в чем моя экспертность
Немного про экспертность: зачем она нужна, и как её развить?
Сейчас на листе бумаги пропишите, в чём вы сильны сами, в чём вы разбираетесь, опять же, я говорю, что необязательно может быть только связано как-то с психологией, только потому, что я, психолог, решил здесь повещать только для психологов.
Может быть, связано с продажей услуг, продажей товаров, в чём вы сильны, что вы умеете делать и, например, ваша внешняя экспертность, т.е. с чем к вам могут обращаться люди по достижении каких-то моментов. Хорошо. Здесь, я думаю, всё понятно.
Давайте поговорим про экспертность. В начале мне хотелось бы узнать, насколько вы себя считаете экспертом, прямо вообще суперэкспертом?
Расскажите, пожалуйста, напишите по 10-бальной шкале, поставьте 0 — вообще неэксперт; 10 — такой эксперт уже, более пяти лет опыта, практики, и, соответственно, вы за эту практику вы уже можете точно сказать, кто вы есть. Хорошо?
И, соответственно, вот эта экспертность — это ваша трансляция во внешний мир через призму ваших умений, вашего опыта, ваших знаний и т.д., и т.д.
Только есть ещё внутренняя экспертность, есть внешняя экспертность, то есть, опять же, эти категории разнятся, различаются между собой. Буквально через пару секунд я объясню, что это такое.
Смотрите, есть экспертность, если вы обладаете этим, вот вы можете написать. Если вы эксперт, опять же, как вы себя оцениваете, как вас ваши коллеги по цеху оценивают, насколько вы эксперт? Напишите, пожалуйста.
Насколько вы экспертом являетесь в своей области, может, вы продаёте машины, может, вы занимаетесь недвижкой, может, вы что-то ещё делаете, может, вы на фрилансе занимаетесь копирайтингом, насколько вы эксперт?
Некоторые мои коллеги говорят, что если у вас есть опыт три года и больше, то вы уже являетесь экспертом, всё-таки немножко побольше, давайте не будем обманывать себя. Моя градация следующая, если у вас есть опыт от 5 лет и выше, то вы эксперт, в одной теме, конечно.
Как если поиграть в пасьянс, т.е. если вы сначала двигались в одной, потом в другой нише, т.е. ваши ниши меняются, то получается — внутренняя экспертность не может прокачаться, не хватает оборотов, не хватает усилий, чтобы она прокачалась!
Поэтому давайте будем честны перед самими собой, здесь вас никто осуждать не будет, ни в коем случае, т.е. насколько вы сами себя экспертом считаете, это 3 балла, 10, 5 баллов?
Внутренняя экспертность — это, прежде всего, вы сами, но, по факту, это ваш стержень, это ваши идеи, ваши размышлении, это ваши самообразовательные вещи, которые вы проходили.
Внутренняя экспертность всегда сопровождается некими болями. Болями условно, потому что через них мы создаём себя. Есть определённый фокус трансформации, через который мы проходим.
Внешняя экспертность — это то, что о вас знают другие!
Кстати, бывает такое, что внешняя и внутренняя экспертность не совпадают, это тоже разрывает человека изнутри, человек не может определить свою категорию, куда ему идти, что делать, к чему он вообще, к кому он принадлежит, какой касте.
Друзья, здесь важно ещё понимать, что для создания и выхода на категорию 0-100000 необходимо создавать и популяризировать свою нишу, себя, свой брэнд, без этого никак.
Если в вас нет брэнда, это необходимо делать. Тема эта более глубокая, я по верхам пробегусь, делается за счёт пиар-акций, за счёт рекламы, за счёт вашей внешней экспертности.
По факту, вам необходимо для этого пиариться, вам необходимо знать каналы и понимать, по каким каналам вы проходите, т.е. непосредственно по каким каналам вы можете пройти СМИ, радио, газеты, журналы, статьи, заметки, вести определённый блог, или же это делает ваш сайт, делает лэндинг.
За счёт чего вы как раз во внешний мир стучите, и, соответственно, грамотно ли вы стучите, правильно долбите, рано или поздно кто-то там откроет с той стороны.
Это важно, без этого никак. Многие мои клиенты думают, приходя ко мне в коучинговую программу, многие говорят, а, как я долблюсь сюда и здесь, и здесь, а клиенты не приходят, продаж нет, уровень дохода не растёт и т.д.
Я бы здесь сказал золотое правило Андрея Парабеллума, у которого прошёл не один тренинг и коучинг — это одна ниша > один канал > один трафик!
Это, непосредственно, всё по-одному, не надо распыляться вам на то, на другое, на пятое, на десятое, иначе вы не станете супергероем, не поймаете всех врагов в своей жизни, вы просто надорвётесь и всё.
И у вас результат от такого распыления будет крайне низок. Поэтому, друзья, делайте ставку на один канал, если это соц.сеть, то какая соц.сеть?
Вы должны чётко понимать, что вы позиционируете и с помощью чего позиционируете, с помощью каких каналов вы хотите привлечь потенциальных клиентов. Я немного сейчас чуть-чуть сместился, конечно, понятное дело, но тем не менее. Если в ютубе, значит, в ютубе.
Допустим, известный сейчас трансформатор, Дима Портнягин, отличный с позиции брэнда, маркетинга, отличное позиционирование себя, как предпринимателя, такая закрученная ниша в плане неких образовательных просветительских идей, которые он несёт в массы через один канал ютуб.
Другие есть, конечно, но ютуб является главным.
То же самое с вами, если вы привлекаете и хотите стать более, улучшить свои показатели в бизнесе.
Пять шагов для выявления вашей экспертности
В инфобизнесе, как и в любой сфере деятельности, чтобы чего-то достигать, нужно поднимать свою планку профессионализма, стремясь к статусу эксперта.
Но многие люди сильно сомневаются в том, что у них есть экспертность в какой-то области. Это звучит так пугающе и подразумевает определённую ответственность. Кто-то не может назвать себя этим громким словом из лишней скромности, кто-то — из-за неуверенности в себе, своих знаниях и возможностях. Это при том, что фактически, каждый из вас в определённой сфере знает намного больше, чем все остальные. А значит, на этих знаниях и опыте вы могли бы зарабатывать хорошие деньги, делясь своими наработками с другими.
Как сказал известный всем Андрей Парабеллум: «…Если вы являетесь хоть не намного белее экспертным, чем все остальные люди, то вы их уже чему-то можете научить».
Итак, как же понять, в какой сфере вы являетесь экспертом или можете им стать?
Пять шагов для выявления ваших сильных сторон:
Для начала напишите те социальные роли, в которых вы были на протяжении вашей жизни. Что это может быть — например, «я-мама», «я-жена», «я-косметолог», «я-отличный повар», » я-специалист по продажам», «я-знаток английского языка» и т.д. Опишите как можно больше ролей, в которых вы уже были!
Вспомните, за какими советами к вам обращаются, или обращались раньше друзья или коллеги. Здесь могут быть разные варианты: профессиональные вопросы, житейские вопросы, вопросы вашего хобби.
Далее напишите, какие проблемы в жизни Вы успешно решали. Возможно, вы смогли быстро похудеть, смогли легко заработать деньги, преодолели детские страхи и т.д.
Если вы посмотрите на сайты инфобизнесменов, то увидите, что люди много пишут о себе, рассказывают свои истории, о том, какими они были раньше — не уверенными в себе, бедными, толстыми или одинокими. Увидите, что произошло преображение, человек, стал таким как сейчас и готов делиться опытом, готов помогать другим людям. И такие истории правдивы и поучительны. Поэтому важно обозначить то, что вы уже делали и в чём Вы были или сейчас успешны. Когда мы рассказываем людям истории — нас слушают, и это не продажи, а передача опыта и многие люди готовы за это платить. Людям интересно не то, какой классный у вас продукт, а то, что вы сделали с его помощью. Главное чтобы у вас была личная классная и правдивая история.
Известный автор книг Роберт Кийосаки рассказывает о том, что он был самым плохим «продажником» в течение двух лет в компании «Ксерокс». После этого он научился продажам и стал это делать в удовольствие…
Составьте следующий список: «Что мне нравится делать!» Укажите те виды деятельности, которые вам действительно нравятся, например: рассказывать истории, организовывать мероприятия, фотографировать, шить, вязать, танцевать, путешествовать и т.д. Нет смысла зарабатывать тем, что вам не нравится!
Преимущество инфобизнеса в том, что вы сами можете выбрать, чем вам заниматься и делать это с удовольствием!
Если вы уже написали все списки, внимательно посмотрите, где пересекаются ваши желания, возможности и опыт.
Выделите те темы, которые уже продаются или их покупают. Как это узнать? Очень просто! Наберите в поисковой системе вашу тему, например: «Как научиться продавать», «как приготовить ужин за полчаса», «как дёшево путешествовать», «как познакомиться с мужчиной» и так далее по своим темам. И если по вашей теме будет много информации в виде сайтов, книг, статей, тренингов, значит, это уже покупается и пользуется спросом!
Если вы возьмёте тему, информации по которой в интернете очень мало или совсем нет — значит, эта тема не сработает!
Специфика продаж в интернете заключается в том, что здесь люди ищут информацию сами! Люди ищут рекомендации в сетях, заходят на сайты и читают информацию о вас, таким образом, они покупают. Это не является активными продажами.
Итак, найдите популярную и интересную для вас тему в интернете, выберите те варианты из вашего списка, которые совпадают с ней. Выпишите эти варианты.
Может результат окажется для вас неожиданным, а может и ожидаемым.
Определите для себя одну или несколько тем. Если вы хотите использовать несколько тем для заработка, лучше разделить их. Под каждую отдельную тему лучше создать отдельную страничку или сайт.
ТЕСТ: Как понять, что ты эксперт в своем деле и можешь заработать на своих онлайн-курсах, консультациях или марафонах?
12 июня 2019 7 358
Я счастлив. Я счастлив от того, что наступает время, когда каждый эксперт, вне зависимости от образования, зарплаты, места жительства может запустить свои курсы или продавать свою экспертность на консультациях или коучингах.
Психологи, коучи, астрологи, учителя математики, работники digital-сферы, автомеханики, даже те, кто делает макраме – любой эксперт может начать продавать! Я лично учился у женщин, которые записывают 2-часовые видео и готовят домашние задания, выкладывают это в виде практического курса, ставят цену 10 долларов… и этот курс проходят тысячи людей.
А это – тысячи долларов прибыли, и тысячи довольных клиентов.
Но дело не только в деньгах. Я счастлив от того, что наступает время, когда эксперты могут не тратить время на нелюбимую работу и заниматься любимым делом, помогать людям, создавая полезный продукт.
Я вижу будущее, где все люди нашли свое призвание и заняты любимым делом. У них нет вопросов выгорания, сомнений, страхов, а те, что есть, быстро прорабатываются. Я вижу мир людей с горящими глазами, людей, наполненных энергией, людей, которые могут позволить себе достойный уровень жизни.
И я приложу все усилия, чтобы я и мои дети жили в таком мире, поэтому я подготовил небольшой тест, который поможет вам определить – эксперт ли вы в своем деле и можете ли вы начать зарабатывать достойные деньги на своей экспертности?
Читайте также
Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.
Президент Международной Профессиональной Ассоциации Коучей и Тренеров. Почетный Профессор бизнес-школы СИНЕРГИЯ. Обучил более 5000 бизнес-тренеров и коучей. Клиенты: Procter&Gamble, Deloitte, AVON, MTC и др. Автор 15 бестселлеров.
Как определить, эксперт ли я?
Юлия Пряхина
Хозяйка Женской Академии Онлайн-тренеров,
инфобизнеследи, путешественница, женский коуч.
Если вы читаете эту статью, то, скорее всего, у вас есть внутреннее желание вести консультации, онлайн-курсы, быть лектором, коучем или спикером. Возможно, это желание еще неосознанное, несмелое, но оно есть. А может быть, вы уже какое-то время развиваете свой онлайн-проект. В любом случае, рано или поздно в вашем сознании всплывает вопрос: “А эксперт ли я вообще. Сейчас на рынке столько тренеров – настоящие звезды! Куда я полезу со своими скромными знаниями в эту обойму профессионалов?”
Давайте поговорим о том, что же такое экспертность вообще, какую ошибку допускают онлайн-тренеры в самом начале пути и как определить, есть ли у вас шанс стать гуру в своей области.
Недоучка ли я дрожащая или право имею.
Знаете, в чем главная проблема? Мы всегда сравниваем себя с кем-то, и это сравнение – ВСЕГДА не в нашу пользу. Скорее всего, вокруг вас уже есть много тренеров, коучей, спикеров, на которых вы смотрите и думаете: “Вот это профи! Это настоящий эксперт. Мне до него еще расти и расти…” При таком подходе вы всегда найдете в этих людях то, чего, по вашему мнению, нет у вас: такого опыта, таких знаний, такой харизмы, такой уверенности в себе (этот перечень можно продолжать бесконечно). Заметьте: вы не сравниваете себя с теми, кто не может даже связать двух слов, не знает и малой доли того, что знаете вы, и вообще вряд ли когда-нибудь приблизится к вашему уровню.
На самом деле сравнение не имеет смысла, и вот почему. Сравнивая себя с лучшими, вы попадаете в ловушку негативных эмоций и не можете сделать самого главного – тот первый шаг, с которого мог бы начаться ваш путь к успеху. Сколько людей могли бы стать первоклассными тренерами, если бы не эта невидимая черта, через которую они месяцами и даже годами не могут переступить, постоянно оглядываясь на других!
Поверьте, если бы вы сейчас имели возможность спросить тех людей, на которых вы равняетесь, как они начинали свой профессиональный путь, они наверняка бы рассказали, что очень волновались по поводу того, что их не примут как экспертов. И больше того: в самом начале своего пути они и не были экспертами. Поэтому выкиньте из головы все мысли по поводу вашей несостоятельности как профессионала.
Как корабль назовешь…
Я хочу предложить вам новые точки опоры, новые установки, которые помогут преодолеть рубеж неуверенности и начать действовать.
Золотое правило экспертности
Принято считать, что главный признак экспертности – наличие у человека профильного диплома (или даже нескольких), всевозможных сертификатов, “корочек” и прочих подтверждений его знаний. Да, все это – методы социального доказательства. Но между ними и настоящей экспертностью нет прямой взаимосвязи. Возможно, именно для вас как для клиента человек с двумя дипломами или даже с одним сыграет более важную роль, чем специалист с пятью “корочками”.
На самом деле настоящий эксперт-практик – тот, кто больше всех ошибался, сделал из этих ошибок правильные выводы и повторил все заново. А потом повторил еще сотню раз.
И вот хорошая новость для вас: если вы ошибаетесь, вы можете стать экспертом-практиком. Не старайтесь сразу сделать все идеально. Прямо сейчас разрешите себе ошибаться – столько раз, сколько будет нужно, чтобы сделать правильные выводы.
Не будьте жадиной
Важная мысль: если у вас есть внутреннее желание делиться своим опытом – не нужно его подавлять. Это вредно! Представьте, что вы как минимум три раза в день принимаете пищу и при этом долгое время не посещаете туалет. Вряд ли вы при этом будете хорошо себя чувствовать. Конечно, не стоит принимать эту метафору буквально, но есть два взаимосвязанных процесса: взятие и “переваривание” чего-либо (знаний, опыта, энергии) и отдача.
Если вы постоянно учитесь, посещаете разные тренинги, повышаете квалификацию и при этом не делитесь накопленной информацией, у вас в голове будет каша, а энергетическая система даст сбой – а все потому, что на энергоуровне вы не соблюдаете баланс “принять – отдать”.
Поэтому если вы постоянно потребляете знания, найдите экологичные и приемлемые способы поделиться ими с окружающими. Жадность тут ни к чему.
Мини-тест на экспертность
Ну и напоследок ответьте на несколько вопросов:
Если вы четыре раза ответили “Да”, поздравляю: у вас очень хорошие шансы стать экспертом в своем деле.
А значит, время отбросить все сомнения и действовать!
Как карта опыта помогает найти сферу своей экспертности и выиграть битву со страхом быть собой
Моя история может оказаться близка человеку, обладающему талантами, но склонному обесценивать свой опыт. Тому, кто боится заявить о себе, и все же стремится воплотить в жизнь проект своей мечты.
Шагнуть в пропасть
Однажды в Торонто мы с коллегами забрались на телебашню CN Tower, знаменитую своим стеклянным полом. Знаете, каково это – сделать шаг и ощутить под собой бездну, когда вокруг только небо?
Вроде бы стоишь на твердом полу, а ноги подкашиваются, и кажется – сейчас рухнешь вниз, будешь лететь долго-долго. А в конце тебя ждет неизбежное крушение.
Источник фото: Рexels
Тогда-то внутренний критик и начинает вопить: «Чем выше заберешься, тем больнее разбиваться». Бывало?
Я поймала это ощущение снова нынешней весной, когда решилась завершить отношения на работе и в семье одновременно.
Непродолжительная болезнь дала возможность немного замедлиться. Я вдруг осознала, что живу не той жизнью, которую кропотливо выстраивала, читая книги и занимаясь с коучами и арт-терапевтами.
Образ жизни моей мечты прорабатывался долго и честно, пока все внутри не сказало: «Мое! Хочу туда!». Так что решение расчистить фундамент для новой жизни далось мне довольно легко. Мне удалось подобрать нужные слова для коллег и мужа, расставшись с ними тихо, спокойно, планомерно.
Я думала, что буду летать в эйфории от долгожданной свободы, но вместо этого чувствовала себя замедленной, сосредоточенной, будто под анестезией.
Обычно увлекающаяся натура, не привыкшая продумывать детали, сейчас я могла позволить себе только спокойные и взвешенные шаги.
Нельзя было провоцировать панику или апатию, о которой я столько слышала от друзей, пытавшихся что-то серьезно изменить в своей жизни.
Говорят, страх живет на обратной стороне нашей мечты. Он способен парализовать и свести на нет все наши усилия. И тогда можно остаться в чистом поле – с полной свободой, но без сил двигаться дальше.
Тем не менее, у меня было ясное понимание, чего я хочу, и план действий. Он заключался в следующем: найти новое дело, научиться выстраивать баланс между работой и личной жизнью, посвящать больше времени ребенку.
Этот план работал как обезболивающее и успокоительное одновременно.
Поставить цель
Так, стоя на стеклянном полу и каждой клеточкой чувствуя ветер перемен, я понимала – к сентябрю нужно найти работу мечты с достойной зарплатой.
За плечами было четыре высших образования в разных областях науки и управления, множество проектов, причем треть из них не соответствовала ни одной из моих специальностей.
Необходимость составить хорошее резюме заставила меня хорошенько разобраться в своем разношерстном опыте и понять, что же я действительно делаю хорошо и с драйвом, в чем моя экспертность.
Смотреть на двадцать лет жизни было ох, как страшно! Трудно было принимать, что помимо хороших наработок было довольно ошибок, ставших родными граблями.
Пришлось отвечать себе на непростые вопросы: что заставляет меня бесконечно учиться, не ценить свой опыт и достижения, уходить из команд, которые мне нравятся.
Несмотря на популяризацию лайфлернинга, работодатели с сомнением смотрят на пестрые резюме и бесконечный список интересов.
Я решила попробовать на себе один из любимых приемов фасилитации – метод сфокусированного обсуждения или ОРИП. И создать электронную интеллект-карту, которая детально зафиксирует мой опыт и поможет понять – в чем я сильна, что могу и хочу предложить людям на новом этапе.
ОРИП. По этому методу прорабатываются последовательно:
— факты (объективный взгляд);
— эмоции, отношения к ним (рефлексия);
— уроки и объяснения (интерпретация);
— ближайшие действия (планирование).
Нанести все факты на карту
На сбор фактов для карты ушло несколько часов.
Хорошо, что у меня сохранились резюме за последние десять лет. Я внесла все, что помнила о своей работе с момента поступления в вуз: моих работодателей, организации и проекты, в которых участвовала.
Указывала как оплачиваемую работу, так и волонтерство, ведь самое ценное мы часто готовы делать без оплаты.
Раньше мне казалось, что я все время работаю в разных сферах, таких как управление культурными проектами, госуправление, обучение рукоделию, школьное образование. Но мой простой анализ показал, что бОльшую часть времени я занималась маркетингом и разработкой образовательных продуктов.
Для каждого проекта я отметила, какие виды работ и роли я выполняла. Карты помогают структурировать факты, объединять их в более крупные категории.
Так у меня получилось девять категорий моего опыта: наука и аналитика, преподавание и методическая работа, реклама и web-проекты, частный бизнес, проектный менеджмент и экспертиза, консалтинг и фасилитация, маркетинг и продажи, творчество.
Источник фото: Freepik
До этого разбора мне казалось, что я сменила какое-то бесчисленное количество мест работы. Я всегда считала это чем-то позорным. Вроде как, не умею ничего доделывать до конца.
Однако анализ показал: все это время я работала в пределах трех культурных сетей, запускающих разные проекты. Присоединялась к одной, участвовала в запуске новой оргструктуры или в конкретном проекте, затем переходила к следующему.
Еще важнее было понять, что моя работа почти всегда заключалась в структурировании идей и начинаний команды, переводе этого в нормативные, управленческие и рекламные документы. Или реализацию конкретных событий вроде конференций, фестивалей и проектных семинаров.
Мне нравилось участвовать в запуске процессов, позиционировать продукты на нишевых рынках, а масштабировать их умели другие люди в командах, причем лучше меня.
Еще я поняла, что самый главный драйв для меня – видеть, как люди и качество их работы меняются от соприкосновения со мной.
Так появилось убеждение, что хочу поработать с людьми, у которых есть запрос на то, что я могу дать.
Роскошь, правда? Но я поняла, что физически не смогу подстроиться под всех людей, могу и не дождаться, пока раскроются те, кто сейчас яростно сопротивляется изменениям. А мне обязательно нужно убедиться, что мои инструменты работают.
В чем моя сила?
Когда карта направлений моей деятельности была готова, я подробно прописала для каждого из них конкретные продукты, которые умею создавать.
Это помогло мне увидеть, к примеру, что я могу написать более полусотни разных типов текстов, начиная от уставов организаций и программ развития, карточек товаров и продающих постов в соцсетях до научных статей и учебных программ.
Вау, неужели?! Я помню, как мои коллеги по РАНХиГС сетовали, что абитуриенты не в состоянии различить жанр эссе и служебной записки. А тут – полсотни!
Меня никто не учил писать тексты, но именно с ними я работала уверенно, с удовольствием и всегда получала отклики коллег и клиентов.
Отчасти текстовая работа нравится мне именно из-за того, что я создаю заготовки в форме интеллект-карт в MindJet MindManager.
Каждый раз драйв от скорости проработки идей и структурирования мыслей в интеллект-картах захватывает меня.
Важно отмечать для себя условия, в которых вам нравится работать. Кому-то по утрам энергию дает чашка хорошего кофе, мне – работа в любимой программе. Это часть моего рабочего хюгге.
Источник фото: Рxhere
Мне кажется, что если каждый с помощью качественных инструментов сможет более эффективно делать то, что делает сейчас, он быстрее сможет реализовать заветные мечты. Дорогого стоит!
Зачем я бесконечно учусь?
Отдельно я выписала все образование, курсы, экспертные семинары, значимые конференции и все, что позволило мне расти как профессионалу. Глядя на список из более тридцати пунктов, я поняла:
Во-первых, это мой способ взаимодействия с реальностью. Кто-то путешествует, кто-то газеты читает. А я люблю расширять кругозор через слушание лекций и живое общение с умными людьми.
Во-вторых, я увидела, что именно сочетание биологического и этнографического образования дает мне объемное видение жизни и критичность мышления. А добавка в виде педагогики и управления проектами снабжает нужными технологиями.
В конечном итоге все они оказываются нужными в моих инициативах по поддержке и обучению лидеров социокультурных проектов.
В-третьих, это мой способ расширить круг поддерживающих меня людей. Кроме осознания, что «Все ок, и можно учиться дальше», я поняла – если в ближайшее время и буду чему-то учится, то это должны быть стажировки, работа с наставником или короткие практические курсы. Вроде курса осознанного писательства, в рамках которого я решилась написать эту статью.
Получил информацию – сразу проверь в бою! Никакого откладывания про запас.
Маяки и лодки
Свои интересы я тоже занесла в отдельную ветку. Спрашивала себя, что меня привлекало, интересовало на той или иной работе, ради погружения в какие вопросы я не спала ночами? Интересы – это маяки тех сообществ, с которыми я хочу работать.
Например, я с детства люблю путешествовать по этномузеям и этнодеревням, защитила магистерскую на тему этнопроектов по развитию сельских территорий.
С этим связана давняя мечта о блоге, в котором я хочу рассказывать о проектах, улучшающих качество жизни в деревнях. Но мне мало рассказывать, я ведь могу и другими способами уметь поддержать команды этих проектов.
Поэтому так важно оценить свои компетенции – то, с чем я могу прийти к командам на помощь, какие технологии я могу им предложить.
Достижения, которыми я горжусь
«Какими своими результатами вы гордитесь?». Лично меня такая фраза на первом же собеседовании повергла в ступор. Я оказалась неспособной привести пример сходу.
Чтобы не повторять своих ошибок, я выделила в карте ветку «главные достижения». О, как трудно было ее заполнить!
Синдром самозванца тут включился по полной. Я сама обесценивала свой опыт и списывала все только на команду.
Пришлось принять, что мой опыт включает то, что я научилась делать в команде и могу воспроизвести в другом месте. И я могу гордиться тем, что сопричастна к этим делам.
Что позволила мне увидеть карта опыта?
На основе получившейся карты опыта уже намного легче было сделать личный SWOT-анализ: описать свои сильные и слабые стороны. В том числе – понять зоны своей экспертности, определить свои ресурсы и возможности.
Карта опыта позволила мне выделить:
лейтмотивы, дела, которые я делала уверенно и постоянно, даже если они были второстепенными по отношению к моим основным обязанностям, ключевые компетенции;
наработки в конкретных видах деятельности, даже если они были рассеяны во времени;
темные стороны личности, те моменты в которые они проявляются;
профессиональные дефициты, слабые места, нуждающиеся в развитии;
связи с профессиональными сообществами, к которым я могу обращаться за поддержкой.
В итоге у меня появилась возможность ответить на следующие вопросы:
Как карта опыта поменяла мою жизнь?
Всего за полтора месяца я завершила предыдущую работу и выбрала цикл курсов на лето.
Решила, что сразу буду прорабатывать на этих курсах свой личный проект и практиковаться через помощь дружественным командам.
Я обозначила в соцсети, что специализируюсь на интеллект-картах и методах фасилитации для личного и командного развития. Знакомым сказала, что готова помогать лидерам образовательных и социокультурных проектов со структурированием их идей и продвижением, описывать их кейсы через ретроспективу.
В итоге с первых дней лета я сразу получила несколько заказов именно на ту работу, которую в дальнейшем хочу сделать своей основной. Сейчас я гораздо детальнее представляю проект своей мечты.
Я имею на руках упорядоченный справочник о себе. Теперь я спокойна и уверена, что справлюсь со своими замыслами, чувствую под ногами крепкий фундамент и знаю, что тут нечему разлетаться вдребезги.
Буду рада вашим историям о том, как майнд-карты помогли вам в жизненных ситуациях. Пишите в комментариях, если хотите получить шаблон карты опыта.