в чем может проявляться тенденция интернационализации образования
Статья «Основные подходы к трактовке качества образования. Диверсификация и интернационализация образования» Примеры их практического воплощения.
Основные подходы к трактовке качества образования. Что представляют собой диверсификация и интернационализация образования. Примеры их практического воплощения.
В образовании качество обычно рассматривается не только как результат деятельности, но и как процесс, направленный на достижение запланированных результатов с учетом внутреннего потенциала и внешних условий объекта.
Под качеством образования понимают характеристику системы образования, отражающую степень соответствия реально достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям обучаемых.
Главной идеей современного развития теории и практики управлением качеством образования является отказ от традиционного подхода, при котором управление образовательным процессом осуществлялось по оценкам конечного результата. В наше время приоритеты при трактовке качества результатов образования сместились на характеристику способностей выпускника к адаптации в обществе, развитие его когнитивных и креативных способностей, формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры. При оценке качества учебных достижений учащихся на первый план выходит не объем усвоенных знаний или алгоритмы их воспроизведения по образцам, а ключевые компетенции, творческий подход к решению учебных и жизненных проблем, умения самостоятельно приобретать знания и применять их.
На фоне этих изменений возникло новое определение качества образования, как комплекс характеристик результатов образовательного процесса, определяющих последовательное, эффективное формирование компетентности, профессионального сознания, организационной культуры, способности к самообразованию. В учебном процессе появляется возможность констатировать наличие качественных знаний в тех случаях, когда реализуемый уровень учебных достижений близок к планируемому, выступающему в роли критерия и заданному в виде требований ФГОС.
При оценке качества результатов образования необходимо накапливать данные о познавательной творческой активности, уровне сформированности компетенций, освоенных знаниях и умениях. Важно помнить об учебных достижениях учащихся на протяжении всего периода обучения, фиксировать эти данные для анализа прироста качества в виде описательной статистики и различных документов на количественном и качественном уровнях измерения.
Требования к качеству образования и его понимание изменяются по мере развития общества, экономики и науки. В настоящее время наиболее плодотворным можно считать понимание качества образования, в котором объединены компетентностный и динамический подходы, которые позволяют сформировать требования к качеству, адекватные современным тенденциям в изменении целей образования, запросов обучающихся, общества и рынка труда, применять педагогические измерения и получать оценки тех позитивных изменений в результатах образования, которые можно соотнести с принятой инновационной трактовкой показателей качества образования.
Примером диверсификации высшего образования является также многообразие квалификаций, их эквивалентность при равенстве дипломов и сертификатов, разнообразие уровней и подуровней образования, базы и сроков подготовки и переподготовки специалистов.
Новый подход к образованию влечет за собой интеграцию общественной, экономической жизни, сближает разные национальности и культуры. В современном обществе происходит интернационализация образования.
Примером интернационализации образования можно назвать обмен студентами и преподавателями различных стран, а также разработка учебными заведениями специальных программ международного уровня, формирование стандартов качества обучения, двойной диплом (совместный), который по соглашению сторон котируется в других странах, имеет ту же силу, переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавр/магистр), информатизация обучения и переход на дистанционное обучение.
Мир стремительно развивается, и в рамках каждой отдельной страны уже не умещает свои растущие потребности. Жизнь требует объединить опыт, силы и возможности для продвижения к новым горизонтам. Данное явление наблюдается также и в современном образовании. Интернационализация образования – это следствие глобализации всего современного мира. Новый подход к образованию влечет за собой интеграцию общественной, экономической жизни, сближает разные национальности и культуры. В конечном итоге мир от этого выигрывает по всем направлениям.
Взаимовыгодное сотрудничество
В мире существует огромная конкуренция за право быть лидерами в той или иной области. И в этой конкурирующей ситуации находится также образование. В современном обществе происходит интернационализация образования, обеспечивающая международное образовательное сотрудничество. В выигрышной ситуации оказываются те образовательные учреждения, которые интересны студентам из разных стран.
Они предоставляют возможности для получения того уровня знаний и тех профессий, которые востребованы всюду. Переход к сотрудничеству значительно повышает шансы выиграть в конкурентной борьбе за право быть лидерами в образовании. Интеграционные процессы происходят как в Европе, так и в странах Азиатско-Тихоокеанского образовательного пространства, а также в таких объединениях как БРИКС, ШОС, СНГ. Таким образом, интернационализация образования – это один из факторов международного образовательного сотрудничества. А сотрудничество важнее борьбы за лидерство. Тем не менее, в лидерах оказываются те, кто быстрее и успешнее интегрируется в мировое общеобразовательное пространство.
Интеграция во всем
Интегрирование образования охватывает весь спектр преподавательской деятельности. Касается это образовательных программ и стандартов, системы аттестаций и контроля над качеством обучения, обучающих технологий и менеджмента. Интернационализация рассматривается ведущими государствами как одно из основных направлений развития самой образовательной политики. И при ее разработке учитывают очень широкий перечень внешних и внутренних факторов: национальные интересы, мировой рынок труда с анализом на перспективу, а также реальные потребности и возможности собственной системы образования. Таким образом, интернационализация процесса образования объединяет все виды и формы деятельности конкретно взятых стран и их учебных заведений, при этом предусматривая международное взаимодействие на уровне систем образования, учебных заведений и преподавателей. Популярность интернационализации образования привела к появлению множества форм интеграции и к возможности их структурировать.
Объединение с учетом особенностей
Перенимая опыт зарубежных стран, конкретно взятое учебное заведение должно учитывать собственные материальные возможности, наличие необходимой учебной базы, и ни в коем случае не забывать традиции и достижения собственной системы образования. Критерием целесообразности вносимых изменений служит показатель качества обучения, не ниже того, что дается в аналогичных зарубежных образовательных учреждениях. Также уровень подготовки будущих специалистов должен соответствовать требованиям рынка труда данной страны.
К примеру, российские образовательные учреждения должны учитывать, в первую очередь, потребности отечественного рынка в тех или иных специалистах. Интернационализация образования предполагает также мобильность внутреннюю и внешнюю. Внутреннюю – это, когда не выходя за рамки границ своей страны, учебные заведения разрабатывают специальные программы международного уровня, формируются стандарты качества обучения. Внешняя мобильность – это обмен студентами и преподавателями. Пожалуй, это основной по масштабам показатель интеграции высшего образования.
Мобильность учебных программ
Есть и другие не менее важные показатели. Разработаны и успешно практикуются несколько форм интернационализации современного образования, посредством которых происходит мобильность учебных программ. Среди них:
Разные уровни и формы
Глобализация и интернационализация образования выражается на 4 уровнях:
И на каждом уровне существуют свои формы реализации. Глобальный уровень (государственный) должен опираться на возможности и потенциал собственных учебных заведений, особенности культуры и традиций страны, материальную базу. В этом случае использование зарубежного опыта приносит желаемый результат.
Болонская декларация
Интернационализация процесса образования, естественно, затронула в том числе и Россию, которая должна была войти в общую европейскую систему образования. В 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, которая обязала всех участников перейти в течение десяти лет на общие для всех правила.
Болонское объединение имело целью значительно повысить конкурентоспособность европейских высших учебных заведений, максимально расширить возможности для студентов при выборе места обучения и сделать более легким дальнейший процесс поиска работы после окончания обучения в любой европейской стране. Россия пока что занимает небольшое место в рассматриваемом европейском образовательном пространстве. Но, необходимо отметить, что начало новому пути положено и определенные результаты уже достигнуты.
Положительные моменты
Одним словом, когда в современном обществе происходит интернационализация образования, выигрывают от этого все. Но нельзя забывать о другом моменте – каждая страна старается удержать у себя наиболее талантливую молодежь, предлагая более выгодные условия обучения, гарантированное трудоустройство и достойную оплату труда после окончания вуза.
Проблемы вхождения
Вхождение России в международное образовательное пространство сопровождается определенными трудностями. Россия имеет собственные традиции в обучении, наше образование всегда отличалось от европейского. Если в ряде других стран зачастую не придается особого значения расписанию, учебные программы носят неопределенный характер, то в России всегда существовали Государственные стандарты обучения, программы четко структурированы, а расписание стабильное. Российское образование также базируется на национальных, культурных и педагогических ценностях, имеет глубокие исторические формы и основывается на российском менталитете.
Интернационализация системы образования в России столкнулась также с проблемой языкового барьера. В западных странах почти все студенты свободно говорят на английском, российским студентам требуется перевод всех программ. Еще одна проблема – система кредитов (зачетных учебных единиц), которая у нас пока не разработана. В странах запада студенты имеют единую систему образования, могут свободно перемещаться из университета в университет по разным странам, обучаться нескольким специальностям. И еще одно препятствие – отсутствие должной мобильности студентов и преподавателей. У нас еще не создана необходимая инфраструктура для иностранных студентов и преподавательский состав не готов обучать студентов из других стран, так как нет должной языковой подготовки.
Использовать то, в чем сильны
Безусловно, Россия в некоторых науках имеет неоспоримые преимущества (физика, математика, информатика, биология и т.д.), и с этим надо уверенно и более активно выходить на международный рынок образовательных услуг. Стоит активнее привлекать иностранных студентов к изучению этих наук. Но, к сожалению, затраты на подготовку таких специалистов в российских вузах значительно ниже, чем в европейских странах. Необходимо содействие в интернационализации высшего образования по таким направлениям, как:
Что привлекает студентов
География и масштабы мобильных потоков студентов меняется вместе с мировой экономикой. Все больше фокус смещается на Восток. Интересны для студентов Австралия, Новая Зеландия, а также университеты в странах Юго-Восточной Азии. И хотя по-прежнему основными центрами притяжения мобильных студентов остаются страны Европы и США, тенденция интернационализации образования в Юго-Восточных странах набирает темпы. Одним из важных факторов при выборе вуза для студентов является языковой.
Чаще всего молодые люди выбирают англо-, франко-, германоязычные страны, а также русско- и испаноговорящие государства. Чтобы не отставать в конкурентной борьбе за талантливую молодежь, многие вузы предлагают англоязычное обучение. Потому что английский язык наиболее распространен в мире. Также на выбор страны обучения влияет качество программ, иммиграционная перспектива, финансовая поддержка студентов. И, конечно же, важнейшим фактором выбора места обучения является стоимость образовательных услуг.
Не останавливаться на достигнутом
Одним из ярких примеров вхождения России в общемировую образовательную систему является Российский университет дружбы народов. Углубление и расширение процессов интернационализации в этом вузе продиктовано самой жизнью и усиливающейся конкуренции на рынке образовательных услуг. И всем вузам, желающим интегрировать в мировое образовательное пространство, следует приложить максимум усилий и понести значительные затраты.
Дополнительные средства требуются на улучшение собственного образовательного продукта, а также на маркетинговые исследования рынка образовательных услуг. И на многие другие необходимые вещи, без которых немыслима качественная подготовка будущих специалистов, востребованных во всех развитых странах. Интернационализация образования – это гарант будущего любого уважающего себя университета.
Интернационализация высшего образования: глобальные тенденции и перспективы
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Феномен интернационализации высшего образования стремительно распространился по всему миру с начала 1990 г., когда многие образовательные организации стали включать этот вопрос в собственную повестку дня. По мере развития интернационализация помогала содействовать решению актуальных социальных проблем и поиску ответов на новые глобальные вызовы. Для прогнозирования возможных последствий интернационализации в сфере высшего образования необходимо оценить накопленный опыт, определить, какие факторы в большей степени влияют на ее динамику. Именно об этом рассуждают в своей научной статье «Интернационализация высшего образования: глобальные тренды и рекомендации относительно ее будущего» голландский ученый и директор Центра по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже Ханс де Вит и американский ученый и профессор Бостонского колледжа Филип Альтбах.
Интернационализация высшего образования, по мнению Ф. Альтбаха и Ханса де Вита, вступает в новую фазу. Осуществляется переход от внешней интернационализации с сильным акцентом на небольшую элиту мобильных студентов, преподавателей и программ к внутренней интернационализации, открытой для всех членов академического сообщества. Ученые уверены в том, что этот процесс продолжит эволюционировать, в связи с чем предлагает ряд рекомендаций для обеспечения его стабильного развития. Среди них они отмечают стимулирование обучения иностранным языкам, межкультурным компетенциям и глобальному гражданскому образованию; связи инициатив по интернационализации с целями устойчивого развития; развитие более инклюзивной формы интернационализации, учитывающей проблемы этического характера, которые есть в сфере высшего образования, а не только проблемы, связанные с финансовой и внешней деятельностью вузов. Также, по мнению ученых, следует уменьшить чрезмерную коммерциализацию интернационализации и лучше регулировать участие в этом процессе коммерческих компаний, обеспечить более доступную мобильность в этой сфере для коренных народов, беженцев и мигрантов, уделять больше внимания интернационализации учебных программ и педагогического образования, стремиться к более комплексному подходу, учитывающему различные аспекты интернационализации (включая национальные, региональные, и местные) и использовать новые технологические возможности.
Феномен интернационализации высшего образования стремительно распространился по всему миру с начала 1990 г., когда многие образовательные организации стали включать этот вопрос в собственную повестку дня. По мере развития интернационализация помогала содействовать решению актуальных социальных проблем и поиску ответов на новые глобальные вызовы. Для прогнозирования возможных последствий интернационализации в сфере высшего образования необходимо оценить накопленный опыт, определить, какие факторы в большей степени влияют на ее динамику. Именно об этом рассуждают в своей научной статье «Интернационализация высшего образования: глобальные тренды и рекомендации относительно ее будущего» голландский ученый и директор Центра по изучению международного высшего образования при Бостонском колледже Ханс де Вит и американский ученый и профессор Бостонского колледжа Филип Альтбах.
Интернационализация в исторической перспективе
Признаки интернационализации образования на европейском пространстве можно заметить еще в период Средневековья. Однако университеты в понимании, близком к современному, стали появляться только в XVIII–XIX вв. Они становились учреждениями, которые удовлетворяли профессиональные потребности и идеологические требования новых европейских государств. Авторы выделяют три аспекта интернационализации того периода: экспорт систем высшего образования, распространение научных исследований и индивидуальная мобильность студентов и ученых.
Несомненно, мировые войны и конфликты XX в. наложили свой отпечаток на развитие интернационализации высшего образования на мировой арене, ускорив его темпы. Так, в период холодной войны международные образовательные программы управлялись в большей степени национальными правительствами, нежели университетами. В целях развития этой сферы стали подписываться соглашения в области культурного и академического сотрудничества. Эти процессы были запущены в США и Великобритании, за ними последовали Австралия и Канада. Активнее всего этот процесс развивался в Европе, где в 1970-х гг. были реализованы такие образовательные программы как Erasmus, которые оказали наибольшее влияние на интернационализацию и реформу высшего образования в целом. Уже к концу столетия этот феномен превратился из локального в глобальный, распространившись по всему миру.
Основные факторы и тенденции в области высшего образования, влияющие на политику интернационализации и мобильности
В настоящий момент авторы предлагают рассматривать интернационализацию в более широком контексте меняющейся роли и положения высшего образования в мире. Причем рассматривать ее не в качестве цели, а как средство для повышения качества образования в мире, проводимых научных исследований и т.д.
Возвращаясь к теме динамики интернационализации, авторы описывают основные тенденции и характеристики этого процесса, наблюдавшиеся в последние 30 лет:
Среди основных институциональных стратегий Ханс де Вит и Ф. Альтбах выделяют расширение международного сотрудничества и наращивание интеллектуального потенциала, а также повышение качества преподавания и обучения. Так, некоторые страны стремятся улучшить условия в вузах для прибывающих иностранных студентов, другие укрепляют сотрудничество с зарубежными университетами для предоставления стажировок студентам, третьи улучшают качество преподавания иностранных языков и т.д.
Безусловно, существуют и проблемы на пути развития интернационализации, такие как недостаток финансовых ресурсов, административные или бюрократические трудности, конфликт между краткосрочным и долгосрочным (всеобъемлющим) подходом к процессу интернационализации, ориентированным на глобальное обучение для всех. Но государства активно работают над национальной политикой в сфере высшего образования, чтобы решить эти проблемы или уменьшить риск возникновения новых в будущем. В отдельных странах создаются механизмы поддержки интернационализации вузов. И это лишь часть того, что предпринимают министерства образования и иностранных дел на данный момент.
Мобильность в интернационализации
Повышение мобильности студентов остается одним из главных факторов развития интернационализации образования, несмотря на сложности, связанные с эпидемией коронавируса.
Увеличение числа мобильных студентов идет в русле с общим ростом числа студентов по всему миру. Но помимо студенческой мобильности существует мобильность академического персонала, программ обучения (например, программ двойного диплома) и, конечно же, онлайн-мобильность. Последняя тесно связана с использованием новых технологий (дистанционное обучение, цифровизация образования и пр.) и в современных реалиях развивается наиболее активно.
Хотя большее внимание странами сейчас уделяется внешней интернационализации, об элементах которой говорилось выше, все большую популярность набирает тенденция внутренней интернационализации, а именно интернационализация учебных программ и исследований, преподавания и обучения. Этот процесс становится ключевым стратегическим компонентом политики и практики многих государств. Сам феномен интернационализации науки, включающий в себя, главным образом, интернационализацию высшего образования и научных исследований, предполагает не только широкое международное сотрудничество, но и конкуренцию (ярким примером является утечка мозгов). Для развития потенциала в этой сфере большое внимание следует уделять долгосрочному планированию развития исследовательской инфраструктуры, разработке новых исследовательских платформ, улучшению координации между исследовательскими подразделениями, а также росту финансирования различных исследований, патентов и т.д. Не менее важно расширение сотрудничества внутри научного международного сообщества. Поскольку талантливые ученые и докторанты — это международный человеческий капитал, который требует поддержки на государственном и корпоративном уровнях для того, чтобы интернационализация науки продолжала развиваться и приносила свои плоды.
Рекомендации относительно будущего интернационализации
Интернационализация высшего образования, по мнению Ф. Альтбаха и Ханса де Вита, вступает в новую фазу. Осуществляется переход от внешней интернационализации с сильным акцентом на небольшую элиту мобильных студентов, преподавателей и программ к внутренней интернационализации, открытой для всех членов академического сообщества. Ученые уверены в том, что этот процесс продолжит эволюционировать, в связи с чем предлагает ряд рекомендаций для обеспечения его стабильного развития. Среди них они отмечают стимулирование обучения иностранным языкам, межкультурным компетенциям и глобальному гражданскому образованию; связи инициатив по интернационализации с целями устойчивого развития; развитие более инклюзивной формы интернационализации, учитывающей проблемы этического характера, которые есть в сфере высшего образования, а не только проблемы, связанные с финансовой и внешней деятельностью вузов. Также, по мнению ученых, следует уменьшить чрезмерную коммерциализацию интернационализации и лучше регулировать участие в этом процессе коммерческих компаний, обеспечить более доступную мобильность в этой сфере для коренных народов, беженцев и мигрантов, уделять больше внимания интернационализации учебных программ и педагогического образования, стремиться к более комплексному подходу, учитывающему различные аспекты интернационализации (включая национальные, региональные, и местные) и использовать новые технологические возможности.
Нынешние кризисы в мире и в сфере высшего образования, связанные в том числе с распространением COVID-19, ростом национал-популистских движений, изменением климата, ростом геополитической напряженности, с одной стороны, затруднят реализацию предложенных рекомендаций, но они также могут рассматриваться в качестве возможностей или даже факторов, способствующих развитию высшего образования.
Три вопроса к концепции интернационализации образования
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Магистр социологии (МГУ), независимый эксперт
Коллективная монография «Императивы интернационализации» (отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева) — одно из наиболее заметных изданий в области изучения проблем интернационализации образования. Монография опубликована в 2013 г., но ее основные вопросы не потеряли актуальность за прошедшие семь лет.
Мы обратимся к главе Э. Джонса и Х. де Вита: «Глобализация интернационализации: размышления об устоявшейся концепции». Это монументальный труд, затрагивающий вопросы, без которых само осмысление интернационализации было бы невозможным. Авторы верифицируют свою позицию, подтверждая ее множеством источников, но некоторые вопросы интернационализации, заданные в 2013-м г., все еще остаются без ответа.
Введение в монографии подготовлено И.В. Аржановой, к.и.н., директором Национального фонда подготовки кадров. По ее мнению, «глобализация является катализатором растущей конкуренции», вводя тем самым фактор конкуренции в проблемное поле монографии. Автор отмечает подход к развитию систем образования как «новых сфер влияния» на государственном уровне через реализацию национальных стратегий.
Коллективная монография «Императивы интернационализации» (отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева) — одно из наиболее заметных изданий в области изучения проблем интернационализации образования. Монография опубликована в 2013 г., но ее основные вопросы не потеряли актуальность за прошедшие семь лет.
Мы обратимся к главе Э. Джонса и Х. де Вита: «Глобализация интернационализации: размышления об устоявшейся концепции». Это монументальный труд, затрагивающий вопросы, без которых само осмысление интернационализации было бы невозможным. Авторы верифицируют свою позицию, подтверждая ее множеством источников, но некоторые вопросы интернационализации, заданные в 2013-м г., все еще остаются без ответа.
Введение в монографии подготовлено И.В. Аржановой, к.и.н., директором Национального фонда подготовки кадров. По ее мнению, «глобализация является катализатором растущей конкуренции», вводя тем самым фактор конкуренции в проблемное поле монографии. Автор отмечает подход к развитию систем образования как «новых сфер влияния» на государственном уровне через реализацию национальных стратегий.
И.В. Аржанова ставит два вопроса перед Э. Джонсом и Х. де Витом. Первое, что она отмечает, это стремление авторов к «более точной интерпретации и практической реализации» понятия «глобальной интернационализации». Второй вопрос — определение «возможных последствий использования разнообразных подходов и интерпретаций понятия и их будущего влияния на развитие интернационализации».
Структура текста первой главы включает в себя три параграфа. В первом параграфе «Предварительные замечания» авторы прослеживают историческую трансформацию понимания термина «интернационализация». Э. Джонс и Х. де Вит признают, что им неизвестно, когда именно понятие «международное образование» трансформировалось в термин «интернационализация», но обозначают явную потребность в разделении этих понятий.
Авторы соглашаются с определением, данным Дж. Найт. Они отмечают, что ее определение «одно из широко признанных и используемых сегодня». Дж. Найт понимает интернационализацию как «процесс встраивания международного, межкультурного и глобального измерения в цели, функции и процессы высшего образования». Х. де Вит и Э. Джонс объясняют свое предпочтение в выборе терминологического подхода тем, что «именно это определение стало стимулом к своего рода мировоззренческому сдвигу: под интернационализацией стали понимать процесс в противовес понятию “международное образование”, ориентированному на конечный продукт». Х. де Вит доказывает необходимость переосмысления интернационализации.
Разбирая региональные кейсы, Э. Джонс и Х. де Вит с нескрываемым восхищением исследуют австралийские, британские и американские кейсы интернационализации. В параграфе находится место и для описания опыта «других стран». В этот блок попали государства Восточной и Юго-Восточной Азии, страны Африки и Ближнего Востока, Бразилия и др. Лидирующие позиции в привлечении иностранных студентов в эти государства, по мнению авторов, достигаются за счет расположения на их территориях кампусов иностранных университетов. Тем не менее авторы видят интернационализацию развивающихся стран не только в неоколониальном ключе. Авторы не отрицают, что развивающиеся страны становятся не только поставщиками студентов, но и принимающей стороной. Эта тенденция снижает влияние западного дискурса на интернационализацию.
Первая глава завершается разбором существующих теоретических подходов к интернационализации. Авторы выделяют внутри понятия интернационализации два разнонаправленных вектора. Подтверждение теоретической состоятельности такого подхода они находят у Дж. Найт. Она выделяет два независимых направления внутри интернационализации высшего образования. Первый — «интернационализация дома» — включает в себя развитие и расширение кругозора национальных студентов, формирование у них «понимания международного контекста и межкультурных навыков». Второе направление развития понятия интернационализации — «интернационализация за рубежом». Она представляет собой все формы трансграничного образования, включая академическую мобильность и мобильность образовательных программ. Состоятельность такого подхода небезоговорочна, но подтверждается схожими исследованиями других ученых.
В то же время авторы ставят под сомнение тезис Дж. Найт о разделении интернационализации на «домашнюю» и «зарубежную». Х. де Вит отмечает, что попытки придать понятию «интернационализация» новые метки, добавить ей эпитетов и любыми другими способами углубить и расширить термин — стремление понятное, но не новое. Это помогает теоретическим изысканиям вокруг термина, но не способствует развитию самой интернационализации. Х. де Вит предлагает свое видение направлений внутри интернационализации. В ответ на его «определение определения» Э. Джонс предлагает готовить почву для практик интернационализации, «сконцентрироваться на будущих действиях, а не будущих дискуссиях». Э. Джонс составил «10 индикаторов», позволяющих распознать университет, который достиг интернационализации. Несмотря на абсолютно разные подходы к определению интернационализации у де Вит и Э. Джонса, они сходятся в том, что «базовый подход к интернационализации как комплексному и всеобъемлющему процессу широко поддерживается».
В завершение авторы приводят «8 приоритетов интернационализации», в первую очередь исключающие только западный подход к интернационализации, подчеркивают ее процессуальность.
По сути вся первая глава сводится к высказыванию тезиса, который можно сформулировать следующим образом: деятельность университета на международном уровне не равна интернационализации. Интернационализация шире международной деятельности университета, т.к. включает в себя международное измерение. Интернационализация не является международным измерением, она ориентирована не результативно, но процессуально. Задача интернационализации — долгосрочные результаты и последствия. Авторы заключают: «вместо того, чтобы хвастаться количеством студентов, курсов, читаемых на иностранном языке, и делать абстрактные заявления о превращении студентов в граждан мира, мы хотим сосредоточиться на результатах их обучения».
Развивая идею о «процессуальной» интернационализации, авторы ставят перед собой два вопроса. Первый они формулируют в следующем виде: «наиболее правильным будет объяснить, что подразумевает и что не подразумевает под собой интернационализация». Другими словами, авторы предлагают разработать список категорий, включенных и исключенных из понятия. Это первый безответный вопрос в главе. Создается впечатление, что ответ, этот «волшебный список», раскрывающий суть интернационализации, ее чек-лист, будто спрятан за текстом, описаниями споров ученых. Он словно между строк, но формально его нигде нет: читая, собираешь его по крупицам, но он всегда ускользает, прячась за фразами о том, что «доминирующим подходом к интернационализации в настоящее время остается в большей степени деятельностный, или даже институциональный подход».
Такие высказывания рождают новые вопросы: если не деятельностный подход, если не количественные показатели, если не программы повышения конкурентоспособности (вроде российской «5-100») — то из чего именно будет складываться процесс интернационализации, какие элементы и шаги он будет включать в себя, как будет оцениваться? Авторы не предлагают никакого решения, но они предложили формулу (интернационализация равно процесс) и предложили результаты (10 индикаторов «всеобъемлющей» и «всепроникающей» интернационализации Э. Джонса). Теоретические подходы, которыми авторы предлагают заполнить пропасть между задачей и результатами, выглядят уязвимо, и, как представляется, ни одна из предложенных идей не укладывает явление интернационализации в логическую схему. Однако главная задача «Императивов интернационализации» выполнена: проблема сформулирована так остро и точно, что ее нельзя игнорировать.
Вопрос, заданный авторами, сводится к вечному «что делать?». Отвечая на него, Э. Джонс и Х. де Вит прибегают к успешным кейсам интернационализации университетов в разных странах и приходят к тому, что «требуется понять, являются ли различные содержательные и региональные интерпретации и практики интернационализации стимулами или сдерживающими факторами достижения большей эффективности интернационализации». Это предложение формулирует конкретный запрос к процессу интернационализации (авторы вполне убедительно доказывают процессуальность интернационализации).
Первое важное умозаключение из этого предложения — интернационализация должна быть эффективной, т.е. ее субъект (университет) должен качественно отличаться на точке входа в этот процесс и на точке контроля. Я умышленно не говорю «в конце» или в «точке выхода», т. к. признаю, что интернационализация является процессом одного рода с развитием — т.е. бесконечным и непрерывным в самой сути своего существования. Второе важное умозаключение — эффективная интернационализация обусловлена рядом факторов. Факторы обладают категориями региона и содержания, а также могут быть сдерживающими или стимулирующими. Предлагается посмотреть на текст следующего параграфа именно с этой стороны: выделить факторы интернационализации по принципу региональные / содержательные и определить, стимулирующие они или сдерживающие.
Кейс австралийских университетов показывает разнообразие содержательных факторов своей успешной интернационализации. Авторы отмечают подход австралийских университетов, основанный на сотрудничестве и предпринимательстве, сильную поддержку приезжающих на учебу, распространение филиалов своих университетов по всему миру, ориентацию на рынок и отмену обременительных визовых требований для студентов. Все кейсы австралийских университетов — бесценный опыт, но авторы не уделяют внимания сопротивлению, которое пришлось преодолеть. В кейсах Австралии и в разборе британского или американского опыта авторы раскрывают и региональные, и содержательные факторы, но все они исключительно стимулирующие. Кейс Великобритании рассматривается с позиции ценностно-ориентированного подхода. Авторы приводят результаты реализации определенной политики, не выделяя какие-то конкретные факторы. Они отвечают на вопрос «что сделано», но не разбирают «как». В кейсах американских университетов читатель впервые сталкивается с «относительно сдерживающим» фактором. Авторы отмечают, что американские студенты «демонстрируют заметное безразличие к мобильности, выражая заинтересованность только в краткосрочных программах». Однако далее авторы оценивают не конкретные шаги университетов США к тому, чтобы быть достойным игроком на рынке международного образования, но их вклад в мировую дискуссию об интернационализации. Европейский опыт эффективной интернационализации также рассматривается через призму реализации разноуровневых политик.
Сдерживающие факторы собраны в кейсах, описанных под заголовком «Другие страны». В блок «других стран» попали все незападные игроки рынка международного образования, кроме Австралии и Новой Зеландии. Авторы явно обеспокоены их активным присутствием в нише. Одновременно с тем, как университеты «других стран» становятся не только передатчиками, но и приемниками академической мобильности, возрастает интерес к этике, последствиям, результатам интернационализации. Э. Джонс и Х. де Вит признают большие объемы присутствия новых игроков на рынке международного образования, но указывают на их несостоятельность. Именно практики интернационализации, реализуемые «другими странами», воспринимаются авторами критически. Авторы обеспокоены как социальным и экономическим развитием этих стран (хотя внутри выделенной группы эти показатели очень разные), так и новыми запросами рынка труда. Отдельно Э. Джонс и Х. де Вит отмечают возрастающие риски снижения влияния западного дискурса интернационализации и вопросами этики и устойчивости.
Любопытно, что возможные риски и негативные последствия интернационализации впервые в тексте встречаются именно в разборе подходов к интернационализации незападных государств. Непосредственного разбора кейсов здесь нет. Это отличает подход к анализу опыта «других стран», например, от описанного ранее опыта Австралии или США, где авторы приводили либо успешные решения, либо политики, создавшие почву для этих решений. Это можно объяснить двумя способами. Во-первых, под заголовком «другие страны» объединилось без малого половина незападного мира — кейсы будут слишком разные и противоречивые, чтобы их описать. А во-вторых читатель снова оказывается вовлеченным в дискуссию об интернационализации, на этот раз о «. утечке мозгов, гомогенизации культур, конкурентной борьбе университетов…».
Именно этот блок дискуссии авторов выглядит наиболее уязвимым во всем тексте. Первое, что бросается в глаза — в текст о развивающихся странах попали Сингапур, Япония и еще несколько государств с сильнейшими экономиками в мире. Второе — утверждается, что негативные последствия интернационализации угрожают исключительно новым акторам в нише международного образования. Этот тезис можно поставить под сомнение в виду того, что у стран Южной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и других было достаточно времени для анализа опыта западных игроков. Авторы, разбирая кейсы австралийских университетов, в числе стимулирующих факторов интернационализации приводят следующее: «Продвижение и позиционирование на международный рынок не только разнообразных возможностей получения услуг образования, но и всего того, что страна может предложить приезжающим на учебу, вывело Австралию в число ведущих поставщиков услуг международного образования. » Одновременно с этим и Китай, и Япония, и другие участники списка «других стран» могут предложить не только интересные условия для учебы, но и конкурентный рынок труда. Неубедительность приведенного анализа кейсов оправдывается тем, что исследовательский интерес авторов сфокусирован совершенно на другом вопросе. Э. Джонс и Х. де Вит искренне обеспокоены влиянием новых игроков рынка международного образования «на дальнейшее развитие западного дискурса интернационализации, доминирующего в настоящее время, и на практики интернационализации как таковые». Это третий безответный вопрос интернационализации.
Глава заканчивается перечислением рациональных и неоспоримых приоритетов в дальнейшем анализе интернационализации. Они четкие и понятные на грани очевидности, но сталкиваются с той же проблемой, что и разбор региональных кейсов — в большинстве случаев ответ на вопрос «как» остается за текстом. В этом и кроется основная проблема интернационализации, о которой говорят авторы: мы замечаем, что что-то происходит, но не можем объяснить почему. С другой стороны, в условиях абсолютной неопределенности авторы делают очень весомый, значимый и определяющий вывод: интернационализация равна процессу сродни развитию. Останавливаясь в развитии, организм начинает деградировать, так же и университет, останавливаясь в интернационализации, неминуемо откатывается назад. Завершая обзор хочется обратиться к названию главы «Глобализация интернационализации: размышления об устоявшейся концепции» и задать итоговый вопрос — а была ли устоявшаяся концепция?