в чем неправы друзья иова
Толкование книги Иова: ошибка друзей и праведность Бога
Я понимаю, что вся Библия является богодухновенной книгой, но каково правильное толкование книги Иова? Я знаю, что иногда плохие вещи происходят с хорошими людьми. На протяжении всей книги друзья пытаются поддержать Иова, но в конце оказывается, что все они были неправы. В чём была неправда друзей Иова и в чем их ошибка?
Ведь часто слова «бесполезных врачей» (Иов 13) и «жалких утешителей» (Иов 16) кажутся мне довольно мудрыми и духовными. Очевидно, Бог не считает, что их речи достойны одобрения (Иов 42:7). Подскажите мне, как правильно относиться к этой в высшей степени необычной книге в Библии? Можно ли относиться к этой книге, как к «Слову Бога»? Какие выводы мы можем сделать из этой книги?
Толкование книги Иова
Вы задали очень хороший вопрос. Многие из нас не задумываются о том, как на практике применять библейские книги. Мой любимый пример подобных вещей находится в Евангелии от Иоанна 9:31:
«Мы знаем, что Бог не прислушивается к грешникам, а только к тем, кто предан Ему и исполняет Его волю». (Евангелие от Иоанна 9:31)
Здесь человек делает заявление, которое кто-то может использовать как доктрину, хотя ясно, что это не так. Прислушивается ли Бог к грешникам? Это другой вопрос, но факт в том, что мы не можем основывать доктрину на этой цитате из Библии. Почему тогда подобное заявление находится в Евангелии от Иоанна? Ответ простой – это просто слова человека.
Теперь про толкование книги Иова. Подобная вещь, только в большем масштабе, находится в книге Иова. Там просто записано то, что говорили люди. Читателям книги Иова необходимо держать всю картину в голове. Кто прав из всех этих участников диалога? Ответ в том, что до конца никто из них не оказался прав. Несколько лет я думал над этим. Сначала я думал, что Елифаз был прав. Я долго не видел, в чем его ошибка. Затем я думал, что Иов был прав. Хотя он и выглядит гордо, заявляя о своей праведности перед Богом, но ведь Бог поддержал его в конце. Иов много раз оправдывает себя, не полагаясь на Бога. Иов говорит несколько правильных вещей, но его слова не без греха.
Наконец, после нескольких лет, я начал думать, что Елиуй был прав. И снова, хотя он может и выглядел лучше, в конце мы не можем сделать такого вывода. Наконец, я понял, что прав во всей этой истории только Сам Бог. Итак, мы должны относиться к этой истории в книге Иова, как к драме, с человеческими рассуждениями о природе страданий. Много говорят люди и мало Бог. Но это то, что находится в этой книге. По этой причине нам надо с осторожностью использовать слова всех людей в книге Иова, прежде чем на их словах строить картину о Боге. Особое внимание надо обратить на те места, где говорит сам Бог – на начало и конец книги.
Подводя итоги, скажу, что в Библии есть бесчисленное множество мест, где говорят люди. Так что нам не надо относиться к их словам и толковать их, как к «Слову Бога». Все исторические книги Библии наполнены подобными примерами. Во всех этих случаях, когда говорят люди, нам надо понимать, что это не Бог говорит напрямую нам. Я желаю вам успехов, учитесь отделять слова Бога от слов людей в Библии.
В нижеприведенном отрывке может показаться, что все слова, сказанные Иовом, верны. Я бы так не сказал. Бог в общем поддержал Иова, противопоставляя его друзьям. Тем не менее я не могу сказать, что каждое слово Иова это «Слово Бога».
«Господь, закончив говорить с Иовом, говорил с Елифазом из Тимана. Господь сказал Елифазу: «Я рассержен на тебя и твоих двух друзей, потому что ты ничего не сказал правильного обо Мне. Но Иов мой слуга, он сказал обо Мне верно«. (Иов 42:7)
В чем ошибка друзей Иова?
В чем же была неправда друзей Иова? В книге Иова много действующих лиц. Хотя она и богодухновенна, это не означает, что слова каждого её персонажа безупречны! Посмотрите на героев книги:
Я очень советую вам прочесть книгу Гордона Фи и Дугласа Стюарта «Как читать Библию и видеть всю её ценность». Авторы прекрасно описали, как нужно читать книги мудрости (книга Иова как раз относится к этому литературному жанру).
Господь, закончив говорить с Иовом, говорил с Елифазом из Тимана. Господь сказал Елифазу: «Я рассержен на тебя и твоих двух друзей, потому что ты ничего не сказал правильного обо Мне. Но Иов — мой слуга, он сказал обо Мне верно.
Так что Елифаз из Тимана, Билдад из Шуа и Зафар из Наама подчинились Господу. И Господь услышал молитву Иова. Иов молился за своих друзей, и Бог его снова сделал удачливым и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. (Иов 42:7-10)
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Ошибки друзей Иова
(из конспекта проповеди, ряд мыслей взят из книги Тимура Расулова «Поклонение во тьме»)
Из последней главы книги Иова мы знаем, что Бог разгневался на друзей Иова за то, что они говорили о Нем «не так верно», как Иов (Иов.42:7). Так как речи друзей Иова занимает так много места и в этой книге, и вообще в Ветхом Завете, а также в связи с такой оценкой Бога для нас важно поразмышлять об этом.
1. Источники знаний друзей Иова
Перед тем, как говорить об ошибках друзей Иова, давайте обратим внимание на то, откуда они знали то, что знали. На чем основывались их взгляды.
Нельзя сказать, что какой-то из этих способов познания ущербный. Записанного Слова Божьего тогда еще не было. И я думаю, что Иов использовал все три способа познания. У него было личное, непосредственное общение с Богом: «я не отвергся изречений Святаго» (Иов.6:10), «когда светильник Его светил над головою моею, и я при свете Его ходил среди тьмы» (Иов.29:3). Безусловно он уважал опыт прошлых поколений. И конечно же, он размышлял, почти вся эта книга описывает мучительный поиск им ответов.
В чем же отличие Иова от друзей в этом вопросе? Думаю, основное отличие в том, что взгляды Иова не были зацементированными. Когда он столкнулся с вопросом, который его прошлое богословие не позволяло объяснить, он не сделал умный вид, не пошел на искусственное соединение нескольких прошлых известных ему мыслей, он начал задавать вопросы. Ближним и Богу.
Его друзья Богу вопросов не задавали. Им было все понятно. Как оказалось в конце книги, понимания их были неверны. И теперь я предлагаю поразмышлять о том, что именно они понимали неправильно.
2. Неправильные представления друзей Иова
А. Неправильное представление о Боге
Прежде всего, у них было неправильное представление о самом Боге. Именно за то, как они говорили о Нем, Он и разгневался на них. Ложные представления о мире и человеке берут начало в ложных представлениях о Боге.
Друзья Иова представляли Бога неэмоциональным и равнодушным к Своему творению: «Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен?» (Иов.22:3).
Разве Богу все равно, как мы себя ведем, праведны мы или грешны? Вот ветхозаветные тексты (мы ведь говорим о людях, живших в очень древние времена), говорящие о том, что Богу прискорбно, когда человек отпадает от Него, и Ему приятно, когда человек ведет себя правильно:
• «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт.6:5-6)
• «И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание» (Быт.8:20-21)
Бог, в Которого мы верим, страстно любит человека, до ревности.
Б. Неправильное представление о мире
Теперь посмотрим на то, как друзья Иова представляли себе мир и законы, которыми мир управляется. И мы увидим, что они представляли себе мир очень упрощенно и схематично. По их мнению, во всех событиях действуют жесткие причинно-следственные связи: все грешники еще при жизни получают заслуженное наказание, а все праведники при жизни наслаждаются заслуженными благословениями:
• «Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его» (Иов.4:8)
• «Еще он в свежести своей и не срезан, а прежде всякой травы засыхает. Таковы пути всех забывающих Бога, и надежда лицемера погибнет» (Иов.8:12-13)
• «Он пошлет на него ярость гнева Своего и одождит на него болезни в плоти его» (Иов.20:23)
• «Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его. Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем!» (Иов.20:28-29)
Понятное дело, говоря о нечестивце и беззаконнике, который пожинает то, что посеял, они подразумевали Иова.
Создается впечатление, что эти люди пришли из какого-то другого мира, где злу нет места. Или где зло наказывается и искореняется мгновенно. Они описывают несуществующий порядок. Мы с вами знаем реальность, и она не такова. Наш мир устроен не так, как это представлялось трем друзьям:
• «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло» (Ек. 8:11)
• «Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем» (Ек. 7:15)
• «Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. » (Ек. 8:14)
Вот в таком несправедливом мире жил, например, Соломон. В таком мире живем и мы с вами, таким его видел и Иов. Поэтому он обличил их, когда послушал их советы. И рассказал им о другом мире — мире, в котором живет он сам. Причем, говоря об этом, Иов верно указал на то, что за таким положением вещей стоит Бог.
Друзья Иова упростили и идеализировали мир и порядки в нем. Их богословие было лубочным и наивным. Наверняка каждый день рядом с ними происходили события, которые не вписывались в их шаблонную богословскую схему, но они закрывали на это глаза либо объясняли происходящее казуистически. Фактически они жили в придуманном мире (Иов.6:25-27, об этом еще дальше).
В этом причина провала их душепопечения, поэтому они не могли дать Иову нужного ему утешения или советов. Ограниченное или искаженное богословие ограничивает возможности душепопечения.
В. Неправильное представление об Иове
Третья ошибка друзей Иова вытекает из первых двух. Если в мире действует непреложный закон сеяния и жатвы, и проблемы всегда являются следствием грехов, то вот мы видим, что у Иова огромные проблемы, а это значит, что он сделал тяжелые грехи. И его дети тоже. Бог назвал Иова праведником, а вот как называли его друзья-утешители:
• «Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых» (15:5)
• «Верно, злоба твоя велика, и беззакониям твоим нет конца. Верно, ты брал залоги от братьев твоих ни за что и с полунагих снимал одежду. Утомленному жаждою не подавал воды напиться и голодному отказывал в хлебе; а человеку сильному ты давал землю, и сановитый селился на ней. Вдов ты отсылал ни с чем и сирот оставлял с пустыми руками. За то вокруг тебя петли, и возмутил тебя неожиданный ужас» (22:4-10)
• «Если сыновья твои согрешили пред Ним, то Он и предал их в руку беззакония их» (8:4)
• «Тебе вдвое больше следовало бы понести! Итак, знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению» (Иов.11:5-6)
3. Одна из причин ошибок друзей Иова – страх
Что подтолкнуло друзей Иова размышлять таким образом? Как ни странно, страх. Об этом говорит Иов: «Увидели страшное и испугались» (6:21). Что страшное они увидели? Иова – праведника, с которым случилось невообразимое. А чего они испугались? Того, что они праведники и такое может случиться и с ними.
Им стало страшно жить в мире, в котором с праведником может случиться страшное. Они испугались встречи с непредсказуемым и неуправляемым Богом. И они возвратились в придуманный их отцами мир, в котором им было хорошо и уютно.
В трагедии Иова они увидели угрозу своей вере. Если признать, что Иов ничего достойного наказания не сделал, то им придется пересматривать свои взгляды и признавать, что мир устроен совсем не так, как они ожидали, и что Бог не таков, как они Его себе представляли.
На это они не были готовы и не были согласны.
4. У друзей Иова было одностороннее, неуравновешенное, ограниченное богословие
Здесь важно отметить, что далеко не все взгляды друзей Иова были неверными. Наоборот, они сказали много верного и точного.
• То что Бог свят и справедлив – это истина. Но это не вся истина, Бог еще милостив.
• То, что в мире действует закон сеяния и жатвы – это истина, но это тоже не вся истина, и мы не всегда жнем то, что сеяли. Все ли благословения, полученные нами – это строго пропорциональные результаты сделанных нами же посевов? Конечно нет.
Из истории друзей Иова мы можем взять для себя урок о том, как опасно понимать истину ограниченно, перекошенно, делая акцент на одном учении и пренебрегая или закрывая глаза на другие библейские учения.
Поэтому Иов отвечал своим оппонентам: «Как сильны слова правды! Но что доказывают обличения ваши? Вы придумываете речи для обличения? На ветер пускаете слова ваши. Вы нападаете на сироту и роете яму другу вашему» (Иов.6:25-27).
Как опасно «придумывать» объяснения, не основанные на Писании и на истине! Бог на них за это разгневался. Когда мы чего-то не знаем, то лучше будет сказать «я не знаю», а не придумывать что-то, пусть и внешне логичное. Вот несколько текстов о том, как учил апостол Павел:
• «не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину» (2Кор.4:2)
• «мы не повреждаем слова Божия, как многие» (2Кор.2:17)
• «я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Дн.20:27)
Мне нравится такой образ: подушка состоит из многих перьев. И она подушка тогда, когда перьев в ней много. Если положить себе под щеку одно или два или даже пять перьев и лечь спать, то эти отдельные перья будут нас колоть, а мягко нам на них не будет.
Отдельные заповеди Божьи очень важны, но Бог дал нам Свое Слово, Свою истину в совокупности, в сочетании множества важных истин. И нам надо изучать и применять эти истины именно в совокупности, размышляя о каждой из них и соотнося их друг с другом.
В чем вина друзей Иова?
Как трудно приступать к написанию этого эссе… Вот уж столько времени прошло и надо бы начать, но эпохальная картина притчи об «Иове Многострадальном» давит тяжестью своих смыслов.
Впрочем, это осмысление началось давно, сорок пять лет назад, — тогда, в больничной палате, сердце сжимало холодными клещами. И пришлось прекратить чтение этого трагического повествования, ибо оно никак не способствовало выздоровлению, но лишь усугубляло психологическую тяжесть.
Однако, как оказалось, отложить удалось лишь до времени, ибо вопросы, заложенные в нем, снова и снова всплывали. Они требовали понимания в каждом новом поколении, в каждом человеке, если он понимает свою жизнь не как случайно «вброшенную в здесь» (по выражению Николая Бердяева), но как часть осмысленного творения Творца.
Итак, Книга Иова как часть Библии – это, конечно же, притча, а не описание истории человека, когда-то жившего в таинственной земле Уц. Ее написание остается загадкой до сих пор – равно как и ее авторство. В иудаизме предполагается, что написал ее чуть ли сам Моше-рабейну (Моисей), и тогда получается, что эпос был создан лет за пятьсот до Гомера.
С авторством Моисея вопрос остается открытым и вряд ли когда-нибудь закроется. Тем не менее, при утверждении канона книг ТаНаХа – того, что в христианском мире именуется «Ветхим Заветом» – ученые еврейские мужи сочли нужным ввести в этот свод и «Иова». Хотя прямых намеков на иудаизм в этой 42-х главой книге нет (впрочем, главы эти весьма короткие), ощущается только моментами тонкое влияние оного.
Если знать, насколько скрупулезно и строго этот канон утверждался, то возникает справедливое недоумение: как этот свиток вообще туда попал? Неужели только потому, что там на каждой странице подразумевается присутствие Невидимого Бога? С нами не советовались, поэтому мы оставляем множество вопросов за скобками и попробуем приблизиться к одной из главных тем.
Но не обойтись без изложения – весьма краткого – самой фабулы этой книги.
Некий человек по имени Иов был весьма богатым шейхом (Восток, все ж таки), у него была семья со множеством детей, но главное его достоинство состояло в его непорочности, справедливости, богобоязненности и удаленности от зла (по тексту).
И мир был весьма хорош, и на Иова как на некий образец совершенства (если на земле можно вообразить такое) Господь указал сатане. Но на то он и сатана (в еврейской традиции – Сатан, Противящийся), чтобы во всем вбивать свой клин раздора:
Разве даром богобоязнен Иов. Простри руку Твою и коснись всего, что у него есть, – благословит ли он Тебя?»
Господь принимает вызов, и дальше разворачивается душераздирающая трагедия, в которой погибают бесчисленные стада как источник несметного богатства, погибают и дети Иова. ВСЕ дети! Но Иов нашел в себе силы духа ответить на это:
«Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь [туда, куда назначено мне – еврейский перевод]. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»
«Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»
Прослышав о бедствиях, постигших Иова, издалека приходят к нему трое друзей, надо полагать, того же социального статуса, тоже шейхи. В скорби все равны, и они «возвысили голос свой [т. е. подняли вопль – А.Б.] и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою и бросали пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико». Приличия, соответствующие ситуации, соблюдены; явлены не показное сочувствие и тактичность в высшей мере, а «шива» – семидневный траур в полном молчании, который говорит сам за себя.
Закончились первые две главы как пролог к дальнейшему повествованию. А дальше – длинная череда горестных сетований многострадального Иова, перемешивающаяся поочередно со словами сочувствия друзей и их разумными рассуждениями о возможных причинах такого страшного бедствия.
Но вот, наконец, и концовка, когда Господь напрямую, а не иносказательно, говорит одному из них:
«Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов».
И тут мы подошли к основной теме наших размышлений: в чем вина друзей Иова?
Что умудрились эти почтенные мужи наговорить о Боге такого, что навлекли на себя… даже не нарекание, а гнев Его? Ведь, при нашем внимательном прочтении текста, гнев Небес должен быть скорее обращен на несчастную голову Иова. Ведь что задумал, строптивец? – «Вот, я завел судебное дело; знаю, что буду прав».
Против кого он собрался судиться – да еще с уверенностью в своей правоте? Против своих друзей, поначалу таких сочувствующих и сострадательных, но по мере развития сюжета становящихся его судьями? Встречный иск?
И то правда: все чаще Иов горестно отвечает на внешне правильные морали и отвечает с плохо скрываемым сарказмом:
«Подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость»; «Слышал я много такого. Жалкие утешители все вы»; «О, если бы вы только молчали! Это было бы вменено вам в мудрость».
Но Иов завел судебное «дело» против самого Бога, – что спрашивать с этих правильных верующих? – и оказался … прав. Ибо гнев а-Шема (так религиозные евреи предпочитать называть Всевышнего – «Имя», чтобы не принижать Его какими-либо именами) возгорелся не на него, а на его друзей-святош.
Мыслимое ли это дело – судиться с Богом? Но Библия – это вовсе не свод нравственных наставлений (вернее сказать, не только свод таковых). Иаков, например, боролся-таки с Ангелом, за что получил новое имя – «Израиль» («борющийся с Богом»).
А дедушка его, Авраам, тот увещевал самого Господа явить снисхождение в суде над Содомом, ибо допускал, что в городе может оказаться хотя бы десяток порядочных людей: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?»
Пророк Иона строптиво бежал совсем в противоположную сторону от Ниневии, будучи не согласен с Богом относительно участи этого города.
Да что говорить? Сам Моше рабейну(!) долго препирался со Всевышним, явившимся из купины неопалимой, придумывая всяческие отговорки, чтобы не спускаться в землю Мицраим для освобождения своих соплеменников от фараона.
Но Библия достойна уважения хотя бы уж тем, что в ней есть совсем не «прилизанные» страницы (встречаются там примеры просто отвратительные). Она не имела бы признанного доверия, если бы ее персонажи имели только неправдоподобно благостные, как на иконах, лики.
И мы видим Иова, сидящего на пепелище, где погибли его дети, соскребывающего с потрескавшейся от проказы кожи гной грязным черепком, в невыразимой скорби жалующегося на Бога:
«О, если бы благоволил Бог сокрушить меня, простер руку и сразил меня! Это было бы еще отрадой мне, и я крепился бы в моей беспощадной болезни…»; «Опротивело мне жизнь… Отступи от меня…»; «Скажу Богу:…объяви мне, за что Ты со мной борешься?»; «Для чего скрываешь лицо Твое и считаешь меня врагом Тебе?»; «О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня…».
Иов как будто в горячке бреда жалуется, что уверен в своем оправдании:
«И ныне, вот на небесах Свидетель мой и Заступник мой в вышних!», и здесь же: «Дыхание мое ослабело; дни мои угасают; гробы передо мною».
Мы не отвлеклись. Рассуждая, помним о поставленном вопросе. Но никак не найдем ответа. А его, как говорится, «прямым текстом» и нет, хотя ищем тщательно. Но остается неприятный осадок от правильных слов тех «правильных» друзей.
Почитаем, наконец, выборочно из их менторских наставлений:
«Итак знай, что Бог для тебя некоторые из беззаконий твоих предал забвению». «Ни сына его, ни внука не будет в народе его, и никого не останется в жилище его. О дне его ужаснутся потомки, и современники будут об»яты трепетом. Таковы жилища беззаконного, и таково место того, кто не знает Бога». «Что за удовольствие Вседержителю, что ты праведен? И будет ли Ему выгода оттого, что ты содержишь пути свои в непорочности?» «Держава и страх у Него; Он творит мир на высотах Своих! Есть ли счет воинствам Его? И над кем не восходит свет Его? И как человеку быть правым перед Богом, и как быть чистым рожденному женщиной?»
Они порой рассуждают как будто в отвлеченной форме, говоря о ком-то в третьем лице, но Иов понимает, что смысл их слов направлен к нему. Они не в силах скрыть своего злорадства за благопристойными словами о нравственности и прочих добродетелях. Формально к словам этих друзей не придерешься, все у них правильно, рядышком. Но ведь недаром мудро замечено, что время и место действия бывает важнее самого действия. И это все меняет.
Если Иов в горестях своих и болезненных муках своих жаловался на самого Бога, то ему это простительно. И мы его понимаем, и неподдельно с ним сопереживаем. Но эти, холеные и сытые, здоровые и благополучные, правильно говорящие о Боге, делали самого Бога по образу и подобию своей скрытой порочности. Ему, видящему все, больше нечем заниматься, как подслеживать за проступками бренного человека и не отказывать Себе в удовольствии покарать. Как не вспомнить воспоминания Максима Горького о своих детских впечатлениях о дедушке, бог которого праведный, но злопамятный; он никогда не упустит случая непременно наказать за любой проступок; он все видит, – и человек должен жить в постоянном страхе, а не по совести.
Говоря вроде бы и правильно о Боге, эти друзья даже не подумали, в КАКОЕ время они это изрекают. В иное время их слова о всеведении Вседержителя, о Его воздаянии за добро и зло были бы на своем месте. Здесь же – оскорбление Бога, уподобление Его людям несовершенным и далеко не всегда верным нравственным принципам. Причем, людям – далеко не всегда последовательным в этих принципах.
Когда надо «побить камнями» того или иного за его спотыкания на ухабистом жизненном пути, то «друзья» находят все соответствующие атрибуты Бога, в силу которых Он, по их представлениям, обязательно поддержит их в «праведном» гневе. Но вот подрастают дети, вот уж и внуки становятся «на крыло», и далеко не всегда у них получается гладко в их личной жизни; более того, бывают просто падения. И тогда уже отцы и деды тщательно вспоминают для оправдания своих чад, что ведь Бог-то еще и милующий; что Его милость превозносится над судом.
И еще, весьма важное. «Друзья» чаще всего уверены, что все беды и несчастья у Иова – это ОБЯЗАТЕЛЬНО следствие чего-то дурного, какого-то скрытого порока Иова. Будто бы тяжкое горе не может быть испытанием, а не наказанием от Бога. Кстати, из самой притчи следует понимание того, что вовсе не Он – причина всех бедствий.
Но не зря же эта притча написана в жанре гротеска, где так явно вводятся способы гиперболы. Богу противостоит Сатан, существо могущественное, но вовсе не всемогущее. Иов теряет все – Иову, выдержавшему испытания, все возвращается. И все наши рассуждения были бы натяжкой, если бы все не начиналось так:
«Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла».
Значит, не «за что», а «для чего».
Таинственный мудрец древности понял то, что до сих пор не в силах понять «правильные» люди, с «правильностью» которых стоять рядом зябко. Их «бога» можно бояться рабским инстинктом, но по-сыновьи довериться – не получается.
Александр Булгаков, газета «Мирт»
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!