в чем лидирует япония
Особенности и основные характеристики экономики Японии в 2021 году
Экономика Японии развивалась ускоренными темпами в 60-х–80-х годах минувшего столетия. Однако последнюю декаду XX века принято считать для Страны восходящего солнца «потерянным десятилетием». Тогда наблюдалось значительное снижение роста экономики вследствие так называемого взрыва пузыря цен на имеющиеся в стране активы. Японское правительство предприняло решительные меры. В результате уже к 2005 году темпы экономического роста страны стали превышать значение этого показателя у государств Евросоюза и США.
Особенности экономико-географического положения
Япония расположена на 4 крупных островах – Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также на более чем 6 тысячах более мелких. Ее общая площадь составляет 378 км2.
Недра Японии бедны полезными ископаемыми. На ее территории ведется добыча преимущественно:
Особенности экономики Японии являются прямым следствием того, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Этот фактор открывает перед страной широкие перспективы участия в международном разделении труда.
Несмотря на недостаток природных ресурсов (сырье для большого количества промышленных отраслей завозится из-за рубежа), Япония занимает лидирующие позиции в некоторых производственных отраслях. Например, по объемам выплавки стали в мировой черной металлургии на ее долю приходится 23 %.
А словосочетание Made in Japan твердо ассоциируется с высоким качеством разнообразных товаров.
Пройдите социологический опрос!
Характеристика и структура экономики Японии
Экономика островного государства развивается в соответствии с доктриной, принятой в середине XX века.
На тот момент флагманом индустрии Японии являлась легкая промышленность. Сегодня приоритетной стала также тяжелая промышленность. В особую нишу была выделена сфера наукоемких разработок. В совокупности с высоким уровнем экспорта, низким безработицы, страна по ВВП уверенно держит третье место в мире.
Поэтапное и одновременно грамотное воплощение этой доктрины в жизнь дало плоды. Рассмотрим лишь основные характеристики, отображающие уровень экономического развития Японии.
Размер ВВП
По объему ВВП Япония на начало 2021 года занимала в мире 3-е место и уступала лишь США и КНР. Динамика изменения этого показателя в 2010-2018 годах представлена на диаграмме. Единица измерения – млрд долларов.
На размер ВВП Японии существенное влияние оказывает объем экспорта продукции электротехники, электроники, машиностроения. Интересно, что даже во время мирового кризиса 2008-2012 годов валовый внутренний продукт государства увеличивался. А в последующие 3 года было зафиксировано снижение этого показателя на 16,8 %.
Эксперты объясняют данное явление неблагоприятными колебаниями курса американской валюты, обусловившими падение спроса на автомобили японских производителей на мировом авторынке.
В пересчете на душу населения величина ВВП Японии на конец 2021 года составила 39 306 долларов. За год значение этого показателя выросло на 2,51 %. Такие невысокие темпы прироста являются следствием того, что при определенном уровне технологий экономика Японии достигла порога развития. То есть и в ближайшие годы ВВП будет возрастать относительно медленно.
Всемирный Банк озвучил такой прогноз: в течение 3 лет ежегодный рост ВВП Японии составит в среднем от 0,4 до 1,5 %. В цифрах это выглядит так:
Формирование государственного бюджета
Госбюджет Страны восходящего солнца на 2021 год утвержден на рекордную сумму – около 101,5 трлн иен (950 млрд долл.). Правительство планирует увеличить расходы на оборону на 1,93 % – до отметки 48,1 млрд долл. Необходимость этого обусловлена нестабильностью ситуации на корейском полуострове.
Рекордно высокая сумма – 31,884 трлн иен (около 300 млрд долл.) – будет направлена на социальные нужды, стремительный рост которых обусловлен старением населения Японии.
Кстати, по этой причине в марте 2021 года государственный долг страны достиг 1103 трлн иен (10,38 трлн долл.). Дело в том, что покрывать социальные расходы только за счет налогов правительство не может, и поэтому вынуждено выпускать государственные облигации. За счет этих средств также предполагается финансирование бесплатного дошкольного образования.
Что же касается доходной части госбюджета, то, по расчетам правительства Японии, в 2021 году ее размер составит 99,113 трлн иен (932,567 млрд долл.).
В отраслевой структуре экономики островного государства на долю сферы услуг приходится до 70 % ВВП. Большинство фирм данного типа работает в розничной и оптовой торговле, связи, информационных сетях. Промышленное производство привносит в ВВП примерно 18 %. А вот доля сельскохозяйственной отрасли составляет всего 1,5 %.
Что производится в Японии
Специализируется промышленность Японии на производстве материалов и разнообразных товаров на основе высоких современных технологий. Несмотря на относительно небольшую территорию, в Стране восходящего солнца выпускается 12 % мировой продукции.
Наибольшим спросом сегодня пользуются изготовленные в Японии:
Разговор о том, что производит Япония, будет неполным без упоминания продукции военной промышленности. Да, несмотря на пацифистскую конституцию, данная отрасль здесь очень развита. На вооружении спецназа, полиции и сил самообороны этой страны находятся револьверы Miroku Liberty Chief, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы Howa Type 89 и Howa Type 64 местного производства.
Основные составляющие экономики Японии
Многим непонятно, как небольшое по размерам государство, занимающее архипелаг, на котором нет значительных залежей полезных ископаемых, уже не один десяток лет находится в числе лидеров мировой экономики.
А ведь еще начиная с 70-х годов минувшего века здесь начали развиваться опережающими темами отрасли, ставшие в хозяйственной сфере страны базовыми. Коротко рассмотрим основные компоненты, которые включает структура экономики Японии.
Банковский сектор
В основе банковской системы Страны восходящего солнца находится американская модель и состоит она из следующих трех уровней:
Данные кредитно-денежные учреждения лежат в основе банковской системы Японии: от ее совокупного капитала на их долю приходится 80 %.
Они призваны оказывать финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса в различных областях японской экономики.
В число наиболее известных входят такие банки Страны восходящего солнца:
О том, что представляет собой банковская система США расскажет статья “Как иностранцу открыть счет в банке США“.
Сфера промышленности
Лидерами мировой экономики являются такие японские компании, как Fujitsu Limited, Toshiba Corporation, Honda Motor Co. Ltd, Sony Corporation, Panasonic Corporation, Toyota Motor Corporation.
Одна из основных статей японского экспорта – продукция автомобилестроения. Всему миру известны транспортные средства марок “Мицубиси”, “Судзуки”, “Ниссан”, “Тойота”, “Хонда”, “Мазда”.
В начале XXI столетия в данной отрасли работало на постоянной основе порядка 8 млн человек. Именно в тот период массово открывались сборочные филиалы японских автопроизводителей в Азии.
Судостроение – традиционная отрасль производства островного государства. Крупнейшие заводы функционируют в городах Хакодате (остров Хоккайдо), Иокогаме, Йокосуке, Кобе, Ономити (все – на острове Хонсю), Сакаиде (остров Сикоку), Нагасаки (остров Кюсю). В число ведущих судостроительных компаний Японии входят “Кавасаки”, “Мицубиси”, “Сасебо”.
В электротехнической сфере заслуженную известность получили такие корпорации, как Yamaha, Sharp, Pioneer, Konica, Hitachi, JVC, Casio, Canon.
Сельскохозяйственная отрасль
Для культивирования на архипелаге пригодны только 12 % земель. Заливные поля занимают большую часть этих угодий. Они используются для возделывания риса.
В среднем на 1 фермерское хозяйство приходится 1,8 га пашни. Со значительным отрывом по этому показателю идет Хоккайдо – 18 га, в остальных 46 префектурах – всего 1,3 га.
Традиционными промыслами для Страны восходящего солнца со времен неолита являются рыболовство и переработка морепродуктов.
На протяжении длительного времени наибольшую прибыль приносила подобная деятельность на море Санрику (северо-восток острова Хонсю). Там теплое течение Куросио встречается с холодным Курильским течением. Но по причине аварии, произошедшей на расположенной поблизости Фукусимской АЭС, вылов в этом ареале рыбы был временно приостановлен.
Другое место акватории японского архипелага, богатое морепродуктами, – юг и север Западного Тихого океана
Сфера транспорта
В Японии действует современная и эффективная транспортная система. Общая протяженность автомагистралей на архипелаге составляет 1,2 млн км. Крупные города соединяет единая сеть платных высокоскоростных дорог. Она находится в ведении организаций, наделенных правом сбора платы за проезд.
На местных и региональных рынках пассажирских перевозок конкурируют десятки железнодорожных компаний, например таких, как Keio Corporation, Kintetsu Corporation, JR Group, Seibu Railway Company. Все их поезда славятся точностью движения.
Аэропортов в Японии много. Главные международные воздушные гавани – Нарита (район Токио), Тюбу (район Нагойя) и Кансай (район Киото/Кобе/Осака).
Основным внутренним центром является токийский аэропорт Ханэда. Согласно статистике, это наиболее оживленный аэропорт Азии и 4-й по этому показателю в мире.
В Японии существуют две главные авиакомпании: Japan Airlines и All Nippon Airways.
Вся основная информация о Национальной японской авиакомпании Japan Airlines (JAL) – ведущем мировом перевозчике, который выполняет регулярные международные и внутренние рейсы в 125 аэропортов по всему миру – представлена в статье “Japan Airlines – одна из крупнейших авиакомпаний Азии“.
В число других пассажирских авиаперевозчиков входят Fuji Dream Airlines, Star Flyer, Air Do, Skynet Asia Airways и Skymark Airlines.
Исторически воздушные внутренние перевозки по японскому архипелагу строго регулировались. Трем крупнейшим авиакомпаниям (JAS, ANA и JAL) с 1972 года были выделены конкретные маршруты.
Вплоть до 2000 года стоимость авиабилетов определялась правительством. Вместе с тем с 1995 года у авиакомпаний имелась возможность регулировать стандартные тарифы (тогда было разрешено применение скидок до 50 %). Сегодня авиаперевозчик может самостоятельно устанавливать цену на перелет, но за правительством закреплено право вето, если стоимость окажется очень высокой.
Уровень занятости населения
Лучшие показатели в Японии по уровню безработицы наблюдались в 1960 году, когда экономика страны развивалась стремительными темпами. Официально нетрудоустроенными считался 1 % людей, то есть была достигнута практически полная занятость. А наступивший в 1973 году так называемый нефтяной кризис привел к массовому сокращению рабочих мест.
Ситуация не вышла из-под контроля только благодаря предпринятым правительством мерам по организации рабочих мест и значительному прорыву в области медицины. Пик безработицы – 5,3 % – был зафиксирован в 2021 году, и до нашего времени отмечалось ее постепенное снижение.
По данным на конец августа 2021 года она составляла 2,2 % Несколько иная цифра для молодежи – 3,8 %. Для сравнения: на тот же период времени в США показатель безработицы был равен 8,5 %.
Важное значение для экономики страны имеет коэффициент занятости трудоспособного населения. Рассчитывается он по следующей формуле:
КЗ = (ЧЗЛ/ЧТН) × 100 (%), где
КЗ – коэффициент занятости, искомый параметр;
ЧЗЛ – число занятых людей;
ЧТН – численность трудоспособного населения (возраст от 15 до 65 лет).
В Японии на начало 2021 года КЗ был равен 59,2 %. Как изменялась занятость населения Японии за последние 20 лет, можно узнать, изучив график. Из него видно, что максимальное падение коэффициента занятости пришлось на 2012-й – последний год мирового финансового кризиса.
Население Страны восходящего солнца сокращается, но это вовсе не значит, что растет смертность. Здоровье пожилых японцев лучше, чем у людей преклонного возраста других государств.
Между тем демографическая обстановка в Японии отнюдь не радужная. Сегодня коэффициент рождаемости здесь составляет 1,46, в то время как воспроизводство населения будет иметь место при значении этого показателя на одну женщину в репродуктивном возрасте не меньше 2. И, по всем прогнозам, по крайней мере в обозримом будущем, коэффициент рождаемости таким не станет.
Япония – страна долгожителей. Представители местного населения готовы трудиться и после достижения пенсионного возраста.
К этому их стимулируют и установленные государством правила выплаты денежной помощи людям преклонных лет:
Размер минимальной пенсионной выплаты пожилым людям в Японии составляет 600 долларов, в то время, как в Китае средний размер выплат составляет около 14 долл сельским жителям и около 350 – горожанам.
Более подробную информацию о пенсионной системе КНР предоставляет статья “Пенсия и пенсионная система в Китае“.
Особенности структуры экспорта и импорта Японии
Япония принимает активное участие в международной торговле. Основу экспорта государства составляют транспортные средства. По объему продаж за рубеж продукции данной категории Япония занимает в мировом рейтинге 2-е место (после Германии).
О том, как можно приобрести качественный автомобиль японского производства расскажет статья “Японские автоаукционы: доступное качество“.
Важными составляющими японского экспорта являются также электрические машины, механические устройства и оборудование. Совокупный объем продаж другим странам товаров этих видов (включая автомобили) составляет 55 % от суммарной стоимости поставок в другие государства.
Основные рынки сбыта – Германия, Австралия, страны Юго-Восточной и Восточной Азии, США. Что же касается России, то по размеру экспорта из Японии она находится в третьей десятке среди всех государств мира. Причем в стоимостном выражении большую часть экспортных поставок в РФ составляют транспортные средства.
Основными ввозимыми в Японию товарными группами являются нефтепродукты и минеральные топлива. По данным на начало 2021 года поставлялись они, преимущественно, из:
Япония импортирует также электрические машины, механические устройства и оборудование. Около половины этих товаров традиционно поставляется из Китая. В целом на долю продукции из Поднебесной приходится около 25 % от стоимости общего импорта на японский рынок.
Заключение
В последние годы рост экономики Японии замедлился. Обусловлено это рядом причин, в числе которых высокие зарплаты, а также дефицит площадей, топлива и сырья, падение спроса на японские товары на внешних рынках.
Власти Страны восходящего солнца предпринимают действия, направленные на снижение влияния негативных факторов, но пока ситуация кардинально не меняется, в то время как государственный долг растет.
Рассказ о Японской экономике: Видео
Промышленность Японии
Большая часть мирового сообщества удивлена тем, как организована промышленность Японии. Многие не могут понять, как государство средних размеров, занимающее архипелаг без каких-либо залежей полезных ископаемых, уже много десятилетий находится среди лидеров мировой экономики.
На долю Японии приходится 12% мирового промышленного производства.
А ведь буквально 70–80 лет назад японские товары не пользовались спросом, так как качество их изготовления оставляло желать лучшего.
Правила въезда в страну можно узнать на нашем сайте.
Кратко о территории и населении
Японское государство (официально Нихон коку) раскинулось на архипелаге из 4000 островов Азиатско-Тихоокеанского региона. Вереница кусочков суши растянулась на 3500 км. Основное население сосредоточено на четырех самым крупных островах.
Относительно небольшая территория Японии вмещает 127 млн человек. Страна входит в топ-10 государств мира по численности населения в 2021 году.
Самые крупные и густонаселённые острова Японии
Название острова | Площадь, км² | Численность населения, млн чел. |
Кюсю | 35 640 | 12 |
Сикоку | 18 800 | 1,14 |
Хоккайдо | 83 400 | 5,34 |
Хонсю | 227 969 | 104 |
Акватория государства состоит из множества бухт и заливов. Благодаря омывающим архипелаг трём морям и Тихому океану Страна восходящего солнца богата морской флорой и фауной.
Больше информации о Японии Вы узнаете из видео, представленном ниже.
Однако специалисты ООН прогнозируют ухудшение демографической обстановки в государстве и снижение численности местных жителей до 107 млн человек к 2050 году. Это следствие низкого уровня деторождаемости. Сейчас на 100 матерей приходится 146 новорожденных, а для хорошей демографии должно быть не менее 200 младенцев.
Японцы — довольно здоровая нация. Средняя продолжительность жизни здесь 80 лет у мужчин, и 86 лет у женщин. И этот показатель постепенно растёт.
К 2095 году средняя продолжительность жизни японца составит 93,7 года. По национальному составу страна на 99 % состоит из коренного населения. В оставшийся 1 % входят корейцы, китайцы и европейцы.
Почти 100 млн человек являются жителями городов, 12 из которых города-миллионники.
*Самый густонаселённый мегаполис Японии — это столица государства Токио. Здесь проживает около 9 млн человек.
Подробнее о жизни в Японии можно узнать здесь.
Промышленность
Со второй половины ХХ века экономическая доктрина японской промышленности была в корне пересмотрена государством. Помимо поддержки флагмана экономики, коим являлась лёгкая промышленность, приоритет был отдан тяжёлой индустрии. Особую нишу выделили для наукоёмких разработок.
Уже к 70-м годам Страна восходящего солнца удивляла весь мир опережающими темпами развития в таких отраслях, как электроника, приборостроение, машиностроение, судостроение, медицина и наука.
Япония — страна с очень высокоразвитой промышленностью.
Автомобилестроение
Более 45 лет автомобилестроение Японии является одним из самых развитых в мире. Крупнейшие центры сформированы в таких индустриальных районах, как Токио, Иокогама, Нагоя, Осака, Кобе. На сегодняшний день эта отрасль по праву определяет лицо Японии.
Несмотря на автоматизацию процессов, в индустрии трудится около шести млн человек по всему миру и примерно 700 тысяч в самой стране. Автомобилестроение обеспечивает 1/10 часть ВВП государства.
Активное развитие производства машин началось в середине 1920-х годов. Триггером для автомобилестроения стало землетрясение 1923 года. Природный катаклизм разрушил железнодорожные и трамвайные пути.
Стране потребовались грузовики, автобусы и легковые машины. Изначально свои заводы недалеко от Токио построили американские компании «Форд» и «Дженерал моторс». В период Второй мировой войны производственные мощности были уничтожены бомбардировками.
К 50-м годам большую часть предприятий удалось восстановить, и первый выпуск машин составил 30 000 единиц в год. Война в Корее (между Севером и Югом) глобально отразилась на японском автомобилестроении. Армия США заказывала для своих нужд огромные партии грузовых и легковых машин «Тойота», «Ниссан», «Исудзу».
В этом видео рассказывается о зарождении, развитии и становлении машиностроения японской автопромышленности.
Вместе с объёмом росло и качество продукции. По окончании военных действий «японский станок» было не остановить. К 1980 году Нихон коку обогнала Америку по количеству выпускаемых автомобилей, заняв первое место в мире.
Количество производимых автомобилей в США и Японии (тыс. штук, 1960–2005 гг.)
Страна | 1960 г. | 1970 г. | 1980 г. | 1985 г. | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. |
Япония | 760 | 5290 | 11 045 | 12 300 | 13 490 | 10 195 | 9480 | 11 500 |
США | 7870 | 7830 | 8010 | 11 430 | 9780 | 12 065 | 12 775 | 11 300 |
После топливного кризиса 1973–1974 гг. экономичные японские автомобили захватили американский рынок и продолжают на нём доминировать до настоящего времени. Флагманские автоконцерны «Тойота», «Ниссан», «Хонда» и «Мазда» имеют сеть производственных мощностей в США и других уголках мира. Машины качественные и пользуются заслуженным уважением у автовладельцев любого государства.
Электроника
Общее развитие тяжёлой промышленности и науки с 1950-х напрямую повлияло на бурное развитие электроники в Японии. Вместе с автомобилями страна начала экспортировать технически сложные товары. В конце 60-х годов японские радиоприёмники и телевизоры стали лучше американских.
К середине 80-х рынки Запада были забиты видеомагнитофонами и видеокамерами из Страны восходящего солнца. Япония осуществила невероятный технологический прорыв в этой отрасли. Начались разработки и изготовление более сложной техники — компьютеров.
На мировом рынке электронных устройств уже достаточно давно лидирующие позиции занимают компании из Японии
Сейчас в индустрии электроники трудится около 1,6 млн японцев. Больше половины из них работают над новыми видами связи.
Авиастроение
Серьёзное развитие авиастроительной отрасли началось в 70-х гг. Западные страны всячески препятствовали этому после Второй мировой войны, но в итоге решились на компромисс. Было выдвинуто главное условие — развитие гражданского авиастроения.
Однако японцам позволили вести разработку летательных аппаратов для военных нужд США. Основная проблема для внутреннего авиастроения оказалась в зависимости от технологий Америки и стран Западной Европы. Индустрия нуждалась в производственных разработках силовых установок и в большом количестве комплектующих, которые Япония не в силах была произвести.
Авиастроение в Японии начало реально развиваться только с 1970х годов, благодаря соглашениям с западными странами.
На сегодняшний день в стране зарегистрировано 146 предприятий, занимающихся разработкой и производством авиационной техники. Существующие мощности способны удовлетворить 96 % внутренних потребностей.
Самые крупные авиапроизводители:
*Для Боинга 787 Dreamliner («Самолёта мечты») компания Mitsubishi Heavy Industries производит центроплан с консолями крыла и некоторые модули фюзеляжа.
Судостроение
Древнейшая промышленность Японии, судостроение, на протяжении многих веков оставалась ведущей. Современные производственные мощности судостроительной промышленности позволяют строить корабли всех типов и предназначений.
Центр индустриального и промышленного района Канто раскинулся между Кавасаки, Токио и Йокохамой. Всего в Японии зарегистрировано 75 судостроительных компаний. Ведущими предприятиями являются «Юниверсал шипбилдинг» (США), «Мицубиси», «Кавасаки» и «Сасебо».
СУДОСТРОЕНИЕ — одна из ведущих отраслей японской промышленности.
В данный период спрос на гражданские суда падает из-за снижения корабельных перевозок. На уменьшение продаж влияет и растущая конкуренция. Но отрасль чувствует себя хорошо, так как значительно увеличились заказы от военных.
Многие компании оборудовали верфи под строительство авиа, вертолётоносцев и других кораблей для ВМФ Японии и США.
Робототехника
Вместе с развитием электроники стремительно начала развиваться отрасль робототехники. Первый робот в мире был создан в Японии в середине 60-х гг. Сейчас эта промышленность является одной из ведущих в стране и практически не имеет конкурентов в мире.
Правительство принимает активное участие в развитии отрасли, предоставляя изобретателям льготные условия труда.
На данный момент Япония производит около 45 % промышленных роботов от общего количества в мире. Ведущими организациями по разработке робототехнических средств являются национальные университеты Айзу, Ивасаки, Тохоку, Цукуба, Хоккайдо, Рицумейкан, Кагава, а также политехнический институт в городе Шибаура. Особый интерес к дистанционно управляемой робототехнике проявляют военные Японии и США.
Какими способностями наделены роботы узнайте из видео, представленном ниже.
Не менее востребованы роботы оказались в быту. Уход за инвалидами и престарелыми уже практикуется в автоматическом режиме. Создаются роботы, похожие на людей, которые способны выполнять функции социальных работников.Инновации очень пригодились и в медицинской отрасли. Основными разработчиками и производителями роботов являются компании Sony, Honda, Toyota, Mitsubishi Electric, Panasonic, Kawasaki и Yamaha.
*Исследовательский институт Mitsubishi сделал в 2020 году доклад, согласно которому к 2030 году роботы займут 7,4 млн человеческих рабочих мест в стране.
Химическая промышленность
Основной толчок химиндустрия ощутила в 60-х гг. при возросшем спросе на энергию, которая вырабатывалась за счёт газонефтепродуктов. Именно отходы нефтепродуктов и стали отличным сырьём для химической промышленности.
В данный период Японская химиндустрия является фаворитом на Азиатском рынке и занимает второе место в мире. Основными производителями товаров этого сегмента являются такие корпорации:
Практически все компании заняты нефтехимией. В зависимости от специализации, предприятия изготавливают синтетический каучук, полимеры, химические волокна и другое. Дополнительно к нефтехимии корпорации занимаются изготовлением биохимии, к которой относятся лекарственные препараты и удобрения.
Крупнейшие многоотраслевые районы химической промышленности
Также стоит упомянуть про экологию страны. Более подробно об экологии узнайте здесь.
Лёгкая промышленность
Ещё одна из древнейших отраслей Японии — лёгкая промышленность. Этот национальный сектор всегда находился в спектре интересов как внутри страны, так и за её пределами. Основным коньком было производство пряжи из шёлка и изготовление керамики.
В данный период практически вся продукция производится на крупных фабриках, оснащённых роботизированными станками. Вместо изделий из шёлка, приоритет отдан хлопчатобумажным и шерстяным товарам.
Керамика осталась более консервативной, но также производится в промышленных масштабах. Почти 75 % продукции отправляется на экспорт. Многие почитатели керамических изделий с грустью подмечают, что в современных японских произведениях угадывается влияние Запада.
Пищевая промышленность
Большую часть пищевой продукции Япония вынуждена производить из импортного сырья. Кроме даров океана и рисовых плантаций, в стране довольно ограничены возможности для производства собственного сырья. Практически всё, что изготавливается, остаётся на внутреннем рынке.
Среди японцев модно употреблять в пищу органические продукты, относящиеся к здоровому питанию.
Сельское хозяйство
Почти 6,5 % населения Японии занято в сфере сельского хозяйства. Благодаря этой отрасли ВВП страны получает 2 %. В большей степени индустрия ориентирована на производство продовольственных товаров.
Подробнее о сельском хозяйстве узнайте из видео, представленном ниже.
Под с/х угодья отпущено почти 13 % территории архипелага. Основная выращиваемая культура — это рис. Много площадей засеяно плодовыми и овощными культурами. Помимо растениеводства, фермеры держат крупный рогатый скот, разводят свиней и птицу.
Значительная часть прибрежного населения занимается рыболовством и содержанием ферм по выращиванию морских животных и растений. Морская флора и фауна также предназначена для употребления в пищу.
В Японии зарегистрировано около 400 000 рыболовецких судов и построено свыше 3000 портов для разгрузки рыбы.
Энергетика
На территории Японии и в территориальных водах отсутствуют нефтяные месторождения. Почти 95 % газа и нефти страна вынуждена покупать для обеспечения своих потребностей. Но статус потребителя не мешает японцам занимать третье место в мире по выработке электроэнергии, уступая КНР и США.
Преобладающее большинство электростанций в стране — ТЭС, чуть меньше по количеству ГЭС. С середины 70-х годов Япония эксплуатирует атомные электростанции. Сейчас в стране 17 АЭС, среди которых самая мощная в мире Касивадзаки-Карива.
Электроэнергетика в Японии включает в себя генерацию, передачу, распределение и продажу электрической энергии в стране.
Из общего количества энергоблоков, составляющих 42 реактора, только девять эксплуатируются. Остальные находятся на аттестации и консервации после взрыва на АЭС Фукусима-1 в 2011 году. Специалисты-ядерщики пересматривают параметры безопасности, учитывая угрозу сейсмической активности.
Очень популярное развитие получило производство энергии Солнца. В ближайшем будущем правительство хочет добиться полного перевода энергосистемы страны на солнечную энергию, отказавшись от ядерной.
Сейчас Япония находится на четвертом месте в мире по суммарной мощности электроэнергии, произведённой от солнечных батарей объёмом 13 ГВт. Лидируют Германия, Китай и Италия.
Металлургия
Главный ажиотаж в чёрной металлургии пришёлся на 60–70-е годы ХХ столетия. Однако после топливного кризиса 1973–1974 гг. спрос на металл стал постепенно снижаться.
Своих запасов чёрной и цветной руды на архипелаге нет. Несмотря на это, в стране продолжают работать металлургические комбинаты, большинство из которых — производства полного цикла.
Главными импортёрами ресурсов являются Индия, ЮАР и США, поставляющие 99 % необходимой руды. Основные центры по металлообработке находятся на побережье страны, вблизи портовых зон. А некоторые комбинаты расположены не на берегу, а на специально намытых для металлургических комбинатов площадках.
Например, крупнейший комбинат в Фукуяме расположен между двумя причалами — принимающим сырьё и отгружающим готовую продукцию. В общей сложности после переработки Япония экспортирует порядка 25 млн тонн стали в год.
Не все подвластно роботам, на производстве в Японии еще существует ручной труд. Более подробно Вы сможете узнать об этом из видео, представленном ниже.
Заключение
Япония доказала, что необязательно обладать богатой сырьевой базой для благополучного существования государства. Стоит отметить такие качества населения, как исключительное трудолюбие, жёсткая дисциплина, аккуратность, терпение, коллективизм и желание учиться. Это основа для процветания экономики страны.