в чем минусы франшизы тест
Плюсы и минусы франшизы
Франчайзинг как способ ведения бизнеса (в том числе открытия его с нуля начинающим предпринимателем) появился в России только после перестройки, то есть ему от силы два с небольшим десятка лет. Поэтому плюсы и минусы франшизы стоит рассматривать, прежде всего, на опыте европейских и американских бизнесменов. Хотя, в России могут выявиться дополнительные плюсы франшизы, как и минусы работы по франшизе.
Франшиза для франчайзера и для франчайзи
Вспомним, что значит франшиза – это способ ведения бизнеса, при котором из одних рук в другие на возмездной основе передается готовая модель ведения бизнеса. В том, что она готовая и опробованная на практике, и заключается один из главных плюсов для франчайзи.
Все расписано по шагам, бизнесмену дается готовая бизнес-модель, которую нужно как под копирку перенести в новые условия (к которым также предъявляются требования, чтобы франчайзи потом не предъявлял претензий по убыточности проекта).
При этом можно посмотреть, как работают другие франчайзи этого же бренда, как работают точки, принадлежащие головной компании, а также в любой момент, и на этапе открытия, и в процессе деятельности, рассчитывать, как минимум, на консультативную поддержку.
Франчайзер, со своей стороны, получает возможность выйти на новый рынок, расшириться на неохваченный ранее район или регион, где его бренд начнут узнавать и полюбят. То есть в конечном счете франшиза сыграет на руку успеху и прибыльности основного бренда. Если речь идет о торговой франшизе, то это будет еще и дополнительная точка сбыта продукции франчайзера. И не стоит забывать про паушальный взнос и роялти – какого бы размера они ни были, деньги лишними не бывают.
Но рассмотрим плюсы и минусы бизнеса по франшизе подробнее.
Бизнес по франшизе: плюсы и минусы для франчайзера
Казалось бы, именно франчайзер, то есть владелец торговой марки и тот, кто передает права на пользование ею, выигрывает больше всех. Плюсы франчайзинга в коммерческой деятельности перечислим ниже.
Франчайзер открывает свой филиал за чужие деньги. И пусть большая часть прибыли от его работы будет идти новому предпринимателю, владельцу бренда тоже достанется. Но главное, что не придется нести затраты, связанные с расширением в регионы – аренду или приобретение помещения, его брендирование, закупку торгового или производственного оборудования, рекламу (если все эти статьи расходов возложить в договоре на франчайзи). Никто не мешает франчайзеру позже, если регион будет успешно освоен, а его товар станет узнаваемым и востребованным, открыть здесь свое, не франчайзинговое представительство, и собрать сливки с этого бизнеса.
Речь идет о роялти и паушальном взносе (первый вид платежа вносится постоянно, второй – единоразово). Некоторые крупные бренды, начавшие достаточно давно продавать свои франшизы, в настоящее время не имеют собственных филиалов, но никто об этом и не подозревает – бренд жив и узнаваем, постоянно открываются все новые его точки. Простой пример – франшиза Subway. Все ныне существующие рестораны с таким названием принадлежат франчайзи, франчайзер же владеет брендом и концепцией запуска бизнеса, чем он успешно и торгует. Немалый паушальный взнос (свыше полумиллиона рублей) и роялти позволяют владельцам торговой марки хорошо зарабатывать.
Согласно договору франшизы, франчайзер имеет право на постоянный контроль вновь открытого бизнеса. Если условия, изначально прописанные, будут нарушаться, и франчайзи не захочет или не сможет ничего с этим поделать, франшизу можно отозвать, что повлечет за собой закрытие точки под этим брендом. Механизм контроля позволяет франчайзеру все время держать руку на пульсе и убрать с рынка представительство, если что-то пойдет не так и этот сбой начнет угрожать репутации торговой марки.
Если бизнес не пойдет, все, что потеряет франчайзер – это роялти. Основные убытки (размер первоначальных инвестиций, уже выплаченный паушальный взнос и т.п.) лягут на плечи франчайзи.
Чем больше представительств торговой марки по всему миру, тем большее ее узнают и тем быстрее растет доход. Если у франчайзера есть собственные предприятия, и их немало, то это будет играть ему на руку. Впрочем, народная любовь одинаково выгодна и для франчайзера, и для франчайзи, вот только первый за счет этого сможет не только увеличить прибыль, но и продать больше франшиз.
Минусы франшизы для франчайзера:
Работа по франшизе: плюсы и минусы для франчайзи
Для начала рассмотрим преимущества франшизы, которых все же больше, чем недостатков:
Это отличный вариант для тех, у кого есть деньги на старт бизнеса, но нет веры в собственные силы. Или для тех, кто хочет свести риски к минимуму – все же бизнес по франшизе более стабилен, бизнес-модель опробована много раз, а франчайзер оказывает поддержку на этапе запуска и продвижения бизнеса. Пусть за все это нужно платить, но зато риск прогореть намного меньше, чем у предпринимателя в свободном плавании.
За вас уже все просчитали, от размера инвестиций до предполагаемой прибыльности бизнеса. В плане, который предлагается франчайзером, четко указаны требуемые суммы, тогда как при открытии бизнеса своими силами начинающие предприниматели нередко не могут рассчитать свои силы с первого раза и учесть все необходимые расходы.
Если бренд уже известен, то не понадобится время на создание клиентской базы – она уже есть. А если сразу появятся клиенты, значит, и прибыль можно начать получать сразу же, причем в полноценном объеме.
Обычно этот пункт расходов берет на себя франчайзер, включая его в паушальный взнос.
Крупные франчайзеры не оставляют своих франчайзи без информационной поддержки даже после старта бизнеса. Более того, такая поддержка должна быть прописана в договоре, ведь успех вновь открываемого бизнеса важен и для франчайзера.
Минусы покупки франшизы для франчайзи:
Паушальный взнос и роялти, а также невозможность сэкономить на размере первоначальных инвестиций, поскольку они расписаны буквально пунктам, сильно бьют по карману начинающего бизнесмена.
Сложно почувствовать себя настоящим хозяином бизнеса, если все твои шаги жестко контролируются и регламентируются, ко всему предъявляются определенные требования. Также нельзя самостоятельно выбирать поставщиков, сырье и т.п.
Можно только разорвать контракт. Но в таком случае придется свернуть все предприятие.
Многих франчайзи не оставляет ощущение того, что все, что они делают, в конечном счете идет на пользу только франчайзеру. Даже если бизнес по франшизе будет процветать, при его закрытии предприниматель потеряет всю клиентскую базу, а наработанная репутация станет вкладом в копилку головного бренда.
Плюсы и минусы франшизы. Чем выгоден франчайзинг?
Содержание
В России франчайзинг продолжает набирать обороты. Все больше предпринимателей поглядывают в его сторону с интересом. У многих из них возникает вопрос: а стоит ли заниматься подобным видом деятельности? Чтобы ответить на него, нужно внимательно изучить плюсы и минусы франшизы. Предлагаем сделать это сегодня.
Плюсы франшизы
Предприниматель, который покупает франшизу, может рассчитывать на всяческую поддержку со стороны компании-организатора. К другим плюсам можно причислить:
Но это далеко не все плюсы бизнеса по франшизе. К ним так же можно причислить отсутствие необходимости в проведении маркетинговых исследований. Всю информацию о рынке можно позаимствовать у франчайзера, который с удовольствием может ее предоставить. И еще: если франчайзи для успешного старта и ведения бизнеса потребуется взять кредит, компания-организатор сможет стать поручителем в банке. У многих начинающих бизнесменов, работающих не по франшизе, подобного «покровителя» нет.
Основные минусы бизнеса по франшизе
Как видите, преимуществ много. При ведении бизнеса по франшизе предприниматель может рассчитывать на быстрый старт и скорое достижение желаемых результатов. Однако, как и у любого иного вида деятельности, у франчайзинга имеются и свои минусы. К числу таковых можно причислить:
Как видите, количество минусов и плюсов у франшизы примерно одинаково. При обдумывании вопроса, стоит ли ее покупать, нужно тщательно взвесить все «за» и «против». И только потом решать: работать по франшизе или открывать свою собственную организацию, за которую будете отвечать только вы.
Покупка франшизы: плюсы и минусы бизнеса под известным брендом
Если вы скажете, что франшиза – это выгодно, вы будете правы.
Если вы с пеной у рта будете доказывать, что франшиза – это деньги на ветер, вы тоже будете, как никогда, правы.
Франчайзинг сложно назвать однозначным бизнесом. Вы можете вложить последние деньги, и стать королем списка Forbes. А можете раз за разом покупать новые франчайзинговые проекты, и вбухивать миллионы просто в пустоту.
В этой статье хотелось бы поговорить о том, что нужно знать при покупке франшизы, какие факторы должны насторожить предпринимателя, и где он может допустить непоправимые ошибки. Поехали.
Если вам нужна помощь в подборе прибыльной франшизы или аудите выбранной – обратитесь ко мне, у меня большой опыт во франчайзинге, буду рад помочь!
Покупка франшизы: плюсы и минусы
Давайте для начала разберемся, какие выгоды и негативные моменты существуют в франчайзинге. Что являет собой данный бизнес?
Итак, франшиза – это продажа:
Важно! Не стоит путать франшизы с готовым бизнесом, это совершенно разные вещи! Готовый бизнес – это компания с оборотом, возможно – номинальным гендиректором, бухучетом, и она не имеет никакого отношения к франчайзингу.
В чем заключаются плюсы франшиз?
Какие риски при покупке франшизы необходимо учитывать
10 частых ошибок при покупке франшизы: вещи, на которые нельзя «забивать»
«Поворот не туда»
Никогда. Не. Покупайте. Франшизы. В. Которых. Вы. Ни. Черта. Не. Смыслите. Поверьте, это реально толковый совет. Давайте представим себе 50-летнего водителя, который всю жизнь провел за рулем, видел сотни ДТП и идиотов на дорогах. И вот, для опытного дальнобойщика наступил кризис среднего возраста. Он решил, что ему не хватает адреналина в жизни, пересчитал накопленные деньги и отправился за покупкой франшизы. Нет, не по открытию фирмы грузоперевозок, что было бы идеальным вариантом. А в сфере туризма. Думаю, каждый уже догадался, что из этой идеи ничего хорошего не вышло.
Не стоит думать, что франчайзер все сделает за вас, и браться за сложные проекты по реализации, например, нефтяной продукции, если вы всю жизнь проработали пекарем. С Газпромом вы конкурировать не сможете.
Наивная вера в рекламные обещания
К сожалению, реклама часто не соответствует действительности. Нисколько не сомневаюсь, что обещания вроде «окупаемость в 300% уже в первый месяц, минимум вложений и внимания к своему бизнесу!» никого не оставят равнодушными. Тем не менее, вестись на это не рекомендуется.
Это одна из проблем покупки франшизы в России. Нельзя покупать франшизу, ориентируясь исключительно на заманчивые обещания. Анализируйте, изучайте. Просите цифры, статистику. Идите с документами к экспертам. Пускай специалисты вам скажут, «что такое хорошо, что такое плохо», но не покупайте ничего только по одному призыву.
По этому поводу мне нравятся слова известного инвестора:
Я расскажу секрет, как разбогатеть на Уолл-стрит. Будьте жадными, когда другие осторожничают. Будьте осторожным, когда другие жадничают.
Плохой выбор
Вам может казаться, что продажа розовых единорогов – это отличная идея для Зажопинска. Вы можете спать и видеть, как покупатели у вас на глазах дерутся за право обладать эксклюзивным животным. Но реальность обычно сурова. И она заключается в том, что в Зажопинске гораздо большим спросом пользуются курочки и утки в сельскохозяйственных целях.
Прежде, чем с радостью открывать «супер-бизнес», обязательно проверьте, насколько бизнес, который вам предлагают, будет доходным. Это важно.
Легкомысленное отношение к документам
При покупке франшизы вы решили не глядя подмахнуть все договоры. Однако каково же ваше удивление было, когда через полгода случайным образом вы узнали, что документы на товарный знак и другие права не то, что не зарегистрированы, а их вообще не существует в природе!
Всегда проверяйте все то, что подписываете. Помните, все, что передает вам франчайзер, должно быть составлено и зарегистрировано соответствующим образом.
Непроверенный партнер
Какие вопросы следует задать при покупке франшизы? Прежде всего, проверьте все документы вашего потенциального франчайзера, узнайте о его деловой репутации и о том, как часто в последнее время он выступал участником судебных разбирательств по своему бизнесу.
География бизнеса
Представьте, что вы купили франшизу по ресторанному бизнесу, и нашли в своем городе довольно просторное помещение под ресторан, которое соответствует всем требованиям франчайзера. И вот, бизнес запущен, красиво играет нанятый пианист на сцене, посуда блестит, как и улыбка на лице молодых официанток, а людей все нет и нет. И невдомек «юному франчайзи», что ресторан находится на отшибе города, что расположен он в забитом спальном районе, где тусуются одни наркоманы и прочие асоциальные элементы общества.
Даже самые успешные проекты можно разрушить при неправильном подборе места. Хотите узнать, насколько удачным является место для аренды? Уделите несколько дней и проведите их на том самом месте, запасшись бутербродами и горячим кофе. Оцените, кто там ходит, какой сегмент ЦА, насколько ваше место является проходным.
Непринужденный покер с франчайзером
Иногда молодые предприниматели решают сыграть в своеобразный покер с франчайзером, поставив на игру свои деньги и время. Фактически договор заключается без какой-либо проверки и проведения переговоров. В итоге это выливается в многочисленные начисления штрафов по поводу и без, в рабские условия и хронические долги.
Не нужно подписывать все, что вам предлагают. Внимательно изучите условия договора, пройдитесь по каждому пункту. Также привлеките хорошего опытного юриста, который поможет вам в данном деле. При необходимости вы можете провести переговоры. Не спешите – найти другую франшизу вы всегда успеете. Ваш специалист непременно вам расскажет, что его настораживает в договоре, и с какими пунктами не стоит ни в коем случае соглашаться.
Драконовские взносы
Вам на глаза попался договор, где прописаны 2 млн. рублей начального, 1 млн. паушального взносов и 50% роялти? Бегите. Я серьезно. Такие условия даже в ночном кошмаре не назовешь адекватными.
В действительности многие франчайзеры «грешат» завышенными взносами в франшизах – условия покупки могут оказаться кабалой. Ваша задача – своевременно их распознать. Опять же, поможет вам в этом как раз грамотный юрист.
Да здравствуют кредиты!
Вы решили начать свой бизнес из кредита? Тогда откажитесь от этой идеи немедленно! Кредиты обычно имеют %, за неуплату которых вы попадаете в рабство не только к франчайзеру, но и к банку. Помните, вы никогда не сумеете на 100% предугадать, как пойдет ваш бизнес.
Кредиты целесообразно брать, когда вы уже более-менее стали на ноги, и вам нужны дополнительные средства для развития своего бизнеса. Но только не начинайте свое дело с долгов.
Сам себе юрист
«Да зачем вообще нужны эти юристы? Только тратиться на них…». Согласитесь, такие мысли бывают даже у довольно опытных предпринимателей. Но только до первого форс-мажора. Как только случается что-то из ряда вон выходящее, как вчера еще уверенный в себе лев превращается в робкого ягненка, не знающего, в какие двери стучаться, и в какие колокола бить.
К сожалению, отсутствие юриста у франчайзи – это основная ошибка при покупке франшизы. Помните, юрист – это ваша страховка, гарантия и залог удачного выбора франшизы. Кто, как не специалист, оградит вас от жестокости этого мира: от несправедливых и сомнительных условий договора, от завышенных платежей по роялти, от мошенничества и других подвохов? Никогда не брезгуйте юристом. Да, возможно, он потребует за сопровождение сделки 50 000-70 000 рублей, но! Это ваша гарантия на будущее.
Ищите прибыльную франшизу или нужен аудит выбранной? Можем помочь
Расскажите ее через эту форму, мы изучим материалы и свяжемся с вами для уточнения деталей.
Остались вопросы?
Напишите мне на почту, заполнив форму ниже, и я помогу разобраться в проблеме!
Либо воспользуйтесь одним из следующих контактов:
Стоит ли покупать франшизу? Плюсы и минусы франчайзинга
Запустить свой собственный бизнес с нуля в какой-либо сфере требует нешуточных капиталовложений, изучения рынка, разработки собственной концепции и так далее. Франшиза помогает открыть свое дело гораздо проще, дешевле и без раскрутки собственного бренда. Поэтому в последнее время все больше предпринимателей предпочитают готовый бизнес по франшизе.
Что это такое простыми словами?
Это передача права пользоваться брендом (именем) компании. Таким образом покупатель франшизы приобретает:
Иначе говоря, крупная известная фирма позволяет отдельному предпринимателю открыть свой бизнес под вывеской известного бренда, а также оказывает ему всестороннюю поддержку. Взамен компания принимает от предпринимателя первоначальный взнос, а затем определенный процент от продаж.
Справка. Готовый бизнес по франшизе отличается высокой надежностью: по статистике 8 из 10 таких фирм успешно функционируют и приносят доход более 5 лет.
Чтобы вникнуть в данное направление бизнеса, необходимо разобраться с понятиями, которые с ним связаны:
Обычно размер роялти определен договором в виде определенного процента от доходов франчайзи.
Для покупки франшизы потребуется не меньше нескольких тысяч долларов, но в среднем, успешную деятельность в данной сфере начинают, имея 500 000-2 000 000 долларов. Можно найти достаточно известные франшизы стоимостью от 12 000 долларов. Зачастую крупные и раскрученные компании предлагают приобрести право пользования их брендом в рассрочку с первоначальным платежом в размере 25 % от полной стоимости.
В основном франчайзинг встречается в сфере продаж товаров. Но в данной нише выделяют следующие виды франшиз:
Преимущества покупки
Открытие собственного бизнеса под крылом у крупной именитой компании имеет множество плюсов:
Делается это для того, чтобы покупатель франшизы усвоил, как вести предпринимательскую деятельность в сфере данного бренда и не навредил его репутации.
Недостатки открытия бизнеса
Несмотря на все преимущества франшизы, у такого бизнеса, как и у любого другого рода деятельности, имеются свои минусы. К таковым относятся:
Подписывая договор, покупатель франшизы возлагает на себя обязательства перед франчайзером. Он обязан четко соблюдать правила, прописанные в документе, выплачивать роялти, а также следовать условиям предоставления бренда, независимо от того, окупается такая деятельность или нет.
От подобных случаев никто не застрахован, особенно в период экономического кризиса.
Итак, самым значительным недостатком является скованность франчайзи в принятии собственных решений, все его действия должны совершаться в соответствии с прописанными в регламенте нормами, иначе он будет нести ответственность в виде штрафов или иных наказаний.
Справка. Многие компании-организаторы не желают работать с арендованными помещениями, поэтому ставят франчайзи условие приобретения такой недвижимости в собственность, что в разы повышает первоначальные инвестиции для покупателя франшизы.
Дополнительные платежи и взносы
Чтобы приобрести франшизу, нужно учитывать платежи, которые необходимо вносить. Как правило, в таких отношениях присутствует три разновидности перечислений в пользу франчайзера:
Паушальную плату франчайзи перечисляет за получение от франчайзера всего лицензионного комплекса. Размер первоначальной платы колеблется в зависимости от отрасли деятельности, внутренних стандартов, а также возможностей компании-организатора. Чаще всего сумма составляет 5-10 % от цены запуска одного франчайзингового бизнеса.
Внимание! Чем известнее и популярен бренд, тем выше стоимость паушального взноса.
Роялти – это систематические выплаты, которые покупатель франшизы обязуется выплачивать франчайзеру за пользование переданным спектром прав, а также за информационную и техническую помощь, обучение франчайзи и так далее.
Выплаты роялти осуществляются в виде:
Пункт договора о дополнительных платежах не является существенным условием сделки, поэтому встречается не во всех соглашениях.
Такие выплаты перечисляются за дополнительные услуги компании-организатора, они не являются обязательными и осуществляются по взаимному соглашению в следующих случаях:
Такие платежи не являются постоянными, их возможными целями могут быть:
Договор франчайзинга: на что обращать внимание?
Стоит сразу уточнить, что в Российском законодательстве не существует такого понятия, как договор франшизы. Приобретение франшизы и вытекающие из этого отношения, оформляются договором коммерческой концессии, оформленным в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
Соглашение с франчайзером может носить различные названия: договор франчайзинга, договор о ведении совместной деятельности и так далее, но оно все равно подчиняется правилам договора коммерческой концессии.
Ключевые моменты, на которые нужно обращать внимание при подписании договора франшизы:
Оно удостоверяет исключительные права компании-организатора на товарный знак. Более того, сам договор коммерческой концессии, а также вносимые в него изменения, обязательно должны быть зарегистрированы в Роспатенте, в противном случае такое соглашение не будет иметь никакой юридической силы.
По общему правилу соглашение регистрируется франчайзером. В договоре обязательно должен быть указан отрезок времени, за который франчайзер должен передать договор коммерческой концессии в Роспатент.
Важно! В договоре следует прописать сумму штрафа за нарушение франчайзером сроков его регистрации, в противном случае, при возникновении спорных ситуаций, в суде франчайзер сможет ссылаться на то, что договор не был оформлен в Роспатенте, следовательно, еще не действовал на тот момент.
Такое соглашение не факт, что обеспечит долгое и успешное сотрудничество. Да и франчайзер в любой момент в одностороннем порядке может расторгнуть его, предупредив об этом франчайзи за 6 месяцев.
Когда заканчивается срок договора на определенный срок, у франчайзи имеется преимущественное право заключить его на новый период.
При подписании договора коммерческой концессии обязательно нужно проследить за тем, чтобы в нем были прописаны все существенные условия. Так как без согласования данных позиций соглашение не является заключенным, следовательно, не порождает никаких правовых последствий, иначе говоря, является недействительным.
Перечень существенных условий по договору франчайзинга:
У решения начать собственный бизнес путем приобретения франшизы, есть свои плюсы и минусы:
Во многом успех предприятия зависит от случайного фактора: никогда нельзя быть уверенным, что та или иная франшиза будет приносить стабильный доход.
Полезное видео
О плюсах и минусах бизнеса по франшизе в видео: