в чем ходят женщины евреи
Еврейская мода – одна из самых обсуждаемых в мире. И неспроста!
Те, кто хотя бы однажды был в Израиле или же просто в еврейском квартале своего города, безусловно, запомнили религиозных евреев, ведь их невозможно не заметить. Еврейская мода – одна из самых обсуждаемых в мире. И неспроста!
Во-первых, внешний вид евреев всегда отличался скромностью, опрятностью и сдержанностью, что не может не вызывать восхищения. Во-вторых, все правила, касающиеся одежды, прописаны в Торе, где «Будь скромен перед Всевышним» — один из главнейших принципов. В-третьих, из-за того, что евреи в одно время были в принудительном изгнании, им было жизненно важно подстраиваться под новых «соседей» и перенимать элементы их моды. Однако даже в таких ситуациях еврейский народ сохранял национальные особенности своего вида. Специалисты утверждают, что евреям удалось сквозь века пронести свою идентичность в частности из-за несокрушимых правил религиозного дресс-кода.
Еврейский женский костюм из Дебду (северо-восток Марокко) в Музее Израиля (Иерусалим)
1. Головные уборы
Первое, на что многие обращают внимание во внешнем виде религиозных евреев, это их головные уборы. Покрывать голову должны все – так написано в Торе. Например, замужняя женщина повязывает голову покрывалом. Представительницы некоторых направлений иудаизма стригутся почти что наголо и надевают специальный парик. Также в их гардеробе есть различные шляпки.
Женские филигранные украшения тапеш из Бухары либо Герата в Музее Израиля (Иерусалим)
А вот незамужние девушки и девочки наоборот отпускают очень длинные волосы и не покрывают голову. Считается, что заповедь «плодитесь и размножайтесь» — одна из самых важных для евреев. Поэтому юные еврейки открыто демонстрирует свою красоту, дабы заинтересовать потенциального жениха.
Покрывало и украшения еврейской невесты из Бухары (Узбекистан) в Музее Израиля (Иерусалим)
Что касается мужчин, то здесь тоже есть свои нюансы. Харедим всегда носят кипу – традиционный еврейский мужской головной убор. Единственное исключение, когда их голова не прикрыта – время сна. Хасиды, миснагеды и литваки также надевают кипы, однако их уборы отличаются друг от друга окантовкой, цветом и тд. Более того, у хасидов есть более 30 вариаций шляп, которые они носят в повседневной жизни!
Головной убор и украшения еврейской невесты из Эль Килаа де Мгуна (юг Марокко) в Музее Израиля (Иерусалим)
Еврейские мальчики, достигшие религиозного совершеннолетия, надевают не только кипу, но и дополнительный головной убор. Евреи-ашкеназы раньше носили шапки-штреймлы, сшитые из хвостов лисиц. Теперь же их головной убор – строгая шляпа черного цвета.
2. Пейсы
Наверняка каждый, кто впервые встречал религиозного еврея, задавался вопросом: «Зачем же ему эти длинные пряди?». Ответ прост: дело в заповеди, которая запрещает выбривать пеот — волосы на висках. С такой стрижкой евреи ходят с 3 лёт. Кроме того, мужчины могут закручивать пейсы вокруг ушей или убирать за уши – это зависит от того, в какой общине состоит еврей.
3. Одежда и обувь
Евреи обязательно носят одежду из шерсти и одежду из лекой ткани – это предписание Торы. Талит катан – четырёхугольная шерстяная накидка, на углах которой есть специальные кисти – цицис. Носят талит или поверх рубашки, или под ней – в этом нет разницы. Единственное требование к ношению этой накидки в том, чтобы из-под всей одежды были видны те самые цицис. В Торе сказано (Бемидбар 15): «Чтобы сделали себе цицит на краях своих одежд… (Будете смотреть на цицит) и вспомните обо всех заповедях Всевышнего, и будете исполнять их».
Также, например, ашкеназы носят одежду, напоминающую фрак без карманов. Особенность их одеяния в том, чтобы пуговицы размещались обязательно справа налево. Дело в том, что евреи верят, что добро в человеческом теле находится именно с правой стороны.
