в чем одеты кавказцы
Зачем джигиту «папиросы» на груди: что за странный элемент одежды и для чего он нужен
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Помните добротную старую советскому комедию «Кавказская пленница»? Там в нескольких сценах герой Юрия Никулина – «Балбес» носил кафтан с этими самыми кармашками в которые как раз и были вложены папиросы. Правда, не нужно думать, что настоящие джигиты так и делали. В фильме Леонида Гайдая подобное оформление «Балбеса» носила сатирический характер, как бы указывая на то, что этот авантюрист только притворяется джигитом и даже не знает для чего на самом деле нужны кармашки на кавказском мужском платье.
Так вот называются эти кармашки «газырница» или «хазырница». Происходит название от арабского слова «газырь» (ну, или «хазыр»), что переводится на русский язык как «готовый». Под странным названием скрывается подготовленный ряженый заряд. Таким образом несложно догадаться, что если газырь – это, по сути, боеприпас, то газырница является всего-навсего патронташем для удобной переноски патронов. Своеобразная джигитская «разгрузка» для боеприпасов из позапрошлого века.
Идея кавказских джигитов, сражавшихся друг с другом и с «имперцами», показалась крайне удачной и самим военным России. Очень скоро у кавказцев переняли данный элемент снаряжения в первую очередь казаки, которые расселялись на фронтире для контроля границ. Более того, в армии Империи служило немало выходцев с Кавказа, а потому распространение моды и на местную одежду, и на газырницы было лишь вопросом времени. Носили газыри даже русские императоры, достаточно посмотреть на фотографии Николая II.
Постепенно из вещей исключительно утилитарных и газыри, и газырницы превратились еще и в вещь декоративную. Воинская традиция наложила сильнейший отпечаток на культуру местных народов. Очень быстро газырницы стали частью традиционного и национального мужского костюма. Для региона ничего удивительного в этом не было, ведь каждый мужчина, джигит, обязан быть воином. Само собой, в декоративных газырях никакого пороха нет. Чаще всего это украшения, сделанные из металла, дерева и кости. Зачастую «парадные» газыри имеют красивые колпачки, покрытые узорами.
Если хочется узнать еще больше секретов с Кавказа, то стоит почитать про то, как пожарить чебуреки без летящих во все стороны брызг масла.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Народный костюм Северного Кавказа
Древняя история жителей Северного Кавказа тесно связана с ираноязычными племенами аланов, тюркоязычными кыпчаками (половцами) и булгарами, жившими в этих краях по соседству. Они образовали народности карачаевцев и балкарцев, говорящих в наши дни на одном языке. Этническое родство связывало балкарцев и с осетинами — носителями древней кобанской культуры, которых грузины называли осами. Так появилось в русском языке название «осетины».
Карачаевцы, балкарцы и осетины в Средние века входили в мощное государство Алания, существовавшее до XIII в. Кабардинцы, адыгейцы и черкесы — коренное население севера и северо-запада Кавказа — называют себя общим именем «адыгэ» и составляют единую адыгскую общность. Кабардинцев и черкесов объединяют общая культура, традиции и язык — кабардино-черкесский (язык адыгейцев является близкородственным). Кабарда, образованная в XV в. в Центральном Предкавказье, три столетия держала в зависимости князей соседних кавказских народов: карачаевцев, балкарцев, абазин, осетин, чеченцев, ингушей. Потому неудивительно, что именно этот народ являлся законодателем мод на большей части Северного Кавказа.
Женский костюм
Женский костюм всех северокавказских народов имел одинаковый комплекс. Повседневную рубаху—платье туникообразного покроя шили из хлопчатобумажных тканей, а праздничную — из шелка. У адыгских народов она была ярко-красных оттенков (малиновой, оранжевой), но всегда светлее, чем верх нее платье. Гъуэншедж (кабард.) — широкие и длинные шаровары преимущественно красного цвета заправляли в обувь или собирали у щиколоток.
Кафтанчик кэщ (кабард.), повторяющий по покрою мужской бешмет, шили из черного или темно-красного бархата (у карачаевок и балкарок он мог быть темно-синим, голубым, зеленым). Эту неотъемлемую часть праздничного костюма девушек спереди украшала тюйме (карач.) — застежка из многочисленных золотых или серебряных пряжек. Позже ее заменили нагрудником, и пряжки уже лишь имитировали застежку, став декоративной отделкой. Эта нарядная деталь костюма была видна из-под верхнего платья. Осетинские девушки, подобно вайнахским, могли ходить без кафтанчика, но носили праздничный бархатный передник, выглядывавший из-под верхней распашной одежды. Кожаный, с вшитыми спереди и сзади деревянными пластинами корсет (кабард. куэншыбэ; осет. калынкарц) юные девушки носили до самой свадьбы, не снимая даже во время сна. Он сдерживал рост груди и помогал вырабатывать гордую «кавказскую» осанку.
Верхнюю распашную одежду — босцей кабардинские девушки надевали по праздникам поверх кафтанчика. Это было длинное, в пол, платье с узкими, часто короткими рукавами и глубоким вырезом, в котором был виден нагрудник с пряжками. Покрой верхнего платья карачаевок — капталы совпадал с покроем мужской черкески. Но главным декоративным центром всего костюма были огромные нарукавные подвески—лопасти, украшенные трудоемкой вышивкой вприкреп (т. е. выполненной отдельно, а потом нашитой на готовое изделие). Эти подвески были съемной деталью, и шили их всегда из черного или темно-красного бархата независимо от цвета остального костюма. Так как на изготовление золотой вышивки уходило много времени и денег, подвесные рукава часто «переживали» сами платья, и их передавали из поколения в поколение. Только женщины знатного происхождения могли позволить себе ходить в платьях с подвесками, как в повседневной одежде. Форма и орнаменты подвесных рукавов, а также цветовая гамма костюма различались у каждого из северокавказских народов.
У кабардинок, главных модниц Северного Кавказа, пестрые цвета и контрастные сочетания считались безвкусицей. Их любимым цветом был красный, особенно темных оттенков, а самыми изысканными признавались сочетания близких оттенков: бордового с вишневым, синего с голубым и т. п. Карачаевки по праздникам щеголяли в платьях синих, темно-голубых, зеленых, табачных оттенков, а девушки — в ярко-красных и ярко-голубых. Платья балкарок испытывали влияние осетинских костюмов, в которых преобладали светлые расцветки: белые, нежно-розовые, салатовые, светло-голубые, желтые. Красный цвет использовался редко. В Осетии только повседневные платья были темными, но к ним полагалось надевать светлую рубаху (а к светлому — темную). Полностью темные сочетания носили лишь пожилые женщины.
Головные уборы и украшения. Женщины обычно заплетали волосы в одну или две косы. Шапочку на твердой основе из кожи обтягивали бархатом и украшали золотой или серебряной вышивкой, галуном, кистями, бахромой, подвесками и металлическими накладками. Шапочки были различной формы: высокие — с округлым конусовидным верхом или в форме усеченного конуса, низкие цилиндрические — с плоским верхом. После рождения первого ребенка их заменяли платки, которые не снимали даже дома. Основными украшениями костюмов были пряжки, пуговицы нагрудников и угловые вышивки в форме треугольников на кафтанчиках и верхних платьях. Кольца и бусы носили только балкарки, а узкие серебряные составные, с фигурными пряжками пояса — женщины всего Северного Кавказа.
Мужской костюм
Нательную рубаху хадон (осет.) туникообразного покроя с широкими рукавами шили из ситца, сатина, сукна, а праздничную — из шелка. Штаны из темного сукна книзу заметно сужались, подчеркивая стройность ног.
Туго обтягивающий талию и сильно расширяющийся книзу кафтан бешмет (осет. курат) имел глухую застежку на маленькие пуговицы и воротник-стойку. У адыгских народов он чаще был темных цветов: коричневым, зеленым, синим, хотя иногда мог быть и оранжевым или из ткани в клетку (полоску). Праздничным вариантом был белый бешмет с черной черкеской (и наоборот). Иногда черного цвета были обе одежды. Бешмет имел нагрудные сафьяновые карманы на левой стороне. Его шили на подкладке или простегивали для придания плотности.
