в чем может заключаться помощь тьютора в инклюзивном классе
ТЬЮТОРСТВО В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ТЬЮТОРСТВО В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Сегодня одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки РФ является работа по обеспечению доступного качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей. В связи с этим возникла необходимость реализации Федеральных образовательных стандартов в условиях инклюзивного и интегрированного образования.
Развитие инклюзивной практики в российском образовании обеспечило равные права и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), возможность выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с инвалидностью вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив: получить образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей. В практике нашей школы имеется опыт инклюзии детей с ОВЗ в образовательную деятельность.
Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребёнка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребёнка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т.д.
Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.
Таким образом, деятельность тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Таким образом, тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире.
«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий.
Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей
и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал,
приносить пользу обществу и стать полноценным его членом». Дэвид Бланкет
Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе.– М.: Прометей, 2005.
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях
Гульнара Сагитова
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных организациях
В настоящее время дети с ОВЗ могут обучаться как в специализированных образовательных организациях, так и в обычной школе, что помогает развивать толерантность и ответственность здоровым детям при совместном обучении их с детьми с ОВЗ.
Включая детей с ОВЗ в образовательные организации общего типа, коллектив должен решать возникающие задачи,такие как: создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех обучающихся; помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетенции, психологической культуры педагогов, обучающихся, родителей. Для решения этих задач в условиях инклюзивной школы возникает необходимость в тьюторстве, которое становится важным ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения. [5]
Нормативно-правовое обеспечение деятельности тьютора в инклюзивной практике. В настоящее время в России должность «тьютор» закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования приказами Минздравсоцразвития РФ от 05.05.2008 № 216-н и 217-н, зарегистрированных в Минюсте РФ от 22.05.2008 № 11731 и 11725 соответственно.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761-н, зарегистрированном в Минюсте РФ от 06.10.2010 № 18638, специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих», в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования», где определены требования к квалификации тьютора: высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы педагогической работы не менее 2 лет.
На основании вышеуказанных документов, а также в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказами Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 № 593, Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее – ФГОС ОВЗ, Минтруда и соцзащиты РФ от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», положение о тьюторе разрабатывается образовательной организацией.
В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду, это педагог, осуществляющий индивидуальную работу с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации, он помогает самоопределению и самореализации школьников в их дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у них эмоционально-ценностного отношения к действительности. Далеко не каждый педагог может выполнять функции сопровождающего ребенка с ОВЗ. «Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка, достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки» (Е. Э. Петрова).
В связи с ростом доли обучающихся с особенностями развития можно констатировать, что на сегодняшний день вопрос необходимости осуществления особого, индивидуального подхода для детей с ОВЗ в решении образовательных задач является достаточно актуальным. Это подразумевает, что «объектом сопровождения становиться сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ОВЗ, но и его семью, сформировать вокруг ребенка толерантную к нему социокультурную среду. Кроме того, тьютор в инклюзивном образовании может учитывать потребности всех участников, стать платформой для приобретения ими представлений в области регулирования человеческих отношений, формирования качества толерантности, что позволит более успешно решать вопросы адаптации детей с ОВЗ в современном мире» (Н. Н. Зыбарева).
Согласно п. 3 статьи 79 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон, организация получения образования обучающимися с ОВЗ осуществляется в образовательных организациях при создании в них специальных условий для получения образования путем предоставления услуг ассистента (помощника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. [4]
Сопровождение ассистентом ребенка-инвалида, как правило, определяется для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями зрения и при сочетанных (множественных) нарушениях. В то же время, предоставление услуг тьютора определяется исходя из особенностей поведения ребенка, необходимости помощи в реализации АОП при составлении индивидуального учебного плана. Поскольку у тьютора и ассистента различные функциональные обязанности и квалификационные характеристики, то иногда бывает необходимо сопровождение и того и другого. Целесообразность предоставления услуг тьютора для ребенка с РАС, или отсутствие необходимости в нем в доступной форме объясняют родителям.
В методических рекомендациях по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07)разъясняется следующее: «…можно предположить, что к данному моменту реальных разграничений функций этих специалистов (тьютора и ассистента-помощника) нет. Однако это неверно. В системе социальной защиты есть должность сопровождающего, который может не иметь высшего психологического или педагогического образования, именно он и может оказать техническую помощь обучающемуся с инвалидностью. Имеющийся опыт разработки положения о сопровождении детей с инвалидностью в процессе обучения говорит о необходимости введения персонального ассистента, в расчете одна единица на двух детей, нуждающихся в персональном сопровождении».
В 2017 году были утверждены профессиональные стандарты для ассистента и тьютора. Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 12 апреля 2017 г. № 351н «Об утверждении профессионального стандарта «ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья».
Кроме того, в штатное расписание могут быть введены штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента. Помимо педагогических работников, в оказании помощи детям с ОВЗ должны принимать участие медицинские работники. При недостаточности кадровых ресурсов образовательная организация может использовать потенциал сетевого взаимодействия.».
согласно п. 29 «в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам,допускается:
— совместное обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;
— совместное обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребёнка в один класс). [3]
Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение. [4]
Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор).
В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», регламентирующим деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК, ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Согласно ФГОС ОВЗ, тьюторское сопровождение рекомендуется заключением ПМПК только некоторым группам детей (обучающимся по варианту АООП 8.1, детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития, например, АООП 8.4. Организация сопровождения других групп детей с ОВЗ, обучающихся по вариантам АООП, в которых сопровождение не является обязательным, остается на усмотрение и принятие решений непосредственно образовательной организацией).
Наличие статуса «ребенок-инвалид», в соответствии с Законом об образовании, позволяет образовательной организации получить на обучение такого ребенка дополнительное финансирование, чтобы привлечь тьютора или ассистента. [4]
Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 года № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями», в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПРА,руководители МСЭ осуществляют взаимодействие с ПМПК посредством:
направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка);
приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.
Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника, тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, — ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.
Особенности сопровождения детей с ОВЗ различных категорий.
Дети с ОВЗ, поступающие в образовательную организацию,имеют разные нарушения развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, задержкой и комплексными нарушениями развития.Различия чрезвычайно велики: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимыми тяжелыми нарушениями; от детей, способных при поддержке обучаться на равных со сверстниками, или нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. В ходе развития ребенка также возникают вторичные по своему характеру нарушения. Поэтому уровень психического развития будет зависеть от качества его дальнейшего развития и воспитания.
На развитие ребенка с ОВЗ влияют следующие факторы:
1. Вид нарушения (тип).
2. Степень и качество первичного дефекта.
3. Время возникновения первичного дефекта.
4. Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды.
Таким образом, тьютору необходимо понимать и учитывать не только индивидуальные особенности ребенка, но и особенности, вызванные его нозологией. Тьютор должен знать основную специфику работы с конкретным ребенком, а также знать, к кому из необходимых ребенку специалистов он сможет обратиться в случае необходимости.
Этапы организации тьюторского сопровождения. [3] Индивидуальное сопровождение тьютором ребенка, поступившего в образовательную организацию, имеет общие этапы, которые подходят как для детей с ОВЗ, так и детей с нормой:
сбор информации о ребенке;
анализ полученной информации и собственные наблюдения;
совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;
решение поставленных задач;
анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.
Дальнейшая работа с ребенком ведется в случае выявления проблем или особенностей в развитии ребенка.
Существуют этапы сопровождения ребенка с ОВЗ в рамках инклюзивной практики в образовательной организации.
1.Предварительный этап: запрос на сопровождение, заявление родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК, знакомство с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой, утвержденным образовательным маршрутом.
2.Знакомство и установление контакта: знакомство с ребенком и его семьей, с особенностями ребенка, его интересами, сильными и слабыми сторонами своего подопечного; наблюдение за ребенком и его окружением; знакомство с деталями, касающимися поведения ребенка, уровнем развития его социально-бытовых представлений. Тьютору необходимо дать почувствовать родителям, что он заинтересован в работе с их ребенком и искренне нацелен на положительный результат.
3.Этап адаптации: ведется повседневная, последовательная работа тьютора и обучающегося по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь, включение ребенка в учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией также понимается приспособление помещений школы, режима дня, учебных программ и методических пособий к нуждам ребенка с особенностями развития.
4. Основной этап. В условиях постоянного получения положительной эмоциональной поддержки ребенок успешнее адаптируется к новой для него среде. Тогда ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Это этап взаимодействия с ребенком по поводу и в ходе обучения, оценка первых результатов. Работа тьютора на данном этапе направляется в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения, а также на поддержку мотивации ребенка, возможности почувствовать свои успехи.
На данном этапе проводится диагностика в процессе обучения и наблюдения в ходе внеклассной деятельности, дается анализ и оценка первых результатов, оценка ресурсов и дефицитов в интеллектуальной, коммуникативной и других сферах деятельности ребенка, при необходимости вносятся корректировки в ИОП.
5. На завершающем этапе тьютор постепенно выходит из посреднической роли, предоставляя ребенку максимальную самостоятельность в учебе с последующей оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием эффективности его работы. Тогда уменьшение нуждаемости ребенком в тьюторе, позволит специалисту помогать и другим детям тоже.
В целях эффективности работы тьютора и охвата большего количества детей, подбирать детей в детский коллектив желательно, учитывая их особенности и специфику нарушения, то есть, например, чтобы в классе не оказалось двух и более гиперактивных учеников. Если тьюторант (обучающийся, реализующий в условиях тьюторского сопровождения индивидуальную образовательную программу) уже начинает справляться с занятиями самостоятельно (например, на уроках физкультуры, труда, то тьютор в это время может заниматься индивидуально с учеником, который пока не имеет достаточного уровня самоконтроля.
Таким образом, в условиях инклюзивной практики, есть необходимость в развитии тьюторства, так как оно является важным ресурсом создания гибкой, эффективной, ориентированной на ребенка с ОВЗ системы образования. Тьюторство будет способствовать повышению качества образования в условиях инклюзии, успешной адаптации к жизни в обществе и включении ребенка в образовательный процесс с наибольшей самостоятельностью.
Интеграция образовательной области «Физическое развитие» в других образовательных областях в условиях реализации ФГОС Интеграция образовательной области «Физическое развитие» в других образовательных областях в условиях реализации ФГОС». Все, чему учат.
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы.
Организация и содержание инклюзивной практики Организация и содержание инклюзивной практики В современном обществе, все чаще и чаще встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Семинар: «Особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС» Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания,.
Психологическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа Психологическое.
Тьюторское сопровождение как современная технология Современным ФГОС дошкольного образования установлено, что один из основных принципов образования — индивидуализация, которая понимается.
Управление документооборотом в образовательных организациях Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012) образовательные организации делятся на типы в соответствии с образовательными.
Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС ДО Муниципальное автономное дошкольное учреждение «Центр развития ребёнка детский сад №17» Интеграция образовательных областей.
Особенности социализации ребенка с ОВЗ в ДОУ в условиях реализации ФГОС Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной.
Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО Экологическое воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей в условиях реализации ФГОС ДО Мир, окружающий ребенка,.