в чем конфликт комедии ревизор

В чем конфликт комедии ревизор

в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть фото в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть картинку в чем конфликт комедии ревизор. Картинка про в чем конфликт комедии ревизор. Фото в чем конфликт комедии ревизор

При создании комедии «Ревизор» Н.В.Гоголь ставил перед собой цель: обличить пороки чиновников, думающих не о государственных делах, а о своей выгоде.

Взбудораженные новостью о приезде ревизора, они даже не замечают, что перед ними совершенно другой человек, Хлестаков. Люди не видят ни его вранья о своих заслугах, ни полного несоответствие должности ревизора. Они гонимы собственным страхом, боясь разоблачения своего безответственного поведения: в городе процветает взяточничество, коррупция, скудность ума. Главным предметом восхищения для людей являются деньги и чин, они – мерило успеха. Так, городничий Антон Антонович Сквозник-Духмановский представлен читателю как мошенник, привыкший наживаться на всём, а, например, Аммос Федорович Тяпкин-Ляпкин – судья, который ничего не понимает в судебных делах.

Но и «ревизора» автор позиционирует не как разоблачителя грехов, Хлестаков не проявляет себя положительно. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он просто поддается случайной удаче и пользуется своим положением. Такое понятие как «хлестаковщина» не теряет актуальности и сейчас. Это прежде всего душевная пустота, себялюбие, способность подстраиваться под обстоятельства и пустить пыль в глаза.

Главная особенность этого конфликта между «ревизором» и чиновничеством заключается в том, что обе противоборствующие стороны проявляют лишь свои пороки. Единственный положительный герой в комедии – смех. Недаром в конце городничий говорит: «Чему смеетесь? – Над собою смеётесь. ». И этот смех не над конкретными людьми, а над всей русской провинциальной властью, ведь таких уездных городков, как этот, в России – сотни тысяч.

Таким образом, Николай Васильевич Гоголь в комедии «Ревизор» сумел обличить пороки мелкого чиновничества своего века, при этом не используя положительных образов. Лишь смех над недостатками этих людей вызывает одобрение у автора, это и является целью написания пьесы.

Источник

17.1 В чём особенности конфликта в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? (ЕГЭ по литературе)

Во-первых, в комедии отсутствует столкновение положительных и отрицательных персонажей. Абсолютно все герои в той или иной степени безнравственны. Чиновники уездного города N не только недобросовестно исполняют службу, но и чинят беззакония.

Во-вторых, в комедии можно выделить два конфликта: внешний и внутренний. Первый есть противоборство Ивана Александровича и чиновников города N. Этот конфликт считается мнимым. Хлестакова ошибочно приняли за ревизора и поэтому читатели имеют удовольствие наблюдать смешное поведение Сквозника-Дмухановского, Аммоса Федоровича, Артемия Филипповича, помещиков Бобчинского и Добчинского, перебивающих друг друга, и некоторых прочих. Внутренний же конфликт есть суть комедии, наиболее важен для писателя и состоит в противоречии между образом жизни чиновников и христианскими представлениями драматурга о должном бытии человека. Так, городничий заявляет, что он в «вере тверд», однако религиозность Антона Антоновича напускная. Вместо того, чтобы исправно служить и не нарушать нравственных законов, Сквозник-Дмухановский надеется замолить грехи, поставив самую большую свечку, о чем становится известно из монолога, обращенного к частному приставу в финале первого действия. Следующая сразу же за этим реплика городничего раскрывает безнравственность Антона Антоновича и не может не вызывать смех сквозь слезы: «Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела».

В-третьих, любовного конфликта – основы хотя бы для завязки действия большинства драматических произведений – в комедии нет. Интрига между Марией Антоновной, Хлестаковым и Анной Андреевной мало влияет на раскрытие идеи (основной мысли) «Ревизора». Любовный треугольник лишь еще раз подчеркивает комичность и нелепость происходящего: Хлестаков «волочится» то за женой городничего, то за его дочерью, и обе они с радостью принимают ухаживания Ивана Александровича. Возникшая интрига хоть и не является ни настоящим противостоянием, ни основой сюжета, но служит несколько для его развития. Кульминация основной сюжетной линии совпадает с началом этой «любовной истории» и заканчивается чтением письма, адресованного приятелю Хлестакова и попавшего в руки городничему благодаря стараниям любопытного почтмейстера. Антон Антонович вместе со всей семьей уже предвкушал будущую блестящую жизнь в Петербурге под покровительством влиятельного зятя, который даже с Пушкиным «на дружеской ноге» …

Таким образом, Гоголь действительно новатор в жанре. Конфликт в комедии сложен, многосторонен и необычен.

Источник

Анализ пьесы «Ревизор» (Н. В. Гоголь)

Н. В. Гоголь считается величайшим сатириком русской литературы. Все образы, созданные им, были злободневны и остры в его время, а некоторые из них остались актуальными и в наши дни. Комедия «Ревизор» стала эталоном сатиры и одним из главных творений писателя. Это бессмертное и повсеместно узнаваемое произведение сильно повлияло и на всю русскую литературу. Многомудрый Литрекон подробно изучил эту комедию, поэтому советует Вам прочитать разбор текста, где обозначено главное и основное, что нужно знать о творении Гоголя.

История создания

О создании «Ревизора» сохранились интересные факты:

Направление, жанр

«Ревизор» является образцом русского реализма. Несмотря на сильную гротескность, комедия преследует своей целью отобразить реальную жизнь людей того времени. Персонажи полностью соответствуют окружению.

Жанр произведения — социальная комедия сатирической направленности. Повседневные образы намеренно доведены до абсурда, а повествование приправлено жестоким высмеиванием пороков общества.

Смысл названия и финала

Название «Ревизор» — обозначает источник страха чиновников — проверяющего «сверху», который приехал, чтобы контролировать работу местной власти и доложить о ней куда следует. Именно страх приводит сюжет комедии в движение и руководит действиями всех персонажей.

Название комедии лучше всего подчёркивает ту черту, которую больше всего осуждал Гоголь — страх ответственности и наказания.

Кроме того, название подчеркивает символичность и смысл финала комедии — приехал настоящий ревизор, и всем чиновникам грозит реальное разоблачение. Именно этого и желал автор. Приезд ревизора стал бытовым воплощением религиозного понятия — судного дня. Гоголь был религиозным человеком и нередко вплетал в канву произведения библейские мотивы.

Композиция и конфликт

В своей комедии Гоголь меняет традиционную структуру пьесы.

Композиция «Ревизора» — кольцевая. Вот, что о ней писал литературовед В. Г. Назиров:

Возвещение жандарма о настоящем ревизоре закругляет композицию, и это возвращение «на круги своя» символизирует неподвижность системы, в которой поступательное движение заменено вращением в замкнутом кругу: система вечно буксует.

Градоначальник маленького провинциального городка, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, узнаёт о скором приезде ревизора из Санкт-Петербурга. Собрав людей, ответственных за городские службы, он начинает лихорадочно готовиться к проверке, однако местные помещики — Добчинский и Бобчинский, сообщают о таинственном молодом человеке из Петербурга, который находится в городе уже очень долгое время. Перепуганное градоначальство делает вывод, что именно этот проезжий и является ревизором из столицы.

На самом деле таинственный молодой человек — обычный мелкий чиновник Иван Хлестаков, промотавший все деньги. Он не был в состоянии оплатить услуги в трактире, где остановился, поэтому медлил с отъездом. Стремясь избежать наказания и добиться своих целей, самые влиятельные люди города окружают проезжего Хлыща почётом и вниманием. В итоге Хлестаков, получив многочисленные взятки и подарки, а также пообещав жениться на дочери городничего, уезжает.

Во время подготовки к свадьбе городничий получает от любопытного почтмейстера письмо Хлестакова к другу, в котором вскрывается вся правда о самообмане градоначальства. В этот момент Антона Антоновича вызывает к себе закончивший проверку города настоящий ревизор.

Главные герои и их характеристика

Гоголь очень активно использует говорящие фамилии. С их помощью писатель насмешливо характеризует деятельность персонажей и черты их характеров.

Таблица чиновников в «Ревизоре»:

Тематика пьесы «Ревизор» актуальна по сей день.

Проблемы

Социальные и нравственные пороки играют главную роль в книге. Гоголь создал целый калейдоскоп проблем российского общества, которые были актуальны в его дни и остаются злободневными до сих пор:

Основная идея

Несправедливость в нашей жизни исходит от глупых, жадных, бесчестных и властолюбивых ничтожеств, которые живут сегодняшним днём и думают лишь о себе. Это по-настоящему жалкие личности, которые неизбежно погубят и самих себя, и всю Россию. Пока страной правят городничие, заинтересованные лишь в себе и своем преуспеянии, они будут блокировать все инициативы из центра и саботировать любой проект. Интересно, что безответственные чиновники не являются частными случаями, это прямое следствие тирании. Царь не подчиняется законам и может наградить и казнить произвольно, а значит, подданному безопаснее ничего не делать, ведь раб ни за что ответа не несет: у него нет свободной воли, нет и ответственности. В этом выводе и заключается смысл «Ревизора», а именно: самодержавие разлагает нацию, под его влиянием люди становятся лишь холопами, которым чужды идеалы гражданской доблести и чести. Царь сам довел Россию до положения города Н, поэтому стране необходима смена правления.

Гоголь хотел высмеять пороки, которые не дают нашей стране развиваться, которые делают жизнь богатого, по сути, народа нищей и рабской. Главная мысль автора — показать, как делать не надо, а также научить людей объективно оценивать свои и чужие поступки, не сглаживая углы и не соглашаясь на компромиссы с совестью.

Смысл немой сцены в финале раскрывает авторский замысел в полной мере: рано или поздно все вороватые чиновники ответят за свои пороки перед высшим и неподкупным судом. В образе настоящего ревизора угадывается высшая справедливость небесного суда, который не помилует грешников. Также им придется ответить перед судом истории, которая безжалостно линчует память тех, кто оказался недостоин своих потомков.

Чему учит?

Эта комедия рассказывает о том, как не надо жить. Она учит нас, что воровство, карьеризм и враньё — удел жалких и глупых людей. Николай Гоголь высмеивает мещанскую жадность и мелочность. Каждый из нас после прочтения должен сделать вывод: к чему приведет такое безответственное отношение ко всему и всем? По мнению автора, к неизбежности ответа перед правосудием.

Также писатель в «Ревизоре» говорит о том, что, однажды встав на скользкую дорожку, человек уже не сможет сойти с неё, и рано или поздно наказание настигнет его. Такова мораль пьесы, продиктованная открытым, но выразительным финалом.

Критика

Комедия была негативно встречена консервативными слоями общества. Но была прославлена такими выдающимися критиками, как Белинский и Аксаков, и тепло встречена публикой:

«Комедия сия имела полный успех на сцене: общее внимание зрителей, рукоплескания, задушевный и единогласный хохот, вызов автора после двух первых представлений, жадность публики к последовавшим представлениям и, что всего важнее, живой отголосок ее, раздававшийся после в повсеместных разговорах, — ни в чем не было недостатка (П. А. Вяземский)

Рецензенты выделили художественные особенности пьесы «Ревизор» и своеобразие комедии:

«…Перейдём к «Ревизору». Здесь прежде всего надобно приветствовать в его авторе нового комического писателя, с которым истинно можно поздравить русскую словесность. Первый опыт г. Гоголя вдруг обнаружил в нём необыкновенный дар комики, и ещё такой комики, которая обещает поставить его между отличнейшими в этом роде писателями » (О. И. Сенковский)

«…Я уже читал «Ревизора»; читал раза четыре и потому говорю, что те, кто называет эту пьесу грубою и плоскою, не поняли её. Гоголь — истинный поэт; ведь в комическом и смешном есть также поэзия. (К.С. Аксаков)

«В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, художественно образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и потому представляющие собою особый и замкнутый в самом себе мир..» (В. Г. Белинский)

Даже царь Николай Первый положительно оценил пьесу. Вот отрывок из воспоминаний современника:

Он первым применил гоголевскую сатиру к реальным лицам. В одной губернии его карета опрокинулась на скверной дороге. Оправясь от ушибов, император устроил смотр местной бюрократической верхушке и сказал: «Где же я видел эти рожи?» Когда же чиновники дошли до надлежащего сотрясения, государь вспомнил: «А-а, в комедии Гоголя „Ревизор“!»

Однако реакционная критика, которая всегда нападала на Гоголя, и тут нашла повод позлословить:

«…городок автора «Ревизора» не русский городок, а малороссийский или белорусский: так незачем было и клепать на Россию…» (Ф. В. Булгарин, 1836 г.)

Позднее литературоведы тщательно изучали текст и описали значение пьесы и тех моментов в ней, которые казались читателям спорными:

А. Л. Слонимский писал:

«Как могло случиться, что такой опытный служака, как городничий, „сосульку, тряпку“ принял за важного человека? Подобное недоразумение возможно только там, где господствует слепое чинопочитание и никому не приходит в голову сомневаться в словах „начальства»

В Хлестакове дана гиперболизация политической безответственности, типичной для николаевского рококо, а в городничем — гиперболизация готовности к «сюрпризам».

Актуальность «Ревизора» не угасла и в наши дни. Многие выражения из неё стали крылатыми, а имена героев — нарицательными.

Источник

Между кем и кем конфликт в ревизоре. Основной конфликт, на котором построена комедия «Ревизор

Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии: в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. В “Ревизоре” анализ предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.

в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть фото в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть картинку в чем конфликт комедии ревизор. Картинка про в чем конфликт комедии ревизор. Фото в чем конфликт комедии ревизор

Конфликт в пьесе

На забавном совпадении основано построение конфликта этого произведения. Оно сопровождается паникой чиновников, которые боятся, что могут быть раскрыты их аферы. Город в скором времени посетит ревизор, поэтому наиболее оптимальным вариантом для них является выявление и подкуп этого человека. Действие произведения разворачивается вокруг обмана, столь привычного для чиновников, как показывает анализ.

Замысел пьесы кратко

Его целью было написание комедии, в которой было бы собрано все дурное, все несправедливое, что только есть в стране воедино, чтобы разом над всем посмеяться. За ширмой обычной смешной истории он хотел показать общественный фарс, в котором на примере уездного городка показана вся Россия.

Гоголь видел предназначение своего труда:

Однако с этой стороны даже его коллеги-литераторы пьесу в начальном варианте не увидели, поэтому работа над ней продолжалась. Писатель не оставлял надежды донести до зрителей свои мысли.

К постановке «Ревизор» был допущен не сразу. В. Жуковскому пришлось обращаться лично к императору с просьбой пропустить комедию ввиду ее полной благонадежности.

Взяточничество и коррупция в произведении

в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть фото в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть картинку в чем конфликт комедии ревизор. Картинка про в чем конфликт комедии ревизор. Фото в чем конфликт комедии ревизор

Свои грехи имеют все герои комедии, в чем позволяет убедиться ее анализ. Гоголь («Ревизор») отмечает, что каждый из них из-за недобросовестного выполнения своих служебных обязанностей опасается предстоящего приезда ревизора. Чиновники от страха не способны здраво рассуждать. Они считают, что именно самоуверенный и наглый Хлестаков — ревизор. Прогрессирующую опасную болезнь — ложь — демонстрирует Гоголь («Ревизор»). нельзя провести без акцентировании внимания на этой его характерной особенности.

Автор с иронией и точно обличает вопрос взяток. Вина во взяточничестве и коррупции, по его мнению, лежит на обеих сторонах. Однако это для общества столь привычно, что чиновники при упоминании денег мнимым ревизором облегченно вздыхают: его можно подкупить, а значит, все уладится. Взяточничество, таким образом, воспринимается как должное и естественное. Очень привычно читателям любого времени отсутствие положительных чиновников в пьесе. Ведь «ревизорщина» в России до сих пор не прекратилась, несмотря на все перевороты.

К Хлестакову рвется множество посетителей с просьбами. Их так много, что им приходится пробиваться через окна. Просьбы и жалобы обречены остаться безответными. Чиновников, в свою очередь, не смущает то, что необходимо унижаться. Перед начальством они готовы лебезить, ведь расплата начнется с его отъездом — они могут отыграться на подчиненных, унижая их. Общество уничтожает низкая нравственность, считает Гоголь («Ревизор»). Анализ произведения позволяет отметить, что в пьесе она сопровождает любого, кто добился хоть какой-то власти.

Символизм фамилий персонажей

Хлестаков — от глагола «хлестать». Во времена Николая Васильевича это слово имело другой смысл и означало «врать». В словаре В. Даля выделяются следующие значения:

в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть фото в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть картинку в чем конфликт комедии ревизор. Картинка про в чем конфликт комедии ревизор. Фото в чем конфликт комедии ревизор

Сквозник-Дмухановский — от двух украинских слов «сквозняк» и «дуть». Гоголь этой фамилией подчеркнул способность героя беспрепятственно проникать в любую щель и, несмотря ни на что, добиваться своего, даже нечестным путем.

Ляпкин-Тяпкин — от народной поговорки «тяп-ляп». Фамилия показывает, что персонаж исполняет свои обязанности недобросовестно и закрывает глаза на серьезные проблемы.

Земляника — указывается, что герой обладает с этим ягодным кустом схожими качествами, а именно:

Шпекин — от польского слова «шпек», что означает «шпион».

Хлопов — от «холоп», показывает, что мужчина имеет рабскую сущность.

Гибнер — от «гибнуть» и характеризует, что этот врач бездарно лечит пациентов.

Широта обобщений характеров, внесценические образы

С письма, уведомляющего о грядущей проверке, начинается пьеса, которую создал Н. В. Гоголь («Ревизор»). Анализируя ее, можно отметить, что им же она и завершается. Финал произведения становится лаконичным — правду открывает письмо Хлестакова. Остается только дожидаться настоящего ревизора. Нет сомнений при этом, что чиновники еще раз повторят льстивый подкуп. Перемена персонажей на исход не повлияет — до того дошла безнравственность. Чиновники сменятся со временем себе подобными, так как развращение человека происходит от личной неуправляемости, а не от власти.

в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть фото в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть картинку в чем конфликт комедии ревизор. Картинка про в чем конфликт комедии ревизор. Фото в чем конфликт комедии ревизор

Проводя анализ комедии Гоголя «Ревизор», отметим, что широта обобщения характеров в пьесе выражается в тонкой отделке действующих в комедии персонажей. Кроме того, введением внесценических образов расширяется галерея действующих лиц. Это яркие жизненные характеры, которые способствуют углублению характеристик лиц, выведенных на сцене. Например, это отец Хлестакова, его петербургский приятель Тряпичкин, ключница Авдотья, сын и жена Добчинского, трактирщик Влас, дочь Земляники, пехотный капитан, который обыграл в Пензе Хлестакова, приехавший ревизор, квартальный Прохоров и другие.

История создания

В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и, выделяющейся из себе подобных, только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александрийском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Типичные для николаевской России жизненные явления

Упоминаются в комедии различные жизненные явления, которые для николаевской России того времени были типичными. Это создает широкую панораму жизни общества. Так, купец наживается на строительстве моста, а городничий ему в этом помогает. Судья сидит на судейском стуле 15 лет, но до сих пор не может разобраться в очередной докладной записке. Городничий дважды в год справляет именины, ожидая подарков к ним от купцов. Почтмейстер вскрывает чужие письма. Уездный лекарь не говорит по-русски.

Премьера спектакля

Премьера состоялась в 1836 году. Но Гоголь был разочарован. Ему казалось, что его замысел сатиры не был воплощен, и получился всего лишь комичный водевиль. Однако пьеса вызвала бурю эмоций, ее и хвалили, и ругали. «Верхи» общества все же поняли насмешку. Комедию объявили клеветнической и невозможной.

По воспоминаниям современников, сам император воскликнул: «Всем досталось, а мне — больше всех!» И тем не менее Николаю первому понравился спектакль, и он дал личное указание допустить к дальнейшим постановкам.

Гоголь вносил поправки и изменения перед каждым представлением. Он лично общался с актерами, пытаясь донести до них свое видение.

Последняя редакция, которая известна современному читателю относится к 1842 году. То есть работа над произведением шла еще 6 лет.

Но и это был не конец. Гоголя не оставляло чувство, что его пьесу не понимают правильно, и опубликовал несколько брошюр, где он еще и еще раз растолковывал свои замыслы и идеи для постановки спектакля:

Непростая история создания «Ревизора» Гоголя говорит о том, что это произведение было по-настоящему выстрадано им, было потрачено много душевных сил и времени на воплощение своих мыслей. И это не прошло даром: комедия уже не одно столетие находит ценителей. Она переведена на множество языков и ставится на сценах многих стран и по сей день, представляя образец русской классической литературы.

Злоупотребления чиновников

в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть фото в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть картинку в чем конфликт комедии ревизор. Картинка про в чем конфликт комедии ревизор. Фото в чем конфликт комедии ревизор

О множестве злоупотреблений чиновников говорится в комедии. Все они были характерны для эпохи жестокого произвола. Женатому слесарю незаконно забрили лоб. Унтер-офицерскую жену высекли. Арестантам не дают провизии. Ассигнованную на постройку при богоугодном заведении церкви сумму тратят по собственному усмотрению, а в рапорте говорится, что церковь сгорела. Городничий запирает купца в комнате и заставляет его есть селедку. У больных грязные колпаки, придающие им сходство с кузнецами.

Отсутствие положительного героя

Нужно заметить, что читатели узнают о преступных действиях, совершенных чиновниками, из уст их самих, а не из показанных на сцене действий произведения «Ревизор» (Гоголь). Анализ героев позволяет выявить и некоторые другие интересные особенности. Подтверждением того, что в чиновничьем мире творятся противозаконные поступки, являются и жалобы притесняемых чиновниками людей, особенно городничим. На социально-политические явления переносится центр тяжести. Гоголь не ввел в свою пьесу положительного героя, резонера и носителя добродетельных качеств, являющегося рупором мыслей автора. Самым положительным героем является смех, который разит общественные пороки и устои самодержавного режима.

Мораль пьесы

Исходя из тематики повести можно допустить, что автор хотел, чтобы каждый читатель научился нравственности, доброте, умению брать ответственность за свои поступки и уважению законов. Автор желал, чтобы тот, кто прочел «Ревизор», смог избавиться от следующих негативных качеств:

В комедии была заложена идея высмеять жизнь чиновников, но зрители так и не смогли адекватно воспринять весь смысловой посыл Гоголя, ведь тогда литература и искусство в целом не высмеивало общество так ярко.

Образ Хлестакова

Образ Хлестакова является центральным в произведении. Проведем его анализ. Гоголь «ревизора» изобразил легко ориентирующимся в создавшейся обстановке. Например, желая покрасоваться перед своей невестой, Марьей Антоновной, он себе приписывает сочинение «Юрий Милославский» Загоскина, однако девушка вспоминает его истинного автора. Безнадежное, казалось бы, создалось положение. Однако Хлестаков и здесь быстро находит выход. Он говорит, что есть другое сочинение с таким же названием, принадлежащее ему.

Отсутствие памяти

Отсутствие памяти является важной чертой образа Хлестакова. Для него не существует будущего и прошлого. Он сконцентрирован лишь на настоящем. Хлестаков в силу этого неспособен к эгоистическим и корыстолюбивым расчетам. Герой живет лишь одной минутой. Его естественным состоянием является постоянное превращение. Проведя действенный анализ «Ревизора» Гоголя, вы увидите, что Хлестаков, принимая тот или иной стиль поведения, мгновенно в нем достигает высшей точки. Однако легко теряется то, что легко приобретается. Заснув фельдмаршалом или главнокомандующим, он просыпается ничтожным человеком.

Речь Хлестакова

Речь этого героя его характеризует как претендующего на высокую образованность мелкого петербургского чиновника. Он любит употреблять для красоты слога заковыристые литературные штампы. В его языке в то же время встречаются вульгарные и бранные словечки, в особенности по отношению к простолюдинам. Хлестаков Осипа, своего слугу, называет «дураком» и «скотиной», а хозяину трактира кричит «подлецы!», «канальи!», «бездельники!». Речь этого героя отрывиста, что говорит о его неспособности остановить внимание на чем-либо. Она передает его духовную нищету.

Два центра пьесы

Хлестаков в произведении является лицом влекомым. Он действует и живет по логике развития отношений, в которые городничий поставил его. Вместе с тем проявляющиеся в поступках и речах этого героя неожиданности также обусловливают развитие действия пьесы. Это, например, «сцена вранья», объяснения Хлестакова в любви дочери и матери одновременно, сделанное им предложение Марье Антоновне, безвозвратный и неожиданный его отъезд. В пьесе Гоголя есть два центра и два лица, которые направляют и ведут развитие действия: Хлестаков и городничий. Анализ пьесы «Ревизор» Гоголя продолжим характеристикой образа последнего.

Характеристика героев (кратко)

При создании персонажей автор использовал говорящие фамилии, которые показывают основные качества героев.

Хлестаков — молодой дворянин, привыкший праздно проводить свою жизнь. Он живет только одним днем, предпочитает легкомысленно относиться к будущему и не иметь плана действий. Персонаж обладает следующими чертами характера:

Антон Антонович Сковозник-Дмухановский — городничий, который нечист на руку. Абсолютный деспот и тиран, город держит в ежовых рукавицах. Он отличается малодушием, невежеством и хитростью. Благодаря последнему своему качеству он постоянно избегал наказаний за совершенные преступления.

Жена Антона Антоновича — инфантильная семейная немолодая женщина. Выделяется честолюбием и высокомерием, очень любит сплетничать.

Марья Антоновна — дочь городничего, ничем не привлекательная молодая особа. Мечтает о жизни в столице, поддается ухаживанию мнимого ревизора.

Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин — судья, берущий взятки щенками борзых. Отличается невежественностью и самодурством.

Артемий Филиппович Земляника — является попечителем богоугодных заведений. Ради своего выживания готов пойти на все.

Иван Кузьмич Шпекин — почтмейстер, скрывающий чужие письма.

Христиан Иванович Гибнер — немецкий врач, не знающий русского языка.

Петр Бобчинский и Петр Добчинский — болтливые суеверные помещики.

Образ городничего

Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович) — в котором происходит действие интересующей нас комедии. Это «очень неглупый», «постаревший на службе» человек. Его черты лица жестки и грубы, как у всякого, который с низших чинов начал тяжелую службу. Городничий в начале пьесы зачитывает письмо своим подчиненным. В нем сообщается о приезде ревизора. Эта весть очень напугала чиновников. В страхе городничий приказывает «обустроить» город к его приезду (выгнать из больницы лишних больных, привести преподавателей в училищах в надлежащий вид, прикрыть недостроенные здания заборами и т. д.).

Антон Антонович предполагает, что ревизор уже прибыл и живет инкогнито где-нибудь. Помещики Бобчинский и Добчинский находят его в лице Хлестакова, мелкого чиновника, ни о чем не подозревающего. Городничий, поверив, что Хлестаков и есть тот самый ревизор, не может разубедить себя в этом. Он верит во все, даже в фантастические враки «ревизора» — до такой степени сильно раболепство в городничем.

Когда к его дочери, Марье Антоновне, сватается Хлестаков, чиновник стал размышлять о том, какие выгоды сулит ему родство с «важным человеком», и решил, что «славно быть генералом». До глубины души оскорбляет городничего неожиданное разоблачение Хлестакова. До него наконец доходит, что он принял «тряпку», «сосульку» за важного человека. Городничий, пережив унизительное потрясение, духовно прозревает, впервые в жизни. Он говорит, что впервые видит вместо лиц «свиные рылы».

Завершая анализ комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», добавим, что комическая фигура его в финале комедии перерастает в трагическую. Трагизм наиболее явным становится в немой сцене, когда становится известно о прибытии настоящего ревизора.

;Ревизора представляют собой корпорацию разных служебных воров и грабителей (выражение из письма В. Г. Белинского к Гоголю). Городничий беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит население. Гоголь показывает, что поборы с населения рассматривались как своего рода право местной власти, ограничиваемое только служебным положением берущего. Смотри! не по чину берешь! — пробирает Городничий квартального.

2.2 Новаторство комедии Н.В. Гоголя Ревизор

Драматургический конфликт Ревизора свидетельствовал о дальнейшем развитии русской комедии. В Горе от ума А. С. Грибоедова мы видели конфликт между передовой дворянской молодежью и реакционно-крепостническим большинством дворянско-помещичьего класса. Идеологической основой здесь была дворянская революционность. В конфликте Ревизора вскрываются более глубокие противоречия: между бюрократическим аппаратом монархически-крепостнического государства и широкими демократическими слоями. Это соответствовало наметившемуся после 1825 г. движению русской литературы по пути демократизации.

Социальный характер конфликта в Ревизоре определил и построение сюжета. До Гоголя действие комедии обычно развертывалось вокруг любовного конфликта. Есть любовная интрига и в Ревизоре. Но ей отведено незначительное место, возникает она незадолго до развязки комедии и развертывается с молниеносной быстротой. Хлестаков неожиданно и в невероятном темпе объясняется в любви то дочери Городничего, то его жене, то опять дочери и не раздумывая делает предложение дочери. В этой пародийной форме любовной интриги с ее перипетиями Гоголь сознательно нарушал традицию исходя из условий времени. Он писал в Театральном разъезде после представления новой комедии: Все изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить, во что бы то ни стало, другого, отметить за пренебрежение, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь? Самый сюжет пьесы, таким образом, приобретал социальный характер. Это стало традицией для последующей русской драматургии, научившейся сочетать в сюжете личное и общественное. Таковы, например, пьесы А. Н. Островского.

Большое значение комедия Гоголя имела и для развития драматургического языка. Задача социально-психологической дифференциации диалогической речи была неразрывно связана с развивавшимися в русской литературе реалистическими тенденциями. Такие предшественники Гоголя-драматурга, как Д. И. Фонвизин и особенно А. С. Грибоедов, стремились в противовес классическому единству стиля придавать речи действующих лиц характерность. В Горе от ума речь персонажа отражает языковые особенности, свойственные данному социальному характеру. Гоголь добивается в этом отношении еще большего. Речь каждого из его персонажей в Ревизоре представляет собой законченную стилистическую систему, в которой, как в фокусе, отражается соответствующий характер. Это реализм диалогической речи и полном его развитии. Вместе с тем свойственная тому или иному персонажу манера речи варьируется в зависимости от конкретной ситуации, от собеседника. Вспомним, как разговаривает Городничий с чиновниками, с ревизором, с купцами. Удивительно умение Гоголя показать, что во всех этих случаях с различными оттенками звучит речь одного и того же Сквозник-Дмухановского! После Гоголя социально-психологическая характерность речи персонажей становится законом русской драматургии.

Новаторство Гоголя в комедии Ревизор отразилась в следующем:

Он отказывается от введения традиционного образа положительного героя, который являлся рупором авторских идей.

Эстетический идеал писателя выражен своеобразно, и Гоголь подчеркивал это: Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всем продолжении ее. Это действовавшее благородное лицо был смех.

Особый характер смеха. Содержит не только отрицание, но и затаенную грусть, драматизм в сочетании с комическими ситуациями. Это видимый миру смех, сквозь незримые, неведомые ему слезы. Переход комического в серьёзное и даже трагическое, смех, соединенный с горьким размышлением автора о жизни, — это характерная особенность комедии Ревизор.

Своеобразие конфликта. Гоголь говорит о злоупотреблениях (типичных) чиновников, все находится в полном развале, все прогнило. Страдают от злоупотреблений чиновников жители сборного города N. Основной конфликт комедии Ревизор — это конфликт между чиновничьим миром города, олицетворяющим государственный строй России и обделенным народом. Но, поскольку народ лишен голоса, подавлен всем строем России, конфликт этот не показан прямо, и поэтому Гоголь вводит потусторонний конфликт, суть которого анекдотическая история взаимоотношений чиновников города во главе с городничим с мнимым ревизором. Здесь противоречия мнимые, потому что городничий и Хлестаков едины в своих стремлениях. Развитие этого конфликта позволило Гоголю показать антинародную сущность, как местной власти, так и петербургской. Мотивирован ли реалистически этот анекдотический сюжет? Скорее всего да, потому что у Гоголя он подразумевает реальную ситуацию, достоверную.

2.3 Развитие конфликта в комедии Ревизор

Вопрос 49. Своеобразие гоголевского юмора в комедии «Ревизор»

Вопрос № 49.
Своеобразие гоголевского юмора
Страсть служить и приносить пользу Отечеству была у Гоголя с юности.
Дея­тельность человека на отведенном ему ме­сте в жизни, его служба и служение, должность и дом — это было так важнодля писателя.
Делать всё возможное «на корабле своей должности и службы» и остаться человеком, спасти, сохранить свою душу.

Кто из героев пьесы похож на гоголев­ский идеал? Никто! А ведь для Гоголя «всякая добрая душа есть свеча…». Как много добрых и бескорыстных душ мы встретили в комедии? Ни одной! А коль не добро и бескорыстие, то, по Гоголю, это помрачение совести. Смешно ли это? Горько, страшно.

Так комедию ли на­писал великий драматург?

1. Пьеса «Ревизор» — это не комедия.

2. Пьеса «Ревизор» — комедия.

■ Как можно было случайного проез­жего наделить титулами и чинами?

■ Смешны чиновники, унижающиеся перед Хлестаковым, дающие ему взятки, угодливые до глупости.

Вывод:
Да, это комедия, котораявысмеиваетничтожность государственных мужей, без­законие, творящееся в стране.
Для чинов­ников безразлична судьба людей, интере­сы которых они по должности должны за­щищать. Для этих людей государственное место не служба, а место наживы.
Перед нами, несомненно, комедия. Но это смех сквозь слезы.Драматург не ставил целью смешить публику,хотел заставить заду­маться, вызвать чувство стыда, подтолк­нуть к мысли о самосовершенствовании человека.
Новаторство Гоголя также и в том, что он повернул драматур­гию к социальной теме, к изображению существенных сторон русской действительности.

Средства сатирической типизации:

а) страх чиновников перед приездом ревизора,

б) комизм положения чиновников, угодничающих перед нищим и ничтожным Хлестаковым, которого они принимают за могущественного петербургского сановника.

(Смешны за­мечания городничего своему ближайшему окружению относительно их ведомств ввиду приезда ревизора. Например, он дает совет Землянике, чтобы тот распорядился надеть на больных чистые колпаки, чтобы они не походили на кузнецов).

а) Крылатые выражения («лег­кость мысли необыкновенная», «да», — сказали мы с Петром Иванычем» и проч.);

б) Алогизмы (отсутствие в речи действующих лиц достаточной логики в изложении ими своих мыслей между причиной и следствием. Например, судья в связи с приездом ревизора заявляет: «Это значит вот что: Россия… хочет вести войну, и министерия-то по­дослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены!» Связь между выявлением злоупотреблений чиновников захолустного уездно­го городка и внешней политикой России явно абсурдна; «больные выздоравливают, как мухи»);

в) Гипербола в сцене вранья (вранье городничего, расписываю­щего свое старание: «даже когда ложишься спать, все думаешь: господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно»; вранье Хлестакова: арбуз в семьсот рублей, суп в кастрюльке из Парижа, 35 тысяч одних курьеров и т. д.).

(падение Бобчинского, Городничий на­девает футляр вместо шляпы).

(Бобчинский и Добчинский).

а) Замеча­ния для господ актеров: «Особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть… потрясение на всех разом, вдруг»,

б) Авторские ремарки («в сторону», «в размышлении», «поднося бумажки», «принимая деньги»),

в) Реплики в сторону;

в) Немая сцена дана в виде описательного текста. Ее смысл: Божий суд, суд истории над чиновниками, авторский суд. Хотя Гоголь точно не определяет смысл сцены в тексте, очевидно, что ее идея связана с неотвратимостью возмездия и с верой автора в торжество справедливости.

: важно, оказывается, не то, как лечат больных, а то, что они ходят по-домашнему (в грязных тапочках) и курят крепкий табак;

городничий говорит об учителях, что они имеют «очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием» — один делает гримасы, другой стулья ломает;

(разговор в гостинице городничего с Хлестаковым, когда городничий в каждом слове своего собеседника ищет и находит другой, противоположный смысл (явление VIII, дей­ствие 2-е);

Специфика гоголевского комизма

Но что главным образом смешит в гоголевской комедии: смешной случай или смешные характеры?
Гоголевский комизм есть прежде всего и по преимуществу комизм смешных характеров, смешных типов
, а не смешных положений, которые являются в коме­дии не главными, а сопутствующими явлениями.

в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть фото в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть картинку в чем конфликт комедии ревизор. Картинка про в чем конфликт комедии ревизор. Фото в чем конфликт комедии ревизор

Сила коме­дии Гоголя в том и состоит, что она рисует персонажи отри­цательные, вызывающие у читателя горький смех. Гоголь сам понимал, что он смешит не положениями, не ситуациями, а вы­веденными им характерами.

В «Театральном разъезде» в ответ критикам, требовавшим, чтобы комедия давала только смешные случаи, он заявил: «Если вам нравятся такие коме­дии (т. е. комедии положений. — Ред.),

поезжайте только в театр: там всякий день вы увидите пьесу, где один спрятался под стол, а другой вытащил его оттуда за ногу».

Идейное содержание
комедии:
Эпиграф: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» характеризу­ет жанр комедии — социально-политическая комедия.

В статье «Петербургская сцена в 1835—1836 году» гениальный сатирик говорил, что при создании своей комедии он ставил перед собой цель «заметить» общие элементы нашего общества, движущий его пружины, изобразить на сцене «плевела», от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить никакой закон».

Написана она не для того, чтобы посмешить зрителей, а для того, чтобы обратить внимание общества на негативные стороны российского чиновничьего аппарата

в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть фото в чем конфликт комедии ревизор. Смотреть картинку в чем конфликт комедии ревизор. Картинка про в чем конфликт комедии ревизор. Фото в чем конфликт комедии ревизор

Этот смех обрел в «Ревизоре» трагический смысл. Реплика Городничего, адресованная зрительному залу: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь. » подчеркивает распространенность подобного типа в цар­ской России. Человеческие пороки, осмеянные в «Ре­визоре», проявляются в нынешнем проти­воречивом мире. Гоголь из XIX века кор­нями пророс в нашу действительность. В гоголевских персонажах мы обнаружи­ваем пороки нашего времени. К сожале­нию, человеческие пороки живучи.

Гоголь вывел на сцену плутов-чиновников и подверг их общественному осмеянию и суду. Автор избрал для борьбы со всем дурным, что было в царской России, высокий, благородный смех, потому что был глубоко убежден, что «смеха боится даже тот, кто ничего не боится». Поэтому Гоголь отличал серьёзный смех от легко­мысленного, безыдейного смеха. Смех Гоголя был высокоидей­ным, благородным, воспитывающим смехом: в нём заключа­лась тоска писателя по высокому нравственному идеалу.

Как известно, Гоголь не думал колебать государственные устои и правительственную систему.

Он
направлял свою са­тиру не на систему, а на отдельных лиц, не на государство и правительство, а на дурных исполнителей, не на должности, а на должностных лиц.
По мнению Гоголя,
дурны были только исполнители, государственные деятели, а не сама государствен­ная система
и её установления.

Но не таково оказалось объект. значение комедии. Современники Гоголя увидели в комедии сатиру на всю гос. систему царской России, и одни за это очень превозносили писателя, а другие чернили и порицали.

Дворянские и бюрократические круги всех рангов требо­вали запрещения комедии «Ревизор» и в самом деле добились исключения пьесы из репертуара театров. Бывший начальник Гоголя, В. И. Панаев, утверждал, что комедия Гоголя была самая безобразная карикатура на адми­нистрацию всей России.

Реакционная часть журнальной критики, открыто прислу­живавшая правительству, не отставала от общего негодования на писателя и старалась умалить глубокое общественное зна­чение комедии. Так, Сенковский, редактор журнала «Библио­тека для чтения», утверждал, что «Гоголь не производил ещё ничего забавнее и ничего грязнее последнего своего произве­дения» («Ревизор»).

Но совершенно по-другому отнеслась к комедии Гоголя передовая, демократическая общественность того времени. Белинский в журнале «Молва» иносказательно писал о коме­дии «Ревизор»: «Ошибаются те, которые думают, что эта коме­дия смешна и только. Да, она смешна только снаружи, но внутри — это горе-гореваньице, лыком подпоясано, мочалом испутано».

Да, драматург ждал взрыва отчаяния, душевного покаяния от горькой истины, которая разыгрывалась на сцене. Публика смеялась над собой. Гоголь заметил в од­ном из писем: «Очень трудно это искус­ство».

Когда-то Николай Васильевич мечтал: «Если только поможет Бог произвести всё, как желает душа моя, то, может быть, и я сослужу службу земле своей не меньшую той, какую ей служат все благородные и честные люди на других поприщах». Писатель был убежден, что понадобят­ся подвиги, адский труд, чтобы искоре­нить беззаконие, преодолеть пороки в об­ществе и человеке. Сам драматург много трудился для того, чтобы жизнь человеческая была свет­лее и чище.

Из завещания Н. В. Гоголя: «Завещаю не ставить надо мною никакого памятни­ка и помышлять о таком пустяке, хрис­тианина недостойном. Кому же из близ­ких моих я был действительно дорог, тот воздвигнет мне памятник иначе: воздвиг­нет он его в себе самом своей непоколе­бимой твердостью в жизненном деле, бодреньем и освеженьем внутри себя».

В.Г. Белинский о комедии «Ревизор»:

В «Ревизоре» нет сцен лучших, потому что нет худших, но все превосходны, как необходимые части, худ-но образующие собою единое целое, округленное внутренним содержанием, а не внешнею формою, и пото­му представл-е собою особный и замкнутый в самом себе мир.

Чтобы осмыслить пьесу «Ревизор» как коме­дию, необходимо ясно представлять себе, что такое комическое и каковы средства изображения комиче­ского.

Комическое — особая эстетическая категория.

Эсте­тические категории — это выработанные людьми опре­деленные понятия, с помощью которых мы оцениваем различные жизненные явления: одни явления назы­ваем прекрасными, другие — безобразными, третьи — возвышенными, четвертые — низки­ми, пятые — трагическими, шестые — комиче­скими.

Комическими называют такие жизненные явления, в которых содержится несоответствие обще­принятой норме, алогизм.

Постоянным источником комического в жизни является необоснованная претен­зия: «…истинная область комического — человек, чело­веческое общество, человеческая жизнь, потому что в человеке только развивается стремление быть не тем, чем он может быть, развиваются неуместные, безуспешные, нелепые претензии. Все, что выходит в человеке и в человеческой жизни неудачно, неумест­но, становится комическим, если не бывает страшным или пагубным». Наша реакция на комическое — смех.

Поэтическое искусство располагает множеством способов, средств, приемов отображения комического. Есть специальные жанры, содержание которых состав­ляет только комическое: комедия, водевиль, фарс, эпи­грамма, пародия и т. п. Однако комическое может входить составной частью в содержание и других жан­ров. Изображая комическое, писатели используют та­кой прием, как комизм положений, создают комиче­ские характеры, дают оценку поступкам героев, их поведению, отдельным ситуациям посредством смеха. Градации смеха различны: юмор, ирония, сарказм, гротеск.


способность распознавать в жизни и воспроизводить в искусстве комические черты, сто­роны и явления.
Юмор — особый вид комического, ко­торый
проявляется в частных недостатках жизненных явлений
, отдельных смешных чертах характера, внеш­него облика и поведения людей.

(рассказ Чехова «Лошадиная фамилия»)

— особый вид идейно-эстетической оцен­ки явлений действительности, для которого
характерна скрытая (замаскированная внешней серьезностью) на­смешка
. Ирония используетмя автором для тонкого осмеяния и осу­ждения чел. пороков. (басни Крылова «Квартет», «Ворона и лисица», рассказы Чехова «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»)

— особый вид эстетической оценки явлений действительности,
выраженный в форме гневной, язвительной насмешки,с откровенно обличительным, сатирическим смыслом
. Саркастическое отношение предполагает не только не­приятие, но и
осуждение человеческих или обще­ственных пороков, борьбу с ними.
(М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

— «один из видов типизации (преимуще­ственно сатирической), при котором
деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, резкому со­вмещению контрастов
. (М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», Н.В. Гоголь «Нос»)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *