в чем идти на причастие
Как готовиться ко Святому Причащению
Подготовка к Причастию — духовное делание (духовные упражнения), предпринимаемое христианином (под руководством священника, духовника), направленное на достижение им особого духовно-нравственного состояния ради «достойного» участия в Таинстве Евхаристии.
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, и покаянием. Кроме того, очень важно помнить, что подготовкой к Причащению должно явиться не только исполнение определённых предписаний, но вся наша жизнь, построенная на евангельских принципах. Необходимо не просто соблюсти дисциплинарные предписания, но возжаждать Христа, всеми силами души желать соединения с Ним.
Молитва домашняя и церковная
Существует молитва домашняя и церковная. Желающий причаститься Святых Христовых Тайн должен молитвенно подготовить себя к этому: больше и усерднее молиться дома, посещать церковные богослужения.
Накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.
Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать:
Существует, кроме того, благочестивая традиция (но не обязанность) чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин:
(На Светлой седмице вместо этих канонов обычно благословляется читать Пасхальный канон).
Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может.
Перед Причастием положен литургический пост. Для новоначальных, отпавших и не соблюдавших установленные Церковью многодневные и однодневные посты, священником может быть установлен дополнительный 3–7 дневный пост перед Причастием.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы есть и пить меньше обыкновенного, а также воздержаться от посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до причастия воздерживаться от телесного общения.
Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост – полное воздержание от питья и еды (утром, отправляясь в храм на причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Жизненно важные лекарства едой не являются, их можно принимать и после полуночи.
Настроение и поведение
Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.
Исповедь
Перед Таинством Святого Причащения принято очистить свою душу в Таинстве Покаяния, искренне исповедав свои грехи Богу при свидетельстве священника или епископа.
Перед исповедью следует примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению. Во время исповеди следует открыть всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.
Желательно исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась — крайнее небрежение к Таинству.
Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди (далее они могут исповедоваться не перед каждым причастием, но получив на него благословение).
Перед Св. Причащением и во время Св. Причащения
Святые Дары выносятся из алтаря при возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно заблаговременно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловать край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.
После Св. Причащения
До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. Также следует выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).
В день Св. Причащения – вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
С канонической точки зрения практика подготовки ко Причащению регулируется следующими правилами: Карфагенского Собора 47 (58)-е и Трулльского Собора 29‑е; свт. Никифора Исповедника 9‑е; Тимофея Александрийского 5‑е и I Вселенского Собора 13‑е.
Согласно правилам Карфагенского и Трулльского соборов причащаться можно только натощак (для болящих на практике делаются послабления), 9‑е правило святителя Никифора Исповедника говорит о возможности причащения умирающего даже после вкушения им пищи. Правило Тимофея Александрийского определяет необходимость супружеского воздержания накануне причащения (подробнее).
Подготовка к причастию и исповеди в Рождественский пост
Причастие – Божья благодать и великое Таинство. Через него христиане становятся ближе к Спасителю. Исповедь – обличение в прегрешениях. В Рождественский пост в некоторых православных храмах причащают и исповедуют прихожан. Если человек хочет причаститься в другое время, перед таинством обязательно постится.
В какие дни Рождественского поста проводят причащение
Суть Рождественского поста не в настойчивом попрошайничестве у Бога. В постные дни не нужно чаще обычного причащаться и исповедоваться. Если не получается достойно приобщиться к Всевышнему, то не стоит проходить обряд причастия. Как достойно приобщиться? Перед причащением помириться с близкими людьми, осознать собственную искренность перед Богом, покаяться, исповедоваться.
Причастие в Рождественский пост происходит в дни литургии. Когда именно и в какое время она проходит в том или ином храме, необходимо узнавать у настоятелей, матушек или других церковных служителей. К причащению не приступают опоздавшие к началу литургии и те, кто в течение предшествующей недели не молились.
— Православная Церковь учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечером так, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.
Церковь призывает причащаться перед великими праздниками, и обязательно на Пасху и Рождество Христово.
Прежде чем идти на исповедь и причастие, необходимо поучаствовать в вечерней службе, а затем – утренней литургии.
Как подготовиться к причастию перед Рождественским постом
Считается, что перед причастием держат трехдневный строгий пост. Но, это всего лишь пожелание и касается в основном тех, кто дважды или трижды в год участвуют в Евхаристии. Причастие перед постом не требует дополнительного воздержания.
Священнослужители рекомендуют проходить причащение каждое воскресенье. Так можно оставаться в чистоте и святости. Поститься желательно каждую среду и пятницу. Непосредственно перед Евхаристией постятся, накануне – весь день молятся, отказываются от увеселительных мероприятий, спиртных напитков и плотских утех.
Как подготовиться к исповеди в Рождественский пост
С каждой исповедью человек приближается к Царству Небесному. В Рождественский пост, который будут держать до 6 января, необходимо серьезно подготовиться к ней, открыть тайники зла, таящиеся в душе, рассказать о них Богу и покаяться. Святые отцы говорят:
— Каждый грех требует или соразмерного покаяния, или за каждым грехом последует соразмерная мука.
Чтобы избежать муки, нужно принести покаяние настолько великое, как грех. Если он большой, нужно плакать о нем, просить епитимью, совершать земные поклоны. Если он небольшой, достаточно покаяться и делать все возможное, чтобы опять не согрешить. Без покаяния грехи не будут прощены Богом.
В подготовке к исповеди необходимо вспомнить обо всех прегрешения. Исповедуются перед Рождественским и Великим постом, венчанием, принятием священного сана, операциями. Необходимо вспомнить о действиях, словах, мыслях, которые лишили Божьей благодати. Перед исповедью можно читать книги с заповедями, с описанием состояния человеческой души. На исповеди у священника можно просить совет, как побороть грехи, что нужно сделать. О сказанном священником на исповеди никому не рассказывают.
Как подготовиться к таинству исповеди и причастию
Здравствуйте, дорогие друзья! Многие из нас хотели бы сходить в церковь исповедоваться и причаститься, да не знают всех церковных канонов. Важно знать каждому христианину, как подготовиться к исповеди и причастию, что говорить священнослужителю, как вести себя во время таинства.
Как исповедоваться первый раз
Для тех, кто в первый раз идет на исповедь, думает о том, какие называть пороки, как о них говорить? Бывает так, что человек на исповеди начинает подробно рассказывать о своей жизни, желая найти оправдание неправедным поступкам. Это не правильно. Исповедь – это покаяние, а не рассказ о ваших проблемах.
Прежде чем идти подумайте, какие грехи вы совершили против Бога, против своих ближних и самого себя. Говорить надо о серьёзных вещах, а не распыляться в деталях. Но самое главное, после покаяния взрослому человеку следует пообещать себе не повторять снова прощённый грех.
Прежде, чем пройти это таинство, надо правильно подготовиться:
Перечень грехов для женщин немного отличается от списка мужчин. Не стоит перечислять весь список грехов. Он слишком большой, например в списке для женщин перечисляется 473 пункта.
Перечислить священнику или написать нужно те грехи, которые «гложут» душу, не дают спать.
Читайте также
Какие православные молитвы нужно обязательно знать наизусть
Здравствуйте! Какие молитвы нужно знать христианину и почему этот вопрос волнует каждого человека, начинающего посещать церковь. Этот же вопрос возникает тогда, когда у нас появляются проблемы в…
Первое таинство причастия
Впервые таинство причащения совершено Иисусом Христом. Он уже знал, что ему предстоит пройти крестное испытание, чтобы искупить грехи рода человеческого. Произошло это перед началом крестных мучений Иисуса и предательством Иуды.
Когда установилось православие, то христиане тоже стали проходить этот обряд. После исповеди они вкушали освященные вино и хлеб. Так происходило приобщение христиан к нашему Спасителю.
Установление таинства
Иисус Христос с апостолами собрались перед пасхальной трапезой. Об этом христиане знают, что это событие назвали «Тайная вечеря».
Иисус благословил хлеб, потом поделил его среди учеников, сказав, что это Его тело. Затем он передал апостолам чашу вина и велел испить, ибо это кровь Его, которая изливается во имя искупления грехов.
После этого Иисус заповедовал апостолам постоянно совершать этот обряд в церкви через преемников. В наших храмах через священнослужителей.
Смертные грехи человека
Каждому православному надо знать, что в православии существует семь смертных грехов. Об этом стоит помнить, а значит стараться их не совершать.
Семь смертных грехов:
Первым грехом назван гнев. Его-то мы можем совершать каждый день, иногда не задумываясь об этом. В повседневной жизни нам нередко приходится встречаться с бездушными, злыми, завистливыми или неблагодарными людьми.
Мы начинаем на них гневаться, совершая страшный грех. А это нам послано такое испытание, которое надо пройти с достоинством, не подпитывая беса гнева.
Если вам встречаются такие люди, не гневайтесь на них, помолитесь, простите, попейте святой воды, тогда гнев уйдет сам собой. Не злитесь, не мстите, прощайте, забывая про гнев.
2. Блуд
Блуд идёт вторым по списку. Прежде, чем совершать блудливые действия подумайте, что за них надо будет отвечать на страшном суде. Господь дал людям дар – размножаться, а не совершать извращения.
3. Сребролюбие
Это огромная страсть к деньгам, жажда богатства. Таким людям не важна духовная сторона жизни, а только богатство и нажива. Надо помогать тем, кто действительно нуждается в деньгах, а не дрожать над своим богатством.
4. Зависть
Никогда не завидуйте. Зависть губит душу. Любите людей, радуйтесь, если у них что-то хорошо получается, любите Бога, тогда зависть обойдет вас стороной.
5. Лень
Лень делает человека вялым, усталым. Такому человеку даже лень читать молитвы, делать добро людям.
Просите Господа Бога, чтобы он помог побороть свою лень. Покайтесь, так вы победите этот грех. В дальнейшем старайтесь искоренить его в себе.
6. Гордость.
Гордыня — это от дьявола. Не возвеличивайте себя, каких бы высот вы не достигли. Не хвалитесь перед теми, кто достиг меньших высот.
7. Чревоугодие
Это грех обжорства. К чревоугодию относятся алкоголь и курение. Представьте, что на пищу слетаются бесы и оскверняют пищу нечистотами.
Как только представите, сразу исцелитесь от этого греха. Избавляйтесь от чревоугодия, ешьте мало и больше постной пищи.
Как начать исповедь и как закончить
Каждый, кто исповедуется первый раз или кто редко совершает это таинство, того волнует вопрос: какие церковные правила надо знать?
Важно помнить, что на покаянии человек остается один на один с Богом, а священник является проводником.
О начале покаяния
Многих новоначальных прихожан волнуют вопрос, как начать говорить. Сначала скажите: «Грешен, Господи». Затем перечисляйте свои проступки.
Многие не видят ничего предосудительного в содеянном, потому называют то, что прочитали в Памятке кающемуся. Это неправильно, пользы от этого не будет.
Чтобы знать, что говорить обдумайте дома, запишите на бумаге. Дома легче вспомнить все поступки, которые вызывают чувство сожаления или раскаяния за совершённые деяния.
Не надо дословно вспоминать, что написано в Памятке, рассказывать надо своими словами самую суть греха. Если вы уже приходили на исповедь и называли грехи, которые не дают покоя, то повторять их не надо. Бог их уже отпустил. Если же не чувствуете, что прощены, скажите об этом священнику. Он скажет, как поступить на этот раз.
Перед батюшкой не надо таиться. Некоторые поступки вызывают чувство стыда. Человек боится их называть. Деяния необходимо называть так, как было, ничего не приуменьшая или приукрашивая. Можно назвать одним словом, например, рукоблудие.
Когда окончите исповедь, чистосердечно скажите, что раскаиваетесь и просите Господа Бога простить грехи.
Потом выслушайте советы батюшки, как избавиться от того, в чем покаялись, чтобы больше не совершать своих поступков. Как видите, к таинству исповедания надо серьезно готовиться.
В одиночку человек не в силах совладать со многими своими пороками, а когда получит помощь от Бога в виде прощения своих грехов, то ему легче начать праведную жизнь.
Если хотите пройти обряд причастия, то обязательно исповедуйтесь, откровенно поговорите с батюшкой о том, что вас волнует. Для этого выберите тот день, когда мало народа пришли на исповедь.
При большом скоплении народа священник может проводить обряд исповедания группами. В этом случае он говорит, чтобы каждый произносил собственные проступки, затем читает разрешительную молитву.
Читайте также
Почему не пускают в церковь: правила посещения храма для женщин
Здравствуйте, уважаемые читатели! Многих женщин волнует вопросы: почему не пускают в церковь в брюках, можно ли ходить в церковь при макияже после родов, почему нельзя сидеть. Ответы есть на каждый…
Обряд причастия
После исповеди христианину надо пройти обряд причастия.
Для чего нужно причастие? Причастие — это спасительный источник, ведь во время этого обряда люди прикасаются к Христу. После исповеди и причастия человек светлеет душой, потому что прошёл очищение от своих пороков.
Уважаемые друзья, теперь вы знаете, как подготовиться к исповеданию и причастию. Преподобный Серафим Саровский совершал обряд во все праздники и воскресенья. Он считал, что православные люди должны причащаться как можно чаще. Следует последовать его примеру!
Читайте также
Православный мир: что такое Соборование в церкви
Здравствуйте! Наступил Великий пост и многие верующие стремятся прийти в храм на Соборование. Распространилось мнение, что в этом случае отпускаются все забытые вами грехи. Так ли это? Попробуем…
Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru |
Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.
Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.
Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.
Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.
Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.
Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.
Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.
Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).
Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.
Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.
Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.
Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.
Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.
Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.
Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.
Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).
Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.
Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).
«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.
Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.
Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.
К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.
Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.
Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.
Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.
Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.
Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.
Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.
Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.
Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.
«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.
Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.
Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».