону.
Безвозвратные шмотки
А теперь расскажу о тех шмотках, которые выдавались летному составу.
Куртки – зимняя, демисезонная, кожаная, комбинезоны – зимний, демисезонный, летний, обувь – ботинки, сапоги, унты, белье шерстяное, свитер, носки шерстяные и меховые («унтята»), перчатки меховые и лайковые, защитный шлем (шлемофон) и кислородная маска и еще много всякой ерунды, вплоть до линеек и транспортиров. И все это надо было где-то хранить.
Кроме летных шмоток, у нас была еще и военная форма. Это: шинели и плащи, брюки, кители, тужурки, ботинки и туфли, шапки, фуражки, пилотки, шарфики, белье и носки, погоны и звездочки. Шинели, брюки, кители и тужурки шили на заказ в ателье, остальное получали на складе. И это тоже надо было где-то хранить.
А теперь о так называемых «категориях» вещевого имущества.
«Военные» шмотки считались «личного пользования» и выдавались безвозвратно, то есть навсегда. А вот летные шмотки относились к «инвентарному имуществу» и выдавались на определенный срок, а потом подлежали сдаче на склад.
Пример: куртка кожаная выдавалась на 4 года, потом она сдавалась и получалась новая. Такое имущество как носки, свитера, перчатки, шерстяное белье, например, после выноса срока не сдавалось и переходило в личное пользование. Некоторые, наиболее ценные предметы летного обмундирования, разрешалось оставлять себе после выноса срока и оплаты остаточной стоимости.
У кожанного пальто был один недостаток: оно сильно сковывало движение. Тогда пилоты придумали его укоротить. Кто первым решил обрезать палто неизвестно, но в 1917 году американский комитет Aviation Clothing Broad заказал нью-йоркской компании Schott разработать экипировку для пилотов ВВС. Фирма Schott, которой владели Ирвинг и Джек Скотты, потомки русских эмигрантов, к тому времени уже выпускала кожаную одежду для мотоциклистов. Поэтому для американских военных летчиков Скотты создали куртку из конской кожи длиной до бедер, с высоким воротом и вязаными манжетами. Официально эта модель называлась А-1, однако авиаторы прозвали ее Flying Jacket. Так появилась знаменитая курта-бомбер.
Фото замените. На вашем фото B-3
А-1 по другому выглядит:
Полеты на высотах более 3000 м выявили еще одну проблему, которую предстояло решить. Большинство людей на такой высоте не могут находиться длительное время из за риска высотной гипоксии. Парциальное давление на высоте 5000м в два раза ниже привычного для человека, такое давление вызывает кислородное голодание, ведущее к отеку легких и головного мозга. На высоте 19000м происходит закипание крови. Единственным способом борьбы с высотной болезнью является дыхание с помощью специальной кислородной маски или использование герметичного высотного костюма, в который под давлением подается кислород. Первым полностью закрытый высотный костюм создал испанский полковник Эмилио Херрера Линарес в 1934 году. Предназначался этот костюм для рекордных полетов в открытых кабинах аэростатов.
Самолет Lockheed Vega Winnie Mae стал одним из первых самолетов, сумевших подняться на высоту более 11км. Так как кабина самолета не была герметичной, для выживания пилота требовалось использовать герметичный костюм с дыхательным аппаратом, так как дышать на такой высоте разряженным воздухом было уже невозможно. Компания B.F. Goodrich разработала и изготовила специальный герметичный костюм с шлемом, благодаря которому пилот Уайли Пост смог совершить стратосферный перелет из Калифорнии в Кливленд в 1935 году.
В 1938 году итальянец Марио Пецци достиг высоты 17083 м на самолете Caproni Ca.161. Самолет был оборудован чем то средним между гермокабиной и индивидуальным высотным костюмом: в кабине была установлена жесткая герметичная капсула, в которой находился летчик. Такой вариант был допустим при рекордных полетах, но использовать его для боевых самолетов было невозможно.
В годы войны на винтовых самолетах активно использовались кислородные маски. В США маску модели А-14 создал Артур Булбулян. А-14 была модификацией универсальной медицинской маски BLB (Boothby, Lovelace и Bulbulian), но была сделана морозостойкой, включала микрофон для радиосвязи и позволяла пилоту разговаривать и есть вместе с маской.
1 марта 1944 года совершил первый полет Horten Ho 229. Этот немецкий реактивный самолет мог достигать скорости в 977 км/час на высоте 16000м. Во время полетов на Ho 229 пилот Эрвин Циллер использовал герметичный костюм Draeger. Его главной особенностью была конструкция, которая не сковывала движений и несмотря на большой вес, этот костюм планировалось использовать как на реактивных самолетах, так и ракете А-4 вернера фон Брауна.
Начало эры реактивной авиации потребовало разработки новых, легких и эффективных высотных костюмов, которые позволяли пилоту работать на высотах более 20 км. Для полетов на первом сверхзвуковом самолете NACA X-1 Джеймс Генри из Университета Южной Калифорнии разработал специальный костюм парциального давления. Для дыхания костюм снабжался шлемом с кислородной маской, а для компенсации падения давления на тело костюм был снабжен специальными трубками. В трубки подавался воздух и они буквально сжимали тело пилота, компенсируя таким образом снижение давления. Так появился высотный компенсационный костюм.
Компенсационные костюмы использовались для высотных полетов на протяжении многих лет. Пилоты разведчиков U-2 использовали компенсационный костюм и гермошлем, что позволяло им совершать полеты на высотах более 21 км. Феликс Баумгартнер, совершивший прыжок с высоты 39 километров, так же использовал компенсационный костюм и специальный скафандр.
Рост скоростей истребителей привел к росту перегрузок, которые возросли до таких значений, что угрожали потерей сознания. При перегрузках наиболее опасен приток крови в сосуды нижней части тела и отток из сосудов верхней, что вызывает потерю сознания. Для компенсации этого оттока в костюм вшиваются воздушные трубки, которые в случае возникновения перегрузок поджимают брюшную стенку и мышцы ног, препятствуя оттоку крови из верхней части тела.
Странно, познавательная тема почти час висит, а каментов нет.
Добавлено в 16:35
Кстати, а чего так мало про европейцев? Или они могли чем-то выделиться только до Первой Мировой?
слышал, что военные пилоты шёлковые шарфы носили, что бы шею не натирало, ибо башкой они крутили много и часто.
В целом, вся современная фантастика (книги/фильмы/комиксы/игры) уже подготавливает сознание жителей нашей маленькой планеты к восприятию таких людей как чему-то совершенно обычному. Ну да, фантастика, но вот типа у них всё нормально, и они в некоторой степени даже герои.
В чем одеты летчики
Всем салют ребятки, продолжение серии статей о снаряжении лётчика ВКС.
Сегодня на повестке дня у нас куртки лётного состава ВКС РФ.
Начнём пожалуй с того, что этих самых курток у летчика 4 вида.
Нагольная, меховая, демисезонная, шевретовая.
Для многих представителей лётно-подъёмного состава именно шевретовая куртка любимый элемент формы одежды.
Первые шевретки появились у летчиков сразу после зарождении авиации. Ибо тут как и с перчатками, считалось что кожа, из которой она была пошита, спасает от пожара в самолёте. «Современному» варианту этого элемента формы уже более 50ти лет.
В разные годы куртки имели разный крой. Сегодня она выглядит так. (Фото 1,2,3)
В повседневной носке куртка очень удобна, как я уже говорил, крайне обожаема лётным составом нашей необъятной Родины. Советские куртки носить можно десятилетиями. Знаю коллег, которые носят куртки 60-х годов, и не потому что новых нет, а потому что им так тупо нравится.
Лично моя шевретовая куртка начала 80-х годов. Приобретена у одного из пенсионеров ВВС в Кубинке, отреставрирована, и теперь я не расстаюсь с ней- ношу вместе с гражданской одеждой. Отдельно надо сказать о вертикальном шве на спине. На советских куртках он отсутствует, на современных присутствует, это и есть главная внешняя отличительная черта.
В кабине в ней так же удобно. Движения не стесняет, работать с арматурой кабины комфортно.
Меховая куртка. (Фото 6, 7, 8 ).
Нагольная куртка (Фото 9, 10).
Страшно прекрасная вещь. Очень тёплая, просто до ужаса. Сшита из овчины мехом внутрь. Крайне неудобна как для повседневной носки, так и для работы внутри кабины. Но в тоже время, есть в нашей необъятной места, где без этой куртки можно реально пропасть. Надо помнить, что вся форма летчика создана для того что бы спасти его жизнь и здоровье. Нагольная куртка призвана помочь пережить посиделки в зимнем лесу, после катапультирования, перед тем как несчастного ( или счастливого, ну это кому как) лётчика не заберёт группа ПСС.
Граммар-наци не рвитесь сильно. Кампуктера у меня нет. Т9 на телефон туповат что бы править такие тексты.