в чем обвиняют виссариона
«Останемся без детей и без дома». Что стало с общиной Виссариона после его ареста
Автор фото, Alexander Ryumin/TASS
Рослесхоз выдвинул претензии к «Церкви последнего завета», известной также как община Виссариона, которая, по мнению чиновников, незаконно использует лесные участки. Если суды встанут на сторону властей, у пятитысячной общины могут отобрать половину участков.
Почему власти судятся с виссарионовцами
Пока расследуется уголовное дело, последователи Виссариона столкнулись с риском выдворения. Рослесхоз 27 октября потребовал вернуть отдельные участки государству.
В иске к сельсовету села Черемшанка, где живут последователи Виссариона, сказано, что в 2012 году сельсовет расширил границы поселений, согласовав с Рослесхозом генплан только одной деревни из семи. Поэтому отдельные территории по-прежнему относятся к лесному фонду и должны вернуться государству.
Секта или рай на земле? Как живут бывшие и нынешние сторонники Виссариона
30 октября министерство лесного хозяйства Красноярского края подало в краевой арбитражный суд иск о расторжении договора безвозмездного пользования на еще один участок земли, выделенный министерством в 2015 году сроком на 10 лет.
Как сказали Би-би-си в министерстве, «Церковь последнего завета» арендовала землю у властей для осуществления религиозной деятельности. Но сентябрьская проверка обнаружила, что на участке появились жилые и нежилые строения, а также мусор. Поэтому министерство решило расторгнуть договор через суд.
В «Обители рассвета” признают, что постройки на территории появились еще до заключения договора аренды. Но настаивают на том, что и участок, и постройки используют в религиозных целях (это паломнический скит). А штраф за мусор община уже заплатила, утверждает Константинов.
Со второго пришествия. Как новосибирский суд арестовал называющего себя Христом Виссариона из-за газлайтинга
Новосибирский суд отправил в СИЗО главу «Церкви последнего завета» Виссариона, называющего себя Христом, и двух его соратников. Их обвиняют в психологическом насилии над последователями ради получения прибыли, верующие отрицают обвинения. Подробности двухдневного процесса и самого дела — в репортаже Тайги.инфо.
Два дня суда
В первый раз Виссариона и его учеников привезли в Центральный районный суд Новосибирска вечером 22 сентября, когда тьма уже накрыла город. Адвокатов в суд сначала не пускали, но те предоставили три ордера (и никто из них не отрёкся). От журналистов заседания закрыли, разрешив пообщаться с обвиняемым лишь в перерыве.
И сказал Виссарион: «Я не только полностью не согласен с пунктами обвинения, я даже полностью отрицаю детали, которые там упоминаются. Это что-то невероятное».
И вышла секретарь и объявила, что заседания продолжатся утром. Виссариона с его учениками Вадимом Редькиным и Владимиром Ведерниковым увезли в ИВС и вернули к утру 23 сентября, чтобы зачитать решения суда. Всех их арестовывали по отдельности.
Ко второму пришествию Виссариона в суд конвоя не хватало. Мужчины в балаклавах без опознавательных знаков, которые водили Виссариона по зданию в первый день, исчезли и чашу свою передали они полицейским.
Вначале к судье Юлии Близняк привели Владимира Ведерникова, который руководил виссарионовской школой «Истоки». Двери в зал закрылись пред журналистами. Решил суд арестовать Ведерникова на два месяца. И Ведерников промолчал.
И отвели его в конвойное помещение, и подняли оттуда Вадима Редькина, пресс-секретаря Виссариона и бывшего музыканта группы «Ласковый май». И секретарь просила журналистов не снимать судью Руслана Фролова, который арестовал Редькина на два месяца.
И сказал судья: «Вам понятно вынесенное постановление?» Редькин же встал пред судом и ответил: «Частично. Но я с адвокатом посоветуюсь. Могу я устно выразить свое отношение сейчас?» И молвил судья: «Нет».
Но вышел судья из зала, и сказал Редькин: «Я хотел обратиться к правозащитным организациям. Я живу в тайге, у меня жена, трое маленьких детей — сейчас им будет очень и очень трудно. Я не вижу оснований, что я могу скрываться. Те люди, которые написали на нас заявление, они говорят, что опасаются за свою жизнь: одного из них я не знаю совсем, второго знаю немного, но не знаю, где он живет. Почему он опасается? И еще, в документах указано, что у них есть психические расстройства. Как следствие может опираться на показания этих людей».
Последним судили Виссариона. Его арестовала на два месяца Алла Веселых и быстро ушла из зала. Но Виссарион говорить не спешил и готовил расписку о получении постановления. Прокурор же что-то читал в смартфоне и на происходящее внимание не обращал, своим видом показывая, что умыл руки.
И встал Виссарион со скамьи и сказал: «С обвинением я полностью не согласен. Не только в целом, но даже с многочисленными деталями. Те, кого называют пострадавшими, у них психологическое расстройство, а они работают в школе. А можно ли работать в школе таким людям? Одного я никогда не видел, а второй принимал какое-то участие лет 15 назад. А потом они все вместе начали жаловаться, все время создавали какие-то сложности в последние годы. Уже два года нашу организацию пытаются объявить экстремистской. И тут неожиданно вскрылось, что они пострадали. И у них одинаковая формулировка болезни».
Газлайтинг в постановлении СК
Как следует из постановления об одном из обысков у Ведерникова (имеется в распоряжении Тайги.инфо), «основное» дело возбуждено 15 июля 2019 года. СК убедил суд, что «последователи подвергались отрицательному влиянию учения, заповеди которого ограничивали их в реализации прав и свобод, пропагандировали отказ от приема белковой пищи животного происхождения, от медицинской помощи в случаях заболеваний, беременности и во время родов, от вакцинации, что приводило к возникновению у них различного рода психических расстройств».
Из постановления о привлечении Редькина в качестве обвиняемого (копия имеется в распоряжении редакции), следует, что потерпевшими по делу стали два мужчины. У одного из них диагностировали расстройство режима сна и бодрствования, у другого — тревожное расстройство.
«Система жестких ограничений», состояние тревоги и «утрата социально-экономической самостоятельности» вызывали у адептов «снижение критичности мышления», заниженную самооценку, «выученную беспомощность» и безынициативность в работе, считает следствие.
Виссарионом называет себя Сергей Тороп, который родился в 1961 году и до создания своей секты работал слесарем и участковым милиционером. Религиозная организация, основанная Торопом — «Церковь последнего завета» — официально зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ, количество ее последователей по всему миру достигает десяти тысяч человек, половина из них проживает в Красноярском крае. Адептам Виссариона нельзя курить, пить и обмениваться деньгами, необходимо принять простую жизнь в деревянной хижине, вести натуральное хозяйство.
Сергей Тороп называет себя «Сыном божьим — Христом». Община Виссариона на протяжении всего своего существования вызывает интерес российских и зарубежных документалистов, фотографов и журналистов. Так, репортаж немецкого фотографа Джулии Селлман из экопоселения виссарионцев на озере Тиберкуль опубликовал в августе 2015 года The Guardian, а эстонский документальный фильм «Христос живет в Сибири» показали на фестивале «Артдокфест» в Москве.
Лидеров секты Виссариона заподозрили в насилии над последователями
Задержанным в Красноярском крае лидеров «Церкви последнего завета» могут предъявить обвинения в насилии и причинении тяжкого вреда здоровью. Об этом сообщает пресс-служба Следственного комитета.
В случае признания вины лидеров секты им может грозить штрафы до 200 тыс. руб. и лишение свободы на срок до 12 лет.
Социолог, религиовед, заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин в беседе с РБК рассказал, что «Церковь последнего завета» всегда была законопослушной организацией. Эксперт не вспомнил каких-либо скандалов, связанных с ней.
По мнению Лункина, самостоятельность сектантов (наличие собственных школ, лесопилки, мебельной фабрики, представителей среди местных депутатов) насторожила власти.
«Поэтому сейчас для задержания выбрано такое спокойное время. Нельзя сказать, что это сделано на волне какого-то скандала или противостояния, как это было сделано в Среднеуральском монастыре. Выбран способ, который позволяет сразу разъединить руководителя организации с последователями для того, чтобы не было нежелательных последствий, они не забаррикадировались и не устроили акты неповиновения», — пояснил эксперт.
«Почти вокруг любой религиозной организации можно найти каких-то недовольных, которые заявят, что нанесен психологический ущерб», — добавил Лункин.
Церковь гаишника из Минусинска
«Церковь последнего завета» была создана в 1991 году, когда назвавший себя Виссарионом и воплощением Христа бывший сотрудник ГАИ города Минусинска Сергей Тороп объявил об организации Общины единой веры. Вместе с присоединившимся к нему бывшим барабанщиком группы «Ласковый май» Вадимом Редькиным он стал собирать с последователей деньги на строительство центра вблизи озера Тиберкуль, параллельно предвещая конец света. Датой гибели планеты Тороп изначально называл 2007 год, однако потом периодически менял свой прогноз.
На протяжении всей истории религиозного объединения к нему возникали претензии со стороны правоохранительных органов. Так, в феврале этого года в секте прошли обыски. Тогда у следователей возникли подозрения, что в поселке на берегу Тиберкуля были случаи сексуального насилия и пыток. Однако в результате «Церковь последнего завета», официально зарегистрированная в Министерстве юстиции, просуществовала вплоть до сегодняшнего дня.
«Государство зачищает инакомыслие»: как живут в общине Виссариона и за что задержали их лидера
«Государство зачищает инакомыслие»: как живут в общине Виссариона и за что задержали их лидера
В главном поселении общины Виссариона — Обители Рассвета — колокола звонят пять раз в день. Одновременно с главной звонницы, с вершины горы и в центре города.
Веселин Даов, житель общины Виссариона: «Это молитва. Это как напоминание. Все мы, сограждане, в этот момент останавливаются. Они творят молитву».
Ежедневное таинство чаще всего доверяют Веселину Даову. О Последнем Завете — новом религиозном учении, он узнал 20 лет назад дома, в Болгарии. Теперь его дом в России, в 500 километрах от Красноярска.
Веселин Даов, житель общины Виссариона: «Искренне верили, что там, в Болгарии, успеем построить тоже что-то типа общины, по подобию того, что здесь, в Сибири, уже было. Но оказалось, это непростое действие. После того, как убедился, что живое присутствие учителя является сплачивающим, момент, который как магнит всех объединяет, я почувствовал, что надо переезжать».
До переезда из Болгарии Веселин работал архитектором. Профессиональные навыки пригодились на новом месте. В Обители он проектировал дома для единоверцев. А начали строить Обитель Рассвета почти 30 лет назад. В 1991 году бывший инспектор ГАИ Сергей Тороп взял себе греческое имя Виссарион, что означает «лесной», и вскоре повел своих последователей в тайгу, в предгорье Западных Саян. С этого времени люди здесь живут согласно его учению, а поселение разрослось почти до 100 домов. От центра с Символом Веры отходят лучи-улицы.
Один из лучей ведет на склон горы. Это место здесь называют хутор. Тут располагается дом самого учителя — Виссариона. Но после случившегося к нему уже не пройти. Прессу сюда не пускают. 22 сентября прямо над двором завис вертолет со спецназом.
Александр Староверов, житель общины Виссариона: «Все в этот момент шли на службу в праздничных одеждах. Я прибежал сюда, здесь уже было оцепление везде. И как раз я начал снимать. Попытался пройти немножко туда за цепочку, но прошел метров 20, а потом мне сказали, что дальше идти не нужно».
Когда в домах жителей шли обыски и допросы, лидеров общины уже пересаживали в другой вертолет, на котором отправили в Новосибирск. Там суд арестовал на два месяца самого Виссариона, его пресс-секретаря Вадима Редькина (в прошлом участника группы «Ласковый май») и директора общинной школы Владимира Ведерникова.
Те, кто поверил в Последний Завет, не допускают мысли, что Виссарион может быть обычным человеком. Последователи и в задержании своего учителя увидели знамение.
Галина Тараканова, жительница общины Виссариона: «Обычно учитель не говорит так напрямую: „Я Христос‟. Нет, он говорит: „Я — слово Бога‟. Но что это означает, каждый понимает по-своему. Я поняла, что это Христос. Я понимаю, конечно, что для него это испытание. Если раньше распяли физически, сейчас распинают психологически».
Галина — одна из тех, кто живет в самой Обители Рассвета. Сейчас в поселении около 350 человек. Но всего последователей Виссариона насчитывают около пяти тысяч.
Большинство виссарионовцев живут в деревнях вдоль реки Казыр. От нее до главной святыни — Обители Рассвета — около 40 километров. Сама река для местных уникальна. Говорят, что пить воду можно прямо так — из течения. Ее даже не кипятят.
Добраться до общины непросто. Ближайший аэропорт в столице соседней Хакасии — Абакане. Оттуда еще четыре часа езды на машине, асфальт заканчивается где-то на полпути. Но деревни от цивилизации не отрезаны. Здесь работают соцучреждения, почта и магазины. Чего, кстати, нет в самой Обители.
Михаил Шалунов приехал в Красноярский край из Санкт-Петербурга. Здесь научился новому ремеслу: в общине он пекарь. Часть домашнего хлеба развозит по заявкам сам, остальное можно купить в местных магазинах.
Михаил Шалунов, пекарь: «Жизнь на земле, тайгу эту осваивали, ремесла, которые мы тут осваивали, семью, дом построить — всему этому нужно было учиться. Это все за эти годы произошло. И мы делали это совместно. У меня, скажем, всегда висел вопрос: ради чего я вообще приехал и какая у меня была цель? И сейчас мы пришли к такому моменту, что эти дни настали. Можно сказать, что мы готовились к этому и вот».
В своих проповедях Виссарион называл несколько дат конца света: в 95-м, 97-м, 2000-м. Последняя была в 2007 году. Армагеддон все не наступал, и ожидание превратилось в игру-зарницу. Сергей Тороп убеждал последователей, что все это проверка. Люди запасались, больше погружались в Последний Завет, но главным в подготовке было научиться жить обособленно от мира, полностью обеспечивая общину.
Михаил Шалунов, пекарь: «Если бы мы сюда не приехали, то этот край бы просто затух, многие деревни просто бы перестали существовать».
Деревни, где живут последователи Виссариона, с первого взгляда выгодно отличаются от привычной российской глубинки. Здесь есть свой симфонический оркестр, растет население, треть которого — несовершеннолетние. Но дети общинников учатся отдельно от детей коренных жителей. После задержания Владимира Ведерникова у школы «Истоки» появился новый директор. К Ведерникову у следствия вопрос: куда шли государственные субсидии? Школа хоть и частная, но на госпрограмму выделялись бюджетные деньги.
Станислав Казаков, директор общинной школы «Истоки»: «У нас программы все лицензированы, школа аккредитована. Без этих двух понятий мы не могли бы выдавать удостоверения об окончании начальной школы, общей школы и средней школы. В этом году, например, у нас две девочки закончили с золотой медалью 11 класс. Они отлично сдали ЕГЭ, поступили в институт».
В деревне Черемшанка виссарионовцы строят свой храм. Делают это на добровольные пожертвования, поэтому, по их словам, и строят уже пять лет. А работ по внутренней и внешней отделке еще много.
Алексей Рагс, житель общины Виссариона: «Это просто обычное место, где люди собираются и творят молитвы Богу».
Религиоведы отмечают, что в секте Виссариона молятся самому учителю. На протяжении 30 лет Сергей Тороп изменял свое учение. А еще до того, как взял себе новое имя, начинал с увлечения уфологией, рассказывая на красноярском телевидении о контактах с инопланетянами.
Игорь Иванишко, судебный эксперт-религиовед: «Сам Тороп своеобразно толкует священное писание — Ветхий и Новый Завет. Например, он говорит о 14 апостолах, а не о 12. Он указывает на то, что воскресение Иисуса Христа было не на третий день. Также видим элементы неоязычества, когда мы видим, что в его экопоселении возникают такие символы: на рубашках так называемых апостолов очень интересные рунические символы. Также мы видим его увлечение реинкарнацией, что отрицается христианством, но воспринимается многими восточными практиками».
Алексей Рагс, житель общины Виссариона: «Религиозный контекст, безусловно, присутствует. Но учение — это знание. Здесь у нас знание о том, как нам можно вместе жить и быть близкими друг к другу вне зависимости от вероисповедания».
Алексей Рагс показывает недостроенный храм. Он переехал в Сибирь в числе первых, в миру работал звукорежиссером. Здесь ведет свой ютьюб-канал о жизни общины. К нему тоже приходили с обыском, но еще в апреле.
Алексей Рагс, житель общины Виссариона: «Забрали жесткий диск, где был материал. Было много отснятого материала, были инструменты музыкальные виртуальные. Был готовый материал — полностью забитый двухтерабайтник. И забрали архив: 196 дисков начиная с 1993 года. Все, что снималось на видео — встречи с учителем».
Галина Тараканова, жительница общины Виссариона: «У меня муж убежал туда сразу и взял с собой рацию, чтобы мы как-то могли связываться. Так его за это задержали».
Источники ТАСС сообщали, что у Сергея Торопа нашли несколько карабинов и ружья. Федеральные каналы показывали фото дорогих украшений и склада элитного алкоголя, якобы в доме Виссариона. Но следователи пока эти факты не подтвердили. Виссариона обвиняют пока по двум статьям: «Создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием» и «Причинение тяжкого вреда здоровью». В конце сентября прокуратура края обратилась в суд с требованием ликвидировать «Церковь последнего завета» как религиозную организацию. Среди претензий силовиков: ограничения в питании, отказ от медицинской помощи и двоеженство.
Иван Хорошев, адвокат «Церкви последнего завета»: «Эксперт-религиовед делает вывод о сексуальных девиациях на основании одного только утверждения Виссариона, что допустимо мужу иметь двух жен, и одной фразе какого-то человека о том, что он был впечатлен сексуальной распущенностью девочек».
Адвокат Иван Хорошев представляет интересы общины. Считает, что даже при существующей огласке и задержании лидеров секты у СК и прокуратуры нет убедительных доказательств, и недоволен проведенной экспертизой.
Иван Хорошев, адвокат «Церкви последнего завета»: «Мы признаем какую-то организацию нежелательной только на том основании, если она посягает на права граждан. Если люди взрослые, вменяемые, достигшие возраста половой зрелости, для себя определили такую форму жизни, она принимается. И она спокойно принимается российским обществом. У нас про это множество фильмов, у нас есть одна из государственных религий — ислам, в которой это прямо прописано».
По словам жителей общины, двоеженство среди виссарионовцев так и не прижилось. Куда сложнее, особенно на начальном этапе, было с ограничениями в еде. Создавая в тайге экопоселение, питаться общинники старались только тем, что вырастили сами. Опыта ведения хозяйства у еще недавно городских жителей, которые продали свои квартиры и приехали в тайгу, было немного.
Денис Коробков, бывший последователь Виссариона: «Тогда веганство — это было просто каша с водой. Масло было нельзя, сахар нельзя, соль тоже нельзя. Вообще ничего нельзя. Ну и трава всякая. Я лично чувствовал себя очень плохо. Первые два-три года я просто был бледно-зеленый как полотно, у меня не заживали раны на теле. У меня до сих пор большие шрамы на ногах».
Денис Коробков прожил в общине 16 лет. Переезжал туда, не сомневаясь в том, что следует за сыном Бога. Говорит, что не следовать учению, а значит и запретам, было невозможно. Иначе ты становишься изгоем, а из Обители Рассвета отщепенцев могут выселить.
Денис Коробков, бывший последователь Виссариона: «Все проповеди Виссариона пропитаны тем, что он очень часто говорит: „Вы, к сожалению, не исполнили истину. Я пришел к вам, но вы не исполняете, вы не успеваете за мной, я, наверное, умру, я, наверное, покину плоть свою, потому что я становлюсь вам ненужным‟. Человек все время сидит с чувством вины: „Да, я не успеваю, я не могу, у меня не получается‟».
Марина Крыж, врач: «Обращаться они обращаются. Другое дело, что у нас не всегда есть возможность оказать помощь в том объеме, в котором желательно, чтобы она оказывалась. У нас скорая — очень интересная машина. Уже четвертую неделю стоит на приколе и чинится».
Марина Крыж, врач: «Там просто особенное течение пневмонии. Она была молниеносной и буквально за несколько часов ребенок ушел. На вскрытии там было, по-моему, гангренозное воспаление легких с инфарктом у ребенка двух лет. Его если бы даже привезли в больницу, ничего бы с ними не сделали уже».
Эту трагедию и связывают с началом пристального внимания силовиков. Сразу после ареста Виссариона стали обсуждать несколько версий давления на общину. Говорили о дороге к Аксугскому месторождению, которую собираются строить через эти места инвесторы, и о том, что виссарионовцы мешают крупным лесозаготовительным компаниям.
Александр Староверов, житель общины Виссариона: «Они открыто говорят о том, что все новые движения — религиозные и нерелигиозные — мешают национальной политике государства. Они опасны».
В общине считают, что с «Церковью последнего завета» хочет расправиться государство. Независимое поселение для власти и силовиков очень неудобно. А в Обители Рассвета почти демократия. Хотя больше это похоже на патриархальный феодализм.
Александр Староверов, житель общины Виссариона: «Здесь своего рода Мекка для верующих людей, которые живут и в российских деревнях, и за границей. Они приезжают сюда взять какую-то благодать. Здесь дополнительная ответственность, то есть это не круг более приближенных людей, в который могут попасть только особенные люди».
Но с государством сам Виссарион и его последователи старались не ссориться. В канун выборов в Обитель Рассвета приезжали политики, а недавно двое жителей общины сами стали муниципальными депутатами. Кстати, от партии власти.
Игорь Иванишко, судебный эксперт-религиовед: «Достаточно давно именно секта Виссариона в Красноярском крае выигрывает тендеры по деревянному строительству. В основном из дорогих кедровых пород деревьев, строят дорогие коттеджи. Сейчас, например, проверка, которая связана с уголовным преследованием и с гражданским процессом, выявила, что у значительного количества высокопоставленных чиновников Красноярского края их дачи строили рабочие секты Виссариона».
Коррупцию и слияние виссарионовцев с местными чиновниками называют одним из основных поводов прошедших арестов. Сергея Торопа, Вадима Редькина и Владимира Ведерникова в конце октября этапировали в Москву на психиатрическую экспертизу. Подробностей расследования за полтора месяца с задержания лидеров «Церкви последнего завета» от следствия нет.
Денис Коробков, бывший последователь Виссариона: «Все, чего бы я очень хотел, чтобы эти люди в какой-то момент сами признали свои ошибки. Может быть Виссарион вышел бы и сказал: „Ребята, я на самом деле обычный человек, дайте мне простую работу я буду художником-оформителем в сельском клубе‟».
Алексей Рагс, житель общины Виссариона: «Можно оценить все только по плодам. А плоды — вот они. Есть люди, которые собрались и стараются жить мирно, стараются друг другу помогать. Вот это и есть плоды».