в чем историко философский смысл романа обломов

Историко философский смысл романа Обломов

Смысл романа «Обломов» раскрывается через сопоставление главных персонажей произведения – друзей детства, Обломова и Штольца. Илья Обломов предстаёт перед читателями типичным Емелей из русской народной сказки, который мечтает о многом, но мечты его утопичны. Они не сбываются по простой причине – герой ничего не делает для их осуществления.

Обломов проводит свой день на любимом диване, он практически не двигается, и только в голове его постоянно крутятся мысли, идеи и грандиозные планы по модернизации своего имения. Чудовищная лень мешает молодому человеку взяться за дело, и планы остаются планами. Так проходят дни, недели и годы бесполезной и пустой жизни. При этом автор подчёркивает, что у его героя много положительных качеств. В нравственном отношении он стоит выше остальных, более активных по сравнению с ним персонажей.

Антипод Обломова – Андрей Штольц. Он готов трудиться столько, сколько понадобится ради нужного результата. Он всё время ставит какие-то цели и добивается их. Постоянная занятость, немецкая пунктуальность, деловитость и энергичность – вот его основные качества. Для него не характерны сентиментальность и мечтательность, читатель видит «сухаря». Чрезмерно практичный, идеализирующий «труд ради труда» Штольц – тоже не идеал Гончарова. Ему не хватает мягкости и душевности Обломова.

В противопоставлении этих героев угадывается конфликт между западниками и славянофилами, в условиях которого создавался роман. Первые считали, что человек может быть счастлив только благодаря прогрессу, передовым достижениям. Вторые пропагандировали возврат к старому, самобытному состоянию общества. Обломов на примере своих героев показал, что для полноценной и счастливой жизни человеку нужно найти баланс между европейским укладом жизни и русской «обломовщиной». Нельзя жить одним трудом и руководствоваться исключительно деловой стороной человеческого существования. Нельзя также жить, отрываясь от реальности, пытаться закрыть на неё глаза, плыть по течению и деградировать. Идеальный человек – тот, кто сумел найти компромисс между этими двумя началами. Всесторонне развитая и духовная личность сочетает в себе мечтательность и спокойствие Обломова с активностью и трудолюбием Штольца. Об этом говорит нам Гончаров на примере жизненного пути двух своих героев.

2 вариант

Произведение И.А.Гончарова «Обломов» – бессмертный роман, созданный в пору стремительных и неоднозначных перемен в российском государстве, при оппозиции двух партий – западных европейцев и славянолюбов. На примере главных героев, Обломова и Штольца, И.А.Гончаров раскрывает идеологическое значение романа.

Илья Ильич Обломов, дворянин, интеллигент, чуткий, с податливым характером. Но хорошие черты характера перечеркиваются проявлениями лени и безволия. Смысл жизни, придуманная деревня Обломовка, мифическое райское место, идеализируемая и выдуманная. Молодой человек похож на героев сказок, любимых им в детстве. Лежа на любимом диване, ждать чудес, которых не будет по причине того, что живет он в реальном мире. В отличие от Обломова, Штольц деятельный человек, труд ради труда его принцип в жизни.

Обломов и Штольц, как два представителя противоположных партий. Один с исконно русским дворянским менталитетом, зачем ему трудиться и напрягаться, если за него это могут сделать другие. Даже воплотить свои мечты в жизнь у него не хватит активности и воли. И Штольц, у него нехватка фантазии, не знает, куда еще приложить свою энергию.

К концу романа Штольц начинает тонуть в «обломовщине», вести такую же обывательскую жизнь в кругу семьи, которую он так осуждал в друге детства. Возможно, немецкая рассудительность пала под русскими корнями Андрея Ивановича. При практичном, бюргерском складе ума, он не мог понять, что неосознанно всю жизнь стремился к такой жизни как в Обломовке.

Обломовка, как вымышленное место, стала центром сосредоточения высших целей любого русского сословия. Умиротворенная, без усилий и лишних телодвижений жизнь, русская природа, счастливая семья – столбы благополучной жизни. При стремительном отрыве от обычных идеалов, внутри человека образуется пустота, пример замужняя Ольга Ильинская.

В чем же историко–философский смысл романа? И. А. Гончаров в своем произведении попытался раскрыть такое явление, как «обломовщина», как часть русского менталитета, народных традиций. Самопознание ради самопознания, как и труд ради труда, обернуться для человека уходом от истинных вещей, от своих корней, потерей внутренних ценностей, чувством неполноценности жизни. Автор обращает внимание, что для построения новой, во всех отношениях развитой личности нужно найти грань между устоявшейся русской « обломовщиной» и западноевропейскими развивающимися взглядами.

Историко философский смысл романа Обломов

Несколько интересных сочинений

И. А. Бунин написал «Тёмные аллеи» в последние годы своего творчества, поэтому во всех рассказах сборника можно заметить мудрость и большой жизненный опыт писателя. Преимущественно рассматривались темы любви.

Свой роман А.Гончаров назвал «Обломов», тем самым выделяя главного героя и,собственно говоря, основную мысль произведения. Но на самом деле здесь 2 героя, которые равнозначны по авторской задумке: Обломов и Штольц.

Произведение относится к художественной прозе писателя, раскрывающей проблематику понимания человеком истинных жизненных ценностей.

Произведения Александра Сергеевича первым делом учат доброте и пониманию, что за каждый плохой поступок будет следовать наказание. Зачастую, Пушкин в своих сказках нам преподает уроки того, как легко потерять все, поддавшись жадности и глупости

Источник

Сочинение по теме: историко-философский смысл романа «Обломов»

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» был написан в период с 1847 по 1859 год. Полностью он был впервые опубликован в 1859 году в первых четырёх номерах журнала «Отечественные записки». Но одна из основных глав была опубликована уже в 1849 году — «Сон Обломова». историко-философский смысл романа «Обломов» и сочинений, подобных ему, заключается в демонстрации разрушительной силы безделья.

Философия жизни Ильи Ильича

Герой романа олицетворяет сущность типичного русского человека. Да и не только русского, во всём мире живёт множество бездельников, похожих на него. Такие люди не желают ничего делать, ничем не интересуются, не увлекаются, стремясь к спокойной и линейной жизни, без забот и трудностей.

Цели Обломова очень просты: максимальный комфорт и минимальное участие в жизни общества, дабы не нарушать идиллию покоя. Он лишь наблюдал за тем, как живут другие. Любил уходить в свой выдуманный мир иллюзий, где всё работает так, как ему хочется. Бо́льшую часть его времяпрепровождения составляет лежание на диване.

Обломов с детства был приучен к безделью. Мальчику не позволяли шалить, всячески ограничивали его стремление изучать происходящее вокруг. Всегда рядом был верный слуга Захар, готовый помочь ленивому барину в любом деле.

Все жители деревни были такими же лентяями. «Тихо и сонно всё в деревне… Тишина и невозмутимое спокойствие царствует и в нравах людей в том краю». Так описывал И. А. Гончаров любимый дом Ильи Ильича. Главный герой с ранних лет наблюдал такой стиль жизни, который в итоге стал основой его собственного бытия, такого же бездеятельного и ленивого, ему он следовал до конца своих дней.

Жизненный идеал героя

Обломов видит во сне свою ушедшую в прошлое жизнь в родной деревне, где ничего необычного не происходит, и всё абсолютно спокойно и безмятежно. День ото дня ничем не отличается.

Интересы жителей можно кратко описать так:

Жизнь течёт, без каких-либо стрессовых событий, за исключением смены времён года никаких различий между разными периодами жизни не наблюдается.

Никакие земные дела не имеют значения для жителей Обломовки. Таким же, как и окружающие стал и Илья Ильич. Этот сон мог быть бесконечным, если бы не был прерван появлением Андрея Ивановича Штольца. Странно, что такие люди смогли стать друзьями. Ведь Штольц и Обломов противоположны по характеру.

Штольц пытался вытащить друга из пучины обломовщины, с этой целью он познакомил его с Ольгой Ильинской, которая, в свою очередь, тоже хотела изменить Обломова, сделать целеустремлённым, уничтожить в нём апатичность и лень, считала своим долгом сделать подобие своего идеала. Да и другие знакомые пытались расшевелить Илью Ильича, но он, даже завидуя им («Каков Судьбинский!» — говорит он не без зависти, узнав об успехе знакомого), ничего не пытается изменить.

Любовь к Ильинской, жизненные трудности, переезд в другой город, прибытие друзей, которые пытались его чем-то увлечь — ничто не могло надолго изменить жизнь Обломова. Потому что принципы, стремление к незыблемости которых перевешивает всё остальное, неизменны:

Ольга была не единственной женщиной в жизни Обломова. Впоследствии он женился на Агафье Пшеницыной. Она была доброй и заботливой. Жизнь с ней стала реализацией иллюзий об умиротворённости и покое, которых мечтал достичь Обломов. В результате он достиг полного отрешения от мира, что и было его главной целью.

Таким образом, жизнь героя представляла собой лишь череду бессмысленных событий, он не сделал ничего полезного. Сына его отдали на воспитание Штольцу.

Обломовщина в современном мире

Тема обломовщины очень обширна, поскольку такой стиль жизни можно спроецировать на большинство людей, но каждый сам определяет свою судьбу. Кто-то хочет достичь чего-то масштабного, изменять мир в лучшую сторону, трудиться на благо человечества, а кто-то желает просто бездельничать, или вовсе заниматься саморазрушением. И таких вот пустых созданий намного больше, чем целеустремлённых здравомыслящих людей. Это неудивительно, поскольку дураком быть всегда проще. Зачем думать, бороться с ленью, если можно просто расслабиться. Ведь все смертны, ничто не имеет смысла.

Осуждать нельзя никого, если эти два типа людей не мешают друг другу жить, и распространяют свои идеи только в кругу единомышленников, не навязывая их тем, кто не согласен, то всё в порядке, именно так и должно быть. Однако, нельзя допустить, чтобы общество состояло только из таких, как Обломов, иначе Человеку Разумному, как виду, скоро придёт конец.

Есть много других произведений с глубоким философским смыслом, созданных для того, чтобы люди задумались — по правильному ли пути они идут, или следует что-то изменить. Ведь любая литература так или иначе основана на реальных событиях, будь то фантастика или нечто реалистичное.

Писатели анализируют происходящие в нашем мире и с помощью иносказаний доносят свои мысли тем или иным вопросам. Кто-то прислушивается и меняет свою жизнь, кто-то нет. На бездельниках наживаются люди, у которых есть цель, обломовцы счастливы, пребывая в покое, и все довольны. Так что пусть всё остаётся как есть.

Источник

Историко-философский смысл романа И.А. Гончарова «Обломов»

На уроках литературы школьники старших классов изучают различные классические произведения. Одним из таких является роман Гончарова под названием «Обломов», историко-философский смысл которого следует хорошо понимать современным школьникам.

Определение смысла жизни героев

В романе два ключевых персонажа, которых автор создал полными противоположностями друг другу.

в чем историко философский смысл романа обломов. Смотреть фото в чем историко философский смысл романа обломов. Смотреть картинку в чем историко философский смысл романа обломов. Картинка про в чем историко философский смысл романа обломов. Фото в чем историко философский смысл романа обломов

Обломов по характеру — это яркий представитель русских сказок, тот самый Емеля, который сутками лежит на печи и мечтает о чуде.

Он видит прекрасный сон, в котором все его мечты реальны. Но проблема заключается в том, что реальность далека от грез главного героя.

В действительности бездействие Обломова приводит к его гибели, он окончательно погряз в лени и обрюзг. При этом Илья Ильич неплохой человек, он уступчив и мягок, да только это не идет ему на пользу.

в чем историко философский смысл романа обломов. Смотреть фото в чем историко философский смысл романа обломов. Смотреть картинку в чем историко философский смысл романа обломов. Картинка про в чем историко философский смысл романа обломов. Фото в чем историко философский смысл романа обломов

А вот Штольц другой, он уважает труд и готов работать ради того, чтобы создавать какую-то деятельность. Как пишет Гончаров: «труд ради труда». Это приносит свои «плоды», но подобная продуктивность также высмеивается автором.

Парадоксально, но в конце романа Штольц находит успокоение в кругу семьи, мирную жизнь в той самой «обломовщине», которую он осуждал на протяжении всей жизни.

Основа жизненной философии Обломова

Если говорить кратко, то Обломов – это олицетворение сказочного персонажа, который живет в грезах.

в чем историко философский смысл романа обломов. Смотреть фото в чем историко философский смысл романа обломов. Смотреть картинку в чем историко философский смысл романа обломов. Картинка про в чем историко философский смысл романа обломов. Фото в чем историко философский смысл романа обломов

При этом Илья Ильич не хочет ничего делать, он проживает жизнь «лежа на диване». Своеобразная утопия, деградация.

в чем историко философский смысл романа обломов. Смотреть фото в чем историко философский смысл романа обломов. Смотреть картинку в чем историко философский смысл романа обломов. Картинка про в чем историко философский смысл романа обломов. Фото в чем историко философский смысл романа обломов

Обломов проживает жизнь не в реальном мире, а в мечтаниях, где грезит об идеальном месте, деревне, в которой он родился и рос.

Обломовка представляется герою идеальным местом, ей он придает сакральное значение. Но пока Обломов мечтает, в деревне происходят определенные изменения.

Штольц же видит своим смыслом жизни труд, он его идеализирует, работает не только для себя, но и для Обломова, регулярно спонсируя его, отсылая деньги.

Философские итоги романа И. А. Гончарова

Философское значение финала произведения заключается в том, что Штольц находит компромисс. Проведя всю жизнь в труде, он обретает спокойствие и мир в семейной жизни.

Эта метаморфоза помогает понять, что с годами герой изменился, отследить его личностный рост, который привел к определенным метаморфозам и переоценке ценностей.

в чем историко философский смысл романа обломов. Смотреть фото в чем историко философский смысл романа обломов. Смотреть картинку в чем историко философский смысл романа обломов. Картинка про в чем историко философский смысл романа обломов. Фото в чем историко философский смысл романа обломов

Роль Обломова иная, он «играет» с реальностью. На примере этого героя Гончаров показывает, то если человек не меняется, то непременно деградирует, как личность.

Нежелание Ильи Ильича трудиться, следовать современным течениям, принимать важные решения, приводит к его смерти. Герой погибает.

Философия жизни такова: нужно искать компромисс, расти, развиваться. В противном случае человек не будет «поспевать» за обществом, современными тенденциями. Ожидание чуда не гарантирует, что оно произойдет, а ждать вечно – значит, попусту тратить свою жизнь.

Прежде чем написать сочинение по теме, стоит немного «окунуться» в историю и понять, что противопоставление Обломова и Штольца – это влияние обстановки в стране. Сложившаяся ситуация, противостояние западников и славянофилов угадывается в романе и персонажах.

Источник

Историко-философский смысл романа Обломов

Роман Гончарова «Обломов» – знаковое произведение, написанное в период быстрых, глобальных изменений российского общества, противостояния двух центральных направлений – западников и славянофилов. Западники поддерживали идею общества как инструмента для самореализации индивида, веру во всесилие прогресса и разума, пропагандировали важность свободы личности и общечеловеческого достоинства. Славянофилы же придерживались идей о самобытности и самостоятельном пути развития российского общества, считая главной задачей возвращение в «старое, самобытное состояние». Путем сравнения этих двух течений на примерах главных героев – Обломова и Штольца – перед читателями раскрывается глубокий философский смысл романа «Обломов».

Определение смысла жизни героев

Обломов предстает перед читателями ленивым, апатичным, безинициативным человеком-мечтателем с добрым, уступчивым характером. Для него основным смыслом жизни является некая далекая мифичная Обломовка – его родная деревня, по сути рай на земле, которую он в своих воспоминаниях идеализирует и придумывает по-своему. Илья Ильич – классический русский персонаж с соответствующей ментальностью – знакомый всем Иван Дурак из народных сказок, которые так любил Обломов в детстве. Как и персонаж сказки, он лежит на «печи» и ждет чуда, которое не случается, ведь живет он в реальной жизни – этим Обломов отличается от Штольца, для которого основным в жизни является труд ради самого труда, то есть постоянного действия.

Обломов и Штольц соотносятся как рефлексирующий персонаж исконно русского типа и действующий персонаж нового, европейского типа. Однако, если Илье Ильичу не хватает энергии и воли, чтобы начать воплощать мечты в жизнь, то Штольцу не хватает воображения, чтобы понять, для чего он трудится, найти высшую и далекую цель.

Штольц и Обломовка

Примечательно, что в конце произведения Штольц находит семейный покой в своем поместье, живя там с женой и детьми – то есть, по сути, погружается в «обломовщину», которую осуждал в Обломове. Видимо, причиной тому стали русские корни Андрея Ивановича, перевесившие энергию и практичность немецкой, трудовой ментальности, которую он перенял от отца.
Кроме того, косвенным смыслом жизни Штольца тоже была Обломовка – он регулярно высылал Обломову денег, занимался решением вопросов с поместьем, даже в конце звал Захара к себе (Захар в конце произведения выступает олицетворением «умирающей» Обломовки). Штольцу всю жизнь не хватало этих ментально-русских ценностей, но он был слишком практичным человеком, чтобы понять, к чему всю жизнь неосознанно стремился – ведь только в гостях Обломова он находил нужный ему душевный покой.

Заключение

Обломовка как мифическое место становится центром идеалов жизни не только российского мещанства, а русского человека в целом – спокойная, не требующая напряжения и активных действий жизнь, красивая природа и идиллия в семье являются основой его благополучного бытия. Полный и резкий отрыв человека от привычных идеалов ведет к внутренней пустоте и грусти, как это видно на примере замужней Ольги Ильинской.

Историко-философский смысл романа «Обломов» заключается в раскрытии явления «обломовки» как элемента русской ментальности и традиции, ее влияния на судьбы и личности героев. Автор показывает, что рефлексия ради рефлексии, как и труд ради труда, пагубны для человека потерей чего-то важного, отрывом от реальности либо от собственных корней, неполным проживанием собственной жизни. Гончаров акцентирует внимание на необходимости поиска баланса между европейскими прогрессивными взглядами и традиционной русской «обломовщиной» – только так возможно формирование новой, всесторонне развитой, духовной личности.

Источник

И. А. Гончаров «Обломов». Историко-философский смысл романа

Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.

Общественный смысл романа

В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

Смысл произведения

«Обломов» Гончарова — это в первую очередь роман о пороке людей. Часто читатель замечает сходство главного персонажа как с Иваном Александровичем, так и со многими людьми. Автор пытался показать очередной недостаток человека.

в чем историко философский смысл романа обломов. Смотреть фото в чем историко философский смысл романа обломов. Смотреть картинку в чем историко философский смысл романа обломов. Картинка про в чем историко философский смысл романа обломов. Фото в чем историко философский смысл романа обломов

Герой апатичен, неопрятен, ленив, но читатель его полюбил лишь из-за того, что у него есть душа и он ее не стыдится показать. «Вы считаете, что для мысли сердце не нужно? Нет, она зарождается любовью», — именно так звучит один из самых важных монологов в романе, который закладывает смысл и суть произведения «Обломов».

Непосредственно диван и довольный на нем главный герой держат мир в равновесии. Неразборчивость Ильи Ильича, его мышление, метания, смута заправлены рычагом движения осью Земли. В произведении эти чувства описываются как оправдание пассивности.

Суета Судьбинского либо Тарантьева не принесла ожидаемых результатов, Штольц с успехом сделал карьеру, но какую конкретно — непонятно… Писатель осмелился высмеять труд, а именно работу на государственной службе, к которой Гончаров относился с ненавистью.

Также автор описывает разные аспекты любви. Ольги вложила ее в перевоспитание Обломова, женщина не видела, как это мучительно для главного героя.

Переделывая своего любимого, Ильина не замечала, что подавляет в нем как негативные, так и позитивные черты характера. Перед Обломовым становится нравственная проблема: или быть собой, но самому, или играть все время роль другого человека, но ради счастья жены. Он решил выбрать собственную жизнь.

Смысл названия произведения

Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина». Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» происходит от слов «обломок», «обламывать», «ломать», обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.

Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.

Смысл Обломовки в романе

Из сюжета романа «Обломов» читатель с самого начала узнает множество фактов об Обломовке, о том, какое это прекрасное место, как там было легко и хорошо герою и как важно Обломову туда вернуться. Однако, на протяжении всего повествования события так и не переносят нас в деревню, что делает ее по истине мифическим, сказочным местом. Живописная природа, пологие холмы, спокойная река, избушка на краю оврага, которую посетителю нужно просить стать «к лесу задом, а к нему передом», чтобы войти внутрь, – даже в газетах об Обломовке никогда не было упоминания. Никакие страсти не волновали жителей Обломовки – они были полностью оторванные от мира, проводили в скуке и спокойствии свою, устроенную на постоянных обрядах жизнь.

Детство Обломова проходило в любви, родители постоянно баловали Илью, потакая всем его желаниям. Однако особое впечатление на Обломова оказали рассказы няни, читавшей ему о мифических героях и сказочных богатырях, тесно связав в памяти героя родную деревню с народным фольклором. Для Ильи Ильича Обломовка – это далекая мечта, идеал, сравнимый, пожалуй, с прекрасными дамами средневековых рыцарей, воспевавших женин, которых порой никогда не видели. Кроме того, деревня – это еще и способ убежать от действительности, некое полупридуманное место, где герой может забыть о реальности и быть самим собой – ленивым, апатичным, полностью спокойным и отреченным от окружающего мира.

Сочинение «О каких вопросах задумывается И.А.Гончаров в романе «Обломов»?»

Сочинение ученицы 10 класса Макиевской Кьяры на тему: «О каких вопросах задумывается И.А. Гончаров в романе «Обломов»?»

Роман И.А. Гончарова «Обломов» по праву считается образцом классической русской литературы и великолепным примером романа критического реализма. Примечательно, что произведение, написанное во второй половине девятнадцатого века, до сих пор удивляет любого внимательного читателя глубиной своей мысли и продуманностью сюжета. Роман И.А. Гончарова «Обломов» прежде всего интересен читателю из-за своей многогранности, ведь мы можем рассматривать его и как психологический роман, и как философский, а с некоторых позиций и как социально-бытовой. Благодаря этому автор в своем романе сумел осветить множество вопросов, актуальных во все времена. И.А. Гончаров поднимает проблему «обломовщины», в своих персонажах мастерски отражает характеры основных представителей населения России того времени, поднимает нравственно-философские проблемы. На некоторых проблемах и вопросах я хотела бы остановиться подробнее.

Справедливо утверждать, что основной проблемой романа можно считать тему «обломовщины». «Обломовщина» — это социальное явление, представляющее собой распад крепостных устоев дореформенной России. Интересно, что подобное социальное явление И.А. Гончаров сумел рассмотреть с философской точки зрения. Проблему упадка русского дворянства автор рассмотрел с позиции человека, стремящегося понять смысл и последствия перемен, происходящих в русском обществе. Впервые с понятием «обломовщина» читатель знакомится во второй части произведения в диалоге Штольца и Обломова. Штольц, пытаясь подобрать название образу жизни Обломова, метко использует данное понятие. Если Штольц считает подобный образ жизни неправильным, то Обломов в ответ задается массой вопросов: «Где же идеал жизни, по-твоему? Что ж не обломовщина? Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?» В контексте произведения понятие «обломовщина» часто употребляется, как определение полной апатии и лени Обломова, но не стоит забывать, что «Обломов» — роман, относящийся к направлению реализма, а для реализма свойственно отображать в отдельных героях типичность, характерную для того времени. Именно поэтому справедливо утверждение о том, что «обломовщина» — это не просто характеристика образа жизни Ильи Ильича, а целое социальное явление, а сам Обломов не является единичным представителем социально угасающего дворянства, а по праву может считаться собирательным образом дворянства той эпохи, стоящего на пороге реформ и распада многовековых устоев. Автор гениально сумел перенести типичные образы представителей русского народа тех времен в героев своего романа. Особенно интересно И.А. Гончаров представляет главные мужские и главные женские образы. Главными мужскими образами романа стали Илья Обломов и Андрей Штольц, а основными женскими образами правильным будет считать Ольгу Ильинскую и Агафью Пшеницыну. И мужские, и женские главные образы произведения находятся в оппозиции по отношению друг к другу, являются антиподами. Даже внешний вид героев говорит об их полной противоположности. Автор, говоря об Обломове, пишет, что «тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины». При этом Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца». По своей натуре Штольц активен и деятелен, в то время как Обломов не видит счастья в работе, деятельности, стремлении, считая любой успех довольно условным, ведь в понимании Обломова счастье заключается в покое и тихом течении жизни. Говоря о женских образах романа, следует отметить важную деталь, показывающую нам основное отличие между Ольгой и Агафьей Матвеевной, и деталь эта – отношение к любви, а именно чувства, испытываемые к Обломову. Даже в отношении чувств Ольга, подобно Штольцу, деятельна. Как и Андрей, она стремится изменить Обломова, подтолкнуть его к действию. Она не любит настоящего Обломова, но испытывает чувства к тому Обломову, которого хотела бы видеть, того изменившегося человека, поборовшего апатию, поставившего перед собой цели, человека, желающего двигаться вперед. Обломов прекрасно понял это, о чем говорит читателю фрагмент из его письма Ольге: «Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая, за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или в истерических припадках. Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль», — вот что следовало бы мне сказать вам, если б я от природы был попрозорливее умом и пободрее душой, если б, наконец, был искреннее». Агафья Матвеевна, являющаяся антиподом Ольги, не стремится изменить Обломова, она любит в нем каждую мелочь. Агафья готова принимать Обломова таким, какой он есть. Он будет лежать на диване в своем любимом халате, а она будет печь ему пироги. Противопоставляя Обломова Штольцу, а Олгьу Агафье, автор поднимает проблему грядущих перемен. Образы Обломова и Агафьи угасают так же, как и угасает их время. Наступает время прогресса, перемен и движения, за которым стремятся Штольц и Ольга. По этой же причине невозможным было развитие отношений Ольги и Обломова. Это люди разного времени, устоев, люди с разными жизненными ценностями.

Однако проблема «обломовщины» не единственная интересная и важная для романа проблема, поднятая автором. И.А. Гончаров поднял проблему русского национального характера. Начиная с фольклорных произведений, в русской литературе очень часто поднимается подобная проблема, и И.А. Гончаров на примере главного героя своего романа удачно выявил ее главный аспект– неоднозначность русского характера. Можно ли однозначно назвать Обломова плохим или хорошим? Я считаю, что нет. Даже его лень и апатия не вызывают отрицательные чувства к нему, ведь, зная историю Обломова, читатель находит рациональные объяснения хронической апатии Ильи Ильича. Нельзя сказать, что Обломов сразу пришел к такой жизни, ведь в прошлом он попробовал себя во многих вещах, что доказывается широким кругом его знакомых: Волков – молодой человек, предпочитающий светскую жизнь, Судьбинский – чиновник, стремящийся к карьерному росту, Пенкин – писатель, а также хитрый и жуликоватый Тарантьев и Алексеев – «безликий намек на людскую массу». В разные периоды своей жизни Обломов встречал столь разных людей, но, давая характеристику каждому, он употребляет снова и снова слово «несчастный». Обломов видит счастье в своем детстве в деревне, где жизнь текла размеренно и спокойно, где его окружали любовью и заботой, где жизнь, будто бы застыла, потерялась во сне. Примечательно, что настоящим другом Обломов считает только Штольца, с которым знакомы они как раз еще с тех самых счастливых для Обломова времен. О значимости жизни в деревне для Обломова мы узнаем из главы «Сон Обломова», где Илье Ильичу снится детство, счастливые моменты, греющие его душу и сердце. Детство и воспитание повлияли на всю жизнь Обломова, родители с детства гасили в нем всяческую активность, приучая к спокойствию и умиротворению, о чем в последствии Обломов и мечтал всю жизнь. Поэтому верным является утверждение о том, что образ Обломова показывает неоднозначность русского характера. Автор пишет, что это человек, у которого «душа светится». Его нельзя назвать деятельным и полезным для общества, но Обломов добрый человек со светлой душой, живущий в мечтах, ценящий духовную красоту и ощущение счастья, нежели гонку за чином или успехом. Несмотря на все светлое, излучаемое Обломовым, он все же пополнил галерею «лишних людей» русской литературы, так как в современном ему обществе, требующем движения и жизни, ему не было места, а героем своего времени, заменив Обломова, стал Андрей Штольц – пример идеала, деятеля, сочетания немецкого рационализма и русской души.

В заключение стоит отметить, что роман И.А. Гончарова «Обломов» уникален своим «бессмертием» и актуален во все времена именно из-за того, что автору удалось поднять вечные для человечества и конкретно для России вопросы. Я считаю, что для современного общества наиболее актуален ряд нравственно-философских проблем, поднятых автором, проблем, связанных с моральными устоями общества и реализации себя в жизни, ведь Обломова можно считать попросту нереализованным в жизни человеком. В современном мире образовалось довольно много эволюционировавших «Обломовых», неспособных к движению и стремлению к прогрессу и развитию. Да, каждый день в мире происходят новые открытия, но за ними стоит немногочисленная часть людей, способных к творчеству. Отсутствие мотивации или неправильная мотивация, апатия и нежелание расширять свой кругозор — невероятно распространенные явления нынешнего времени, ставящие людей и общество в тупик. Тенденция отречения от какой-либо деятельности, полезной для общества, может в будущем оказаться страшной общественной проблемой. Таким образом, можно утверждать, что И.А. Гончаров сумел увековечить свое произведение в истории русской литературы, затронув широкий спектр «бессмертных» вопросов и проблем человечества.

Смысл жизни Обломова в романе

Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.

Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.

Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *