что нужно знать начинающему экологу без опыта работы
Алгоритм действий начинающего эколога на предприятии
Связаться с автором, либо заказать услуги в области охраны окружающей среды Вы можете, написав на электронный адрес erilingleb@tut.by
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ НАЧИНАЮЩЕГО ЭКОЛОГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Часть первая. Ознакомительная.
Шаг 1. Знакомство с предприятием, производством.
Познакомьтесь со своим предприятием, обойдите все цеха, познакомьтесь с начальниками цехов, различных служб и т.п. Пока просто познакомьтесь. Обходя территорию предприятия, сразу оцените в общих чертах:
• не разливаются ли ГСМ на почву,
• не происходит ли несанкционированных рубок.
• как происходит сброс вод.
Шаг 2.Знакомство с отчетностью и документооборотом по экологии.
• какие документы заполняются,
• какие документы должны заполняться и не заполняются,
• кто ответственный и за какие вопросы,
• как рассчитывается экологический налог,
• какие штрафы давались предприятию (любо должностным лицам),
• какие выданы предписания,
• когда были проверки и по каким вопросам и когда будут.
Шаг 3.Знакомство с организацией мероприятий по экологии по направлениям.
Посмотрите, все ли сделаны необходимые документы по каждому из направлений:
В области охраны атмосферного воздуха
— проведена ли инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, когда получено разрешение, не просрочено ли, те ли выбросы производятся на предприятии, что и в разрешении?
— разработан ли том ПДВ?
— разработаны ли паспорта на газоочистные установки, своевременно ли проводится проверка их эффективности?
— разработаны ли паспорта на системы вентиляции?
-ведется ли учет (ПОД-1-3)?
В области обращения с отходами
— получено ли разрешение на хранение/захоронение отходов? Не просрочено ли?
— составляются ли сопроводительные паспорта при вывозе отходов?
— проводится ли инвентаризация отходов?
— ведется ли раздельный сбор?
— разработан ли весь необходимый пакет документов (инструкция, нормативы и пр.)?
— оборудованы ли места хранения отходов?
В области водопользования
— если есть свои скважины и разработаны ли проекты зоны санитарной охраны, проводятся ли анализы?
— получено ли разрешение на спецводопользование (в необходимых случаях)?
— как проводится первичный учет воды и кто за него отвечает?
— разработаны ли нормативы водопользования?
— как обстоят дела с нормативами допустимых сбросов (в случаях необходимости)?
-как осуществляется контроль за сбросами?
-ведутся ли ПОД-6 (7),8?
— не происходит ли проливов ГСМ и как они ликвидируются?
— положено ли твердое покрытие в предполагаемых местах проливов?
— не было ли предписаний по рекультивации почвенного слоя и как они выполнены?
— проведен ли учет объектов растительного мира и согласно какого постановления?
— не просрочена ли учетная документация?
— удалялись ли объекты растительного мира и получалось ли для этого разрешение?
— как осуществляется уход, озеленение?
— попадает ли предприятие под категорию тех, для которых устанавливаются границы санитарно-защитной зоны?
— были ли предписания на эту тему?
— разработан ли и согласован проект санитарно-защитной зоны предприятия?
— соблюдается ли план мероприятий, указанный в проекте?
Производственные экологические наблюдения
— разработана ли инструкция ПЭК?
— установлен ли список ответственных?
— как это отражено в приказах,
— назначены ли ответственные лица?\
— проведены ли инструктажи и есть ли росписи в журналах?
— разрабатываются ли планы-графики ПЭК и планы природоохранных мероприятий?
-проводится ли локальный мониторинг (в необходимых случаях), аналитический контроль (отбор проб и проведение измерений)?
— разработан ли и насколько полностью внесена в него информация о предприятии, велся ли?
— нет ли недостающих разделов?
-сдается ли необходимая отчетность?
— назначены ли ответственные приказами?
Часть вторая. Анализ.
Шаг 4.Разработка плана действий.
Оценив ситуацию, разработайте для себя оптимальный план действий.
Разбейте вопросы на:
а) такой-то учет не ведется, а необходимо вести, необходимо сдавать такую-то отчетность;
б) в таких-то цехах нарушают такое-то законодательство в области охраны окружающей среды;
в) такие-то документы не разработаны, а их разработка необходима.
Часть третья. Работа с руководством.
Шаг 5. Подготовка и встреча с руководством предприятия.
Идя на прием к руководителю предприятия вы должны быть тщательно подготовлены. Ваша информация должна содержать следующие данные по предприятию:
• расписываете, что именно не так,
как можно это исправить.
• готовые предложения по каждому вопросу,
• докладные о необходимых мерах.
Часть четвертая. Практическая.
Шаг 6. Наведение порядка, приучение работников к требованиям в области охраны окружающей среды и поддержание достигнутого.
Дальше начинайте осуществление своих планов.
Назначение ответственных и проведение инструктажей
Снятие с себя ответственность за чужие нарушения
Наведение порядка в отчетности
Заставлять работать тех, кто является ответственным
Отрегулируйте сбор информации:
— о потребленной воде
Постоянно требуйте необходимую информацию
Инспекционные проверки своего предприятия
Указание недостатков, требование исправления
В случае нарушения:
— не соблюдение раздельного сбора отходов,
-вывоз отходов без сопроводительных паспортов,
— не скашивание травы или не уборка территории и т.д.
Составляется докладная записка руководству
Освобождение себя от ответственности, которая существует на Вас по умолчанию
Внедрение системы актов-предписаний
Личная работа по разработке документов
Проведение семинаров для своих сотрудников ( возможно привлечение работников сторонних специализированных организаций)
В какой последовательности все делать? В принципе, важно все. В первую очередь:
— чтобы разрешения были действующими, непросроченными,
— за правильным обращением с отходами, растительным миром и пр.,
— за содержанием территории предприятия,
— за своевременностью контроля (пробоотбора и т.п.), если таковой обязательный.
• Начните одновременно с выбросов, отходов, почвенного слоя и производственных экологических наблюдений.
• Далее проведите учет объектов растительного мира (без сторонней организации не обойтись) и составление документации по воде.
• Закажите проект санитарно-защитной зоны (эти работы стоят дорого).
• Ну и, конечно же, постоянно следите за соблюдением требований законодательства.
Связаться с автором для консультаций и заказа услуг можно по е-мэйл erilingleb@tut.by
Цитата |
---|
Глеб Ерилин пишет: Алгоритм действий начинающего эколога на предприятии |
Спасибо большое за статью. Прямо по полочкам разложено! Её надо давать читать всем выпускникам, когда они заявление о приеме на работу пишут!Что б знали, что их ждет.
Цитата |
---|
Александра Толочко пишет: в области охраны окружающей среды в строительстве |
Что нужно знать начинающему экологу без опыта работы
С чего начать молодому экологу?
Честно признаюсь, безумно надоели вопросы из серии «работаю экологом 2 недели, с чего начать? Кому, что и когда платить?». Да и вообще безграмотные вопросы выбешивают. Что за экологический налог? Почему Вы что-то выбрасываете в воду, и сбрасываете отходы на полигон? Откуда Вы этого нахватались?
Вспоминая себя, в первые 2 недели работы в должности эколога, прекрасно понимаю панику молодого специалиста. Работать надо, но что надо делать и как это делать совершенно не понятно. Когда я в первый свой рабочий день пришла в офис, мне показали стол заваленный папками и руководитель мне объявил «я не знаю что тебе делать, но вот все что осталось от предыдущих экологов – разбирайся». Вот это была паника! Первые недели 2-3 голова просто кипела! Что за бумажки, о чем пишут эти люди – совершенная была загадка! И самое противное, что и спросить то не у кого было.
По сейму вот мои советы новичкам!
Это так сказать постулаты работы. Теперь о деятельности с чего собственно начать. То с чего я начинаю, приходя на новое место работы.
1. Ищу что есть! Просто смотрим, что есть, особо анализировать скорей всего Вы не можете.
— Лицензия на обезвреживание и захоронение отходов. Может быть старая лицензия на сбор, транспортировку, использование, обезвреживание и захоронение отходов I-IV классов опасности. Смотрим приложение с перечнем отходов – удивляемся.
— Смотрю, какие документы у предприятия разработаны. Начинаю с проекта лимитов образования отходов. Есть ли проект, согласован ли он, срок действия. Перечень отходов. Паспорта на отходы.
— Далее выбросы. Проект выбросов, разрешение на выбросы. Сроки действия разрешения.
— Далее сбросы. Проект нормативов сброса, разрешение на сбросы, сроки действия разрешения.
— Какая отчетность ведется на предприятии. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (квартально), 2-ТП (отходы) – ежегодно, 2-ТП (воздух) – ежегодно, 2-ТП (воздух) срочная, 2-ТП (водхоз) – ежегодно, отчет о неизменности тех процесса, отчет о движении отходов малого и среднего бизнеса. Просто смотрим, что из этого на предприятии есть.
— Инструкции и порядки, какие и сколько. Утверждены ли они, а может с кем-то согласованны.
— Приказы, кого и за что назначали.
— Обученные, кого, чему и когда обучали
— Договоры на передачу отходов (полигон, ртутные лампы, масла, аккумуляторы и пр. в зависимости от перечня отходов). Каждый отход должен куда-то деться! Проследите его судьбу. Договоры должны быть действующими.
— Переписка с надзорными органами.
— Протоколы анализов (производственный контроль – бываю по воде, почве и воздуху, есть еще различные санитарные контроли).
2. Экскурсия по предприятию!
— Берете кого-то с производственников. Это важно, что б не экономист Вас выгуливал, а именно человек знакомый с производством напрямую, как правила главный инженер, хотя может и директор.
— Ищем отходы. Если есть проект лимитов, то берем из него схему расположения мест накопления отходов, перечень отходов и идете их искать! Загляните во все контейнеры, что по факту там хранится, да и есть ли они вообще!
— Ищем источники выбросов. Опять же если есть проект – берем перечень источников. И идем их искать. Если перечня нет, то ищем, автостоянки, места ремонта транспорта и какие-либо трубы на предприятии. Под трубами могут оказаться – кузнецы, котельные, очистные оборудования – все это стационарные источники выбросов. Передвижные источники – те, как ни странно, что могут двигаться – автотранспорт, корабли, самолеты, может еще какая чудо техника.
— Точка сброса. Может быть в водный объект, а может быть просто колодец согласованный с водоканалом.
— Изучаем технологию. Что собственно делает ваше предприятие, какова технология, что за оборудование.
3. Далее начинаем вникать в суть дела.
— Начинаю с отчетов. Тут собственно и появляется нормативка, без которой никуда! Есть экологи которые ее не читают, они работаю на основе того что пишут на сайте росприрода, и на основе того что кто-то им рассказал – так вот, это конечно хорошо, это нормальный такой эколог. Но если Вы хотите стать специалистом, инженером по охране окружающей среды, который и суд может сходить и с росприродом смело и грамотно поспорить, то это не Ваш путь!
НВОС – ежеквартально до 20 числа месяца следующего за отчетным кварталом. Приказ от 5 апреля 2007 г. № 204 утвержденный Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду». (Историческая справка – до 2010 году охрану окружающей среды курировал ростехнадзор, потом все криво передали росприроднадзору) Читаем внимательно, что откуда куда. Читаем несколько раз пока не поймете о чем там пишут! Далее смотрим смежные документы об утверждении нормативов платы, бюджет на текущий год ищем там коэффициенты. Долее смотрим сайт роспророда – ищем там реквизиты для оплаты. Если у Вас после прочтения остаются вопросы из серии – когда платить? или как считать (что на что умножать?) – то Вас можно приговорить к расстрелу через повешение!
Так же со всеми остальными отчетами, которые сдает ваше предприятие! Изучите все вышеупомянутые отчеты и разберитесь, почему одни отчеты Ваше предприятие сдает, а другие нет. В нормативных документах все написано. Если на форуме спросить «когда сдавать 2-ТП воздух?» Вас могут закидать помидорами или очень грубо ответить (сама этим грешна). Дата сдачи отчета и методика его составления это не особо секретная информация, которую супер экологи передают только особо отличившимся специалистам из уст в уста!
4. Далее Вы идете на учебу. Ну можно конечно с этого начать, ну по крайней мере подать заявку на обучение. Обязательная программа для инженера-эколога – это обращение с отходами 112 часов. У образовательного учреждения должна быть лицензия на обучение по этой программе. Рекомендую выбирать учебный центр, где на самом деле читают лекции и рассказывают, что и как. Еще сходите на какой-нибудь семинар в ЦЛАТИ, обычно их проводят «специалисты» росприрода. Рекомендую что-нибудь про приказ 721. На всех семинарах задавайте вопросы, Вы деньги заплатили, пусть лектор их отрабатывает. Тут уж можно задавать любые вопросы и чем больше, тем лучше.
. Еще хочу акцентировать внимание на том, что слова сотрудников роспророда – не есть истина! Это лишь их версия, которую всегда полезно знать. Источник истины в данном случае отсутствует вовсе, есть нормативная база из законов, приказов, методик, санпинов и подобного, на нее нужно опираться при отстаивании своей точки зрения.
5. Далее учет отходов. Грамотно налаженный учет отходов – отсутствие головой боли в конце квартала. Ваша задача организовать работу так, что б к Вам стекалась вся информация. В конце кварталы у Вас должны быть массы отходов, которые были переданы куда-либо (полигон, специализированная организация по обезвреживанию). Я предпочитаю получать на конец квартала копии бухгалтерских актов о передаче отходов и делаю сверку с полигонам по видам и массам. Еще можно выдрессировать у начальников участков заполнение журналов и составление справок по времени работы очистного оборудования, но на это требуется время и иногда еще и взысканий – лишение премии лучше всего стимулирует своевременное предоставление документов. Я как сотрудник принимающего отходы предприятия всегда иду на встречу по поводу составления различных справок для заказчиков, потому что мне зачастую это нужнее чем им. Так же у Вас должны быть копии всех договоров и лицензии (в случае их необходимости), по которым передаются отходы.
И еще не плодите на форумах темы! 85% имеющихся у Вас вопросов разжёваны уже неоднократно, нужно лишь воспользоваться волшебной функцией «Поиск». Часто это будет быстрее чем ждать ответ Попробуйте несколько раз поискать, измените ключевые слова для поиска и уж если это не помогло тогда плодите темы или спрашивайте в имеющихся. Очень смешно смотрится, когда спрашивают что-то, когда ответ написан 2мя сообщениями выше, а потом еще и возмещаются почему ему никто не отвечает. И формулируйте вопросы правильно, а скажите – как то не знаю что? Вам так и ответят – пойди туда, сам знаешь куда.
Резюме всего вышеизложенного: как нам часто говорили в университете «инженер – это не тот, кто цитирует учебники, а тот, кто знает в каком учебнике искать информацию».
Ключевые слова: начинающему экологу
Чтобы добавлять комментарии необходимо зарегистрироваться
потому что все тайное становится явным, и потому что существует статья 8.2 КоАП
Начинающий эколог: с чего начать и что важно
Начинающим экологом может быть как молодой специалист, только закончивший ВУЗ, так и инженер по промышленной безопасности / охране труда либо иное ответственное лицо, на которое возложили обязанности эколога.
В том или ином случае, начинающий эколог – это специалист, который, возможно, уже знаком с требованиями нормативной документации и владеет теоретическими знаниями, но опыта в сфере охраны окружающей среды не имеет. Возникает вопрос: с чего же начать свою работу?
В первую очередь необходимо определить воздействие предприятия на окружающую среду и то, какими законодательными актами регулируется его деятельность. Для этого нужно изучить предприятие и имеющуюся экологическую документацию.
Знакомство с деятельностью предприятия
Чтобы ознакомиться с деятельностью организации, необходимо изучить технологический регламент предприятия: подробное описание технологических процессов, характеристик производства, методов и способов изготовления продукции и ее контроля. Также следует заручиться помощью компетентного сотрудника, например, главного инженера или начальника экологического отдела и совершить обход производственных участков с прилегающими к ним территориям. При этом не лишним будет вооружиться картой-схемой территории предприятия (она будет нужна не только для ориентирования, но и для важных пометок).
При обходе предприятия обратите внимание на:
– места расположения источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
– места скопления отходов, их хранение и тд.
– наличие газоочистных установок (ГОУ)
– наличие зеленых насаждений на территории предприятия, как осуществляется уход за растительным миром
– как происходит сброс сточных вод
– познакомьтесь с начальниками цехов, ответственными на местах
Более детально изучить особенности каждого структурного подразделения, узнать нюансы и проблемы можно обратившись к начальнику данного подразделения.
Важно! Экологу обязательно нужно понимать основы технологического процесса и знать, какое оборудование используется, насколько оно эффективно, какие материалы, сырье и насколько целесообразно их применение.
Анализ текущей экологической документации предприятия. Отчетность и документооборот
После сбора необходимой информации и изучения деятельности предприятия, а также опираясь на законодательство, определите перечень документации, которая должна быть разработана для вашей организации.
Для корректной и компетентной работы создайте для себя нормативную базу, на которую вы сможете опираться. Систематически обновляйте ее и прослеживайте изменения в законодательстве.
Рассмотрим расширенный перечень документации в области охраны окружающей среды.
Также выделим несколько основных направлений в области охраны окружающей среды на предприятии:
– воздух
– отходы
– вода
– растительный мир
Охрана атмосферного воздуха
– ознакомьтесь с Актом инвентаризации
– изучите Постановление 23 июня 2009 г. №42 (с изменениями и дополнениями)
– оцените актуальность текущего Акта инвентаризации согласно его срокам действия и Постановлению №42
Проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух разрабатывается в случае, если согласно Акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы загрязняющих веществ составляют более 3 тонн в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 килограммов в год
– ознакомьтесь с проектом ПДВ
– изучите Постановление 23 июня 2009 г. №43 (с изменениями и дополнениями)
– оцените актуальность проекта ПДВ и его соответствие Акту инвентаризации
Получение Разрешения требуется в случае, если согласно Акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы от всех источников составляют более 3 тонн в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют более 10 кг в год согласно п.4 Постановления от 21 мая 2009 г. №664 (с изменениями и дополнениями)
Отчет подается в случае, если количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух в отчетном году (кроме загрязняющих веществ 1 класса опасности), составляет 25 тонн и более в год и (или) загрязняющих веществ 1 класса опасности составляет 1 кг и более в год
Обращение с отходами
– ознакомьтесь с Актом инвентаризации
– изучите Постановление 29 февраля 2008 г. №17 (с изменениями и дополнениями)
– оцените актуальность текущего Акта инвентаризации согласно его срокам действия и Постановлению №17
– ознакомьтесь с Инструкцией по обращению с отходами
– изучите Постановление 22 октября 2010 г. №45 (с изменениями и дополнениями)
– оцените актуальность текущей Инструкции по обращению с отходами согласно ее срокам действия и Постановлению №45
Нормативы не разрабатываются в случаях, если:
1) отходами производства являются утратившие свои потребительские свойства бытовая техника, оргтехника, мебель
2) отходы производства образуются при уничтожении:
– товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения
– имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства
– орудий рыболовства и продукции рыболовства в случаях, предусмотренных Правилами ведения рыболовного хозяйства
Получать разрешение не требуется (п.3 Положения о разрешении № 818):
1) для захоронения отходов производства, которые одновременно:
– образовались в результате деятельности заявителя
– относятся к коммунальным отходам
– вывозятся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и вывоз таких отходов
2) захоронения отходов производства, образующихся при уничтожении:
– товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения
– имущества, изъятого, арестованного или обращенного в доход государства
– орудий и продукции рыболовства в случаях, предусмотренных Правилами ведения рыболовного хозяйства
Отчет представляют юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства (кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные, компактные люминесцентные лампы (энергосберегающие) отработанные, ртутные лампы отработанные, при общем объеме таких отходов 50 и менее тонн в год)
Водопользование
– изучите Постановление от 4 мая 2015 г. №21 (с изменениями и дополнениями)
– оцените актуальность текущих Технологических нормативов водопотребления и водоотведения согласно срокам действия и Постановлению №21, а также статье 24 Водного кодекса Республики Беларусь (далее – ВК РБ)
Нормативы (временные нормативы) сброса устанавливаются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией сброс сточных вод в поверхностные водные объекты, в том числе через водоотводящие каналы, каналы мелиоративных систем
Разрешение на специальное водопользование не разрабатывается в случае:
– изъятия поверхностных вод в объеме 5 и менее куб. метров в сутки с применением водозаборных сооружений
– добычи подземных вод в объеме 5 и менее куб. метров в сутки с применением водозаборных сооружений, в том числе самоизливающихся буровых скважин
– сброса сточных вод в окружающую среду гражданами (за исключением индивидуальных предпринимателей)
– водопользования, связанного с изъятием поверхностных вод передвижными устройствами для поливомоечных работ на объектах, расположенных на землях общего пользования населенных пунктов, для орошения сельскохозяйственных земель
– водопользования, связанного с регулированием водных потоков с применением гидроузлов, плотин и других водоподпорных сооружений
– водопользования, связанного с добычей (изъятием) вод для ликвидации чрезвычайных ситуаций и (или) их последствий
– водопользования, связанного с устранением подтопления, заболачивания земель
– водопользования, связанного с добычей подземных вод одновременно с добычей других полезных ископаемых
– водопользования, связанного с проведением мероприятий по защите водоносных горизонтов
Отчет представляют водопользователи, к которым относятся юридические лица:
– осуществляющие специальное водопользование на основании разрешений на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений;
– эксплуатирующие системы оборотного водоснабжения с расходом воды в них более 5 кубических метров в сутки без осуществления специального водопользования
Растительный мир
После ознакомления с работой предприятия и имеющейся экологической документацией в дальнейших действиях эколога можно выделить следующие пункты:
Специалисты компании ЭНЭКА имеют большой опыт в разработке экологической документации для предприятий разных сфер деятельности и помогут Вам провести экологический контроль на предприятии, подготовить весь пакет необходимой документации в соответствии с требованиями действующего законодательства для качественной работы отдела экологии Вашего предприятия.