Кроме того, евреи ответственно подходят и к выбору обуви тоже. Мужчин очень часто можно увидеть в кожаных ботинках – это правда. Однако и здесь есть исключение. Заповедь запрещает евреям обувать что-либо из кожи лишь раз в году – в Судный день (Йом Киппур).
Одежда евреек, конечно же, тоже отвечает всем религиозным нормам. Они всегда одеты в длинную юбку ниже коленей, рубашку и кофту, в которых обязательно будут прикрыты грудь и руки. Ведь скромность – превыше всего. Даже пляж не является исключением – купаются девочки и женщины тоже в одежде. В любое время года, при любых обстоятельствах у религиозных евреев (женщин и мужчин) обязательно прикрыты все «соблазнительные» зоны, даже ступни ног.
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Как живет ортодоксальная еврейская семья, зачем нужен парик женщинам
Жизнь ортодоксального, то есть строго следующего религиозным правилам еврея чрезвычайно регламентирована. В Торе есть совет буквально на все — начиная с того, что есть, и заканчивая тем, на ком и как жениться. Романтические отношения между двумя религиозными ребятами начинаются со знакомства через сваху, которое называется шидух. Свахи — опасные и уважаемые люди. Именно они оценивают потенциального брачующегося, его семью, окружение, расспрашивают о нем соседей, знакомых и друзей и по результату собранной информации подбирают подходящую пару. Важно подобрать молодых людей, которые подходят друг другу во всех отношениях — степени соблюдения религиозных обычаев, характеру, происхождению. Например, в Израиле чаще всего люди, переехавшие из Европы, то есть ашкенази, сочетаются браком с ашкенази, причем желательно по происхождению из одного и того же района, и, соответственно, переехавшие из Ирака, Ирана, Йемена, то есть мизрахи, сочетаются браком с мизрахи.
Брак для религиозного человека — прежде всего соблюдение мицвы, то есть священной обязанности, завета. «Плодитесь и размножайтесь» — так было сказано когда-то, и никто пока что этого не отменял.
Шидух, то есть первая встреча будущей пары, проходит в каком-нибудь публичном месте, например в парке. Молодые люди сидят друг от друга на почетном расстоянии и обсуждают не погоду, не любовь и даже не политику, а то, каким же образом будет строиться их будущий брак, быт. В ходе беседы выясняется, сколько они хотят детей (а в религиозных семьях очень много детей), чем планируют зарабатывать на жизнь, где жить — с мамой или как? И многие другие детали, которые помогают выяснить, подходит ли кандидат на роль спутника жизни. Важно именно отношение к браку, а не внешность. Как говорят, в процессе полюбится.
Шидух прошел успешно, планы и взгляды молодых на жизнь совпадают, что дальше? Дальше знакомство родителей, брачный договор и свадьба через месяц. Молодые подписывают документ, в котором перечисляются обязанности каждого из супругов и указывается сумма, которую нарушившая договор сторона будет платить стороне пострадавшей.
Что же обязаны делать идеальные еврейские муж и жена? Как говорится в Торе, первоначальный человек был создан не мужчиной и не женщиной, а существом объединенным, только после произошло разделение на мужчину и женщину. И цель любого брака — вернуться в первоначальное объединенное состояние, слиться воедино, объединить души и стать единым совершенным существом. Ну и плодиться и размножаться, конечно.
Основная семейная заповедь, помимо сохранения мира в доме, — это, конечно, дети. Как можно больше детей. В религиозных семьях, как правило, количество детей может доходить до 13–14, ну как минимум человек семь и больше. Сложно ли это?
Отцы семейства проводят свои дни в заботах и работах. Ведут ли они свой бизнес, учатся в религиозной школе — иешиве или сочетают первое, второе и порой даже какое-нибудь третье, они заняты. Что касается женщины — она занимается домом и детьми. Жена посвящает себя дому и старшим детям, старшие дети посвящают себя средним детям, а средние дети посвящают себя младшим, так и получается, что уследить за дюжиной маленьких сорванцов становится не так уж и сложно.
Конечно, в любом предмете, даже настолько мирном, спокойном и благополучном, как еврейская семья, есть свои шокирующие моменты. Например, еврейские женщины из очень ортодоксальных общин бреют головы и носят парики. И сразу миллион вопросов возникает. Ну прежде всего почему? Есть две причины. Первая – религиозная, замужняя женщина должна всем своим видом показывать, что она уже занята, недоступна. Поэтому ее голова всегда должна быть чем-то прикрыта. Вторая причина в том, что волосы — это сексуально. Если женщина будет уделять чрезмерное внимание своей сексуальности, то это может отвлечь ее мужа от самого главного занятия жизни — изучения Торы. Именно из-за этого факта в Израиле очень развита индустрия изготовления париков.
У еврейского мужа есть прямо прописанная религиозная обязанность исполнять свой супружеский долг. Как минимум два раза в неделю. Однако есть и обратная сторона медали — так как все поступки должны быть направлены на исполнение божественной воли, а одно из правил — соблюдение скромности, то порой выполнение супружеской обязанности происходит при наличии третьего лишнего — простыни, прикрывающей наготу.
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Какая одежда считается кошерной для еврейской женщины?
Доброго времени суток!
Какая одежда считается кошерной для еврейской женщины? Можно ли незамужней покрывать голову, если она того очень хочет?? Если нет, то почему?
Спасибо за ваш ответ!! N.
Отвечает Мирьям Климовская
Замечательно, что Вы интересуетесь правилами скромности, — ведь это очень важная, можно сказать, основополагающая часть жизни еврейской женщины и, в конечном счете, всего еврейского народа в целом. Поэтому каждой женщине необходимо знать, какая одежда подходит, какая — не очень, а какая — совершенно неприемлема.
Сначала остановимся на требованиях еврейского закона — рассмотрим основные положения так, как они приводятся в книге «Оз вэ-адар левуша» («Облачается в силу и достоинство», название — цитата из Мишлей 31:25), которую можно назвать своеобразной энциклопедией цниюта — еврейской скромности.
Прежде всего, отметим: все правила, кроме тех, что относятся к головному покрытию, одинаковы для одежды замужних и незамужних женщин. Маленьких девочек приучают к скромности в разных общинах с разного возраста: с трех или с шести-семи лет. В двенадцать девочка считается совершеннолетней и должна досконально знать и соблюдать эти правила.
Одежда должна полностью закрывать ключицы, плечи и, разумеется, спину. Рукава должны быть достаточно длинными, чтобы локти в любом положении были прикрыты. Юбка — минимум на 10 см. ниже колена. Брюки, даже «женские», носить не положено. Следует уделить особое внимание тому, чтобы между верхней частью одежды и юбкой не было видно тело или нижнее белье, даже когда наклоняемся.
Все, что должно быть закрыто, не должно также просвечивать сквозь одежду ни при каком освещении. Особенно это касается белых или черных вещей — надо проверять их перед покупкой, поместив напротив сильного источника света. Если прозрачная юбка или блузка все-таки куплена, можно надеть под нее нижнюю юбку или блузу-трико. Нижнее белье, просвечивающее сквозь одежду, также выглядит нескромно.
Размер блузки и юбки
Еще один пункт, на который необходимо обратить внимание, — не является ли одежда слишком прилегающей или обтягивающей. Здесь есть градации. Блузки и кофты не должны быть обтягивающими, но и не обязаны полностью скрывать очертания фигуры. Рукава могут прилегать, но не обтягивать. Нижняя часть ноги должна быть закрыта чулками или колготками достаточной плотности (плотность зависит от того, что принято в данной общине), и они, разумеется, плотно обтягивают ногу.
Максимум требований предъявляется к юбке/нижней части платья — от пояса и до 10 см. ниже колена. Эти части одежды должны быть достаточно плотными и свободными, чтобы полностью скрывать форму бедра и нижней части туловища. Примеряя юбку, следует оттянуть ее в ширину, чтобы убедиться, что с обеих сторон есть запас в несколько сантиметров и она не будет обтягивать бедра при ходьбе. Также необходимо учесть, что любой разрез спереди или сзади, даже небольшой, заканчивающийся ниже колена, категорически запрещен, что автоматически делает непригодной узкую юбку-карандаш, в которой невозможно передвигаться без разреза. В юбках прямого покроя, чтобы расширить их, не делая разреза, в нижнюю часть иногда вшивают специальные вставки из ткани. Самый лучший фасон (он же и классический) — юбка, равномерно расширяющаяся от талии. Некоторые ткани при ходьбе электризуются и «прилипают» к телу. В таком случае поможет нижняя юбка.
Цвет одежды и обуви тоже очень важен. Он не должен быть ярким и кричащим. Особенно это относится к красному цвету — нельзя, чтобы он был преобладающим в основных частях одежды. Умеренные варианты — бордовый и т. п. — более приемлемы, но надо уметь различать допустимые или недопустимые оттенки и на всякий случай лучше не приближаться к границе дозволенного. Нескромными являются также слишком крупные, броские, аляповатые и экстравагантные аксессуары, крупные надписи или рисунки, чрезмерное обилие «золота» в украшениях и блесток на одежде, явное несоответствие деталей костюма друг другу.
Замужняя еврейка (а также женщина, которая была замужем в прошлом) должна покрывать голову так, чтобы не были видны ее собственные волосы. Точные границы покрытия требуют отдельного изучения, а разновидность головного убора (парик, косынка, шляпка, берет и т. п.) выбирается в зависимости от того, что принято в общине, где живет женщина. Что касается незамужних девушек, они не обязаны покрывать голову, но их прически должны быть скромными, цвет волос — естественным, волосы длиной ниже плеч должны быть собраны в хвост или косу.
Можно ли незамужней женщине покрывать голову? Насколько мне известно, это не принято. Разумеется, можно надеть головной убор для защиты от солнца или холода. Есть также общины, где девушки покрывают голову, произнося благословения или зажигая субботние свечи, но в большинстве общин это не принято.
Одним словом, в еврейской жизни приветствуется умеренность в одежде и общая гармония во внешности и во всем поведении. Еврейская женщина не должна привлекать к себе внимания ни громким разговором/смехом, ни слишком броским нарядом, ни резкой «непохожестью» на окружающих женщин. (Разумеется, если все вокруг одеваются нескромно, им нельзя подражать, следует одеваться соответственно еврейскому закону, даже если одно это делает женщину «резко непохожей» на других). Одежда и прическа должны быть опрятными и гармоничными, чтобы весь облик воспринимался как единое целое — внутреннее содержание в достойном обрамлении.
Законы скромности — многочисленны и подробны, и каждая женщина обязана их знать и исполнять. За это Творец обещает величайшую награду в этом мире и в будущем. Дай Б-г, чтобы мы все удостоились этой награды!
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Статистика
Как одевались еврейки в прошлые века и как одеваются сейчас
Как одеваются в Иерусалиме
Автор заметки
Михаль Маурер
Всем известно, что Израиль по сути своей страна эмигрантов. Чего здесь только ни увидишь! И каждый крупный город в Израиле имеет свои ярко выраженные особенности.
Все сказанное ниже относится только к Иерусалиму. Я очень люблю этот город. Больше половины его жителей — так называемые религиозные, т.е. практикующие иудаизм. Это накладывает особый отпечаток на внешний вид как женщин, так и мужчин.
Условно говоря, все население Израиля можно разделить на светское и религиозное. К светскому я отнесла и людей, практикующих религии отличные от иудаизма, потому что их внешний вид ничем особо не отличается.
Отдельная группа — арабские женщины — они также добавляют Иерусалиму особый колорит.
Вначале несколько общих слов. В отличие от моего родного Киева, в Иерусалиме очень мало парикмахерских и салонов красоты. Молодые девушки предпочитают носить длинные и очень длинные волосы. У израильтянок они очень красивые, часто вьющиеся. Их носят распущенными или убирают в пучок, причем как-то умудряются ничем не закалывать, а завязать пучок из самих волос.
А вот макияж на многих смотрится очень грубо из-за природной яркости лица.
Светские женщины
Если говорить о светской молодежи Израиля, то молодые девчонки надевают короткие шорты с заправленными в них футболками. Или леггинсы с точно также заправленными футболками. Леггинсы, как ни странно, любят и женщины постарше. Выглядит это иногда просто ужасно. Одежду, как мне кажется, никто не гладит. Носят футболки, майки на бретелях, модные длинные юбки, и конечно джинсы. В Иерусалиме кроме мировых брендов масс-маркета, много магазинов с дешевой и ужасной одеждой неизвестного производства. Молодежь охотно там отоваривается.
Много магазинов с таким же низким качеством обуви. Да и вообще, найти в Иерусалиме приличную обувь и при этом не разориться — задача не из легких. Израильтянки охотно носят балетки и совершенно не умеют ходить на каблуках. Комфорт прежде всего! Женщин из бывшего Союза можно идентифицировать сразу — по аккуратной и «нарядной» одежде.
Религиозные женщины
Внешний вид религиозных женщин, особенно в жару, вызывает неподдельный интерес туристов. Эта многочисленная группа жительниц Иерусалима не так однородна как может показаться на первый взгляд.
Сразу отмечу, что все мои критические замечания относятся исключительно к тому, как одеваются женщины в Иерусалиме, их внешнему виду, а не к самой религии, к которой принадлежу и я.
Всех религиозных женщин я для удобства разделю на три группы.
К первой отнесу строгих (харедимных) и ортодоксальных. Выглядят они в целом очень уныло. Как правило, это одежда свободного покроя и кажется, что она на два размера больше, чем надо. Одежда черных, коричневых или других неярких цветов. Немного разбавляется белым. Никакой косметики или украшений. Головные уборы, часто причудливых форм, плотно сидят на голове, так, чтобы ни один волос не был виден. Длины юбки — до середины икры. Слишком длинная и слишком короткая юбка считается неприличной. Рукава всегда длинные, горловина закрывает яремную впадинку. Ноги в плотных чулках, не менее 40 ден, и это в жару! Не подумайте, что эта одежда из легких тканей. Как правило, все очень плотное, непрозрачное, а иногда на блузку сверху надета еще и трикотажная кофта. Но сколько бы я ни общалась с такими женщинами, ни разу не замечала запаха пота. Подозреваю, что за время ношения такой одежды их организмы перестроились!
Вторая группа религиозных женщин Иерусалима очень неоднородна, но их объединяет желание быть красивыми. Парики — это одна из возможностей закрыть голову и выглядеть при этом красиво. Иногда бывает сложно догадаться, что на женщине парик.
Здесь уже бывают свои модные тенденции. Женщины из этой группы, при наличии вкуса, могут выглядеть просто роскошно! Они также носят только юбки, но они могут быть и модной длины макси. Тут есть и яркие цвета, украшения, косметика. Но выглядят такие женщины очень элегантно, конечно никаких выглядывающих бретелек. Но так как ноги должны быть закрыты, то колготки или гольфы (летом) выбираются так, чтобы их было видно, густого бежевого цвета. И это на строгий взгляд критиков, не очень красиво.
Среди последних модных тенденций — платки, завязанные на голове так, чтобы быть похожей на Нефертити.
В таком подходе к моде есть несомненный плюс. С возрастом, эти женщины не выглядят смешно, в погоне за последними модными тенденциями. Никаких маечек на увядших плечах. Все, что должно быть закрыто — закрыто.
И, наконец, третья группа. Это в основном молодые женщины, живущие в поселениях. Или просто любящие стиль а-ля пейзан. Они не столь строги к длине рукавов и ходят без колготок. В их одежде много кружев, тесемок, вышивки, джинсовых юбок, многослойности и украшений.
Израильские женщины на пляже:
http://laviniablog.com/?p=2259
Шанель для синагоги,
или Кошерные шаровары
Зимой 1989 года один наш друг умудрился скататься в гости в Израиль и, вернувшись, собрал друзей на просмотр слайдов. Его бомбардировали вопросами: что там? И как все выглядит на самом-то деле? В частности, девчонок, сидевших на чемоданах ввиду скорого отъезда, интересовало: что класть в эти чемоданы, что там носят? Он отмахнулся: «Израильтянки совсем не умеют одеваться. В Тель-Авиве ходят вообще почти голыми, шортики там, тряпочка-маечка до пупа. Религиозные — другое дело. В субботу в какой-нибудь большой синагоге можно увидеть элегантных женщин».
Скромненько, но чистенько
Как известно, верующие иудеи свою повседневную жизнь и быт выстраивают в соответствии с законами Галахи. А Галаха предписывает еврейке скромную одежду. Фишка лишь в том, что в каждую эпоху само понятие скромности сильно изменялось.
Например, в древнем мире совершенно не знали кроя. Одежду тогда моделировали из кусков материи с помощью драпировок, пряжек и поясов. Потом научились сшивать несколько кусков ткани. И все — мужчины и женщины — носили балахоны до пят, плащи, платки или покрывала. У наших предков, живших в Египте при фараоне, скромность выражалась в том, что еврейки не ходили с обнаженной грудью (или вообще топлесс), как египтянки…
В средневековой Европе все женщины всех сословий, постоянно носили головные уборы, даже спать ложились в чепцах. Все драпировались в закрытые длинные многослойные платья. Еврейки от них совершенно не отличались. Что тогда писали наши мудрецы о скромности? Да ничего. Зато вот Рамбаму приписывается высказывание о том, что красивая жена вызывает у всех уважение к ее мужу. В Средние века в еврейской купеческой среде считалось, что мужчина должен одеваться скромнее, чем позволяет его достаток, а жену и дочерей своих обязан одевать богаче, чем позволяет его достаток. Свидетельства об этом сохранились благодаря раритетным экземплярам ктубы — брачного договора.
Средневековая еврейская одежда
(Weiss, Kostümkunde).
Развратные венецианские куртизанки завели моду появляться прилюдно с непокрытой головой и с глубокими вырезами-декольте на платьях. Но известно также, что еврейки из гетто даже и не подумали перенять эту моду, впрочем, как и законные жены венецианцев титульной национальности. Позднее по всей Европе декольте вошли в моду в высшем обществе (но только на балах). И все равно еврейские благочестивые женщины прикрывали шею и грудь газовыми шарфами: это можно увидеть на многих портретах знатных евреек, например — из семейства Ротшильда.
Барон Альберт Ротшильд с женой Беттиной
Законы скромности стали актуальны гораздо позднее — во Франции, после тамошней революции, когда евреи получили свободу по указу Наполеона Бонапарта и вышли из гетто. Именно в этот период революционные француженки отказались от корсета и кринолина и внедрили античную моду на кисейные прозрачные платья с завышенной талией и смелыми декольте. Под этими нарядами даже не носили нижних юбок, в лучшем случае — трико телесного цвета. Именно тогда в высшем свете отказались и от головных уборов на балах и суаре, и шляпки стали приличны только на улице. Состоятельные еврейки стали выписывать первые парижские журналы мод, а еврейские религиозные авторитеты, обеспокоенные падением нравственности, — составлять циркуляры о надлежащем скромном виде.
Одежда евреек начала XVIII в. в Фюрте (Бавария)
А сегодня Галаха выдвигает к одежде еврейской женщины следующие требования:
1) подол юбки должен покрывать колени
2) рукава должны закрывать локти
3) на ногах — чулки
4) вырез платья у шеи не должен быть ниже ключиц
5). замужняя женщина покрывает волосы головным убором или париком
6) запрещено женщине носить мужскую одежду, а мужчине — женскую
Иное дело, что многие еврейки на эти установления давно махнули рукой…
Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям