чему учит сказка волк и лиса русская народная
Литературно-художественный анализ сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Бабкина Елена Анатольевна
Литературно-художественный анализ сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Русская народная сказка о животных.
Тема. Сказка о том, как хитрая лиса крадет рыбу из саней мужика. Волку предлагает наловить рыбу, опустив хвост в прорубь. В лесу лиса прикидывается больной и глупый волк тащит ее на себе.
Идея. Осудить – хитрость, обман, глупость.
Характеристика главных героев.
Волк глупый – «Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь; дело-то было зимою. Уж он сидел, сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило;попробовал было приподняться: не тут-то было».
«Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь!» – думает он.
Художественные особенности сказки.
Присказка «Жили себе дед да баба», экспозиция «Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз», завязка «А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Перевыбросила всю рыбу, и сама ушла», развитие действия в данной сказке – это соединение нескольких эпизодов,расположенных по нарастающей: В сказке три эпизода (три сюжетных мотива) – «Лиса крадет рыбу из саней», «Волк у проруби», «Битый небитого везет», кульминация «Наступило утро. Пошли бабы на прорубь за водой, увидели волка и кричат: «Волк, волк! Бейте его! Бейте его!»Прибежали и начали колотить: кто коромыслом, кто ведром, кто чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать» и развязка «…Так, сестрица, так!». Концовка – обобщающая фраза «Битый небитого везёт».
Главные герои сказки животные и действуют они по образу и подобию человека (антропоморфизм).Например: Вот лисичка-сестричка сидит,да потихоньку и говорит:
— Битый небитого везет, битый небитого везет.
— Что ты, кумушка, говоришь?
— Я, куманек,говорю: битый битого везет.
Анимизм (животное выглядит и ведёт себя как животное, но оно как бы мыслит, думает, переживает, например, «А лисичка бегает вокруг волка да приговаривает: «Ясни, ясни на небе звёзды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!»; ««Вот сколько рыбы привалило! – думает волк. – И не вытащишь!»
Сказка написана повествовательно с короткими диалогами героев.
Используются старые русские слова: полно, поживится, рогожа, эка, коромысло, кадка, куманек.
Используются приговоры: «Ловись рыбка мала и велика», «Битый небитого везёт…»
Характеристика языка. Язык сказки красочный, богатый, эмоциональный «Ух ты, сколько рыбы наловилось!», «бежать без оглядки», «погоревал он немного».
Реализация образовательной цели была осуществлена с помощью беседы, которая проводится для закрепления знаний о сказке. Во время беседы использовались вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.В процессе занятия вводились новые термины: смекнул, кадка, полегоньку, улучить время, причитывать.
Выделенные художественные особенности помогают детям познакомиться со структурой и особенностями содержания сказок о животных. Следует обратить внимание детей на то, что в сказках о животных говорится, о повадках и проделках зверей и птиц, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да,и характер зверей уподобляется человеческому: заяц – труслив, лиса – хитрая, волк – глупый, филин – мудрый и т. д.
Значение сказки. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях осмотрительность и осторожность, «не будь чрезмерно доверчив». Дает детям понять, что каждый поступок должен быть продуман.
Вызывает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств к другим.
Сказка учит отличать добро от зла, говорит о том, что далеко не все красивые и льстивые речи стоит слушать. Сказка говорит о том, что как бы вам не хотелось без особых усилий получить желаемое, не всегда самый быстрый и легкий путь – самый правильный. Для достижения хороших результатов не стоит обманывать, нужно стараться и трудиться для достижения своей цели.
Учит не слушать глупых советов, а иметь свою голову на плечах. Учит не быть слишком доверчивым.
Сказка предупреждает нас, показывая возможные последствия необдуманных поступков. Она учит не попадать в те ситуации, в которых оказываются сказочные герои, урок которых мы запоминаем на всю жизнь.
Фотоотчет о спектакле по русской народной сказке «Лисичка-сестричка и волк» Наши дети с удовольствием посмотрели русскую народную сказку «Лисичка-сестричка и серый волк». Жили-были дед и баба. Дед говорит бабе:.
Конспект ОД «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Снегурушка и лиса» в средней группе Приобщение к словесному творчеству Тема: «Слушание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» и «Снегурушка и лиса» (рассказывание) Образовательные.
Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о сказке «Лиса и волк»
В русской народной сказке «Лиса и волк» в роли главной героини выступает лесная плутовка, рыжехвостая лисица. Чего только не выдумает хитрунья, чтобы и самой особо не утруждаться, и с добычей всегда быть.
Как-то раз углядела лиса, что мужик воз рыбы везет. Забежала она вперед, да и разлеглась на дороге, притворившись мертвой. Увидел мужик лису, обрадовался нежданному подарку и решил отвезти ее жене на воротник. Закинул лису в сани и поехал.
А лиса потихоньку всю рыбу из саней повыкидывала и сама была такова. Перетаскала добычу к себе домой и сидит, лакомится. Мимо волк пробегал, голодный и уставший. Стал он у лисы рыбу просить, а лиса ему отказывает. Да еще придумала пошутить над волком. Сказала ему, чтобы шел тот к проруби и хвостом рыбу ловил. Волк и послушался.
Пришел к проруби, опустил хвост в воду и ждет, когда рыба клюнет. А лиса вокруг вертится, не дает волку раньше времени хвост вытаскивать, ждет, когда примерзнет он получше. Дождалась этого момента и сказала волку, чтобы тот хвост тащил. Дернулся волк, а не получается. Подумал он, что рыбы много поймал и обрадовался. А лиса ему сказала, что побежит за помощью, а сама в деревне крик подняла, что у проруби волк сидит. Прибежали к проруби люди и отдубасили волка, чем придется. Насилу он ноги унес, да и хвост еще при этом потерял. А лиса ему вслед еще долго кричала, насмехаясь, что он рыбу у проруби забыл.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Лиса и волк» в том, что нельзя быть излишне доверчивым. Пострадавшими от хитрости лисы стали и мужик, и волк. Но если мужик просто рыбы лишился, то волк здоровьем своим заплатил за излишнюю доверчивость, без хвоста остался.
Сказка «Лиса и волк» учит нас быть осторожными и внимательными, не доверять первому встречному, а уж если знаешь, что кто-то хитростью своей славится, то и подавно такому плуту доверять не следует.
Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и волк»?
С хитрецом водиться – в оба глаза глядеть.
На хитреца простаки падки.
Хитростью поймаешь даже льва.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Чему учит сказка лиса и волк?
Ответ или решение 2
«Лиса и волк» — это русская народная сказка, написанная в фольклорном стиле.
Подарок для старухи
Старик ехал с рыбалки, вдруг увидел на дороге мертвую лису. Он обрадовался, что вернется домой не только с рыбой, но и с подарком жене. Старик положил лису на воз, а сам пошел впереди. А лиса выбросила на дорогу всю рыбу и убежала. Старик, ничего не подозревая, приехал домой, но не обнаружил ни рыбы, ни лисицы. Он понял, что его перехитрили, но было уже поздно.
Как волк доверился лисе
А лиса сидит и лакомится рыбкой. Пробегавший мимо голодный волк попросил дать ему рыки, а лиса отвечает: «Пойди сам и налови». Лиса решила поиздеваться над волком. Она посоветовала ему пойти и окунуть хвост в прорубь, да сидеть подольше, чтобы рыбка прицепилась. Волк доверился лисе и сделал так, как она сказала, пока его хвост совсем не примерз. Волка увидели люди, пришедшие на прорубь набирать воду, и побили. Он убежал, а замерзший хвост оторвался.
Проучить лису не удается
Волк хотел догнать лису, чтобы проучить, но опять, в силу своей доверчивости, оказался обманутым.
Лиса захотела чем-то полакомиться в селе и попала головой в тесто. Убегая, встретила побитого волка, но она и здесь легко выкрутилась. Лиса сказала, что ее избили еще сильнее, даже на голове мозги вылезли, указывая на голову в тесте. Волк же, по доброте своей, предложил лисе сесть ему на плечи и повез, думая, что ей досталось больше.
В этой сказке есть выражения, ставшие крылатыми:
На примере истории со стариком, эта сказка нас учит не верить всему, что мы видим, быть бдительнее и осмотрительнее, особенно с теми, кого не знаем.
На примере волка сказка учит не доверять всему, что говорят. Вначале думать, анализировать, а потом что-либо делать. Ясно было, что рыба никак не может прицепиться на хвост, а если бы у лисы мозги вытекли, то она уже не могла бы бегать.
Волк нам известен из других сказок, как злой персонаж, а здесь он добрый, доверчивый и вызывает сочувствие. Лиса же, как всегда, хитрая, изворотливая плутовка.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
четверг, 26 сентября 2019 г.
Русская сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Главные герои сказки «Лисичка-сестричка и волк» и их характеристика
Чему учит сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Сказка учит хитрости, сноровке, находчивости, смекалке. Учит любую ситуацию оборачивать себе на пользу. Учит не слушать глупых советов, а иметь свою голову на плечах. Учит не быть слишком доверчивым.
Отзыв на сказку «Лисичка-сестричка и волк»
Мне понравилась эта сказка и больше всего понравилась хитрая лиса, которая всегда оставалась в прибытке. Она была большой выдумщицей и умницей. Поэтому обхитрить старика и волка для нее было пустяком.
Пословицы к сказке «Лисичка-сестричка и волк»
Лиса семерых волков проведет.
Лиса сытнее волка живет.
Старая лиса всегда хитра.
На вид простак, а в душе хитряк.
С хитрецом водиться, в оба глаза глядеть.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Поехал раз старик на рыбалку. Наловил рыбу, сел на телегу и назад поехал. А хитрая лиса решила рыбой полакомиться, легла на дорогу и притворилась мертвой.
Увидел старик лису, обрадовался, подумал, что будет для старухи новый воротник. Бросил лису в телегу и дальше поехал.
А лиса потихоньку всю рыбу скинула и сама убежала.
Приехал старик домой, а ни рыбы, ни лисы нет. Погоревал, да делать нечего.
А довольная лиса рыбу ест. Вдруг волк появляется. Стал рыбки просить у лисы, а лиса его на прорубь посылает. Говорит, что надо хвост в прорубь опустить и на него рыбу ловить.
Волк так и сделал. Опустил хвост в прорубь, всю ночь просидел, хвост-то и прихватило. Волк дергается, а вытащить хвост не может. Радуется, думает, что рыбы много поймал.
Тут бабы с ведрами за водой пошли. Увидели волка и давай его кто коромыслом, кто ведром бить. Рванулся волк, оторвал хвост, еле убежал.
А лиса тем временем в избу какую-то залезла и в кадку с тестом попала. Всю морду вымазала. Бежит по дороге, а навстречу волк. Увидел волк лису, стал ее ругать, а лиса отвечает, что у волка только кровь выступила, а ей все мозги выбили.
Пожалел волк лису, посадил на себя, да в лес повез.
А лиса едет на волке, да поет, что битый небитого везет.
Переспросил волк, о чем песня, а лиса ему и говорит, что битый битого везет. И сказал волк, что это правда.