в чем исповедуются монахи
Глава 18. Исповедь монашествующих
История развития вопросников, обращённых к монашествующим, во многом похожа на историю исповедных текстов для священников. До конца XVI в. была распространена единственная. Основная редакция вопросника для иноков, за исключением некоторых изводов имевшая малое количество разночтений. 1189 В начале XVII в. в состав печатного требника вошла новая редакция того же вопросника. 1190 Другие редакции вопросников, предназначенных для иноков, нам неизвестны, за исключением исповедного текста Ч–Погод. 305, представляющего собой нечто среднее между вопросником и поучением. 1191
Кроме того, известно несколько покаянных текстов, предназначенных для исповеди инокинь, появляющихся с конца XVI в. Самым ранним текстом для инокинь стал вопросник, вошедший впоследствии в печатный требник (ЧЖ–Печ. тр.) 1192 В XVII в. на основе его был составлен другой вопросник для инокинь ЧЖ-Погод. 308, известный в единственном списке. 1193 В первой трети ХѴII в. на материале Основной редакции вопросника для иноков был составлен вопросник для инокинь ЧЖ-Погод. 306, также сохранившийся в одном списке. 1194 Вопросники для монахинь не обладали такой устойчивостью, как вопросники для иноков. Покаянных текстов для инокинь немного, и известны они в основном по единичным спискам. В них особенно заметно влияние вопросников для женщин-мирянок. Так, текст для монахинь ЧЖ-О.I.100 представляет собой редакцию вопросника для женщин-мирянок Ж-О.I.100, сохранившегося в той же рукописи. 1195
Разбирая ниже содержание вопросников для монашествующих, коснёмся только тех статей, которые наиболее характерны для данной категории кающихся. В исповедных текстах немало статей, говорящих о «блудных» грехах монашествующих, но их типология укладывается в типологию вопросов, обращённых к мирянам. 1196
1. Обязанности монаха
Как и в вопросниках для священников, хронологически тексты для иноков ограничиваются пребыванием кающегося в монашестве. Так утверждается мысль о втором рождении человека, принимающего сан или постриг. Исключение составляет вопросник ЧЖ-Погод. 306, в котором у монахини спрашивают о физической близости «з бывшим мужем в миру». 1197
Вопросов, касающихся обязанностей, связанных с монашеством, в текстах мало. В Основной редакции мы находим несколько дисциплинарных статей: «Не ослушал ли ся еси игумена в правиле? Не оставил ли еси правила, данаго тебе, небрежением или пияньством? Не стоял ли еси в церкви без внимания, или дремал еси?». В редакции, вошедшей в печатный требник, говорится о послушании духовному отцу и старцам. В изводе ХѴII в. Основной редакции у иноков спрашивают о поведении в миру: «Не ходил ли еси из манастыря в мир пити и ясти, и упився не спал ли еси у них? Не ходил ли еси на корчму пити? По монастырю и за монастырем бесчинно без клобука и без мантии не ходил ли?» 1198
Подобно мирянам и священнослужителям, монахи также порой обращались за помощью к волхвам. В некоторых списках в один ряд с волхвами поставлены врачи: «Не ходил лы еси к врачю, или ко волхвом, или к себе приводил еси?» 1199
2. Развлечения
Окончание Основной редакции вопросника для иноков почти полностью посвящено развлечениям: «Или пел еси песни бесовския, или плесал, или во долони плескал? Или шахматы или лейки, и тавлеи, и в гусли, и домры, и во вся бесовския игры играл еси, или припевал? Или повести какия неподобныя глаголал еси?» 1200 Тут же приводятся вопросы о неподобающих занятиях, предпринятых вместе с другими монахами: «Не ходил лы еси к блудницам с ким? Не глумил лы ся еси седя на трапезе с братьею?». Монахи, как и миряне, любили представления, устраивавшиеся скоморохами. «Не слушала ли еси скомрахов или песней?» – спрашивается в вопроснике для монахинь. 1201
В вопросниках для монахинь статьи о развлечениях, характерные для текстов, обращённых к монахам, часто заменяются статьями об украшениях и нарядах: «Не чредила ли еси своего лица розноми умовении на прельщения видащим тя и помышляюща в себе блуд, дабь тебя любили?», «Одевалась в мирские ризы?», «Не любиши ли украшении ризнаго и брашен сладких?» 1202 Как уже говорилось, в вопросники для монашествующих часто заимствовались статьи из исповедных текстов для мирян. Однако грехи, считавшиеся «мелкими» для мирян, в вопросниках для иноков приобретают гораздо более суровый оттенок. Так, в вопроснике ЧЖ Печ. тр. среди вопросов, отражающих монастырский уклад жизни, встречаются такие: «Или в мирския пиры ходила без благословения игумении? Или мясныя яди ела, или в постныя дни что ела скоромно? Или песни пела, или играла играми всякими? Или в мирския ризы одевалася? Или иноческии образ с себе свергла?» 1203 Многие из процитированных статей известны по текстам для мирян, но в вопроснике для монахинь они приобретают более жёсткий смысл: нарушение поста, посещение пиров, песни и украшения ведут к «свержению» с себя иноческого образа.
Не столь ясна статья, читающаяся среди прочих «развлекательных» в текстах, обращённых к инокиням, и в вопроснике инокам, вошедшем в состав печатного требника: «Не мылся ли еси в бани?» 1204 Конечно, здесь не подразумевается, что монахи не должны мыться никогда. Впрочем, нельзя забывать и о том, что ещё в раннее средневековье сформировалось такое представление об аскетизме, которое предполагало полный отказ от ухода за плотью, в том числе отказ от омовений и смены одежды. Однако, судя по исповедным вопросникам, такую традицию нельзя проследить в русских монастырях. Баня упоминается в вопроснике, обращённом к священникам и вошедшем в состав печатного требника, но здесь статья имеет выраженный эротический оттенок: «Не мылся ли с женою в бани?». В других исповедных текстах также встречаются статьи о мытье в бане, но смысл их неизменно заключается в осуждении частых омовений, чрезмерного ухода, умащения и любования своим телом, разглядывания чужой наготы. 1205 Поэтому можно предположить, что в статье, обращённой к монахам, также имеется в виду чрезмерное увлечение и наслаждение уходом за собой, а не мытье вообще.
3. Доходы
Особое внимание в текстах для монашествующих уделялось финансовому положению и доходам. Говорится о возможности обогащения за счёт монастыря, появляющейся порой у иноков, особенно если они выполняли в монастыре административные обязанности: «Не взимал ли еси церковнаго чего? Не користовал ли ся еси чем монастырьским на поселви или на ксларстве?». Впрочем, монашествующим были доступны те же статьи дохода, что и мирянам. Так, в вопроснике для монахинь ЧЖ-Погод. 308 записан вопрос о ростовщичестве: «Не давала ли еси денег в росты?» Таким образом, заниматься ростовщичеством могли не только женщины-мирянки, но и монахини.
В вопроснике ЧЖ-Погод. 306, обращенном к инокиням, особое внимание уделено причастности монахини к «блудному» греху других людей и получению дохода от сводничества: «Не держиши ли у себе сходу блудником и блудницам? Не советуеши ли с кем о блуде и от того у них мзды приемлиши, еже велми зло? И не подговорила ли еси сестры своея на блуд или белици? Не велела ли еси блуд творити мужем от жены или женам от мужей?» 1206 Впрочем, нет оснований опираясь на этот текст, делать вывод о порочности всех инокинь. Статья о сводничестве встречается в вопросниках, обращённых к женщинам-мирянкам, в текстах XIV–XVII вв. 1207 Приведенные статьи свидетельствуют лишь о том, что редактор пополнял вопросник для монахинь по исповедному тексту, предназначенному для женщин-мирянок.
Ч-Печ. тр.: 7001 сп (БАН), л. 277 об.–280 об.
Не подавай меча вместо пищи
Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему
О том, кто может приступать ко Святому Причащению и что для это делать: нужно ли поститься, исповедоваться и молиться особым образом, рассуждает самый известный румынский старец и духовник архимандрит Клеопа (Илие).
Святое Причастие приносит человеку великую пользу, если он действительно причащается с верой, подготовившись и получив разрешение духовника. А кто приступает недостойно, тот суд себе ест и пьет, ибо Причастие — это огонь, пожигающий недостойных, — ты видел, что сказано в молитвах перед Святым Причащением.
— Кто может причащаться Святых Христовых Таин?
— Тот, чья жизнь чиста, непорочна; чьё извещение помысла чисто, на ком нет канонических препятствий и кто разрешён духовником, тот может причащаться, а кто не исповедан, не разрешён духовником и не выполнил назначенной ему епитимии, тот и к Причащению приступить не может. Ибо даже если он всего лишь раз в год причастится, он всё равно будет подобен Иуде, который причастился один раз, и вошёл тогда в него сатана, и он предал Господа (см.: Ин. 13:27).
Если кто-нибудь недостоин, тот и один раз в год да не причащается… А если он очистился и приготовился по каноническому порядку Церкви Христовой исповедью и выполнил полагающуюся ему епитимию — то да приступит со страхом и трепетом.
— Что вы можете сказать о причащении детей младше семи лет? Нужна ли тут исповедь?
— Невинных деток младше пяти лет хорошо будет причащать, если возможно, и каждое воскресенье. А детей шести-семи лет, особенно сейчас, хорошо будет исповедать и затем причастить, ибо сегодня дети видят и слышат много соблазнов: дома, по телевизору и повсюду, когда за ними не следят родители.
Также и о старых и больных говорит святой Симеон Фессалоникийский: «Старым и больным, на ком нет канонических препятствий, хорошо будет причащаться почаще, и в великие праздники».
Всегда перед Причастием, после того, как ты положишь свои поклоны, после того, как бросишь грех и выполнишь епитимию, назначенную священником, тебе нельзя перед Святым Причастием самое меньшее три дня ни вина пить, ни есть скоромной пищи или приготовленной на растительном масле. А в промежутки времени между постами ты не можешь причащаться без исповеди, без епитимии и без недели поста (или хотя бы трех дней). Перед тем, как причаститься, не ешь пищи с растительным маслом и не пей вина; только сухоядение. Так полагается перед Святым Причащением, братья.
— Расскажите нам о причащении монахов, о частом причащении.
— Монастырские монахи, если у них есть хороший духовник, пусть исповедуются как можно чаще. У нас исповедь, как видите, совершается раз в неделю, в пятницу. Но у меня есть очень трезвенные [1] монахи, которые приходят по два, а то и по три раза в неделю на исповедь: «Отче, я пропустил утреню», «Отче, я не вычитал правила», «Отче, я съел то-то до трапезы», — и диву даёшься, чего только они не скажут. Если его укоряет совесть, то он приходит, ты кладешь руку ему на голову, разрешаешь его, и ему становится легко.
Так что и старые, и больные монахи могут причащаться раз в неделю; остальные, если им позволяет духовник, могут причащаться самое меньшее раз в сорок дней, а лучше всего — раз в месяц.
— А имеется ли какое-нибудь указание у святых отцов о причащении раз в сорок дней?
— Да, есть, у святого Симеона Фессалоникийского. Он говорит, что раз в сорок дней каждый да готовится и да причащается, если на нём нет какого-нибудь канонического препятствия. Бывает грех, который и на двадцать лет запрещает Причащение.
В случае смерти, если ты видишь, что человек может умереть, ты подаёшь ему Причастие. Перед смертью нельзя запрещать ему причаститься; если же он не умрет и останется жив, то продолжит выполнять свою епитимию. Знайте это.
— Можно ли кому-нибудь причаститься, не исповедуясь?
— Нет. Никогда. Ни в случае смертельной опасности, ни в любом другом случае, нет. Сначала исповедь, а потом уже пусть причащается.
— Что вы можете сказать нам об общей исповеди, практикующейся по местам, на которой верующие не исповедуют индивидуально своих грехов и не бывает разрешения грехов с возложением рук на каждого?
— Эта исповедь неканонична, она не имеет силы Таинства, а грехи остаются неразрешенными. Подобные практики нужно совершенно прекратить, чтобы не упразднялось Таинство Святой Исповеди и не были ввержены в осуждение как священник, так и верующий.
— Сколько раз в году должны исповедоваться миряне?
— Исповедь не приурочена к каким-нибудь временам и срокам в течение года. Мы можем прибегать к духовнику каждый раз, когда испытываем потребность в том, чтобы облегчить свою душу от бремени грехов и получить утешение по благодати и надежду спасения. Чем чаще мы исповедуемся, тем лучше.
— Сколько раз в году мы должны причащаться, по уставу Церкви?
— Какие главные условия надо выполнить, чтобы достойно принять Тело и Кровь Господни?
— Приготовление ко Святому Причастию бывает двух видов: телесное и душевное. В общем оно состоит из следующих частей:
а) исповедь, то есть признание грехов, без которого никому нельзя причащаться, даже клирику. Только дети до семи лет освобождаются от исповеди;
б) примирение со всеми людьми. Никому нельзя причащаться, если он находится с кем-нибудь в ссоре, не примирился с кем-то, испытывает по отношению к кому-либо злобу, ненависть или желание отомстить. Бог, будучи Любовью, принимает в Святыне только тех, кто прощает и живет в любви;
в) воздержание от скоромной пищи и всякой телесной похоти и нечистоты. Супруги должны хранить себя в чистоте самое меньшее семь дней до Святого Причастия и еще три дня после Святого Причастия.
Верующие должны хранить себя в чистоте и поститься по средам, пятницам и во все четыре поста, когда они и причащаются. В случае тяжелой болезни священник назначает более короткий пост, в зависимости от обстоятельств. Те, кто причащается не во время постов, должны поститься самое меньшее от трех до семи дней перед Святым Причастием. Перед принятием Святыни христиане должны воздерживаться от пьянства, табака, развлечений, шуток, зависти, клеветы и так далее;
г) выполнение епитимии, наложенной духовником. Верующие не могут причащаться без согласия своего духовника и выполнения епитимии, наложенной на них на исповеди, кроме случаев болезни и других тяжелых обстоятельств, когда оказавшиеся в них люди могут принимать Святыню, в какой бы ситуации они ни находились;
— Как полагается исповедоваться и причащаться монахам, по установлению святых отцов? Как часто могут причащаться монахи, схимонахи и больные монахи?
— Всё, что я сказал до сих пор об этом Святом Таинстве, действительно и для монахов. Монахи и схимонахи должны причащаться Тела и Крови Господней чаще мирян, но с должным приготовлением, по священным канонам, и с разрешения их духовника.
— Может ли спастись человек без духовника и исповеди?
— Нет. Никто не может спастись — ни миряне, ни монахи, ни клирики — без исповедания грехов и разрешения их духовником, по слову Господа, гласящему: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22–23). И в другом месте: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18).
Итак, как может войти кто-нибудь в Царство Небесное, не будучи развязан [8] на земле от своих грехов? А власть эта [вязать и решить] дана только избранным, то есть апостолам, епископам и священникам, но не мирянам. Мы все должны иметь своих духовников и исповедоваться регулярно, даже те, кому кажется, что у него нет грехов.
Итак, будем помнить, что грех — это нарушение закона Божия, мерзость и нечистота пред Ним и что гнев Божий обрушивается на тех злых и грешных людей, которые умирают неисповеданными и нераскаянными. Грешники посредством исповеди и покаяния отводят от себя праведный гнев Божий и получают спасение души.
— Что вы думаете о тех клириках, которые слишком часто и без должного исследования совести верующих преподают им Святое Причастие?
— Священникам, которые преподают Святое Причастие верующим без должного исследования и епитимии, нужно внимательно прочитать наставления в Служебнике, которые касаются душевного и телесного приготовления верующих ко Святому Причащению. Священники должны хорошо знать священные каноны и практику Православной Церкви, а в случае необходимости — советоваться с местным епископом, которому они должны подчиняться всю жизнь.
Поэтому духовник должен быть очень внимательным на исповеди, решая, кому воспретить, а кому достойно преподать Святыню. Если кто-нибудь проводит безнравственную жизнь и хочет путем обмана принять Святое Причастие, в него войдет сатана (см.: Ин. 13: 27) как в такого, кто уподобился Иуде.
Ne vorbeşte Părintele Cleopa. Vol. 1, 4. Ediţie îngrijită de arhimandrit Ioanichie Bălan. Ed. a 2-a. Vânători-Neamţ: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004
[1] Трезвенные в аскетическом смысле, от слова «трезвение» – слежение за чистотой и ума и сердца.
[2] См.: Православное исповедание. Ч. 1. Вопрос 90.
[3] Ср.: Свт. Иоанн Златоуст. Беседа 25-я на Первое Послание к Коринфянам. § 1 // Свт. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. М., 2004. Т. 10. С. 272; Его же. О предательстве Иуды. Беседа 2. § 6 // Там же. М., 2005. Т. 2. С. 435.
[4] Имеется в виду Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевней и обстоянии, называемый также Параклисом Матери Божией.
[5] В Последовании ко Святому Причащению они напечатаны после Канона.
[6] См.: Свт. Иоанн Златоуст. Против аномеев Слово 6. § 3 // Свт. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. М., 1991. Т. 1. С. 554.
[7] Ср.: Известие учительное // Служебник. М., 2003. С. 452.
[8] «Развязать» – именно так переводится церковно-славянское слово «разрешити».
[9] Ср.: Симеон Фессалоникийский, блаженный. Разговоры о святых священнодействиях и Таинствах церковных. Гл. 217. С. 316–318.
[10] Ср.: Иоанн Златоуст, святитель. Толкование на святого Матфея евангелиста. Беседа 82. § 6 // Иоанн Златоуст, святитель. Творения: В 12 т. М., 2001. Т. 7. С. 828.
Епархиальный мужской монастырь во имя св. Иоанна Предтечи. г. Новосибирск
Нужно ли мирянам каяться в помыслах? Нужно ли исповедоваться регулярно или ждать особого покаянного чувства? Если духовенство само часто не исповедуется, не пример ли это для мирян? Как часто следует причащаться мирянам?
На эти и другие вопросы ответил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин.
— Владыка, что такое откровение помыслов и что такое исповедь?
В принципе, нечто похожее мы имеем в нашем вечернем правиле — «Исповедание грехов повседневное». Предполагается, конечно, что человек не просто произносит заученное: «…делом, словом, помышлением… объядением»,— хотя он, может, сегодня вовсе и не объелся. В идеале человек должен в этой молитве называть именно те грехи, которые он видит в себе. Такое исповедание перед Господом является неким аналогом монастырского исповедания помыслов. Но ни одно, ни другое не заменяет собой исповеди.
— В вечерних молитвах мы просим Бога простить наши грехи, совершенные делом, словом и помышлением. Многие страсти проявляются в нас именно в виде помыслов. Должен все-таки мирянин исповедоваться не только в совершенных грехах, но и в помыслах?
— Бывает так, что какой-то помысел у человека становится навязчивым, и тогда обязательно нужно его исповедовать. Скажем, недоброе отношение к другому человеку, зависть, гнев на него. Иногда человек не может остановиться: изо дня в день он думает об этом, разговаривает на эту тему с другими людьми. Такой помысел нужно нести на исповедь и просить Бога о том, чтобы Господь избавил от него.
— Все ли свои грехи нужно исповедовать священнику в храме или достаточно попросить у Бога прощения тогда, когда согрешил, или вечером читая вечернее правило?
— Как только человек осознал, что согрешил, необходимо попросить у Бога не только прощения, но и помощи для преодоления этого греха. Это обязательно надо делать и сразу же, и подводя итоги своего дня. И если этот грех повторяется, если душа болит о нем или какой-то помысел не отступает — вот о них надо сказать на исповеди.
— Говорят что мирянам достаточно исповедоваться раз в месяц. Может ли быть такое, что человеку не в чем исповедоваться или он просто не видит своих грехов?
— Церковь говорит: «Несть человек, иже жив будет и не согрешит». Могу предположить, что каких-то грубых грехов за неделю человек не совершит. Дай Бог, чтобы не только за неделю, но и за месяц. Но совсем без греха жить очень трудно, особенно тем, кто живет в миру. Какими-то грехами мы неизбежно связываемся. Если человек живет внимательной жизнью, думаю, вряд ли у него возникнет такая ситуация, что ему не в чем исповедоваться.
— Нужно ли исповедоваться, если при этом нет острого покаянного чувства?
— Видите ли, в чем дело: сила покаянного чувства зависит от напряженности внутренней жизни человека. Надо «внимать себе» не просто время от времени, а постоянно. То есть человек должен жить постоянно в трезвенном внимании к самому себе, к своим поступкам, к движениям своей души, к тому, что он говорит, что делает. И это внимание должно обязательно сопровождаться сверкой с Евангелием: насколько я сегодня далек от Евангелия, от того, чего ждет от меня Господь,— или, наоборот, насколько по милости Божией удалось как-то приблизиться к нему, что-то сделать доброе. Если будет такой постоянный навык, будет и покаянное чувство. Так не бывает: живет себе человек равнодушно, а потом вдруг раз — что-то включил сам в себе, и полились слезы…
Покаянное чувство — результат голоса совести. Если человек слушает ее, старается не идти против голоса совести, то малейший проступок будет вызывать в нем сильное чувство раскаяния. А если человек постепенно приучается — сначала в малом, потом в среднем, потом и в большом действовать против совести, то ее голос становится все глуше и глуше. Помните, как авва Дорофей говорит о совести: «Это те кладези, которые искапывал Исаак, а филистимляне засыпали. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее, тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам».
И получается так: заглушен голос совести — покаянного чувства и не возникает. А раз оно не возникает, то нет и необходимости в исповеди. Замкнутый круг.
Надо честно признаться, что каждый человек проходит через периоды охлаждения, нечувствия. Почему в Евангелии сказано, что Царствие Небесное нудится (Мф. 11, 12)? Потому что нам нужно постоянно понуждать себя в делании добра. Очень часто современный человек, придя в Церковь, ждет, что что-то с ним произойдет благодаря некоему воздействию извне. А когда ему говорят, что нужно трудиться самому, причем трудиться каждый день и прилагать при этом большие усилия, ему становится неинтересно. Это, кстати, основная причина таких вот дискуссий: «А зачем посты? Посты в супружеской жизни, посты как ограничение в пище? Зачем исповедь?». Это результат невнимательной жизни.
Каждую минуту человек должен твердо себе представлять в каком состоянии его духовная жизнь. Надо воспитывать в себе способность всегдашнего видения своих грехов. Тогда появится и покаянное чувство. А если оно будет, то человек будет бежать на исповедь, стремиться к ней. А если нет, то и исповедь через какое-то время окажется ненужной. Но вот ведь как устроен человек: мало того что ему самому не нужна исповедь, он начнет бороться за то, чтобы и всем остальным она была бы не нужна.
Что касается остроты покаянного чувства: она утрачивается тогда, когда человек впадает в нерадение. Тогда все утрачивается: и чувство присутствия Божия в твоей жизни, и богослужение становится чем-то долгим, непонятным, скучным и ненужным. И всякая борьба с собой начинает казаться «самокопанием». Поэтому когда говорят, что исповедь становится «профанацией покаяния» в силу своей частоты, — это принципиальное непонимание сути Таинства, это совершенно неправильно.
— Часто прихожане заменяют исповедь рассказом о своих житейских делах. Как тут быть священнику?
— Действительно, бывает, что люди слишком раздвигают границы исповеди как Таинства. Но думаю, не стоит по этому поводу слишком возмущаться. Нужно воспитывать людей, и каждый священник должен этим заниматься. В конце концов, когда к преподобному Амвросию Оптинскому приходила деревенская старуха и рассказывала ему о том, что у нее мрут индюшата, это тоже не было исповедью. Но преподобный Амвросий не отмахивался от нее, а советовал, что делать, чем их кормить, это не было духовным советом, но было тем, что необходимо человеку, — утешением и проявлением любви.
В Церкви очень трудно провести четкие границы, потому что общение человека и Бога — это общение двух личностей. Так же и общение человека со священником — тоже общение двух личностей. И священник не должен по этому поводу возмущаться, обличать таких людей, но с терпением, мягко и ненавязчиво учить их исповедоваться, различать исповедь и духовную беседу.
— Владыка, иногда говорится и о том, что само-то духовенство часто не исповедуется…
— Это очень плохо, причем это особенность в основном нового, молодого духовенства. Как ни прискорбно, и я это вижу на примере своей епархии и семинарии, многие семинаристы исповедуются редко, а став священниками, исповедуются не чаще. Слава Богу, есть немало замечательных батюшек, которые ездят по монастырям, имеют духовников и часто исповедуются. Есть приходы, где батюшки перед службой исповедуются друг другу. Но в основном, конечно, духовенство исповедуется мало, и это очень большая беда, а не пример для подражания. Использовать в качестве аргумента: «Священники не исповедуются, а причащаются», — совершенно неправильно. Сам я всегда призываю семинаристов исповедоваться чаще, потому что только тот священник, который умеет исповедоваться и понимает значение исповеди, сможет научить этому своих прихожан.
Но вот еще о чем мне хотелось бы сказать. Сегодня принято с негодованием обличать старое духовенство, за то, что в советские годы не причащали на Пасху. А знает ли кто из этих обличителей, что такое «раскачивать толпу на Пасху»? А я помню очень хорошо, что творилось в храмах в Пасхальную ночь. В храме толпа народа, а в толпе, взявшись за руки, стоят молодчики, комсомольские активисты, спортсмены — и вот они начинают напирать, всю эту толпу огромную «качать». Крики, шум, причитания, потому что упадешь — затопчут. И топтали. А делалось это для того, чтобы люди начали выбегать из церкви. Бедный хор изо всех сил старается: «Воскресения день, просветимся, людие…» — а в храме творится что-то невероятное, вопли со всех сторон, запах перегара, потому что вся толпа этих комсомольцев хорошо приняла на грудь. И как можно было причащать кого-то в той ситуации, в той «пасхальной» атмосфере? Да еще без исповеди?
— Владыка, человек, который привык исповедоваться перед Причастием, чувствует в этом необходимость, чувствует пользу для своей души именно в таком подходе. Именнно благодаря практике, без углубления в богословие. Досадно было бы потерять многовековую традицию. Очевидно, что она прошла проверку временем.
— Конечно! В хоре голосов, который сегодня звучит в Интернете, какая мысль является господствующей? «МЫ не хотим исповедоваться, НАМ это не нужно». Поэтому спор неразрешим принципиально. Есть люди, которые не нуждаются в исповеди. И есть те, кто в ней нуждается. Поэтому спор этот совершенно бесперспективный, на мой взгляд.
— Владыка, есть мнение, что частое Причащение само по себе способно решить многие проблемы церковной жизни — сделать христиан более сознательными и ответственными.
— В центре жизни христианина должно быть Причащение Святых Христовых Таин. Но ведь и к Причастию люди привыкают. И все зависит не только от того, как человек готовится к нему, а от того, как он живет. Может ли человек, живущий обычной суетной жизнью, сказать положа руку на сердце, что его жизнь христоцентрична? Понятно, когда афонские монахи причащаются три-четыре раза в неделю: это люди, которые посвятили себя Богу, они живут во Христе. Для них частое Причащение совершенно оправданно, так и должно быть.
Но большинство обычных мирян живут не на Святой Горе, а в современных городах. Если мы сведем на нет подготовку к Причастию то через какое-то время получим то, что сегодня имеется на Западе. Добросовестный благочестивый католик, идя домой, между работой и супермаркетом заходит по дороге в храм, где совершается вечерняя месса, и причащается между делом — не готовясь, не постясь, не исповедуясь и не читая никаких правил. Потратив на это 15-30 минут, идет домой и дальше живет обычной жизнью. Это и есть идеал? Нужно ли к этому стремиться? Нет!
— Как часто следует причащаться мирянам? Многие священники советуют причащаться раз в две недели.
— Невозможно дать рекомендацию, общую для всех. Все зависит от интенсивности церковной жизни. Человек в разные периоды своей жизни испытывает разную нужду в церковных Таинствах. Повторю: если человек регулярно исповедуется, очищает свою совесть, если он живет церковной жизнью в полном смысле этого слова, постится, читает молитвенное правило — думаю, что он вполне может причащаться достаточно часто. Как часто? За каждой Литургией? Не нужно ставить перед собой таких целей. Нужнор достаточно часто, и не всегда перед Причастием исповедоваться.
Можно причащаться раз в неделю? Можно, если человек живет напряженной внутренней жизнью. Можно причащаться раз в две недели? Наверное, это одно из самых оптимальных решений. Я бы еще прибавил великие и двунадесятые торжества и праздники, которые человек особо почитает. И думаю, для современного христианина, который как минимум каждую неделю ходит в храм, причащаться два-три раза в месяц хорошо и вполне достаточно.