в чем методологические особенности программы социокультурные истоки

Методологические особенности Истоковедения

Методологической основой Истоковедения является социокультурный системный подход к истокам в образовании. Что позволяет реализовать на практике социокультурный системный подход к истокам в образовании. Каковы требования к отбору содержания. Категории и ценности, которые соответствуют содержательным линиям.

Просмотр содержимого документа
«Методологические особенности Истоковедения»

Методологические особенности Истоковедения

Методологической основой Истоковедения является социокультурный системный подход к истокам в образовании.

1.Что позволяет реализовать на практике социокультурный системный подход к истокам в образовании?

Объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей. Система ценностей в программе включает наиболее полный круг фундаментальных категорий, ценностей и идеалов российской цивилизации.

Обеспечить естественное, гармоничное духовно- нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью, учащихся. Активное взаимодействие Школы и Семьи. Устраняет разрыв между Школой и Семьей в вопросах воспитания.

Развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной, высшей школы.

Использовать принципиально новый инструментарий на основе активных форм обучения.

Развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

2. Примеры осуществления межпредметных связей.

В средней школе (5-11 кл.) изучаются периоды отечественной истории и литературные произведения, где наряду с хронологией и знаниями об исторических деятелях и литературных персонажах учащийся получает представление о главных категориях жизни Отечества. Педагоги развивают систему духовно- нравственных ценностей благодаря знакомству с истоками конкретного дела, творчества, подвига. Ученик познает важные особенности нашего Отечества в прошлом, настоящем и будущем. Приходит к пониманию смысла служения Отечеству.

Вся программа обучения и воспитания на уроках и внеурочное время должна быть нацелена не только на получение представления о главных ценностях жизни, но и на развитие умения выбирать то, что является жизненно важным, а система ценностей Истоков позволяет развивать мировосприятие, миропонимание, и в старших классах формируется целостное мировоззрение.

3. Особенности содержания духовно-нравственного развития и воспитания личности в программе «Социокультурные истоки»

3.1. Обоснование концентрического принципа построения программы «Социокультурные истоки» на примере того, как раскрывается тема «Семья» от 2 к 5 классу.

Концентрический принцип построения содержания программы позволяет возвращаться к одним и тем же ценностям, темам и понятиям на разных этапах развития ребёнка во время школьного обучения.

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды, а также основной деятельности человека: РОДНОЙ ОЧАГ (имя, семья, род, дом,),

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутрен­него мира человека: ВЕРА, НАДЕЖ­ДА (согласие, терпение), ЛЮБОВЬ (любовь, доброта)

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками традиций по переда­че базовых духовно-нравственных: ТРАДИЦИИ ОБРАЗА родителей, ТРАДИЦИИ СЛОВА (сердечные слова), ТРАДИЦИИ ДЕЛА (труд, традиции праведного дела), ТРАДИ­ЦИИ ПРАЗДНИКА (праздники семейные).

В 5-м классе дети подводятся к пониманию важнейших идеа­лов духовности и культуры. Каждый идеал пред­ставлен посредством знакомства, «прочтения» и осмысления вы­дающегося памятника или явления: КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОРОМЫ (идеал лада, согласного жизненного уклада).

Тема «Моя семья» призвана повысить интерес об­щества к традиционным семейным ценностям, пробудить поиск истории своего рода, помочь подросткам и юношам через исто­рию своего рода почувствовать свою сопричастность к истории всего Отечества.

«Отчий дом» (исследование домашних традиций);

«Предки, о которых я хочу рассказать» (описание, сочинения- размышления, видеоматериалы);

«История семьи — история Отечества» (описание жизни и дея­тельности предков в различные периоды отечественной истории);

«Моя родословная» (генеалогические изыскания);

«Православные традиции в жизни моей семьи: прошлое и на­стоящее».

Программа завершается ежегодным семейным празд­ником «Семьи тепло — души отрада».

3.2. Каковы требования к отбору содержания?

Универсалии культуры, ее вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение составляют предметное содержание «Истоков». Универсалии представлены в учебном курсе «Истоки» на различных уровнях. Мы понимаем, что имеем дело с детьми разного возраста и социокультурного опыта. Приведем пример обращения к такой универсалии как «семья», «род». Сначала они представлены на уровне одного человека: что значит для тебя семья, род. Ребенок подрастает, и эти категории рассматриваются на уровне микросоциума: что значит семья для села, для города. Затем выходим к размышлениям о роли семьи и рода для Отечества, для цивилизации. Эти четыре уровня — от индивидуального до цивилизационного — представлены в «Истоках» по мере развития учебного и образовательного материала.

В «Истоках» нет разового, единичного обращения к той или иной категории и ценности. Их нравственная и духовная глубина настолько велика, что уяснить их с ходу в течение одного урока просто невозможно. Поэтому к каждой из них нужно обращаться на протяжении всех лет работы, каждый раз с новой позиции, на основе нового жизненного опыта ребенка, его возросшего кругозора.

Во всех темах ценности бытия рассматриваются сначала с позиции ретроспективы. Дети узнают, каким образом они бытовали в прошлом, у наших предков. Важно показать, что эти ценности не исчезли, они живы, они среди нас и в нас. Поэтому важен принцип актуализации важнейших категорий и ценностей культуры, мир этих ценностей будет с нами и дальше, с новыми поколениями. А носителями и продолжателями их будут они сами.

3.3. В учебном курсе «Истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий). Выпишите из учебных пособий 2 или 5 классов, те категории и ценности, которые соответствуют содержательным линиям.

Примеры категорий и ценностей

Универсалии духовного мира

Бог, дух, душа, вера, истина, заповеди, святость, грех, любовь и др.

Универсалии нравственности и красоты

В мерности и гармонии, в почитании родителей, в привязанности к родному очагу, в любви к ближнему, в раскаянии и сострадании и др.

Семья, род, артель, община, праведный суд, праведная власть, отеческая забота и др.

Труд, служение, творчество, мастерство, талант, вдохновение, озарение и т. п.

Универсалии природно-культурного пространства

Известно, что каждый народ по-своему обживает, обустраивает и одухотворяет окружающее пространство. Мы говорим об эстетических, метафорических, мифологических, священных смыслах реки, леса, тропинки, перекрестка, околицы, улицы, речной излучины, родника, горы и т. д. Окружающий мир перестает быть просто набором живых или мертвых предметов, он становится богаче и интереснее. Ребенок в известном открывает неведомое, учится по новому воспринимать родные просторы, ощущать свою укорененность в родной природе.

4. Развитие стержневой основы Истоковедения. Учебный курс «Истоки»

4.1. Познакомьтесь с содержанием одного из уроков во 2 или 5 классах, проанализируйте текст учебного пособия и рабочей тетради по данной теме. Постарайтесь сформулировать цель урока, исходя из того, какие ценностные установки необходимо формировать у обучающихся при изучении данной темы. Запишите.

Тема: «Крестьянские хоромы – чудо России». Цель урока:

Обобщение знаний о традиционном русском домостроительстве и домоустройстве, в котором наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия.

Присоединение к истокам родного края посредством категорий: мир, деревня, помочи.

1. Способствовать развитию представлений о разумном русском домостроительстве и домоустройстве, основой которого являются универсалии российской цивилизации: семья, лад с людьми и согласие с Богом.

2. Организовать присоединение детей к пониманию важнейших ценностей человека в ближайшей окружающей среде через категории: мир, деревня, помочи.

3. Создать условия для закрепления и освоения на уровне социокультурного опыта категорий: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство, мир, деревня, помочи.

4. Способствовать формированию у учащихся умению работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения, используя социокультурный ряд.

4.2. Выберите в учебном пособии «Истоки» наиболее важную информацию по содержанию данного урока, которую, на Ваш взгляд, необходимо освоить обучающемуся при работе с этим материалом.

хоромы – средоточие духовно-нравственных ценностей;

разумное домоустроительство – есть место и для труда земного и для труда души;

мера — граница, за которой происходит разрушение бытия;

освященный мир – обряд освящения дома, семьи;

мир – несколько деревень, волость, истоки разумного согласия человеческих отношений;

деревня – сельское поселение с прилегающими к нему угодиями, с разумной организацией пространства отношений между людьми;

помочи – старинная традиция помощи нуждающемуся, которая становилась трудом для рук, праздником для души, согласием с совестью.

4.3. Составьте и запишите не менее 4 вопросов, которые Вы считаете полезным задать обучающимся при работе с данным материалом.

В рассказе Алексея Толстого «Русский характер» (Демонстрация книги) действие происходит в Великую Отечественную войну. Главный герой, Егор Дрёмов, воевал, горел в танке. Перенёс несколько операций, лицо изменилось до неузнаваемости. Пришёл домой… и не захотел тревожить родителей. Не признался, что он их сын. (Зачитывает) «Спать ему отвели на печке, где он помнил каждый кирпич, каждую щель в бревенчатой стене, каждый сучок в потолке. Пахло овчиной, хлебом — тем родным уютом, что не забывается и в смертный час»… Что значит родной дом для Егора Дрёмова?

В тетради на печатной основе вам предлагается выполнить задание: прочитать отрывки из книги В.Белова «Лад» и отметить те из них, в которых говорится о крестьянских хоромах как о чуде России.

На доске прикреплены в виде иллюстраций три части избы: красный угол, бабий кут, хозяйский кут. Задача каждой группы правильно выбрать и прикрепить «домочадцев» и предметы, которые должны быть именно в этой части избы. (После выполнения этого задания, представитель группы обосновывает выбор).

4.4. Подумайте, как наиболее эффективно можно организовать работу в классе с данным текстом. Предлагаемый вариант работы обоснуйте.

Возможные формы работы:

чтение детьми текста самостоятельно (возможно — с пометками), а затем анализ незнакомых слов; работа со справочным материалом;

выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем — прочитать отрывки из книги В.Белова «Лад» и отметить те из них, в которых говорится о крестьянских хоромах как о чуде России;

повторное чтение детьми текста после прочтения текста учителем;

работа в группах с материалом урока – работа с материалом иллюстраций «Три части избы» ;

фронтальная или групповая работа по вопросам в конце параграфа.

Источник

Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки»

в чем методологические особенности программы социокультурные истоки. Смотреть фото в чем методологические особенности программы социокультурные истоки. Смотреть картинку в чем методологические особенности программы социокультурные истоки. Картинка про в чем методологические особенности программы социокультурные истоки. Фото в чем методологические особенности программы социокультурные истоки Светлана Семушина
Опыт работы по реализации программы «Социокультурные истоки»

Доклад по теме: Опыт работы по реализации программы

«Социокультурные истоки».

Автор: воспитатель МБДОУ детский сад «Красная шапочка»

Семушина Светлана Валерьевна

Стратегической целью развития дошкольных образовательных учреждений на современном этапе является преобразование его в открытый социальный институт, для которого первостепенное значение будет иметь развитие духовной и социокультурной основы личности ребенка, воспитание гражданина России, раскрытие творческого потенциала подрастающего поколения ради социально-экономического, культурного и духовного процветания страны.

На решение этих задач направлена программа «Социокультурные истоки», которая представляет собой апробированную образовательно-воспитательную дидактическую систему.

Программа духовно-нравственного воспитания «Социоультурные истоки«, направлена приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным и социокультурным ценностям России.

Авторы программы являются: И. А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук и А. В. Камкин, профессор Волгоградского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.

Данная программа «Социокультурные истоки» разработана для четырех

• группа младшего возраста (3 – 4 года,

• группа среднего возраста (4 – 5 лет,

• группа старшего возраста (5 – 6 лет,

• группа старшего возраста (6– 7 лет).

Принцип построения программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил следующие этапы освоения курса. В каждом возрасте формируют свои понятия.

в младшей группе (3-4 года)

формирует понятия: Слово, Образ, Книга (работа строиться на основе русских-народных песен, хороводов, игр, потешек, сказок, стихов и т. д.).

в средней группе (4-5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней;

в старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость);

в подготовительной группе (6-7 лет) осуществляется первоначальное ознакомление с истоками русских традиций, базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Успешность реализации любой программы, в том числе и программы «Социокультурные истоки» обеспечивает системная, методически грамотная, специально организованная педагогическая деятельность воспитателя с детьми, родителями и представителями ближайшего социума.

На воспитателя возложена основная миссия за целостное развитие ребёнка-дошкольника. Воспитатель призван профессией, быть у истоков детства, а, значит, быть ответственным за воспитание человека, гражданина и патриота. Именно поэтому не только на ребёнка, но и на развитие родителей воспитанников, педагога и коллектива в целом направлена работа по реализации программы «Социокультурные истоки».

Детский сад «Красная шапочка» тоже реализует программу «Социокультурные истоки.

Реализация программыв детском саду осуществляется через разные виды детской деятельности:

В течение месяца по тематическому плану согласно программе проводятся мероприятия, через разные виды детской деятельности, и в конце каждой темы проводим итоговое мероприятие.

В нашей группе с детьми были проведены мероприятия:

По теме «Добрые дела»

Проводились беседы о добре, что такое «добро»? Кто такой добрый человек?», Что такое вежливые слова?

Игровое путешествие в заколдованную страну «Добрые дела», где дети, выполняя задания Бабы Яги, помогли расколдовать страну.

После того как ребята выполнили все задания Бабы Яги, страна «Добрые дела» была расколдована. Ребята сделали пирамиду «Добрых дел» из ладошек и подарили большое сердце доброты жителям страны, чтобы Баба Яга больше никогда не могла заколдовать страну.

По теме Доброе согласие

Первоначально всегда проводятся беседы, игры и др. т. е. через разные виды деятельности (поём пляшем, рисуем, сочиняем, играем и т. д.).

В беседе «Что такое согласие», рассуждали над выражением «Жить в мире и согласии». Проводились игры «Хорошо – плохо». Учили пословицы и поговорки о доброте и согласии.

Итоговым мероприятием стала театрализация сказки «Зимовье зверей», мораль которой так же о дружбе и согласии.

По теме мудрое слово

Так же начинали с бесед, с целью продолжать формировать у детей понимание того, что мудрые слова делают человека тактичнее, честнее, воспитание. Выясняли с детьми, что такое мудрость, какие слова мудрые, где можно встретить мудрые слова. Ребята говорили друг другу не только добрые слова, но и учились говорить мудрые слова, после которых хотелось совершить хороший поступок.

Следующим этапом поданной теме во время беседы использовали

Аудиозапись, ребята слушали мудрые наказы детям Великого русского князя Владимира Мономаха (слушали и почитали родителей…_.

Итогом данной темы: было в группе воспитателем совместно с детьми выставка «Умных (мудрых) книг».

Как ранее было сказано, что программа предполагает активное участие родителей, в том числе и итоговые мероприятия

У нас в группе с родителями воспитанников Мы провели следующие мероприятия:

По теме «Верность родной земле»,

Мероприятие «Богатыри земли русской» слайд

Мероприятие проходило в виде квест-игры. Игра позволила ребятам представить себя не только богатырями, но и спортсменами, путешественниками, сказочными героями.

После того как дети прошли все испытания богатыри на память вручили грамоты, выданные школой князя Владимира. Ведущую роль в данном мероприятии играли родители.

Игра-занятие «Что такое хорошо, а что такое плохо». Дети рассказали родителям, что такое послушание, какие послушания и непослушания встречаются в сказках и к чему это приводит.

Совместно с родителями выделили для себя правила поведения в группе, а так же был сделан коллаж под названием «Плоды послушания и непослушания»,

родители нарисовали деревья, а дети развешивали плоды. Плоды послушания имеют — красный цвет, а непослушания — зелёный.

По теме «Светлая Надежда»

Была проведена беседа, где Дети, размышляли над понятиями, таких категорий как «надежда», «вера», «согласие».

Прочитав «Предание о первой Рождественской елке», дети узнали, почему елочка является символом Рождества и Нового года. Узнали, как украшали елочку. Что единственным украшением на елке были звездочки др.

Итог мероприятия Мастер – класс для родителей и детей по изготовлению ангелочков для рождественской ёлки.

В рамках данной темы Участие в районном конкурсе «Рождественские звездочки», где дети, родители и педагоги заняли призовые места.

По теме «Добрые друзья»

Мероприятие «Дружба начинается с улыбки».

Игра – занятие, где говорили о дружбе, делали видеозапись для героев сказки «Белоснежка и семь гномов» как они дружно играют и не ссорятся.

Ребята совместно с воспитателями играли в различные игры, рассказывали пословицы о дружбе, но и родители тоже не остались в стороне, им было дано задание, нарисовать «Цветок добрых слов», который потом выносили на обсуждение.

Ценность всех проводимых мероприятий ещё и в том, что совместная деятельность родителей и детей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие у ребенка духовно-нравственные и социокультурные ценности.

В конце мая мы проводили последнее мероприятие «Мудрые люди» с участием старшего поколения (бабушки и дедушки) Мудрость рядом с нами.

Работая по данной программе, мы с полной уверенностью можем сказать о том, что программа «Социокультурные истоки» очень актуальна и необходима в наши дни. Так как каждая тема ориентирована на положительный жизненный опыт ребенка, его семьи и близких — так программа превращаются в уроки жизни, побуждая детей и взрослых к добрым делам и поступкам. Так развивается идея активного духовно-нравственного воспитания детей дошкольного воспитания.

Источник

Методологические особенности Истоковедения

Методологической основой Истоковедения является социокультурный системный подход к истокам в образовании. Что позволяет реализовать на практике социокультурный системный подход к истокам в образовании. Каковы требования к отбору содержания. Категории и ценности, которые соответствуют содержательным линиям.

Просмотр содержимого документа
«Методологические особенности Истоковедения»

Методологические особенности Истоковедения

Методологической основой Истоковедения является социокультурный системный подход к истокам в образовании.

1.Что позволяет реализовать на практике социокультурный системный подход к истокам в образовании?

Объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей. Система ценностей в программе включает наиболее полный круг фундаментальных категорий, ценностей и идеалов российской цивилизации.

Обеспечить естественное, гармоничное духовно- нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью, учащихся. Активное взаимодействие Школы и Семьи. Устраняет разрыв между Школой и Семьей в вопросах воспитания.

Развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной, высшей школы.

Использовать принципиально новый инструментарий на основе активных форм обучения.

Развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

2. Примеры осуществления межпредметных связей.

В средней школе (5-11 кл.) изучаются периоды отечественной истории и литературные произведения, где наряду с хронологией и знаниями об исторических деятелях и литературных персонажах учащийся получает представление о главных категориях жизни Отечества. Педагоги развивают систему духовно- нравственных ценностей благодаря знакомству с истоками конкретного дела, творчества, подвига. Ученик познает важные особенности нашего Отечества в прошлом, настоящем и будущем. Приходит к пониманию смысла служения Отечеству.

Вся программа обучения и воспитания на уроках и внеурочное время должна быть нацелена не только на получение представления о главных ценностях жизни, но и на развитие умения выбирать то, что является жизненно важным, а система ценностей Истоков позволяет развивать мировосприятие, миропонимание, и в старших классах формируется целостное мировоззрение.

3. Особенности содержания духовно-нравственного развития и воспитания личности в программе «Социокультурные истоки»

3.1. Обоснование концентрического принципа построения программы «Социокультурные истоки» на примере того, как раскрывается тема «Семья» от 2 к 5 классу.

Концентрический принцип построения содержания программы позволяет возвращаться к одним и тем же ценностям, темам и понятиям на разных этапах развития ребёнка во время школьного обучения.

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды, а также основной деятельности человека: РОДНОЙ ОЧАГ (имя, семья, род, дом,),

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутрен­него мира человека: ВЕРА, НАДЕЖ­ДА (согласие, терпение), ЛЮБОВЬ (любовь, доброта)

В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками традиций по переда­че базовых духовно-нравственных: ТРАДИЦИИ ОБРАЗА родителей, ТРАДИЦИИ СЛОВА (сердечные слова), ТРАДИЦИИ ДЕЛА (труд, традиции праведного дела), ТРАДИ­ЦИИ ПРАЗДНИКА (праздники семейные).

В 5-м классе дети подводятся к пониманию важнейших идеа­лов духовности и культуры. Каждый идеал пред­ставлен посредством знакомства, «прочтения» и осмысления вы­дающегося памятника или явления: КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОРОМЫ (идеал лада, согласного жизненного уклада).

Тема «Моя семья» призвана повысить интерес об­щества к традиционным семейным ценностям, пробудить поиск истории своего рода, помочь подросткам и юношам через исто­рию своего рода почувствовать свою сопричастность к истории всего Отечества.

«Отчий дом» (исследование домашних традиций);

«Предки, о которых я хочу рассказать» (описание, сочинения- размышления, видеоматериалы);

«История семьи — история Отечества» (описание жизни и дея­тельности предков в различные периоды отечественной истории);

«Моя родословная» (генеалогические изыскания);

«Православные традиции в жизни моей семьи: прошлое и на­стоящее».

Программа завершается ежегодным семейным празд­ником «Семьи тепло — души отрада».

3.2. Каковы требования к отбору содержания?

Универсалии культуры, ее вечные ценности, передаваемые из поколения в поколение составляют предметное содержание «Истоков». Универсалии представлены в учебном курсе «Истоки» на различных уровнях. Мы понимаем, что имеем дело с детьми разного возраста и социокультурного опыта. Приведем пример обращения к такой универсалии как «семья», «род». Сначала они представлены на уровне одного человека: что значит для тебя семья, род. Ребенок подрастает, и эти категории рассматриваются на уровне микросоциума: что значит семья для села, для города. Затем выходим к размышлениям о роли семьи и рода для Отечества, для цивилизации. Эти четыре уровня — от индивидуального до цивилизационного — представлены в «Истоках» по мере развития учебного и образовательного материала.

В «Истоках» нет разового, единичного обращения к той или иной категории и ценности. Их нравственная и духовная глубина настолько велика, что уяснить их с ходу в течение одного урока просто невозможно. Поэтому к каждой из них нужно обращаться на протяжении всех лет работы, каждый раз с новой позиции, на основе нового жизненного опыта ребенка, его возросшего кругозора.

Во всех темах ценности бытия рассматриваются сначала с позиции ретроспективы. Дети узнают, каким образом они бытовали в прошлом, у наших предков. Важно показать, что эти ценности не исчезли, они живы, они среди нас и в нас. Поэтому важен принцип актуализации важнейших категорий и ценностей культуры, мир этих ценностей будет с нами и дальше, с новыми поколениями. А носителями и продолжателями их будут они сами.

3.3. В учебном курсе «Истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов (содержательных линий). Выпишите из учебных пособий 2 или 5 классов, те категории и ценности, которые соответствуют содержательным линиям.

Примеры категорий и ценностей

Универсалии духовного мира

Бог, дух, душа, вера, истина, заповеди, святость, грех, любовь и др.

Универсалии нравственности и красоты

В мерности и гармонии, в почитании родителей, в привязанности к родному очагу, в любви к ближнему, в раскаянии и сострадании и др.

Семья, род, артель, община, праведный суд, праведная власть, отеческая забота и др.

Труд, служение, творчество, мастерство, талант, вдохновение, озарение и т. п.

Универсалии природно-культурного пространства

Известно, что каждый народ по-своему обживает, обустраивает и одухотворяет окружающее пространство. Мы говорим об эстетических, метафорических, мифологических, священных смыслах реки, леса, тропинки, перекрестка, околицы, улицы, речной излучины, родника, горы и т. д. Окружающий мир перестает быть просто набором живых или мертвых предметов, он становится богаче и интереснее. Ребенок в известном открывает неведомое, учится по новому воспринимать родные просторы, ощущать свою укорененность в родной природе.

4. Развитие стержневой основы Истоковедения. Учебный курс «Истоки»

4.1. Познакомьтесь с содержанием одного из уроков во 2 или 5 классах, проанализируйте текст учебного пособия и рабочей тетради по данной теме. Постарайтесь сформулировать цель урока, исходя из того, какие ценностные установки необходимо формировать у обучающихся при изучении данной темы. Запишите.

Тема: «Крестьянские хоромы – чудо России». Цель урока:

Обобщение знаний о традиционном русском домостроительстве и домоустройстве, в котором наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия.

Присоединение к истокам родного края посредством категорий: мир, деревня, помочи.

1. Способствовать развитию представлений о разумном русском домостроительстве и домоустройстве, основой которого являются универсалии российской цивилизации: семья, лад с людьми и согласие с Богом.

2. Организовать присоединение детей к пониманию важнейших ценностей человека в ближайшей окружающей среде через категории: мир, деревня, помочи.

3. Создать условия для закрепления и освоения на уровне социокультурного опыта категорий: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство, мир, деревня, помочи.

4. Способствовать формированию у учащихся умению работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения, используя социокультурный ряд.

4.2. Выберите в учебном пособии «Истоки» наиболее важную информацию по содержанию данного урока, которую, на Ваш взгляд, необходимо освоить обучающемуся при работе с этим материалом.

хоромы – средоточие духовно-нравственных ценностей;

разумное домоустроительство – есть место и для труда земного и для труда души;

мера — граница, за которой происходит разрушение бытия;

освященный мир – обряд освящения дома, семьи;

мир – несколько деревень, волость, истоки разумного согласия человеческих отношений;

деревня – сельское поселение с прилегающими к нему угодиями, с разумной организацией пространства отношений между людьми;

помочи – старинная традиция помощи нуждающемуся, которая становилась трудом для рук, праздником для души, согласием с совестью.

4.3. Составьте и запишите не менее 4 вопросов, которые Вы считаете полезным задать обучающимся при работе с данным материалом.

В рассказе Алексея Толстого «Русский характер» (Демонстрация книги) действие происходит в Великую Отечественную войну. Главный герой, Егор Дрёмов, воевал, горел в танке. Перенёс несколько операций, лицо изменилось до неузнаваемости. Пришёл домой… и не захотел тревожить родителей. Не признался, что он их сын. (Зачитывает) «Спать ему отвели на печке, где он помнил каждый кирпич, каждую щель в бревенчатой стене, каждый сучок в потолке. Пахло овчиной, хлебом — тем родным уютом, что не забывается и в смертный час»… Что значит родной дом для Егора Дрёмова?

В тетради на печатной основе вам предлагается выполнить задание: прочитать отрывки из книги В.Белова «Лад» и отметить те из них, в которых говорится о крестьянских хоромах как о чуде России.

На доске прикреплены в виде иллюстраций три части избы: красный угол, бабий кут, хозяйский кут. Задача каждой группы правильно выбрать и прикрепить «домочадцев» и предметы, которые должны быть именно в этой части избы. (После выполнения этого задания, представитель группы обосновывает выбор).

4.4. Подумайте, как наиболее эффективно можно организовать работу в классе с данным текстом. Предлагаемый вариант работы обоснуйте.

Возможные формы работы:

чтение детьми текста самостоятельно (возможно — с пометками), а затем анализ незнакомых слов; работа со справочным материалом;

выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем — прочитать отрывки из книги В.Белова «Лад» и отметить те из них, в которых говорится о крестьянских хоромах как о чуде России;

повторное чтение детьми текста после прочтения текста учителем;

работа в группах с материалом урока – работа с материалом иллюстраций «Три части избы» ;

фронтальная или групповая работа по вопросам в конце параграфа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *