в чем наиболее полно выражается сущность искусства как социального явления
Социальная сущность искусства.
Несколько общеизвестных гипотез о роли и сущности искусства:
— искусство служит для привлечения полового партнера;
— искусство рассматривается как игра, забава, отдых, оно удовлетворяет потребность в развлечении и эмоциональной разрядке;
— искусство связано с повседневной производственной деятельностью.
Искусство – одна из форм общественного сознания, важнейшая составная часть духовной культуры; особый род духовного освоения, познания действительности во всем богатстве ее проявлений, так или иначе связанных с человеком.
На искусство влияет политическое сознание. Но особенность искусства в том, что оно оказывает идейное воздействие благодаря своим эстетическим достоинствам. Любая форма общественного сознания связана с действительностью через свои функции. Сила искусства в непосредственном воздействии на личность и общество.
Искусство всегда играло большую роль в жизни общества, выполняя познавательную и воспитательную функцию, поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воспитывать людей, как будут воздействовать на психологию человека, на его взгляды и вкусы, на его потребности. Произведения искусства оказывают влияние на все формы общественного сознания, особенно на политическое и нравственное сознание, на формирование атеистического или религиозного миро воззрения. Через общественное сознание искусство влияет на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей. В то же время искусство само испытывает на себе влияние общественных условий и потребностей.
В искусстве как в специфической форме общественного сознания отражается система общественных отношений, складывающихся в процессе материального и духовного производства, преломляясь в идеалах, потребностях, вкусах.
Существенна роль искусства и как регулятора социальной деятельности людей и их личностного поведения. Эффективность потребления искусства, т.е. степень его воздействия на чувства и взгляды личности, на ее творческое развитие, зависит непосредственно от художественного развития личности.
Важнейшей функцией искусства является воспитательная. Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное, искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, пробуждает лучшие стороны души чело века, вызывает ощущение эстетической радости. Обогащение духовного мира человека во многом зависит от того, насколько полно воздействуют на личность различные виды искусства.
Важнейшей функцией искусства является гедонистическая. Произведения искусства доставляют человеку эстетическую радость, активизируют его духовные и физические силы, удовлетворяют потребность в эмоциональном и интеллектуальном наслаждении. Эстетически воздействуя на человека, духовно обогащая его и доставляя эстетическое удовольствие, искусство удовлетворяет, таким образом, различные духовные потребности.
Большое влияние на формирование социальных качеств личности, удовлетворение его эстетических потребностей оказывает коммуникативная функция искусства, духовное общение с другими людьми как средство общения между людьми, поколениями, народами. Искусство служит средством приобщения человека к общественным, эстетическим и нравственным идеалам. Общение с искусством, активное сопереживание зрителей, читателей, слушателей обогащает личный опыт художественного восприятия мира.
Большую роль в жизни людей играет компенсаторно-развлекательная функция искусства, удовлетворение тех эмоциональных потребностей, которые не могут быть реализованы в других сферах жизнедеятельности. При современном уровне развития технических средств массовой информации заполнение свободного времени человека общением с искусством является весьма ценным способом проведения досуга.
Искусство всегда играло большую роль в жизни общества. Поэтому в истории всегда шла острая борьба вокруг вопроса о том, в каком направлении произведения искусства будут воздействовать на человека. Искусство, влияя на практическую деятельность, на создание материальных и духовных ценностей, в то же время само испытывает на себе влияние общественных условий.
Искусство имеет сходство и различия с другими формами общественного сознания. Так же, как наука, оно объективно отражает реальность, познает ее важные и существенные стороны. Но в отличие от науки, которая осваивает мир с помощью абстрактно-теоретического мышления, искусство познает мир посредством образного мышления. Действительность предстает в искусстве целостно, сущность выступает в богатстве своих чувственных проявлений, единичных и уникальных. Одновременно «великое» искусство глубоко проникает в сущность рассматриваемых явлений, раскрывая их истинную природу.
В отличие от науки, художественное сознание не ставит себе целью давать какую-либо специальную информацию о частных отраслях общественной практики и выявлять их закономерности, такие, как физические, экономические и др. Предметом искусства является все, что есть интересного для человека в жизни.
Отношения общества и человека к миру оцениваются в искусстве с позиции основных эстетических категорий «прекрасного», «возвышенного», «трагического» и «комического». В своей эстетической оценке действительности искусство исходит из определенного эстетического идеала, хотя сам по себе он может осознаваться или не осознаваться. В основе этого идеала лежит понимание прекрасного и производных от него других эстетических категорий. Это не означает, что прекрасное должно быть обязательным, и тем более единственным объектом искусства. Прекрасное выступает – в этом специфическое отличие искусства от всех других форм общественного сознания, – принципиальным и основополагающим критерием в оценке отражаемой и преображаемой жизни. Эстетический подход отличает искусство и от религии, которая, как и искусство, также является особым типом духовно-практического освоения мира. Но в основе религии лежит не эстетика, а вера в священное, в сверхъестественное, в Бога. В то же время нравственная ориентированность религии была и остается причиной тесной связи искусства с религией на всем протяжении его исторического развития.
Целостно-образный и эстетический принцип художественного сознания отличает также искусство и от такой формы духовной деятельности, как мораль.
Важной стороной искусства является его отношение к жизненному, духовно-практическому опыту человека. Отражая и познавая его, оно в то же время расширяет и обогащает этот опыт. Границы непосредственного опыта в искусстве раздвигаются. Искусство обращено не только в настоящее, но и в прошлое и будущее, в мир фантастики и мечты.
Все сказанное делает искусство мощным фактором развития человеческой личности. Специфическая функция искусства состоит в том, что оно конденсирует многообразие накопленного человечеством опыта в процессе живых взаимоотношений человека с миром, а не путем усвоения готовых результатов. В искусстве запечатляется не только итог эстетического познания явлений, а сам процесс оценки и эстетической обработки познаваемого объективного и субъективного мира.
Будучи эстетически упорядоченным, мир в подлинном искусстве предстает логически стройным, гармоничным, красивым, даже если речь идет об явлениях низменных, уродливых и безобразных. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить живописные полотна Босха или офорты Капричос Гойи, полные гротесковых изображений человеческих пороков. Человек в подлинном искусстве творит по законам красоты.
Зритель или слушатель, воспринимая художественнее произведение, как бы сам совершает творческий акт эстетического присвоения предмета. Благодаря этому он и становится сопричастным закрепленному в искусстве практически-духовному опыту творческой личности художника. Это вызывает у него специфическое чувство духовной радости, эстетического наслаждения. Это наслаждение неотъемлемо сопровождает как сам акт творчества, так и художественного восприятия.
Сходным образом в современной социологии искусство различаются: искусство, которые в качестве социального института выполняют специфические социальные функции. Примером такого деления может быть различение «великого», «магического» и иллюзорного искусства.
Основной целью «великого» искусства провозглашается описание «истинных» действий в человеческом поведении вообще, в поведении определенных групп и институтов, в индивидуальных действиях. Поведение в соответствии с истиной есть свобода. В демократическом обществе задача такого искусства – создавать символические образцы для такого поведения, для воображаемого «проигрывания» жизненных ситуаций, для «социализации эмоций». Например, символическое выражение сексуальных потребностей позволяет выразить сексуальные стремления социально-приемлемым образом, т.е. с учетом «истинного» понимания ролевой структуры семьи, брака и т.п. «Великое» искусство создает также мифы, легенды, поэмы будущего, призванные помогать действовать в настоящем.
Если с помощью «великого» искусства исследуются средства и цели «истинного» действия и осуществляется их сознательный выбор, то задача «магического» искусства – «побуждать» людей к практическим действиям, соответствующим господствующим в обществе социальным институтам.
В отличие от «великого» и «магического» «иллюзорное» искусство имеет своей целью предотвратить как поиск истины, так и практическое действие. Главное – это «рассеять» желание, представляющее угрозу для общественной системы (побуждения к убийству, насилию и т.п.), дать эмоциональную разрядку. Эту функцию выполняют истории ужасов, детективная литература, мемуары преступников и т.п. Восприятие «иллюзорного» искусства дает ощущение соучастия в символических действиях, напоминая детскую игру по определенным правилам. Еще одна важная функция этого искусства – компенсировать социальную ущербность. Символическое приобщение к чужому «успеху» создает иллюзию преодоления реальных противоречий жизни и питает несбыточные надежды. «Иллюзорное» искусство лишено воспитательного заряда, присущего «великому» искусству.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
В чем наиболее полно выражается сущность искусства как социального явления
1. Искусство как социальное явление
Отдельные науки и отрасли духовной и практической деятельности осваивают различные аспекты мира, позволяют сформироваться и осуществиться тем или иным сторонам личности и соответственно создают определенные культурные ценности. Искусство же гарант восприятия мира в его целостности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества.
