в чем можно обвинить госпожу простакову при воспитании своего сына
Урок литературы по теме «Простакова – госпожа бесчеловечная»
Разделы: Литература
Цель: формировать языковую компетенцию учащихся, закрепить знание содержания комедии, развивать умение анализировать, сопоставлять, доказывать свою точку зрения, развивать творческие способности, воспитывать внимательное отношение к слову.
2. Чтение по ролям (действие 5, явление 1, диалог Правдина и Стародума.).
3. Инсценировка (д.5, явление 2, 3).
Итак, имение помещиков взято под опеку, Простакова лишается реальной власти над крестьянами и имуществом. Сын отворачивается от матери. Как такое стало возможным? В чем вина госпожи Простаковой?
Правдин подсказал нам с вами ход и форму урока. Давайте устроим суд над Простаковой.
4. Распределение ролей.
Присяжные заседатели (3 чел.).
5. Словесный портрет героя.
Пока мы с вами распределяли роли, Простакова, будучи человеком жестоким по отношению к крепостным, решила «допытаться, кто из рук выпустил Софью» и исчезла. Давайте в целях ее задержания составим ее словесный портрет, пользуясь одним из методов криминалистики.
— корыстная, властолюбивая, деспотичная, по варварски относится к крепостным слугам, постоянно ругается, безнравственная, речь лишена логики, говорит отрывисто, часто переходит на крик, искажает слова, не умеет читать, не- вежественная, лицемерная, коварная, изворотливая, не умеет переживать, сочувствовать, признает лишь право сильного, грубая, употребляет грубые выражения (дурак бессчетный, скот, бестия, собачья дочь и т.д.)
+ сильно любит сына, готова для него на все (платит деньги за учебу, ругается и дерется с братом), сильная волевая женщина, способна сама принимать решение, одна управляет именем.
А как вы думете, сколько лет госпоже Простаковой? (Чуть более 30, а кажется, что перед нами старая ведьма).
Мы составили подробный портрет героини, который позволил её задержать. Очевидно, обвинение и защита воспользуются этими данными.
А) Свидетельские показания.
— Слушается дело по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Приступаем к заслушиванию свидетелей.
— Гражданин:Вы проходите по делу госпожи Простаковой в качестве свидетеля. Помните, что за дачу ложных показаний вы будете привлечены к ответственности. Ответьте на следующий вопрос:
Вопросы к свидетелям:
— Что вы заметили предосудительного в поведении госпожи Простаковой?
— Что вы можете сказать о подсудимой как о матери?
— Считаете ли вы, что Митрофан лишь зеркало Простаковой?
— Что вы можете рассказать о похищении Софьи, считаете ли вы, что виновата Простакова?
— Что вы можете сказать о Простаковой как о жене?
— Зачем Простакова нанимает учителей, ведь она не видит в этом необходимости? (Во-первых, » мы не хуже других», во-вторых,»существует указ Петра I о дворянских детях».
— Кого из учителей Простакова считает лучшим?
— Не замечали ли вы элементов грубости в поведении и речи обвиняемой?
— Что вы можете сказать об отношениях между Простаковой и Скотининым?
Б) Обвинительная речь.
В) Выступление защитников.
«Госпожа судья! Господа присяжные заседатели! Преступление нашей подзащитной имеет ряд смягчающих обстоятельств: в преступлении Простакова повинна не столько сама, сколько общество. Поэтому ответственность должны разделить в равной мере и другие персонажи бессмертной комедии Фонвизина «Недоросль». Простакова стала такой не случайно, она воспитывалась в семье, где тоже не признавали науку. Ее батюшка был воеводою 15 лет и не умел читать, был жадным, имел страсть к деньгам, даже умер от голода, лежа на сундуке с деньгами.
Таким образом, виновата семья, в которой воспитывалась Простакова: что же касается того, что Простакова не смогла сделать из Митрофанушки достойного гражданина, то во всем виновата материнская безоглядная любовь, а разве за это можно осуждать? Она воспитала себе подобного, ведь в семье она видела грубость, лицемерие, за детьми не было никого контроля, дети умирали (из 18 осталось 2), Простаковой еще можно сказать спасибо за то, что она вырастила такого здорового, румяного, крепкого сынка.