Черкеску (карач. и балкар. чепкен; осет. цухъхъя) — верхнюю распашную одежду с пышными рукавами в XVIII в. носила кавказская знать. Позже покрой черкески стал проще и она вошла в широкое употребление не только на Кавказе, но и в России.
Черкески шили из домотканого сукна натуральных цветов — черного, серого, коричневого и бурого, а также из окрашенного — темно-красного и темно-коричневого. Среди знати были популярны белый и бежевый цвета, которые для простых людей являлись праздничными. Многие осетины жили намного беднее кабардинцев, поэтому черкеска для них была роскошью. Они часто обходились без нее, роль верхней одежды играл бешмет, роль бешмета — рубаха. Длина черкесок варьировала от колен до щиколотки (самые длинные носили кабардинцы в начале XX в.). Характерным элементом костюма горца были газырницы — узкие кармашки-патронташи для газырей на черкеске (в них до середины XIX в. хранили мерку пороха). Позже, когда патроны перестали носить в карманах, газыри стали декоративными украшениями, лишь имитирующими вложенные в них патроны. Эти «газыри» делали из кости, украшая резьбой и серебряными накладками.
Бурка — древняя наплечная одежда пастухов скотоводов, в условиях резкой смены температур в горах она стала неотъемлемой частью костюма кавказских горцев. Укороченные бурки были накидками пеших пастухов. Длинные бурки, как плащи, укрывали от непогоды не только конных всадников, но и их коней. Кроме того, они служили пастухам постелью. А прямая линия плеч бурок отражала представления о красоте гордых жителей гор. У ворота бурку украшали цветной аппликацией из кожи и застежками из чеканного серебра. Кинжал в чеканных ножнах на серебряном поясе был предметом гордости и самым нарядным и дорогостоящим дополнением костюма кавказца.
Головные уборы. Самой яркой деталью костюма горца, выделявшейся своей белизной на темном фоне строгого костюма, был башлык — мешкообразный треугольный капюшон с длинными концами-завязками. Его шили из сукна и накидывали в непогоду поверх шапки. Башлыки бывали и ярких цветов. Молодые люди на праздники надевали синие, малиновые или оранжевые башлыки. Осетины предпочитали в качестве праздничного башлык красного цвета. Верхушку капюшона выкладывали узором из шнуров, аппликацией и украшали шелковой кистью. Кроме башлыков типичными головными уборами кавказцев были огромные барашковые шапки, каракулевые папахи и войлочные шляпы.
Обувь
Обувь из сыромятной кожи черного, коричневого, серого цвета мужчины носили с ноговицами — чулками из черного сафьяна или сукна. Женщины носили мягкие чувяки из красного сафьяна.
Особенности национальной одежды народов Кавказа
Особенности и традиции народов Кавказа хорошо отражены в так называемом кавказском стиле одежды. Национальный костюм – это совокупность сходных черт культуры и быта народов Кавказа, которые сложились за длительное время.
Несмотря на суровые условия, горцы создавали прекрасную одежду – из местных и привозных тканей, из овчин и меха, валяли шерсть и вязали из нее. Они украшали ее вышивками и аппликациями, металлическими украшениями, поделочными камнями, тесьмой и т. д.
Национальная одежда кавказских народов имеет много общих черт. Одной из таких является использование бурки в качестве верхней мужской одежды многими народностями. Ее издревле носили чеченцы, дагестанцы, кабардинцы, грузины, имеретинцы и т.д. Изготавливалась бурка из войлока – валяной овечьей шерсти. Бурка являет собой огромную накидку, укрывающую взрослого мужчину с головы до пят. Ее размеры объясняются тем, что бурку могли использовать и для заслона от ветра, нацепив на пару палок, в ней могли спать в горах, используя ее одновременно и для подкладки, и в качестве одеяла – фактически прообраз спального мешка. Бурка почти всегда использовалась только всадниками, из-за своих размеров пешему человеку носить ее было неудобно.
Черкеска – одежда, внешне напоминающая кафтан или даже халат. Конечно же, самым узнаваемым элементом этого платья являлись специальные карманчики для пороха с газырями, напоминающими кубинские сигары. Удобство этого наряда оценили русские казаки, сделав её частью своего наряда даже в регионах, далеких от Кавказа.
Кроме бурки и черкески, мужчины, проживавшие на Кавказе, носили следующую одежду:
нижняя рубаха; нижние штаны; широкие верхние штаны; бешмет (куртту); пояс; папаха. Конечно нельзя не упомянуть об оружии. Кинжал для кавказца, пожалуй, совершенно необходимая деталь наряда. С нарядными ножнами он фактически становился изюминкой наряда, первым, что бросалось в глаза.
В женской национальной одежде, несложно заметить сходство мужского и женского костюма кавказских народностей. На тело одевалась длинная нижняя рубаха. Под нее, кстати, поддевались шаровары. Поверх рубахи одевался короткий кафтанчик, похожий на мужской бешмет, который застегивался спереди на застежки. Сверху надевалось длинное платье с плотно облегающим лифом. Обязательным было использование длинного пояса, у некоторых народностей доходящего до пола. Концы этого пояса богато расшивались.
Большинство кавказских женских головных уборов представляет собой некую шапочку (чухту), к которой крепится головной платок или вуаль. Один конец этого платка или вуали закрывал волосы женщины, а второй прикрывал шею владелицы. Некоторые народности поверх такого головного убора накидывали еще один платок или большую накидку, в которую закутывались полностью, оставляя лишь лицо.
В горных районах это практикуется до сих пор – днем на женщинах легкие платки, вечером еще и теплые, шерстяные. Потому что вечер в горах, даже в середине лета, довольно прохладен, а с ледников и от горных речек тянет настоящим холодом.
Ну и, конечно же, украшения. Несмотря на суровость края и тяжелые условия проживания, женская одежда, особенно праздничная, отделывалась бисером, монетами и жемчугом, украшалась золотой тесьмой, расшивалась золотом или шелком.
По своей сути, национальная одежда кавказских народов носит много общих черт, что говорит об общности традиций и эстетического восприятия народов Кавказа.
Мода с акцентом: как Кавказ покорил мировые подиумы
Национальная одежда кавказских народов будоражит воображение дизайнеров со всего мира. Размашистый крой, контрастные оттенки, брутальный мех и этническая самобытность не оставили равнодушными Жана Поля Готье, Ральфа Лорена, Карла Лагерфельда. Одежду «с кавказским акцентом» любят модницы со всего света. Мы собрали самые популярные элементы национальной одежды Кавказа, которые нашли свое место в мировой моде.
Кубанка
Фото: Николай Хижняк/ТАСС
Где появилась. Изначально кубанки появились в Карачаево-Черкесии в XV веке и напоминали традиционные папахи, но не столь высокие. Затем кубанка полюбилась казакам, именно они и дали ей это название. Казаки несколько изменили дизайн, сделав кубанку чуть менее высокой и объемной. Так шапка лучше держалась на голове во время быстрой езды на лошади.
Кто носил. Только мужчины. В Карачаево-Черкесии кубанка считалась праздничным головным убором, а казаки использовали ее как элемент повседневной военной формы. Во время вооруженных противостояний казаки даже вшивали в кубанки металлический каркас.
Как интерпретировали. В 2013 году Джорджио Армани включил кубанки в осенне-зимнюю женскую коллекцию на Парижской неделе моды. Его головные уборы были выполнены из бархата, шерсти и каракуля. Дизайнер обыграл их так, что выглядели они как классические модели, но с элементами французского шика.
Фото: Catwalking/Getty Images
Как носят сейчас. Обыкновенным зимним шапкам предпочитает кубанки Кейт Миддлтон. Уже много лет поклонницей этого головного убора остается Софи Лорен. Кубанку можно эффектно сочетать с классическим приталенным пальто или пальто-халатом, а также с шелковыми платками или вязаными шарфами. Чтобы кубанка выглядела современно, модницам стоит сделать акцент на макияже. Отличным дополнением к этому головному убору будет яркая помада.
Папаха
Как выглядит. Папаха — мужской головной убор в виде высокого цилиндра из меха с матерчатым дном, в основном из овчины.
Где появилась. Папаха, пожалуй, самый распространенный национальный головной убор на Кавказе. С давних времен ее носили народы Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и других регионов. С середины XIX века папаха стала головным убором войск Кавказского корпуса, а позже и всей русской армии. В советское время папахи зимой носили полковники, генералы и маршалы.
Кто носил. На Кавказе — исключительно мужчины и юноши, а отношение к этому головному убору было более чем почтительным. Традиции требовали от горца беречь папаху ценой собственной жизни — считалось, что лишиться папахи можно только с головой.
Как интерпретировали. В коллекциях известных дизайнеров папахи появились несколько лет назад, причем именно в качестве женского, а не мужского головного убора. Одним из первых папахи включил в свой показ Жан Поль Готье в 2010 году. В отличие от традиционных, он сделал свои папахи дерзкими и яркими, не побоялся использовать леопардовый принт и длинный мех. Спустя три года в коллекции «А-ля русс» папахи показала Ульяна Сергеенко, известная любовью к национальной одежде Кавказа. В 2013 году Ральф Лорен создал целую коллекцию, посвященную истории России и русской зиме. На подиуме развернулось буквально театральное действо, образы моделей были вдохновлены Мариинским театром, большевиками и персонажами из романов Булгакова. В центре показа были шапки-боярки и великолепные каракулевые папахи. Весьма оригинальные представила в том же году Donna Karan: как бы сдвинутые набок, они придавали образам моделей роскошную небрежность.
Кавказский национальный костюм – это стильно и красиво
Многовековая история народов Кавказа, неразрывно связанная с борьбой за свободу, независимость и сохранение идентичности нашла свое отражение в мужском и женском кавказском национальном костюме. В нем – особенности жизни горцев, диктовавшие создание одежды, которая была бы максимально удобной и комфортной как для воина-джигита, так и для охотника, пастуха или странника, отправлявшегося в путешествие верхом на коне.
Особенности мужского костюма
Священная обязанность мужчины – защищать свой очаг, семью, род. Необходимость в любой момент отразить нападение врага нашла свое решение в мужском кавказском костюме.
Именно поэтому пришедшим сюда казакам, пришлась по вкусу красивая и удобная одежда горцев. В XIX веке кавказский национальный костюм был в моде, и считалось особым шиком появиться в нем на званом балу, на охоте, на поле сражения.
Он стал предметом восхищения и гордости. А тем, кому посчастливилось его носить, отдавали должное практичности к природным и бытовым особенностям жизни.
Несколько слов – о черкеске
Без черкески не обходится костюм кавказского горца. Это верхняя одежда, надежно оберегающая от холода. Ее крой продуман до мелочей. Облегающая, точно сшитая по фигуре и не стесняющая движений в любой ситуации. Шили ее из сукна различного качества, в зависимости от состоятельности ее владельца.
Отличия были и в цвете народных кавказских костюмов, однако яркая цветовая гамма была неуместна и даже считалась неприличной. Преобладающими были черный, коричневый, серый – соответствующие натуральному цвету и не подвергавшиеся окраске.
Особо следует сказать о белых черкесках. Их могли носить только старейшины, мудрейшие люди рода, пользующиеся почтением окружающих.
Выбрать черкеску, без которой нельзя представить настоящий кавказский костюм, можно в интернет-магазине Али Аскерова. Здесь также можно купить рубашку, шаровары, знаменитые ичиги для танцев из натуральной козлиной кожи.
Газыри – обязательный атрибут
Позднее, когда нужда в военных действиях отпала, газырницами просто украшали кавказский мужской костюм, а газыри изготавливались украшенными серебром, с великолепной отделкой чернением, орнаментами по металлу.
В интернет-магазине Али Аскерова представлено несколько видов этого украшения для мужского национального кавказского костюма, изготовленных из качественного материала нового поколения и украшенного крышечками из латуни, мельхиора и серебра с нанесенным на них традиционным кавказским орнаментом.
Доброе слово о бурке и папахе
Традиционными для Кавказа считаются бурки и папахи. Первая, не имевшая рукавов, но зато располагавшая широким «подолом», прекрасно подходила для обряда похищения невесты, которую можно было укрыть накидкой и спрятать девушку от посторонних глаз. Но не это было ее основным предназначением.
Чем удобна бурка?
Она защищала в бою воина от ранений и нередко спасала ему жизнь. В дальних походах или в сложных погодных условиях укрывала своего владельца и его коня от палящего солнца или проливного дождя.
Многие утверждают, что с помощью бурки возможно было излечиться от простудных заболеваний. С этим многие согласятся, ведь изготавливается она из валяной овечьей шерсти, сохраняет тепло и ее полезные свойства. И хотя ей на смену пришли куртки из синтетических тканей, старики-кавказцы и пастухи в высокогорных селениях отдают предпочтение именно ей, теплой и удобной.
В интернет-магазине на сайте kavkazsuvenir.ru можно купить национальный кавказский костюм, приобрести бурки из натуральной шерсти. Принимаются заказы на изготовление детских и взрослых изделий для коллективов народного танца.
Традиции ношения папахи
Не меньшим почетом и уважением пользуется папаха, с которой мужчина никогда не должен был расставаться. Она была подтверждением его чести и достоинства. На свадебный пир не принято было являться без папахи, чтобы не нанести оскорбление хозяевам. Считалось, что ее нужно носить, пока голова кавказца на плечах, поэтому относились к ней очень бережно и с почтением.
Не забыта она и сегодня: изготовленная из высококачественного каракуля, является атрибутом высшего комсостава в армии, начиная с полковника. Наиболее почетным гостям Кавказа местные жители преподносят ее в качестве подарка.
Традиционный свадебный наряд
Имеет свои традиции и свадебный кавказский костюм. Для жениха он предполагал нарядную черкеску, кинжал на поясе, папаху.
Платье невесты должно было подчеркнуть ее скромность и чистоту: не допускались одеяния, где открыты плечи, руки, обязателен был головной убор.
Время внесло свои коррективы: сегодня можно увидеть невесту, одетую по-европейски. Однако в большинстве республик мастерицы научились совмещать современные тенденции и вековые традиции, которые особенно ярко демонстрирует женский свадебный наряд.
Многие девушки не прочь надеть платье, выполненное в народном стиле. Оно привлекает своей оригинальностью, изяществом и благородством. Такие изделия, как правило, отличаются особым шиком, утонченностью форм, богатством, красотой отделки и украшений. В нем нередко используется шитье золотыми и серебряными нитями. Великолепием и тонкостью работы отличаются головные традиционные уборы, которые делают невесту еще прелестнее.
Женский костюм – это красиво
Женская одежда была сходна с мужской: платье имело довольно узнаваемое сходство с черкеской. На тело надевалась длинная рубаха и шаровары. На рубаху — кафтанчик, схожий с бешметом. Удивителен костюм кавказской девушки, в сочетании с оригинальным головным убором.
У каждой республики – он свой, но каждый – прекрасен, и придает своей владелице самобытность и неповторимость. Как правило, его составляющей частью является платок, особым образом оформляющийся и скрывающий не только волосы, но и женскую шею. Посмотреть, как выглядит костюм кавказской девушки можно на фото.
Настоящий женский кавказский национальный костюм сегодня чаще можно увидеть на сцене, во время выступления танцевальных коллективов народного танца.
Танец – душа народа
Визитной карточкой Кавказа стала лезгинка. И только жители этого сурового и красивого края способны передать напор, силу и красоту этого танца. Мужчины, исполняющие ее, поистине творят чудеса и способны привести в восторг любую аудиторию.
Мужчины, исполняющие этот танец, покоряют своей порывистостью, мужеством и, одновременно, изяществом. Строгое одеяние, своеобразный головной убор джигита, исполняющего танец, способны рассказать о его храбрости, уверенности в себе, готовности отстоять честь и достоинство. Купить кавказский костюм для лезгинки можно на сайте Али Аскерова.
Народные традиции живы, они продолжаются в современных тенденциях, умело сочетая традиционные мотивы и веяния современной моды. Кавказский национальный костюм – это стильно и красиво.