в чем можно стать экспертом
Как стать экспертом в чем-либо: дорожная карта
Если вы хотели когда-нибудь стать экспертом в своей области, то наверняка задумывались о том, на какие ступени вам предстоит подняться. Чтобы добиться успеха недостаточно просто знать больше, чем знают новички. Ведь разница не только в знаниях, но и в том, как они воспринимают мир и как относятся к проблемам и задачам. Возьмем, к примеру, кулинарию. Начинающему повару требуется рецепт для того, чтобы приготовить элементарное блюдо, шеф-повару же не требуется рецепт вовсе. Это не значит, что шеф-повар запомнил рецепт, он просто знает. Если же он хочет добавить новый ингредиент, то будет учитывать все остальные, интуитивно распределяя пропорции. Опытные во всем люди оставляют впечатление, что они скорее чувствуют, чем просто помнят.
В начале 80-ых годов прошлого столетия два брата, Хьюберт и Стюарт Дрейфусы, придумали теорию, которая ныне называется «моделью приобретения навыков Дрейфусов». Она разбивает путешествие от новичка до эксперта на 5 отдельных шагов, на каждом из которых человек должен достичь совершенства.
Пять уровней навыков
Новичок
Главная цель новичка — добиться решений немедленных задач. Так как никакого опыта у него за плечами нет, он фокусируется главным образом на своих первых успехах. Новичкам нужны четкие ясные правила с недвусмысленными инструкциями с тем, чтобы строго на них концентрироваться. По существу, они не должны сосредотачиваться ни на чем другом, кроме слепого следования правилам.
Чтобы развиваться, новичку нужно контролировать и наблюдать за своими действиями с тем, чтобы достичь тех результатов, которые от него требуются.
Продвинутый новичок
Продвинутый новичок тоже оперирует четкими правилами, но они уже способны применять свои навыки не только в конкретных ситуациях, но и похожих на них. Жесткое правило таким образом превращается в рекомендацию. Продвинутый новичок пробует новые вещи, но все еще имеет много проблем с пониманием. Как и обычный новичок, он фокусируется на достижении целей — он не хочет заниматься теорией и видеть общую картину.
Чтобы развиваться, продвинутым новичкам нужно получать опыт в реальных жизненных ситуациях, преимущественно в тщательно для них подготовленных.
Знаток
Когда правила и рекомендации становятся непомерно сложными, человек начинает структурировать и сортировать их по важности, формируя концептуальные модели. Знаток может решать проблемы и работать, исходя из намеченного плана и прошлого опыта. Они готовы принимать решения и нести ответственность за свои действия.
Чтобы развиваться, знаток должен подвергнуться широкому разнообразию типичных, реальных ситуаций. Когда он с ними справляется, то начинает замечать связи между разнообразными концепциями.
Специалист
Специалист создает не только концептуальные модели, но и концептуальный каркас вокруг своего навыка. Он хочет видеть целостную картину и приходит в замешательство от слишком большого упрощения информации. Он сознает свои действия и может регулировать их налету. Он также умеет использовать и адаптировать под себя чужой опыт, а также применять принципы, которые требуют более утонченной интерпретации, чем простое следование рекомендациям.
Чтобы развить свои навыки до уровня эксперта, специалисту нужно очень много практики. Он должен практиковаться, исходя из собственных соображений, а не правил. Интуиция эксперта начинает развиваться в специалисте только когда тот свободно экспериментирует в самых разнообразных областях.
Эксперт
Отличительный признак эксперта — интуиция. Он просто делает работу, никакого планирования или точного анализа. Когда специалист может интуитивно идентифицировать проблему, эксперт может интуитивно ее решать. Эксперт без проблем распознает шаблоны, применяя решения, исходя из контекста. Несмотря на то, что эксперт невероятно интуитивен, ему бывает чрезвычайно сложно объяснить мотивы своих действий.
Хотя стадия эксперта кажется последней в этой иерархии, эксперт никогда не прекращает развиваться, искать более утонченные пути, узнавать более витиеватые приемы и воплощать их в жизнь.
Так каковы же фундаментальные изменения?
