в чем нуждается школа
В российские учебники к 2022 году решили добавить «лихие девяностые»
Минпросвещения готовит новый список
Даже Шариков и Буратино живо интересовались учебниками. Те книги, по котором учатся дети в школе – один из краеугольных камней образования. Поэтому изменение основных образовательных стандартов в стране к 2022 году не могло обойтись без пересмотра учебников. Минпросвещения сообщает, что готовится список новых школьных учебников — этого с нетерпением ждут родители и учителя.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального (1-4 классы) и общего среднего (5-9 классы) образования вступают в силу 1 сентября 2022 года. Их еще называют ФГОСами 3-го поколения. В Минпросвещения сообщают, что новые стандарты содержат конкретный перечень учебных программ по каждому предмету, в них четко прописаны обязательства школы перед учениками и родителями, учтены возрастные психологические особенности детей, чтобы они не были перегружены учебой и пр.
Сейчас в федеральном перечне нет учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС-2021, поэтому Минпросвещения России занято формированием нового перечня. Это довольно скорые перемены, к которым непросто подготовиться и школам, и издательствам, выпускающим учебники. Но они необходимы, поскольку жизнь сильно меняется, а школьное преподавание отстает. И не в последнюю очередь из-за устаревших учебников.
– Да, мы между собой часто называем действующие учебники по предмету «веселыми картинками», – говорит учитель английского языка Сара Манчинова. – Может быть, они и отличаются в лучшую сторону от скучных учебников советского образца. Но даже мы, учителя, признаем, что выучить язык по такому учебнику невозможно. Даже с привлечением дополнительных учебных пособий. Многие наши ученики, кто действительно хочет выучить язык, занимаются в репетитором со 2-го класса. Безусловно, английский нуждается в более углубленном изучении в школе. Согласно новому стандарту, к 4-му классу ученики должны научиться строить диалог из 4-5 фраз, составлять монолог на 4-5 реплик, воспринимать и понимать на слух до минуты адаптированного или аутентичного текста, писать тексты объемом до 80 слов и др. То есть упор делается на коммуникативные навыки.
Также в начальной школе изменятся учебники по окружающему миру – в них будет больше информации по истории родного края, то есть в случае столицы — москвоведения. А вот шахматы к изучению на уроках физкультуры так и не ввели, хотя слухи об этом ходили.
– Я бы еще очень хотела, чтобы в начальной школе обратили внимание на изучение русского языка, – говорит мама московской школьница Анастасия Горина. – Или нам так не повезло – учитель ведь выбирает учебник из разрешенного перечня на свое усмотрение. Но те, которые используют в нашей школе — очень запутанные. Вот, например, правило для 3 класса, его 9-летние дети должны заучить наизусть: «Чтобы найти проверочное слово для обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук стоял перед гласным звуком или звуками л, м, н, р, в».
Почти все правила из этого учебника мне приходится сначала переводить на русский язык, чтобы ребенок понял, что там написано. А в правило «Что такое орфограмма» я сама вчитывалась трижды, прежде чем поняла, о чем там написано.
Еще большие изменения ждут общую школу. Новые учебники появятся по истории и обществознанию. «Новая история» будет содержать углубленный раздел по Февральской и Октябрьской революциями, ВОВ. И впервые будут подробно изучаться главы о распаде СССР, «лихих 90-х», воссоединении Крыма с Россией в 2014 году и др. В ОБЖ войдет раздел «Финансовая грамотность»: детям расскажут как планировать бюджет, что такое кредит, научат составлять простейший договор или резюме.
Информатика и программирование расширяются. Возможно, за счет дополнительных часов от «второго иностранного», который с 2022-го станет не обязательным предметом. Школьников научат программировать на языках Python, C++, JAVA, С#. Отдельным разделом в учебники по программированию в 5-9 классах вошло противодействие фишингу – разным видам интернет-мошенничества. Детей научат защищать безопасность своих личных данных, отличать вирусные рассылки, обороняться от хакеров. Также сообщается, что в учебниках по обществознанию и истории будет усилен акцент на патриотизм и толерантность к верующим, а из ОБЖ уберут раздел о воинской повинности.
Большая перемена: какое будущее ждет школьное образование
Российский бизнес кровно заинтересован в квалифицированных кадрах, и многие компании сегодня сотрудничают не только с вузами, но и со школами. Некоторые предприниматели мыслят еще шире — они открывают собственные учебные заведения. Например, в Новой Москве начала работать школа-пансион «Летово» Вадима Мошковича, основатель «Тройки Диалог» и Московской школы управления «Сколково» Рубен Варданян запустил частную школу в Дилижане (Армения), семья президента — председателя правления Сбербанка Германа Грефа открыла в российской столице Хорошевскую прогимназию.
Парта как социальный лифт
Для Bain важно, чтобы и в компании, и у клиентов работали профессиональные сотрудники. А школьное образование — это реально действующий социальный лифт. Например, большинство наших коллег, которые получили дипломы престижных вузов, оканчивали обычные государственные школы, часто даже не в крупных городах.
Школьное образование в России исторически всегда было сильным. Однако современная система образования вызывает много вопросов: немало экспертов и родителей считают, что школа отстает от реалий сегодняшнего дня. Так ли это?
В рамках исследования «Московское образование: повышение эффективности на фоне глобальных перемен» мы изучили ситуацию с подготовкой школьников. В частности, сравнили качество обучения в школах Москвы и крупнейших городов мира (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сидней, Гонконг, Лондон, Берлин, Сингапур, Шанхай, Хельсинки и др.). Выяснилось, что Москва входит в число мировых лидеров — среди 20 мегаполисов российская столица находится на пятом месте по рассчитанному нами интегральному показателю «Знания» (включает средний уровень знаний школьников, доступность образования и достижения сильнейших учеников), а по достижениям сильнейших учащихся (по сути, по результатам на международных предметных олимпиадах) — на четвертом месте. В обоих случаях впереди только города Азии. При этом важно подчеркнуть доступность московского образования — среди городов с высоким средним уровнем знаний школьников разброс между «худшими» и «лучшими» в Москве существенно ниже. Ситуация в других регионах России, конечно, отличается, но многие лучшие практики можно перенимать из столицы.
Для наиболее мотивированных детей в Москве есть школы топ-уровня, их история складывалась десятилетиями («Пятьдесят седьмая школа», которой Bain pro bono помогал с разработкой стратегии, 179-я школа, лицей «Вторая школа», лицей №1535, школа-интернат имени А.Н. Колмогорова и другие). Сюда принимают только после серьезного отбора и, как правило, детей постарше. В последние годы топовых школ становится все больше. Например, лицей НИУ ВШЭ — прекрасный трамплин для поступления в Вышку. Появляются также передовые частные школы, но их число пока невелико.
Для способных детей, родители которых не могут позволить себе платное обучение, некоторые частные школы предлагают стипендии. Например, схему финансовой поддержки активно применяют в «Летове», хотя отбор здесь одинаково строгий для всех детей без исключения.
Так что доход семьи не является определяющим фактором по возможностям обучения для ребенка — достойное школьное образование доступно практически всем столичным жителям.
Расписание на завтра
Если же говорить о том, какое будущее ждет школу, то здесь пока многое неясно. Даже сейчас в мире нет единственной признанной модели — скорее, речь идет об успешных локальных практиках. Например, две успешные образовательные системы, финская и корейская, отличаются друг от друга кардинально. В Южной Корее 15-летние дети проводят на уроках свыше 30 часов, кроме того, более 80% всех школьников посещают репетиторов и тратят на это почти девять часов в неделю. В Финляндии на учебу отводят менее 25 часов, а посещение дополнительных занятий по школьным предметам не распространено.
Учитывая быстрое изменение рынка труда, все чаще говорят о необходимости «научить детей учиться», дать им навыки «открытости новому», «критического мышления», «умения взаимодействовать и сотрудничать» с другими людьми. Однако, на наш взгляд, в школе пока рано обучать только soft skills — мы видим ценность в том, чтобы предлагать детям и широкий набор фундаментальных знаний в ключевых предметных областях.
Мы считаем, что будущее во многом связано с индивидуализацией образовательных программ. Все уже привыкли, что когда в какой-то отрасли говорят про персональный подход, имеют в виду цифровые технологии. Скорее всего, digital-модели перевернут образование, как перевернули другие сферы. Учебные заведения уже внедряют отдельные элементы — технологическую инфраструктуру, цифровой контент. Однако школьная среда крайне консервативна, поэтому процесс цифровизации наверняка займет продолжительное время.
