в чем измеряется экономическая эффективность
Показатели эффективности бизнеса: какие считать чтобы не обанкротиться?
Содержание статьи
У Сергея есть собственный производственный цех — он делает мебель на заказ. Порядок работы такой: клиент заказывает мебель, вносит предоплату и Сергей начинает работу. Львиную долю предоплаты забирают материалы, которые нужно заказать и купить, аренда цеха, зарплата сотрудникам, коммунальные услуги. Но Сергей не переживает — хотя собственных средств у него нет, зато есть очередь из клиентов на три месяца вперед и большая часть предоплаты уже получена.
Казалось бы, бизнес успешен. Но — нет. Сергей живет не на свои деньги. Он пользуется чужими деньгами, то есть живет в долг. Для оценки эффективности своего бизнеса он использует показатели «Доходы» и «Расходы» и считает, что этого достаточно. Но если он будет работать по такой схеме дальше, то в лучшем случае бизнес будет стагнировать, в худшем — он обанкротится. А когда это случится, Сергей горестно воскликнет: «Ну что я делал не так?!» и уйдет из бизнеса.
Каждый год закрываются тысячи предприятий. Только за первые шесть месяцев в 2021 году перестали существовать 545,8 тыс. индивидуальных предприятий. Чаще бизнесы закрывались лишь в 2013 году.
С начала 2021 года количество субъектов малого бизнеса уменьшилось на 2359, о чем свидетельствуют данные на сайте ФНС:
Статистика по малому бизнесу на начало 2021 года
Статистика по малому бизнесу на 10.08.2021
Банкротство предприятий происходит по разным причинам. Иногда потому, что предприниматель не умеет правильно оценить рентабельность и эффективность работы, а значит, не успевает спрогнозировать падение бизнеса и принять меры по его оздоровлению (как наш герой Сергей). Рассказываем, какие показатели нужно оценивать, чтобы не пополнить ряды банкротов.
Что такое показатели эффективности
Если на счетах компании миллионы долларов, это не означает, что она в плюсе. Так же, как и кассовый разрыв или отрицательный баланс на счете не факт, что бизнес на грани банкротства. Успешен бизнес или нет показывает не количество денег в кассе, а цифры по разным аспектам работы компании. Эти цифры и есть показатели эффективности.
Показатель эффективности (KPI) — результат деятельности компании за определенный период.
Показатели эффективности разные. Одни оценивают полностью весь бизнес, другие — работу его отдельных отделов или продуктивность сотрудников. Например, на какую сумму всего было продано товаров в месяц — это общий показатель, а сколько сделок за месяц закрыл отдел продаж или на сколько процентов увеличил трафик на сайт SEO-специалист — конкретный.
Определить важные показатели — задача не из легких. Часто предприниматели смотрят совсем не на те цифры и принимают стратегически неверные решения, которые могут привести к краху компании. Как определить KPI для своего бизнеса мы расскажем в другой раз — это тема для отдельной статьи. Но очень упрощенное правило можно использовать.
Ключевые показатели бизнеса — это те, которые сильнее других влияют на чистую прибыль.
Например, для Сергея важным показателем может быть себестоимость продукции, а для консультационного центра — профессионализм сотрудников и абсолютная вежливость. Прибыль увеличится, если Сергей сможет снизить себестоимость мебели, а владелец Центра провести мастер класс по коммуникациям своему персоналу.
Основные ключевые показатели эффективности для малого бизнеса
В малом бизнесе для оценки эффективности используют всего 3-5 показателей. Вот основные:
Самый важный показатель для владельцев малого бизнеса — собственный капитал. Если он растет — все в порядке, если не растет или уменьшается — в бизнесе проблемы.
Собственный капитал
Предприниматель запускает бизнес и вкладывает в него собственный капитал — деньги, технику, недвижимость, для того чтобы эти ресурсы приносили ему доход.
К примеру, владелец автомойки закупил оборудование и выкупил помещение — он моет автомобили и получает с этого доход. Или продавец цветов купил небольшое помещение, приобрел разные виды растений и продает их. Эти ресурсы приносят ему прибыль.
В бухгалтерии такие ресурсы называются активами. Стоимость активов — и есть собственный капитал.
Но не всегда ресурсы — собственность владельца. Бывает, он берет их в аренду или приобретает в кредит или лизинг. Тогда собственный капитал — это активы минус обязательства перед кредиторами.
Если бизнес работает успешно — собственный капитал увеличивается. Если сумма не изменяется или стала меньше — бизнес работает в ноль или убыточен. Кроме того, собственный капитал показывает, насколько бизнес независим. Если собственного капитала больше, чем заемного — отлично. В случае закрытия бизнеса можно распродать активы и рассчитаться с кредиторами. Если меньше — предпринимателю придется влезать в долги, чтобы заплатить кредиторам.
Для оценки собственного капитала используют показатель рентабельности. Он показывает, сколько прибыли приносит бизнес на вложенные деньги. О нем — ниже.
Прогноз денежного потока
Компания ведет расчеты с поставщиками, оплачивает налоги, зарплату. Иногда деньги сразу поступают на счет компании за оказанные услуги или товары, иногда — позже.
Денежный поток — это общий входящий поток денег в отчетном периоде (месяц, квартал, полугодие, год). Денежный отток — исходящие выплаты, деньги, которые компания платит другим компаниям или людям.
Прогноз денежного потока — общая сумма платежей от тех, кто должен деньги компании минус общая сумма платежей тем, кому должны она.
Не путайте денежный поток и прибыль. Денежный поток — это фактический приток денег и их отток в отчетном периоде, а прибыль — это учтенные доходы от продаж минус проведенные в этом месяце расходы компании.
Разрыв между прибылью и денежным потоком может быть огромным. Например, предприниматель продает много товаров в кредит (лучше с отсрочкой платежа), а оплату за них получает только через несколько месяцев. По факту прибыль есть, в реальности — наличных денег нет. В таких случаях говорят про кассовый разрыв.
Для владельцев малого бизнеса прогнозирование денежного потока важнее прибыли. Компания может быть прибыльной, но иметь отрицательный денежный поток. Тогда она не сможет оплатить свои счета. Нехватка наличных — большая проблема в малом бизнесе. Это одна из самых частых причин банкротства.
Анализировать денежные потоки нужно регулярно — минимум раз в месяц и сравнивать суммы поступлений с суммами выплат. Это поможет вовремя заметить разрыв и не остаться без денег.
Прогноз движения денежных средств помогает лучше управлять бюджетом компании, планировать финансирование и грамотно распределять деньги. Для этого существует стандартный отчет о движении денежных средств, или ДДС.
Доходы и расходы
Доходы — это деньги, которая компания получает от продажи своих товаров или услуг. Расходы — это все затраты и издержки на производство, аренду, коммунальные платежи, налоги, зарплату и так далее.
Если доходы больше расходов — бизнес работает правильно. Если наоборот — все очень печально, банкротство не за горами.
Предприниматель, который работает на упрощенной системе налогообложения «Доходы» не обязан вести учет доходов и расходов. Но для себя его надо вести, чтобы понимать, как развивается бизнес. Не обязательно слишком подробно, как в бухгалтерском учете, достаточно выбрать основные статьи и работать с ними. Так можно будет определить доходные и не очень направления и сконцентрироваться на тех, которые приносят наибольшую прибыль.
Например, Сергей может учитывать доходы по:
Посмотрев цифры, Сергей видит, что делать кровати ему невыгодно — забирает много времени, маржа небольшая.
Так же точно можно поступить и с расходами.
Сергей видит, что больше всего денег уходит на закупку материалов, транспорт и мобильную связь. Он хочет снизить эти расходы и находит поставщика с более лояльными ценами, заключает договор с транспортной компанией на выгодных для себя условиях и переходит к другому оператору мобильной связи.
Он уменьшил расходы и увеличил доходы — прибыль компании стала больше.
Объем производства и качество продукции
Чем больше товаров или услуг продает компания, тем выше обороты и прибыль. Ежемесячный мониторинг этого показателя поможет понять, наращивает бизнес обороты или нет.
Если объемы продаж не увеличиваются, нужно искать причину. Одна из возможных причин — низкое качество продукции.
В компанию Сергея позвонил клиент и пожаловался на плохое качество мебели. Провели расследование и выяснили, что менеджер в документах показывал закупку фурнитуры высокого качества, а на производство поставлял материалы низкого качества. Сергей понес значительные убытки, не только материальные, но и моральные. Теперь он восстанавливает репутацию и тщательно следит за качеством мебели.
Снижение качества продукции или предоставляемых услуг — краткосрочная выгода. В долгосрочной перспективе такая политика может привести к банкротству предприятия.
Себестоимость продукции
Когда Сергей определяет цену шкафа-купе для покупателя, он учитывает, сколько денег он должен заплатить за материалы, включает зарплату работников, электроэнергию, амортизацию оборудования и другие расходы. Это и есть себестоимость продукции.
Себестоимость — это затраты компании, которые она понесла при изготовлении единицы товара.
От себестоимости зависит цена продажи товара или услуги. Если себестоимость посчитана неправильно, то не верно будет рассчитана и конечная стоимость товара. При низкой цене товара компания будет работать себе в убыток.
На цену продажи товара или услуги влияют разные факторы: сезонность, конкуренция, ценность для клиента, покупательская способность, новизна, уникальность, качество. Минимальная цена, за которую можно продать товар — себестоимость, максимальная — сколько прибыли можно получить от реализации.
На примере нашего мебельного цеха это будет выглядеть так:
Себестоимость прихожей — 12 000₽. Это уникальный дизайн по индивидуальным размерам клиента, с учетом его требований. Клиенту важно, чтобы все было сделано в точности, как в дизайн-проекте и быстро — не за две недели, а за одну.
Сергей учел все факторы, включая срочность, и установил цену на прихожую в размере 26 000₽. Клиента цена устроила и он внес предоплату.
Рентабельность
Производственный цех Сергея приносит доходов больше, чем расходов. У него не простаивает оборудование, нет задержек в доставке готовой мебели, персонал работает продуктивно, клиенты делают заказы и деньги регулярно поступают на счет. Это рентабельный бизнес.
Рентабельность — это оценка эффективности работы компании в целом. Чем меньше усилий и денег нужно, чтобы получить результат, тем выше рентабельность.
Показатель для расчета рентабельности — прибыль. Рассчитать ее несложно.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ = ПРИБЫЛЬ * 100% / ПОКАЗАТЕЛЬ, РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ КОТОРОГО НУЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ
Например, Сергей хочет посчитать рентабельность собственного капитала. Посчитать ее просто:
Рентабельность = ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ * 100% / СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ
У нашего героя Сергея расчет рентабельности будет выглядеть так:
Собственный капитал Сергея — 1 600 000₽ (4 100 000-2 500 000)
Чистая прибыль за последний год у него составила 80 000₽. Рентабельность собственного капитала: 80 000₽ * 100% / 1 600 000₽ = 5%.
Компания прибыльная, но прибыль микроскопически мала — всего 5%. Сергею нужно подумать, стоит ли продолжать работать, ведь ту же прибыль (и даже больше) можно получить, если просто отправить эти деньги на депозит в банк. А если он хочет продолжать свое дело, то ему надо крепко подумать над тем, как изменить бизнес-процессы и увеличить собственный капитал.
Точно так же можно рассчитать рентабельность основных средств, продаж, инвестиций и других параметров.
Для малого бизнеса анализа и оценки этих показателей достаточно, чтобы оценить эффективность бизнеса и вовремя заметить намечающиеся проблемы. Сложность в том, что учет нужно вести постоянно, а у предпринимателя обычно не так много времени на бумажные дела. ПланФакт помогает предпринимателям вести учет, не затрачивая много времени. Он прогнозирует денежные потоки, кассовые разрывы, планирует расходы, напоминает о выплатах и делает много других важных и полезных вещей.
Комментарий эксперта:
Анжелика Горох — кризис-менеджер:
Из собственной практики: 9 из 10 малых бизнесов не занимаются финансовым планированием, потому что не понимают, как учет денег может повлиять на результат бизнеса.
Если вкладывать деньги в маркетинг и продажи, растет денежный поток. Если уволить сотрудника, можно сэкономить на расходах. Чтобы избежать штрафов и неприятностей с банками и проверяющими органами, предприниматель нанимает бухгалтера, полагая, что тот отвечает за финансовую стабильность предприятия. Но это не так. Обанкротившиеся бизнесы тоже имели в штате бухгалтера и платили налоги.
Неприятные открытия, после которых начинаются изменения, наступают после первых кассовых разрывов. Приходят деньги от клиентов, но нет денег, чтобы рассчитаться с поставщиками. Разговор с бухгалтером не приносит ясности. Обычно он только подтверждает, что денег на счете нет и может показать движение денежных средств за период.
Но предприниматель хочет другого. Он хочет понять, что нужно сделать, чтобы деньги на счете были, и еще понять, как он может контролировать финансовую стабильность бизнеса простыми инструментами.
Ему нужен тот, кто скажет: денег в этом году было получено на 20% больше, чем в прошлом за счет роста выручки по 2 менеджерам и 10 клиентам. Рост продаж привел к росту доходов, но не привел к росту прибыли, потому что выросла зарплата вот по этим сотрудникам, а еще траты вот по этим статьям увеличились на 40% по сравнению с прошлым годом. К тому же поставщики снизили отсрочку платежа, что привело к росту кредиторки. А вот дебиторка выросла за счет просрочки по 3 клиентам. Если ничего не делать, то через три месяца мы не сможем заплатить вот этим поставщикам и не получим товар.
На основании этих фактов предприниматель примет решения, а финансовый анализ приобретет ценность в его глазах. Если анализ и выводы делать не раз в год, а чаще, то появится планирование, ведь лучше спланировать все расходы заранее, чем оказаться перед угрозой срыва поставок. А еще можно отказаться от спонтанных расходов и начать на них влиять. Это приведет к росту прибыли без дополнительных вложений.
Чтобы ввести у себя привычку смотреть только нужные данные не отвлекаясь на мелочи, важно построить систему управленческой отчетности, которая и даст ответы. Поддерживать систему на порядок проще даже силами обычного бухгалтера.
Раздел 2. Социально-экономическая статистика
Цель: сформировать представление о методах оценки уровня и тенденций изменения эффективности функционирования предприятий и организаций, спроса на продукцию с точки зрения востребованности результатов деятельности предприятия, как в целом, так и на внешнем рынке.
Задачи: рассмотреть частные показатели и обобщающий показатель эффективности общественного производства; показать методы анализа деловой активности предприятий и экономической конъюнктуры рынка.
Оглавление
12.1.Обобщающие показатели социально-экономической эффективности (ресурсов и текущих затрат), система частных показателей эффективности, показатели финансовой эффективности.
Экономическая эффективность отражает получение максимально возможных в данных конкретных условиях результатов экономической деятельности на единицу производственных затрат или примененных ресурсов.
Различают следующие основные группы показателей:
Обобщающие показатели эффективности общественного производства предлагают рассчитывать в двух вариантах:
Анализ эффективности живого труда включает следующие показатели:
Характеристика эффективности затрат прошлого труда включает следующие показатели:
Характеристика эффективности инвестиций (капитальных вложений) в экономику включает следующие показатели:
Существует взаимосвязь между различными показателями эффективности общественного производства. Так, производительность труда равна произведению показателей фондовооруженности и фондоотдачи, соответственно, индекс производительности равен произведению индексов фондовооруженности и фондоотдачи.
Система частных показателей эффективности может быть использована для статистической оценки влияния различных факторов на изменение валового внутреннего продукта ВВП.
Величина ВВП рассматривается как произведение трех факторов: численности занятых в экономике Т, фондовооруженности труда Фви фондоотдачи ФО.
Отсюда мультипликативная модель связи:
Влияние каждого фактора оценивается следующим образом:
На основе данной модели можно определить прирост ВВП, полученной за счет:
На уровне сектора или отрасли в качестве результативного показателя экономической деятельности используется валовая добавленная стоимость, которая определяется как разность валового выпуска продукции и промежуточного потребления. Валовая добавленная стоимость может быть представлена как произведение следующих факторов: численность работающих или затраты труда, выработка одного работающего и доля валовой добавленной стоимости в валовом выпуске. Сравнение значений валовой добавленной стоимости в целом и за счет отдельных факторов в отчетном и базисном периодах может быть выполнено в абсолютном и в относительном выражении.
При формировании системы показателей уровня производительности труда работников предприятий и организаций применяются следующие показатели затрат труда: количество отработанных человеко-часов; количество отработанных человеко-дней; среднесписочная численность работников за месяц (квартал, год и другой календарный период). Соответственно, различаются и уровни производительности труда: средняя часовая выработка, средняя дневная выработка средняя месячная (квартальная, годовая) выработка. Эти показатели взаимосвязаны между собой.
В расчетах уровня производительности труда используются различные способы измерения объема продукции: натуральный, стоимостный и трудовой. Измерители объема продукции дали название трем методам измерения производительности труда. Натуральный метод предполагает учет продукции в натуральных или условно-натуральных единицах измерения. В этом случае индекс производительности труда имеет вид:
Для определения обобщающих показателей объема разнородного ассортимента продукции используют трудовые и стоимостные соизмерители. Использование трудовых соизмерителей (трудоемкости базисного периода, нормативной трудоемкости) лежит в основе трудового метода измерения производительности труда.
Если соизмерителем продукции служит трудоемкость единицы продукции в базисном периоде t0, то индекс производительности труда рассчитывают по следующей формуле:
Этот способ измерения динамики производительности труда считается теоретически наиболее обоснованным.
Разность числителя и знаменателя данного индекса позволяет определить абсолютную экономию (дополнительные затраты) рабочего времени в связи с ростом (снижением) производительности труда:
Использование трудового метода для оценки производительности труда возможно лишь там, где ведется учет затрат в разрезе отдельных видов продукции.
При стоимостном методе измерения уровня и динамики производительности труда объем произведенной продукции оценивается в денежном (стоимостном) выражении. Формула для расчета индекса производительности труда по стоимостному методу имеет следующий вид:
Если известно изменение производительности труда по отдельным производственным единицам (цехам, участкам, предприятиям, отраслям), то рассчитать обобщающий показатель динамики производительности труда по совокупности производственных единиц в целом можно с помощью среднего арифметического индекса производительности труда, который называют по имени предложившего его академика индексом Струмилина:
где iv – индивидуальные индексы производительности труда по отдельным производственным единицам;
Т1 – затраты труда в отчетном периоде по отдельным производственным единицам.
Показатель эффективности использования основных фондов на уровне предприятия подвергается факторному анализу с точки зрения эффективности работы отдельных групп фондов. Для этого используются индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов:
где ф0,ф1 – фондоотдача базисного и отчетного периода по каждому виду основных производственных фондов
– среднегодовая стоимость основных фондов каждого вида в базисном и отчетном периоде
— удельный вес каждого вида основных фондов в их общем объеме.
Аналогично проводится анализ изменения среднего уровня фондоотдачи по совокупности подразделений предприятия. Выражением эффекта от улучшения использования основных фондов в отчетном периоде по сравнению с базисным является прирост продукции.
В фундаментальном отечественном Статистическом словаре (1989) отмечается, что эффективность использования финансовых ресурсов представляет собой соотношение эффекта общественного производства и финансовых ресурсов, примененных для его получения. Тем самым полученный показатель характеризует качественный итог использования финансовых ресурсов. При этом в отрасли или на предприятии уровень эффективности использования финансовых ресурсов характеризуется показателями отдачи отдельных видов финансовых ресурсов, исчисляемыми путем деления объема продукции или прибыли на величину примененных финансовых ресурсов (собственных средств предприятий, кредита и др.), а также показателями удельного расхода финансовых ресурсов, исчисляемыми делением величины примененных финансовых ресурсов на объем продукции или прибыли.
12.2. Обследование экономической конъюнктуры рынка и деловой активности предприятий учреждениями Федеральной службы государственной статистики. Интегральная оценка деловой активности предприятий и организаций
В зарубежной литературе представлено определение экономической эффективности как экономической категории, означающей, что общество производит максимум продукции с учетом спроса со стороны потребителей. В этой связи разрабатывается система статистических показателей, позволяющая оценить общую экономическую ситуацию, деловую активность предприятий и организаций, учитывая сформировавшийся спрос, масштабы производства, обеспеченность финансовыми ресурсами, прибыльность деятельности, конкурентную позицию.
В настоящее время учреждениями Федеральной службы государственной статистики проводятся обследования предприятий и организаций по формам 1-конъюнктура и 1-ДАП-ПМ.
Анализируемые показатели являются в основном качественными характеристиками и представляют собой экспертные оценки соответствующих показателей деятельности, определяемые на основе профессионального мнения руководителя предприятия. Оценки уровня показателей деловой активности основываются на сопоставлении фактических результатов с «нормальным уровнем» (с точки зрения сложившихся условий хозяйствования и ценообразования в обследуемом периоде). При оценке изменений показателей деловой активности используется следующая градация: увеличение (улучшение), без изменений, уменьшение (ухудшение). В качестве статистического веса единиц наблюдения в обследовании используется количественный показатель «среднесписочная численность работников предприятия за предыдущий год».
Экспертная оценка состояния и перспектив развития предприятия проводится на основе следующих показателей:
Обследования деловой активности предприятий и организаций осуществляется не только в рамках статистического наблюдения, но и другими ведомствами. Так, в тексте проспекта эмиссии облигаций предусмотрена информация о динамике показателей, характеризующих деловую активность эмитента за три завершенных финансовых года, предшествующих дате утверждения решения о выпуске облигаций, либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования, если эмитент осуществляет свою деятельность менее трех лет, и за последний квартал перед утверждением решения о выпуске облигаций.
Рекомендуется указывать следующие показатели: оборачиваемость чистых активов, раз; оборачиваемость кредиторской задолженности, раз; оборачиваемость дебиторской задолженности, раз; уплаченный налог на прибыль, тыс. руб.; доля бюджетной задолженности в кредиторской, %; доля налога на прибыль в балансовой прибыли, %.
Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации проводит обследования деловой активности коммерческих банков по следующим направлениям: клиенты банков, привлеченные средства; кредитная политика, персонал банка, операции на фондовом рынке, прибыль и финансово-экономическое положение банков.
Выводы
Эффективность функционирования предприятий и организаций оценивается системой статистических показателей.
Показатели фактического уровня эффективности рекомендуется рассматривать в динамике или в сравнении с нормативными и плановыми показателями, с показателями других стран и регионов. Основными задачами статистики эффективности общественного производства являются:
Методы анализа деловой активности и экономической конъюнктуры конкретизируются применительно к задачам исследования и с учетом специфики анализируемого сектора экономики.