в чем ходят самураи
Повседневная и церемониальная одежда самураев
Показателем общественного положения самурая в социальной структуре феодальной Японии, особенно в эпоху Токугава, являлся его костюм. Самураи отличались от массы населения особым платьем, которое разрешалось носить лишь сословию воинов. Только в редких случаях (свадьба, похороны, большие праздники) в виде исключения и особой милости представителям низших сословий (торговцам, ремесленникам и т.д.) позволялось одевать хакама – принадлежность костюма самурая, в то время как на ношение церемониальной одежды буси был наложен для “низов” строжайший запрет, нарушение которого влекло за собой наказание. В повседневной жизни самураи носили одежду, состоявшую из трёх основных частей: плечевого халата – кимоно, поясного элемента – хакама и накидки – хаори, имевшей такой же прямой покрой, что и кимоно. Все эти части (в комплексе – рэйфуку), исполненные в тёмном или чёрном цвете, могли также использоваться в качестве парадного костюма.
На верхнее кимоно, надеваемое на белое нижнее кимоно с узкими рукавами (косодэ), и хаори нашивались фамильные гербы (мон) самурая, считавшиеся привилегией господствующего класса. (Иметь герб и носить фамильное имя могли только представители японского дворянства (кугэ, букэ). С отменой этого положения, после революции Мэйдзи, право выбирать себе имя и герб получили все слои японского общества). Такая одежда с гербами называлась монцуки. В соответствии с правилами герб нашивался на одежду в пяти местах: на спине, между плечами, на груди (справа и слева), на обоих рукавах. Однако были известны случаи, когда самураи заказывали себе верхнюю одежду, которая вся была покрыта вытканными или нанесёнными краской фамильными гербами. Такая одежда имела название тобимон.
Фамильный герб (камон) представлял собой большую ценность для самурая, так как он был элементом родословной воина и передавался по наследству вместе с именем. Многие из родословных гербов буси имеют древнее происхождение, уходящее своими корнями в начало II тысячелетия н.э. и в ещё более раннее время. В качестве гербов буси, “камон” первоначально появились на флагах. На японские доспехи и шлемы гербы начинают наносить уже в период Инсэй, эпоху правления экс-императоров (XI – XII вв.). Приблизительно с того же времени фамильные гербы стали изображать на холодном оружии (мечах), конском снаряжении, щитах и т.д.
Фамильные гербы часто жаловались феодалами самураям или просто переходили от сюзерена к вассалу, находящемуся у него на службе. В средине междоусобицы Гэмпэй белые флаги рода Минамото и красные флаги (и знаки) рода Тайра стали переходить в качестве личных знаков к подданным этих родов. То же произошло в провинции Мусаси в объединении Кодама, имевшем на своём знамени герб в виде круглого веера. Три клана, вышедшие из упомянутой партии, переняли этот герб, ставший затем у многих самураев фамильным. Сюжетами для самурайских гербов могли быть небесные светила и элементы звёздного неба, представители восточно-азиатской флоры и фауны, предметы культа, геометрические фигуры и т.д., которые подчас наделялись магическими свойствами и должны были служить обладателю “мона” талисманом, спасающим от сил зла и неудач в жизни.
Поверх кимоно буси надевали хакама – юбкообразные, часто плиссированные, штаны, похожие на широкие шаровары. Хакама были отличительным элементом одежды самурая. Они шились разной длины, что зависело от положения буси в социальной организации сословия. Если, например, рядовые самураи носили малые хакама (кобакама), то даймё и хатамото на приёмах у сёгуна появлялись в нагабакама, имевших длинные штанины, которые волочились по полу. В военных походах и путешествиях хакама, а также длинное кимоно самураи поднимали и затыкали для удобства за пояс. Хакама могли заправлять и в наголенники. На кимоно и хакама сверху надевалось хаори, как правило тёмного цвета. Несходящиеся полы хаори скреплялись спереди белым бантом, который гармонировал с белыми фамильными гербами. Хаори самурая имело особый покрой, отличительной чертой которого был небольшой разрез внизу на спине; в комплексе с хакама оно составляло японский официальный костюм – хаори-хакама.
Во время важных церемоний самураи надевали поверх своего официального костюма ещё и плотную накидку без рукавов с накрахмаленными плечами, называвшуюся катагину. Обычно хакама и катагину делались из одного материала. Такое сочетание образовывало камисимо – парадный костюм самурая, надевавшийся в особо торжественных случаях. При посещении двора сёгуна и феодала самураи надевали головные уборы, которые должны были соответствовать их рангу. В повседневной жизни и во время путешествий буси носили большие конусообразные соломенные шляпы (каса), полностью скрывавшие их лицо. В такой шляпе самурай мог ходить по улицам города, занимаясь покупкой необходимого, мог войти и выйти из купеческой лавки не узнанным. В таких ситуациях самураи старались скрыть своё лицо, так как считалось позором иметь с торговцами какие-либо отношения, в том числе и посещать их лавки.
Самураи и ронины пользовались также плетёнными из соломы или бамбука шляпами амигаса, имевшими вид низкого широкого конуса. Такая шляпа имела в своей передней части небольшое плетёное окошечко, позволявшее видеть окружающее при скрытом лице. Иногда буси носили шляпу, сплетённую из осоки. Она называлась сугэгаса.
Своеобразным был головной убор (тэнгай) членов братства “Комосо” – ордена странствующих монахов, в который принимали только самураев. Его плели из бамбука и придавали форму пчелиного улья. Тэнгай предпочитали носить и многие ронины. Во время непогоды и при ярком солнце самураи употребляли складные зонты (каса), изготовленные из бамбука и промасленной бумаги.
Обычной обувью, носимой сословием воинов, были гэтта – соломенные сандалии на кожаной подошве или плетёные сандалии – дзори. В дождливую погоду применялись деревянные гэта или асида, различавшиеся по высоте цокольных опор. К этой обуви прилагались цумагакэ – кожаные щитки со шнурами для защиты пальцев ног от дождя и грязи. Все указанные виды обуви были снабжены ремнями и приспособлены для ношения специальных носков с вырезами для большого пальца – таби.
В чем ходят самураи
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Что носили самураи
Показателем общественного положения самурая в феодальной Японии, особенно в эпоху Токугава, являлся его костюм. Самураи отличались от массы населения особым платьем, которое разрешалось носить лишь сословию воинов.
В повседневной жизни самураи носили одежду, состоявшую из трех основных частей: плечевого халата – кимоно, поясного элемента – хакама и накидки – хаори, имевшей такой же прямой покрой, что и кимоно. Все эти части (в комплексе – рэйфуку), исполненные в темном или черном цвете, могли также использовался в качестве парадного костюма.
Поверх кимоно надевали хакама – юбкообразные, часто плиссированные, штаны, похожие на широкие шаровары. Хакама были отличительным элементом одежды самурая. Они шились разной длины, что зависело от положения буси (представителя японского дворянства) в социальной организации сословия. Если, например, рядовые самураи носили малые хакама (кобакама), то даймё и хатамото на приемах у сёгуна появлялись в нагабакама, имевших длинные штанины, которые волочились по полу.
магазин дисконт детской одежды
В военных походах и путешествиях хакама, а также длинное кимоно самураи поднимали и затыкали для удобства за пояс. Хакама имеет семь складок. Они символизируют семь добродетелей Будо. Это дзин – доброжелательность, ги – честь или справедливость, рей – вежливость и этикет, чи – мудрость, син – искренность, чю – преданность и ко – благочестие. На верхнее кимоно, надеваемое на белое нижнее кимоно с узкими рукавами (косодэ), и хаори нашивались фамильные гербы (мон) самурая, считавшиеся привилегией господствующего класса. Иметь герб и носить фамильное имя могли только представители японского дворянства – кугэ, букэ. Такая одежда называлась монцуки. Во время важных церемоний самураи надевали поверх своего официального костюма еще и плотную накидку без рукавов с накрахмаленными плечами, называвшуюся катагину. Обычно хакама и катагину делались из одного материала. Такое сочетание образовывало камисимо – парадный костюм самурая, надевавшийся в особо торжественных случаях.
Настоящий самурай: какими на самом деле были великие японские воины
Самурай: определение слова
В понимании европейцев любой японский воин, принимающий участие в сражении, является самураем. На самом деле данное утверждение является в корне неверным. Самурай — это особый класс феодалов, получивших специальное образование, прошедших ритуал посвящения и имеющих отличительный знак — японский меч. Целью жизни такого воина являлось служение своему господину. Ему он должен быть предан всем своим существом и беспрекословно исполнять любые приказы.
Эта цель прослеживается в самом определении «самурай». Значение слова в переводе с японского языка звучит как глагол «служить». Поэтому не удивительно, что жизнь самурая тесно связана с жизнью своего господина — дайме. Многие европейцы считают, что самурай — это служилый человек, которого можно называть японским словом «буси». Но это тоже ошибочное мнение, не стоит путать эти два слова.
Самурай значение имеет более широкое и всеобъемлющее, он в военное время представлял собой лучшую защиту для господина, а в мирное время являлся обыкновенным слугой. Буси же относятся к классу простых воинов, которых можно было нанимать на некоторое время. Оплата услуг производилась деньгами, но чаще всего феодалы оплачивали услуги воинов рисом.
Социальный состав[ | ]
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 6 мая 2020 года
История самурайства: краткая историческая справка
Самураи как сословие зародились в седьмом веке. В этот период Япония переживала феодальную раздробленность, и каждый крупный феодал нуждался в хорошо обученных профессиональных воинах. Ими стали самураи.
Несколько веков междоусобных войн благоприятно сказались на формировании класса воинов, к семнадцатому веку они стали многочисленным и достаточно обеспеченным сословием. Особенно большим уважением пользовались личные самураи сегуна — фактического правителя страны. Он являлся главным военачальником и устанавливал в стране жесткий режим, с которым был вынужден согласиться даже император страны, становившийся лишь номинальным главой Японии.
К концу девятнадцатого века, когда в стране прекратились военные столкновения, отпала необходимость и в самураях. Они постепенно стали находить себе новые должности и занятия. Многие из них нашли себя на государственной службе, другие стали землевладельцами. Можно сказать, что сословие полностью изжило себя и осталось только в романтических японских легендах.
Сегунат
В 1192 году возник политический строй, который позже был назван сегунатом. Это была сложная и двоякая система управления всей страной, когда одновременно правили император и сегун – образно говоря, главный самурай. Японский феодализм опирался на традиции и власть влиятельных родов. Если Европа преодолела собственные междоусобицы в эпоху Возрождения, то далекая и изолированная островная цивилизация еще долго жила по средневековым правилам.
Это и был период, когда самым престижным членом общества считался самурай. Японский сегун был всесилен благодаря тому, что в конце XII века император даровал носителю этого титула монопольное право собирать в стране армию. То есть любой другой претендент или крестьянское восстание не могли устроить государственный переворот из-за неравенства сил. Сегунат просуществовал с 1192 по 1867 гг.
Личные качества самурая
То, каким должен быть самурай, описано в кодексе Бусидо. О нем мы еще поговорим чуть позже. Ведь он сформировался в расцвет самурайства, до этого момента о личных качествах самурая юным воинам рассказывали их учителя.
Самыми главными чертами настоящего самурая считались преданность, честность и храбрость. Именно из этих характеристик складывался кодекс чести воина, который в дальнейшем трансформировался в бусидо.
Страшнее всего для воина было потерять честь и покрыть себя позором в бою. О таких самураях говорили, что они не достойны даже ритуала харакири — самоубийства посредством вспарывания живота на глазах зрителей. Такой воин бродил по стране и пытался зарабатывать уже как обычный наемник без чести и достоинства. Их услугами в Японии активно пользовались, но относились к наемникам с нескрываемым пренебрежением.
Зарождение сословия
Приблизительно в XVIII веке появились те самые воины, преемником которых является любой самурай. Японский феодализм возник в результате реформ Тайка. Императоры прибегали к помощи самураев в своей борьбе против айнов – коренных жителей архипелага. С каждым новым поколениям эти люди, исправно служившие государству, обзаводились новыми землями и деньгами. Сформировались кланы и влиятельные династии, владевшие значительными ресурсами.
Приблизительно в X-XII вв. в Японии происходил процесс аналогичный европейскому – страну сотрясали междоусобные войны. Феодалы боролись друг против друга за земли и богатства. При этом императорская власть сохранялась, но она была крайне ослаблена и не могла препятствовать гражданскому противостоянию. Именно тогда японские самураи получили свой кодекс правил – бусидо.
Внешний вид самурая
До наших дней сохранились многочисленные свидетельства того, как выглядели средневековые самураи. На протяжении многих лет их внешний вид практически не претерпевал изменений, впрочем, как и ритуалы, связанные с обучением молодых воинов и посвящением их в самураи.
Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Тем не менее, за исключением торжественных случаев, сами самураи в повседневной жизни одевались неброско. Хотя их повседневный костюм был сложным, каждый аспект был разработан в соответствии с потребностями воинов.
Самой распространённой причёской был пучок. За исключением буддийских монахов, которые брили головы, люди всех сословий носили пучок в течение сотен лет. Привычка объединения пучка волос с частично выбритой головой, возможно, развилась из необходимости — с выбритым лбом было удобнее носить шлем.
Довольно часто воины носили доспехи. Они изготавливались из тонких искусно выделанных пластин кожи или металла, соединяющихся друг с другом прочными шнурками. Часто пластины покрывали несколькими слоями лака, что увеличивало их прочность. Самурайский шлем полностью закрывал голову от стрел и ударов врага, он тоже изготавливался из гибких пластин. Довольно распространено было украшать шлем яркими масками, которые выполняли одновременно защитные и устрашающие функции.
Самурайские мечи ковали из тысяч слоёв стали
Фото: Wolcott, Katherine / The University of Vermont / Wikimedia Commons
Многие считают, что настоящие катаны куются мастером‑оружейником в течение нескольких лет. За это время кузнец множество раз складывает стальную заготовку, сообщая мечу невероятную прочность и остроту.
Это, конечно же, заблуждение. Заготовки из тамахаганэ, японской стали, называемой также «алмазной», и правда изготавливаются путём многократного сложения и последующего расплющивания металла.
Но слоистую сталь, которую записывают в преимущества катаны, японцы делали не из‑за её уникальных свойств, а потому что у них не было более эффективного способа очистить Science of Tatara and Japanese Sword, Japanse Swordmaking Process железистый песок от примесей и лучше распределить Study of Microstructures on Cross Section of JAPANESE SWORD в металле углерод. Такой метод обработки железа — не великая тайна японских мастеров, а вполне обыденная техника, которой пользовались по всему миру.
Тысячи раз сталь не складывали. Сгибать заготовку больше 20 раз — бессмысленно терять время, поскольку это приводит Japanse Swordmaking Process к чрезмерной диффузии углерода в материале. Процесс сгибания стали, называемый сита‑китаэ, повторяли всего 8–16 раз.
А когда японцы начали завозить металл из Европы, то вообще бросили тратить силы на сита‑китаэ, ведь европейская сталь была дешевле и гораздо лучше по качеству.
И катаны не ковали годами. В среднем на один меч уходило How long does it take to forge a katana?, WHY DID IT TAKE BLADESMITHS SO LONG TO MAKE A KATANA? от трёх недель до нескольких месяцев.
Воспитание и обучение юных воинов
Так как самурай — это феодал, то его титул передавался в Японии по наследству. Отец должен был воспитать в своем сыне безграничную преданность к господину. На это были направлены все силы учителя.
С детства будущему самураю внушают презрение к смерти, ведь вся его жизнь представляется в философии самураев всего лишь путем к достойному концу. С этой целью к домашнему обучению присоединялись учителя, они становились вторыми родителями для мальчика и имели на него все права. В процессе обучения юноша должен стать бесстрашным, выдержанным и стойким. Для такого воина нет ничего невозможного, если таков приказ господина. В случае необходимости самурай мог с радостью отдать жизнь за своего хозяина, а для этого он должен иметь чувство пренебрежения к смерти. Это достигалось особыми методами воспитания.
Помимо воинского искусства, самураев обучали письменности и истории, но данные дисциплины не являлись тем, чем на самом деле должен заниматься самурай. Это было всего лишь дополнением, которое могло помочь в бою тем или иным способом.
К шестнадцати годам юноша считался полностью обученным и мог приступать к обряду инициации и посвящения в самураи.
Феодальная иерархия
Самурайское сословие всегда отличалось строгой иерархией. На самом верху этой лестницы находился сегун. Далее шли дайме. Это были главы самых важных и могущественных в Японии семей. Если сегун умирал, не оставив наследника, то его преемник избирался как раз из числа дайме.
На среднем уровне находились феодалы, обладавшие небольшими поместьями. Их приблизительное количество колебалось в районе нескольких тысяч человек. Далее шли вассалы вассалов и рядовые солдаты без собственности.
В период своего расцвета самурайское сословие составляло около 10% всего населения Японии. К этой же прослойке можно отнести членов их семей. Фактически могущество феодала зависело от размера его поместья и дохода от него. Часто его измеряли в рисе – главной еде всей японской цивилизации. С воинами в том числе расплачивались и буквальным пайком. Для такой «торговли» даже существовала своя система мер и весов. Коку равнялся 160 килограммам риса. Примерно такого объема еды хватало, чтобы удовлетворить потребности одного человека.
Чтобы понять ценность риса в средневековой Японии, достаточно привести пример самурайской зарплаты. Так, приближенные к сегуну получали от 500 до нескольких тысяч коку риса в год в зависимости от размера своего поместья и количества собственных вассалов, которых также нужно было кормить и содержать.
Обряд посвящения в воины
На обряде посвящения обязательно должны были присутствовать учитель самурая и его будущий дайме, с которым закреплялись вассальные отношения. Обряд сопровождался получением собственного набора мечей — дайсе, обриванием головы и получением новой одежды взрослого самурая. Параллельно юноша проходил несколько испытаний, которые должны были показать его силу и умения. По окончании церемонии ему присваивали новое имя, заменяющее собой данное при рождении. Считалось, что этот день является днем рождения самурая, и под новым именем его будут знать всю самостоятельную жизнь.
Музыка
Музыка в Samurai Champloo является смесью сразу нескольких музыкальных направлений. Вы услышите ритмичный хип-хоп и рэп, мелодичный джаз и блюз, традиционное японское звучание сямисэна и классическую музыку. За счет использования различных музыкальных направлений создатели аниме смогли удовлетворить вкусы разных поколений: тем, кто постарше, понравится джаз и блюз, более молодым поколениям, без сомнения, ближе хип-хоп и рэп. Музыка грамотно управляет темпом повествования, и задает требуемую атмосферу: во время боевых сцен играют мелодии, добавляющие происходящему динамичности и зрелищности, во время драматичных моментов предпочтение отдается проникновенной классической музыке. Кроме того, для Samurai Champloo были созданы отличные опенинг и эндинги.
Мог ли самураем стать простолюдин?
В европейском представлении прочно засела легенда о самурае, который относится к высшему сословию японского общества, имеет совокупность всех положительных качеств и кристально чист помыслами. На самом деле это самый распространенный миф о феодальных воинах. Ведь в реальности самурай — это не обязательно человек из высшего общества, стать воином мог абсолютно любой крестьянин. Разницы между происхождением самураев не было никакой, они одинаково обучались и в дальнейшем получали абсолютно равное жалование от господина.
Поэтому самураи довольно часто меняли своих хозяев, чувствуя, что проигрывают битву. Для них было вполне нормальным принести новому господину голову старого, решив таким образом исход боя в свою пользу.
Отношение к государству
Женщины-самураи: миф или реальность?
В исторических источниках и японской литературе Средних веков о женщинах-воинах практически ничего не упоминается, но они довольно часто становились самураями. На этот счет в кодексе чести не было абсолютно никаких ограничений.
Воинская честь
В средние века имена японских самураев знал каждый житель страны, так как именно они являлись государственной и военной элитой. Немногие желавшие присоединиться к этому сословию могли это сделать (или из-за худородности, или из-за несоответствующего поведения). Закрытость самурайского сословия заключалось как раз в том, что в него редко пускали чужаков.
Клановость и исключительность сильно повлияли на нормы поведения воинов. Для них на главном месте стояло собственное достоинство. Если самурай навлекал на себя позор недостойным поступком, он должен был покончить жизнь самоубийством. Такая практика получила название харакири.
За свои слова должен был отвечать каждый самурай. Японский кодекс чести предписывал несколько раз подумать, прежде чем делать какое-либо заявление. Воины были обязаны быть умеренными в пище и избегать распущенности. Настоящий самурай всегда помнил о смерти и каждый день напоминал себе о том, что рано или поздно его земной путь кончится, поэтому важно лишь то, смог ли он сохранить собственную честь.
Кодекс Бусидо: краткие положения
Кодекс поведения самурая сформировался из многочисленных законов и правил, которые были собраны в единый источник приблизительно в тринадцатом веке. В этот период самураи только начали формироваться как отдельное сословие японского общества. К шестнадцатому веку бусидо окончательно оформился и стал представлять собой настоящую философию самураев.
Кодекс чести самурая предписывал ему постоянно совершенствоваться и тренировать не только тело и ум, но и дух. Только сильный духом мог быть воином, достойным боя. В случае приказа господина самурай должен был совершить харакири и умереть с улыбкой и благодарностью на устах.
В Японии до сих пор успешно пользуются историей о самураях, туристической отрасли страны она приносит баснословные деньги. Ведь все, что связано с этим периодом в истории страны, европейцы романтизировали. Сейчас уже трудно отыскать крупицы правды среди многочисленных легенд, но с одним довольно сложно поспорить: самурай — это такой же яркий символ современной Японии, как кимоно или суши. Именно через эту призму европейцы воспринимают историю Страны восходящего солнца.
Таки коммерция?
Рёму будто подменили. Едва умевший читать любитель махания мечом с головой зарылся в книги, особенно гайдзинские, и приложил все силы к развитию созданной Кацу военно-морской школы и верфи в Кобэ.
В своих письмах Сакамото не жалеет эпитетов в адрес гайдзинов и их пособников, но теперь путь к спасению Японии он видит исключительно в том, чтобы превзойти иноземцев в их науке.
К традиционным двум мечам Рёма добавил револьвер «смит-вессон», а вместо деревянных гэта стал носить удобные американские ботинки — раз уж сёгунат запретил его роду ношение модных самурайских раздвоенных носков.
Заодно Сакамото проникается западными идеями и становится сторонником отмены сословной системы: в конце концов, каждый японец — самурай по духу!
Кайэнтай, Рёма третий слева, 1867
Впрочем, Сакамото пользовался и обычными парусниками. С одним из которых случилась печальная и поучительная история. Даймё (владыка) Кии тоже купил пароход.
Предвосхищая подвиги игроков в World of Warships повышенной сохатости, бравые моряки Кии в первый же выход в море дали самый полный вперёд и стали с залихватским «ололо» сносить всё, что не успевало убраться с курса. Не успел и один из парусников «Кайэнтай», не ожидавший эдакого кретинизма.
Сакамото был крайне возмущён потерей судна, части команды и 400 контрабандных винтовок и, будучи современным человеком, подал в суд. Но власти Кии с видом лихим и придурковатым заявили, что суды — это для длинноносых гайдзинов и предателей духа Ямато, а самурай в своём огороде всегда равен воеводе.
Сакамото пожал плечами, почесал голову и сочинил несколько обидных песенок про даймё Кии и его морских оленей. Песенки подхватил народ, и вскоре их совершенно непочтительно распевали сначала в Нагасаки, а затем мемы добрались и до Эдо. От эдакой потери лица даймё Кии заодно потерял аппетит и сон и выплатил-таки острослову компенсацию. А то ведь ещё что придумает обидное.
Цензура
Еще одной понравившейся мне стороной оказался уровень цензуры. Сценаристы аниме часто любят вдаваться в крайности: они или убирают все жестокие сцены, тем самым понижая допустимый возрастной рейтинг, но кардинальным образом изменяя атмосферу (Gate); или же перенасыщают аниме жестокими сценами, тем самым прикрывая недостаток смысла в сюжете или поверхностность персонажей – кровь льется в чрезмерных количествах, повсюду происходят убийства и прочие непотребства (Akame ga Kill). Ни то, ни другое я не считаю допустимым. Samurai Champloo оказался тем редким представителем аниме, в котором концентрация жестокости и цензуры выбрана оптимальным образом. Да, тут есть убийства и отрубленные конечности (такова Япония времен расцвета самураев), однако зрителя не пихают лицом в подобные сцены. Ты проникаешься суровой атмосферой Японии, но при этом видно, что кровь здесь проливается не ради зрелищности.