Сейчас персонализация достигается скорее традиционными методами, путем изменения программ и внедрения дополнительных курсов. То есть пока можно говорить об отдельных направлениях развития школьного образования, которые расширяют индивидуализацию.
Средняя школа без середнячков
После окончания начальной и средней школы дети, как правило, переходят в старшую, и многие из них поступают в профильные классы. Но если ценность начальной школы и профильных классов для учащихся и их родителей в целом понятна, то со средними классами (с пятого по седьмой-восьмой) ситуация неоднозначная. Мы считаем, что данный период недооценен незаслуженно.
К моменту перехода на углубленную подготовку дети должны научиться понимать себя, свои интересы и способности. И здесь большая нагрузка ложится именно на среднюю школу. Цель данного периода — сосредоточиться на максимальном развитии детей, дать им фундаментальную базу. А главное — познакомить их с самыми разными направлениями, чтобы учащиеся могли сделать осознанный выбор.
Такой подход уже используют во многих странах. В частности, постепенный ввод элективов, то есть курсов по выбору. Другой вариант — метапредметное обучение, очень популярное в Финляндии (например, изучать конкретный регион с точки зрения его истории, географии, природы, знаменитых жителей и т.д.). Наконец, можно давать сначала ознакомительный курс и лишь потом предлагать углубленное изучение. Во многих западных школах дисциплина, в которой преподают основы физики, химии и биологии, называется science. Именно с ее изучения школьники начинают знакомство с естественными науками, а позже переходят к отдельным заинтересовавшим их предметам.
Но проблема в том, что учителям готовить подобные курсы сложно: нужно не только знать свой предмет, но и смежные. Как правило, такие курсы — это авторские методики, и для их разработки нужны педагоги очень высокого уровня.
Конкуренция за юных гениев
Ведущие школы сегодня конкурируют между собой — за рейтинги, финансирование, а главное — за талантливых детей. Это негласное соревнование проявляется, в частности, в том, что некоторые школы стремятся перехватить сильных детей как можно раньше — они объявляют набор в классы с углубленным изучением предметов не в 8–9-е классы, как делали раньше, а в 7-й или даже 6-й. А готовиться к переходу на профильное обучение дети начинают уже в начальной школе.
Тот факт, что школы конкурируют за учащихся, многим пока не очевиден, учитывая огромные конкурсы в престижные учебные заведения. Но цифры здесь не показательны — конкурс нередко создают амбициозные родители, дети которых не готовы к профильному обучению в топ-школе и/или недостаточно мотивированы на тяжелый труд.
Старшие классы в профиль
Ценность профильного образования дети и их родители уже осознали — по нашим данным, в Москве 76% детей в 7–11 классах учатся или планируют учиться в профильном классе и почти все школы реализуют три и более профильных программ. В свое время многие критиковали укрупнение московских школ, но этот шаг позволил увеличить размер параллели и тем самым формировать профильные классы с учетом широкого спектра интересов учащихся.
Выбор профиля в старших классах — это лишь первый шаг к индивидуализации обучения. Персональные траектории можно также создавать за счет многоуровневой подготовки — например, когда ребенок выбирает либо базовый уровень дисциплины, либо углубленное ее изучение. От каких-то курсов можно вообще отказаться. Нынешний госстандарт это позволяет в 10–11 классах, когда обязательными являются только часть предметов (русский язык и иностранный, литература, математика, история, ОБЖ, физкультура, астрономия и один предмет естественно-научного направления на выбор).
Гибкость программы в старших классах нужна детям, которые еще не осознали свои интересы, а также тем, кто хочет чего-то необычного. Например, у направления «компьютерная лингвистика» нетипичный набор предметов, и вряд ли школа соберет целый профильный класс. Однако дети, которых интересует эта сфера, могут самостоятельно выбрать продвинутую математику, программирование, языки.
Как уже было сказано выше, система элективов (курсов по выбору) является одним из эффективных инструментов персонализации образования в средней и старшей школе. Однако сразу внедрить такую систему сложно с организационной точки зрения, поэтому в Москве пока в основном используют возможности дополнительного обучения. Дети и их родители сегодня могут выбирать среди всевозможных кружков и факультативов. Занятия можно найти практически под любой запрос, причем многие секции и клубы бесплатные. По нашим данным, около 80% московских детей посещают различные кружки, и с 2010 года их популярность выросла почти вдвое.
Конечно, факультативы решают только часть образовательных задач — ответственность детей за выбор ограничена, ведь дополнительные занятия, в отличие от элективов, в любой момент можно бросить. Но все же кружки позволяют развивать индивидуальные способности, поэтому было бы логично комбинировать оба направления.
Напоследок важно сказать еще об одном. Согласно прогнозам экспертов, более половины детей, рожденных в развитых странах мира в начале ХХI века, проживут более 100 лет. Думая уже сегодня об их обучении, важно при этом сохранить им детство. Ведь среди ученых пока нет четкой уверенности, что раннее интенсивное обучение принесет в будущем лучшие результаты.
Как учатся современные дети в России и что происходит с отечественной системой образования? Заменит ли дистанционное обучение офлайн? Отвечают учителя
Как учатся поколения Z и альфа?
За годы преподавания поняла, что детей больше привлекает практика. Поэтому стараюсь заинтересовать учеников, сделать так, чтобы появилась мотивация к дальнейшему обучению, ведь сейчас так много возможностей для развития. Это и образовательная среда в целом, и дополнительное образование. Важно с помощью интерактивных методов создать условия для познавательной активности. Если ученики не только осваивают материал урока, но и общаются и между собой, и с преподавателями, то впоследствии становятся деятельными, размышляющими, не боящимися спорить и отстаивать мнение, выдвигать гипотезы, делать выводы, экспериментировать. Стараюсь сделать процесс обучения более индивидуализированным, ищу возможности для проектной деятельности, профильного обучения, чтобы школьники могли самореализовываться. Существуют различные инструменты, позволяющие учителям сделать это. Но важно, чтобы их перечень расширялся.
Изменилась ли мотивация учеников в связи со всплеском онлайн-профессий?
О том, что существует какая-то ярко выраженная тенденция и изменение мотивации, говорить я бы не стала. Но то, что благодаря этому появилось больше возможностей приобрести знания, совершенно точно. С помощью сети интернет школьники и учителя могут участвовать во всероссийских и международных конкурсах, конференциях и олимпиадах. Возьмите любой класс, и вы встретите в нем и экстравертов с интровертами, и усидчивых и неусидчивых, и тех, кому легко работать в коллективе, а кому — одному. Это нормально. У каждого свои особенности, и задача учителей — организовать грамотный учебный процесс, понятный и удобный для всех.
Современные дети посещают школу, поступают в университет для родителей, для корочки, престижа?
Думаю, у каждого свои причины. Учиться нужно не ради оценок и похвалы от родителей, а для приобретения навыков, чтобы сформировать картину мира, воспринимать информацию, стать востребованным специалистом, делать осознанный выбор, разбираться во взаимосвязи явлений и процессов. Я стараюсь объяснить ребенку, который говорит, что не хочет учить физику и вообще физиком становиться не планирует, что знания помогут во многих бытовых вопросах.
Может ли дистанционное образование вытеснить классическое? И имеет ли дистант ряд преимуществ перед классикой?
Не думаю. Школа всегда держалась и держится на учителе, который стоит с мелом у доски, объясняет материал, спрашивает учеников, взаимодействует с ними (а то только объясняет и спрашивает). Мы никуда не уйдем от живого общения, человек — существо социальное. Поэтому школа в ее классическом понимании не исчезнет.
Онлайн-образование отлично дополняет очное, но заменителем не станет. Есть и у детей, и у взрослых, которые тоже проходят некоторое обучение онлайн, страхи, что материал не будет усвоен или понят. Зачастую они возникают из-за проблем с самоорганизацией, неумения преодолевать трудности и работать над ошибками даже при хорошей обратной связи с преподавателем. Если ребенок без посторонней помощи не учится и противится знаниям, то такой формат, конечно, окажется для него сложным.
Меняется ли роль учителя в последнее время? Требуются дополнительные навыки в работе с детьми?
Навыки, с которыми молодые педагоги приходят в школу, всегда нуждаются в «прокачке». Например, та же цифровизация. Но и до нее учителю всегда было куда расти. Он не конкурирует с цифровой системой образования, а становится интереснее как личность. Может быть, и хорошо, что учитель из транслятора знаний превращается в живого человека. Потому что школе сейчас как никогда нужен навигатор, а не транслятор.
Как учителя удерживают внимание учеников в эпоху быстрого потребления контента?
Используют понятные детям средства: заводят аккаунты в соцсетях, снимают ролики в TikTok, ведут каналы на платформе YouTube. Сами посудите: если учитель физкультуры запишет на видео, как правильно выполнять упражнения, и опубликует его в интернете, то меньше времени потратит на объяснение в спортзале и больше — на практические занятия. Это же замечательно!
При этом учитель должен сам постоянно развиваться. На своем опыте скажу, что важно не только подготовиться к определенному уроку, но и изучить современный аспект вопроса. Как, например, рассказывать о новейших процессорах на уроке информатики, если не следить за трендами, не смотреть обзоры, не интересоваться этой темой от и до?
Насколько живучим окажется тренд на soft skills? Можно ли приобрести гибкие навыки в школе?
Как мне кажется, это не тренд, это было всегда, просто никто не обозначал конкретным термином и не углублялся в важность составляющих. Сейчас во многих сферах решения, программные продукты, сервисы создаются командами из сотен людей. Поэтому интерес к soft skills возрос, многие стали систематизировать процессы.
Эти качества будут работать и окажутся эффективными тогда и только тогда, когда вы примените профессиональные умения. Если говорить о том, нужно ли учить этому и отдельно посвящать уроки, то не стоит. Времени на изучение образовательных программ и так не слишком много. Важно практиковать такие задания, которые смогут обучить soft skills: умению отстаивать точку зрения, критически оценивать информацию, работать в команде, строить коммуникацию и учитывать эмоциональное состояние собеседника.
Чем для вас удивительны современные школьники?
Открытостью. Часто замечаю это на уроках по вопросам информационной безопасности и цифровой грамотности, которые проводит «Лаборатория Касперского». Дети почти с рождения вращаются в соцсетях, для них нет ничего необычного в том, чтобы постоянно рассказывать что-то о себе и своих близких в интернет-пространстве. И нам важно научить ребят цифровой грамотности и сделать так, чтобы эта открытость не навредила им же самим.
Есть ли какие-то элементы, от которых вы бы отказались, поскольку они малоприменимы к новому поколению и времени?
После дистанта особенно стала ясна важность практикоориентированного целостного образования. Например, в восьмом классе в гимназии перешли в 2020 году к изучению биологии, физики и химии в рамках междисциплинарного практикума. Один день в неделю ученики занимаются только предметами естественно-научного цикла. Их работа начинается с установочной лекции преподавателя или сотрудника одного из университетов-партнеров, далее проводится практическая работа в малых группах и защита проекта. Такой формат дает теоретические основы предмета и формирует опыт командной работы и взаимообучения.
Также заметили, что дистант провоцирует к контрольным работам. Все время хочется замерить уровень, зафиксировать продвижение. Но это опасно, это подменяет учебу вечным экзаменом. Важно дать ученикам возможность освоить материал в своем привычном темпе.
Как мода на домашнее и семейное обучение влияет на систему образования?
Важно понимать, что далеко не у всех есть возможность дать своим детям домашнее образование. Нужен высокий уровень культуры и образования у родителей, педагогические навыки, желание организовывать и контролировать весь процесс. Школа же не только решает задачу освоения определенного знания, но и социализирует ученика. Причем процессы эти трудно разделить. Порой ребенок учится в сфере сверстников эффективнее, чем в одиночку. И семейное обучение должно искать и создавать специальные форматы для социализации, которые в школе присутствуют естественным образом.
Современная школа становится интегратором успешных образовательных практик, «экспертом», который соединяет многообразие способов получения образования: в школе, музее, театре, на практике, дома. Школа должна открыться миру, только тогда она останется конкурентоспособной.
Действительно ли эти методы эффективнее обучения в классе? Как изменилась роль учителя в этой связи, требуются ли дополнительные навыки?
Эффективность форматов домашнего обучения лично для меня под вопросом. Но важно понимать, что есть категории детей, для которых именно такие формы наиболее подходящие. Традиционно это ребята, испытывающие серьезные проблемы со здоровьем. Есть дети, которым в силу психологических особенностей трудно находиться в большом коллективе. А есть, наоборот, очень способные, готовые двигаться в собственном темпе, нацеленные на результат. Например, спортсмены и музыканты.
Конечно, учитель для таких детей, да и вообще для современных школьников, — это уже в меньшей степени тот, кто открывает учебник и зачитывает вслух параграф. А в большей степени — наставник, который проектирует образовательную среду, мотивирует, готов выстраивать персонализированные образовательные маршруты для каждого.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Больше не носитель знаний: чего хотят от школы современные дети и родители
Современное школьное образование вызывает много вопросов у общества. И не только из-за ЕГЭ и прочих образовательных реформ. Сегодня школа не всегда может дать ученику знания и навыки, необходимые ему в современном мире. В FM-Продакшн прошел «круглый стол», посвященный проблемам современного образования. Нашими гостями стали эксперты в области как традиционного образования, так и альтернативного, школьники и родители, дети которых в школу не ходят.
Учат не только в школе
У многодетной мамы Елены Степановой дети в школу не ходят. Для их обучения Елена выбрала систему Хоумскулер (семейную форму образования). По ее мнению, в традиционной школе убивают инициативу и желание идти вперед, требуя от ребенка «быть как все»: «Когда мы жили еще в Москве, попали в лучшую школу нашего района – русско-испанскую. Ребенок принес домой тетради и за неделю заполнил их все, потому что ему было интересно и не трудно. Ему сказали, что так делать не надо. Он сходил в музей и предложил сделать проект про Куликовскую битву, ему сказали — нет, ты еще не готов, сначала ты должен выучить, что такое рабочая гипотеза. Потом ему сказали, что он не должен решать задачи повышенной сложности, потому что их никто не решает, — рассказала Елена, — И мы ушли из школы. Сейчас получается, что у меня один ребенок ходил в школу, а второй в школе не учился. И я вижу последствия. После ухода из школы мы с сыном «расшколивались» целый год: он плакал из-за каждой ошибки, нуждался в одобрении. Дочери сейчас 8 лет. Она пишет сценарии, она многое умеет, всем интересуется. Она не боится отстаивать свою точку зрения. И еще один момент — время. Дети занимаются танцами, рисованием, судомодельным конструированием, борьбой. И если бы мы ходили в школу, то ничего бы этого не успевали.»
Учитель больше не является носителем знаний, соглашается учитель истории и обществознания лицея №121, педагог центра «Грани» Елена Никитенко: Есть интернет, из которого можно почерпнуть всю информацию. А потому у учителя иная роль: «У меня есть ученик, который лучше меня знает историю. Но учитель все-таки важен: только он может показать, что предмет интересен. И это должен быть именно учитель: не эффективный менеджер, в кого мы сейчас превращаемся, а эффективный мотиватор, который должен увлечь ребят. К сожалению, часто школа предлагает только формализм, скучные бумажки. Потому и родителям и ученикам хочется чего-то другого, более интересного, найти альтернативные формы образования и разыскать учителей, которые, пусть за дополнительные деньги, но будут по-настоящему учить детей.»
Ученики 10А класса МБОУ «Лицей №121» Ксения Горулева и Илья Воронов из тех детей, которые добывают научные знания за пределами школы. Ксения серьезно изучает психологию и занимается рисованием, а Илья самостоятельно начал изучать английский язык (в школе учил немецкий) Нужные знания находят на видеокурсах в интернете. Ребята говорят, что у них много друзей, которые также предпочитают обучаться отвлеченно от школы.
«Современное образование направлено на однозадачность, то есть предполагается, что человек будет нацелен только на одну специальность. На самом деле необходимо дать больший простор и больше возможности для сочетания различных сфер, так как сейчас на рынке профессий актуальны смежные области: например биология и математика, нейропсихология и другие знания», — говорит Ксения.
Илья уверен, что школа должна научить учеников спрашивать, спорить и аргументировать: «Современные дети быстрее находят информацию. А потому такая система уроков, как лекция, а потом вопросы, уже не работает. Я считаю, что школа должна учить детей спрашивать и думать. Нужно ввести культуру споров. Сейчас люди не умеют вести спор с достоинством, а сразу переходят на личности и оскорбления. Но только через диалог мы можем высказывать наши аргументы, смотреть, как они действуют на нашего собеседника, можем приходить к новым идеям и находить общее решение».
Не знать, а понимать
Директор 42-й гимназии Генриетта Татарникова не согласна с обвинениями в адрес школы. Альтернативные формы образования доступны каждому, в том числе и в школе, считает Генриетта Викторовна. Причем, учителя идут навстречу ребятам, выбравшим для себя такую форму: «Дети в 42-ой гимназии имеют возможность заниматься по индивидуальным образовательным программам, они могут посещать уроки тех преподавателей, которые они выбрали, и в то же время получать знания помимо школы — это очно-заочная форма образования. Есть семейная форма обучения детей до 9 класса, или самообразование в 10-м и 11-м классах. У нас двое ребятишек закончили 10-11-й классы за год. Педагоги давали консультации, потом приняли зачет», — рассказала Татарникова.
По ее словам, метапредметность, которой так славится европейское образование, в наших школах тоже набирает обороты. Это подразумевают и ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты).
И все же главное, по мнению директора школы, не знание предметов, а их понимание. Именно поэтому традиционное образование выигрывает перед альтернативными формами: «Иметь глубокие знания необходимо, чтобы анализировать и получать конкретные знания в той или иной области. Стать «шапкосшибателем» и забивать учителя фактами, которых начитался в интернете, очень легко. А вот анализировать понимать эти факты, знать, где их использовать, это то, чему мы учим в школе. Этому чаще всего сегодня учат учителя старшего поколения, которые много в свое время читали, думали над тем, что они прочитали, соединяли и анализировали эти факты. Это старое поколение и наиболее ценное.»
Такой же точки зрения придерживается и победитель конкурса «Учитель года Алтая-2018», преподаватель информатики барнаульской гимназии № 74 Иван Гребенкин: «Кроме предметных результатов, мы,учителя, формируем личностные результаты, пытаемся готовить людей, которые думают, решают. И мы также должны готовить их к тому, что придется постоянно переучиваться. Например, когда я вышел из института, все, что я учил, безнадежно устарело. Мы должны научить детей учиться и подстраивать свой опыт под современные реалии. И для этого есть много инструментов. Но в этом случае все решают кадры. Самое главное — это отношение учителя к тому, что он делает. Учитель должен быть крутым образовательным технологом, который смог бы мотивировать детей учиться.»
Кирпич разбивается на пазлы
Директор по развитию языкового центра «Тринити» Ольга Згордан считает, что современное школьное образование устарело: «Сегодня традиционное школьное образование можно сравнить с кирпичами, которые ты под себя никак переложить не можешь. А современному обществу нужны пазлы, которые подходят именно тебе. Я иногда сталкиваюсь с детьми, которые в школе на уроке информатике пишут алгоритмы и ждут, что в 9-ом классе их наконец впустят в компьютерный класс. Но сегодня уже все дети имеют гаджеты. И существует нативное обучение через гаджеты, есть адаптивное обучение, нелинейное, когда ты сам составляешь себе программу. Я понимаю, что школа сегодня может только подвести к этому. К сожалению, не все учителя сегодня могут за собой вести. Современные потребности дальнейшей профессиональной деятельности и то, что предлагает школа — это огромный разрыв. Даже лексика, которая сегодня преподносится детям в учебниках иностранного языка,- а я знаю все эти учебники — устарела. И чтобы чего-то добиться, надо учить намного дальше.»
В качестве альтернативного примера глубокого образования Згордан приводит «Университет 20.35», который умеет создавать «цифрового двойника» обучающегося: «Система полностью учитывает, что ты изучил, что ты прошел, чтобы не было такой поверхностной темы. Тебе подсказывает, что ты должен изучить еще по этой теме и почему. В школах пока мы этого сделать не можем».
Руководитель рекрутингового агентства «DELO» Наталья Соколова подтверждает, что сегодня рынок труда выдвигает иные требования к специалистам, чем 10 лет назад. В первую очередь они должны быть «подкованы» в разных отраслях: «Рынок труда сегодня — это рынок талантов. И Ксения права, говоря о необходимости получить знания в разных отраслях. Сегодня надо сочетать в себе большое количество разных знаний, которые, казалось бы, не связаны между собой. Школа не много этому учит. И если раньше опасались людей, которые успели поработать в разных сферах, то сегодня они приветствуются. Раньше со страхом относились к людям, которые начинали свое дело, сейчас работодатель говорит «дайте мне человека с опытом предпринимательства, неважно какой у него был результат — но он будет понимать, чего от него хотят». Бизнесу сегодня выгодно оптимизировать все возможные ресурсы. Чтобы в человеке сложилось много всего: менеджер, маркетолог, тут же пиарщик, хороший коммуникатор и так далее. И проявлять себя надо как можно раньше.»
Спор про ФГОС
С тем, что подход к образованию меняется, не спорит и начальник отдела общего образования Министерства образования и науки Алтайского края Ирина Дроздова: «Да, раньше все воспринималось так: выучился, пришел работать, и по этой специальности работаешь всю жизнь. Сегодня человек должен быть готов к тому, что он несколько раз поменяет работу. И все же школа ориентирована на среднестатистического ученика. Введение ФГОС и альтернативных форм образования дают возможность развиваться каждому ребенку. Каждый ребенок талантлив, если только появится педагог, который увидит этого ребенка и раскроет его талант.
У нас в Родинском районе есть небольшое село, там всего 60 человек. Но в селе есть талантливейший педагог-музыкант, он не сотрудник этой школы, но у него все дети из этой школы играют на каких-то инструментах. Они то в Германию, то в Австрию, то еще куда-то выезжают с концертами. Одни дети выпускаются, а он других берет — и они такие же талантливые!
Вот на это сегодня нацелены ФГОС, которые предусматривают занятия с детьми в рамках внеурочной деятельности. Да, он это предполагает, но пока нет тех, кто бы в школе смог организовать такие занятия. Педагоги к этому не готовы. Но с другой стороны педагоги и не могут быть семи пядей во лбу. Все же это должна быть работа в совокупности, с подключением других институтов — спорта, культуры. ФГОС предполагают и нелинейное расписание. Но сегодня мало это ввести, это надо готовить.»
Разговор сводится к индивидуализации обучения, считает Иван Гребенкин. Однако, насколько это необходимо средней образовательной школе — это, по его мнению, еще вопрос: «Когда я учился, было то же самое. Я в школе хотел программировать, но учитель не мог мне этого дать. И я сам это изучал, ну и что? Школа позволила мне сформировать мировоззрение. Не все дети понимают, что они хотят. Не все высокомотивированные, чтобы изучать то, что хотят. И если мы этих детей ничему учить не будет, то что получится тогда? С другой стороны есть дети, в которых учителя видят какие-то задатки, мы можем их сориентировать. Именно это позволяет ФГОС, который вводит системно-деятельный подход и нативное обучение».
По словам Елены Никитенко, тот самый «системно-деятельный подход к обучению», который сейчас пропагандируют ФГОС, талантливые педагоги осуществляли и раньше. А вот сейчас далеко не все учителя понимают, что прячется за этим выражением: «ФГОСы хороши для тех, кто хорошо понимает их структуру, кто уже подготовлен. Я была на открытом уроке по ФГОСам, его вела учитель, которая мне очень нравится и, на мой взгляд, очень умная. Но. как такового, урока я не увидела. Детей посадили по группам и сказали: «А сейчас каждая группа должна выбрать лидеров. Лидер — это тот, человек, который сейчас подойдет ко мне и получит инструкцию». «Лидеры» подошли, инструкцию получили и стали писать по ним весь урок. Потом их попросили заполнить розовые и голубые бумажки. А после этого им сказали: » На этих маленьких бумажках еще нарисуйте смайл». По итогам урока учитель сказала «Я выполнила урок по ФГОСам, которые требуют деятельного подхода». Я хочу сказать, что когда есть правила и регламенты, прописанные сверху, и которые не идут от моей души и сердца, то происходит формализм.»
Почему дети стали меньше знать
Ирина Дроздова просит не забывать, что помимо детей, которые постигают науки самостоятельно, в школе есть и другие дети — с ОВЗ (с ограниченными возможностями здоровья), либо не успевающие. «В прошлом году у нас в крае экзамен по математике в 9-ом классе с первого раза не сдали более шести тысяч человек! Хотя, кажется, все элементарно, но дети это решить не могут. Поэтому школа направлена на среднестатистического ученика. Все желающие имеют право выбрать альтернативные формы: очно-заочные, семейное образование, самообразование, частные школы.»
Родители против
Любопытно, что, в свою очередь, родители задаются вопросом, почему школа культивирует несамостоятельность в детях, в результате чего они не могут справиться с заданиями.