Еще в древности было замечено, что искусство «поучает, развлекая». Через эстетическое воздействие и наслаждение, получаемое человеком в процессе художественного творчества и восприятия искусства, осуществляется и его воспитательное влияние, и информирование, и познание, и передача опыта, и анализ состояния мира, предвосхищение и внушающее воздействие. Вся эта сумма проблем неизбежно подводит исследователя к вопросу о природе человека, которая и определяет специфику искусства.
К. Маркс и Ф. Энгельс еще в XIX в. впервые подошли к рассмотрению человека с точки зрения его деятельной сущности.
Трактовку личности как действующей, творческой в русле марксистской традиции развивал А. Грамши, подчеркнувший, что человек является процессом своих действий. Такое понимание проблемы легло в основу современных размышлений о том, что структуру личности определяют основные элементы структуры человеческой деятельности.
* ( См.: Каган М. С. Человеческая деятельность. М., 1974.)
** ( Возможна и такая типология человеческой деятельности: критика, постижение, конструирование.)
Учитывая все это, представляется целесообразным при исследовании проблем искусства опираться на модель человеческой деятельности, состоящую из двух элементов, каждый из которых, в свою очередь, делится на подэлементы.
I. Деятельность субъекта, направленная вовне: а) познание, б) оценка, в) труд, г) общение.
II. Деятельность субъекта, направленная вовнутрь: а) самопознание, б) самооценка, в) самосозидание, г) «самообщение» (автокоммуникация).
«Самообщение» может осуществляться в двух планах: во-первых, как внутреннее обсуждение сложной проблемы, взвешивание «за» и «против», внутренний монолог в форме диалога, который есть лучшее средство разыскания истины, опирающееся на диалектическую противоречивость явлений; во-вторых, как отношение, которое складывается между собственно сознанием и подсознанием. Этот план проявления личности был выявлен реалистическим искусством, овладевшим методом психологического анализа (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский) и сумевшим раскрыть и поток сознания в его связи с обществом, и подсознательные процессы в их связи с сознанием и в их речевом проявлении.
Деятельность «вовне» и «вовнутрь» взаимосвязаны. Действуя в процессе труда, познания, оценки и общения, человек разворачивает, обогащает и развивает свои сущностные силы. С другой стороны, всякая самооценка, самопознание, самосозидаиие и «самообщение» есть процесс, не только формирующий и строящий личность, но и неизбежно выливающийся в деятельное вторжение человека в жизнь.
Воспитание личности иногда понимается как пассивное восприятие индивидом внешнего воздействия. При этом не учитываются барьеры внутренних установок личности. Можно, конечно, влиять па установки, цели и основания личности. Но такое влияние идет не через воздействие на внутреннюю структуру человека, а лишь через взаимодействие с ней. Воспитание есть всегда и самовоспитание, то есть процесс, контролируемый и корректируемый сознанием и волей индивида, процесс, не только извне идущий, но и вовнутрь направляемый самой личностью. Только с учетом этих моментов можно понять гедонистическое и эстетическое начала в искусстве как непременные и обязательные его сущностные функции. Их нельзя понять, не признав самоценности личности и роли искусства в моделирующе-формирующем воздействии не только на деятельность субъекта «вовне», но и на деятельность по конструированию собственной личности.
Когда в силу тех или иных обстоятельств своего исторического бытия искусство, моделируя личность и воздействуя на нее, сосредоточивается только на ее самоценности, возникает «искусство для искусства», которое признает за личностью ее самоценность, однако не учитывает важность ее включенности в систему общественных связей.
Художественно-образная модель жизни в реалистическом искусстве в идеале изоморфна действительности, подобна реальности. Однако искусство не тождественно реализму. И уже романтический или классицистический образ вовсе не стремится изоморфно воспроизвести мир. Существует историческое многообразие типов художественной правды, типов исторического соответствия искусства жизни. Степень и характер такого соответствия исторически подвижны и зависят от изменений в типе и характере форм деятельности человека. Изоморфность художественно-образной модели и жизни есть не всеобщий закон искусства, а лишь один из исторических моментов в развитии художественного сознания человечества, исторически обусловленная закономерность реалистического мышления. Общей закономерностью искусства является соответствие художественного сознания исторически конкретным формам деятельности личности.
Тест по «Основам философии»
Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)
1. Понятие общественно-экономической формации принадлежит
2. Постепенные изменения в обществе и природе
3. Не является проблемой, изучаемой философией истории
а) проблема движущих сил общественного развития
б) проблема типологизации обществ
в) проблема возникновения общества
г) проблема устройства (структуры) общества
4. Первичная форма религиозных верований:
5. Какие из перечисленных научных методов имеют универсальный характер?
б) метод спектрального анализа;
6. Циклическая концепция истории характерна для
б) древних цивилизаций
7. Что означает понятие «прогресс»?
а) форма развития, означающая движение от менее совершенного и простого к более совершенному и сложному;
б) движение от более совершенного, сложного к менее совершенному, простому;
в) человеческая история;
г) циклическое движение.
8. Что такое культура общества?
а) вежливость, интеллигентность, манера поведения;
б) определенный уровень цивилизации;
в) духовная жизнь общества;
г) совокупность материальных и духовных ценностей.
Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)
1. Общественно-экономическая формация – это
а) Общество с присущей ему формой правления
б) Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой
в) Локальная замкнутая цивилизация
г) Совокупность взаимоотношений людей в конкретном пространстве
2. Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени
3. Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:
а) формационному подходу
б) цивилизационному подходу
в) культурологическому подходу
г) марксистскому подходу
4. Система законов, регулирующая всю общественную и личную жизнь последователей ислама, юридические, нравственные, культурные предписания, определяющие поведение верующих, называются:
5. Какие функции выполняет искусство в обществе?
а) позволяет регламентировать поведение людей в обществе;
б) способствует творческому развитию личности;
в) способно утешать и давать наслаждение человеку, восстанавливать гармонию его внутреннего мира;
г) дает научно обоснованное знание о действительности.
6. Утверждение о том, что прогресс науки и техники определяет единые пути всемирной истории, является основой
а) концепции «технологического детерминизма» О.Тоффлера
б) формационной теории К.Маркса
в) цивилизационной теории Тойнби
г) библейско-евангелистской теории
7. Что означает понятие нелинейности социально-исторического развития?
а) разнонаправленность и неравномерность социальных изменений;
б) бессмысленность истории как глобального процесса;
в) возможность многообразия и многовариантности развития в противовес идее единообразия и однонаправленности развития.
а) мировоззрение человека, основанное на фантастических образах
б) мировоззрение человека, основанное на вере в существование Бога
в) мировоззрение, основанное на рациональных аргументах
Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)
1. Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций
2. Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному
3. Согласно … подходу, единой истории человечества не существует, есть только история локальных культур
4. В чем наиболее полно выражается сущность искусства как социального явления?
в) это форма общественного сознания;
г) это важное средство воспитания человека.
5. Синонимом культуры считал цивилизацию:
6. Многолинейную концепцию развития истории отстаивали
б) древние цивилизации
а) ситуативно возникающие социальные общности
б) люди, населяющие какую-либо страну
в) неорганизованное, случайное скопление людей
8. Постепенные изменения в обществе и природе
Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)
1. Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что:
а) Формирование истории происходит циклично, в ней есть свои взлеты и падения
б) Развитие разных цивилизаций настолько самобытно, что их нельзя даже сравнивать друг с другом
в) Мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ
г) История имеет общий смысл, суть которого заключается в тезисе: «Каждый народ, каждое государство само должно определять свою судьбу»
2. Существует … общественно-экономических формаций
3. Общественный прогресс – это
а) Уровень развития общества
б) Состояние общества в целом на определенном этапе развития
в) Поступательное движение общества от простых форм к более сложным
г) Производственное развитие
а) Завершающая стадия в развитии культуры
б) Эпоха «цветения», наивысшего расцвета культуры
в) Период возникновения, зарождения культуры
г) Синоним духовной культуры
5. Кто из перечисленных мыслителей является автором концепции нелинейного многовариантного развития локальных исторических типов культуры
6. Линейную концепцию развития истории отстаивали
б) древние цивилизации
а) ситуативно возникающие социальные общности
б) люди, населяющие какую-либо страну
в) неорганизованное, случайное скопление людей
8. Какие функции выполняет искусство в обществе?
а) позволяет регламентировать поведение людей в обществе;
б) способствует творческому развитию и эстетическому воспитанию личности;
в) способно утешать и давать наслаждение человеку, восстанавливать гармонию его внутреннего мира;
г) дает научно обоснованное знание о действительности.
Искусство как общественное явление
Искусство –вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Под искусством обычно понимают художественное творчество в целом, включающее в себя литературу, архитектуру, скульптуру, живопись и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
В истории эстетики природа искусства понималась по-разному. В античной эстетике (например, у Аристотеля) сущность искусства понималось как мимесис, т.е. подражание природе. Отсюда вытекала задача художника – воспроизведение совершенной красоты (напр., греческая классическая скульптура как воплощение прекрасных человеческих тел).
В XVIII веке Кантом и Шиллером, а в 20-м – Й. Хейзингой разрабатывался взгляд на искусство как игру. Игру и искусство сближают такие характеристики как свобода деятельности, незаинтересованность, перевоплощаемость, получение наслаждения. Согласно Хейзинге, из игры (которая есть уже у животных) происходит не только искусство, но и вся культура, среди же видов искусства наиболее полно игровое начало воплощает поэзия как игра поэта со словами, звуками, ритмами, смыслами.
По мнению Г. Гегеля, искусство должно выражать божественное абсолютное начало, однако в отличие от науки и философии, делает оно это в чувственной форме.
В психоанализе З. Фрейда искусство – чудесный дар природы, на время облегчающий человеку тяжкую ношу бытия, своего рода «лёгкий наркоз», дающий лишь мимолётное отвлечение от тягот жизни. Искусство возникает из возгонки, одухотворения сексуального влечения, когда невозможно нормальное удовлетворение сексуальной потребности, иными словами, искусство – результат сублимации, отвлечения, канализации сексуальной энергии (либидо) в несвойственное ей изначально, но более достойное русло художественного творчества.
У Б. Кроче искусство трактуется как «лирическая интуиция», «априорный синтез образа и чувства», иными словами, итальянский эстетик делает акцент на фантазийном, интуитивном характере искусства, рассматривая последнее как спонтанную, бессознательную деятельность, как свободное вдохновение.
Были и иные трактовки искусства: искусство как общение, как творчество прекрасного, как кристаллизация ценностей, как чистая форма, как приём и т.п. Одним словом, до сегодняшнего дня нет общепринятого понимания сущности искусства, оно продолжает быть неисчерпаемым и неподдающимся полной рационализации со стороны науки.
Вопрос о предназначении искусства связан, с одной стороны, с вопросом о его смысле, конечной цели в исторической и (или) космической эволюции, с другой стороны, о функциях искусства в жизни общества и человека.
По первому вопросу философы разделились на три основные группы. Сторонники первой полагают, что искусство имеет космическое, метафизическое, религиозное или иное высшее, надчеловеческое значение. В частности, В.С. Соловьёв в работе «Общий смысл искусства» обосновал тезис «красота спасёт мир». По его мнению, эстетическая задача совпадает с религиозной, художественное творчество выступает разновидностью теургии. Искусство должно содействовать материализации идеи и одухотворению материи, приближая наступление Царства Божия на земле.
В других концепциях (например, в марксизме) смысл искусства в служении обществу, в частности, связывается с воспитанием людей, облагораживанием нравов, пропагандой тех или иных ценностей (например, социалистических или буржуазных).
Наконец, третья группа концепций представлена сторонниками «чистого искусства», «искусства для искусства» (Ш. Бодлер, О. Уайльд, Б. Кроче, В. Кандинский). Здесь искусство рассматривается как автономная сфера самореализации человека ценная сама по себе, не служащая никаким интересам, кроме самовыражения художника, экспериментирования с «чистыми формами», эпатирования публики и т.п.
Морфология искусства –учение о строении мира искусств. Его задачи сводятся к двум основным:
1) обнаружить все существенные уровни дифференциации художественно-творческой деятельности;
2) выявить координационные и субординационные связи между этими уровнями.
Несмотря на то, что задачи эти были поставлены ещё в античности и тогда же были даны первые варианты их решения, на сегодняшний день они также далеки от решения. К тому же в ходе развития мировой художественной культуры система видов искусств претерпевала постоянные изменения: происходила дифференциация древних синкретических видов искусств и появлялись новые синтетические виды искусств (балет как синтез танца и музыки), а также появлялись новые виды и роды под влиянием научно-технического прогресса (киноискусство, фотоискусство).
Обобщая достижения и опыт всей эстетики можно построить такую классификацию искусств.
Во-первых, искусства делятся первоначально на три класса: пространственные (пластические – скульптура, живопись, архитектура, садово-парковое искусство и пр.), временные (звуковые – литература, музыка, пение и др.), пространственно-временные (мимические – танец, сценическое искусство и пр.).
Во-вторых, классы делятся на два семейства:изобразительные и неизобразительные, например, изобразительными пластическими искусствами будут живопись, скульптура, графика и др., а неизобразительными пластическими искусствами архитектура, декоративно-прикладное, садово-парковое искусство, промышленное искусство (дизайн).
В-третьих, все искусства делятся на простые и сложные (синтетические). К первым можно отнести скульптуру, живопись, симфоническую музыку, ко вторым – киноискусство, балет, драматический театр.
В целом, современная эстетика насчитывает несколько десятков видов искусств, которые, в свою очередь, имеют ещё и разновидности. Например, М.С. Коган выделяет следующие виды изобразительного искусства: графика, живопись, художественная фотографии, скульптура, искусство панорамы, искусство игрушки, искусство грима, среди них больше всех разновидностей у скульптуры: барельеф, горельеф, круглая пластика, перспективный рельеф.
Важнейшей проблемой философии искусства является вопрос о сущности художественной деятельности, которая включает в себя такие моменты как художественное творчество и личность художника, художественное произведение и образ, эстетическое восприятие и эстетический вкус.
Художественная деятельность всегда рассматривалась как одна из высших (наряду с научной, философской) форм духовного освоения мира. Её важнейшей отличительной особенностью, по сравнению с научным и философским творчеством, является чувственно-образный (а не понятийный) характер: чувства и образы составляют основной материал, с которыми работает художник, а потому и адресатом воздействия искусства выступает не столько разум, сколько эмоции и чувства человека.
Художественное творчество носит также интуитивный, бессознательный характер, отличается наивысшей степеньюсвободы, носит заинтересованный, ценностный характер, и тем отличается от творчества научного, которое стремится быть объективным и нейтральным.
Субъектом художественной деятельности является художник – носитель таланта, способный выразить свой внутренний мир в форме произведения искусства. Последнее представляет собой единство содержания и формы: в ходе его создания художник, используя в качестве материала различные выразительные средства – слова, краски, звуки и др., оформляет некоторое идейное содержание в чувственно-наглядной форме. Главными качествами произведения искусства, кроме чувственно-образной формы, являются также целостность и открытость для различных интерпретаций.
Другим видом художественной деятельности является эстетическое восприятие – вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием. Эстетическое восприятие зависит от жизненного опыта субъекта, его эстетического вкуса и ценностных ориентаций.
В отличие от эстетического творчества восприятие движется в обратном направлении: от восприятия результата (произведения искусства) к заложенной в нём идее, от явления (видимости) к сущности, от формы к содержанию. Однако, хотя эстетическое восприятие доступно каждому человеку, оно, тем не менее, представляет собой сложный, активно-деятельный процесс со-творчества и со-участиявоспринимающего субъекта. В ходе эстетического восприятия происходит не только познание мира, но и самопознание и самосовершенствование человека, в частности, актуализируются его эстетические способности и развивается эстетический вкус, под последним понимается способность человека к различению, пониманию и оценке эстетических явлений.
Подытоживая разговор о сущности искусства, отметим, что его своеобразие в духовной жизни определяется чувственно-образным характером, стремлением сделать жизнь человека насыщенной эмоциями и переживаниями, преобразовать окружающий мир по законам красоты.
Дата добавления: 2015-09-15 ; просмотров: 51 ; Нарушение авторских прав