в чем лучше сводить треки
Как сводить музыку: 9 советов по микшированию треков
Анонс
DJSTORE
Сведение — это работа с многоканальным проектом, которая заключается в объединении всех отдельных треков песни в одну стереодорожку.
Ключевая задача состоит в том, чтобы отдельные треки стали единым, хорошо звучащим миксом.
Как это достигается:
Баланс уровней громкости. Правильное построение уровней сигналов инструментов относительно друг друга.
Панорамирование. Создание сбалансированной звуковой сцены, в которой каждый элемент займет собственное место в пространстве.
Эквализация. Работа с частотными характеристиками инструментов, вырезание частот и освобождения места в миксе, а также устранение частотных конфликтов.
Компрессия. Необходима для управления динамическим диапазоном каждого трека, что позволяет получить более контролируемое и естественное звучание инструментов.
Реверберация, задержка. Придают звучанию воздух и пространство.
Автоматизация. Этот инструмент позволяет управлять всеми средствами обработки во времени.
Советы по микшированию
1. Разделите процессы подготовки и сведения. Подготовка проекта к сведению сэкономит время на сведении и поможет не отвлекаться на поиски нужной дорожки, расстановку, группировку треков и прочую организацию. Подготовки включает в себя маркировку треков по названию и цвету, маршрутизацию сигналов в виртуальном микшере, распределение по группам и расстановку маркеров.
2. Определите важные элементы в треке. Прослушав весь микс, выделите самый важные инструменты в треке (например, бочка, вокал, синтезатор, бас). Остальные группы будут выстраиваться вокруг них. По мере развития трека во времени состав главных инструментов может меняться.
3. Делайте перерывы в процессе работы над миксом. От долгого прослушивания одного трека восприятие замыливается. Мозг и слух устают, что в целом сказывается на падении производительности. Поэтому рекомендуется делать перерывы в процессе работы каждые 40-60 минут. А если есть возможность, то можно отложить сведение на 1-2 дня и послушать микс снова со свежим взглядом.
4. Создавайте собственные темплейты (шаблоны). Сохраненные шаблоны с индивидуальными настройками, плагинами и маршрутизацией позволяют ускорить работу и уделить больше внимания творческой стороне процесса.
5. Прослушивайте микс во всех доступных аудиосистемах. Очень важно, чтобы микс хорошо звучал на самых разных аудиосистемах. Поэтому, помимо основных мониторов и студийных наушников, необходимо слушать материал и на бытовом оборудовании, например, в наушниках-вкладышах, беспроводных колонках, в автомобиле и т.д.. Если микс примерно одинаково хорошо звучит на всех системах, значит задача выполнена.
6. Используйте референсы в высоком качестве. Референсные миксы отлично подходят для проверки собственного проекта. Можно держать под рукой один или два эталонных трека, возвращаясь к которым, можно сравнить насколько хорошо звучит низ, выстроен ли баланс, как располагаются инструменты и вокал. Важно, чтобы референс был в формате lossless, не стоит использовать рипы со стримингов.
7. Сводите на оптимальном уровне. В процессе сведения стоит обращать внимание на уровень громкости при работе. Оптимальный уровень — это когда можно общаться с человеком рядом с вами, не повышая голос. От высокой громкости слух устает быстрее. На низкой громкости лучше слышен баланс частот основного микса, а помещение контрольной комнаты меньше влияет на звук.
9. Проверяйте микс в моно. Постоянная проверка микса в монорежиме является важным пунктом в процессе сведения. Это позволяет избежать проблем с фазой и потерь при проигрывании песни через Bluetooth-колонки, динамики телефона, планшета или ноутбука. Такие источники воспроизводят звук в моно или очень узком стерео. Если микс хорошо звучит в моно, то и в стерео тоже прозвучит.
В чем лучше сводить треки
Александр В. Цыплухин,
ИНСТРУМЕНТАРИЙ.
Компрессор позволяет сделать звук острее или мягче, агрессивней или тембрально насыщенней, длиннее или короче. Компрессор может заставить вокалиста «плеваться» в микрофон или шептать Вам на ухо, выровнять разницу между куплетом и припевом, между гласными А и У.
Эквалайзер может приблизить или отдалить объект, сделать его тонким или жирным, или просто устранить частотные конфликты между инструментами и правильно сформировать частотный баланс.
Панер. Панорамирование позволяет не только перемещать объекты слева направо, но и делать их уже или шире, большими или маленькими.
Приборы временной обработки позволяют правильно организовать виртуальное пространство, приближать и отдалять и нструменты, заставить их вращаться, сделать их больше, размещать инструменты в разных пространствах на разных расстояниях от слушателя. Вот и все, что Вам необходимо для того, чтоб сделать хороший микс.
Как мы учимся сводить. Обучение сведению схоже с обучением иностранным языкам. Как мы учим иностранный язык. Сначала мы запоминаем несколько слов. Потом мы начинаем узнавать эти слова в предложениях, потом мы начинаем понимать простые фразы, из фраз складываются предложения, и дальше в нашей голове складывается смысл и образ сказанного. В конце концов, Вы уже не переводите сказанное на родной язык, а думаете на иностранном языке, мыслите образами а не предложениями, учиться пользоваться этими инструментами.
Примерно так же и в звуке. Проделав правильно компрессию двадцати треков kick drum, Вы сможете узнавать тип компрессии, примененный в других треках, сведенных мастером. Выполнив десяток упражнений по построению виртуального пространства, перемещая объекты ближе, дальше, правее, левее, Вы научитесь «читать» пространство в чужих миксах.
Теперь мы подошли к важной мысли. Как мы можем научиться сводить? Научится сводить треки мы можем только научившись «читать» чужие миксы.
Критическое слушание.
Возьмите трек из своей домашней библиотеки, прослушайте его критически несколько раз и постарайтесь ответить на вопросы.
Какая бочка? (Низкая, высокая, острая, глухая,….)
Какой бас? (низкий глубокий, высокий рычащий)
Как бочка и бас работают вместе?
Какой инструмент находится ближе всех? (расстояние в метрах)
Какой инструмент находится дальше всех? (расстояние в метрах)
В какой акустической среде происходят события? Как выстроено пространство? (Гараж, огромный зал, клуб…)
Повторяйте это упражнение всегда, когда Вы слушаете музыку!
Находясь в новом помещении или на улице, хлопните в ладоши и попробуйте определить время реверберации, наличие четких повторений, их время в мсек., окраска реверберации (дерево, камень, металл….)
Повторяйте это упражнение всегда, когда попадаете в новую обстановку.
Будьте осторожны. Окружающие могут Вас не понять и набрать 112.
Выберите десять треков из своей фонотеки, загрузите их в редактор, нарезав по двадцать секунд от каждого и соедините их через коссфейды. Теперь прослушайте получившийся трек.
Такое упражнение покажет Вам многообразие мира звука, и даст понимание, что есть хороший микс.
Основные этапы сведения:
— динамическая обработка и временная организация треков;
Начало пути — Часть 6. Основы сведения и мастеринга.
Сведение.
Сведе́ние — процесс создания из отдельных записанных треков конечной записи, следующий после аранжировки этап создания звукозаписи. Сведение — не чисто технический процесс соединения различных треков в единое целое, это скорее творческая деятельность, от которой зависят особенности звучания результата.
Некоторые считают что мастеринг и сведение это одно и тоже, другие считают что это разные вещи. Сразу хочу пояснить как считаю я — сведение, это процесс создания конечной записи из отдельных дорожек, в котором уделяется внимание таким аспектам как баланс громкости, панорамирование, плотность звучания и расстановка эффектов, а мастеринг — эквализация и компрессия, доведение звучания микса до требуемого уровня. Итак, сведение.
Процесс сведения ставит перед нами две задачи — во-первых, нужно соединить в единое целое множество аудио-дорожек, а во-вторых постараться избавиться от «компьютерного» звучания, что-бы играло максимально динамично и красиво.
Итак, этап первый — соединяем дорожки в единое целое. Если мы не записывали никаких инструментов извне и все что мы написали сделано в одной программе, этот абзац можно пропустить, в противном случае читаем дальше. Допустим из внешних дорожек у нас есть гитара записанная в живую. Для начала хочу заметить что писать такие вещи лучше в аудио-редакторе, т.к. в большинстве случаев придется убирать «левые» шумы, если они есть (это лучше делать именно в аудио-редакторе), и подправить громкость, все остальное можно сделать позже в секвенсере, имея под рукой остальные дорожки, либо соединить секвенсер и редактор через ReWire, если мощности ПК позволяют, т.к. нагрузка на процессор и память будет немаленькая. Или можно написать на скорую руку бит и басс секцию (в случае с гитарами), экспортировать в wav и добавить ее как отдельную дорожку в аудио-редактор. На худой конец почти везде есть метроном.
Этап второй. Сразу хочу заметить, то что я сейчас тут напишу не является инструкцией, это лишь описание процесса «по-моему» и не факт что вам будет удобней сводить именно так. Первый вопрос — с чего лучше начать, с эффектов, громкости или панорамы? Я предпочитаю начинать с расстановки эффектов, в первую очередь с реверба. Дело в том что в большинстве случаев после применения этого эффекта громкость инструмента заметно падает, и если перед этим мы баловались с громкостью придется все переделывать. Кстати, реверберация поможет вам достичь более «живого» звучания инструмента, главное не переборщить. Также для этих целей можно использовать хорус (опять же очень аккуратно) и Stereo-Enhancer для расширения стерео сигнала. На этом же этапе добавляем дилей куда необходимо, он кстати тоже может снижать громкость инструмента. Для добавления «плотности» можно добавить немного компрессии. После добавления всех необходимых эффектов переходим к… панораме. Да именно к панораме, а не к громкости. Дело в том что если мы сначала отрегулируем громкость, а потом панораму, есть вероятность того что на одном канале окажутся инструменты с одинаковой (или наоборот слишком различной) громкостью, в итоге получиться чушь и все придется переделывать. Поэтому сначала делаем общую панораму, а потом правим громкость инструментов. На первый взгляд вроде все, микс звучит более-менее пристойно. Многие, кстати, используют sidechain на этапе сведения, для вокала или ударных, я советую делать это на этапе мастеринга, т.к. есть вероятность что после эквализации нужда в sidechain’е отпадет. Я например еще люблю баловаться с панорамой где-нибудь посреди трека, такой художественный прием когда звук инструмента плавно перетекает из одного канала в другой, также можно играться с громкостью. В общем при сведении можно неплохо разнообразить ваш трек и заставить его звучать поистине прекрасно, так что не стоит игнорировать этот процесс.
Мастеринг.
Ма́стеринг (англ. master) — первоначально производство эталонного носителя, копией которого является потребительский носитель аудиозаписи (компакт-диск, виниловая пластинка, магнитофонная кассета). Впоследствии мастерингом стали называть и процесс подготовки финального микса.
Для начала небольшой экскурс в историю. Давным-давно, когда на музыкальном Олимпе правил винил, мастерингом назывался процесс записи треков на пластинки. Процесс это довольно сложный и дорогой, для «нарезки» использовался специальный станок, который могли позволить себе далеко не все звукозаписывающие студии. Потом появились аудио-кассеты и компакт-диски, но смысл мастеринга не изменился, изменились лишь требования к качеству налагаемые спецификой носителя.
Спустя много-много лет мастерингом стал называться процесс подготовки финального микса. Сегодня мы будем говорить о «современном» мастеринге.
Процесс мастеринга «по-моему».
Хм, возможно не самый удачный получился заголовок, ну да ладно. Сейчас я расскажу как процесс мастеринга проходит у меня, так будет гораздо нагляднее, чем пичкать умы начинающих музыкантов бессмысленными терминами и цифрами (хотя потом все таки напичкаю, будьте уверены).
Итак, микс уже готов, все инструменты записаны, отрегулированы уровни громкости и панорама, в общем этап «сведения» успешно пройден, начинается мастеринг. На этом этапе микс все еще состоит из кучи дорожек и звучит примерно так как и задумано. Первым делом сохраняем каждую дорожку в отдельный файл и пихаем в наш любимый редактор. Далее с помощью эквалайзера оттачивается звук главного инструмента и бита (если таковой имеется), если в треке есть вокал, то и с ним работаем. Потом регулируется звучание баса, если есть необходимость (например, бас мешает бочке в ударных) применяем sidechain. Слушаем несколько раз кусок трека в котором задействованы все инструменты (или большинство), думаем какие мы молодцы и подправляем косяки, которые были обнаружены. Снова слушаем. Слушаем на хороших наушниках, потом на плохих, на мониторах и обычных колонках, в общем слушаем на всем что есть под рукой. Теперь самое грустное и самое сложное, если мы хотим что-бы наше творение звучало примерно у всех одинаково, нужно урезать диапазон частот до такого уровня что-бы среднестатистические колонки/наушники нормально играли наш трек, что-бы все инструменты было слышно, что-бы остальные слышали микс так как вы задумали. Как только этот этап закончен, еще раз все на сто рядов проверяем и в случае успеха «рендерим» трек. Все.
На самом деле это сильно укороченное описание, процесс мастеринга может затянуться на очень долгое время, вы будете по несколько раз все переделывать (особенно на последнем этапе), часами смотреть на графики спектрального анализа и со слезами на глазах ухудшать качество микса.
Вообще мастерингом занимаются специальные люди — звуковые инженеры, кажется. Но и нам, музыкантам, полезно знать о том что это такое и что с этим делать.
Трюки и советы.
SideChain — это своеобразный звуковой эффект. Инструменты добавляются (например, бочка и бас) в цепь, которая управляется компрессором. И в момент звучания бочки бас уходит на второй план, освобождая бочке пространство, или наоборот. Этот эффект, кстати, тесно свзяан с клубной музыкой, хаусом. Есть даже целый жанр построенный на этом эффекте — pumping house.
Многополосный стерео дилей — известно, что для того что бы звук шел справа, надо усилить правый канал. Но есть и другой фактор — задержка. Звук справа доходит до правого уха быстрее, чем до левого. Если создать эту задержку искусственно, можно более точно расположить звук в пространстве.
Таблица Эквализации.
UPDATED 17/03/09 22:47
Спасибо, товарищу cyberbobs за указанные опечатки. Все поправлено.
ТОП-15 программ для создания и микширования музыки – от самых простых до профессиональных
С развитием технологий для производства и микширования аудио больше не нужно посещать профессиональные студии или обладать профильным образованием. Вы можете записать мелодию и вокал, наложить голос на музыку, миксовать треки и применить эффекты в домашних условиях с помощью специальных редакторов. В этой статье мы собрали все самое лучшее – простые программы для создания музыки, которые подходят новичкам, а также софт для диджеинга и профессиональные виртуальные студии. Сравните функционал этих ПО и выберите лучший софт.
Простые редакторы для смешивания музыки на компьютере
Для начинающих пользователей и любительского смешивания аудиотреков потребуются простые и удобные приложения. Они позволят записать голос и мелодию с помощью микрофона, обрезать лишние фрагменты, микшировать песни, применять фильтры и нормализовать звучание.
АудиоМАСТЕР
Удобная программа для микширования музыки на русском, которую можно скачать бесплатно по кнопке ниже. Софт предлагает инструменты для звукозаписи с помощью подключенного устройства и стерео микшера, а также поддерживает извлечение аудио из видео или CD-диска. В редакторе вы сможете удалить лишние фрагменты из аудиозаписи, перемешать несколько файлов, создать атмосферу, генерировать частоту и синтезировать шум. Также можно применить различные эффекты: настроить темп, наложить пресет для изменения голоса, создать эхо или реверберацию, изменить частотный спектр, выбрать фильтр в эквалайзере и скорректировать параметры звучания.
АудиоМАСТЕР отличается большим количеством автоматических опций, удобным интерфейсом на русском и небольшой коллекцией сэмплов для создания атмосферности. Вы можете установить софт на все версии Windows.
Audacity
Программа для сведения треков для новичков, которая имеет открытый исходный код и предлагает кроссплатформенную совместимость. Позволяет записывать звуковые данные с микрофона, извлекать аудиофайлы из видеороликов и импортировать материал с компьютера. Софт поддерживает различные аудиоформаты, например, WAV, MP3 и AIFF. При экспорте можно использовать кодировщик LAME, конвертирующий данные в MP3.
Audacity поставляется с базовыми инструментами редактирования, которые позволяют создавать оригинальные музыкальные композиции. Вы сможете удалять и сокращать определенную часть проекта, смешивать несколько аудиозаписей, копировать или дублировать трек.
WavePad
Программа для создания ремиксов и коррекции звука от компании NCH. WavePad предлагает готовые фильтры и спецэффекты, а также совместима практически со всеми аудиоформатами. Содержит инструменты для звукозаписи, монтажа аудиодорожки, пакетной обработки и шумоподавления. Также вы сможете смешивать аудиозаписи и подключать приложение для микширования треков MixPad Multitrack Studio. Оно позволяет работать с неограниченным количеством дорожек, создавать биты, использовать эффекты и песни из встроенной коллекции.
Редактор предлагает бесплатную и платную версии. Доступен для Windows, Mac и Android.Подходит новичкам, так как отличается простым меню и содержит автоматические опции.
Wavosaur
Портативная программа для микса музыки, которая работает на операционной системе Windows. Wavosaur позволит выполнить звукозапись, нарезать и объединить файлы, генерировать сигналы, произвести пакетное преобразование, звуковой анализ, обработку и передискретизацию эффектов. Редактор совместим с MIDI-устройствами и позволяет управлять ими. Поддерживает большинство типов медиафайлов и позволяет подключить дополнительные плагины.
MadTracker
Простая музыкальная студия для начинающих ди-джеев, позволяющая сочинять свои композиции, миксовать аудиофайлы и применять фильтры. MadTracker поставляется с десятком плагинов VST, восемью встроенными эффектами, более 70 высококачественными сэмплами и различными демонстрационными песнями.
Также софт содержит микшерный пульт, который обеспечивает полный контроль над обработкой. В аудиоредакторе можно использовать различные инструменты для создания мелодии: синтезатор, гитара, барабаны и другие.
Программы для начинающих и продвинутых ди-джеев
Приложения для начинающих и среднеуровневых диджеев позволят не только миксовать аудиотреки в режиме реального времени, но и подключать внешние DJ-контроллеры, создавать диджейские сеты и сделать ремикс песни. Далее вы можете ознакомиться с обзором популярных аудиоредакторов.
VirtualDJ
Микшер для создания своей музыки, подходящий для начинающих диджеев. VirtualDJ позволит миксовать песни, объединять вокал и мелодию, создавать ремиксы, разделять треки и обрабатывать их по-отдельности. Вы сможете использовать аудиоэффекты, шаблоны и сэмплы, автоматически настраивать скорость, имитировать виниловые пластинки и применять трехполосный эквалайзер.
Софт можно скачать бесплатно для любительского использования. При коммерческом применении нужно приобрести лицензию за 118.80 долларов в месяц.
Studio One
Электронная музыкальная студия для записи и микширования, которая позволяет легко устанавливать биты и захватывать голос, обрезать или разделять материал, добавлять эффекты затухания, плавного перетекания звука и т.д. Studio One включает встроенный редактор ударных и возможность пошаговой записи музыкальных паттернов в модуль секвенсора, который затем можно добавить в текущую аранжировку. Помимо этого ПО поддерживает «волновое редактирование», множество эффектов, а также способность моделировать звук аналоговой консоли.
Studio One предусматривает четыре версии: бесплатная Prime включает базовые плагины, а также сэмплер Presence. Пакеты Artist (7 848 рублей) и Professional (30 606 рублей) добавляют дополнительные инструменты для создания аудио. Например, виртуальный сэмпл-проигрыватель и монофонический синтезатор. Версия Sphere (1144 руб. в месяц) предоставляет доступ ко всем возможностям, плагинам и библиотекам.
Mixxx
Программа для микширования музыки на компьютере, предназначенная для разработки интересных DJ-миксов. Она способна сводить песни с автоматическим соответствием BPM и делать плейлисты с циклическим воспроизведением и метками быстрого доступа. Mixxx работает с ALSA, JACK, OSS и поддерживает многие популярные DJ-контроллеры. Позволяет эмулировать винил с поддержкой тайм-кода Serato, Traktor и Mixvibes.
Софт можно загрузить бесплатно на Windows, MacOS, Ubuntu, Fedora, Linux и другие операционные системы.
Traktor PRO
Программное обеспечение для профессиональных ди-джеев, позволяющее создать аудио высокого качества. Оно содержит готовые фильтры и семплы, инструменты для перемешивания и обработки файлов. Вы сможете эмулировать четырехканальный микшер, считывать аудио с любого подключенного устройства, устанавливать до десяти локаторов и бесшовных петель. Экспортировать результат можно во всех популярных форматах с настройкой битрейта и качества.
Traktor PRO имеет пробную версию, которая позволит оценить функционал редактора. Затем вы можете купить лицензию за 99 долларов.
Serato DJ
Ещё одна интересная программа для перемешивания музыки и профессионального диджеинга. Она предназначена для интеграции с DJ-контроллерами, применения аудиоэффектов и автоматического определения подходящего темпа. Также с ее помощью можно создать мягкие переходы и использовать материалы из библиотек ITCH, DJ Intro, Scratch Live и iTunes Music.
Вы можете загрузить Serato DJ бесплатно на пробный период. Однако для интеграции с DJ-контроллером или микшером, вам необходимо купить софт за 149$ или приобретите его в рамках ежемесячной подписки (от 9.99$).
Виртуальные аудио-студии для профессионального
сведения треков
Для сочинения и производства песен профессиональным музыкантам потребуется специальное ПО. Они должны включать поддержку VST, систему виртуального сэмплирования и звукового дизайна, электронные инструменты.
Steinberg Cubase
Редактор для производства аудиозаписей, включающая в себя опции для создания мелодий с помощью виртуальных инструментов: акустической и бас-гитары, барабанов и другие. Вы также сможете записать и обработать вокал, использовать сэмплы оркестра и известных певцов, выбирать элементы из коллекции звуков фортепиано, клавесина.
Скачать программу для микса музыки на русском языке можно на пробный период. По его окончании нужно купить одну из версий Steinberg Cubase, стоимость которых начинается от 28 872 рублей.
FL Studio (FruityLoops)
Программа для создания миксов из песен и производства электронной музыки. Она позволит свести аудиотреки, накладывать цепочки аудиоэффектов, использовать разнообразные сэмплы, применять плагины и синтезаторы. Пользователь также может захватывать вокал, открывать виртуальный диджейский пульт, автоматически генерировать мелодии.
FL Studio доступна в четырех версиях: Пакет Fruity (99 долларов) полностью предназначен для производства музыки, и в нем отсутствует возможность записывать или изменять аудио. Producer (199$) способен захватывать данные с микрофонов и редактировать материал, а также имеет синтезатор Sytrus. Версия Signature (299 долларов) добавляет коррекцию тональности. Для доступа ко всем элементам потребуется пакет All Plugins Edition, который стоит 499$.
FL Studio (FruityLoops)
Adobe Audition
Профессиональное приложение для редактирования аудио, включающее все важные опции для свободного неразрушающего микширования, а также режим деструктивной обработки формы волны. Adobe Audition предоставляет новый высокопроизводительный движок воспроизведения звука, который ускоряет работу и позволяет обрабатывать многодорожечные файлы. Также вы сможете корректировать и совмещать эффекты, применять шумоподавление и смягчение звука в фоновом режиме.
ПО распространяется по платной подписке, которая стоит 1622.40 рублей при ежемесячной оплате.
Ableton Live
Программа для написания музыки, доступная для загрузки на компьютер бесплатно на пробный период. С ее помощью можно подключать внешние устройства и создавать песни, использовать инструменты для одновременного редактирования связанных треков, добавлять изгибы, слайды и давление для каждой отдельной ноты в аккорде. Также у вас будет возможность корректировать высоту тона, накладывать аудиоэффекты.
Ableton Live имеет несколько версий: Intro за 99$, Standart — 449$, и Suite — 749$.
Reaper
Звуковая станция, обеспечивающая высокое качество аудио. Reaper содержит микшерную консоль, опции для редактирования реальных нот и аудиозаписи виртуальных инструментов. У вас будет возможность изменить расположение панелей и макросов, настроить внешний вид и цветовую схему интерфейса.
Вы можете скачать программу для создания музыки на ПК бесплатно на 60-дневный пробный период. Затем ее нужно приобрести за 60 долларов.
Итоги
Теперь вы знаете, какие лучшие программы для записи и сведения треков можно использовать новичкам, диджеям и музыкантам. Выбор редактора зависит от навыков пользователя: