в чем ходят мусульмане мужчины
Одежда и внешний вид
«О дети Адама [и Евы]! Будьте красивы, заходя в любую из мечетей. [Вся земля — это также мечеть, то есть место, где можно молиться, поэтому будьте по возможности красивы всегда, везде и во всем.] Ешьте, пейте и не расточительствуйте [употребляйте еду в меру; не тратьтесь на то, что бесполезно, а тем более вредно; старайтесь придерживаться во всем «золотой середины»]. Воистину, Он [Господь миров] не любит расточительных. [Нелюбовь Бога может вылиться для человека в проблемы со здоровьем, в быту, на работе. Люди порой удивляются нежданно-негаданно появляющимся сложностям, хотя часто сами в этом повинны.]
Скажи, кто запретил украшения Аллаха (Бога, Господа) [все, радующее глаз и сердце, добротное, изящное, изысканное], которые Он вывел для людей, и хорошее из благ (из пищи)?! Скажи, это [умение пользоваться красотами жизни в меру и без расточительства] дозволено для людей верующих [как и для всех остальных, хотя некоторые необоснованно выдумывают для себя запреты] в этой жизни, а вот в Судный День [и после него райские красота, благодать] — только лишь для верующих.
Подобным образом Мы [говорит Господь миров] разъясняем знамения для людей грамотных [чтобы извлекли уроки, помогающие им стать счастливыми в обоих мирах].
Скажи: «Господь [предоставил вам временную земную жизнь с изобилием благ в ней, но] запретил (1) все скверное (непристойные поступки, разврат), как являющееся явным, так и скрытым [что выявляется, к примеру, в результате исследований, экспертиз, опытов][1], [запретил] (2) все греховное [что является очевидным грехом для любого здравомыслящего] и (3) покушение [на честь, имущество, кровь, жизнь другого человека или людей, общества; притеснение, проявление несправедливости], не имея на то права. Также [запретил] (4) все формы язычества (поклонения земному; обожествление чего-либо помимо Бога) и (5) высказывание в адрес Аллаха (Бога, Господа) того, о чем вы [люди] не знаете» (Св. Коран, 7:31–33).
Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость»[2].
Ответы на вопросы по теме
Разрешена ли операция по пересадке собственных волос с затылка на остальные области головы в случае облысения? Не знаю, интересно ли вам, но на одном из англоязычных мусульманских сайтов нашел ответ, что разрешена. Муслим.
Маловероятно, что данное действие может быть отнесено к запрещенному в Исламе, тем более что пересадка органов от одного человека другому возможна, и на этот счет среди ученых нет разногласий (при условии, что передача органа происходит бесплатно). Хоть мои познания в вопросах здоровья человека и скромны, замечу, что такая операция может быть очень дорогостоящей и при этом малоэффективной, недолгосрочной.
Какими должны быть шорты? Выше колен или ниже? Каково мнение ученых?
Богословы-ханафиты говорят, что шорты у мужчин должны быть ниже колен. Богословы-шафииты — до колен, но, так как при движении они задираются, лучше, если будут закрывать колени. Поэтому прикрытие колен более верное решение.
‘Аурат (та часть тела, которая подлежит обязательному прикрытию) у мужчин: от пупка (ниже пупка, сам пупок не входит) и до колена включительно. Таково на этот счет мнение богословов-ханафитов.
Богословы-шафииты считают: ‘аурат мужчины — это та часть тела, которая между пупком и коленом. Пупок и колени к ‘аурату не относятся, но желательно их прикрывать во избежание случайного оголения ‘аурата[3].
Мне неоднократно говорили, что по маликитскому мазхабу можно носить короткие шорты, которые значительно выше колен. Есть ли такое положение?
Большинство ученых так не считают, ну так зачем вам это?
Я живу в Ингушетии, и наши соседи, односельчане, родственники, друзья ездят на море семьями, да и мы сами собирались туда. Вопрос в том, можно ли семьям ездить на море, где всем все видно как на ладони? Расул, 34 года.
Семьям ездить на море можно и полезно. Однако важно соблюдать нормы мусульманкой одежды: мужчинам следует надевать плавки от пупка до колен, а женщинам — купальники, закрывающие все тело, кроме лица и кистей рук. Таких купальников на сегодняшний день огромное разнообразие, любые цвета и модели. Для детей-подростков также имеются соответствующие мусульманские купальники.
А на то, что видно как на ладони, можно и не смотреть.
Море и солнце — это хорошо и полезно, когда есть такая возможность[4].
Нарушается ли молитва-намаз, если во время ее совершения у мужчины случайно оголилась поясница?
Если ‘аурат во время совершения молитвы случайно и непреднамеренно оголится (например, из-за ветра), то молящийся должен сразу прикрыть оголившуюся часть тела. Если это произошло из-за неряшливости верующего, а тем более повторилось в одном намазе несколько раз, то молитва нарушается, становится недействительной и ее необходимо совершить повторно[5].
Можно, конечно, предположить, что оголилась та часть тела, которая выше пупка или на его уровне, но лучше, дабы быть уверенным в полноценности молитвы-намаза, заправлять рубашки и майки в брюки так, чтобы поясница не оголялась.
Можно ли совершать намаз в форме от «Манчестер Юнайтед», где изображен Дьявол. И есть надписи. Или в другой одежде с изображениями людей, животных?
Нежелательно, но можно, если другой одежды нет.Что касается «изображения Дьявола», то никто из ныне живущих не знает его истинного облика.
Как Ислам смотрит на ношение мужчиной серьги в ухе? Малик.
Можно ли мусульманину проколоть ухо? Азиз, 18 лет.
Запретно, когда мужчины стараются походить на женщин, а женщины — на мужчин. Это противоречит как религиозным, так и природным канонам, которые, в общем-то, едины и четко взаимосвязаны.
Мой друг спросил меня про ношение ушных серег мужчинами. Насколько я знаю, мужчинам носить серьги не только с точки зрения Ислама, но и с культурной точки зрения нельзя. Другу моему сказали, что имам Бухари носил серьги в носу. Правда ли это?
Если посмотреть на подобное с точки зрения нашего российского менталитета и современной культуры, то это выглядит вызывающе, а где-то и неуместно. Верующему человеку не к лицу привлекать таким «крутым» атрибутом внимание других. Что касается имама аль-Бухари, то я не знаю, не встречал информации об этом, но если бы он жил в наше время, то точно не стал бы носить серег.
Я стал мусульманином, но до принятия Ислама сделал татуировки. На плече написано «Аллах», а на спине — «Мухаммад» (да простит меня Всевышний). Что теперь с ними делать? Можно ли их свести или это будет причинением вреда телу? Ильдар, 32 года.
Делать татуировки с точки зрения исламских канонов запретно (харам)[6]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) упомянул тех, кто занимается этим ремеслом, а также тех, кто делает себе татуировки, в числе проклятых[7]. Это действие относится к «изменению человеком своего настоящего облика, данного ему Самим Творцом». Запрет на такого рода действия также оговорен в Священном Коране[8].
Лучше будет их свести. Но если это сложно и есть опасность для здоровья, тогда оставьте как есть.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Или: «Как публичное, так и тайное, скрываемое».
[2] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.
[3] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 738, 743, 748.
[4] «Витамин D когда-то называли «витамином, порождаемым светом». Другое, более прозаическое его название — кальциферол, то есть несущий кальций… Витамин D образуется в коже под действием солнечных лучей из предшественников витамина D — провитаминов. Провитамины, в свою очередь, частично поступают в организм в готовом виде с пищей, а частично образуются в тканях из холестерина. Витамин D обеспечивает нормальный рост и развитие костей, предупреждает развитие рахита и остеопороза. Однако роль витамина D не ограничивается защитой костей. От него зависит восприимчивость организма к кожным заболеваниям, болезням сердца и раку. В регионах, где пища бедна витамином D, повышен уровень заболеваемости атеросклерозом, артритами, диабетом, особенно юношеским. Этот витамин предупреждает слабость мускулов, повышает иммунитет, необходим для функционирования щитовидной железы и нормальной свертываемости крови, препятствует росту раковых клеток… При условии, что организм получает достаточное количество ультрафиолетового облучения, потребность в витамине D компенсируется полностью». См.: Витамин D (кальциферол), http://subscribe.ru/archive/home.child.beremenna/201003/08140759.html.
[5] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 742.
[6] См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 1. С. 467.
[7] Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Аллах (Бог, Господь) проклял (1) тех женщин, которые делают татуировки другим (наколки), и тех, кому делают татуировку [как мужчин, так и женщин], (2) тех женщин, которые удаляют волосы на лице себе или другим либо просят об этом других (выщипывают брови) [изменяя их форму, делая более тонкими], и (3) тех женщин, которые подпиливают свои зубы (делает искусственные расщелины между зубов), прихорашиваясь тем самым. Они изменяют данное им Богом творение».
См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1881, хадис № 5931; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 461, 462, хадис № 5939 и пояснение к нему; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 446, хадис № 7272, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 1. С. 467; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 347, хадис № 4/1647 и пояснение к нему.
Также см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 7. Ч. 14. С. 102-107, хадисы № 115 (2122) –120 (2125) и пояснения к ним.
Почему мужчины не одеваются по Сунне?
В редакцию сайта пришло письмо от мусульманки из Казахстана, и мы решили опубликовать его.
По Воле Аллаха, за последние несколько лет число соблюдающих мусульман заметно выросло. На пятничную молитву мечети не вмещают прихожан, и многие читают намаз на территории мечети. Женщин, носящих хиджаб, становится больше с каждым годом, хотя для общества из постсоветских стран с атеистическим воспитанием исламская одежда непривычна. И она непривычна даже для стран с мусульманским населением.
Мусульманка обязана сидеть дома, за исключением тех случаев, когда ей необходимо выйти. Но даже за это короткое время пребывания на людях мусульманки часто подвергаются упрекам, насмешкам, давлению со стороны врагов Ислама. Ношение хиджаба — это вызов обществу. И, так как свои религиозные взгляды внешне выражают именно женщины, они и становятся мишенью для исламофобов. И те, кто не любит девушек в платках, открыто выказывают негодование на улице. Почему? Потому что они видят беззащитность девушек и, зная, что некому заступиться за них, нагло оскорбляют их.
И тут возникает вопрос. Где мужчины-мусульмане, которых так много, что они не умещаются в мечети? Ведь мужчин-мусульман в разы больше, чем женщин. Но, к сожалению, мы их не видим.
Ну а как увидеть в мужчине в джинсах, в майке соблюдающего мусульманина? Как отличить мусульманина от немусульманина в такой одежде? Мужчины-мусульмане хотят, чтобы их жены, сестры, все родственницы одевались по Исламу, в то время как сами не желают менять свой образ, говоря, что борода, шапочка (тюбетейка) на голове — всего лишь Сунна и можно обойтись без этих атрибутов. Другие утверждают, что подобный вид может помешать их карьерному росту. Человек готов придумывать любые причины, чтобы не показывать свою религиозность, потому что зачастую многие стесняются того, что соблюдают Ислам, и им удобно жить, не выделяясь от общей массы людей, которая живет по нравам немусульман.
Неужели женщины нашей уммы, которые, несмотря на все сложности, надевают хиджаб, сильнее и принципиальнее мужчин? И как мужчины собираются обучать своих жен и сестер, если у них у самих нет любви к Сунне?
Мужчины-мусульмане до эры глобализации всегда одевались по Сунне. Носили чапаны, кафтаны, длинные рубахи, покрывающие руки и часть мужскогоаурата. У всех была борода. На голову надевали шапочки, тюбетейки, тюрбаны, чалму, папаху и так далее.
А как одеваются нынешние мужчины? Обтягивающие джинсы, майки, джинсы на бедрах, короткие рукава. Скрыть часть ниже пояса многие не считают нужным, считая, что обтягивающие джинсы или штаны справляются с этой задачей.
Поэтому сейчас наблюдается такая тенденция среди мусульманской молодежи: мужчины, прочитав намаз в мечети, снимают с себя шапочку, прячут в карман четки и идут общаться с женщинами, позволяя себе вести так, как не подобает мусульманам. На улице, среди толпы, религиозность куда-то исчезает, и мусульмане раскрепощаются, обсуждая мирское, иногда даже греховное.
Если иман не может удержать от этих поступков, то могут помочь внешние атрибуты. Ведь любой из нас волнуется за имидж своей религии. «Платочная» женщина не будет смотреть на мужчину и игриво говорить с ним. То же самое и с мужчинами: мужчина с благородной бородой не будет непристойно смотреть на привлекательную женщину, заводить с ней разговор. Если женщина наденет платок или мужчина отпустит бороду, высока вероятность, что они всегда будут помнить, что они мусульмане, и станут вести себя так, как требует от нас вера.
По нашим поступкам, словам, внешнему виду должно быть видно, что мы мусульмане. Противники Ислама должны видеть, что нас много. Если бы мужчины-мусульмане выделялись внешним видом, то исламофобы перестали бы упрекать сестер мусульманок за хиджаб, потому что никто не возьмется ругать религию тех, кого много. Сестры в хиджабах чувствовали бы себя защищенно, и это сподвигло бы надеть хиджаб других женщин.
Наследие Пророка (салляллахуалейхивасаллям) — наша гордость. И упаси нас Аллах поменять эту ценность на любовь к культуре немусульман.
Исламское одеяние
Наша религия Ислам охватывает все сферы человеческой жизни, в том числе просвещает нас относительно того, как должен одеваться мусульманин. Путеводителем во всех вопросах, в том числе и в этом, служат аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение).
Одеваться, прикрывать своё тело – признак цивилизованности и культуры. Особенности одежды – от цвета до фасона – не что иное, как внешнее отражение внутренней составляющей человека – души.
Исламская одежда включает в себя множество стилей и фасонов. Основные же характеристики исламского одеяния – это скромность и чистота. То, что носят люди, диктуется главным образом требованиями общества, в котором они живут, и так называемой модой, но исламские одежды всегда будут скромны и чисты. Если европейцы считают одежду мусульман невзрачной, некрасивой, стесняющей движения, то мусульмане по этому поводу придерживаются своей точки зрения – они желают одеваться скромно. В хадисе сказано: «Каждая религия имеет характеристику, и характеристикой Ислама служит скромность» (Ибн Маджах).
В Исламе, кроме частей тела, которые чётко обозначены как аврат (части тела, которые мусульманин(-ка) не имеет права показывать посторонним) и должны быть прикрыты, нет других требований, касающихся одежды. При соблюдении условий мусульмане имеют право одеваться согласно своей культуре, обычаям и традициям. В вопросе подчинения законам Ислама мужчины и женщины равны.
Одеяние мужчин
Как мы уже упоминали, Ислам не предполагает какого-то единого стандарта одежды, но предписывает выполнение определённых важных норм. Норма, установленная Исламом для мужчин, это прикрытие аврата от посторонних людей. Согласно источникам исламской юриспруденции (фикх), авратом мужчины в намазе, в присутствии мужчин или представителей женского пола, на которых ему запрещено жениться (махрам), является место между пупком и коленями. В тех же источниках чётко излагается другое мнение учёных, что же является авратом мужчины в присутствии посторонних ему женщин. Так, в книгах «Аль-Фикх ала мазахибил арбаати», «Фикхуль Манхадж» ясно написано, что аврат мужчины перед посторонними женщинами является подобным аврату женщины в намазе, то есть его авратом считается всё тело, кроме лица и кистей рук. Помимо этого Ислам запрещает мужчинам надевать одежду, походящую на женскую. Имам аль-Бухари и другие приводят хадис от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), в котором говорится: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял мужчин, уподобляющихся женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам».
Мужчинам также не позволяется носить одежды, сделанные из шёлка, если, конечно, они не страдают каким-либо кожным заболеванием, вследствие чего всякая другая материя причиняет им значительные неудобства. Сообщается от Хузайфы (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение), обратившись к мужчинам, сказал: «Не носите шёлковые и атласные одежды» (Абу Дауд).
Также нужно заметить, что одежда не должна быть полностью красного цвета, потому что чисто красная одежда не дозволена для мужчин. В свете хадисов учёные сказали, что красные полосатые накидки привозились из Йемена. Они были не полностью красными. Эти красные полосатые накидки (плащи) были очень ценными и дорогими. Пророк (мир ему и благословение), как сообщают, надел наряд, сшитый из этой ткани из Йемена. Пророк (мир ему и благословение) надел эту одежду, чтобы показать умме, что дозволяется надевать одежду такого вида и цвета, но носить одежду полностью красную и полностью жёлтую мужчинам не позволено.
Одеяние женщин
Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَقُلْ لِلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا
(смысл): «О Пророк, скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих красот, за исключением тех, которые видны, т.е. лицо и кисти рук» (сура «Ан-Нур», аят 31).
Мы видим в этом аяте повеление Господа, которое требует, чтобы женщины прикрывали своё тело от посторонних.
Условия женского одеяния:
1) одежда должна закрывать всё тело кроме лица и кистей рук;
2) не должна служить украшением, привлекающим внимание мужчин, также стоит избегать ярких светящихся цветов;
3) не разрешается прозрачная ткань;
4) не дозволяется облегающая одежда;
5) не должна иметь запаха парфюмерии;
6) также запрещена походящая на мужскую;
«Однажды Пророк (мир ему и благословение) увидел Асму, сестру своей жены Айши (да будет доволен ею Аллах), которая была одета в тонкое платье. Пророк (мир ему и благословение) отвел глаза и сказал: “О Асма! Женщина, достигшая совершеннолетия, должна скрывать своё тело, кроме этого”, – и указал на лицо и руки» (Абу Дауд).
Нужно отметить, что всё это – требования, которые должны соблюдаться в одежде женщины перед посторонними людьми. А наедине с мужем женщина может позволить себе всё, чтобы понравиться мужу.
Этика одевания
Когда мусульманин надевает свою одежду, желательно начинать с «Бисмиллях», сделать намерение подчиняться велению Всевышнего Аллаха прикрывать аврат и прочитать при этом следующее дуа: «Хвала Аллаху, который одел меня в то, чем я могу покрыть себя, и в то, чем могу украсить себя в моей жизни». И остерегаться от намерения одеваться ради того, чтобы красоваться своей одеждой перед людьми. Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сообщает, что Пророк (мир ему и благословение) всякий раз, когда надевал что-нибудь новое из одежды – пусть это будет чалма, рубашка или кофта, – постоянно читал следующую молитву: «О Аллах, приношу тебе бесчисленные благодарения за то, что позволил мне надеть эти новинки. Пусть эта одежда и тот, кто её надевает, будут удачливыми и благонравными. Также прошу защитить от неблагих поступков того, кто надевает!»
Стиль одежды Пророка (мир ему и благословение)
Принимая во внимание жизнь Пророка (мир ему и благословение), в форме одежды видны три меры, которым он следовал:
1) избегать всего лишнего;
2) не использовать одежду как способ показухи, гордости и т. п.;
3) одеваться так, как положено по своему социальному положению.
Как известно из источников, дошедших до нас, одежда Пророка (мир ему и благословение), за исключением одного, не была новшествами Ислама. Все виды одежды принадлежали современному обществу или являлись традиционными. Например, такие, как рубашка, плащ, обувь, использовались как в доисламском периоде идолопоклонниками и представителями других верований, так и продолжали использоваться мусульманами после принятия Ислама. Однако единственным исключительным новшеством был головной убор Пророка (мир ему и благословение) под названием чалма (амама). На превосходную голову надевались бурнус или каленсуве, и на них наматывалась чалма. Поверхностная одежда была в виде плаща, изар и рубашки. Она в основном состояла из двух частей: верхняя часть называлась рида (плащ), нижняя – изар (ланиты). Больше всего Пророк (мир ему и благословение) предпочитал длинную рубаху с закрытым передом под названием камис. На ноги надевал обувь типа сандалет (налайн). По сведениям из источников, одежда Пророка (мир ему и благословение) состояла из вышеперечисленных вещей.
Пророк (мир ему и благословение) предпочитал одежду белого цвета и советовал мусульманам одеваться в белое. От Самурата (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Носите белые одежды, поскольку они являются лучшими, и покрывайте ваших мёртвых ими» (ан-Насаи, № 1870; Абу Давуд, № 3380; Тирмизи, № 915; Ахмад, № 2109). Вместе с изделиями из хлопка использовалась и шерстяная одежда.
В чем ходят мусульмане мужчины
Каким должен быть внешний вид мусульманина? (Источник фото: shutterstock.com)
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
«У каждой религии есть своя особенность, и особенностью ислама является скромность» (Бухари)
Действительно, скромность – это особенность нашей религии, черта, оберегающая людей от низких поступков, также скромность – это проявление веры. Ислам требует скромности во всем, в том числе и в вопросах одежды. Одежда нашего любимого пророка Мухаммада (ﷺ) обычно состояла из двух частей. Та часть, которая покрывала верхнюю часть туловища, называлась «рида», а часть, прикрывающая нижнюю часть тела, называлась «изар».
В хадисах эту одежду пророка Мухаммада (ﷺ) называли еще «савбаном» (двумя кусками ткани). Однако больше всего он любил носить одежду, называемую «камис», представлявшую из себя длинное платье. Сверху этого платья он надевал халат типа плаща или накидки. Посланник Аллаха (ﷺ) одевал также «сирвал» (шалвары). Для праздников и отдыха у него имелась отдельная одежда. Эти изделия могли быть разных цветов и оттенков, однако самым любимым цветом Пророка (ﷺ) был белый цвет.
Однако следует подчеркнуть, что пророк Мухаммад (ﷺ) избегал носить одежду, которая сильно выделялась или же могла способствовать получения хвалебных отзывов. Лучший из рода человеческого (ﷺ) носил как выгоревшие на солнце, так и поблекшие одеяния. Порой его можно было увидеть в одежде с заплатками. Согласно воспоминаниям Аиши (р.а.), в момент кончины пророк Мухаммада (ﷺ) был одет в две одежды, одна из которых была вся в заплатках, а вторая была сшита из грубого материала (Муслим, Тирмизи).
Он носил обувь, которая называлась «налайн», похожую на сандалии, и ичиги из мягкой кожи, называемые «хуффайн».
Анас ибн Малик (р.а.) сказал: «Посланнику Аллаха (ﷺ) больше всего нравилось одевать джуббу в полоску» (Бухари). В хадисе от Абу Дауда досточтимая Аиша (р.а.) передает, что посланник Аллаха (ﷺ) одел черную шерстяную джуббу.
21. Пророк (ﷺ) носил длинную рубаху (с араб. камиис).
Умм Саляма (р.а.) передает: «Любимой одеждой посланника Аллаха (ﷺ) была длинная рубаха» (Тирмизи).
Асма бинт Язид (р.а.) передает: «Рукава длинной рубахи посланника Аллаха (ﷺ) доходили ему до запястий» (Тирмизи).
22. Пророк (ﷺ) носил одежду наподобие кафтана.
Аль-Мисвар ибн Махрама (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Однажды Пророк (ﷺ), разделивший между людьми одежды наподобие кафтанов, ничего не дал Махраме, и он сказал мне: «О, сынок, пойдём со мной к посланнику Аллаха (ﷺ)». И я пошел с ним, а когда мы пришли к его дому, Махрама сказал: «Зайди и позови его ко мне, и я позвал к нему [Пророка ﷺ], который вышел к нему в одной из этих одежд и сказал: «Мы придержали это для тебя». [Махрама] посмотрел на неё и сказал: «Махрама доволен» (Бухари, Муслим).
23. Пророк (ﷺ) носил чалму.
Лучший из рода человеческого (ﷺ) на голову надевал головной убор под названием «калансува», вокруг оборачивал чалму. Посланник Аллаха (ﷺ) носил чалму постоянно и при этом говорил, что и ангелы носят чалму. Во время чудесного вознесения на небеса, Пророк Мухаммад (ﷺ) видел многих ангелов в чалмах. (Хайсами, V, 120). Ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «Посланник Аллаха (ﷺ) одевал белую чалму» (Хайсами, Меджмауз-Зеваид, 5/121). Джабир ибн Абдуллах (р.а.), передает, что когда посланник Аллаха (ﷺ) вступил в Мекку в год её покорения, на нём была черная чалма. (Муслим)
24. Пророк (ﷺ) носил шалвары (сирвал).
Абу Хурейра (р.а.) спросил у посланника Аллаха (ﷺ): «О, посланник Аллаха (ﷺ)! Ты одеваешь шалвары?» Пророк Мухаммад (ﷺ) ответил: «Да, одеваю на войне и в мире, и ночью, и днем. Потому, что мне было велено покрываться и ничего лучше этого я не нашел» (Абу Яла, Муснад, 11/25, №6162).
25. Цвета в одежде имеют значение:
Белый и черный цвета – мустахаб. Зеленый цвет также является сунной.
Причина того, что Пророк (ﷺ) выделял и поощрял белый цвет: Аш-Шавкани (рахимахуллахи) сказал: «Что касается приятности белой одежды, то это явно (видно), что касается того, что она самая чистая, это потому что малейшая грязь на белом бывает видна, и его сразу моют, если эта нечистота (наджас), и одежда становится чистой, как пришло из хадиса, в котором Пророк (ﷺ) делал дуа:
اللهُمَّ نَقِّنِي مِنَ الخَطَايَا كَمَا يُنَقَّى الثَّوْبُ الأَبْيَضُ مِنَ الدَّنَسِ
«Аллахумма наккынии минахатаайаа камаа йунаккы-Ль-саубуль-абйаду минадданаси»
«О, Аллах! Очисть меня от моих грехов, как ты очистил белую одежду от грязи» (Бухари, Муслим).
Повеление в хадисе о ношении белого не является обязательным, а как желательное, ибо в преданиях есть, что сподвижники одевали не только белую одежду…».
В другом месте аш-Шавкани (рахимахуллахи) сказал: «Умар (р.а.) посчитал, что белый цвет очень желателен для чтеца Куръана». Абдуллах ибн Аббас (р.а.) передает, что посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Из вашей одежды носите белую, ибо она является лучшей из ваших одежд, и заворачивайте в неё своих покойных» (Абу Дауд).
Черный цвет: Аиша (р.а.) рассказывала: «Вышел Посланник Аллаха (ﷺ) и на нём был плащ в полоску из чёрного меха» (Муслим).
Анас ибн Малик (р.а.) передает: «Наш посланник Аллаха (ﷺ) из всех цветов больше всего любил зеленый» (Беззар, Кешф ел-Естар, 3/361).
26. Покупайте одежду для намаза.
Ибн Сирин (рахимахуллахи) говорит: «Темим ед-Дари (р.а.) купил за 1000 дирхемов джуббу и прочитал в ней намаз» (Таберани).
27. Дарите свою одежду.
الحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي كَساني ما أُوَاري بِهِ عَوْرَتي وَأَتَجَمَّلُ بِهِ في حياتي
«Альхамдулилляхи ллязи каса-ни ма увари би-хи ‘аурати ва атаджаммалю би-хи фи хаяти»
Награда за это деяние будет увеличиваться, если в той одежде, которую вы отдали, другой человек будет молится, совершать намаз и другие благие деяния.