в чем измеряется сверхзвуковая скорость
Скорость звука и число М
Для начала давайте выясним, сверхзвук — это сколько км/ч? Какова должна быть скорость, чтобы считаться сверхзвуковой? Проблема в том, что простого и однозначного ответа на этот вопрос… Просто нет.
Есть правильный ответ — больше 1 М. Или Число Маха равное единице, это скорость звука, а выше единицы, это уже сверхзвук.
Совсем не привычное нам число, выраженное в километрах в час. Если упростить, то объяснить можно так: скорость звука зависит о свойств среды в которой он распространяется, чем плотнее среда, тем быстрее распространяются колебания (звук это ведь волна). Таким образом на разной высоте скорость звука разная. Чем выше, тем меньше плотность воздуха и тем ниже будет местная скорость звука.
Что такое скорость звука
Скорость звука в километрах в час не выражается, просто потому, что в таком случае она всегда будет разной.
Зависимость скорости звука от высоты полета
Например, скорость звука у земли (на высоте 0 км) составит 340 метров в секунду (м/с), это 1224 км/ч. И тут важно сказать что такое значение будет: при температуре +15 и давлении 750 мм. рт. ст. и относительной влажности 0%. То есть, при «стандартных» условиях.
А вот на высоте 10 000 метров, на которой летают современные пассажирские лайнеры, это уже около 299 м/с (это 1076 км/ч), то есть разница довольно значительная — 12%.
Также от высоты полета и других параметров атмосферы зависит и скорость звука, и сопротивление воздуха и, соответственно, скорость самолета, которую он может развить.
Скорость звука на высоте 11 километров и выше почти не будет меняться, эта часть атмосферы называется «тропопауза».
То же самое в виде таблицы
Зависимость скорости звука от высоты*
Высота, м | Скорость звука, м/с | Скорость звука, км/ч |
-1000 | 344,1 | 1 238,8 |
0 | 340,3 | 1 225,1 |
1000 | 336,4 | 1 211,0 |
2000 | 332,5 | 1 197,0 |
3000 | 328,6 | 1 183,0 |
4000 | 324,6 | 1 168,6 |
5000 | 320,6 | 1 154,2 |
6000 | 316,5 | 1 139,4 |
7000 | 312,3 | 1 124,3 |
8000 | 308,1 | 1 109,2 |
9000 | 303,9 | 1 094,0 |
10000 | 299,6 | 1 078,6 |
11000 | 295,2 | 1 062,7 |
12000 | 295,1 | 1 062,4 |
13000 | 295,1 | 1 062,4 |
14000 | 295,1 | 1 062,4 |
*Минутка занудства. Нужно напомнить, что на самом деле скорости звука от высоты зависит условно, это упрощение. Скорость звука зависит от плотности атмосферы, а плотность воздуха, в свою очередь, зависит от температуры, влажности и давления, которые меняются с высотой.
Зачем нужно число Маха
Так вот, число Маха в авиации представляет собой отношение скорости летательного аппарата к скорости звука на той высоте на которой он сейчас летит. Так удобнее, ведь на разной высоте скорость звука будет разной и чтобы понимать достигает ли самолет скорости звука, его скорость измеряют в числах М.
Один мах, это просто — 1 мах, а не «км/ч». Нельзя просто ответить на вопрос «сколько 1 мах в километрах в час», нужно всегда уточнять, о какой высоте идет речь.
Если еще проще, число М показывает сколько скоростей звука в скорости самолета сейчас на конкретной высоте (при определенных условиях среды). Если число Маха больше единицы, очевидно, мы имеем дело со сверхзвуковой скоростью. Поэтому чаще всего вы будете встречать пояснение для какой высоты указано конкретное число Маха.
Например, для Боинга 777 крейсерской скоростью считается 0,84 М (это дозвуковой летательный аппарат). То есть на высоте 10 000 метров при стандартных условиях, принимая скорость звука за 1076 км/ч умножаем ее на 0,84 и получаем — 904 км/ч. По документации крейсерская скорость Boeing 777 составляет как раз 905 км/ч.
Что касается сверхзвуковых летательных аппаратов, то, по определению, их скорости должны быть больше скорости звука, то есть больше 1 М. Например у Су-27 это 2,35 М, что примерно 2 528 км/ч на высоте 10 км (скорость звука 295 м/с, а это 1062 км/ч).
Число М некоторых сверхзвуковых самолетов:
А вот гиперзвуковые летательные аппараты:
SR-71 — самый быстрый серийный самолет
Еще одно замечание, число Маха в авиации, это качественная величина, а не количественная. То есть это не скорость в чистом виде, а критерий который показывает насколько скорость объекта выше скорости звука. Зачем? Затем, что дозвуковые, трансзвуковые, сверхзвуковые или гиперзвуковые скорости очень сильно отличаются по сути.
Пилоту (и инженеру тоже) важно знать какой у него сейчас режим обтекания самолета (дозвуковой, трансзвуковой или сверхзвуковой). Например, во многих указателях скорости есть отдельный циферблат, показывающий значение числа Маха в дополнению к приборной скорости.
На картинке в начале этого повествования изображен трансзвуковой режим. Это значит, что сам самолет еще не превысил скорость звука, а на некоторых его участках (на фото это очень хорошо видно по белым «клиньям») скорость обтекания уже достигла скорости звука.
Поэтому и образовались скачки уплотнения которые хорошо видны благодаря образованию конденсата позади них. Вот почему, число Маха так важно.
СВЕРХЗВУКОВАЯ СКОРОСТЬ
Смотреть что такое «СВЕРХЗВУКОВАЯ СКОРОСТЬ» в других словарях:
СВЕРХЗВУКОВАЯ СКОРОСТЬ — скорость движения среды или тела в среде, превышающая скорость звука в данной среде. Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Главный редактор А. М. Прохоров. 1983 … Физическая энциклопедия
Сверхзвуковая скорость — 1) скорость V газа, превышающая местную скорость звука a: V > a (M > 1, M Маха число). 2) С. с. полёта скорость летательного аппарата, превышающая скорость звука в невозмущенном потоке (часто за полёт со С. с. понимают полёт со скоростью,… … Энциклопедия техники
Сверхзвуковая скорость — скорость перемещения тела (газового потока), превышающая скорость распространения звука в идентичных условиях. Характеризуется значениями Маха числа (М); имеет значения М от 1 до 5. Скорость, превышающая скорость звука более чем в 5 раз… … Морской словарь
СВЕРХЗВУКОВАЯ СКОРОСТЬ — скорость перемещения тела (газового потока), превышающая скорость распространения звука в идентичных условиях (скорость звука в воздухе при 0°С равна 331 м/с). Характеризуется числом Маха М (), имеющим значения от 1 до 5. Скорость, превышающая М… … Большая политехническая энциклопедия
сверхзвуковая скорость — viršgarsinis greitis statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Skraidymo aparato greitis, viršijantis garso greitį terpėje arba aplinkoje, kurioje jis juda. atitikmenys: angl. hypersonic velocity; supersonic velocity vok.… … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas
сверхзвуковая скорость — viršgarsinis greitis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. hypersonic velocity; supersonic velocity vok. Überschallgeschwindigkeit, f; Ultraschallgeschwindigkeit, f rus. сверхзвуковая скорость, f pranc. vitesse hypersonique, f … Fizikos terminų žodynas
сверхзвуковая скорость — viršgarsinis greitis statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Greitis, viršijantis garso greitį. atitikmenys: angl. supersonic speed; velocity rus. сверхзвуковая скорость … Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas
сверхзвуковая скорость — viršgarsinis greitis statusas T sritis Energetika apibrėžtis Orlaivio skridimo greitis, viršijantis garso greitį tam tikrame aukštyje. Jį atitinka Macho skaičius M>1. atitikmenys: angl. supersonic speed vok. überkritische Geschwindigkeit, f… … Aiškinamasis šiluminės ir branduolinės technikos terminų žodynas
Сверхзвуковая скорость — скорость движения, превышающая скорость звука в данной среде … Большая советская энциклопедия
Сверхзвуковая скорость
Сверхзвукова́я ско́рость — скорость частиц вещества выше скорости звука или распространения волны сжатия (ударной волны), для данного вещества, или скорость тела движущегося в веществе с более высокой скоростью, чем скорость звука для данной среды.
Содержание
Теория
При движении в среде со сверхзвуковой скоростью тело обязательно создаёт за собой звуковую волну. При равномерном прямолинейном движении фронт звуковой волны имеет конусообразную форму, с вершиной в движущемся теле. Излучение звуковой волны обуславливает дополнительную потерю энергии движущимся телом (помимо потери энергии вследствие трения и прочих сил).
Аналогичные эффекты испускания волн движущимися телами характерны для всех физических явлений волновой природы, например: черенковское излучение, волна, создаваемая судами на поверхности воды.
Классификация скоростей в атмосфере
При обычных условиях в атмосфере скорость звука составляет примерно 331 м/сек. Более высокие скорости иногда выражаются в числах Маха и соответствуют сверхзвуковым скоростям, при этом гиперзвуковая скорость является частью этого диапазона. НАСА определяет «быстрый» гиперзвук в диапазоне скоростей 10-25 М, где верхний предел соответствует первой космической скорости. Скорости выше считаются не гиперзвуковыми скоростями, а «скоростями невозврата» космических аппаратов на Землю.
Сравнение режимов
Режим | Числа Маха | км/ч | м/с | Общие характеристики аппарата | |
---|---|---|---|---|---|
Дозвук | Трансзвук [en] | 0,8—1,2 | 980—1470 | 270—400 | Воздухозаборники и слегка стреловидные крылья, сжимаемость воздуха становится заметной. |
Сверхзвук | 1,0—5,0 | 1230—6150 | 340—1710 | Более острые края плоскостей, хвостовое оперение цельноповоротное. | |
Гиперзвук | 5,0—10,0 | 6150—12300 | 1710—3415 | Охлаждаемый никелево-титановый корпус, небольшие крылья. Пример: «Кинжал». | |
Быстрый гиперзвук [en] | 10,0—25,0 | 12300—30740 | 3415—8465 | Кремниевые плитки для теплозащиты, несущий корпус аппарата вместо крыльев. | |
«Возвращение в плотные слои атмосферы» | >25,0 | >30740 | >8465 | Аблятивный тепловой экран, нет крыльев, форма капсул. |
Сверхзвуковые объекты
Космические аппараты и их носители, а также большинство современных истребителей разгоняются до сверхзвуковых скоростей. Также было разработано несколько пассажирских сверхзвуковых самолётов — Ту-144, Конкорд.
Ведутся работы над сверхзвуковым реактивным самолётом с тремя двигателями Lockheed Martin N+2 [1] и Aerion AS2 [en] .
Максимальная скорость самых известных мировых самолетов
Теория
В аэродинамике часто скорость характеризуют числом Маха, которое определяется следующим образом: M=\frac <\rho>>, где \gamma — показатель адиабаты среды (для идеального n-атомного газа, молекула которого обладает i степенями свободы он равен \frac). Здесь i = n_p + n_r + 2n_c — полное число степеней свободы молекулы. При этом, количество поступательных степеней свободы n_p = 3. Для линейной молекулы количество вращательных степеней свободы n_r = 2, количество колебательных степеней свободы (если есть) n_c = 3n — 5. Для всех других молекул n_r = 3, n_c = 3n — 6. При движении в среде со сверхзвуковой скоростью тело обязательно создаёт за собой звуковую волну. При равномерном прямолинейном движении фронт звуковой волны имеет конусообразную форму, с вершиной в движущемся теле. Излучение звуковой волны обуславливает дополнительную потерю энергии движущимся телом (помимо потери энергии вследствие трения и прочих сил). Аналогичные эффекты испускания волн движущимися телами характерны для всех физических явлений волновой природы, например: черенковское излучение, волна, создаваемая судами на поверхности воды.
F15 Eagle
Данный всепогодный истребитель-перехватчик четвертого поколения был разработан и сконструирован в конце 60-х годов благодаря многогодовому труду компании McDounel Douglas. Во время выполнения военный действий, связанных с воздушными полетами, его главным предназначением были захват и удержание собственного преимущества над противником. Массовое производство началось в 1976 году, ВВС США успешно приняли летательный аппарат на вооружение.
Конструкция самолета содержит в себе сплавы титана, алюминия, высокопрочной стали и композитных материалов. Благодаря своей серьезной скорости в 3065 км/ч он пользуется немалым успехом, и на данный момент самолет рассчитывают сохранять на вооружении ВВС США еще довольно долго, по крайней мере, до 2025 года. Так же самолет активно используется в Турции, Японии, Израиле и Саудовской Аравии.
Классификация скоростей в атмосфере
При обычных условиях в атмосфере скорость звука составляет примерно 331 /сек. Более высокие скорости иногда выражаются в числах Маха и соответствуют сверхзвуковым скоростям, при этом гиперзвуковая скорость является частью этого диапазона. НАСА определяет «быстрый» гиперзвук в диапазоне скоростей 10-25 М
, где верхний предел соответствует первой космической скорости. Скорости выше считаются не гиперзвуковой скоростью, а «
скоростью невозврата
» космических аппаратов на Землю.
Сравнение режимов
Режим | Числа Маха | / | / | Общие характеристики аппарата |
Дозвук | 25.0 | >30740 | >8465 | Аблятивный тепловой экран, нет крыльев, форма капсул. |
Гражданская авиация
Самый большой самолет в мире
В гражданской авиации также имеются авиалайнеры, преодолевшие звуковой барьер. Но пассажиры, находящиеся на борту скоростного самолета, при перелете не испытывают никаких неудобств.
Сверхзвуковой российский пассажирский лайнер Ту-144
Позицию Эйрбуса мог бы занять лайнер Ту-444, который по проекту должен был развить скорость в 2125 км\ч (1,7 Мах), но возникли проблемы с техническими инновациями, на которые не нашлось необходимых инвестиций.
На смену Конкорду могут прийти американские самолеты QSST, предполагаемая скорость которых будет равна 2200 км\час (1,8 Мах). Пассажирским самолетом будущего называют лайнер ZEHST, который сможет достигать скорости в 5000 км\час (4,1 Мах). Разработчики стараются создать в салоне все условия для будущих пассажиров, чтобы они не могли ощутить ни сверхвысокой скорости, ни полета на высоте в 32 км.
ZEHST – будущее гражданской авиации
Отрывок, характеризующий Сверхзвуковая скорость
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли. – Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери. – Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают! Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях. Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину. – Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна. Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому. – Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Полностью углеродно-нейтральный?
Если возникнут экологические вопросы при возвращении этого типа самолетов, Boom Supersonic не преминул защитить себя. Компания рассказывает о безопасном и устойчивом сверхзвуковом полете за счет использования ключевых технологий. В частности, речь идет об интеграции композитов из углеродного волокна в процесс изготовления устройства.
Другим примером является использование компьютерных систем, направленных на улучшение аэродинамики и энергоэффективности. Boom Supersonic даже заходит так далеко, что говорит о полностью углеродно-нейтральном устройстве. Это стало бы возможным благодаря партнерству с Prometheus, начинающей компанией, работающей в области биотоплива.
Наконец, несомненно, что будущее XB-1 будет в значительной степени зависеть от цены билета. Действительно, некоторые не забыли, как дорого обходится поездка в Конкорде! Напомним, что в то время нужно было потратить минимум 10 000 долларов на поездку туда и обратно!
Экологические проблемы
В то время как требования к шуму являются одним из компонентов, которые Boom и другие производители сверхзвуковых самолетов должны соблюдать экологический след сверхзвукового полета является еще одной важной проблемой. ICCT определены ожидаемые уровни выбросов для сверхзвукового транспорта по сравнению с дозвуковыми полетами. Это поднимает вопросы о сверхзвуковых самолетах и одобрении регулирующих органов.
Сборка концептуального самолета XB-1: полеты запланированы на 2020 — 2021 годы (Boom).
XB-1 — это испытательный стенд для идей, которые в конечном итоге приведут к созданию полномасштабного авиалайнера, который Boom называет Overture. Он удивительно похож на Concorde во внешнем виде, но обладает преимуществами современных систем проектирования, технологий и двигателей. Boom Supersonic планирует выпустить свой демонстратор технологий XB-1 в конце этого года.
Концептуальный самолет XB-1 совершит испытательные полеты в Мохаве (Boom)
Lockheed анонсировал проект самолета, способного лететь со скоростью 6 Маха
Крупнейший военный авиакосмический концерн США Lockheed анонсировал проект военного самолета, способного лететь со скоростью 6 маха. Главный исполнительный директор компании Lockheed Martin, Мэрилин Хьюсон во вторник, 15 марта, сообщила, что компания сделала прорыв в сфере сверхзвуковых самолетов, которые могут достигать скорости в 6 маха, спроектировав самолеты известные как Hypersonic Test Vehicle 3X или HTV-3X.
Растущие исследования в области сверхзвуковых полетов являются частью проекта DARPA Falcon Project, попытки создать сверхзвуковые летательные аппараты, способные выполнить авиаудары в любой точке планеты в течение одного часа. Проект преследует цель военных создать систему Prompt Global Strike (PGS) – быстрого глобального удара.
В своем выступлении перед СМИ на дне корпорации Lockheed Martin, Хьюсон упомянула сразу несколько сверхзвуковых разработок.
«Lockheed Martin обладает большими средствами в сфере производства и разработок сверхбыстрых военно-воздушных объектов, таких как сверхзвуковой тестовый летательный аппарат DARPA».
«Мы сделали прорыв – HTV-3x. И сейчас мы работаем над разработкой управляемого, аэродинамичного летательного аппарата с низким сопротивлением воздуха, способного стабильно взлетать и входить в дозвуковую, около и сверхзвуковую стадию полета».
«И самое важное, мы доказываем, что сверхзвуковые самолеты могут быть получены по доступной цене. По нашим оценкам, разработка, постройка и демонстративные полеты аппарата размером с F-22 будут стоить менее 1 миллиарда долларов».
«Другая разработка в рамках программы DARPA, HTV-2, показала надежный и стабильный полет на скорости выше 20 Маха».
В рамках проектов HTV-2 и HTV-3X будут предложены беспилотные сверхзвуковые самолеты, способные выполнять авиаудары на дальние дистанции.
HTV-2 является частью двух тестовых запусков, а программа HTV-3X была отложена из-за нехватки бюджета в 2008 году.
HTV-2 представляет собой экспериментальный самолет, который способен достигать скорости 20 Маха, или около 13 000 миль в час, после запуска с управляемой ракеты. Два тестовых запуска HTV-2 были осуществлены в 2010 и в 2011 годах. После второго запуска с ракеты Минотавр в 2011 году, HTV-2 успешно достиг скорости 17 и 22 Маха. Затем самолет был затоплен в Тихом океане в целях безопасности.
Этот самолет с легкостью достигает 2,35 Маха. Су-27 – настоящая инженерная жемчужина бывшего СССР. Данная машина имеет два двигателя и дистанционное управление, которое впервые использовалось для боевых советских самолетов. Этот аппарат создавался с целью завоевывать превосходство в воздушной атмосфере. Самолет имеет 30-мм пушку, 10 точек подвески, предназначенных для воздушных ракет. Они могут поражать противника на коротких и средних дистанциях. Су-27 впервые взвился в небо более 35-ти лет назад, однако самолет и в настоящее время находится в боевом строю.