в чем измеряется двигательная активность
Двигательная активность
10. Как физиологический процесс физическая активность присуща любому живому существу. Она может быть низкой, если человек осознанно или вынужденно ведет малоподвижный образ жизни и, наоборот, высокой, например, у спортсмена. Физическая активность включает в себя любой вид мышечной деятельности. Не важно, это специальные физические упражнения, или работа по дому или на приусадебном участке, или просто ходьба. Двигательную активность можно условно разделить на специально организованную (навязанную) и спонтанную (произвольную) активность. Различают активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезной и трудовой деятельности.
Спонтанная двигательная активность — это важное понятие из области физиологии, упрощенно говоря, это активность в свободное время не навязанная извне. Научным языком, под спонтанной двигательной активностью понимаются такие формы деятельности, которые не вызываются непосредственно факторами внешней среды, а в значительной степени определяются количественно и качественно видовыми особенностями организма. Она закономерно повторяется на протяжении различных периодов жизненного цикла (индивидуального развития, суточного периода, сезонов года и т.д.) и занимают значительное место в общем энергетическом расходе организма.
Жизнь организма, его рост и развитие зависят от двигательной активности, которая позволяет реализовать наследственную программу индивидуального развития. Движение эту не истощает, а пополняет «жизненную энергетическую копилку»! Именно благодаря движению организм восполняет не только потраченное, но и создает задел для дальнейшего развития. Пассивность снижает приспособительные возможности организма и делает его беззащитным перед неблагоприятными условиями среды, перед заболеваниями. Активность же выступает как посредник между генетической программой и окружающей средой. Природа очень дорожит законом активности и жестоко наказывает за его нарушения.
В чем измеряется двигательная активность
Определение и виды двигательной активности
Наиболее распространенным определением двигательной активности является любое движение тела, обусловленное сокращением скелетных мышц и приводящее к затратам энергии. Двигательную активность можно рассматривать, используя биомеханику, физиологию и бихевиоризм (изучение поведения). В биомеханике двигательная активность характеризуется такими показателями, как сила, скорость, ускорение, углы, инерция, механическая сила или механическая работа. Физиология анализирует двигательную активность в показателях метаболизма при помощи таких параметров, как потребление кислорода, метаболическая энергия, метаболическая мощность или метаболический эквивалент. Метаболический эквивалент (МЕТ) – это соотношение между энерготратами, связанными с двигательной активностью и энерготратами в состоянии покоя.
С точки зрения науки о поведении интерес вызывает тип активности (например, бег по сравнению с гимнастикой или баскетболом), условия, в которых ребенок занимается (игровая площадка, школа), использование игрушек или приспособлений; взаимодействие с другими людьми (друзьями, членами семьи), определение инициатора двигательной активности (ребенок, родители, друзья).
Двигательная активность – это сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность делится на регламентированную (организованная), частично-регламентированную, нерегламентированную (неорганизованная).
Неорганизованная (нерегламентированная) двигательная активность включает объем самопроизвольно осуществляемых двигательных актов.
Это самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей, ее продолжительность зависит от персональных проявлений детей в двигательных занятиях (игры со сверстниками, прогулки, самообслуживание и т. д.)
Частично-регламентированная двигательная активность – это объем двигательных актов, являющихся в ходе решения двигательных заданий (утренняя гимнастика, подвижные виды развлечения, физические упражнения во время прогулок, разминка во время перерыва между занятиями, физкультминутки на занятиях с интеллектуальной нагрузкой, гимнастика после дневного сна).
Организованная (регламентированная) двигательная активность – это сумма специально выбираемых и направленно влияющих на организм ребенка физических упражнений и двигательных мероприятий (физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и др.). Эти составляющие двигательной активности, обеспечивают определенный уровень в течение суток у школьников разного возраста и пола.
Двигательную активность группируютпо интенсивности, виду, длительности и частоте занятий.
Интенсивность определяется величиной физической нагрузки. Чем больше нагрузка, тем интенсивность больше. Двигательную активность подразделяют на три степени: легкую, умеренную, высокую.
К легкой степени двигательной активности относят такие разновидности занятий человека, которые вызывают дополнительные затраты энергии человека в пределах 2-3 МЕТ (несложная работа по дому, навыки приготовления пищи, мытье посуды, уборка жилья, стирка и глажение белья, приобретение покупок в магазине, работа за компьютером, пешие прогулки, утренняя зарядка). Также к данному виду двигательной активности относятся физические упражнения, которые могут выполняться не активно и не продолжительно: бадминтон, боулинг, гольф, танцы.
Примерами умеренной двигательной активности могут быть мытье пола, работа с пылесосом, ремонтные работы в доме, катание на коньках и лыжах, ходьба, бег трусцой, другие виды занятий и физические упражнения, требующие дополнительных энергетических трат в пределах 4-6 МЕТ.
Высокая двигательная активность (7-9 МЕТ и выше) включает в себя следующие виды деятельности: быстрая ходьба, плавание, гребля, туризм, хоккей на льду, прыжки через скакалку, занятия на велотренажере, бег в среднем темпе, езда на велосипеде, лыжах и коньках (в персональной тренировочной зоне частоты сердечных сокращений в зависимости от возраста). Также к высокой двигательной активности могут быть отнесены погрузочно-разгрузочные работы, копка земли, работы плотника, каменщика и спортсмена-профессионала.
Одним из основных условий формирования здоровья ребенка является суточная двигательная активность. Она включает в себя различные формы, методы и средства физического воспитания, учебно-воспитательного процесса, а также организацию свободного времени школьника в определенных рациональных соотношениях.
В повседневной жизни ребенок выполняет различные движения, связанные с трудовой и игровой деятельностью, которые сопровождаются различными изменениями положения тела в пространстве. Данные двигательные действия школьник выполняет с определенными физическими усилиями, сопряженные с непрерывными мышечными сокращениями различной интенсивности. В процессе двигательных действий накопленная в скелетных мышцах химическая энергия преобразуется в механическую работу.
Затраты в течение суток включают энерготраты в состоянии покоя, на расщепление питательных веществ, энерготраты, связанные с физической активностью. Наиболее информативным методом количественной и качественной оценки двигательной активности служит определение величин суточных энергетических затрат.
На практике применяется расчетный метод определения величин энергетических затрат. Для этого используются показатели продолжительности по времени (в минутах, часах) составной двигательной части в суточном бюджете времени.Число перемещений тела в пространстве за единицу времени, выраженное в величине пройденной дистанции за сутки (в км). Данные показатели дают возможность получить объективную информацию об объеме и характере двигательной активности школьников. При этом не требуется использования специального оборудования.
Общая характеристика понятий «Двигательная активность. Двигательная деятельностью. Двигательный режим и их особенности»
Зайнутдинова Светлана Викторовна
Физическая или двигательная активность – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени.
Сохранение здоровья в современных условиях невозможно без определенного объема и вида двигательной активности.
Что же понимается в настоящее время под оптимальной двигательной активностью? Прежде всего, оптимальная нагрузка. Она должна учитывать особенности жизнедеятельности, состояния, возможности и способности индивида.
Оптимальная двигательная активность должна обеспечить нормальное развитие и функционирование организма для сохранения здоровья и совершенствования различных процессов жизнедеятельности, компенсацию возрастных изменений в организме. Это ее главные задачи.
Двигательная деятельность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма и, разумеется, соответствовать требованиям к ее организации (памятка).
В раннем детстве происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, лазание, которые не только широко применяются детьми в самостоятельной деятельности, в творческих играх, но и являются неотъемлемым элементом содержания организованных подвижных игр, начиная с самого раннего возраста.
Двигательная деятельность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие» и представляет формы организации двигательной активности.
Проводя разные формы двигательной деятельности,воспитатель обязан:
— наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку;
— изменять при необходимости некоторые правила, регулировать длительность пауз;
— выбирать место для проведения игр, упражнений;
— изменять сложность препятствий;
— определять дистанцию для пробежек, количество прыжков.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями. Организация двигательной деятельности осуществляется во время утренней зарядки, физкультминуток, спортивных и подвижных игр, закаливания, гимнастики после сна, физкультурных досугов и праздников, дней здоровья, самостоятельной двигательной деятельности и, конечно, во время физкультурных занятий.
Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:
— чередование активной и пассивной деятельности;
— использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по двигательной деятельности.
В группах необходимо создавать оптимальные условия для движений ребенка, тем более что в течение первых 2—3 лет жизни самостоятельная двигательная активность ребенка постепенно нарастает.
Понятие «двигательный режим» включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня.
При организации двигательного режима необходимо выполнять определенные требования (памятка)
Рациональное сочетание разных видов двигательной деятельности представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий.
• Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.
• Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность.
В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и повторяться с разной периодичностью в течении дня, недели, месяца, года, составляя так называемый оздоровительный двигательный режим.
Необходимо определить приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т. д.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения детей двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
Третье место отводиться самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учетом уровня ДА.
Двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игр:
— Для стимулирования двигательной активности на участке можно создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания. Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Необходимо выносить игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки и т. д.)
— Центры здоровья в группах должны содержать различные мелкие и крупные физкультурные пособия. В раннем и младшем дошкольном возрасте, например, должны быть скакалки, султанчики, ленточки, 2-3 обруча, настольные спортивные игры, тренажеры, массажеры, а так же традиционное и нестандартное оборудование для развития движений и оздоровления детей. Оборудование должно быть составлено с учетом гендерного подхода.
Таким образом, движение составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, является условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор, оказывают благоприятное воздействие на растущий детский организм.
Двигательная активность детей посредством посещения зоопарка г. Ростова-на-Дону Зоопарк,как всем известно, это музей живой природы, в котором вы знакомитесь с представителями животного мира нашей планеты. Здесь изучают.
Двигательная активность детей во время прогулки. Подвижная игра «Боулинг» Цель игры: Развивать глазомер, меткость, координацию движений, укреплять мышцы рук и туловища у детей, умение.
Двигательная активность — залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик.
Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» В нашем ДОУ продолжается летний оздоровительный период. Дошколята больше времени.
Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.
Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа) Цель: познакомить детей с новым для них праздником. Задачи: Развивать у детей интерес к событиям происходящим в Крыму; формировать у детей.
Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей раннего возраста. Человек – это совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.
В чем измеряется двигательная активность
Цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий темы: двигательная активность, мышечная сила, мышечная выносливость, скоростные качества, гибкость, реакции организма на стресс.
-организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в различных учебных ситуациях; стимулировать их стремление к самообразованию; социализация личности;
-обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий учащихся; Развивающие:
— формировать способность конструктивного взаимодействия в парах, малых группах по достижению общей цели;
— развивать способность применения полученных знаний;
-развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения.
-стимулировать интерес учащихся к видам физических упражнений;
— повышение общей информационной культуры учащихся; актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы.
Мы считаем, что мы готовы к проектированию собственного пути. Важно отдавать себе отчет в том, что при этом можно столкнуться со множеством проблем.
Сформулируйте проблемы, с которыми, Вы, на Ваш взгляд можете столкнуться в сфере здоровья.
Тема нашего урока очень актуальна — среди факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья подростков двигательной активности принадлежит первостепенная роль. Почему?
Значение физической активности для здоровья:
1. Недостаточная физическая активность является четвертым по важности фактором риска развития неинфекционных заболеваний. Снижение объема и качества физической активности приводит к развитию неинфекционных заболеваний (НИЗ) и ухудшению здоровья населения. Регулярная физическая активность снижает риск сердечных заболеваний и инсульта, диабета 2 типа, гипертонии, рака толстой кишки, рака молочной железы, депрессии и перелома шейки бедра у лиц пожилого возраста. Кроме этого, физическая активность является определяющим фактором затрат энергии, и, следовательно, имеет решающее значение для энергообмена и контроля веса. 2. Рекомендации по физической активности ориентированы на профилактику неинфекционных заболеваний с помощью пропаганды физической активности среди населения и охватывают три возрастные группы: 5—17 лет; 18—64 лет; и 65 лет и старше.
Прочитать отрывок предложенного текста;
ЗАДАНИЕ: *обобщить прочитанное и в 1-2 предложениях высказать главную мысль отрывка; задать вопросы о прочитанном: о главной идее, об основных моментах;
* попытаться определить наиболее трудную часть. Объяснить непонятные моменты (новые понятия (термины);
*определить, что еще необходимо знать по данной теме.
Двигательную активность можно условно разделить на специально организованную (навязанную) и спонтанную (произвольную) активность. Различают активность в процессе физического воспитания; физическую активность во время обучения, общественно-полезной и трудовой деятельности. Спонтанная двигательная активность это активность в свободное время не навязанная извне. Она закономерно повторяется на протяжении различных периодов жизненного цикла (индивидуального развития, суточного периода, сезонов года и т.д.) и занимают значительное место в общем энергетическом расходе организма. Ограничение или навязывание физической деятельности сопровождается компенсаторным изменением спонтанной двигательной активности. Биологический смысл спонтанной активности поддержание постоянства суточного объема движений и энергозатрат. Важно отметить, что существует специальный механизм саморегуляции двигательной активности, поддержания постоянства ее суточного объема путем изменения спонтанной ее составляющей. Жизнь организма, его рост и развитие зависят от двигательной активности, которая позволяет реализовать наследственную программу индивидуального развития. Движение пополняет ”жизненную энергетическую копилку»! Именно благодаря движению организм восполняет не только потраченное, но и создает задел для дальнейшего развития. Пассивность снижает приспособительные возможности организма и делает его беззащитным перед неблагоприятными условиями среды, перед заболеваниями. Активность же выступает как посредник между генетической программой и окружающей средой. Природа очень дорожит законом активности и жестоко наказывает за его нарушения.
Карточка 2 Потребность в двигательной активности
1. Объем двигательной активности в течение суток является постоянной величиной для конкретного человека. Есть люди с низкой и с высокой потребностью к движению. Постоянство двигательной активности поддерживается благодаря спонтанной активности.
2. В условиях свободного выбора, люди с высокой самооценкой потребности в движениях производят существенно больший объем работы по сравнению с людьми, у которых самооценка низкая. Мощность произвольно избираемой физической нагрузки в условиях свободного выбора выше у мужчин, в то время как продолжительность работы больше у женщин.
3. Окончательное формирование ”моторного типа“ человека происходит примерно к 30 годам.
4. К старости потребность в движениях не изменяется, с возрастом уменьшается лишь ”доза” мышечных усилий, необходимая для удовлетворения этой потребности.
5. Увеличение объема привычной двигательной активности сопровождается ростом потребности в движениях. Потребность в двигательной активности можно повысить за счет постепенного увеличения физических нагрузок. После достижения этого предела потребность в движении резко снижается.
6. Произвольно дозируемая физическая нагрузка характеризуется: мощностью, продолжительностью и объемом выполненной работы. Таким образом, на основании субъективных ощущений организм самостоятельно подбирает индивидуально оптимальную дозу физической нагрузки, которая обеспечивает наилучшее соотношение между физиологической достаточностью мышечной работы и ее безопасностью для организма. Это важный инструмент оздоровительной физкультуры.
Мышечная сила— сила, которую способна развить мышца при поднятии, перемещении или толкании какого-либо предмета. Она нужна каждому хотя бы для того, чтобы выполнять простейшие повседневные дела. Если силу не поддерживать, со временем все труднее будут даваться даже самые простые формы физической активности (например, хождение пешком) и увеличится риск бытовых травм. Даже чтобы поднять чемодан с пола и удержать его в руке, требуется мышечная сила. Мышечная выносливость означает способность человека в течение некоторого времени поддерживать мышечное сокращение или повторно сокращать какую-нибудь группу мышц. При помощи поочередных сгибаний и разгибаний туловища можно определить выносливость мышц живота, а при помощи отжиманий — выносливость мышц плеч, груди и рук. Средствами развития силы мышц служат различные силовые упражнения, среди которых можно выделить упражнения с внешним сопротивлением, а также с преодолением веса собственного тела. Упражнения с внешним сопротивлением это упражнения с тяжестями, с партнером, с сопротивлением других предметов (резиновые амортизаторы, различные эспандеры и т. п.), с преодолением сопротивления внешней среды (бег в гору, по песку, снегу, воде). Упражнения с преодолением веса собственного тела — это гимнастические упражнения (подъем переворотом, подтягивание на перекладине, отжимание на руках в упоре лежа и на брусьях, лазание по канату и др.), легкоатлетические прыжковые, упражнения в преодолении препятствий на специальных тренировочных полосах, Скоростные качества необходимы человеку для передвижения с максимальной скоростью, при исполнении различных прыжков, связанных с перемещением тела, в единоборствах и спортивных играх. Основные средства развития быстроты— упражнения, требующие энергичных двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.
Гибкость — это свойство опорно-двигательного аппарата человека по расширению пределов движения отдельных звеньев организма. Развивают гибкость при помощи упражнений на растягивание мышц и связок. Упражнения, направленные на развитие гибкости, основаны на выполнении разнообразных движений: сгибаний-разгибаний, наклонов и поворотов, вращений и махов. Такие упражнения можно выполнять самостоятельно или с партнером, с различными отягощениями или простейшими тренировочными приспособлениями, Комплексы таких упражнений могут быть направлены на развитие подвижности во всех суставах для улучшения общей гибкости без учета специфики двигательной деятельности конкретного человека. Подростки обычно отличаются очень хорошей гибкостью и выносливостью, а силу они набирают с возрастом. Важно поддерживать и улучшать эти качества, чтобы сохранить их и в зрелые годы.
В тетради обведите свою ладошку, каждый палец — это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его и
— безымянный — моя оценка моей физической активности.