в чем измеряется экспозиция
Экспозиция. Часть 3. Как измеряется экспозиция? Ступени экспозиции
Немногие фотографы знают, что такое экспозиционное число. А ведь каждый фотограф сталкивается с ним постоянно, работая с экспокоррекцией и даже обрабатывая RAW-файлы на компьютере. Часто можно услышать фразу «сделать кадр ярче на ступень» — что это за загадочные ступени? Почему несмотря на своё совершенство современные аппараты иногда делают слишком тёмные или пересвеченные фотографии? Об этом читайте в сегодняшнем уроке.
Зачем измерять экспозицию?
В предыдущих уроках мы обсуждали три основных параметра экспозиции: выдержку, диафрагму и светочувствительность. Сегодня мы поговорим о том, как измерить освещённость сюжета, правильно настроить экспозицию и получить кадр нужной яркости.
В современных фотоаппаратах почти всё электроника делает за нас. Но несмотря на её старания фотографы до сих пор частенько получают слишком тёмные или пересвеченные снимки. Чтобы этого избежать, нужно понимать, как фотоаппарат измеряет экспозицию, и как фотограф может отрегулировать этот процесс в соответствии со своей творческой задумкой.
Экспозиционное число
Мы уже знаем о законе взаимозаместимости: одной и той же яркости фотографии можно добиться в результате разных сочетаний экспопараметров. Нам уже известно, что кадр одной и той же экспозиции (яркости кадра) мы можем добиться различным сочетанием параметров выдержки, диафрагмы и светочувствительности. Каждое такое сочетание будет частным случаем той или иной экспозиции кадра. Как же нам охарактеризовать саму экспозицию снимка в общем?
Саму по себе экспозицию можно охарактеризовать не только частным сочетанием выдержки, диафрагмы и светочувствительности, но и экспозиционным числом. Экспозиционным числом (или EV — Exposure Value) можно охарактеризовать сразу все сочетания параметров выдержки, диафрагмы и светочувствительности, при которых можно добиться правильной экспозиции кадра. Следовательно, этим одним параметром мы можем описать и яркость всего нашего снимаемого сюжета как такового без использования показателей выдержки, диафрагмы и светочувствительности.
По сути, автоматика фотокамеры так и делает: она сначала измеряет яркость сюжета в EV, а потом переводит полученное значение в параметры выдержки, диафрагмы и ISO в зависимости от сюжета. Ведь сюжетам с разной яркостью (в зависимости от того, портрет это или, например, пейзаж) потребуются различные сочетания этих параметров: для пейзажа лучше прикрыть диафрагму, а при съёмке портрета её лучше открыть.
Рассмотрим пример: EV0 — количество света, необходимое для того, чтобы проэкспонировать кадр при выдержке в 1 секунду, диафрагме F1 и ISO 100. Конечно, диафрагма F1 встречается относительно редко, хотя и такие сверхсветосильные объективы существуют. Давайте возьмём калькулятор экспозиции и пересчитаем эту цифру в более реалистичное сочетание параметров. Таким образом, EV0 равнозначно ISO 100, F2.8 и выдержке в 8 секунд.
Определить значение экспозиции различных сюжетов в EV, люксах (ещё одна единица измерения освещённости), узнать, какие параметры экспозиции соответствуют тому или иному экспозиционному числу, поможет этот калькулятор.
Экспозиция данного снимка — 12EV (или ISO 100, F16, 1/15 s)
Фотографы часто называют экспозиционное число ступенью экспозиции. Иногда можно услышать фразу «увеличить экспозицию на ступень». Это означает, что предлагается увеличить экспозицию кадра на одно экспозиционное число, на 1EV. К слову, экспозиционное число может определяться и дробными числами (например, 0,5 EV, ⅓ EV).
Со ступенями экспозиции сталкивается каждый, кто пользуется экспокоррекцией, ведь её величина измеряется в экспозиционных числах. С помощью экспокоррекции мы делаем кадр ярче на определённое количество ступеней экспозиции относительно тех параметров, которые хочет установить автоматика.
Виды замера экспозиции
Давайте в очередной раз вспомним, как получается фотография. Рассмотрим схему:
Обратим внимание на то, что сначала свет, излучаемый источником, падает на объект съёмки, а уже отражённый от объекта съёмки свет попадает в фотоаппарат. Поэтому существует два различных способа замера экспозиции. Мы можем измерить количество света, падающего на объект съёмки и количество света, отражённого от него.
Замер экспозиции по отражённому свету. Во все современные камеры встроена специальная система — экспонометр. Современный экспонометр в фотоаппарате представляет собой очень сложное устройство с сотнями, тысячами и даже десятками тысяч (в зависимости от модели камеры) датчиков, анализирующих освещение на всей площади кадра. Делают они это весьма точно.
Датчик экспозамера фотоаппарата Nikon D750 имеет 91000 отдельных чувствительных элементов.
Но несмотря на их точность мы периодически получаем темноватые или слишком светлые кадры. Почему? Всему виной объекты съёмки. Они обладают разной отражающей способностью, разной яркостью. А ведь измеряется именно отражённый от них свет.
Например, чёрный предмет поглощает много падающего света, а отражает совсем чуть-чуть. Белый предмет — наоборот. Датчик камеры ничего не знает о том, что мы снимаем, какой яркостью обладает объект съёмки. Поэтому он исходит из предположения, что на снимаемом нами сюжете превалируют средние по яркости объекты. В большинстве случаев так и есть.
Рассмотрим этот снимок. Мы видим, что на нём превалируют средние по яркости детали: нет ни ярко-белых участков, ни абсолютно чёрных.
Но бывают и исключения. Например, на заснеженном пейзаже преобладают светлые оттенки. Камера же по-прежнему будет исходить из ложных предпосылок, что в сюжете доминируют средние по яркости оттенки. В результате снег на снимках получится не белым, а средним по яркости. То есть серым. Чтобы этого не произошло, фотографу необходимо внести положительную экспокоррекцию.
Таким образом, снимаемые нами предметы очень сильно влияют на точность замера экспозиции.
Сфотографируем белый кувшин на белом фоне. Вот результат замера экспозиции по отражённому свету. Кадр получился очень тёмным. Автоматика привела наш «белый сюжет» к средне-серому состоянию.
Правильно проэкспонировать этот сюжет помогла положительная экспокоррекция +2EV.
Следующий вид замера экспозиции помогает справиться с этой проблемой, просто убирая причину всех бед — характеристики снимаемого объекта — из расчётов.
Замер экспозиции по падающему свету (по освещённости). Для абсолютно точного измерения экспозиции нам достаточно просто измерить количество изначально падающего на объект съёмки света.
У этого способа есть один весомый плюс и масса минусов, не позволяющих использовать его всегда. Начнём с плюса: этот вид замера очень точный, ведь мы не зависим от отражательной способности объекта съёмки. Минус — мы должны находиться в непосредственной близости к объекту, чтобы подойти и измерить падающий на него свет. Кроме того, нам потребуется специальное устройство — внешний экспонометр, который мы сможем поставить рядом с объектом съёмки. Внешний экспонометр, способный измерять не только постоянное освещение, но и импульсное излучение от фотовспышек, называется флешметром.
Процесс работы с внешним экспонометром.
Всё это накладывает серьёзные ограничения на применение этого вида замера. Во-первых, требуется внешний экспонометр, во-вторых, придётся подходить вплотную к объекту съёмки, в-третьих, нужно потратить значительное время на измерения и перенос полученных данных о параметрах съёмки на фотоаппарат. Такое возможно лишь при постановочной портретной или предметной съёмке. В репортажной и пейзажной съёмке, трэвел-фото применить такой способ сложно: объекты съёмки не будут ждать, пока мы поднесём к ним экспонометр. Кроме того, они могут находиться на недосягаемом расстоянии. Сегодня внешние экспонометры используются профессиональными фотографами и вконец увлёкшимися энтузиастами в основном при работе с плёночными фотокамерами, ведь при этом важна точность, так как мы не можем сделать пробный кадр.
Тем, кто работает с современной цифровой фототехникой, выгоднее изучить тонкости работы с экспонометром фотокамеры, работающим с отражённым светом. При должной настройке он способен давать вполне точные результаты измерений. Также фотограф может делать тестовые кадры, добиваясь идеальной экспозиции методом проб и ошибок.
Как всегда получать кадры нужной яркости?
Несмотря на все тонкости и сложности с измерением экспозиции получать хорошо проэкспонированные кадры легче, чем кажется. На самом деле, все ошибки с экспозицией происходят, в первую очередь, от невнимательности. Типичная ситуация: фотограф на скорую руку что-то снял, настройки не проверил, результат съёмок не посмотрел. У такого фотографа, скорее всего, на карте памяти окажется много некачественных, неправильно проэкспонированных кадров, так как он не довёл съёмку до конца, добиться если не идеала, то хотя бы удовлетворительных результатов при съёмке своих сюжетов.
Чтобы получать минимум кадров плохого качества, нужно внимательнее относиться к своему творчеству. Всегда делайте пробные кадры, проверяйте их яркость и качество, научитесь читать гистограмму.
Кнопка включения режима Live View в Nikon D750.
Рычажок включения режима Live View на фотоаппарате Nikon D5500.
В современных фотокамерах есть режим Live View с предпросмотром экспозиции. Мы можем смотреть на экран фотоаппарата и видеть сюжет с такой яркостью, которая будет запечатлена фотокамерой, и настраивать её в реальном времени. Это очень удобно. В последнее время я периодически пользуюсь этим режимом при съёмке в сложных условиях освещения. В этом режиме можно настроить экспозицию гораздо быстрее и точнее.
В следующей части урока мы поговорим о том, как правильно настроить замер экспозициии на фотокамере, чтобы всегда получать качественные, правильно проэкспонированные кадры.
Экспозиция в фотографии определяется тем количеством света, который попадает на матрицу или пленку фотоаппарата. Регулировать это количество можно изменением соотношения диафрагмы и выдержки. Подробнее в предыдущем посте. Определяется это соотношение встроенным в камеру экспонометром. А вот помочь непосредственно самому экспонометру правильно оценить количество света – задача фотографа.
Основная функция экспонометра заключается в измерении количества света, поступающего в камеру. Более конкретно: он измеряет свет, отраженный от различных объектов в фотографируемой сцене.
Каждый из режимов экспозамера камеры (а их обычно четыре) будет обрабатывать сцену по-другому, и фотограф сам решает, какой режим будет лучшим в каждом конкретном случае:
— Центрально-взвешенный усредненный замер
Обратите внимание, что речь идет о цифровых зеркальных камерах двух самых популярных производителей – Canon и Nikon. Другие производители имеют очень похожие режимы замера, доступные функции и, естественно, отвечают за те же самые результаты.
Оценочный (матричный) режим замера
При оценочном замере (Canon) или матричном замере (Nikon) происходит разделение всей фотографической сцены на мелкие зоны. Затем все замеры просчитываются и усредняются для определения оптимальной экспозиции (комбинации выдержки и диафрагмы). Как видно по фотографии, красный квадрат показывает ту область, которая будет оцениваться датчиком. Учитывая «продвинутые» возможности современных зеркальных камер, измеряется уже не только количество света, но также такие вещи, как распределение оттенков, цветов и даже расстояние.
Как правило, оценочный замер стоит по умолчанию в настройках большинства цифровых камер и дает хорошую правильную экспозицию. Оценочный замер подходит для большинства стандартных ситуаций, например, для съемки пейзажей.
Центрально-взвешенный режим замера
Центрально-взвешенный замер пытается также измерить всю сцену в среднем с той лишь разницей, что больший вес отводится для зоны в центре видоискателя. На фото обозначены более значимые места интенсивностью красного цвета. Около 70% учета составляет зона вокруг центра видоискателя.
Данный режим оказывается очень удобным, если необходимо сфотографировать объект, находящийся в центре сцены. При этом обеспечивается необходимая экспозиция по объекту съёмки, а окружающие области или фон характеризируются другим уровнем освещения.
Частичный режим замера
Как можно понять из фотографии выше, частичный замер охватывает около 9% в видоискателе.
В частности, в связи с акцентом на центре видоискателя, этот режим замера экспозиции наиболее эффективен, когда к краям снимаемая сцена значительно светлее или темнее, чем центр, а значит, края могут оказать неправильное влияние на экcпозицию кадра. Но и недостатком данного режима является именно его акцент на центре видоискателя.
Режим точечного замера дает лучший контроль над тем, где необходимо брать данные измерения света для экспозиции, поскольку она охватывает лишь около 4% от площади, попадающей в видоискатель. Это наименьшая площадь из всех режимов. Главное преимущество точечного замера исходит из того, что место для замера экспозиции можно выбрать с помощью точек фокусировки и, таким образом, сделать более точный замер именно в том месте, где необходимо.
Точечный замер – то, что требуется для фото портретов, потому что измеряет отраженный от лица свет в диапазоне около 1 метра.
В конечном итоге можно сделать вывод, что всё сводится к личным предпочтениям. Вы можете выбрать один или два режима и использовать только их. Единственное, что вы точно должны знать – как при данном режиме камера будет производить замер экспозиции для того, чтобы потом вносить коррективы через компенсацию или брекетинг. Начав с четкого освоения режима работы оценочного экспозамера, можно будет переходить к последующим и лучше узнавать свою камеру и ее возможности.
Лига фотографов
36.8K постов 27.8K подписчиков
Правила сообщества
1. Фотографии должны содержать тег [моё] и быть хорошего качества.
Не допускаются: мыльные фотографии; фотографии, содержащие большое количество шумов; слишком темные или слишком светлые фотографии (пересвет).
Все подобные фотографии будут перенесены в общую ленту.
Отдельное замечание по фотографиям с телефонов – фотографии просматриваемые на телефоне могут значительно отличаться от фотографии на мониторе компьютера или ноутбука (как правило с телефона не видно проблем).
Пожалуйста, проверяйте свои фотографии с телефона на устройствах с большей диагональю экрана.
2. Желательно указывать минимальный набор информации о технике, на которую сделана фотография. Если это системная фотокамера – фотоаппарат + объектив, если компактная камера или телефон – модель.
Приветствуется указывание более подробной информации.
3. Приветствуется описание процесса съемки, условия съемки, место съемки и т. д.
4. Если Вы хотите получить критику или советы по своей фотографии – добавляйте тег хочу критики. Однако учтите, что отсутствие данного тега не отменяет возможность критиковать Ваши работы.
5. В сообществе запрещается грубое обсуждение моделей (толстая, страшная, худая и т. д.)
Все комментарии подобного рода будут удаляться.
6. Запрещается прямое или косвенное оскорбление участников сообщества и их работ, язвительный тон, мат. Все подобные комментарии будут удаляться.
7. Посты о фотографах, выставках, техниках, жанрах, оборудовании, а также различные уроки (свои, скопированные, переведенные) являются исключением для пунктов 1-3.
Еще осталось сделать пост по светофильтрам.
Как раз по замерам освежить память хотел и тут ваш пост
Сохранил как памятку
Было бы здорово увидеть примеры работы замера на реальной картинке, примеры использования, реальные. А так, да, краткий пересказ иснтрукции.
Спасибо огромное. Есть ли така шпаргалка по беззеркальным камерам Sony?
Single
Похоже, в этот день фотоудача улыбнулась мне 💫
20 секунд экспозиции
400 ISO на звездах
Немного золотой осени в ленту
Some lake birds
Люди наших городов
sony a7/nikon d5600/ canon 5dm2 helios44-2/sigma 30mm 1.4/ canon 50 1.8
Осень-зима 2019\2020 накопилось)
Ремонт объектив Sigma 17-50 2.8. Сборка 2в1
Ремонт для подписчика. Ремонт был сложный.
В общем прислали 2 кучи запчастей, один на Кэнон (разобран), другой на Никон (он просто неисправен), перелопачены и переломаны оба, нужно было собрать один на Кэнон. Получилось почти успешно.
Сложность состояла в том что владелец пытался сам его чинить, т.к. рядом не было хоть каких либо мастерских по ремонту подобных вещей. Был даже куплен донор, но всё равно ничего хорошего не вышло.
Чуть позже вышел мой пост с таким же объективом: Sigma 17-50mm 2.8 OS. Ремонт и обзор конструкции.
После чего со мной связались по почте и прислали эту кучку запчастей на попытку восстановления.
Начал с осмотра разобранного объектива чтоб бы понять что с ним делать, и когда разгребал запчасти на коврик упала маленькая микрушка. Большая удача что она упала на коврик, так потом и не разберешь почему всё не работает.
Припаял на место. Кончик ручки для понимания масштаба какая она мелкая и как же повезло что я ее увидел вообще.
Почему она отвалилась я не знаю, объектив многое пережил.
Продолжил с донора, он на Никон. Наверное проще было восстановить его, продать, и купить на Кэнон. Но задание было восстановить именно Кэнон который был в очень плохом состоянии.
Примерно прикинув по требуемым запчастям начал разборку донора.
Его уже ремонтировали, корпус у него слабое место, постоянно разваливается.
Ремонтировали вандально, обычно метки маркером делают.
Донор раскидан, можно пробовать собирать ремонтируемый объектив.
Мне нужно заменить тубус передней линзы, т.к. он треснут и залит клеем
На глаз визуально они разной высоты, это может сказаться на точности фокусировки и картинки в целом. Разницу в размере компенсировал прокладочными кольцами.
Так же была просьба убрать стабилизатор. Я не знаю работал ли он, но знаю точно что работают они не долго на этом объективе. Шлейф перетирается и трескается, отдельно не меняется так как состоит в сборе со стабилизатором. Всё демонтирую, а линзу стабилизатора заблокирую.
Когда я шел к окончательной сборке с хорошим настроением что ремонт скоро закончу пришел пушной зверек.
Желтыми крестиками пометил места с сорванной резьбой. Это основа, это центральная часть на которую навешивается всё остальное. Я в итоге 3 или 4 раза разбирал-собирал т.к. находил новые места где нет резьбы. По итогу с донора взята вся механика, всё железо которое подходит на версию Кэнон. Я уже запутался что есть где и просто разобрал 2 объектива и деталь за деталью собрал один заранее проверяя чтобы всё было хорошо.
Именно в этот момент пришло осознание что ремонтировать после ремонта это последнее чем я буду заниматься в этом ремесле.
В итоге объектив собран. Но вернулись к тому с чего и начиналось, автофокус не работает. Рыскает, крутится и не может остановится.
По тех.заданию была обязательная сборка чтобы можно было им хоть как то пользоваться, с этим я справился, восстановление автофокуса по возможности.
Я даже купил другой такой же объектив, пытался методом подкидывания исправных запчастей определить что же не работает, но так ни к чему и не пришел. Вариантов несправности 3, это датчик GMR, плата, или магнитная лента датчика GMR. Это Сигма, их производство это темный лес, оказалось что они незначительно отличались датчиками и платами, поэтому внятно сказать что там не работает я не смог.
Так как он разбирался, плата была с оторванной микрухой и темной историей, то это всё осложняет ремонт. Решил не греть себе голову и отправил так.
Долго мучился с пылью под передней линзой. Вроде всё продую, протру, ставлю и вижу пыль, думаю что за фигня такая. А оказывается пыль проникла в склейку линз, передняя линза это бутерброд из двух или трех линз запаянных в пластмассовую обойму, и как туда проникла пыль ума не приложу.
Ремонт был тяжел и сложен, морально я с ним задолбался и просто руки уже опускались. Что смог сделал, но нет удовлетворения т.к. по факту он недоремонтирован.
Примеров фото с него нет. Обычный хороший резкий штатный объектив с рафинированной картинкой.