в чем измеряется пассажирооборот
8.1. Пассажирооборот
Пассажирооборот рассчитывается суммированием произведений числа пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки в километрах
Пассажирооборот транспорта общего пользования определяется как сумма пассажирооборота следующих видов транспорта железнодорожного, автобусного, легкового такси, троллейбусного, трамвайного, метрополитена, внутреннего водного, морского и воздушного
для сопоставлений показатель может быть выражен в % отдельного вида транспорта в общем объеме пассажирооборота
Субъект официального статистического учета
Росстат (п. 1.24.2 ФПСР), Росавиация (п. 33.2 ФПСР), Росморречфлот (п. 35.15 ФПСР)
Статистический инструментарий формирования данных
формы федерального статистического наблюдения в части п. 1.24.2 ФПСР:
N 2-РЖД (жел) «Сведения о перевозочной деятельности на железнодорожном транспорте общего пользования»,
N 1-автотранс «Сведения о работе автобусов по маршрутам регулярных перевозок»,
N 65-автотранс «Сведения о деятельности пассажирского автомобильного транспорта»,
N 65-ЭТР «Сведения о городском электрическом транспорте»,
N 1-море «Сведения о перевозках грузов и пассажиров морским транспортом»,
N 1-река «Сведения о перевозках грузов и пассажиров внутренним водным транспортом»;
N 12-ГА «Сведения о перевозках пассажиров и грузов»,
N 1-ТР (мор) «Сведения о перевозочной деятельности на морском транспорте»,
N 1-ТР (вод) «Сведения о перевозочной деятельности на морском транспорте»
Периодичность формирования информации
Уровень агрегирования статистической информации
по видам транспорта
Связь с международными целевыми показателями
H.1. Доля пассажирооборота по отдельному виду транспорта в
общем объеме пасажирооборота
H.2. Пассажирооборот на душу населения
Открытые данные и статистическая информация, размещенная в открытом доступе
Количество пассажиров, перевезенных на морском транспорте
Субъект официального статистического учета
Статистический инструментарий формирования данных
форма федерального статистического наблюдения N 1-ТР (мор) «Сведения о перевозочной деятельности на морском транспорте»
Открытые данные и статистическая информация, размещенная в открытом доступе
Количество пассажиров, перевезенных на внутреннем водном транспорте
Субъект официального статистического учета
Статистический инструментарий формирования данных
форма федерального статистического наблюдения N 1-ТР (вод) «Сведения о перевозочной деятельности на морском транспорте»
Открытые данные и статистическая информация, размещенная в открытом доступе
Пассажирооборот
Ученые марксистской школы относят транспорт к сфере производства, тогда как большинство зарубежных исследователей и некоторые отечественные школы считают транспорт сферой услуг. Осн. причина данных разногласий связана с особенностью продукции транспорта: транспорт не производит вещественной продукции, но труд работников транспорта является производительным, а деятельность его вносит существенный вклад в национальный доход. Решение задачи количественной оценки продукции транспорта особенно актуально сейчас, когда экономика страны стремиться занять достойное место на мировом рынке транспортных услуг. В этих условиях необходимы методы оценки транспортной работы, позволяющие учесть различия в ее характеристиках, и отвечающие на вопрос- является ли продукция различных видов транспорта взаимозаменяемой? Возможна ли редукция различных видов транспортной продукции и на этой основе построение взаимоувязанной системы транспортных тарифов. Ответы на эти вопросы должен позволить более объективно и полно учитывать работу транспорта.
На значение пассажирооборота оказывают влияние многочисленные факторы. При этом между ними существуют определенные взаимосвязи и взаимозависимости. Так, на объем и дальность перевозок по видам транспорта существенное влияние оказывает размер спроса на транспортные услуги, развитость и терр. расположение транспортной инфраструктуры, состояние конкуренции между видами транспорта и степень их взаимодействия, тарифы и качество транспортного обслуживания. В свою очередь, напр., на размеры спроса большое влияние оказывают внешние по отношению к транспорту факторы: размещение нас. и производительных сил по терр. страны, система хоз. отношений между субъектами рынка, уровня кооперации и специализации производства, междунар. разделение труда и экономические связи, климатические и географические условия, социальные условия жизни нас., его платежеспособность, демографическая ситуация, развитие туризма и т.п.
Процесс перевозки пассажира выполняется в пространственно-временной системе координат. Это требует при оценке пассажирооборота учета тесной связи объема перевозок пассажиров к определенным транспортными сетями, что возможно при переходе к изучению конкретных пассажирооборотов. Изучение действительной картины перевозок показывает, что пассажирооборот имеют сложную структуру, с определенными закономерностями изменения ее компонент во времени и пространстве. Одна из особенностей транспортной работы- невозможность ее накопления и создания запасов. При этом, в перевозках пассажиров, не являющихся строго равномерным процессом, возникают различные колебания, характеризуемые понятием неравномерности пассажирских перевозок.
Сезонные колебания типичны для перевозок, совершающихся в течение года с определенной повторяемостью и продолжительностью для каждого вида перевозок. В дальнем пассажирском сообщении типичен летний «пик»- с июня по сент., превышающий по пассажиро-км среднегодовую величину на 50–80 % с макс. в авг. и зимний спад (примерно в два раза), приходящийся на февр.– март. Коэффициент сезонной неравномерности пригородных перевозок характеризуется значительной стабильностью. Внутриструктурные колебания потока наиболее наглядны в пригородных перевозках, подчиняющихся ритму рабочего дня, имеющих четкие утренний и вечерний «пик» и превышающие втрое и более среднечасовую величину. Эти примеры говорят об одной из существенных особенностей транспортных потоков, с которой нельзя не считаться.
Влияние пассажирооборота на потребность в транспортных средствах, трудовых ресурсах, топливе, электроэнергии и других материально- технических ресурсах требует не только хорошо организованного учета перевозочной деятельности, но и предъявляет повышенные требования и правильности его планирования. Спрос на пассажирские перевозки определяется количеством пассажиров, желающих совершить поездку тем или иным видом транспорта в конкретные пункты назначения.
Однако, большинство поездок нас. связано со множеством разнообразных и трудно учитываемых факторов. Поэтому, определять точные размеры, предстоящего спроса на пассажирские перевозки «прямым счетом» весьма сложно. Вместе с тем, учитывая социальную значимость пассажирских перевозок, очень важно заранее знать их объемы, направления и структуру, с тем чтобы подготовить необходимые парки подвижного состава, определить пропускные возможности, составить графики и расписания движения транспорта, предусмотреть необходимый комплекс транспортных услуг. В связи с возрастающей конкуренцией между видами транспорта и развитием рыночных отношений для формирования спроса на пассажирские перевозки необходимо использование маркетинговых принципов в работе транспортных предприятий по пассажирскому сервису. К ним относятся: комплексное изучение запросов и нужд потребителей транспортных услуг не только по объемам, но и по качеству транспортного обслуживания; гибкая ценовая политика по пассажирским перевозкам; развитие рекламной деятельности и стимулирование потребителей транспортных услуг, особенно в периоды спада пассажирских перевозок; разработка и реализация мероприятий по повышению качества обслуживания пассажиров, внедрению новых видов услуг и развитию взаимодействия между другими видами транспорта; улучшение планирования и организации работы пассажирского транспорта и быстрое реагирование на динамику спроса по пассажирскому сервису.
Планирование пассажирских перевозок в системе маркетинга требует регулярного (а не эпизодического) обследования потребителей транспортных услуг с помощью анкетных и социологических опросов, личных и телефонных интервью, групповых обследований на предприятиях и в организациях, в поездах и на самолетах и т. п. Для исследования пассажиропотоков часто используют специальные талоны или карточки, выдаваемые пассажирам в начале, пути, которые они возвращают по окончании маршрута своего следования.
Большое значение имеют тщательный анализ качества обслуживания пассажиров и реализация конкретных предложений по его улучшению, напр.: разработка более удобных для пассажиров расписаний движения автобусов, электропоездов, поездов дальнего следования и самолетов, их согласование между собой, повышение комфортности, безопасности и скорости перевозок, улучшение обслуживания на вокзалах и т. п. На рост пассажирооборота оказывают большое влияние такие факторы, как увеличение численности и миграции нас.; рост материального благосостояния и культурного уровня нас.; развитие курортной сферы и туризма; создание городов-спутников, новых жилых массивов, пригородных коттеджных поселков, дачное стр-во; развитие транспортной инфраструктуры; изменение уровня тарифов и введение дополнительных льгот и услуг пассажирам.
При планировании пассажирооборота необходимо учитывать факторы, снижающие подвижность нас. на транспорте общего пользования: приближение места жительства граждан к месту их работы; повсеместное улучшение организации торг. и обслуживания нас.; оптимальное размещение производства и мест отдыха, рост числа личных автомобилей и др.
Пассажирооборот и пассажиропоток. Перспективные расчёты пассажирских перевозок.
Пассажирооборот исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок показатель отражения объема перевоза пассажиров в пассажиро-километрах
Пассажиропоток характеризуется:
мощностью или напряжённостью, то есть количеством пассажиров, которое проезжает в определённое время на заданном участке маршрута в одном направлении (любым видом транспорта);
объёмом перевозок пассажиров, то есть количеством пассажиров перевозимых рассматриваемым видом транспорта за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц, год)
Характерной особенностью пассажиропотоков является их неравномерность, они изменяются по времени (часам, сутки, дням недели, сезонам года).
Различают внутригородские, пригородные, междугородные, международные, в том числе межконтинентальные, П. п. Измеряются числом перевезённых пассажиров и объёмом выполненных пассажиро-километров, то есть произведением числа пассажиров на расстояние перевозки (пассажирооборот).
Величина пассажирооборота города определяется в зависимости от количества и подвижности населения. Существуют следующие понятия подвижности населения: подвижность населения, подвижность на массовом пассажирском транспорте, подвижность на автомобильном транспорте, учетная транспортная подвижность(число перевезенных всех видов городского общественного транспорта, приходящееся на 1 жителя в год).
С ростом размера города увеличивается и показатель учетной подвижности. Увеличение дальности передвижений приводит к сокращению пешеходных передвижений и росту поездок на транспорте.
Построение сети маршрутного транспорта
Пассажирооборот по транспорту в России
Количество людей, которые используют различные виды транспорта для того, чтобы перемещаться между различными населенными пунктами формируют пассажиропоток. Его интенсивность свидетельствует о нескольких фактах одновременно – развитость перевозок пассажиров и грузов в стране, качество и развитость самой инфраструктуры различных видов транспорта, а также об экономическом уровне и качестве жизни.
О том, какие показатели по объемам перевозок пассажиров имеются в России на сегодняшний день и как они изменялись по различным видам на протяжении последних 10 лет, рассмотрим подробно в данной статье.
Определение
Пассажиропоток – это то количество пассажиров, которые перемещаются как в пределах страны, так и при выезде за границу, на различных видах транспорта. Измеряется данная величина в пассажиро-километрах. То есть это определение имеет следующий смысл.
Пассажирооборот рассчитывается по автомобильному, воздушному, железнодорожному, морскому и автотранспорту, как совокупное количество людей, проехавших на этих средствах передвижения установленное общее количество километров за расчетный период, который чаще всего принимается в размере 1 года.
Когда становится понятно, что такое показатели пассажирских перевозок, необходимо четко представлять, как можно рассчитать эту величину.
Методы расчета
Естественно, чтобы получить основные показатели по пассажирообороту на различных видах средств передвижения, используются установленные формулы и способы расчетов. Принимают во внимание такие факторы, как:
Актуальные показатели
Чтобы понять, какие статистические данные существуют по перевозкам груза и пассажирским перевозкам на различных видах средств передвижения – автомобильном, водном, воздушном, железнодорожном, необходимо обратиться к тем цифрам, которые предлагает Министерство транспорта РФ и Федеральная служба государственной статистики. Причем все данные по грузам и пассажирам следует рассматривать в динамике, так как только в этом случае можно реально оценить изменения.
Воздушные перевозки
По авиационному виду существуют следующие данные:
Как видно из вышеуказанных цифр, работа аэропортов в России в 2019 году существенно увеличилась, так как количество пассажиров, которые стали пользоваться их услугами существенно выросла. Так, почти за 20 лет эта цифра возросла более чем в 5 раз.
Такси
Развитие автомобильного пассажирского транспорта в России представлено в том числе и перевозками на такси. Естественно, что этот показатель развивался неравномерно. В больших мегаполисах услугами частного извоза пользуются большее количество граждан. Тогда как в небольших городках количество такси выросло незначительно.
Статистические данные аналитического центра при правительстве Российской Федерации представляются следующие цифры по исследованию рынка такси:
Поэтому за 3 года можно отметить снижение действующих лицензий в этой сфере извоза приблизительно на 5%.
Если говорить по регионам, то за эти 3 года показатели увеличили только:
Железная дорога
Что касается железнодорожного пассажирского транспорта, то статистические данные здесь выглядят следующим образом:
Как видно, железнодорожный вид за все 18 лет испытывал постоянные колебания в количестве перевозимых пассажиров, но отслеживая общую тенденцию, стоит отметить, что все равно за 18 лет он упал приблизительно на 23%.
Автобусы
Количество перевозимых пассажиров автобусами выглядит следующим образом:
В этой области пассажирских перевозок автотранспортом в виде автобусов показатели постоянно снижались и также уменьшились за отчетный период в 18 лет приблизительно на 25%.
Водный транспорт
Если рассматривать пассажирский водный (речной) транспорт, то статистика здесь выглядит следующим образом:
Динамика и структура
Как видно, в России имеются пассажирские и грузовые перевозки всеми видами транспортных средств. Но, учитывая особенности географии, развиты они неравномерно. Так, например, деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта в некоторых регионах из-за суровых климатических условий в зимний период затруднена. Это же касается и автомобильного транспорта в условиях Крайнего Севера.
Если рассматривать, какой вид транспорта перевозит наибольшее количество пассажиров в стране, то это однозначно железнодорожный. На втором месте идет автобусный. Но здесь стоит учесть, что функционирует он на коротких расстояниях, совершая преимущественно междугородние перевозки, как правило, в пределах 1 области.
По своей динамике, как видно из статистики, развивается исключительно авиационный воздушный транспорт, который нарастил более, чем в 4 раза количество перевозимых пассажиров. Все же остальные сферы показали спад, причем весьма существенный, до 5 раз.
Развитие
Что касается непосредственно воздушного транспорта, то на сегодняшний день это один из наиболее удобных и быстрых способов добраться между пунктами назначения. Причем, осуществить это как внутри страны, так и за ее пределами. Вероятнее всего, что и в ближайшее время, именно аэропорты и самолеты будут демонстрировать прирост показателей.
ПАССАЖИРООБОРОТ ТРАНСПОРТА
Смотреть что такое «ПАССАЖИРООБОРОТ ТРАНСПОРТА» в других словарях:
Пассажирооборот — показатель объёма работы по перевозке пассажиров; измеряется в пассажиро километрах (пассажиро км). П. авиационного транспорта СССР в миллиардах пассажиро км составлял в 1940 0,2, в 1965 38,1, в 1970 78,2, в 1980 160,6, в 1990 243,8. Авиация:… … Энциклопедия техники
Пассажирооборот — Пассажирооборот показатель отражения объёма перевоза пассажиров в пассажиро километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта. Термин более показателен для оценки… … Википедия
Пассажирооборот трамвайного (троллейбусного) транспорта — 31. Пассажирооборот трамвайного (троллейбусного) транспорта определяется умножением количества перевезенных пассажиров на среднее расстояние поездки пассажира по данному городу. Среднее расстояние поездки пассажира определяется на основании… … Официальная терминология
пассажирооборот — пассажирооборот показатель объёма работы по перевозке пассажиров; измеряется в пассажиро километрах (пассажиро км). П. авиационного транспорта СССР в миллиардах пассажиро км составлял в 1940 0,2, в 1965 38,1, в 1970 78 … Энциклопедия «Авиация»
пассажирооборот — пассажирооборот показатель объёма работы по перевозке пассажиров; измеряется в пассажиро километрах (пассажиро км). П. авиационного транспорта СССР в миллиардах пассажиро км составлял в 1940 0,2, в 1965 38,1, в 1970 78 … Энциклопедия «Авиация»
День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта — В последнее воскресенье октября отмечается День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта, установленный указом президента Российской Федерации от 26 июня 2012 года. В 2013 году этот праздник отмечается 27 октября. Впервые… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Экономика России — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и … Энциклопедия инвестора
СССР. Транспорт — В СССР все виды транспорта общего пользования (железнодорожный, речной, морской, воздушный, автомобильный, трубопроводный) и транспорт необщего пользования (промышленный) являются составными частями единой транспортной системы (см. карту) … Большая советская энциклопедия
Железнодорожный транспорт — I Железнодорожный транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги. Современный ж. д. транспорт результат длительного процесса развития сети… … Большая советская энциклопедия