в чем может проявляться давление группы на личность приведите пример
Групповое давление и конформизм
(1) Определения группового давления и конформизма
Групповое давление — это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение человека. Нормативное влияние характеризуется принятием мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью от группы и стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Групповое давление получило в социальной психологии наименование феномена конформизма. Конформизм (от лат. confor- mis — подобный) — это изменение мнений, установок и поведения под влиянием окружающих.
Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». В повседневной речи понятие приобретает некоторый негативный оттенок. В социально-психологической литературе чаще говорят не о конформизме, а о конформности или конформном поведении, имея в виду чисто психологическую характеристику позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свойственного группе, меру подчинения индивида групповому давлению. Часто употребляется термин «социальное влияние».
1. Определения группового давления и конформизма.
2. Известные исследования конформизма.
3. Внешний и внутренний конформизм.
Противоположными понятию «конформности» являются понятия «независимость», «самостоятельность позиции», «устойчивость к групповому давлению».
(2) Известные исследования конформизма
В классических экспериментах М. Шерифа, С. Аша, Р. Крат- чфилда и С. Милграма было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой подставной группой), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, оценки и поведение.
Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г. Эксперименты эти считаются классическими, несмотря на то, что они подверглись весьма серьезной критике.
Группе студентов предлагалось определить, какой из трех отрезков, изображенных на правой карточке, равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Так, члены подставной группы давали явно «неправильные» ответы, и когда очередь доходила до испытуемого, перед ним стоял выбор — дать правильный ответ или пойти на поводу у группы. В результате, более одной трети (37%) дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение.
Существуют многочисленные модификации экспериментальной методики Аша (например, методика Р. Крачфилда), но суть ее остается неизменной — это метод «подставной группы», причем сама группа набрана специально для целей эксперимента в условиях лаборатории. Поэтому все попытки дать объяснение, как самому феномену, так и степени конформности различных индивидов должны учитывать эту существенную особенность группы.
(3) Внешний и внутренний конформизм
Хорош конформизм или плох? Это один из вопросов, не имеющих научного ответа. Существуют две разновидности конформизма. Внешний конформизм (уступчивость, приспособление) характеризуется внешним согласием с мнением группы или поведением, соответствующим групповым нормам, при котором внутренне человек проявляет несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой. Многие люди в обществе ведут себя так, как принято, при этом, не одобряя в душе то, что делают (например, надевают галстук или платье, хотя это не нравится). Такой не искренний, внешний конформизм называется уступчивостью. Человек уступает для того, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания, если же он подчиняется явно выраженному приказу, это — повиновение. При внешней конформности человек возвращается к своему первоначальному мнению после того, как снимается давление группы.
Внутренний конформизм (одобрение, согласие) характеризуется изменением первоначальной позиции в пользу группы. Другая ситуация — человек искренне верит в то, что его вынуждает делать группа. Такой внутренний конформизм называется одобрением. Одобрение подчас возникает вслед за уступкой.
Внешне сходное «конформное» поведение может иметь в своей основе принципиально разные психологические механизмы. Психологическими механизмами внутреннего конформизма могут служить:
• идентификация (полное или частичное уподобление партнеру по взаимодействию или группе в целом в силу позитивного эмоционального отношения к ним);
• интернализация, т. е. внутреннее усвоение установок и ценностей других людей или группы в целом, принятие их как своих собственных.
При внутренней конформности человек сохраняет мнение группы — оно продолжает быть для него источником ориентации и руководства—даже после того, как группа перестала оказывать давление.
Конформизм зависит от характеристик группы: наибольшую степень конформизма люди проявляют тогда, когда сталкиваются с единодушным мнением трех и более человек, достаточно привлекательных и обладающих высоким статусом.
Наиболее высокий уровень конформизма проявляется также в том случае, когда ответы даются публично и при отсутствии предварительных заявлений.
Уровень конформизма меняется не только в зависимости от ситуации, но и в зависимости от личности. Психология исследовала ряд факторов, определяющих уровень конформизма того или иного человека. Основные из этих факторов — гендер, личность и культура.
Эксперименты показали, что женщины в среднем чуть более конформны, чем мужчины. Данное обстоятельство во многом обусловлено гендерной системой. Гендерные роли предписывают мужчине быть более агрессивным, стремиться к достижению высокого статуса, оказывать влияние, а женщине быть мягкой, уступчивой, заботиться о межличностных отношениях.
Эксперименты, направленные на изучение значения личностных характеристик в проявлении конформизма, выявили, что глобальные характеристики личности не позволяют предсказывать специфические проявления конформизма, хорошо описывают средние тенденции конформности.
Конформизм и подчинение — феномены универсальные. и все же степень их выраженности изменяется от культуры к культуре. Европейская и американская культуры поощряют индивидуализм. Азиатские культуры и культуры стран третьего мира более склонны учить коллективизму. Анализ 133 исследований в 17 странах, проведенный Родом Бондом и Питером Смитом, подтверждает, что культурные ценности оказывают несомненное влияние на уровень конформизма. По сравнение с людьми в индивидуалистских странах коллективисты более восприимчивы к влиянию других.
(4) Задания для самостоятельной работы
(5) Вопросы для самоподготовки
1. Что означает понятие конформизм?
2. Какие виды конформизма выделяют?
3. Какие факторы влияют на проявление конформизма?
Феномен группового давления на личность
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 23:10, курсовая работа
Описание работы
Цель работы: Рассмотреть суть феномена группового давления в малой группе.
Задачи:
Рассмотреть влияние группы на поведение индивида.
Определить суть феномена группового давления.
Изучить факторы, влияющие на конформизм, и причины комфорности.
Содержание работы
Введение. 2
1.Малые группы. 5
2. Влияние группы на поведение индивида. 12
3.Феномен группового давления.
3.1. Суть феномена группового давления. 16
3.2. Факторы, влияющие на конформизм. 23
3.3. Причины конформности. 25
Библиографический список. 32
Файлы: 1 файл
Феномен группового давления.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральное агентство по образованию.
Российский государственный социальный университет.
Курский институт социального образования (филиал РГСУ)
Кафедра: «Психологии и педагогики»
по дисциплине: Социальная психология..
по теме: Феномен группового давления на личность.
выполнил: студент третьего курса очного отделения
на баз среднего образования факультета:
«Социальная работа, психология, педагогика»
специальность «Социальная педагогика»
проверил: к.п.н. Бычихина О. А.
Содержание. 1
Введение. 2
1.Малые группы. 5
2. Влияние группы на поведение индивида. 12
3.Феномен группового давления.
3.1. Суть феномена группового давления. 16
3.2. Факторы, влияющие на конформизм. 23
3.3. Причины конформности. 25
Библиографический список. 32
Введение.
Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Группа является “микросредой” формирования личности. Поэтому, для умелой организации процесса коллективной деятельности, руководитель должен хорошо знать закономерности поведения и деятельности людей в зависимости от включения их в ту или иную социальную группу. Важной практической задачей для руководителя является изучение социальной психологии групп, механизмов ее образования, динамики развития и наиболее эффективных стилей руководства деятельностью группы.
Групповые (социальные) нормы являются стандартом поведения в малой группе, регулятором отношений, которые в ней складываются. В процессе жизнедеятельности группы возникают и развиваются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Характеристикой жизнедеятельности группы является функционирование в ней процессов нормативного поведения, связанного с реализацией групповых норм.
Под нормой понимается стандартизованные нормы поведения, принятые членами группы, они регулируют деятельность группы, как организованной единицы. Функционирование групповых норм непосредственно связано из социальным контролем и поведением индивида. Соблюдение норм обеспечивается соответствующими санкциями.
Признаком социально-психологических явлений в группе является нормативность поведения индивида. Социальные нормы выполняют функции ориентации поведения, её оценки и контроля за ней.
Группы оказывают большее давление на своих членов, усиливая их конформизм. В таких группах наблюдается неравенство между членами; каждый испытывает больше трудностей, стремясь наравне с другими участвовать в обсуждении проблем и влиять на принятие решений. Не удивительно, что члены более крупных групп меньше удовлетворены своей ролью в совместных дискуссиях, чем члены малых групп.
К настоящему времени исследования по конформизму далеко вышли за рамки простого описания экспериментально полученных фактов, занимая промежуточное положение на стыке трех наук: психологии личности, социальной психологии и социологии. Многие исследователи в опытах Аша увидели отражение тех конфликтов и противоречий, которые существуют в отношениях между людьми в современном обществе. Они исходят из определенной концепции, согласно которой общество подразделяется на две резко противоположные группы людей: конформистов и неконформистов («нонконформистов»).
Актуальность проблемы заключается в том, что конформизм объявляется неизбежным результатом развития общества. «Наш век может быть назван веком конформизма», — заявляют Д. Крэч, Р. Кратчфилд и Е. Баллэчей, и дальше: «Есть свидетельства, что современные культуры различаются по степени внедрения склонности к конформности своим членам». «Цена социального принятия есть конформизм и потеря независимости»,— пишет Д. Генри в работе с красноречивым названием «Культура против человека». «Тенденция к конформности — фундаментальное свойство личности», — утверждает Р. Кратчфилд. Также данная проблема недостаточно исследована в развитии современной социальной психологии, и выполняя данную работу, я попытаюсь всесторонне осветить эту тему.
Эпиграфом к работе можно определить слова С.Л. Рубинштейн, который писал: «. мое бытие как субъекта для меня самого опосредствовано, имеет своей необходимой предпосылкой, обусловлено моим бытием как объекта для другого. Значит, дело не только в том, что мое отношение к себе опосредствовано моим отношением к другому (формула Маркса о Петре и Павле), но и в том, что мое отношение к самому себе опосредствовано отношением ко мне другого».
Цель работы: Рассмотреть суть феномена группового давления в малой группе.
Объект работы: Объектом работы является малая группа, изученная с позиции своего влияние на индивида в этой группе.
Предмет работы: Феномен группового давления на личность в малой группе.
Феномен группового давления: как может человек противоречить себе
Феномен группового давления: как может человек противоречить себе
Эксперимент
Изначально этот феномен решил исследовать психолог Соломон Аш, заинтересовавшись тем, насколько человек готов отстаивать свою точку зрения, не получая поддержки от окружающих, а порой и вообще, противостоя им.
В 1951 году он собрал группу испытуемых, задачей которых было определить длину предъявляемой линии. Сделать они это могли, показывая карточки, которые им заранее выдали. На одной было изображено три отрезка с разной длиной, а на второй – один, но точно такой же, как на первой карте. Когда испытуемые проходили этот тест индивидуально, результаты были положительными, все справлялись с заданием
Но Соломону было важно доказать действие давления социума на личность. Пусть даже и в малой группе
Поэтому он поместил испытуемых в одну комнату, вступив заранее в сговор со всеми участниками, оставив лишь одного в неведении. Они должны были намеренно показывать неверные ответы. Чтобы выяснить, поддастся ли под влияние остальных этот единственный не подставной испытуемый. И, как вы могли догадаться, в большинстве случаев личности, не владея информацией о сговоре, давали не правильный ответ. Они опирались на других, игнорируя собственные чувства, так как не хотели выделяться. Только четверть участников, а их было всего 123 человека, проявили независимость и стояли на своём до последнего, утверждая, что окружающие ошибаются.
Феномен группового давления
Присутствие членов группы по-разному влияет на каждого из них. Это отражено в различных феноменах, которые установлены в социальной психологии: социальной фасилитации, социальной ингибиции, феномене Рингельмана, социальной лени, сдвига риска, групповой поляризации, духа группы, группового давления.
Ряд феноменов касается эффективности групповой деятельности. Феномен социальной фасилитации — это побуждение человека лучше выполнять простые или хорошо знакомые задачи в присутствии других; социальной ингибиции — ухудшение выполнения таких действий в присутствии других. Выяснено, что присутствие других влияет положительно на характеристики деятельности количественные и отрицательно — на качественные.
Согласно феномена Рингельмана КПД каждого члена группы зависит от размера группы и снижается при росте ее размера. Обнаружена также обратная зависимость между привлекательностью группы для своих членов и ее размером: чем больше группа, тем меньше ее привлекательность для членов группы. Феномен социальной лени: люди прилагают меньше усилий в том случае, если свои усилия объединяют ради общей цели, чем в случае индивидуальной ответственности. Однако, если члены группы друзья, они бездельничают меньше.
Целый ряд феноменов касается решений, принимаемых малой группой. Феномен сдвига риска: решения, принятые группой, более рискованные, чем индивидуальные решения. Феномен групповой поляризации: после обсуждения взгляды отдельных членов группы сближаются и усиливают среднюю тенденцию относительно принятого решения. Феномен духа группы: очевидно правильное решение приносится в жертву единодушия группы.
Члены группы становятся интеллектуально нечувствительными к другим взглядам, в частности к оппонентам, а любая альтернативная информация блокируется. Важнейшими факторами формирования этого феномена является ярко выраженное чувство «мы», высокая сплоченность группы, изоляция группы от альтернативного источника информации, неодобрение индивидуальных взглядов членов группы. В таком случае группа становится жертвой своей сплоченности. Это часто вызывает ошибочные решения, в частности в политике.
Факторы, влияющие на развитие конформности
Существуют факторы, в связи с которыми вполне самостоятельный, независимый и духовно сильный человек с задатками лидера может пойти на попятную, и отказаться от своей точки зрения. Благодаря им становится возможным предвосхитить и спрогнозировать развитие событий в группе
Что порой бывает очень важно, особенно, если это связано с бизнесом
Итак, факторы, влияющие на желание приспособиться и «слиться» с большинством:
Нонконформизм
Кроме лиц, одобряющих нормы группы или относящихся к ним конформно, существуют также люди, готовые противостоять давлению группы, их называют нонконформистами. Выделяют два основных типа нонконформистов: агрессивных и творческих. Агрессивные нонконформисты противятся почти всем предложениям группы. Руководствуются они комплексом превосходства или неполноценности и враждебности.
Творческие нонконформисты противостоят тенденциям «уравниловки» в группе. Оригинальные предложения такого человека могут представлять проблему для руководителя группы, который порой неправильно трактует инициативность творческого нонконформиста как угрозу для собственной должности или положения в группе.
Конформность
Конформизм по своей сути является таким себе «приспособленчеством», когда не хватает смелости и силы воли противоречить окружающим, единственным выходом из конфликтной или сложной ситуации оказывается признание чужой точки зрения, пусть и нелогичной, порой глупой.
Проявляется у личностей с низкой самооценкой, которые не верят в себя и свои возможности, боятся отвержения, склонны к проживанию токсического стыда, либо же оказываются не способными справиться с любым видом давления и манипуляции в связи с особенностями характера и личной жизненной истории. Также нередко формируется у личностей с низким уровнем интеллектуальных способностей, отчего они доверяют любым выводам, которые делают другие, так как сами не в силах разобраться в каком-то вопросе самостоятельно.
Различают внешнюю и внутреннюю конформность. При внешней индивид всего лишь для вида соглашается с группой, он демонстрирует подчинённость, чтобы избежать агрессии в свою сторону, либо просто внимания, как на участника, который отличается. И не смотря ни на что, он будет продолжать действовать против них.
А при внутренней человек действительно начинает верить в то, что говорят другие
Хоть изначально относился критически и осторожно к их словам. Происходит переоценка ценностей, установок, изменяется внутренняя картина мира и его восприятие
Информационная теория конформности г.Джерарда и м.Дойча. Влияние большинства и меньшинства.
Конформность должна рассматриваться
в контексте более общей теории касающейся
последствий поиска человеком информации
в ситуациях, когда он оценивает свое
поведение на основе соотнесения его с
другими. Такое сравнение необходимо
для того, чтобы уменьшить неопределенность
своего поведения в ситуации. Человеку
приходится не только сравнивать себя
с другими, но и сравнивать свои
интерпретации ситуации с интерпретациями
других. Сравнение двух интерпретаций
особенно значимо, если сталкиваются
интерпретации большинства и меньшинства.
Это имеет прямое отношение к слому
социального консенсуса: он может быть
интерпретирован как превращение взглядов
меньшинства во взгляды большинства.
В этой теории были выделены два вида
группового влияния: нормативное (когда
давление оказывает большинство и его
мнение воспринимается членом группы
как норма) и информационное (когда
давление оказывает меньшинство и член
группы рассматривает его мнение лишь
как информацию, на основе которой он
должен сам осуществить свой выбор.
Механизм влияния в обоих случаях
различен: большинство в полном смысле
давит на меньшинство нормой, подчиняя
мнение индивида. Он при этом изменяет
свое поведение, демонстрируя согласие,
оставаясь внутри при своем мнении
(внешний конформизм). Меньшинство лишь
предполагает индивиду новую информацию,
если индивид доверяет ей, то изменяет
свое мнение, т.е. как бы происходит его
обращение, принятие новой точки зрения
(внутренний конформизм). С точки зрения
формирования группы механизм социального
влияния выступает как давление группы,
которое подчиняется ее норме.
Эксперимент С. Московичи:двум
группам испытуемых демонстрируются
слайды, на которых изображен голубой
цвет. В экспериментальной группе,
состоящей из 6 человек 2 сообщника
экспериментатора утверждают, что цвет
– зеленый, они – меньшинство, которое
влияет на позицию большинства. 8,4%
соглашались с тем, что на экране зеленый
цвет, а при изменении цветовой гаммы
(плавный переход от голубого к зеленому),
чаще фиксировали появление зеленого
раньше, чем испытуемые в контрольной
группе.
Вывод Московичи: меньшинство сможет
победить своим влиянием и превратить
свою позицию в норму (превращение
информационного влияния в нормативное),
но для этого необходимо соблюдать
несколько условий поведения меньшинства:
устойчивость позиции, уверенность при
ее демонстрации, аргументированность
в защите представляемой информации. В
ситуации конфликта между мнением
индивида и мнением большинства
навязывается навязывание не согласия
как такового, а демонстрации согласия,
но зато эффект наступает быстрее. При
разрешении конфликта между индивидом
и меньшинством со стороны меньшинства
происходит как бы приглашение к
размышлению за счет предоставления
информации, к поиску нового. Московичи
предположил, что все новации в обществе
стоит скорее ждать от меньшинства, чем
от большинства.
Плохая компания: как противостоять давлению сверстников
Плохая компания: как противостоять давлению сверстников?
Главная > Консультации > Психолог > Плохая компания: как противостоять давлению сверстников?
Существует мнение, что человек в течение всей своей жизни никогда не бывает один, вне связи с обществом. Начиная с момента рождения, ребенок находится в окружении других людей: сначала это мама и другие члены семьи, потом добавляются друзья в школе и во дворе, затем, коллеги по работе и так далее. В этом смысле, люди всегда принадлежат к одному или, чаще, нескольким сообществам.
Иногда подростковые группы могут объединяться и вокруг положительных ценностей (помощь людям, спортивные достижения, увлеченность техническим проектированием, какой-то научной областью и т. п.), но это, увы, скорее редкое исключение из правил. Чаще компании возникают на оппозиции взрослым, демонстрации явно вызывающего поведения, унижения более слабых сверстников, а то и на идеях криминальных «приключений».
Совсем тяжелой ситуация становится у тех подростков, которые попадают под двойное давление: родители не понимают, ругают, давят, и сверстники в компании давят, издеваются, самоутверждаются за их счет.
Некоторых ситуация заставляет собрать все силы, мужество и уверенно противостоять давлению других ребят. Но такие внутренние силы есть не у многих. Кроме того, подростки просто в силу небольшого жизненного опыта часто не владеют культурными способами самозащиты от манипуляций и давления. Поэтому все-таки попадают под влияние, начинают «плясать под дудку» лидеров группы.
И все же возможность научиться противостоять давлению есть. Подросток может освоить необходимые навыки сам, но гораздо успешней дело пойдет, если поддержку окажут родители и педагоги. Основная задача — помочь ребенку выработать необходимую внутреннюю силу и уверенность в себе.
Хочется обратиться к взрослым. Попытайтесь понять подростка. Вспомните свое детство. Какого рода давление со стороны сверстников испытывали вы, будучи маленьким ребенком? В подростковом возрасте? Как вы справлялись с этим? Вам это удавалось? Поступали бы вы иначе теперь? Заставляли ли вы когда-либо своих друзей делать то, чего они не хотели? Как они реагировали?
А теперь подумайте о современных детях. Чем они отличаются от вас, когда вы были ребенком? Считаете ли вы, что в вашем детстве давление на детей со стороны сверстников было сильнее, таким же или меньше, чем сейчас? Почему? Давлению какого рода, по вашему мнению, подвергается ваш ребенок (ваш ученик)? Какой вид давления вас больше всего тревожит? Предпринимают ли другие родители (учителя) что-либо, чтобы помочь своим детям противостоять давлению?
Теперь хотелось бы предложить несколько советов родителям, педагогам, самим подросткам.
Итак, чем родители могут помочь своему ребенку?
Несколько советов педагогам.
Наконец, несколько советов подросткам о том, как противостоять давлению сверстников в разных ситуациях.
Наиболее надежный способ быть готовым противостоять любому давлению и манипуляциям со стороны окружающих — стать более уверенным в себе человеком. Это значит:
С давлением сверстников не так просто справиться, поэтому лучше избегать ситуаций, в которых оно может произойти:
Ну, а если избежать нежелательной ситуации не удалось, и давление происходит прямо сейчас, можно поступить одним из следующих способов:
Формат статьи не позволяет делать обсуждение слишком объемным. Поэтому могу только добавить, что интересных и разумных идей о том, как противостоять групповому давлению и не растерять друзей, можно во множестве найти в сети Интернет. Используйте эту возможность, подберите то, что лучше всего будет получаться именно у вас. И не теряйте уверенности в себе!
Подверженность конформизму
Конформизм является проявлением определенной пассивности и беспомощности относительно группы. В основном человек выбирает конформное поведение для того, чтобы не быть отвергнутым группой, однако могут быть и другие причины. Склонность к конформизму зависит от:
— увеличения численности группы: увеличение числа членов группы приводит к усилению коллективного давления, однако эта связь не является прямо пропорциональной. Так, 3-4 человека «давят» больше двух, однако дальнейший рост размера группы до 10-15 человек давления практически не добавляет;
— референтности группы: если группа является эталонной для человека, трудно с ней не согласиться;
— состава группы: трудно противостоять группе, в которой есть выдающиеся люди или лица, которые являются общепризнанными экспертами в определенной области;
— сплоченности группы: чем больше дел связывают членов группы между собой, тем сильнее будет ее давление;
— единодушия членов группы: наличие в данной группе хотя бы незначительных расхождений во взглядах существенно снижает уровень давления;
— профессионализма человека: когда в области, относительно которой осуществляется давление, лицо не чувствует себя специалистом, давление группы будет сильнее;
— статуса лица: чем ниже статус в группе имеет определенное лицо, тем больше вероятность, что оно займет конформистскую позицию; чем выше социальный статус лица,которое инициировала давление, тем больше будет давление;
— уровня самооценки: чем ниже уровень самооценки, тем конформнее человек;
— сложности проблемы: чем сложнее проблема решается группой, тем большее давление группы;
— понятности задачи: чем не понятнее сформулировано задание, тем ощутимее будет давление группы;
— способа ответа: при публичном образе ответа конформность растет;
— возраста: у детей конформность выше, чем у взрослых;
— пола : у женщин конформность выше, чем у мужчин.
Не следует, однако, считать, что все люди при указанных выше обстоятельствах меняют свои взгляды или поведение. Если человек глубоко убежден в своей правоте, он никогда не станет конформным.
Конформное поведение играет двойную роль в жизнедеятельности человека. С одной стороны, если правильным является взгляд группы, она помогает откорректировать взгляды человека; однако, с другой, она мешает утверждению независимого поведения и самостоятельных взглядов человека. Связь лица с группой будет крепче и длительнее, если принятие ее норм происходит на почве внутреннего одобрения, а не конформизма.
Примеры конформизма
Первый эксперимент, который продемонстрировал феномен конформизма, провел американский психолог С. Аш (1951). Группе студентов (7-9 человек) предложили сравнить длину отрезков. Каждому дали две карточк: в правую и левую руку. В левой руке на карточке был изображен один отрезок; в правой — три, из которых один по длине равен отрезку в левой карточке. Два других были короче и длиннее. Исследуемые должны были определить, какой из отрезков с правой карточки одинаковый по длине отрезку в левой.
В первой части опыта, во время индивидуального исполнения, задачи решались верно. Во второй части опыта образовали так называемую «подставное группу». Экспериментатор заранее договорился со всеми участниками, кроме одного («наивный субъект»), что они будут отвечать неверно. Опрос начинался именно с этой «подставной группы». Результаты ответов таких «наивных субъектов» были разные, однако более трети (37%) принимали навязанный большинством взгляд, демонстрируя нежелание отстаивать собственный взгляд в условиях, когда это не совпадало с мнением других участников эксперимента. Так было доказано существование конформизма.
Негативизм
Негативизм, по своей сути, является протестом, против структуры, методов, системы и прочее
Психология личности, склонной к негативистскому поведению, заключается в том, что ей важно противостоять большинству. Причем порой даже не важно, сходятся ли у неё с этим большинством мнения, или нет
Важна сама позиция – против всех. Обычно это люди с сильной волей, характером. Они не воспринимают критику или обесценивание на свой счёт. Наоборот, чем больше им приходится выдерживать в этой позиции «единственного», «непонятого всеми» — тем больше они удовлетворяют свою потребность в самовыражении, получении внимания.
Интересен факт, что негативизм является тем же проявлением конформности, просто полярной, как бы «наизнанку». То есть, человек, несмотря на попытки доказать что-то обратное, зависим от тех, с кем борется. Он не сможет бунтовать, если не будет привязан к мнению окружающих.
Позицию он занимает антигрупповую, и если она изменится, ему не на что будет опираться. Иначе как выбрать стратегию поведения, когда привык ориентироваться на модели, сформированные другими людьми? Так обычно ведут себя подростки в период созревания. И как бы они не пытались показать свою автономность и зрелость, устраивая конфликты, протесты, по факту, они нуждаются в родителях, в их любви и заботе.
Кстати, недавно я опубликовал интересную статью, про синдром Саванта — болезнь гениев. Рекомендую почитать.
Напоследок хочу заметить, что этот феномен выполняет важные функции – сближение и сохранение целостности группы. Которая становится способной совместно достигать поставленных перед ней целей. Если вам интересно узнать, как вы обычно ведёте себя в обществе, рекомендую пройти этот тест. А на сегодня всё! Успехов вам и свершений.
Ребят, я уже не раз рекомендовал, но сделаю это еще раз. Посмотрите вот эти 27 уроков везения, я уверен, что они будут вам полезны.
Материал подготовила психолог и гештальт-терапевт, Журавина Алина.
Как противостоять групповому давлению
Как противостоять групповому давлению
Давление – это попытки заставить с помощью силы или влияния другого человека что-то сделать, не объясняя причин. При этом могут использоваться разные виды давлений: угрозы, лесть, обман, ссылка на других людей, уговоры, шантаж, насмешка и т. д.
Особенно трудно сопротивляться групповому давлению, так как все мы хотим, чтобы группа нас принимала. Однако уважающий себя человек может соглашаться делать то, что считает правильным и отказываться делать что-то вредное, опасное, то, что считает неправильным.
Потому что — каждый человек имеет права:
Право самому оценивать собственное поведение, мысли и чувства и отвечать за них Право не оправдываться и не объяснять другим свои поступки Право быть одному Право отказывать в ответ на просьбу, не испытывая чувство вины, и самому решать, хочет ли он брать на себя ответственность за решение чужих проблем. Право просить то, что хочет Право требовать то, на что имеет право Право делать ошибки и отвечать за них Право менять свое мнение Право что-то не знать, принимать нелогичные решения, не быть совершенством
Существуют различные способы отказа:
— сказать «НЕТ», не споря и не объясняя причин, на все уговоры продолжать говорить «НЕТ»;
— объяснить причины отказа;
— предложить сделать что-то другое;
— уйти и не участвовать в нежелательном действии;
— попытаться убедить и других отказаться от нежелательного действия.
Прежде чем отвечать «НЕТ», необходимо:
— оценить, соответствует ли предлагаемое действие твоим желаниям, интересам, убеждениям;
— оценить последствия действия;
— оценить последствия отказа;
— выбрать в соответствии с этим свое решение и отстаивать его.
Говори твердо, громко, уверенно Смотри человеку прямо в глаза, не отводи глаза в сторону, не смотри в пол Если хочешь, чтобы твои слова воспринимали всерьез – не улыбайся, говори серьезно Когда смотришь на человека мысленно нарисуй треугольник «глаза-лоб» и не опускай свои глаза ниже треугольника Держи правильную дистанцию – стой подальше, если не хочешь соглашаться. При необходимости сделай шаг назад или отклонись назад корпусом
Выделяют следующие способы сопротивления групповому влиянию и манипуляциям:
— контраргументация – сознательный аргументрованный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы агента воияния
— конструктивная критика – обсуждение целей и средств агента влияния и обоснование их несоответствия целям и требованиям адресата
— психологическая самооборона – применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации принуждения, давления, манипуляции
— конфронтация – открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.
— уклонение – избегание посещения определенных мест, встреч с определенными людьми, попадания в определенные ситуации, которые вызывают нежелательные чувства и реакции и рискованы сами по себе.