в чем нуждаются процессы самоорганизации социальных систем
Самоорганизующиеся социальные системы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность социальной системы
Социальная система является объектом исследований многих современных социологов. Авторы определяют ее как достаточно сложный комплекс отношений, который образуется в процессе взаимодействия и взаимоотношений людей друг с другом.
Система – структурированное образование, которое включает в себя некоторое число компонентов, таких, как:
Поскольку понятие «социальная система» изучается достаточно глубоко, то со временем в социологической науке возникла так называемая теория социальных систем. Это достаточно новая отрасль социологического знания, которая зародилась в 50-е годы 20 века под влиянием разработок таких авторов-социологов, как Толкотт Парсонс и Роберт Мертон. Они являются представителями Гарвардского университета и Колумбийского университета.
Несмотря на имеющиеся отличия в их работах, общим остается то, что они рассматриваются в качестве основателей школы, которая получила название «структурный функционализм». Данный подход к определению особенностей общественной системы рассматривает его как структурированное образование, где каждая часть выполняет свои особые функции, при этом взаимодействуя друг с другом, образую устойчивые системные связи.
Особенности организации социальной системы
Организовываясь, социальная система опирается на действия системообразующих факторов. К ним относится множество аспектов, но ключевым является наличие общих целей. Человек по своей природе – существо социальное, которое не может существовать в строго обособлении от остальных. Но, чтобы образовать социальную группу, индивидам важно осознать свое предназначение, а также назначение своей деятельности. Таким образом, формулируется цель, а также задачи, которые необходимо реализовать для достижения поставленной цели. Очень важно, что она должна соответствовать нормам морали и нравственности, а также ожиданиям других индивидов и соответствовать требованиям, которые выдвигает государство (соблюдение законодательных норм и правил).
Готовые работы на аналогичную тему
Находясь во взаимодействии, каждый элемент должен выполнять определенные функции ля достижения общей цели. В этом заключается смысл теории социальных систем, где главное направление, которое главенствует еще с 50-х годов 20 века – это структурный функционализм (Т. Парсонс и Р. Мертон). Это значит, что каждым элементом осознается его особая роль в достижении целей, и благодаря этому разрешение ключевых вопросов и актуальных проблем становится эффективным и ускоренным.
Также очень важна иерархичность в построении социальной системы. Это значит, что низший уровень элементов должен подчиняться правилам и процедурам, которые предусмотрены в верхнем уровне элементов. Также важно разделение труда как по вертикали, так и по горизонтали, исполнение своих обязанностей и функций в соответствии со своим социальным статусом и ролью. Еще одна особенности иерархического строя – выполнение любым участником организации принятых в ней правил и процедур, но исключительно в соответствии с требования со стороны высшего уровня и во благо каждого уровня социальной системы.
Самоорганизующаяся социальная система и ее специфика
Самоорганизующаяся социальная система – один из типов социальных систем, которые обладают своими особыми специфическими чертами. Эти системы относятся к открытым, где происходит свободный обмен энергией и ресурсами с внешней средой, а также свободный обмен имеющейся информацией.
Одна из особых черт самоорганизующихся социальных систем – противостояние энтропийным, разрушительным тенденциям и возможность адаптироваться к постоянно динамично изменяющимся условиям. Это противостояние и адаптация происходит при условии, что социальная система преобразует свою структуру в соответствии с внешними условиями.
Стоит отметить, что самоорганизующаяся система относится к неравновесным системам, поскольку процессы самоорганизации возможны исключительно в условиях открытой неравновесной системы, которая находится далеко от точки равновесия. Решающую роль в самоорганизующейся социальной системе играют корпоративные процессы, которые основываются на согласованном взаимодействии элементов системы. Здесь мы снова возвращаемся к основному условию существования системы – наличие устойчивых взаимодействий между элементами для достижения основной цели и разрешения поставленных задач.
Конечно, многие авторы отмечают, что общество по своей сути – самоорганизуется. Есть множество факторов, которые оказывают на него влияние извне, но характер и направленность социальной системы зависит исключительно от того, какая ситуация возникает вокруг самой системы. Здесь важен и характер каждого индивида, его мировоззрение, взгляды и отношение к той или иной проблеме. Наибольший толчок в данной области получили после исследований лауреатом Нобелевской премии И. Пригожиным (1917-2003 гг.). Его работы сыграли важную роль в социологических исследованиях, несмотря на то, что основывались на естественнонаучном материале. Он пришел к выводам, что общество относится к сложным самоорганизующимся системам, и именно поэтому оно подчиняется универсальным законам и развивается в соответствии с ними.
Основные понятия, которые были введены И. Пригожиным – «открытая система», «нелинейность», «порядок», «хаос», «точка бифуркации». Как мы видим, понятия достаточно противопоставленные друг другу, что значит, что самоорганизующаяся система – это противоречивое образование, которое может быть хаотичным, но в то же время организованным, а сценарии его дальнейшего развития зависят от того, в каком направлении будет развиваться событие, исходя из точки бифуркации.
Самоорганизация в социальных системах
Лекция 24
Эволюционно-синергетическая парадигма
Примеры самоорганизации в неживой природе
Самоорганизация в социальных системах
Примеры самоорганизации в неживой природе
Ячейки Х.Бенара. Классическим примером возникновения структуры является конвективная ячейка Бенара. Если в сковородку с гладким дном налить минеральное масло, подмешать для наглядности мелкие алюминиевые опилки и начать нагревать, мы получим довольно наглядную модель самоорганизующейся открытой системы. При небольшом перепаде температур передача тепла от нижнего слоя масла к верхнему идет только за счет теплопроводности, и масло является типичной открытой хаотической системой. Но при некотором критическом перепаде температур между нижним и верхним слоями масла в нем возникают упорядоченные структуры в виде шестигранных призм (конвективных ячеек), как это показано на рис.1. В центре ячейки масло поднимается вверх, а по краям опускается вниз. В верхнем слое шестигранной призмы оно движется от центра призмы к ее краям, в нижнем – от краев к центру. Важно отметить, что для устойчивости потоков жидкости необходима регулировка подогрева, и она происходит самосогласованно. Возникает структура, поддерживающая максимальную скорость тепловых потоков. Поскольку система обменивается с окружающей средой только теплом и в стационарном состоянии (при Т1) получает тепла столько, сколько отдает (при Т2 Самоорганизация в социальных системах Попытки объяснить механизмы самоорганизации, которые начались, по существу, еще в 18-м веке, не обошли стороной и общественные науки. Основоположник классической политической экономии А.Смит (1723-1790) в своем главном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» показал, что спонтанный порядок на рынке является результатом взаимодействия различных, часто противоположных стремлений, целей и интересов его участников. Такое взаимодействие приводит к установлению никем не запланированного порядка, который выражается в равновесии спроса и предложения. А. Смит использовал метафору «невидимой руки», которая регулирует цены на рынке. Подобные же идеи высказывались в то время и относительно самоорганизации норм нравственности в обществе. При этом идеи самоорганизации, самосовершенствования деятельности социальных систем связывались с эволюционными процессами. И вот в конце 20-го века ответ на многие поставленные вопросы пришел из естественных наук, когда было обнаружено поразительное сходство процессов самоорганизации на самых различных структурных уровнях материи. Социальные системы так же как и природные – столь же сложные и нелинейные. В них возможны изменения структурных связей, кризисы и катастрофы, в том числе экологические и экономические. И здесь большое значение имеет возможность, опираясь на методы синергетики, определить условия нарушения прежней устойчивости и возможность перехода в новое состояние, сопровождаемое структурными изменениями. Стохастическая модель процесса формирования общественного мнения была построена Г.Хакеном в его работе «Синергетика». Здесь главной трудностью был выбор макроскопических переменных, описывающих общество. Г. Хакен взял довольно простой пример. Он использовал в качестве параметров порядка число индивидуумов с соответствующими мнениями – за (+) и минус (-). Тогда формирование общественного мнения описывалось изменением этих чисел. При отсутствии внешних воздействий оказались возможными два результата. Вследствие частых перемен точек зрения получается одноцентровое распределение мнений в коллективе, а при значительной устойчивости связей между индивидуумами формируются два противоположных мнения, соответствующих состоянию поляризации общества. Эта модель позволяет качественно объяснить неустойчивые ситуации, когда характеристика общественного состояния, зависящая от связи индивидуумов, приближается к критическому значению (точке бифуркации). Кооперация и конкуренция фирм являются самоорганизующимися процессами. При синергетическом моделировании рынка как самоорганизующейся системы с целью максимизации прибыли приходится решать дифференциальные балансовые уравнения, применять компьютерные системы обработки информации, новые информационные технологии. В неравновесных системах, помимо знания балансовых уравнений, встает задача формализации и учета отношения порядка и беспорядка (соответственно, энтропии и негэнтропии). Эта проблема не так проста. Рынок выступает здесь в качестве индикатора, быстро обнаруживая неходовые товары, производство которых нерентабельно и ведет к росту энтропии. Высококачественные товары, пользующиеся большим спросом и производящиеся в большем объеме (работает положительная обратная связь), напротив, увеличивают негэнтропию, порядок, так как ускоряются процессы производства и обмена, повышается занятость, полнее удовлетворяются потребности общества, растет жизненный уровень людей. Через некоторое время по мере расширения выпуска происходит насыщение рынка этим товаром, наступает момент равновесия между спросом и предложением, но конкурирующие фирмы уже освоили к этому времени новые изделия, поставили на рынок новые товары, с более высокими качествами. Товарно-денежные отношения снова активизируются. И когда производителей достаточно много, новые предложения поступают непрерывно. Так поддерживается неравновесность рынка и эффективность функционирования экономической системы. Эволюция в социальных и гуманитарных системах. Между социально-культурной эволюцией и эволюцией биологической существует определенное сходство. Многие ученые характеризуют социальную эволюцию как продолжение биологической эволюции другими средствами. Сама культура при этом мощным средством приспособления к реальности. Однако сходство не означает тождества, и если рассматривать социально-культурную эволюцию как продолжение биологической эволюции, необходимо учитывать тот факт, что процессы самоорганизации при этом значительно усложняются, а сама эволюция приобретает качественно отличный характер. В частности, в живой природе эволюция происходит путем генетической передачи наследственной информации от родителей к потомкам. В социально-экономической и культурной эволюции непосредственный опыт, приобретенный людьми в процессе приспособления к изменениям окружающей среды, не передается по наследству. В обществе существуют свои методы и средства передачи накопленного опыта (индивидуального, социального). Это традиции, религия, искусство, системы образования и т.п. Традиции относятся к наиболее устойчивому явлению, присущему тому или иному народу или группе. Лауреат Нобелевской премии Ф.Хайек помещает их между инстинктом и разумом. Традиции сыграли решающую роль в становлении порядка в человеческой деятельности и формировании цивилизации. Традиции придают социальной эволюции более ускоренный характер по сравнению с биологической. Вместе с тем между биологической и социальной эволюцией нет непроходимой пропасти – они связаны между собой определенными свойствами, присущими как животным, так и человеку. Важнейшим из них является способность к подражанию. Уже у высших животных эта способность является существенным фактором приспособления к изменениям ОС. Многие ученые считают, что именно обучение путем подражания в сочетании с трудовой деятельностью привело в действие высокоэффективный механизм социально-культурной эволюции.
Синергетические координаты для описания эволюции. Спираль развития. Явления развития можно рассматривать как борьбу двух противоположных тенденций: организации и дезорганизации. При этом удобно их рассматривать в связи с понятием энтропии. Понятие энтропии в настоящее время выходит за рамки ее термодинамической трактовки (мера рассеяния тепловой энергии в замкнутой термодинамической системе – Клаузиус, 1952 г. и мера вероятности состояния замкнутой термодинамической системы – Больцман). На рубеже 20-30- годов Сциллард, Шеннон применили понятие энтропии к информационным системам в качестве меры вероятности информационных систем. Во второй половине 20-го века в работах Э.Шредингера понятие энтропии еще более расширилось – до понимания ее как меры дезорганизации систем любой природы. Эта мера простирается от максимальной энтропии (S=1), т.е. хаоса, до «исчезновения» энтропии (S=0), соответствующего наивысшему уровню порядка (см. рис.3). Н. Винер отождествлял количество информации с отрицательной энтропией (негэнтропией). С помощью энтропии стало возможным оценивать количественно такие понятия, как «хаос» и «порядок». Информация и энтропия связаны потому, что они характеризуют реальную действительность с точки зрения упорядоченности и хаоса (информация – мера упорядоченности, энтропия – мера хаоса). С этой точки зрения в нашем обществе, в экономике в настоящее время довольно энтропия велика. Нарастание энтропии в обществе имеет множество проявлений. Это рост преступности, нарастание числа аварий и катастроф, низкая производительность, износ технологического оборудования и т.п. Альтернативность и взаимосвязь понятий энтропии и информации выражаются в формуле Если система эволюционирует в направлении упорядоченности, то ее энтропия уменьшается. Но это требует целенаправленных усилий, внесения информации, т.е. управления. Н. Винер писал: «Мы плывем вверх по течению, борясь с огромным потоком дезорганизованности, которая в соответствии со II законом термодинамики стремится все свести к тепловой смерти… Человек всю жизнь борется с энтропией, гася ее извлечением из окружающей среды отрицательной энтропии – информации.» (по [3] ) Таким образом, явления развития удобно рассматривать в координатах, связанных с понятиями энтропии и информации (негэнтропии). Это позволяет наглядно представить мысленную (концептуальную) модель процессов самоорганизации в виде сужающейся спирали (см. рис 4), где по оси абсцисс откладывается энтропия, а по оси ординат – некоторый «параметр прогресса» Р. Пусть имеются два подобных события на соседних витках спирали. Эти события соответствуют «узловым» моментам процессов развития, имеющим ярко выраженный скачкообразный характер, например, смена поколений ЭВМ и т.п. Интервал времени между двумя событиями А1и А2 обозначим А1А2. Как видно из рисунка, энтропия, по мере накопления информации, убывает по направлению от периферии к центру, что соответствует прогрессу, т.е. возрастанию уровня организации объекта в процессе его развития. Характерными особенностями спирали развития являются следующие. · увеличение «параметра прогресса» от витка к витку: · уменьшение доли элиминируемого, т.е. “отрицаемого”, отбрасываемого витка; (по мере развития все меньше ненужного, «неправильного» приходится отбрасывать – это проявляется, в частности, при построении новых научных теорий;) Процессы саморегуляции и самоорганизации в биологических и социальных системахОснованием такой точки зрения служат прежде всего идеи академика В.И. Вернадского о непрерывном расширении границ биосферы, о заселении ее живым веществом. Он писал, что живое вещество изменяется, приспосабливается к изменениям среды, но, возможно, имеет и свой процесс эволюции, проявляющийся в изменении с ходом геологического времени вне зависимости от изменений среды. Таким образом, В.И. Вернадский различал в живой природе два в достаточной мере самостоятельных процесса. Один из них обеспечивает адаптацию, то есть приспособление живой системы к изменениям среды обитания. Адаптационые механизмы, обеспечивающие такое приспособление, стремятся к установлению определенного соответствия, равновесия живой системы и среды. Однако, это равновесие носит временный неустойчивый характер. Резкие и очень глубокие изменения в среде могут явно не соответствовать адаптивным возможностям живых систем, что может привести их к гибели. То есть адаптивные возможности живых систем имеют свой предел. В то же время жесткая зависимость живой системы от среды лишает возможности объяснить прогрессивную эволюцию, то есть постепенное совершенствование, растительного и животного мира лишь действием их адаптационных механизмов. Поэтому В.И. Вернадский указал на вероятность наличия у живых систем своего собственного процесса эволюции, не зависимого от влияния среды. Вместе с тем он признает саморазвитие живой природы, отмечая, что в этом процессе определяющую роль играет принцип постепенности эволюции. Этот принцип состоит в том, что эволюция форм совершается в основном путем малых изменений и притом так, что подавляющее большинство этих изменений должно закрепляться отбором, то есть быть благоприятным. Как известно, приоритет в изучении роли естественного отбора в постепенном, то есть эволюционном, совершенствовании живой природы принадлежит Ч. Дарвину. Именно он доказал, что прогрессивная эволюция осуществляется в результате жесточайшей конкуренции видов животных и растений, в ходе которой выживают наиболее приспособленные к условиям среды обитания. Непрерывность отбора и закрепления положительных качеств определяет непрерывность прогрессивной эволюции живой природы. В то же время вполне очевидно, что с позиций современной биологии обеспечить необходимое разнообразие материала для естественного отбора и прогрессивной эволюции живой системы могут лишь внутренние изменения, происходящие в самой системе. Мы полагаем, что в психологии указанные тенденции наиболее адекватно отражаются понятиями саморегуляция и самоорганизация. Под регулированием понимается приведение чего-либо в соответствие с установленными нормами, правилами. Процесс регулирования раскрывается как сравнение регулируемой величины с заданным значением, и в случае отклонения (рассогласования) ее от заданного значения в объект регулирования поступает воздействие, восстанавливающее регулируемую величину. Таким образом, процесс регулирования обязательно предполагает наличие регулируемого объекта и регулирующей системы или просто регулятора. Регулятор может быть либо органически «встроенным» в сам процесс, либо относительно самостоятельным. В первом случае упорядоченность объекта (системы) достигается самопроизвольно, посредством упорядочивающих воздействий между его элементами, иначе говоря, посредством саморегулирования. Во втором случае упорядоченность выступает как результат внешних воздействий, то есть регулирования. Саморегулирование, будучи исторически первым типом регулирования, имеет длительную историю совершенствования. Суть его заключается в том, что отклонение от заданного режима автоматически дает о себе знать за счет обратной связи и само вызывает воздействие, устраняющее отклонение. Саморегулирование свойственно как живым, так и неживым системам. Так, в физико-химических науках существует «закон равновесия», сформулированный А.Л.Ле-Шателье, который гласит, что системы, находящиеся в определенном равновесии, обнаруживают тенденцию сохранять его, оказывают внутреннее противодействие силам, его изменяющим. По существу этот закон отражает основные признаки саморегуляции. «Закон равновесия», как показывают многие наблюдения, вполне применим к биологическим, психическим и социальным системам. В биологических системах такое самопроизвольное регулирование носит название гомеостаза. Великий французский физиолог Клод Бернар во второй половине XIX века впервые четко указал, что внутренняя среда живого организма должна сохранять постоянство при любых колебаниях внешней среды, например относительно постоянную температуру тела независимо от резких температурных перепадов окружающей среды. Он осознал, что именно постоянство внутренней среды служит условием свободной и независимой жизни. 5О лет спустя выдающийся американский ученый Уолтер Б.Кеннон предложил название для координированных физиологических процессов, которые поддерживают большинство устойчивых состояний организма. Он ввел термин «гомеостазис», который означает подвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам. Принцип гомеостаза перешел из физиологии в кибернетику и другие науки, в том числе психологию, приобретя более общее значение принципа системного подхода и саморегуляции на основе обратных связей. Таким образом, «саморегуляция» как общебиологическое понятие связано с широким кругом биокибернетических проблем целесообразного функционирования живых систем разного уровня организации и сложности. Применительно к индивиду, как разновидности живых систем, вышеуказанный принцип, на наш взгляд, хорошо реализуются П. К. Анохиным в его теории функциональных систем. В рамках этой теории раскрываются вопросы саморегуляции как «всеобщего закона деятельности организма». Все функциональные системы, врожденные или динамические, формирующиеся в конкретной ситуации, имеют, согласно П.К.Анохину (1968), одну и ту же «операционную архитектонику». Их узловыми механизмами являются афферентный синтез, принятие решения и акцептор действия. На стадии афферентного синтеза обеспечивается постановка соответствующей цели, достижению которой подчинена вся дальнейшая логика поведения функциональной системы. Определение цели действия является центральным моментом в развитии поведенческого акта. Естественно, что ни одна цель поведения не может быть сформулирована без предварительной обработки внешней и внутренней информации, что, собственно, и составляет содержание афферентного синтеза. Направленность его протекания корректируется памятью и подчиняется доминирующей в данный момент мотивации. Принятие решения, которое имеет место после того как закончится афферентный синтез, заключается в выборе адекватной программы реализации поставленной цели. И, наконец, акцептор действия в операционном составе различных функциональных систем выполняет роль «контрольного аппарата». Он формируется раньше, чем появятся результаты, подлежащие контролю. Вне этого аппарата невозможно как обнаружение ошибки, так и исправление ее. П.К. Анохин считает аппарат акцептора действия одним из самых сложных и интересных в деятельности мозга. Именно в этом аппарате осуществляется «таинство» оценки полученного результата. В случае несовпадения прогнозируемого и реально полученного результатов автоматически включается механизм ориентировочно-исследовательской реакции, который выполняет корригирующую функцию по устранению возникшего в акцепторе действия рассогласования. Итак, если контрольный аппарат (акцептор действия) вырабатывает сигнал рассогласования, несоответствия между тем, что должно быть, и тем, что на самом деле получилось, то этот сигнал выступает в роли пускового для системы корректировочных действий. В этом и заключается, по выражению П.К. Анохина, «золотое правило саморегуляции». Психическая саморегуляция личности является частным случаем саморегуляции, проблемы которой рассматриваются в данной работе. Как считает Г.С. Никифоров, она заключается в воздействиях человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования). Мы считаем саморегуляцию социального поведения личности одной из разновидностей психической саморегуляции, при которой, регулятором активности личности в форме ее социального поведения выступает осознаваемая и в разной степени принимаемая личностью ценностно-нормативная система ее социума. Причем принятие личностью этой системы в качестве регулятора своего поведения зависит от ее направленности к бесконфликтным отношениям со своим социумом, благодаря которым личность надеется обрести достаточно устойчивое равновесие своего социального положения. Многие ученые, среди них следует, прежде всего, отметить А.А. Богданова, различают не только уравновешенные, но и неуравновешенные сложные системы, и пишут о возможностях их перехода из одного состояния в другое. Они рассматривают равновесное состояние системы не как раз и навсегда данное, а как динамическое равновесие. Система, находящаяся в равновесии, в процессе развития постепенно утрачивает это качество и переживает это состояние как «кризис», а преодолевая его, приходит к новому равновесию на новом уровне своего развития. Противоречие между изменчивостью и устойчивостью, которое проявляется в системах в форме борьбы двух взаимоисключающих и взаимодополняющих противоположностей, имеет всеобщий характер. При этом устойчивость и изменчивость служат необходимым условием отбора ценных качеств и переходов системы из одного состояния в другое, переходов, из которых складывается весь процесс развития. Другим атрибутом таких переходов является среда. Система вне среды не может прогрессировать, ибо только при взаимодействии со средой в ней возникают отклонения, противоречия, создающие необходимые условия активности системы, ее самодвижение в направлении самосохранения и развития. Бельгийские ученые Николис Г. и Пригожин И. считают, что под самоорганизацией следует понимать процессы в виде спонтанного скачкообразного возникновения в системе новой динамической структуры, макроскопической пространственной и временной упорядоченности, в основе которой лежит согласованное поведение субчастиц системы. В этом определении самоорганизации можно увидеть ее глубокую взаимосвязь с процессом саморегуляции, который выступает в виде пространственной и временной упорядоченности. Наша точка зрения на понятие самоорганизация личности заключается в том, что такая саморегулируемая система, как личность, способна приобретать в ходе своей деятельности новые свойства и достигать нового, более высокого, уровня взаимодействия со средой, которое проявляется в ее социальном поведении. Причем, самоорганизация подразумевает определенное нарушение установившейся саморегуляции и выход на другой, более высокий ее уровень. А.А. Колесников в своей синергетической теории управления предложил пять принципов самоорганизации систем. Принцип 3. Согласно исследованиям И. Пригожина, состояния систем можно разбить на два класса: равновесная, или линейная область, в которой все предсказуемо, и неравновесная, или нелинейная, в которой все движения системы являются сложными функциями внутренних и внешних сил. Именно в области сильного неравновесия система способна эволюционировать к некоторому новому стационарному состоянию через некие флуктуации, возникающие сначала в определенной области, а затем распространяющиеся на все пространство существования системы. В зависимости от эффективности каналов связи между флуктуирующей областью и окружающей ее внешней средой в составе системы флуктуации затухают или усиливаются. Анализируя эти принципы, следует отметить, что они прежде всего подчеркивают наличие взаимосвязи между самоорганизацией и саморегуляцией самоорганизующихся систем, к которым относится и личность. Так, необходимость достижения определенного уровня саморегуляции системы рассматривается в качестве одного из важных условий начала ее самоорганизации. Другим условием возникновения процесса самоорганизации системы является ее открытость для влияния извне, которое в конечном счете нарушает равновесие этой системы и побуждает ее к прогрессивным или регрессивным изменениям. Отмечается также, что все самоорганизующиеся системы находятся в разной степени равновесия. Достаточно выраженная неустойчивость системы «запускает» процесс ее самоорганизации, который в конечном счете приводит к новому относительному равновесию этой системы. Самоорганизация личности, являясь частным случаем самоорганизации живых систем, в полной мере соответствует вышеуказанным принципам.
|