«Суд, в лице учащихся:, рассмотрев дело литературного персонажа комедии Фонвизина «Недоросль» и заслушав обвинение и защиту, выносит приговор:
2. Признать госпожу Простакову личностью аморальной во всех отношениях и осудить на бессмертие, дабы другим неповадно было.
Приговор окончательный и обжалованию не подлежит!
Что можно сказать о системе воспитания в семье простаковых? (недоросль)
Пьеса русского писателя Фонвизина создана достаточно давно, но, к огромному сожалению, является актуальной даже сегодня. Главный герой – это шестнадцатилетний юноша из дворянской семьи по имени Митрофанушка. Он не желает учиться абсолютно и надеется, что в жизни… а хотя нет, он вовсе не заморачивается о своем будущем. А зачем? Состоятельные родители сами обо всем позаботятся.
Семья, в которой живет Митрофанушка, носит фамилию Простаковы-Скотинины. На самом деле это только название – «семья». В реальности ее члены друг к другу не испытывают никаких положительных чувств, каковые имеются в каждой нормальной семье. Они чужды один к одному. И абсолютно не смахивают на любящую и крепкую общину.
Одну из ведущих ролей в управлении семьей играет госпожа Простакова. Эта женщина является потомственной дворянкой. Женщина любит власть и управление другими людьми. Ей свойственны лицемерие и грубость. Барыня очень чтит своих предков, потому она на полную катушку использует свои права распоряжаться крепостными крестьянами. Она имеет над ними бесконтрольную власть, как и все в то время помещика над своими душами. Простакова подает своему сыночку Митрофанушке плохой пример обращения с людьми, крепостными, относится к ним с особой жестокостью. При этом женщина унижается перед теми, кто имеет власть и по социальному статусу выше ее. Это показывает, что в своей сущности она рабыня. Она еще ниже, чем крестьяне.
Простаков находится в зависимости от жены. Он очень подчинен ей и слушается каждый приказ и слово. Этого господина можно назвать мягкотелым, недалеким и апатичным. Родители подростка не уважают друг друга. Отец находится под материным гнетом и из-за этого многие семейные ценности ушли в небытие.
Сам юноша ленив, беспечен. Он ни к чему не стремится. Натура Митрофанушки раскрывается в словосочетании «маменькин сынок». Он живет в царстве вседозволенности. Нахальный мальчишка знает, будет получать все, что угодно из-за власти матери.
Какие могут быть идеалы у таких людей? Мать хочет выдать сына за богатую и красивую девушку, но достоин ли он такого сокровища? Нет. Идеалы семьи Простаковых ограничиваются материальными выгодами. Это обусловлено их характерами.
Сочинение 3
Одними из главных героев комедии «Недоросль» являются господин Простаков и госпожа Простакова. Муж и жена несхожи характерами. Госпожа Простакова везде ищет выгоду для себя и не слушает мнение своего мужа. А Простаков глупый и робкий человек, который старается во всём согласиться со своей женой, потому что её боится.
Автор комедии хотел показать схожесть фамилии и характера господина Простакова. Ведь Простаков добрый человек, он отличается от сына и жены. Однако его доброта показывает скорее слабость характера, чем благосклонность убеждений. Простаков говорит своей жене, что «…При твоих глазах мои ничего не видят…». Если смотреть на схожесть фамилии и характера госпожи Простаковой, то мы видим полную противоположность. В произведении героиня показывает себя как злого и властного человека. Госпожа Простакова держит свою семью в своём подчинении и в страхе, но другим говорит, что «… у нас в доме все и избаловано…». Она является антиподом своего мужа.
Простаков всё время старается выполнить любые прихоти своей жены и повинуется ей, но сделать против неё он ничего не может. Он держит в себе ненависть к ней, но бездействует, показывая слабость характера. Она эгоистично пользуется простотой и беспомощностью мужа, избивает его, и прилюдно обзывает уродом. Их отношения основаны на подчинительной связи, ведь Простаков в случае опасности сразу прячется за спиной своей жены. Назвать эти взаимоотношения любовью невозможно, госпожа Простакова постепенно уничтожает характер своего мужа. Их объединяет только своеобразная любовь к сыну, поэтому их отношения всё ещё держатся на плаву.
Комедия Фонвизина «Недоросль» показывает нам множество различных персонажей от слабохарактерного Простакова до властной госпожи Простаковой. Автор показывает взаимоотношения совершенно разных людей, их невоспитанность и глупость. Наблюдая за поступками таких героев, мы хотим что-то изменить и в себе. Главная мысль произведения показать важность воспитания и взаимоотношений внутри семьи, ведь от характера и поступков родителей зависит будущее ребёнка. Фонвизин раскрывает качества характера мужа и жены, показывая читателем к чему приводит бездействие Простакова и власть Простаковой. Возможно, причиной такого характера госпожи Простаковой и господина Простакова является чрезмерная любовь к сыну, которую он не ценит.
Сочинение рассуждение ** тему система воспитания в семье Простаковых
Тема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина развернута особенно широко, так как семья Простаковых – всего лишь одна из сотен тысяч дворянских семей, живущих из века в век по единой схеме: рождение –автоматическое попадание на службу по знакомству или передача наследства – праздное времяпрепровождение до конца дней своих.
Людям дворянских кровей, особенно молодым, особенно с наследством, незачем и не к чему было стремиться: работу по дому делали крепостные, службу тоже делали, как правило, подчиненные люди, а тех, кого определили на военную службу, как правило, по знакомству или за «вознаграждение», служили Отечеству, «числясь в списках». Вспомним «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина, когда Петр Гринев говорит о себе же: «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника.» И к чему учиться, самообразовываться, когда будущее уже предельно ясно.
В комедии Д.И. Фонвизина перед нами и предстает молодой дворянин Митрофан Простаков, невежда, грубиян, маменькин сынок, в свои шестнадцать лет не способный принимать самостоятельных решений, не умеющий отличать дурное от хорошего. Виноват ли он в том, каков он? Нет, его проблема – проблема общества, нравственного состояния окружающей социальной среды. Его родители переняли систему жизнеустройства у своих родителей и передали ее своему сыну. Основной конфликт комедии – замкнутый круг невежества дворянского сословия (особенно уездного), спровоцированный государственным устройством.
В своем невежестве Простаковы настолько ограниченны, что не способны мыслить свыше заданных стереотипов. Да, они выписывают для Митрофана учителей, потому что все дворянские семьи приглашают учителей к детям: «Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман». И они уверены, что их сын будет образованным человеком, но если учителя – бывшие конюхи и военные, высоки ли их образовательные цели?
Еще одна острая проблема воспитания в семье Простаковых – любовь во вред. Родители всячески огораживают Митрофана от «лишних движений», потакают ему во всем. Матушка его сама решает ему задачи на свой лад, полная убеждения, что права, следуя принципу: «Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!».
Проблема воспитания, поднятая автором, предполагает также степень положительного отношения людей друг к другу, которая зависит от положения в обществе и состояния. Так, своих крепостных крестьян дворянство в лице семьи Простаковых не жалеет и за людей не считает. Казалось бы, как не уважать учителя, даже если он и беден? Но Митрофан не стесняется в выражениях: «Давай доску, гарнизонна крыса!» — обращается он к Цыфиркину. Как не проявить уважение к старому человеку? Но Простаков младший и тут демонстрирует свое «воспитание», нападая на матушку Еремеевну: «Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». В противоположный пример, Софья сначала терпела неуважение, так как считалась сиротой и почти бесприданницей, но когда выяснилось, что за ней десять тысяч приданого, все стали любезны и милы.
Таким образом, в принципах воспитания семьи Простаковых заложены принципы воспитания большей части дворянства 18 века. Д.И. Фонвизин в резкой форме обличает пороки и недостатки государственного устройства и их последствия, ведущие к деградации личности. Воспитание – основа и залог будущей жизни, от воспитания зависит, как проявит себя человек, какими средствами он будет пользоваться для достижения своих целей, остановится ли он в развитии или пойдет дальше. Образованный человек всегда уважаем, необразованный – глуп и смешон.
Семейный портрет Простаковых-Скотининых
Эпоха расцвета крепостничества в России, привилегий дворянства, эпоха жестокого угнетения народных масс и потрясающего невежества – это эпоха, в которой жил Фонвизин. Он видел всю несправедливость своего века, видел и не мог с ней мириться. Нет, он не был революционером, но смело критиковал пороки времени в своих произведениях. “Сатиры смелый властелин”, – сказал о нем Пушкин.
В своих комедиях Фонвизин еще придерживается единства места и времени, но уже раскрывает перед читателем характер, мысли и чувства не одного героя, а всех действующих лиц. Это помогает понять причину тех или иных поступков героя. Так в комедии “Недоросль” Фонвизин создал семейный портрет Простаковых – Скотининых.
Чтобы лучше понять представших перед нами членов благородного семейства, оценить их действия, давайте вспомним их предков. Род Скотининых издавна славился крепкими лбами.
Еще дядя госпожи Простаковой доказал это, когда пьяным возвращался домой верхом на лошади и на полном скаку ударился лбом о каменные ворота, а, протрезвясь, поинтересовался, целы ли они. Славились Скотинины и своей скупостью.
Отец Простаковой всю жизнь копил деньги и умер голодной смертью, лежа на сундуке с богатствами.
В его семействе было восемнадцать детей, но по божьей милости все почти померли, осталась лишь госпожа Простакова с братом. Давайте с ним познакомимся.
Русская поговорка гласит: “С кем поведешься, от того и наберешься”. В связи с этим следует отметить, что Тарас Скотинин любит свиней так, что за какое дело ни примется, обязательно закончит свинством.
Хорошо живется свиньям у Скотинина, намного лучше, чем его крепостным.
С этих что за спрос? Разве только оброк с них сдерешь. Слава богу, у Скотинина это ловко получается. Он человек серьезный, времени у него мало.
Хорошо, что всевышний избавил его от такой скуки, как наука. Но обратим внимание на госпожу Простакову. Не следует забывать, что она самая настоящая Скотинина, только замуж вышла за Простакова.
Правда, она с тех пор, как все у крестьян отобрали, ничто уже содрать с них не может, но зато держит в повиновении: дерется, бранится, – на том и дом стоит.
Госпожа Простакова получила завидное воспитание, обучена хорошим манерам. Не чужды ей ложь, лесть и лицемерие. А уж если придется ей получить письмо, то читать не станет, а отдаст другому.
И наука ей не нужна. Без нее легче, а то всегда люди норовят того, кто поумнее, куда-нибудь выбрать. Единственная радость и надежда госпожи Простаковой – Митрофан.
Уж и невесту ему подыскала. Ей дядя дарит десять тысяч. Такую жену и нужно Митрофану.
А что же Простаков? О, этот из другого семейства. На Скотининых он не похож. Главное его занятие и цель существования – угодить жене.
За долгие годы совместной жизни он привык к побоям и оскорблениям, научился говорить то, что думает жена. Это все, чего он достиг. А в сущности очень выгодно быть Простаковым или строить из себя такового, жить под девизом: “Я тут ни при чем”. Митрофан – дитя благородного семейства.
За свои шестнадцать лет он многое успел сделать. Это единственный в семье “ученый” человек. За три года ученья он усвоил, что слово “дурак” прилагательное, так как прилагается к человеку. Маменька говорит, что с его умом можно далеко залететь.
Согласимся с ней и не будем больше говорить об успехах Митрофана в науке, а то действительно залетим далеко. Более всего он преуспел в росте. Растет и в ширину, и в высоту, растет пустота в его голове.
Митрофан унаследовал все “лучшие” черты характера своих родителей. У маменьки он перенял жестокость и себялюбие, а папенька подарил ему свою лень и нежелание что-либо делать самостоятельно. По наследству перешла к нему крепколобость.
Часто снится бедному Митрофану всякая дрянь: то папенька, то маменька в глаза лезет. Какое ему дело до них? Уедет он от них, надоели они ему… Родители часто говорят, что дети – их будущее.
И никто, кроме самих Простаковых, не виноват, что у них такое “будущее”. Им придется пожинать то, что они посеяли. Комедия многому учит. Учит думать.
Читая ее, где-то смеешься, а где-то становится обидно за поступки героев.
По-моему, комедия всегда будет современна, ибо каждый человек, если он человек, в глубине души постоянно недоволен собой. В героях комедии кто-то увидит свои недостатки и захочет их исправить. А это очень важно, когда люди стремятся исправлять свои ошибки.
(1 votes, average: 5.00 5)
Идеалы семьи Простаковых-Скотининых — сочинение
Пьеса русского писателя Фонвизина создана достаточно давно, но, к огромному сожалению, является актуальной даже сегодня. Главный герой – это шестнадцатилетний юноша из дворянской семьи по имени Митрофанушка. Он не желает учиться абсолютно и надеется, что в жизни… а хотя нет, он вовсе не заморачивается о своем будущем. А зачем? Состоятельные родители сами обо всем позаботятся.
Семья, в которой живет Митрофанушка, носит фамилию Простаковы-Скотинины. На самом деле это только название – «семья». В реальности ее члены друг к другу не испытывают никаких положительных чувств, каковые имеются в каждой нормальной семье. Они чужды один к одному. И абсолютно не смахивают на любящую и крепкую общину.
Одну из ведущих ролей в управлении семьей играет госпожа Простакова. Эта женщина является потомственной дворянкой. Женщина любит власть и управление другими людьми. Ей свойственны лицемерие и грубость. Барыня очень чтит своих предков, потому она на полную катушку использует свои права распоряжаться крепостными крестьянами.
Она имеет над ними бесконтрольную власть, как и все в то время помещика над своими душами. Простакова подает своему сыночку Митрофанушке плохой пример обращения с людьми, крепостными, относится к ним с особой жестокостью. При этом женщина унижается перед теми, кто имеет власть и по социальному статусу выше ее. Это показывает, что в своей сущности она рабыня.
Она еще ниже, чем крестьяне.
Простаков находится в зависимости от жены. Он очень подчинен ей и слушается каждый приказ и слово. Этого господина можно назвать мягкотелым, недалеким и апатичным. Родители подростка не уважают друг друга. Отец находится под материным гнетом и из-за этого многие семейные ценности ушли в небытие.
Сам юноша ленив, беспечен. Он ни к чему не стремится. Натура Митрофанушки раскрывается в словосочетании «маменькин сынок». Он живет в царстве вседозволенности. Нахальный мальчишка знает, будет получать все, что угодно из-за власти матери.
Какие могут быть идеалы у таких людей? Мать хочет выдать сына за богатую и красивую девушку, но достоин ли он такого сокровища? Нет. Идеалы семьи Простаковых ограничиваются материальными выгодами. Это обусловлено их характерами.
Воспитание Простаковой своего сына Митрофана по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
Еще дальше пошел Митрофан. Он льстит матери, понимая, что она настоящая хозяйка в доме. Поэтому жалеет ее, ведь она устала, колотя батюшку. Простакова же настолько слепо любит своего сына, что не видит, в кого он превращается.
Она считает, что его счастье могут составить только богатство и праздность, поэтому и старается женить Митрофана на Софье, узнав, что она богатая наследница.
Простакова думает, что ее сын очень умен, и он сможет многого добиться в своей жизни, однако она забывает мудрые слова народа: “Что посеешь, то и пожнешь”.
Даже прослужившая в ее доме верой и правдой всю жизнь Еремеевна, ничего не заслужила, помимо зуботычин.
Когда к Митрофану приходят учителя, он недовольно ворчит, Цыфиркина он обзывает “гарнизонной крысой”, а после неудачного похищения Софьи Митрофан собирается выпороть слуг.
Таким образом, Простакова своего сына воспитала так, как могла, по своему подобию. Что из этого получилось? Ничего путного.
В самый сложный момент ее жизни, когда ей нужна была поддержка сына, Простакова бросается к нему в отчаянии, но встречает
Митрофанушка является недорослем в первую очередь не по возрасту, а потому, что он полнейший невежда, который не имеет абсолютно никаких знаний ни в арифметике, ни в географии, он даже неспособен отличить прилагательное от существительного. Митрофан к тому же – недоросль в моральном плане, поскольку его не научили уважать достоинство окружающих его людей. Недоросль он и в гражданском смысле, ведь он не понимает своих прямых обязанностей перед государством.
Скотининым-Простаковым вообще чуждо гражданское чувство, они даже не приемлют мысли о том, что могут “быть полезны своим согражданам”.
Митрофан не стремится ни к учению, ни к государственной службе, его устраивает положение “недоросля”. Его настроение полностью разделяет его мать. Она рада тому, что ее сын числится в недорослях, можно его понежить, он еще натерпится, когда “лет через десяток” выйдет на службу.
Таких Митрофанов много. Об этом даже Вральман сказал: “…таких на сфете миллионы”. По словам Стародума, это “несчастные следствия дурного воспитания”.
Мы живем в другое время, но и сегодня, как во времена Фонвизина, человек воспитывается в семье. Вместе с генами дети воспринимают от родителей привычки, идеалы, образ мыслей и жизни. Причем, абсолютно истинна оказывается поговорка: яблоко от яблони недалеко падает.
Related posts:
Проблемы воспитания и образования в комедии «Недоросль» Фонвизина
Детство госпожи Простаковой
Рассказ о жизни дворянки писатель начинает с ее юных лет. Основы личности госпожи Простаковой закладывались в детстве ее родителями. Семья Скотининых была многодетной, позже часть детей умерла по недосмотру, в живых осталась только будущая помещица и ее брат.
Их отец проходил когда-то военную службу, а затем вышел в отставку и неожиданно разбогател. Этот человек не получал образования, так же он воспитал и своих детей, считая, что незачем забивать им голову лишними знаниями. Отличительная черта старшего Скотинина — жадность. Это качество он сполна передал сыну и дочери.
Фонвизин неспроста наградил всех героев говорящими фамилиями, чтобы читатель сразу понимал, что перед ним за персонаж. Все члены семьи Скотининых отличаются грубой, низкой, алчной и злой натурой. Они больше напоминают животных, чем людей. В конце концов глава семьи умирает на сундуке, набитом золотыми монетами — вот бесславный итог его жизни.
Судьба Простаковой
В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей. А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.
Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.
Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.
Характер героини
Женщина беспощадна к своим крестьянам и вытягивает из них все соки, точно так же, как и ее родной брат, Тарас Скотинин. При этом Простакова хитра и обладает «звериным» чутьем. Перед сильными мира сего она преображается и ведет себя совершенно иначе. Это видно по ее общению со Стародубом и чиновником Правдиным. Осознавая угрозу своему положению, помещица может запросто броситься в ноги к «важному» человеку, способному повлиять на ее судьбу.
Образ Простаковой в комедии «Недоросль» характеризуется цитатами из пьесы:
Возможно, эта женщина имела бы более мягкий и приятный нрав, но ей не повезло с замужеством. Ее муж был глуп, ленив и слаб.
Простакова деградировала год за годом, пока не опустилась до скотского состояния, в котором и пребывала теперь.
За что и как наказана Простакова в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
В комедии «Недоросль» Фонвизин поднимает злободневные проблемы современной ему действительности, а также размышляет о решении вечных вопросов. Автор осуждает злоупотребление властью, крепостное право, смеется над непросвещенностью, глупостью помещиков. Эта комедия рисует быт и нравы русского помещичьего дома, дает нам портреты уездных невежественных дворян. В центре внимания — семейные отношения Простаковых. Уже из первых явлений становится ясным, что центральное лицо в доме — г-жа Простакова, гроза и владычица крепостных слуг и собственных родичей. Суть отношений между мужем и женой выразительно передает фраза г-на Простакова: «При твоих глазах мои ничего не видят».
Грубо помыкая покорным супругом, г-жа Простакова превратила его в безвольную тряпку, в свое послушное орудие. Именно эту роль отводит ему она, приказывая расправиться с Тришкой: «Поди, сударь, и теперь же накажи…». Но Простакова проявляет себя не только как деспот, но и как безрассудная мать, любящая своего Митрофанушку слепой и животной любовью. Она готова потакать ему во всем. Даже непомерная прожорливость сына вызывает у нее, прежде всего, умиление и лишь потом беспокойство о его здоровье.
Показана и жадность Простаковой, жажда наживы. Настоящее смятение вызывает у нее и Скотинина, брата Простаковой, известие о том, что Стародум нажил десять тысяч рублей и делает Софью наследницей своего состояния. Это заставляет оборотистую г-жу Простакову на ходу перестроить свои планы: на такой выгодной невесте следует женить уже не брата, а сына.
Откуда же такие дикие нравы и повадки? Из реплики Простаковой мы узнаем о раннем детстве ее и Скотинина. Они росли среди темноты и невежества. В этих условиях погибли их маленькие братья и сестры, и моральное убожество перераспределилось на оставшихся в живых двух представителей скотининского рода. Детей в семье ничему не учили. В этой среде и началось формирование характера Простаковой и Скотинина. А, став полновластной хозяйкой в доме мужа, Простакова получила еще большие возможности для развития всех отрицательных черт своего характера. Даже высокое чувство материнской любви приняло у Простаковой уродливые формы.
Неграмотная и невежественная Простакова все же понимала, что существуют «указы», которые позволяют ей так жестоко относиться к крепостным. Простаковы опирались на существующие законы, которые разрешали им безнаказанно угнетать крестьян. Правдин бросил реплику в сторону героини: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен», и получил ответ: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен. Да на что же дан нам указ о вольности дворянства?»
Большая заслуга Фонвизина в том, что ему удалось показать помещичий произвол над крепостными как следствие правительственной политики Екатерины Великой.
За свою деспотичность, жестокость, своенравие, слепое обожание сына, за жадность и безнравственность Простакова жестоко наказана. Она не только лишается бесконтрольной помещичьей власти, но и сына: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!» Но слышит грубый ответ своего идола: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…». В этот трагичный момент в озверелой тиранке, вырастившей бездушного негодяя, проглядывают истинно человеческие черты несчастной матери.
В изображении г-жи Простаковой Фонвизин проявил себя как реалист. Он показал на сцене живую личность, чьи поступки и темные страсти отражают, как в зеркале, жестокие и античеловеческие условия породившей и искалечившей ее среды.
Одной из важных проблем комедии Фонвизина «Недоросль» является проблема воспитания. Эта всегда волновала Фонвизина. Он неутомимо ратовал за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны. О воспитании в пьесе говорят все — начиная госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Фонвизин показывает столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального (Простакова, Скотинин, Митрофан) и передового, просветительского (Стародум, Правдин, Милон, Софья).
Простакова и Скотинин стоят на консервативный позициях. Простакова заявляет, что не умеет читать, да и вообще, слыханное ли дело, что «девушки грамоте умеют!» Того же самого взгляда придерживается и Скотинин, который тоже «от роду ничего ни читывал».
Но уже и Скотинин, и Простакова начинают понимать, что времена меняются, и без образования нельзя обойтись. Конечно, дворянский титул позволит получить какой-нибудь чин, но пробиться в высшее общество можно только, имея хорошее образование. Поэтому они заставляют Митрофана учиться и нанимают ему учителей. Но и здесь они стараются всячески уберечь Митрофанушку от учителей и проклятого учения.
В результате Митрофан вырастает не просто невеждой, не знающий абсолютно ничего и не желающий ничему учиться. Это еще и злобный, грубый, жестокий и бессердечный человек. Он вырос бездушным эгоистом, совершенно не уважающим даже свою мать. Абсолютно прав Стародум, говоря, что это и есть злонравия достойные плоды».
В противовес Митрофанушке Фонвизин создает положительный образ молодого человека, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. Драматург вкладывает в этот образ определенную идею, ведь он искренне верит, что именно такие люди могут по-настоящему служить своей родине.
В уста героя Стародума Фонвизин вложил свои идеи относительно воспитания молодого поколения Знаменательно явление 2 четвертого действия пьесы, где Стародум воспитывает Софью, высказывая ей свои мысли, свои жизненные наблюдения. Из беседы героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить доброго о себе мнения от людей достойных. Она хочет жить так, чтобы, по возможности, никого никогда не обидеть. Стародум наставляет девушку на «путь истинный», и она вбирает в себя все жизненные истины своего дяди. Можно сказать, что наставления Стародума легли на благодарную почву. Они, несомненно, дадут свои положительные плоды.
Проблема воспитания проявляется также и в образах учителей Митрофана. Создавая их, Фонвизин, скорее всего, стремился показать, что вряд ли учителя, подобные Кутейкину, который сам не закончил семинарию, или Вральману, бывшему кучеру, смогут научить чему-нибудь толковому молодого человека. Из них один Цыфиркин вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать деньги, которые не заслужил, т. к. ничему не смог научить дубиноголового Митрофана.
Драматург считает, что она имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки объясняет, откуда берутся Скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
Художественное своеобразие «Недоросля» определяется тем, что в пьесе сочетаются черты классицизма и реализма. Формально Фонвизин оставался в рамках классицизма: соблюдение единства места, времени и действия, условное деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в изображении положительных, «говорящие фамилии», черты резонерства в образе Стародума и так далее. Но, в то же время, он сделал определенный шаг в направлении к реализму. Это проявляется в точности воспроизведения провинциального дворянского типа, социальных отношений в крепостной деревне, верность воссоздания типических черт отрицательных персонажей, жизненная достоверность образов. Впервые в истории русской драматургии любовная интрига была отодвинута на второй план и приобрела второстепенное значение.
Таким образом, комедия Фонвизина — явление новое, потому что она написано на материале русской действительности. В ней сочетаются черты реализма и классицизма. Более того, автор новаторски подошел к проблеме характера героя, первый из русских драматургов стремился к его психологизации, к индивидуализации речи персонажей. В свое произведение Фонвизин вводит биографии героев, комплексно подходит к решению проблемы воспитания, обозначая триединство этой проблемы: семья, учителя, среда, то есть, проблема воспитания поставлена здесь как социальная проблема. Все это позволяет сделать вывод, что «Недоросль» — произведение просветительского реализма.
Отношения с окружающими
Во времена крепостного права трудно было отыскать помещика, который бы по-человечески относился к своим крестьянам. Презрительно относилась к низшему сословию и Простакова. По ее мнению, крепостные — это не люди, а значит и человеческого отношения они не заслуживали. Чувство благодарности было этой госпоже неведомо.
Помещица постоянно гоняла няню своего сына Митрофанушки, оскорбляла пожилую женщину, называя ее «старой ведьмой» и давая другие нелестные эпитеты.
К своей воспитаннице Софье женщина относилась немногим лучше. Поначалу она воспринимала девушку, как бедную сироту, не проявляла к ней доброты и сердечности, не считала нужным соблюдать правила приличия. Однако все переменилось в тот момент, когда Стародум наделил Соню приданым.
Хитрая Простакова сразу же вознамерилась прибрать к рукам чужое богатство и выдать девушку за своего сына. При этом помещица ничем не гнушалась и пошла даже на похищение Софьи. В одном из эпизодов дано описание, как Простакова вязала кошелек, куда сын должен был складывать деньги жены после свадьбы.
Мнением мужа помещица пренебрегала. Для нее было в порядке вещей унижать мужчину в присутствии чужих людей, а о проявлении нежности к супругу с ее стороны не могло быть и речи. Помещица совершенно не уважала чужой труд.
Нанимая своему сыночку учителей, потому что так было модно, она не платила им жалование целый год.
Самой большой радостью в жизни Простаковой был Митрофанушка. Он вырос избалованным парнем, которому прощался любой проступок. Никакого воспитания Митрофан не получал, а просто проводил время, как ему хочется. Отсутствие воспитательных мер дало свои плоды. Митрофан вырос копией своей матери. С окружающими он был груб и пренебрежителен. К родителям Митрофан также не проявляет особого почтения.
Роль образа в произведении
Для написания сочинения пригодится кратко изложенный анализ образа героини и его роли в комедии. Целью Фонвизина было показать на примере Простаковой ущербность части дворянства того времени. Нравственный кризис настиг этих людей в первую очередь по причине отсутствия просвещения. Неслучайно автор демонстрирует читателю детство помещицы и ее обращение с собственным сыном.
В сюжете пьесы на примере Скотининых и Простаковых явно прослеживается невежество и отсутствие возвышенных устремлений сразу у нескольких поколений.
Главной целью в жизни этих людей становится праздность, накопительство, подчинение себе других людей. Показывая злонравие помещицы, применяющей к крепостным бесчеловечные наказания, Фонвизин лишний раз поднимает тему отмены крепостного права, освобождения крестьян от непосильного бремени каторжного труда.
Жизненные принципы Простаковой в финале приводят ее к трагедии. Женщина лишается имения и любимого сына, муж отворачивается от нее. Такой страшный конец истории становится для помещицы настоящей трагедией. Она оказалась без денег и власти над людьми. Это был полный крах. Вот почему Простакова восклицает в своей последней реплике: «Погибла я совсем!».