Проанализировав эти пять стадий, можно проследить общие мотивы, которые возникают при переходе от новичка до эксперта в любой сфере деятельности:
Модель Дрейфусов является не единственной, пытающейся проследить от новичка до эксперта, но безусловно очень любопытной и популярной. Каждый из нас может много почерпнуть из нее и осознать, на какой ступени находится и к чему нужно стремиться.
А на какой ступени в своей области находитесь вы? Оставляйте свои комментарии.
Как стать независимым экспертом
Что нужно для того, чтобы стать экспертом
Для того, чтобы стать экспертом по оценке имущества можно разработать приблизительный алгоритм ваших действий:
получить соответствующее образование. Другими словами, вам нужен диплом об окончании таких экономических специальностей как «учет и аудит», «маркетинг» и т.д. Образование для того, чтобы стать оценщиком вы можете получить в любом ВУЗе РФ экономической специальности. При этом учтите, что профессия оценщика очень многогранна и универсальна, а это значит, что став оценщиком, скорее всего, вы будете иметь только определенную отрасль оценки. Например. Если вы получили диплом по специальности «банковская деятельность» или «банковский бизнес», то логично было бы вам устроиться на работу в банк и оценивать залоговое имущество или другие активы, связанные с деятельностью банковских структур.
Как стать экспертом-оценщиком
Как стать независимым экспертом
Необходимо получение права на проведения оценочной деятельности. Может данный этап нами сформулирован не совсем корректно, поскольку в РФ получения специального документа от определенной государственной структуры не предусмотрено, как в Украине, например (согласно Федеральному закону РФ «Об оценочной деятельности в РФ», предусмотрено, что субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона).
Таким образом, приводите все свои бумаги в соответствие так, как вам расскажет ваш работодатель и работайте, большая часть регистрационной работы за вас уже будет сделана фирмой. Но не забывайте, что в случае, если вы хотите самостоятельно открывать контору по оценке имущества, то это следует сделать в виде зарегистрированной СРО.
Становление независимым оценщиком имущества в предприятии. Данный этап является заключительным и самым основным. Если вас уже допустили к самостоятельной оценке собственности, знайте, что вы действительно самореализовались как оценщик. В дальнейшем вас ждет только усовершенствование ваших навыков и освоение новых видов оценки собственности. В данную категорию можно занести оценку ценных бумаг, недвижимости, земельных участков, агротехнического оборудования и техники, нематериальных активов интеллектуальной собственности. Но знайте, за всем можете не успеть, так, что выбирайте то, к чему душа лежит и становитесь незаменимым профессионалом в вашей компании.
Выше перечисленные этапы основные, но есть и дополнительные, которые могут в определенных случаях сыграть важную роль. Например:
Таким образом, вкратце мы раскрыли основные этапы становления оценщика как профессионала и личности, незаменимого участника финансового рынка. В целом профессия очень интересна, но для получения результата также нужно приложить максимум усилий, что в принципе характерно для любой отрасли. Путь становления оценщика не очень сложен и не требует фантастических достижений, нужно просто хотеть и верить в благоприятный исход своей работы, а остальное – деньги, достаток, авторитет – придут сами собой. Успехов при выборе вашей профессии.
«Хочу преподавать — с чего начать?» — инструкция для экспертов
Об авторе: Зиба Джафарова, руководитель методического центра «Теории и практики».
Мы живем в информационную эру: данных очень много и благодаря стремительному развитию технологий они доступны «на кончиках пальцев». Алгоритмы искусственного интеллекта работают, чтобы помочь нам разобраться в этом бесконечном океане сведений и найти то, что нужно. Но эта информационная и технологическая революция отнюдь не означает, что мы стали мудрее.
Как никогда людям необходима помощь в фильтрации и осмыслении этой информации, получении и рефлексии практического опыта — это все еще прерогатива человека, а именно эксперта.
Сегодня развиваются платформы для каталогизации и шеринга экспертизы, создаются нетворки, которые позволяют соединять запросы людей и компаний с нужным экспертом. Возник даже термин экспертная экономика (expert economy), объемы которой растут. При этом «звание» эксперта не всегда означает, что человек может грамотно делиться этой экспертизой.
Кто такой эксперт?
Вокруг этого термина идет много споров, и однозначного ответа тут нет. Но есть несколько ключевых признаков, по которым можно определить эксперта:
Но если вы собрались заниматься преподаванием, то перечисленных выше характеристик мало — у вас еще должно быть достаточно времени и энергии, чтобы не только проводить занятия и выступать, но и качественно к ним готовиться.
Зачем преподавать?
Для того чтобы стать успешным преподавателем, важно понимать, что вами движет. Определение мотивации и приоритетов поможет вам выстроить стратегию развития в дальнейшем, если вы планируете продолжать преподавать.
Как правило, мотивацией к преподаванию для эксперта становятся:
Как выстроить личный бренд эксперта?
Если вы узнали себя в пунктах выше — отлично. А знают ли о вас другие? Не рассказывать о том, что у вас есть ценные и полезные для других знания и не делиться ими нерационально. Развитие личного бренда повысит осведомленность о вас и вашей экспертизе. Как это делать?
Речь идет не только о предметных знаниях, но и способностях упаковывать и преподносить эти знания и себя.
Подумайте, какой образ вы хотите сформировать у окружающих.
Можно использовать форматы текстового блогинга (например, писать статьи на Medium), завести свой канал на YouTube, делать короткие обзоры событий вашей профессиональной сферы в Instagram, завести канал в Telegram.
Расскажите своим коллегам и знакомым, что хотели бы выступать на определенные темы.
Если вас уже приглашают или начинают приглашать куда-то выступать и преподавать, проверяйте, что это за место, какая там аудитория — это тоже часть вашей репутации. Не на всех площадках стоит выступать.
Как трансформировать знания в обучающий продукт?
Площадок, где можно поделиться знаниями, становится все больше — это конференции, онлайн- и офлайн школы и проекты дополнительного образования, вузы и т.д. Вас могут позвать коротко выступить в формате «печа-куча» или на TED, а могут предложить сделать учебное занятие. Обсудим подробнее последний случай.
Предположим, что вас позвали провести один урок на долгосрочном курсе — воркшоп на целый день. Перед тем, как бросаться готовить слайды презентации, нужно сделать несколько важных шагов:
В итоге вы должны понять, где люди сейчас, а также куда и как вы их хотите привести.
Как составить план занятия?
К этому моменту у вас уже, скорее всего, сложилось понимание основных тематических блоков. Чтобы они превратились в урок, их нужно уложить в определенную структуру.
Есть несколько подходов к проектированию выступления, но так или иначе любое занятие можно поделить на три части: введение, основная часть и заключение. Что не забыть сделать на каждом этапе.
Введение
«Айсбрейкер» — техника для выстраивания позитивного взаимодействия между членами группы на этапе знакомства и создания благоприятной атмосферы на уроке.
Здесь отлично сработают истории и яркие кейсы из опыта — эмоции помогают вовлечься и запомнить.
Это позволит настроить ожидания участников, увеличит комфорт и чувство безопасности.
Основная часть
Активное вовлечение обучающихся в процесс — это не только залог эффективности курса, но и «лайфхак» для ведущего образовательного процесса, т.к. позволяет перераспределить нагрузку и выдохнуть, пока студенты, к примеру, заняты групповой работой.
Это один из главных принципов обучения взрослых. Побуждайте аудиторию «приземлять» новую информацию на их прошлые или текущие кейсы.
Разделите занятие на блоки по 15–20 минут, после каждого желательно задать вопрос слушателям, подвести промежуточный итог и сделать связку со следующим блоком.
После выполнения каких-то заданий или проведения обсуждений важно свериться, все ли участники сделали в соответствии с целями и требованиями задания, обозначить для них точки роста.
Это, как минимум, придаст процессу динамику за счет смены спикеров и поможет лучше фасилитировать групповую работу. Это и отличная подстраховка, если вы только начинаете преподавать, и вам страшно: вдвоем всегда легче.
Заключение
Описанные выше шаги относятся и к офлайн-, и к онлайн-занятиям. Подготовка и к тому, и к другому формату нужна одинаково тщательная. Можно сказать, что к подготовке онлайн-занятий нужно относиться даже более серьезно, потому что удерживать внимание аудитории становится сложнее. Если у вас уже было подготовлено офлайн-выступление, будет мало просто сделать то же самое онлайн — подумайте о сокращении длительности урока, вынесите часть материала на самостоятельное изучение, потренируйтесь использовать различные цифровые площадки и инструменты взаимодействия с аудиторией.
Финишная прямая
После того, как у вас сложилась структура занятия и подготовлен контент, остается еще несколько шагов:
Сделайте поминутный тайминг и добавьте к нему еще хотя бы 15% времени, чтобы точно уложиться в заявленные временные рамки.
На слайды можно вынести промежуточные вопросы аудитории, названия блоков и обозначения перерывов — так вы не собьетесь с хода занятия.
К примеру, студентам может понадобиться предварительная регистрация в каком-то из ваших цифровых инструментов, или будет нужна особенная расстановка столов в аудитории — все это лучше продумать до занятия.
В заключение
Преподавание полезно не только учащимся, но и самому эксперту, который систематизирует и переосмысливает свой опыт. Более того, это реалистичный трек развития второй карьеры.
Для начинающих экспертов-преподавателей главное — не бояться ошибки или неудачного опыта. Нужно помнить, что все это — прокачиваемый навык, нужно делать выводы и улучшать результаты следующих попыток.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
4 метода, которые сделают вас экспертом в любом деле
Выпускающий редактор Rusbase
Вы наверняка слышали о том, что необходимо 10000 часов, чтобы стать экспертом в чем-либо. Но большинство людей абсолютно неправильно воспринимают эту идею.
Автор этой теории — Андерс Эриксон, профессор психологии в Университете Флориды — попытался объяснить, что не так.
Во-первых, «правило 10000 часов» правилом на самом деле не является, да и цифра совершенно не точная. Количество времени зависит от рода деятельности. Оно приблизительно. Но чем больше, тем лучше. Вот как считает Андерс:
В большинстве областей примечательно то, как много времени требуется даже самым «талантливым» людям для того, чтобы достичь самого высокого уровня эффективности. Число в 10000 часов просто дает понять, что мы говорим о 10-20 часах в неделю в течение нескольких лет, которые понадобятся даже самым способным из нас, чтобы овладеть теми или иными навыками в совершенстве.
Во-вторых, не факт, что вы станете экспертом, просто повторяя то или иное действие в течение 10000 часов. Есть способ провести это время с пользой и огромное количество способов провести его бездарно.
Давайте же узнаем правильный путь.
1. Найдите наставника
Важнейшая часть овладения навыками – это одиночная практика. Но это тяжелая работа, и вам потребуется компания. Вот где наставники, тренеры и преподаватели приходят на помощь.
Нужно общаться с кем-то, кем вы по-настоящему восхищаетесь, говорит Андерс. Этот человек должен уметь делать что-то, чему вы хотите научиться. Пусть он поможет вам выяснить, какие шаги нужно предпринять, чтобы достичь желаемого уровня экспертизы.
Андерс уверен: секрет — в «ментальном представлении». Вам нужно четко и ясно представлять в голове, как правильно.
Моделирование ситуаций позволяет совершать более быстрые и точные решения и более оперативно реагировать в той или иной ситуации. Будь то игра на музыкальном инструменте или выступление перед аудиторией — чем яснее ваше видение дела, тем лучше вы сможете находить и исправлять свои ошибки.
Итак, у вас в голове сложилось представление о том, как сделать все правильно. Теперь остается только повторять это снова и снова до тех пор, пока не начнется истерика, так? Нет, не так…
2. Не «пробовать снова и снова», а «пробовать по-другому»
Повторение какого-либо действия не гарантирует прогресса. Если бы эта теория работала, мы бы все были превосходными водителями.
Считаете, что ваш хирург лучше потому, что он работает уже 20 лет? Нет. Возможно, он даже хуже.
Оказывается, что большая часть манипуляций, выполняемых докторами на работе ежедневно, никак не способствует развитию или хотя бы поддержанию на прежнем уровне их способностей, говорит Андерс. Лишь в редких случаях они сталкиваются с трудностями и вынуждены покидать зону комфорта.
А для того чтобы совершенствоваться, нужно выходить из зоны комфорта.
Во-первых, выясните что сдерживает ваше развитие. Какие ошибки вы совершаете и на каких этапах? Попробуйте покинуть зону комфорта и проследите, что дает сбой в первую очередь. Затем продумайте методику тренировок, нацеленную на решение конкретной проблемы. После того как вы сформулировали, в чем она состоит, возможно, вы сможете избавиться от нее самостоятельно. Но в некоторых случаях стоит обратиться за помощью к более опытному тренеру или преподавателю.
Ваши цели должны быть конкретными. Не говорите «я хочу преуспеть в бизнесе». Говорите «я хочу лучше привлекать внимание аудитории в начале моих презентаций».
Теперь у вас достаточно знаний о том, что правильно, что вы делаете не так и что вам нужно делать, чтобы преуспеть. На этом этапе большинство людей почувствуют облегчение. А затем потерпят оглушительное фиаско. И вот почему…
3. Суть в действии, а не в знании
Вы уже прочитали половину этой статьи. Стали ли вы наполовину экспертом? Отнюдь.
Одним из самых больших заблуждений является мнение о том, что знание равно действиям. Это не так.
После приобретения знаний нужно сосредоточиться на формировании навыков. Запомните три этих принципа:
Вам нужно сконцентрироваться на том, чтобы ваши действия соответствовали ментальному представлению об этом. Далее вам необходима объективная оценка вашего результата. После этого нужно проанализировать, что вы сделали неверно и как это улучшить.
Выйдите из зоны комфорта, но делайте это осознанно, с четкими целями, планом их достижения и возможностью отслеживать свой прогресс.
4. Изучай прошлое, чтобы достигнуть успеха в будущем
Иногда ждать результата приходится довольно долго. И это огромная проблема большинства профессий, в которых люди хотят преуспеть. Одно только получение ежегодного отчета может превратить принцип 10000 часов в принцип 10000 лет.
Доктора, к примеру, могут улучшать свои навыки, просматривая старые рентгеновские снимки, когда уже известно, к чему привела изображенная на них ситуация. Эта методика действительно помогает улучшить навыки, потому что у вас есть возможность узнать результат прямо сейчас, а не через год или даже больше.
Посмотрите на примеры работ, уже прошедших оценку. Можете ли вы обнаружить ошибки? Что было сделано правильно? Это хороший способ размять извилины и развить ваши способности, когда сложно быстро и в полном объеме получить обратную связь.
Хорошо, теперь давайте сведем воедино все, что мы узнали об обучении, и откроем секрет бесконечной мотивации.
Итоги
Вот что может сделать вас профессионалом, по мнению Андерса:
Мастерство требует усердной самостоятельной работы. Лучший способ найти и поддерживать уровень мотивации – это окружить себя людьми, которые вас воодушевляют, поддерживают и принимают участие в ваших начинаниях.
16 причин стать экспертом
В течение многих лет поисковые системы позволяли владельцам онлайн-бизнеса зарабатывать в интернете приличные деньги. И для этого вовсе не нужно было быть экспертом. Достаточно было просто закупить ссылочную массу и вписать в тексты как можно больше ключевиков. И вуаля. Сайт уже в топе. Конечно, ни к чему хорошему такие методы привести не могли – в верхних результатах выдачи все чаще и чаще располагались низкосортные компании, не обладающие ни экспертизой, ни качественными продуктами, а действительно хорошие бренды плелись где-то внизу.
К счастью, те времена прошли. Традиционное SEO умерло, и на его смену пришел новый, более эффективный метод продвижения – контент-маркетинг (об этом можно подробно почитать в нашей серии статей «Почему контент-маркетинг – это новое SEO»). Но и это еще не все. По словам многих специалистов, в ближайшие несколько лет ожидаются еще более значительные изменения в сфере интернет-маркетинга. И чтобы от них не пострадать, уже сейчас нужно становиться экспертом. Не верите? Тогда предлагаем вам прочитать целый список причин, почему это стоит сделать.
Почему вы должны стать экспертом?
Вывод: либо вы становитесь экспертом, либо ваш онлайн-бизнес обречен.
Как это сделать?
Досконально изучите свою тематику. Расскажите о своем бизнесе интересным и доступным языком. Донесите до читателей, какие преимущества они получат от сотрудничества с вами. И перестаньте тратить свое время впустую, стараясь притворяться, что вы разбираетесь в теме, о которой пишете.
Станьте подлинным экспертом, чтобы заслужить доверие окружающих и начать зарабатывать реальные деньги.
Перевод и адаптация материала Эрика Энге 21 Reasons You Must Become an Expert.