в чем изобразительная специфика фотографии видения предмета запечатленного на фотографии
Вещь: свет и фактура
Во все времена художников интересовала магия света. На полотнах Рембрандта и Вермеера, Куинджи и Коровина мы видим, как светом выделяется главное, как свет подчёркивает объём и цвет вещей, а главное, создаёт особое настроение и атмосферу. В фотографии роль света ещё более значительна. Свет не только технологически, но и изобразительно рождает фотографию. Благодаря ему выявляется форма здания, человеческого тела, любой вещи и их взаимосвязь с пространством.
Рембрандт. Портрет Саскии. Фрагмент;
В. Д. Поленов. У постели больной. Фрагмент;
К. А. Коровин. Цветы и фрукты
От того, как направлен свет и какой он, зависит характер и даже смысл того, что запечатлено на снимке. Но во сто крат больше от света зависит образность, выразительность и красота изображённого. Свет придаёт ясность или загадочность, поэтичность или жёсткость. Свет — средство художественной выразительности, превращающее фотографию в искусство светописи.
Есть много общего в живописном и фотографическом натюрморте. Но операторское вйдение вещи, окружающих предметов через фотообъектив отличается от взора на них живописца. Фотоглаз по-особенному приближает нас к объекту: становится видимой пористость кожуры апельсина, фактура старого пня, каждая крупица или капелька.
Конечно, и кисть живописца передаёт красоту и необычность материалов, но в фотографии фактура вещи на крупном плане производит особо сильное впечатление. Преломление света в стекле, его отражение в воде или в складках ткани превращают в запоминающееся зрелище саму фактуру и материал вещи.
Излюбленным мотивом фотохудожников стала эффектная игра света на гранях стеклянной посуды, усиленная бликами воды.
При съёмке натюрморта решаются те же художественные задачи, что в рисунке и живописи: светотоновые, колористические, но прежде всего композиционные, и здесь важнейшую роль играет свет. Помимо выделения фактуры и формы, свет и тени композиционно организуют натюрморт, ставят акцент на главном, делают цельным и единым всё его пространство.
Свет в фотонатюрморте — средство композиционной акцентировки и спецэффекта. Он акцентирует внимание зрителя и при помощи светотоновых контрастов ведёт взгляд зрителя по снимку, в этих работах найдены интересные композиционные и цветосветовые решения.
А это пример композиционного несоответствия величины объекта и пространства, в которое он заключён.
На рисунках — варианты более удачных композиций, где есть воздух и глубина пространства.
Вначале фотография, как и кинематограф, была чёрно-белой. Чёрно-белая фотография подобна графике. Порой кажется, что чёрно-белое изображение беднее и менее выразительно, чем цветное, но это не так. Опыт искусства свидетельствует: живопись не отменяет графику. У чёрно-белого изображения свой язык, своя поэтика.
Цвет в живописи и цвет в фотографии различен по своей природе. Живописец — автор и создатель цветового строя своей картины, а фотограф в большинстве случаев — заложник цвета снимаемой им натуры. В живописи цвет — сочинённый, а в фотографии — копийный, повторяет природный цвет.
Иное дело свет. Он более творческий элемент фотографии, потому что в большей мере зависит от фотооператора. Поэтому чёрно-белое решение снимка может быть даже интереснее и выразительнее, чем цветное. Во всяком случае, это различные языки, на которых сегодня говорит фотография.
Обратите внимание, как меняется восприятие изображения в зависимости от его цветотонового или графического решения.
Задание
На примере работ, сделанных учащимися, видно, какой выразительности и образности можно достичь при помощи света и интересной композиции, снимая даже самые простые вещи.
В этих натюрмортах удалось выявить объём, показать изысканность формы и разнообразие фактур вещей. Композиционная сбалансированность цветотоновых пятен найдена при помощи художнического видения.
Автор достиг светокомпозиционного эффекта благодаря удачно выбранной точке съёмки и ракурсу, в работе чётко выявлен композиционный центр, сразу привлекающий наше внимание. Удачно найдена крупность плана.
Задание
Творческое
В работе должен проявиться творческий подход к выбору точки съёмки, ракурса, крупности плана, выявлению композиционного центра, постановке света.
Вещь: свет и фактура
Во все времена художников интересовала магия света. На полотнах Рембрандта и Вермеера, Куинджи и Коровина мы видим, как светом выделяется главное, как свет подчёркивает объём и цвет вещей, а главное, создаёт особое настроение и атмосферу. В фотографии роль света ещё более значительна. Свет не только технологически, но и изобразительно рождает фотографию. Благодаря ему выявляется форма здания, человеческого тела, любой вещи и их взаимосвязь с пространством.
Рембрандт. Портрет Саскии. Фрагмент;
В. Д. Поленов. У постели больной. Фрагмент;
К. А. Коровин. Цветы и фрукты
От того, как направлен свет и какой он, зависит характер и даже смысл того, что запечатлено на снимке. Но во сто крат больше от света зависит образность, выразительность и красота изображённого. Свет придаёт ясность или загадочность, поэтичность или жёсткость. Свет — средство художественной выразительности, превращающее фотографию в искусство светописи.
Есть много общего в живописном и фотографическом натюрморте. Но операторское вйдение вещи, окружающих предметов через фотообъектив отличается от взора на них живописца. Фотоглаз по-особенному приближает нас к объекту: становится видимой пористость кожуры апельсина, фактура старого пня, каждая крупица или капелька.
Конечно, и кисть живописца передаёт красоту и необычность материалов, но в фотографии фактура вещи на крупном плане производит особо сильное впечатление. Преломление света в стекле, его отражение в воде или в складках ткани превращают в запоминающееся зрелище саму фактуру и материал вещи.
Излюбленным мотивом фотохудожников стала эффектная игра света на гранях стеклянной посуды, усиленная бликами воды.
При съёмке натюрморта решаются те же художественные задачи, что в рисунке и живописи: светотоновые, колористические, но прежде всего композиционные, и здесь важнейшую роль играет свет. Помимо выделения фактуры и формы, свет и тени композиционно организуют натюрморт, ставят акцент на главном, делают цельным и единым всё его пространство.
Свет в фотонатюрморте — средство композиционной акцентировки и спецэффекта. Он акцентирует внимание зрителя и при помощи светотоновых контрастов ведёт взгляд зрителя по снимку, в этих работах найдены интересные композиционные и цветосветовые решения.
А это пример композиционного несоответствия величины объекта и пространства, в которое он заключён.
На рисунках — варианты более удачных композиций, где есть воздух и глубина пространства.
Вначале фотография, как и кинематограф, была чёрно-белой. Чёрно-белая фотография подобна графике. Порой кажется, что чёрно-белое изображение беднее и менее выразительно, чем цветное, но это не так. Опыт искусства свидетельствует: живопись не отменяет графику. У чёрно-белого изображения свой язык, своя поэтика.
Цвет в живописи и цвет в фотографии различен по своей природе. Живописец — автор и создатель цветового строя своей картины, а фотограф в большинстве случаев — заложник цвета снимаемой им натуры. В живописи цвет — сочинённый, а в фотографии — копийный, повторяет природный цвет.
Иное дело свет. Он более творческий элемент фотографии, потому что в большей мере зависит от фотооператора. Поэтому чёрно-белое решение снимка может быть даже интереснее и выразительнее, чем цветное. Во всяком случае, это различные языки, на которых сегодня говорит фотография.
Обратите внимание, как меняется восприятие изображения в зависимости от его цветотонового или графического решения.
Задание
На примере работ, сделанных учащимися, видно, какой выразительности и образности можно достичь при помощи света и интересной композиции, снимая даже самые простые вещи.
В этих натюрмортах удалось выявить объём, показать изысканность формы и разнообразие фактур вещей. Композиционная сбалансированность цветотоновых пятен найдена при помощи художнического видения.
Автор достиг светокомпозиционного эффекта благодаря удачно выбранной точке съёмки и ракурсу, в работе чётко выявлен композиционный центр, сразу привлекающий наше внимание. Удачно найдена крупность плана.
Задание
Творческое
В работе должен проявиться творческий подход к выбору точки съёмки, ракурса, крупности плана, выявлению композиционного центра, постановке света.
Фотография — новое изображение реальности
Главное в фотографии — не съёмка позирующих перед камерой, а умение выхватить своим взглядом мгновение жизни и запечатлеть его, будь то последние лучи заходящего солнца или чья-то неожиданно промелькнувшая улыбка. Непревзойдённость фотографии в её «фактографии» — стремительной фиксации события или состояния, в их единственности и неповторимости как факта истории или личной жизни человека.
Перед нами фотографии Л. Н. Толстого (слева), Н. В. Гоголя, художников-передвижников, Д. И. Менделеева, А. Дюма. Благодаря фотографиям мы можем представить себе, как они выглядели на самом деле. Каким бы замечательным художником ни был портретист, но чисто внешнее сходство — удел фототехники. Недаром документ сопровождают фотографией, а не рисунком.
Вот на снимках — Знамя победы над рейхстагом, Москва в ворохе листовок встречает первых полярников, Юрий Гагарин в космическом полёте, а вот может быть портрет твоего папы, ещё маленького и такого смешного. Ничто не заменит их неподдельной правды! Так в простой фотографии навсегда сохраняется остановленное время.
Однако фотография не сразу осознала свою изобразительную особенность и самостоятельность. Изучая историю фотографии, мы видим её шаги от подражания живописи к поиску своего выразительного языка и нахождению своей образной специфики. Насладившись эффектом правдоподобия и схожести снимка с натурой, превосходящей любую картину, фотографы, пусть на ощупь, продвигались по пути становления фотографии как искусства.
Первые фотографии носили имя своего изобретателя — французского художника Л.-Ж. Дагера и назывались дагеротипами. Фотоизображение появилось благодаря свету. Попадая на элементы серебра, которые поначалу наносились на стеклянные пластины, затем на эмульсионные слои фотоплёнки, свет рождал изображение. Сейчас его фиксатором и реагентом стала цифровая электронная технология. Фотоснимок, процесс его съёмки и обработки прошли долгий путь технического и художественного преображения, прежде чем стать такими, какими мы их видим сейчас.
(Перед вами различная фототехника и аппаратура прошлых времён)
Фотоаппарат — средство, подобное карандашу или кисти. Никакая фотография не может быть сделана без участия человека. И чем больше его участие в процессе съёмки носит творческий характер, тем ближе фотография к искусству.
Фотография, как и картина, — изображение художником (субъектом) окружающей действительности (объекта). Изображённое живописцем носит более субъективный характер, а запечатлённое фотографом носит более объективный характер.
Глаз художника смотрит в глубь человека, старается рассмотреть портрет его души, увидеть сквозь внешнее внутреннее, изобразить итог, «сумму» человека, его жизни.
Фотоаппарат выхватывает из потока жизни единственное мгновение и бесстрастно фиксирует видимое, внешнее. Другое дело, что через внешнее также может проступить суть человека, его характер, иногда даже тщательно скрываемый.
Фотография создаёт картину видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Но от этого она не становится реальностью.
Например, фотография, запечатлевшая здание или городскую среду, остаётся двухмерным снимком на фотобумаге или изображением на плоском экране компьютера, какую бы иллюзию ему ни придавал формат 3D. Фотографическое изображение — это лишь новая художественно-визуальная условность.
Рождение фотографии заставило художников по-новому взглянуть на суть живописного искусства. Оказалось, что внешняя похожесть изображения на натуру не является единственной, а тем более главнейшей задачей живописца. Художнику не стоит соревноваться с фотографом. Зато у художника есть возможность сочинять. В своей картине он может изобразить не только видимое, но и воображаемое, несуществующее, будущее или прошлое. В фотографии же он ограничен отображением лишь видимого и существующего.
Мир и человек на снимке внешне более похожи на реальность, чем на картине. Сравните картины М. А. Врубеля и эти фотоснимки и вы убедитесь, что фотография — всегда лишь отражение конкретного. Потому что она по своей природе документальна.
Фотография расширяет изобразительную палитру художника, придаёт его вйдению новые оттенки. Однако изменения технологии создания фотоизображения не затрагивают природы художественного творчества и композиционных законов, по которым строится любое изображение. Художественный процесс в фотографии и изобразительном искусстве един.
Задания
Работа (здесь и в дальнейших заданиях) выполняется в предложенной учителем форме: в форме реферата или устного сообщения, с привлечением специально подобранного иллюстративного материала (из книг, журналов или Интернета, раскрывающего понимание темы), с последующей презентацией и коллективным обсуждением.
Сегодня практически у всех есть фотокамеры (или мобильные телефоны с их функциями), и вы не первый день ими пользуетесь. Поэтому предлагаем вам не техническое руководство по пользованию аппаратурой, а попытку осмысления вашей съёмки и её результатов, изучение условий художественного творчества в фотографии.
Используйте для начала ваши умения и навыки при съёмке дома. Посмотрите, не допустили ли вы композиционных или иных огрехов, подобных этим:
Можно встать перед любым объектом и, не долго думая, просто «щёлкнуть» его. Скорее всего, в этом случае выглядеть на фото объект будет неинтересно (фронтально, на общем плане), и ещё хорошо, если уместится в кадре и не сольётся с фоном.
Фотография — документально-изобразительное сообщение о снимаемом объекте. Рассказать об этом объекте в фотографии можно по-разному, в зависимости от того, что вы хотите сообщить зрителю, какое представление об объекте он должен получить. В основе удачного снимка всегда лежит интерес и неравнодушие самого автора к тому, что он снимает.
Стремление к передаче своего видения натуры помогает создать на фотографии наиболее точный и выразительный образ.
Задание
Творческое
Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»
Демонстрация опыта работы со съёмочной аппаратурой при фотосъёмке неслож ного объекта (по собственному выбору): последующий анализ образной выразитель ности и композиции фотографии.
Фотография — новое изображение реальности
Главное в фотографии — не съёмка позирующих перед камерой, а умение выхватить своим взглядом мгновение жизни и запечатлеть его, будь то последние лучи заходящего солнца или чья-то неожиданно промелькнувшая улыбка. Непревзойдённость фотографии в её «фактографии» — стремительной фиксации события или состояния, в их единственности и неповторимости как факта истории или личной жизни человека.
Перед нами фотографии Л. Н. Толстого (слева), Н. В. Гоголя, художников-передвижников, Д. И. Менделеева, А. Дюма. Благодаря фотографиям мы можем представить себе, как они выглядели на самом деле. Каким бы замечательным художником ни был портретист, но чисто внешнее сходство — удел фототехники. Недаром документ сопровождают фотографией, а не рисунком.
Вот на снимках — Знамя победы над рейхстагом, Москва в ворохе листовок встречает первых полярников, Юрий Гагарин в космическом полёте, а вот может быть портрет твоего папы, ещё маленького и такого смешного. Ничто не заменит их неподдельной правды! Так в простой фотографии навсегда сохраняется остановленное время.
Однако фотография не сразу осознала свою изобразительную особенность и самостоятельность. Изучая историю фотографии, мы видим её шаги от подражания живописи к поиску своего выразительного языка и нахождению своей образной специфики. Насладившись эффектом правдоподобия и схожести снимка с натурой, превосходящей любую картину, фотографы, пусть на ощупь, продвигались по пути становления фотографии как искусства.
Первые фотографии носили имя своего изобретателя — французского художника Л.-Ж. Дагера и назывались дагеротипами. Фотоизображение появилось благодаря свету. Попадая на элементы серебра, которые поначалу наносились на стеклянные пластины, затем на эмульсионные слои фотоплёнки, свет рождал изображение. Сейчас его фиксатором и реагентом стала цифровая электронная технология. Фотоснимок, процесс его съёмки и обработки прошли долгий путь технического и художественного преображения, прежде чем стать такими, какими мы их видим сейчас.
(Перед вами различная фототехника и аппаратура прошлых времён)
Фотоаппарат — средство, подобное карандашу или кисти. Никакая фотография не может быть сделана без участия человека. И чем больше его участие в процессе съёмки носит творческий характер, тем ближе фотография к искусству.
Фотография, как и картина, — изображение художником (субъектом) окружающей действительности (объекта). Изображённое живописцем носит более субъективный характер, а запечатлённое фотографом носит более объективный характер.
Глаз художника смотрит в глубь человека, старается рассмотреть портрет его души, увидеть сквозь внешнее внутреннее, изобразить итог, «сумму» человека, его жизни.
Фотоаппарат выхватывает из потока жизни единственное мгновение и бесстрастно фиксирует видимое, внешнее. Другое дело, что через внешнее также может проступить суть человека, его характер, иногда даже тщательно скрываемый.
Фотография создаёт картину видимого мира в изображениях, дублирующих реальность. Но от этого она не становится реальностью.
Например, фотография, запечатлевшая здание или городскую среду, остаётся двухмерным снимком на фотобумаге или изображением на плоском экране компьютера, какую бы иллюзию ему ни придавал формат 3D. Фотографическое изображение — это лишь новая художественно-визуальная условность.
Рождение фотографии заставило художников по-новому взглянуть на суть живописного искусства. Оказалось, что внешняя похожесть изображения на натуру не является единственной, а тем более главнейшей задачей живописца. Художнику не стоит соревноваться с фотографом. Зато у художника есть возможность сочинять. В своей картине он может изобразить не только видимое, но и воображаемое, несуществующее, будущее или прошлое. В фотографии же он ограничен отображением лишь видимого и существующего.
Мир и человек на снимке внешне более похожи на реальность, чем на картине. Сравните картины М. А. Врубеля и эти фотоснимки и вы убедитесь, что фотография — всегда лишь отражение конкретного. Потому что она по своей природе документальна.
Фотография расширяет изобразительную палитру художника, придаёт его вйдению новые оттенки. Однако изменения технологии создания фотоизображения не затрагивают природы художественного творчества и композиционных законов, по которым строится любое изображение. Художественный процесс в фотографии и изобразительном искусстве един.
Задания
Работа (здесь и в дальнейших заданиях) выполняется в предложенной учителем форме: в форме реферата или устного сообщения, с привлечением специально подобранного иллюстративного материала (из книг, журналов или Интернета, раскрывающего понимание темы), с последующей презентацией и коллективным обсуждением.
Сегодня практически у всех есть фотокамеры (или мобильные телефоны с их функциями), и вы не первый день ими пользуетесь. Поэтому предлагаем вам не техническое руководство по пользованию аппаратурой, а попытку осмысления вашей съёмки и её результатов, изучение условий художественного творчества в фотографии.
Используйте для начала ваши умения и навыки при съёмке дома. Посмотрите, не допустили ли вы композиционных или иных огрехов, подобных этим:
Можно встать перед любым объектом и, не долго думая, просто «щёлкнуть» его. Скорее всего, в этом случае выглядеть на фото объект будет неинтересно (фронтально, на общем плане), и ещё хорошо, если уместится в кадре и не сольётся с фоном.
Фотография — документально-изобразительное сообщение о снимаемом объекте. Рассказать об этом объекте в фотографии можно по-разному, в зависимости от того, что вы хотите сообщить зрителю, какое представление об объекте он должен получить. В основе удачного снимка всегда лежит интерес и неравнодушие самого автора к тому, что он снимает.
Стремление к передаче своего видения натуры помогает создать на фотографии наиболее точный и выразительный образ.
Задание
Творческое
Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»
Демонстрация опыта работы со съёмочной аппаратурой при фотосъёмке неслож ного объекта (по собственному выбору): последующий анализ образной выразитель ности и композиции фотографии.
Почему фотография является предтечей кинематографа и как она повлияла на судьбы изобразительного искусства в 20 веке
Подробный ответ на вопрос здесь:
Фотография – новое изображение реальности. Фотографию делает аппарат, но только художественный дар человека может превратить ее в искусство.
Каким бы замечательным художником ни был портретист, но чисто внешнее сходство — удел фототехники. Недаром документ сопровождают фотографией, а не рисунком.
Главное в фотографии — не съёмка позирующих перед камерой, а умение выхватить своим взглядом мгновение жизни и запечатлеть его, будь то последние лучи заходящего солнца или чья-то неожиданно промелькнувшая улыбка.
Непревзойдённость фотографии в её фактографии» — стремительной фиксации события или состояния, в их единственности и неповторимости как факта истории или личной жизни человека.
Однако фотография не сразу осознала свою изобразительную особенность и самостоятельность. Изучая историю фотографии, мы видим её шаги от подражания живописи к поиску своего выразительного языка и нахождению своей образной специфики.
Фотоаппарат — средство, подобное карандашу или кисти. Никакая фотография не может быть сделана без участия человека. И чем больше его участие в процессе съёмки носит творческий характер, тем ближе фотография к искусству.
Фотография, как и картина, — изображение художником (субъектом) окружающей действительности (объекта). Изображённое живописцем носит более субъективный характер, а запёчатлённое фотографом носит более объективный характер.
Глаз художника смотрит в глубь человека, старается рассмотреть портрет его души, увидеть сквозь внешнее внутреннее, изобразить итог, «сумму» человека, его жизни. Фотоаппарат выхватывает из потока жизни единственное мгновение и бесстрашно фиксирует видимое, внешнее. Через внешнее также может проступить суть человека, его характер, иногда даже тщательно скрываемый.
В фотографии же он ограничен отображением лишь видимого и существующего. У художника есть возможность сочинять. В своей картине он может изобразить не только видимое, но и воображаемое, несуществующее, будущее или прошлое.