в чем мораль собачье сердце
«Собачье сердце» анализ повести М. Булгакова
Чтобы понять смысл великого произведения М. Ю. Булгакова «Собачье сердце», нужно сделать его анализ. Это поможет не только осознать конструктивные особенности текста, но и проблематику, поможет написать удачное школьное или выпускное сочинение.
О том, что собой представляет повесть, как звали Шарикова, какова суть и тема повести, как составить план описания, расскажем далее, дав краткое содержание произведения и его историю создания.
О повести «Собачье сердце»
Булгаковская повесть была создана в середине позапрошлого столетия (дата написания 1925 г.) в столице как образец острого вида сатирической фантастики той эпохи. В ней автор смог выразить все свои идеи, чувства с мыслями по теме вмешательства личности в эволюционный процесс и последствий этого явления.
Михаил Афанасьевич Булгаков ( 1891 — 1940) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.
Также в ней затронуты и другие глубокие идеи. Интересно, что после издания, повесть стала объектом нападок литературоведов, которым подвергли ее критики. Причинами послужили неординарные и в то же время интересные главные персонажи, необычный сюжет, в котором заметны переплетения жизни, с фантастическим направлением.
Произведение было и остается популярным, а в 90-е годы его назвали пророческим. В нем отчетливо виден трагизм народа, поделенного на красных с белыми, а также негативная сущность концепции победителей.
Эта книга конечная в цикле сатирических булгаковских произведений середины прошлого столетия. Автор стал работать над ней для журнала «Недр», но из-за того, что повесть не выдержала цензуры, не попала в него.
Тогда Булгаков отдал произведение в «Никитский субботник» и читал вслух на кружке, где его творчество оценили и стали распространять в массы. В СССР произведение в первый раз опубликовали только в 1987 году в журнале «Знамя».
Сюжет повести
В центре внимания эксперимент видного хирурга и профессора Филиппа Преображенского, который вместе с доктором Борменталем пересаживает бродячей собаке Шарику человеческие органы.
Результаты эксперимента чудесные Шарик с каждым днем по характеру и внешности становится похож на человека, на грубияна, вора и пьяницу Клима, чьи органы он и получил, когда ему их пересадили.
История эксперимента стала известна медицинскому сообществу и покорила бульварную прессу. Все, кроме самого гения-хирурга, рады проделанной работе, поскольку Шарик превратился в грубияна, коммунистического активиста и вора хозяйских вещей.
Ошибка профессора Преображенского привела к тому, что Шарик стал невыносим. После того, как результаты работы Преображенского окончательно довели, он решает превратить Шарика обратно в собаку. После этого Шарик становится любящим и преданным псом.
Жанр, композиция, направление
«Собачье сердце» по структуре и направлению повесть, как написал автор, но если рассуждать о ее своеобразии жанра, то стоит отметить, что она собой представляет социально-философскую сатирическую повесть, имеющую фантастические элементы. Романом ее не назвать, но черты этого жанра в описании изображения персонажей и их действий также присутствуют.
По композиции повесть кольцевая, поскольку история ведет отчет от начала преобразования жизни пса и кончается им. Композиционными элементами рассказа о бренной жизни четвероногого становятся послереволюционное настроение с хмурой погодой, мысли о смысле существования и жизни обычных людей.
Сюжет повести закладывается, когда профессор относит бедного Шарика к себе домой, и пес не чувствует себя таким несчастным, поскольку его лечат, кормят и даже одевают. Булгаков здесь неслучайно выбирает направление рассказа от лица пса, чтобы показать читателю его мысли и чувства после обновления и превращения его в человека.
Превращение точка отчета новой истории, где читатель начинает понимать направление сюжета повести. Теперь главными героями является профессор с Шариком. Это несколько абсолютно разных персонажа, которые пытаются уживаться вместе.
Во время действия эксперимента записки наблюдателя пишет Борменталь соучастник операции над Шариком. Это своего рода композиционный вид элемента, поскольку именно в нем отражаются мелкие детали видоизменения поведения со внешностью собаки.
На этом кольцевая композиция заканчивается. Шарик становится обычным спокойным псом с ошейником и хозяином.
Смысл произведения
Смысл повести в определении сущности обновленных советских граждан, имеющих «собачьи» сердца. То есть преданных Советам и лишенных собственной воли и разума людям, кричащих о том, что они свободны, но не готовы ее принять из-за несения ответственности за собственные действия.
Из-за этого они не могут жить лучше, по этой причине гавкают, как собаки, и пытаются больнее сделать буржуям в виде профессоров.
Также смысловая идея выражена в уничтожении понятия культуры, в хаосе революции, который представлен красивыми речами.
Главные герои и их характеристика
Главными героями повести и действующими лицами считается профессор Преображенский (имя отчество – Филипп Филиппович) с псом Шариком, обновленным псом и превращенным в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Также к главным героям относится доктор Борменталь с коммунистом Швондером.
Профессор образованный и свободный от новой идеологии доктор наук и хирург, который в открытую ругает Советы и имеет собственное убеждение против них, считая, что лишь культура сможет помочь государству встать на ноги после разрухи, а не насильственный вид принуждения. Понимая, что эксперимент не удался, и Шариков становится некультурным лицом и хамом, Филипп Филиппович все-таки пытается сделать из него порядочного гражданина.
Пес Шарик бездомная собака, от которого ведется повествование истории. Его подбирает на улице доктор, и он начинает жить у него. Будучи собакой, он отличается благодарностью, лаской, но хитростью, которую он обрел, будучи бездомным. Над ним профессор и проводит свой эксперимент, пересаживая ему человеческие органы. В итоге пес превращается в Полиграфа Полиграфовича Шарикова, мерзкого коммуниста, хитрого вора и убийцу.
Доктор Борменталь начинающий ассистент Преображенского по должности, являющийся порядочным и культурным лицом. Он предан профессору, поскольку когда-то тот ему помог обрести веру в себя и дал работу. Если вкратце, именно он настоял на обратном превращении Полиграфа в собаку, проявив стойкость духа с твердостью характера.
Швондер герой, который встречается Шарику, когда тот становится человеком. Он становится его сослужителем. Относится к представителям нового советского общества, имея соответствующий характер, одежду и поведение. Является председателем домового комитета.
Клим Григорьевич Чугункин — погибший в драке вор-рецидивист, алкоголик и хулиган, чьи органы использовал Филипп Филиппович для пересадки собаке Шарику.
Проблематика
В повести затрагивается множество проблем. Так, можно выделить проблемы: вмешательства человека в законы эволюции, взаимоотношений интеллигенции с народом в СССР, бескультурья и глупых бюрократических проволочек, безграмотности, невежества и глупости.
Так же можно выделить проблемы: ответственности за открытия ученых и научного знания, морали и нравственности, судьбы человека, отношения к животным и родине, искренности взаимоотношений, смирения к поражениям и исправления собственных ошибок.
Кроме того, здесь есть проблемы добра и зла, шариковщина, разрушительного действия революции, создания из человека робота.
Основные темы
Собачье сердце кладезь различных тем для анализа. Здесь можно проследить темы: культуры с бескультурьем, интеллигенции, шариковщины и швондеровщины, разрухи в головах и стране, идеологии, быдла с деградацией, власти, науки, ответственности за открытия, добра со злом, науки с моралью, нравственностью и судьбой человека, отношения к животным.
Также можно проследить такие темы повести: создания нового государства с идеологией, родины с искренностью отношений, власти с безвластием, гордыни, гуманизма.
Метафорические особенности
Исследователи текста повести, отмечая его метафорические особенности, начинают с отправной точки повествования метафорического выражения названия и подзаголовка текста собачье сердце, которое имеет двойственное значение.
Далее метафоры встречаются по всему тексту:
Стилистика повести
По стилистике повесть относится к политическому памфлету, научно-фантастической антиутопии или пародии на пролетариат. Критики трактовали эту повесть по-разному, высказывая свое мнение. Все это из-за неоднозначности восприятия произведения и многообразия используемых художественных средств.
Стиль языка в произведении разговорный, реже научный и художественный. Разговорный стиль проявляется в выражениях, свойственных персонажам по их социальному статусу.
Так, Швондер использовал слова, которые характерны для новой бюрократической советской системы:
Профессор, будучи частью отечественной дворянской интеллигенции, выражает в своей речи любовь к театру и морали:
Борменталь образованный, интеллигентный и наивный человек, который восхищается гениальностью профессора, поскольку их взгляды на жизнь схожи. Его речи разговорного стиля. Также он использует научную терминологию и лексику, пытаясь объяснить научный эксперимент. Однако термины, используемые им, соседствуют со словами из разговорного стиля:
В целом, стилистика повести отличается использованием практически всего арсенала изобразительных средств: аллегорического фона с ироничным повествованием и гротескным изображением. Также активно используются метафоры лирического характера, чтобы эффективно выразить авторскую позицию.
Заключение
Собачье сердце великое произведение двадцатого столетия Михаила Афанасьевича Булгакова, которое актуально по своему смыслу и сегодня. В нем затрагиваются темы и проблемы, которые есть в современной жизни. Именно поэтому значение этой повести велико для литературы.
Смысл повести “Собачье сердце”
Смысл, заложенный автором
По сути, повесть – это попытка автора описать происходящее в обществе метафорично, завуалированно, но таким образом, чтобы человек думающий без труда понял, о чём речь. В произведении резко разделены две сферы: интеллигенция (в лице профессора Преображенского, умного, благородного, справедливого человека) и “низы”, пролетариат (люди, которые неожиданно получили практически неограниченную власть). Последние представители общества в большинстве своём слепо верят в назидание “верхов”, готовы броситься в бой по команде, они не способны принимать решения, брать ответственность. Это слишком незрелые в моральном плане люди, им проще быть орудием в руках всеобъемлющей власти. Гражданская война не сделала общество лучше, скорее наоборот, – люди стали злее, завистливее, ожесточённее.
Булгаков – сторонник вечных ценностей
Насилие над историческим ходом событий сделало своё дело: так и Шариков, созданный вопреки природе, нежизнеспособен, не обучаем, не способен стать культурным, воспитанным, духовно здоровым человеком. Именно так новая власть пытается лепить граждан, которые не в состоянии справиться с возложенной на них задачей, начинается перерождение общества. Это крах системы, в отличие от тех, кто управлял страной, у профессора Преображенского хватает достоинства и смелости признать свою ошибку.
Полиграф Шариков – нечто удивительно показательное: он вбирает в себя самое плохое из человеческой натуры, из пороков общества и из собачьей породы. Герой очень быстро осваивается в новом облике, идёт по пути наименьшего сопротивления: не спешит трудиться, переворачивает существующую идеологию в своих интересах, обзаводится себе подобными друзьями (как собаки собираются в стаи).
Скрытый смысл “Собачьего сердца”
Невозможность сказать прямо, а также тяга к метафоричности, художественному преобразованию действительности привели автора к тому, что он выбрал интереснейшую форму для реализации своей задумки. Автор беспощадно критикует общественный строй, представляя эксперимент профессора Преображенского в качестве примера социальных нововведений. Шариковы множатся в России 20-х годов, они умело приспосабливаются, становятся отдельной кастой, которой всё позволено.
Именно эту вседозволенность, приспособленчество, паразитизм и невежество высмеивает автор в образе Шарикова и его товарищей. Обладатели “собачьих сердец” чувствуют себя хозяевами жизни, благодаря тем условиям, которые созданы для них в стране. Интеллигенция, честные трудящиеся люди ущемлены в своих правах, они вынуждены мириться с властью выходцев из народа, которые отнюдь не всегда придерживаются высоких моральных принципов. Рассказ животрепещет актуальными мыслями, которые звучат также злободневно и сегодня.
Булгаков М. А. «Собачье сердце». Краткий анализ
Вы будете перенаправлены на Автор24
Произведение М. А. Булгакова «Собачье сердце» было написано в 1925 году. Свое гениальное произведение писатель создал всего за три месяца.
Тема, проблема, идея и значение произведения
В своем легендарном произведении Булгаков поднимает проблему политики и идеологии большевизма, проблему необразованности тех, кто получил власть, а также проблему невозможности изменения порядка в истории насильно. Писатель показывает, что результаты произошедшей революции не такие, как ожидалось, что они плачевны. Революция, так же, как и операция, проведенная профессором Преображенским, привела к совершенно неожиданным последствиям и вскрыла самые страшные болезни и проблемы общества.
В произведении автор затрагивает тему человеческой природы, характеров и натуры. Булгаков дает полупрозрачный намек на то, что человек слишком самоуверен и считает сея всесильным. Он способен изменить то, что менять не стоит, способен вмешаться в естественный ход вещей, однако контролировать плоды собственной деятельности, к сожалению, человек не в состоянии.
Проблематика произведения заключается в том, что насильственное изменение общественного уклада неизбежно приводит к печальным результатам, эксперимент обречен на провал.
Главная идея произведения «Собачье сердце» заключается в том, что любое искусственное вмешательство в общество, природу, политику, историю и другие сферы не может привести к позитивным изменениям. Автор считает наиболее приемлемым здоровый консерватизм.
Основной мыслью этого произведения является то, что незрелому, необразованному народу, людям наподобие «Шариковых», ни в коем случае нельзя доверять власть, так как они морально незрелы. Подобный эксперимент неизбежно обернется катастрофой для общества и для истории.
Смысл названия произведения заключается в том, что не все люди, нормальные от рождения, обладают духовно здоровым сердцем, что есть на свете люди, у которых собачьи – злые, плохие – сердца от рождения, и живут эти люди жизнью Шарикова.
Готовые работы на аналогичную тему
Жанр, сюжет, Композиция
«Собачье сердце» по жанру является повестью. Однако, изучая жанровое своеобразие произведения, необходимо признать, что это скорее сатирическая социально-философская повесть, в которой присутствуют элементы фантастики.
Булгаков для своей повести «Собачье сердце» выбрал кольцевую композицию. История повести начинается с рассказа пса Шарика о своей тяжелой участи на улице, когда он был вынужден голодать. Послереволюционное настроение, плохая погода, размышления собаки о своем существовании и о жизни простого народа являются композиционными элементами произведения.
Сюжет произведения закладывается с момента, когда Преображенский «подбирает» Шарика. Шарик попадает в обстановку, где его кормят, лечат и даже покупают ошейник. Автор специально показывает все глазами Шарика, чтобы затем показать читателю подобную ситуацию, но уже с обновленным героем.
Точкой отсчета новой истории становится операция Шарика. В произведении два главных героя – профессор Преображенский и Шарик. Под одной крышей очень сложно ужиться двум совершенно разным персонажам. Отвратительный характер Полиграфа, нежелание что-либо в себе менять, плохие манеры в конце концов приносят свои плоды. Мужчина попадает в ряд глупых ситуаций, что его совершенно не смущает. По совету профессора, он смотрит на себя в зеркало, однако никаких недостатков себе не видит.
На протяжении всего эксперимента Борменталь ведет дневник наблюдения, в котором описывается «происхождение» нового человека. это является еще одним композиционным элементом.
Встреча Швондера и Шарика практически является роковой, как для Полиграфа, так и для профессора. Полиграф благодаря Швондеру устраивается на работу. Занятость Полиграфа тоже является одним из элементов композиции. Ведомство, где работает Шариков, занимается отловом бродячих животных. Шариков рассказывает о том, как он расправляется с отловленными котами.
Кольцевая композиция замыкается Шариком, который снова стал обычным псом, спокойным и счастливым созданием. У него есть хозяин, который его хорошо кормит, и ошейник. Этим композиционным элементом автор показывает, как мало нужно для счастья.
Система персонажей и их характеристика
Главными героями произведения являются:
Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора Преображенского, очень воспитанный и порядочный человек. Боменталь выказывает твердость характера и стойкость духа, когда Шариков написал на профессора кляузу.
Полиграф Полиграфович Шариков – пьющий человек без определенной работы. Характер Шарикова вздорный. Он мечтает выбиться в люди, но при этом не хочет ничему учиться. Шариков впитывает в себя все плохое. Страсть к убийству животных показывает готовность поступить так же и с человеком.
Пес Шарик. Благодарный, ласковый пес, но при этом хитрый. Шарик познал лишения и голод, когда жил на улице. Счастливый и спокойный пес, которому главное, чтоб хозяин его кормил. Профессор пересадил ему гипофиз Клима Чугункина, в результате чего произошло очеловечивание пса, превратившегося в Полиграфа Шарикова.
Клим Чугункин, люмпен – пролетарий, возраст 25 лет. Не имеет постоянного места работы, злоупотребляет алкоголем. Убит в пьяной драке, в повести появляется уже покойником.
Швондер является ярким представителем нового общества. Поддерживает действующую власть. Швондер является председателем домового комитета.
Зинаида Прокофьевна Бунина, молодая девушка, помогающая профессору по хозяйству. Добросовестно исполняет свою работу, откровенно боится Полиграфа.
Дарья Петровна Иванова – кухарка Преображенского, которую Шариков любит за то, что та кормит его колбасой.
Повествование в произведении ведётся от лица Шарика, доктора Борменталя и остроумного рассказчика.
Автор облекает увиденное псом в монологическую форму выражения мыслей. В произведении используются разные формы разговорной лексики.
“Собачье сердце». Утерянные смыслы и ошибка Сталина (7 фото)
Наша служба и опасна, и трудна.
22 сентября 1926 года в московскую квартиру четы Булгаковых постучались люди в кожанках и в фуражках с малиновыми верхами. «Откройте, ОГПУ!»
Обыск привёл к изъятию 2-х тетрадей: личного дневника Михаила и неоконченной рукописи «Собачье сердце». В тот же день, от 4 до 6 часов продолжается допрос Булгакова в управлении ОГПУ на Лубянке, по результатам которого писатель отправляется домой, чтобы на следующий день прибыть на генеральную репетицию спектакля «Дни Турбиных», который он ставил в МХАТе. При этом, сотрудники ОГПУ возвращают Булгакову его личный дневник (который писатель немедленно сжигает по возвращению домой), а вот рукопись повести изымается. Затем она попадет на длительное хранение в архив ОГПУ.
Собственного говоря, вся эта детективная история разворачивается именно из-за этого спектакля, а рукопись «Собачьего сердца» оказалась под ударом случайно. Но, именно она, эта самая злосчастная рукопись, сыграет совершенно невероятную историю в отношениях между Сталиным и Булгаковым, и коренным образом повлияет на всю судьбу писателя..
Но, не будем забегать вперёд.
Суровые годы уходят.
Всей этой истории предшествовали довольно громкие события. Булгаков и до того подвергался критике и за своё непролетарское происхождение (сын доцента киевской духовной академии), и за своё боевое прошлое (военный врач, принявший участие в Гражданской войне на стороне белых в рядах южной армии, и только из-за болезни не сумевший сбежать за границу в 1920-м). Но, когда его «Дни Турбиных» начали ставить в одном из главных театров страны, советская литературная общественность поднялась просто на дыбы. Последовали неоднократные обращения и «в куда следует», и даже на самый верх: группа советских драматургов написало открытое письмо самому Сталину, с просьбой запретить постановку спектакля.
ОГПУ заняло резкую позицию. Несмотря на вмешательства Наркома Просвещения Луначарского, который лично разрешил «Дни Турбиных», руководство силовой структуры принимает решение об обыске в квартире Булгакова. Обыск увенчался успехом: несомненно антисоветская повесть «Собачье сердце» была конфискована.
А дальше начинается невероятное. Конфликтом заинтересовались на самом верху, и всего через 8 дней, 30 сентября 1926 года заседание высшего исполнительного органа СССР — Совета Народных Комиссаров, во главе с И.С.Сталиным, принимает краткую резолюцию: «Спектакль «Дни Турбиных» разрешить к показу на один сезон!».
Что же произошло там, и почему всесильное ОГПУ вынуждено было отступить?
«Не наш человек, но полезен»
Для того, чтобы понять всю подоплёку отношения власти к Булгакову, стоит обратиться к ответу Сталина на открытое письмо группы возмущенных советских драматургов. Цитирую:
И до этого скандала, и после, Сталин неоднократно становился на сторону либерала Булгакова. Почему либерала? Булгаков всю свою жизнь был в оппозиции к советской власти, открыто печатался в берлинском журнале «Смена Вех», отношение к которому было весьма неоднозначным среди высшего руководства СССР. Он никогда не скрывал своего критического отношения к СССР, и остаётся только изумляться, почему он не был репрессирован, и спокойно прожил в Москве, поменяв несколько театров в должности режиссёра, вплоть до самой своей смерти от нефросклероза в 1940-м году.
Сталин, отвечая на письмо Максима Горького в защиту Булгакова, датируемое начало 1930-х, упоминает: «… Булгаков — не наш человек». Но, в том же году, отвечая на просьбу опального (в который раз) драматурга, рекомендует его, Булгакова, на должность ассистента режиссёра в тот же самый МХАТ (где Булгаков именно эту должность и просил).
Как понять такую странную любовь Сталина к этому писателю?
Думаю, что необходимо вернуться к рукописи «Собачьего Сердца» и к истории СССР вообще. Иначе мы не сможем понять происходившее тогда и всю подоплеку скрытых смыслов, вложенных в повесть.
Кто знает, как мокра вода, как страшен ГОЛОД лютый…
Официальные цифры «раскрученного» Голодомора 1932-33 годов прекрасно подсчитаны международной комиссией: 2 миллиона 520 тысяч человек. Этот голод ставят в вину советскому руководству, эта трагедия давно стала настоящей «торговой маркой» Украины, которая с упорством, достойным лучшего применения, пытается доказать, что на деле это был настоящий геноцид именно украинского народа со стороны Советской Власти… Ну, не суть.
Куда более страшный же голод, голод после Гражданской Войны, разразившийся в Советской России зимой 1921 — летом 1923 годов, почему-то замалчивается. А ведь тогда погибло от голода минимум в два раза больше жителей страны: не менее 5 млн. человек! Первые случаи каннибализма, первые медицинские отчеты о «трёх стадиях голода» и о необратимых изменениях в мозге голодающих уже к середине второй стадии… Вымершие целые районы Поволжья и Приуралья, наиболее пострадавших от засухи и отсутствия резервов хлеба.
Почему замалчивается эта трагедия? Наверное, потому, что Советская Власть не была в ней виновата? Сильнейшая засуха 1921-го года и отсутствие резервов, уничтоженных в Гражданскую войну, отсутствие угля для паровозов и механизмов для посевной… Но и это ещё не всё.
А может быть, дело в другом? Молчат по другим причинам?
Потому ли, что виновниками этой жуткой трагедии стали белогвардейцы, проводившие к концу Гражданской Войны политику «выжженной земли», уничтожившие шахты Донбасса, вырезавшие под корень сопротивляющиеся села и хутора на Кубани, Украине, в Сибири и на Дальнем Востоке? Потому ли, что страны Запада ввели против СССР торговые санкции и даже в самый разгар голода запрещали авансированные поставки продовольствия и сельхозоборудования в СССР, требуя к оплате даже через благотворительные организации только и исключительно золото?
Стыдно им? Не думаю. Не стыдно же ставить теперь памятники тем, кто выжег тогда сельское хозяйство, железные дороги и угольные шахты — красновым, колчакам и прочим юденичам? Нет? Не стыдно? Хабенскому же не стыдно было Колчака сыграть, в виде тонкого интеллигента…
А теперь, давайте представим себе. Сталин прекрасно знал, что такое ГОЛОД. Он в 1918-м году был какое-то время на должности чрезвычайного комиссара Наркомата Продовольствия и лично искал хлеб для Советского Севера. Знал прекрасно о голоде и Булгаков, который в те годы жил в голодающей Москве.
Но, в отличие от других организаций, немецкие коммунисты не только собирали золото: они поставили в СССР оборудование для десятка колхозов и двух рыбзаводов, тем самым дав возможность в 1923-м году начать кормить Поволжье уже частично своей продукцией.
Для чего это всё я пишу, спросите вы? Какое это имеет отношение к «Собачьему сердцу»? Да самое прямое!
«Купите журналы в помощь детям Германии!»
На цитаты разошёлся фильм Бортко. Понимал ли Евстигнеев, знал ли он, какого морального урода ему выпало играть?
Сцена из 3-й главы «Собачьего Сердца», напомнить?
К Преображенскому приходит домком Швондер со товарищами. Я опущу смысл конфликта, он и так всем известен: коммунисты просят отдать часть квартиры нуждающимся (7 комнат — даже у Айседоры Дункан столько нет!), Преображенский же звонит некоему «Петру Александровичу» (в фильме Бортко — Сталину) и требует бронь от расселения квартиры, угрожая отменить операцию (профессор — светило гинекологии и венерологии, если кто запамятовал).
В конце диалога женщина-комиссар предлагает купить журналы в помощь детям Германии, в которой продолжаются гонения на коммунистов и многие поставлены на грань голода. Журналы, чтобы вы понимали, издаются тем же МежРабПомом, который (ВДУМАЙТЕСЬ!) только летом того же года спасал от голодной смерти миллионы советских граждан!
Ну как вам такой поворот, а?
Я опускаю то, что профессор Преображенский дальше потребует сжечь книгу переписки Каутского с Энгельсом (кстати, как раз о вопросе оппортунизма, в котором явно можно заподозрить холёного мещанина Преображенского). И о том, что Клим Чугункин, играющий по кабакам на балалайке и гипофиз которого пересажен будет Шарику — это вообще отсылка к Сталину, «Сталин-Чугункин», то бишь, прямое оскорбление вождя.
Достаточно на уголовную статью?
Да ладно, про статью — достаточно мерзко? Евстигнеев знал, что именно он говорит? Кого именно он так гениально сыграл?
Ошибка Сталина.
Сталин был невероятно сильным человеком. Это факт, который оспорить невозможно. Люди вокруг него часто страдали от его упорства, переходящего в грубость, от его жесткости, переходящей в жестокость.
Сталин был невероятно эрудированным человеком. До сих пор в архивах Ленинки лежат нерасшифрованные пометки к примерно 5 тысячам книг, вывезенных с Ближней Дачи после его смерти. А всего, по картотеке Кремля, только в её библиотеке Сталин запрашивал к прочтению более 28 тысяч книг. По свидетельству его окружения, Сталин в среднем прочитывал за сутки около 300 страниц текста: документов, статей, периодики и книг.
Я тоже много читаю, прочитываю примерно столько же за несколько часов. Хотя и не могу каждый день выделять по 2-3 часа на чтение… Так что я могу себе представить, какой кругозор был у Иосифа Виссарионовича. Недостижимый на сегодня, пожалуй, никому.
И вот, давайте представим себе. Поздний вечер 22 сентября 1926 года, услужливые руки работника ОГПУ кладут на стол перед ним рукопись «Собачьего Сердца». Может быть, это были руки самого Менжинского, который уже предвкушал то наслаждение, с которым он вобъёт пенсне в глаз оборзевшего писаки.
Любой другой, менее эрудированный человек, дочитав 3-ю главу до конца, поднялся бы со своего кресла, в ярости разломил бы свою трубку пополам и лично подписал бы разрешение на самые жесткие меры социальной защиты по отношению к Булгакову.
Но Сталин не понял, что именно написал Михаил Афанасьевич. Он решил, что как и в случае с «Днями Турбиных», драматург решил выставить профессора Преображенского конченным моральным уродом, настолько омерзительным, что на контрасте с ним даже Шариков и Швондер покажутся вполне достойными людьми.
Да, я фантазирую. Простите меня за это. Но иначе я не могу объяснить, почему через неделю на заседании СНК Сталин выступит в защиту Булгакова и его «Дней Турбиных».
Сталин ошибся. Он просто не смог представить себя, до какой степени может быть болен головой морфинист Булгаков, чтобы на полном серьёзе из омерзительного мещанина Преображенского сделать главного героя, а не антагониста, своего «Собачьего Сердца».
«Из жизни слов не выкинешь»
Вы можете сказать: «Да ладно! Может быть, именно так и хотел показать Преображенского автор — моральным уродом!»
Известно, что прообразом профессора Преображенского стал дядя писателя, профессор медицины Покровский, на квартире которого и жил какое-то время Булгаков. Есть также версия, что Борменталь — это собственно литературный автопортрет самого писателя.
Судьба «Собачьего Сердца», двух машинописных копий, сделанных Булгаковым и его женой по памяти, и правки автора на одной из них, изданной в 1989-м году в Москве, надежно показывают: именно это и хотел сказать Булгаков. Он полностью на стороне Преображенского.
Кстати. К тому фильму Бортко, снятому в 1988 году, музыку написал замечательный советский композитор Владимир Дашкевич. Знаете, как в нотах называется главная музыкальная тема фильма, звучащая в впервых кадрах? «Реквием». «В память о умерших», то бишь.