экспонат номер чему учит

«Экспонат номер» Васильев, главная мысль, чему учит рассказ «Экспонат №»?

Главная мысль рассказа Васильева «Экспонат номер» какая?

Чему учит рассказ «Экспонат номер» Бориса Васильева?

экспонат номер чему учит. Смотреть фото экспонат номер чему учит. Смотреть картинку экспонат номер чему учит. Картинка про экспонат номер чему учит. Фото экспонат номер чему учит

Рассказ можно даже считать небольшой повестью: он охватывает временной промежуток от начала войны до 80-х годов.

И все это время Анна Федотовна, главная героиня, живет воспоминаниями о погибшем в октябре 41-го сыне Игоре.

Он защищал Москву, и мать успела получить от него одно письмо, а еще одно от боевого друга, который сообщал ей о смерти Игоря. Мать перечитывала эти письма каждый день, они истрепались, и она убрала их в шкатулку. А сама читала уже копии.

И вот пионеры пришли и стали даже не просить, а требовать письма для школьного музея. Они искренне считали, что больше эти письма никому не нужны, ведь старушке осталось жить недолго. А они должны отчитаться, выполнить пионерское поручение.

Анна Федотовна ослепла со временем, и школьники после ее отказа отдать письма просто украли их из шкатулки.

Анна Федотовна умерла, потеряв последнюю память от сына. А письма в музее не выложили: экспонатов набралось слишком много, и их просто убрали в ящик.

Главная мысль рассказа заключается в том, что если хорошее дело превратить в обязанность «для галочки», никому от этого пользы не будет, а только вред. Автор хочет напомнить своим рассказом о человечности, умении понимать других людей, которое дано, к сожалению, не всем людям.

Хорошо, что Анна Федотовна жила хоть и без родных людей, но ее сосед по квартире, тоже воевавший и знавший Игоря, стал ей почти сыном, и его жена, дети и внучка тоже стали близкими, они относились к Анне Федотовне как к родной.

Разные люди есть в жизни, и душевные, и черствые. И совершая какие-то поступки, нужно всегда думать, проникнуты ли они добротой, душевностью, пониманием другого человека, чтобы ему было хорошо общаться с тобой.

Источник

«О чем заставил меня задуматься рассказ Б. Васильева “Экспонат № …”

В рассказе Б. Л. Васильева «Экспонат №» фигурирует война, которая стала главной темой в творчестве писателя. Произведение несёт в себе глубокий смысл, я считаю, что его следует прочитать.

Ключевым моментом рассказа является его конец, он воспринимается тяжело и с огромной обидой за Анну Федотовну. Я до последнего момента надеялась, что дети всё-таки не решатся на подлость по отношению к несчастной старушке. Я думаю, что инициатором такого поступка (кража писем, которые Анна Федотовна получала от сына) была именно «большая девочка», которая позволяла себе разговаривать с Анной Федотовной в грубом тоне.

Мне кажется, что эта девочка слишком рано «повзрослела». Потому что ребёнок не может быть настолько циничным и посметь забрать у Анны Федотовны единственную память о сыне.

Я считаю, что письма, которые женщина бережно и трепетно хранила, просила свою внучку перечитывать ей только копии, были частью её души. Потому что они были памятью о её сыне, а для любой матери ребёнок и семья – это самое ценное в жизни. Очень тяжело было читать предложения №51-53, в которых описаны чувства Анны Федотовны. Ей казалось, что «ослепла и оглохла не только она сама, но и её душа».

Мне жаль её. И было жаль с самого начала рассказа. Она потеряла сына, потеряла зрение, потеряла письма, вместе с которыми потерялась и часть души женщины.

Я считаю, что дети поступили отвратительно. Никакой музей не стоит страданий женщины, а тем более матери, потерявшей своего ребёнка.

Источник

Смысл рассказа «Экспонат №…» Васильева Б.Л

Писатель Васильев Борис Львович известен не только как создатель повести «А зори здесь тихие…». В его списках значится и множество других произведений, достойных вашего внимания, одно из которых «Экспонат №…». Ироничное и, одновременно, трогательное, ёмко отображающее равнодушие и бессердечие человека, желающего получить для себя определённые привилегии, несмотря даже на то, что его поступки могли сильно ранить чью-то душу. Причём привилегии могут быть самыми разными, начиная крупной денежной суммой, заканчивая обычной похвалой.

Вопросы совести редко останавливают нас, когда дело касается чего-то лично важного. При этом в таких спорных вопросах морали и нравственности трудно найти концы. Трудно понять кто прав, кто виноват, ведь даже за самой красивой ширмой благости и добра могут скрываться причинённые кому-либо боль и страдания. И боль, причинённая лишь одному человеку, невыносима тем, что чувства одного сложно донести до остальных. Печаль, хранимая одиночкой, так и живёт, умирая вместе с ним.

В рассказе «Экспонат №…» речь ведётся о школьниках, укравших у пожилой женщины Анны Федотовны последнее воспоминание о её сыне — письмо с фронта, ради того, чтобы сдать его в школьный музей в качестве экспоната и получить долгожданную похвалу.

Игорь — сын Анны, худой и воспитанный паренёк, что ушёл воевать, будучи совсем молодым, и погиб почти сразу же. Увы, многих необученных новобранцев, которых отправляли на фронт, не успев толком обучить, ждала подобная участь.

Началось всё с того, что молодёжь пришла к матери Игоря, убеждая её в том, что письмо ей скоро не понадобится, ведь она старая женщина, которая и так скоро умрёт. Почему бы не пожертвовать его в школьный музей? Им нужно выполнить план. Анна, удивляясь их наглости, отказалась от предложения и прогнала настырных детей.

Однако уже вечером выяснилось, что письма нет. Пионеры, приходившие сегодня, их украли. После пропажи письма та последняя нить, что соединяла женщину со своим сыном, оборвалась. Последнее воспоминание о родном человеке, которого больше никогда не будет, бесследно исчезло. Письмо, служившее символом того, что он до сих пор с ней, что он рядом, несмотря на смерть…его нет.

Мать, что всю жизнь хранила его, в одночасье потеряла, потеряла из-за школьников, которые хотели блеснуть, выполнив данное им задание. Да, теперь они получат по заслугам. Их похвалят за хорошо проделанную работу, и никто никогда уже не узнает о том, что произошло на самом деле. Всё ведь хорошо, не правда ли?

Интересная ситуация, где добро и зло будто бы сплелись в один узел, и отделить одно от другого уже невозможно. Казалось бы, пионеры забрали письмо, совершенно не желая старушке ничего плохого. Что могли знать дети о жизни женщины? Всё тяготы, испытания, страдания, перенесённые ей — всё это скрыто и похоронено в её душе, разбираться в которой никому не надо. Да и зачем им вдаваться в эти подробности? Достаточно всего лишь знать, что нужно лично им, и что есть человек, у которого можно взять это нужное.

Но в этом и заключается проблема непонимания и равнодушного отношения, по вине которого беды не случаются по чьему-либо желанию. Всё неприятности по вине равнодушия случаются сами по себе, абсолютно не запланировано, зато случаются внезапно и имеют действительно тяжёлые последствия. Вопрос о том, что чувствовали они, воруя письмо, и предположили ли они, что своим поступком могли нанести неисправимый вред матери хозяина письма.

Узнав о том, что письмо пропало, Анна Федотовна чувствует, что потеряла смысл жизни, а рана, которая была получена ею когда-то при потере сына, снова открылась. Из-за полного отсутствия сил, открылась с двойной силой, и теперь она видит свой конец. В итоге женщина умирает. Умирает со слезами на глазах, от пустоты в души, от боли в сердце.

Даже не стоит надеяться на то, что подобные явления когда-либо прекратятся. Они были, есть и будут всегда, пока существуют несколько сторон со своими интересами и потребностями. Осуждать можно бесконечно долго и это будет справедливо, но за осуждением никогда не стоит забывать о собственном морально-нравственном климате. Возможно, и мы когда-то сделали нечто такое, что принесло огорчение, печаль либо безутешное горе в жизнь другого человека.

Источник

Анализ произведения Экспонат номер Васильева

Рассказ Васильева предлагает историю одинокой женщины, которая всю жизнь читала фронтовое письмо сына. Благодаря этому она хранила память о нем, продолжала жить.

Автор зарождает довольно мощные эмоции, особенно в кульминации, где перестает «звучать письмо» и «говорит похоронка» эта картина ясно понимается и ощущается, хотя, по сути, речь о нематериальных субстанциях и пространстве сознания.

Также меня особенно впечатлило понимание ребенка как буквально собственной части. Безусловно, главная героиня, утратив молодого сына, становится в каком-то смысле калекой, без важной части своего тела.

Эта мысль вполне соответствует содержанию, ведь письмо тут выступает и как своеобразный протез или искусственный орган, который ставят человеку, но также и порождает нечто наподобие фантомных болей. Например, она сначала протестует против замужества Риммы, при этом данный факт как таковой не затрагивает ее лично и ее дальнейшую судьбу. Таким образом, автор создает ясное понимание неразрывной связи родства, дает возможность увидеть эту боль утраты, понять фактически обнаженное страдание как таковое.

Тем не менее, на мой взгляд, все эти детали, также как описание биографии главной героини, истории коммунальной квартиры, являются второстепенными. Мне кажется, все-таки именно кульминация является основным в этом рассказе и не только в связи с эмоциональным накалом, некоторой оригинальностью сюжетного хода и, по сути, шокирующим содержанием. Наверное, речь совсем не о том, чтобы дать сильные эмоции или чувство негодования, все эти переживания появляются как побочный эффект.

В действительности Васильев, как мне кажется, хотел изобразить нечто действительно омерзительное и глупое, своеобразную противоположность чему-то действительно ценному и, возможно, даже святому. Кстати говоря, ведь чтение письма действительно стало своеобразной религией для героини. Здесь могут быть разные воззрения с точки зрения традиционной веры и устоев, но разве для матери не являются главной религией ее дети, разве не за этим появляются матери на свет?

То есть мне хочется сказать, что, действительно, мы можем рассмотреть поведение этой женщины и как неподобающее с точки зрения классической религии или просто как глупую привязанность и есть куча разных доводов, чтобы опорочить такой уклад. Но ведь ее жизнь на самом деле была наполнена попыткой сохранить нечто действительно святое и ценное и каким бы субъективным оно не было, на самом деле такая святость и есть самая настоящая. В свою очередь пионеры, которые украли письмо и в частности девочка, которая больше всех обижала героиню, представляют собой как бы ужасающую силу глупости, людей без ценностей и содержания.

Какая у них цель? Партия (пионерская ячейка) сказала нужно сделать так-то и в этом содержание души таких людей. Возможно, конечно, не следует говорить так категорично и для них есть тоже что-то святое, возможно они просто глупы и не понимают своих действий, но, так или иначе, они стали проводниками той силы отврательности и мерзости, которая разрушает в этом мире нечто настоящее.

На мой взгляд, автор хотел указать именно на наличие подобных людей и сил, тенденций, если угодно. И дело здесь даже не в судьбе отдельной героини, но в наличии подобной возможности как таковой, возможности такого пренебрежительного отношению к другому человеку, к миру других людей. После прочтения понимаешь, что хрупок человек, подобно крыльям бабочки, как трагична порой его судьба и дело достойного – следить за собой, пытаться для всех и повсюду уберечь эти крылья.

Источник

Краткое содержание «Экспонат №»

Всего получено оценок: 670.

О произведении

Рассказ «Экспонат №…» Бориса Васильева был написан в 1987 году. Это драматическое произведение повествует о тяжёлой утрате обычной советской женщины, сын которой не вернулся с фронта. Мать перечитывает письма от сына каждый вечер до тех пор, пока пионеры не забирают их без спроса для школьного музея.

В произведении поднимаются темы исторической памяти и детской жестокости.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Экспонат номер…» на нашем сайте. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 7 классе.

экспонат номер чему учит. Смотреть фото экспонат номер чему учит. Смотреть картинку экспонат номер чему учит. Картинка про экспонат номер чему учит. Фото экспонат номер чему учит

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Анна Федотовна взяла за привычку каждый вечер перед сном читать письма от Игорька и сержанта Переплетчикова. Бумага уже совсем истрепалась, и женщина сделала копии, которые хранились в папке на тумбочке. Оригиналы же она спрятала в шкатулку, где хранились вещи погибшего сына.

Шло время, жители коммуналки менялись, и только жильцы двух комнат никуда не выезжали – это были Владимир с Риммой и детьми и Анна Федотовна. К началу 60-х семье удалось заполучить в свое владение всю пятикомнатную квартиру. Анна Федотовна, которую они искренне считали «своей», осталась жить вместе с ними. Будучи на пенсии, она помогала по хозяйству, приглядывала за детьми, но каждый вечер неизменно читала заветные письма, которые наполняли ее одинокую комнатку голосами из далекого сорок первого года.

В 1968 году, к юбилею Победы, по телевизору стали показывать художественные и документальные фильмы, приуроченные к этому событию. Анна Федотовна никогда их не смотрела. Лишь однажды она мельком взглянула на экран, где в одной из хроник заметила гибкую мальчишескую спину Игорька. С тех пор она целыми днями сидела у телевизора, надеясь еще раз увидеть сына. Это не прошло для женщины бесследно – зрение ее настолько ухудшилось, что даже в очках она могла с трудом ходить, о чтении же не могло быть и речи.

экспонат номер чему учит. Смотреть фото экспонат номер чему учит. Смотреть картинку экспонат номер чему учит. Картинка про экспонат номер чему учит. Фото экспонат номер чему учит

Заключение

Рассказ Васильева учит тому, что самым важным качеством является человечность, умение сочувствовать и сопереживать ближнему, дарить любовь и добро.

После ознакомления с кратким пересказом «Экспонат номер» рекомендуем прочитать рассказ в полной версии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *