в чем горе самсона вырина
в чём трагедия Самсона варина из повести » Станционный смотритель». пожалуйста ответти
В 1830 году он создает «Повести Белкина», и в одной из них («Станционный смотритель») делает героем обычного чиновника 14-го класса Самсона Вырина.
Герою повести чужды сентиментальные страдания, у него свои горести, связанные с неустроенностью жизни: Вырин с трудом зарабатывает на кусок хлеба и видит единственную радость в своей дочери Дуне.
Уже в начале повести Пушкин задает риторический вопрос: «Что такое станционный смотритель?» И сам же отвечает на него: «Сущий мученик 14-го класса. «
Настоящие мучения поджидают самсона Вырина, когда гусар Минский увозит тайно Дуню, которая скрашивала нелегкую жизнь смотрителя, в Петербург. И самое страшное, что Дуня уехала добровольно, сделав свой выбор в пользу новой богатой жизни. Попытка отца вернуть Дуню домой не увенчалась успехом: от него лишь пытаются откупиться деньгами. И это самое унизительное для Самсона: «Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их назем, питоптал каблуком и пошел. «. Вырин умирает в одиночестве, и никто не замечает его смерти. За несколько лет жизни без Дуни он превратился из «бодрого мужчины» в «хилого старика». Он не мог простить себе, что отпустил дочь. Одно упоминание о ней вызывало боль и горечь. Лишь после похорон отца Дуня приезжает на его могилу с детьми.
Однако одновременно с сочувствием автор показывает и ограниченность своего героя. вырин не пытается понять свою дочь, не верит в любовь молодого гусара, он уверен, что Дуня не может быть счастлива с Минским, «который только посмеется над ней и никогда не возьмет замуж».
Главного героя отличает недальновидность, ведь это именно он посоветовал дочери сесть в кибитку к гусару: «Чего ж ты боишься. ведь его благородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви».
Эпграфом к повести служат слова П. А. Вяземского:» Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор». Литературоведы по-разному трактуют их: одни видят в них горькую иронию, другие считают, что Самсон Вырин действительно является для своей дочери диктатором, который не оставляет ей права выбора и хочет заставить ее жить по своим меркам.
Идейное звучание повести помогает понять символика. Так, картинки, висевшие в комнате Самсона Вырина, «изображали историю блудного сына». И они напоминают нам о жизненном пути Дуни, покинувшей отчий дом и вернувшейся за покаянием. Следует отметить, что среди литературоведов существует и другая точка зрения. Некоторые видят в самом Самсоне «блудного сына» и трактуют картинки следующим образом: первая картинка говорит о том, что отец «уходит» от своей дочери, ведь он совсем не верит в ее счастье с Минским; вторая картинка (блудный сын, окруженный «ложными друзьями») намекает на ограниченность Вырина, не сумевшего разгадать сговор доктора и гусара; третья картинка (печальный юноша, который пасет свиней) подсказывает дальнейшую судьбу смотрителя; последняя картинка указывает на «возвращение» отца к дочери уже после смерти.
такое разночтение объясняется тем, что Пушкин нигде не высказывает прямо своей позиции, однако можно предположить, что его отношение к герою такое же, как у рассказчика
Трагедия Самсона Вырина
В основе сюжета повести «Станционный смотритель» лежит трагедия Самсона Вырина. Несмотря на простоту сюжета, она имеет не только внешнее, но и внутреннее проявление.
Сюжетная трагедия
В ходе повествования А. С. Пушкиным показана настоящая трагедия: дочь Самсона Вырина оставляет своего отца и уезжает с приезжим офицером. Предательство дочери, которую так сильно любил главный герой, становится для него настоящей катастрофой. Попытки вернуть свою дочь заканчиваются неудачно, после чего Самсон Вырин теряет желание жить. Он начинает пить, ухудшая свое здоровье. Нежелание жить без своей дочери приводит персонажа к смерти.
Личный характер
А. С. Пушкин в своем произведении показывает, что трагедия главного героя никак не связана с его социальным положением. Это глубоко личная трагедия, связанная с семейным и собственным счастьем Самсона Вырина. Описанные события – это история одной человеческой судьбы. Бегство дочери с офицером – настоящая проблема для дальнейшего существования Самсона Вырина. Он не хочет такой жизни, да он и не привык к такой жизни. Главный герой привык жертвовать своим благом для жизни дочери. Поэтому предательство человека, ради которого Вырин жил, становится крушением всех его жизненных принципов и надежд.
Трагедия Вырина – это трагедия «маленького человека» в целом.
Внутренняя трагедия
Несмотря на то что сюжет повести трагичен сам по себе, в произведении заложена и другая мысль. Беда Самсона Вырина происходит из-за его внутренних убеждений. Отец не хотел отпустить собственную дочь, он не поверил в то, что она может быть счастлива вместе с офицером, с которым она уехала. Неспособность понять близкого человека – это самая большая трагедия. Самсон Вырин не смог жить без своей дочери, потому что его собственная жизнь не мыслилась для него без судьбы дочери. Рано или поздно дочь уехала бы из дома, поэтому трагедии Вырину было не избежать. Герой не смог понять, что рядом с офицером дочь нашла свое счастье. Именно это является настоящей трагедией и причиной смерти главного героя.
Сочинение на тему кто виноват в трагедии самсона вырина
Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» предлагается к изучению в 7 классе. Главный герой произведения — маленький человек, коллежский регистратор 14 класса, разлучённый на старости лет с любимой дочерью, спившийся и умерший в одиночестве. В ходе работы школьникам предстоит поразмыслить в сочинении о трагедии Самсона Вырина, разобраться в обстоятельствах его несчастной судьбы и найти виновников.
Гусар Минский
Ротмистр Минский — молодой и блестящий офицер, который волей судьбы возвращался домой через почтовую станцию смотрителя. Он остановился, чтобы поменять лошадей и был очарован юной дочерью смотрителя Дуней. Чтобы провести с девушкой больше времени и очаровать её, гусар притворился больным и отлёживался на станции несколько дней.
Безусловно, для человека чести это довольно легкомысленный и даже низкий поступок: соблазнить и увезти девушку, обманув её доверчивого отца. Однако при этом Минский не действовал против воли Дуни, не имел злого умысла поразвлечься с девушкой, а затем оставить её.
В то же время Минский не пожелал объясняться со смотрителем или считаться с его чувствами. Но существует ряд обстоятельств, которые частично оправдывают персонажа:
Сочинение 7 класс. Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина (по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»)
1 вариант сочинения
А. С. Пушкина не зря называют величайшим русским поэтом и писателем. Многие вопросы затрагивал он в своем творчестве, в том числе и об истинных причинах бед самых слабых и незащищенных людей в обществе. Эту же проблему затрагивает он и в повести «Станционный смотритель».
Самсон Вырин — один из главных героев повести. По должности он станционный смотритель, а значит, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Неказисто и небогато его жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного сына. Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя дочь Дуня: «ею дом держался: что прибрать, что приготовить, за всем успевала». Красивая, расторопная, работящая девушка была гордостью своего отца, однако и проезжающие через станцию господа не оставляли ее своим вниманием: «Бывало, кто ни придет, всякий похвалит, никто не осудит».
Вот почему становится понятной трагедия станционного смотрителя, внезапно потерявшего дочь, которую проезжий гусар обманом увез с собой в город. Проживший жизнь Самсон Вырин прекрасно понимает, какие беды и унижения могут случиться с его юной, беззащитной в чужом городе Дуней. Не находя себе места от горя, Самсон решает ехать на поиски дочери и любой ценой вернуть ее домой. Узнав, что девушка живет у ротмистра Минского, отчаявшийся отец направляется к нему. Смутившись от неожиданной встречи, Минский объясняет смотрителю, что Дуня любит его, а он, в свою очередь, хочет сделать ее жизнь счастливой. Он отказывается вернуть дочь отцу и взамен сует ему крупную сумму денег. Униженный и негодующий Самсон Вырин с гневом выбрасывает деньги, однако и вторая его попытка вызволить дочь оканчивается неудачей. Смотрителю ничего не остается, как вернуться ни с чем в пустой, осиротевший дом.
Мы знаем, что недолгой была жизнь станционного смотрителя после этого случая. Однако знаем мы и другое — что Дуня действительно стала счастливой «барыней», обретя новый дом и семью. Я уверена, что если бы ее отец знал об этом, он тоже был бы счастлив, но Дуня не посчитала нужным (или не смогла) вовремя предупредить его об этом. Виновато в трагедии Самсона Вырина и общество, где человек, занимающий низкую должность, может быть унижен и оскорблен — и никто не вступится за него, не поможет, не защитит. Постоянно окруженный людьми, Самсон Вырин всегда был одиноким, а это очень горько, когда в самые тяжелые минуты жизни человек остается наедине со своими переживаниями.
Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель» учит нас внимательнее относиться к окружающим людям и ценить их за чувства, мысли и поступки, а не за чины и должности, ими занимаемые.
2 вариант сочинения
Ни в одной стране не возникло за такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров художественного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина мы считаем родоначальником классической русской литературы. Гоголь говорил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер…».
В 1830 году А. С. Пушкин создал пять прозаических произведений, объединенных общим названием «Повести Белкина». Они написаны точным, ясным и лаконичным языком. Из «Повестей Белкина» исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности.
Именно эта окружающая действительность и виновата, мне кажется, в трагической судьбе станционного смотрителя Самсона Вырина. У него была единственная любимая дочь — разумная и проворная Дуня, помогавшая отцу в работе на станции. Она была его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу «седину, глубокие морщины давно не бритого лица» и «сгорбленную спину», буквально три или четыре года превратили «бодрого мужчину в хилого старика». В конце своей жизни станционный смотритель оказался брошенным своей дочерью, хотя он сам никого в этом не винит: «…от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать».
Его любимица с детских лет умела кокетничать, разговаривала «безо всякой робости, как девушка, видевшая свет», и этим привлекала проезжих молодых людей, а однажды она сбежала от отца с проезжим гусаром. Самсон Вырин сам разрешил Дуне прокатиться с гусаром до церкви: «нашло на него ослепление», а потом «сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне». Дуни нигде не было, а вернувшийся вечером ямщик сообщил: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром». Старик заболел от этого известия и оттого, что узнал, что гусар притворился больным и уже тогда задумал увезти Дуню.
Самсон Вырин поехал в Петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял еще одну попытку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок, а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя
виновато и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов. Минский считал естественным для себя просто увезти Дуню (и даже не попросить ее руки у отца), и выгнать старика, и накричать на него.
Трагедия Самсона Вырина состоит в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих он вырезал дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. Трагизм его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к нему его любимая дочь. Из рассказа видно, что Минский действительно любил Дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке. «Прекрасная барыня… ехала… в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей». Узнав, «что старый смотритель умер… она заплакала» и пошла на кладбище. В трагической судьбе отца Дуня тоже виновата. Она бросила его, поступила не по-человечески. Я думаю, мысль об этом не давала ей покоя — ведь приехала она, хоть и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью тоже, забытый.
Очень простыми и понятными словами Пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного человека — станционного смотрителя Самсона Вырина, и мне очень жаль этого старика.
3 вариант сочинения
Главным героем повести Пушкина «Станционный смотритель» является Самсон Вырин. Автор, описывая трагическую жизнь этого человека, сумел вызвать у читателей сочувствие и сопереживание к простому человеку. Вот история, описанная в повести. У бедного станционного смотрителя растет красавица дочка Дуня. Она нравилась всем, кто останавливался на станции, была всегда весела и приветлива. Однажды один проезжий гусар ночевал на станции. Наутро он сказался больным и остался еще на несколько дней. Все это время Дуня ухаживала за ним, подавала питье. Когда гусар выздоровел и собрался уезжать, Дуня решила посетить церковь. Гусар предложил ее подвезти. Самсон сам разрешил дочке ехать с молодым человеком, сказав: «Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест, прокатись-ка до церкви». Дуня уехала и больше не вернулась. Самсон понял, что гусар увез ее с собой, да и болезнь его была ложная, он притворялся, лишь бы подольше остаться на станции. Бедный старик слег от горя, а как только оправился, поехал в Петербург икать дочь. Он нашел гусара Минского, проследил за ним и ворвался в комнату к Дуне. Та была в красивом платье, в богато обставленных покоях. Старик просит Минского отпустить с ним Дуню, но тот выгнал его, приказав больше никогда не появляться. Вернувшись на станцию, Самсон только и думал о том, что гусар погубит его дочь, натешится и выгонит ее на улицу, а там она совсем пропадет. С горя он начал пить и вскорости умер. Пытаясь ответить на вопрос, кто же виноват в его гибели, мы находим ответ в самой повести. В начале повествования рассказчик, попав в дом Вырина, рассматривает висящие на стене картинки. Они рассказывают об истории блудного сына. Сначала мы думаем, что они символизируют жизненный путь Дуни. Но, дочитав до конца, понимаем, что картинки созвучны с жизнью Самсона Вырина. Картинка, где сын уходит из дому, говорит о том, что Самсон «уходит» от дочери. Он не верит в ее счастье, подозревает, что гусар обманет ее. Он не способен представить, что Минский женится на Дуне. На второй картинке сын окружен ложными друзьями. Так и Самсона обманул доктор, который приходил лечить якобы заболевшего гусара. Доктор подтвердил болезнь, побоялся рассказать Вырину правду. А сам он поверил ему, не догадываясь, что доктор сговорился с Минским. На третьей картинке изображен скитающийся сын, пасущий свиней. Так и Вырин, оставшись без дочери, начал пить от тоски, превращаясь из бодрого мужчины в старика. Последняя картинка говорит о «возвращении» отца к дочери после смерти. Дуня приехала навестить отца и нашла его на кладбище. А ведь Минский женился на ней, у них родились дети, жили они в достатке и любви. Так Самсон Вырин оказался сам виноват в своей нелегкой судьбе. Не веря в счастье дочери, он изводил себя мыслями о ее падении. Воспоминания о Дуне вызывали в нем боль и горечь, он корил себя, что сам разрешил ей поехать с гусаром в церковь. Запив с горя, он пришел к плачевному концу. А мог бы общаться и с дочерью, и с мужем ее, и с внуками. Так автор, сочувствуя переживаниям старика, дает понять читателям, что осуждает ограниченность мыслей «маленького человека», не способного верить и надеяться на лучшее. Но при этом Пушкин не презирает Вырина, а пытается понять природу этих самых мыслей.
Дочь Дуня
Следующим, кто виноват в страданиях Самсона Вырина, является его любимая дочь Дуня. В неё смотритель вложил всю заботу и нежность, на которую был способен после смерти жены. Дуня прекрасно понимала, что без неё жизнь отца начнёт угасать, но всё равно решилась уехать с Минским.
Читатели могут догадаться, почему Дуня приняла такое решение. Вряд ли в доме на станции её могло ждать какое-то светлое будущее. Девушка была бедна и незнатна, интерес со стороны Минского оказался для неё ключом к лучшей жизни. Судьба её могла быть куда более безрадостной, откажись она тогда от любви и останься верна долгу пред отцом.
До самой смерти отец в глубине души ждал возвращения дочери, но Дуня не решилась даже на одно краткое свидание с ним из-за чувства стыда и вина, а также потому, что теперь она была далека от прежней жизни.
Но у Дуни, как и у гусара, существуют «смягчающие обстоятельства», которые делают её вину не такой тяжкой:
Рассказчик, от лица которого ведётся повествование, узнав о смерти смотрителя, пожалел потраченных зря денег, но когда ему рассказали о приезде на могилу Дуни, он подумал, что совершил поездку не напрасно и почувствовал душевное успокоение.
Общественный уклад
Герой Пушкина не случайно носит имя ветхозаветного героя Самсона. С одной стороны, Пушкин использует приём контраста, ведь персонаж «Станционного смотрителя» является полной противоположностью легендарному силачу: он немолод, слаб и лишён какой-либо защиты.
С другой стороны, подобно Самсону, герой обманут и раздавлен жестокостью общественного устройства. Казалось бы, среди представителей высоких чинов никто не виноват в смерти Вырина, ему не чинили препятствий и не оскорбляли. Но герой одинок, его трагическая гибель не привлекла ничьего интереса, не вызвала сочувствия у общества (кроме «случайного» повествователя).
В повести на передний план выдвигается тема «маленького человека», права которого никто не защищает. Герой не может никуда пожаловаться, ни от кого добиться справедливости. Всё свою жизнь он подвергался унижениям и побоям от вышестоящих лиц, выслушивал разгневанных путешественников, проявляя бесконечное смирение и терпение.
Единственной отрадой в его мрачной жизни была Дуня, которая могла укротить гнев любого приезжего. Она была помощницей и опорой отца. И когда Самсон Вырин осознал, что главную радость в его жизни забрали навсегда, и он никак не сможет возвратить её, что-то надломилось в душе смотрителя. Остаток жизни он провёл в бесконечных сожалениях, беспрестанно ругая то подлого гусара, то непутёвую дочь, то жестокость и равнодушие всего мира.
Получается, что людское безразличие делают подобные частные истории возможными и более трагичными, чем они могли бы быть. Возможно, если бы смотрителю больше сочувствовали, он бы не спился и не умер в нищете.
Личный характер
А. С. Пушкин в своем произведении показывает, что трагедия главного героя никак не связана с его социальным положением. Это глубоко личная трагедия, связанная с семейным и собственным счастьем Самсона Вырина. Описанные события – это история одной человеческой судьбы. Бегство дочери с офицером – настоящая проблема для дальнейшего существования Самсона Вырина. Он не хочет такой жизни, да он и не привык к такой жизни. Главный герой привык жертвовать своим благом для жизни дочери. Поэтому предательство человека, ради которого Вырин жил, становится крушением всех его жизненных принципов и надежд.
Трагедия Вырина – это трагедия «маленького человека» в целом.
Урок литературы в 8 классе: «Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина»?(по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»).
В рамках городской акции «Урок в подарок»:
Урок литературы в 8 классе:
«Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина»
(по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»).
Известно, что в произведениях художественной литературы можно найти ответы на многие вопросы. Но авторы не дают прямых ответов, а позволяют читателям самим поразмыслить над важными нравственными проблемами: добре и зле, о служении Родине, о чести и предательстве, о чувстве долга, о любви и уважении к родителям, о милосердии и сострадании к тем, кто тебя окружает.
Русская литература всегда отличалась особым вниманием к духовному миру человека.
После прочтения учениками повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» ученики без особого труда определяют одну из главных проблем повести: взаимоотношение между родителями и детьми или одиночество родителей при живых детях. Они готовы во всех бедах главного героя обвинить Дуню и Минского, защищая Самсона Вырина.
совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текста путём проникновения в художественную «ткань» произведения;
воспитывать способность признания своих ошибок;
воспитывать способность понять и оценить поступки людей;
продолжить работу с понятием «маленький человек» в русской литературе.
Учитель: Трагедия разыгрывается на страницах повести А.С. Пушкина. Не выдержал удара судьбы главный герой Самсон Вырин. Он спивается и умирает.
Кто же всё-таки виноват в трагедии, которая произошла на страницах повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»?
Учитель: К такому выводу приходят многие исследователи творчества А.С.Пушкина и читатели. А вот есть другое мнение. Это мнение М.Гершензона (исследователь творчества А.С.Пушкина):
Вот на этот вопрос мы и ответим в конце урока, восстановим фразу, принадлежащую М.Гершензону, и согласимся или нет с мнением, что, помимо поступка Дуни и Минского, есть ещё одна причина трагедии Самсона Вырина.
Заглянем в «святую обитель» станционного смотрителя. Рассмотрим внимательно дом, в котором живут Самсон Вырин и Дуня. Обратим внимание на особую деталь в обстановке комнаты. О чём повествуют картинки, висящие на почётном месте? Зачем А.С.Пушкин использует эту деталь?
Этот блок вопросов разрабатывала 1-я группа. Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом.
Ученики сопоставляют притчу и сюжет повести, приходят к выводу:
Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.
Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.
Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой
Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.
Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.
Радостная встреча сына с отцом
Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.
Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.
Авдотья Семеновна не вернулась , а зашла, проезжая мимо.
Примирение с отцом
Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.
Учитель: Как отражают эти картинки взгляд главного героя на жизнь?
Какую роль сыграли они в жизни Самсона Вырина?
Ученики: (ответы подтверждают текстом).
-Картинки отражают мировоззрение Самсона Вырина. Это его представление о жизни. Он убеждён, что всё в жизни будет хорошо, он всегда будет жить, как жил: с Дуней, в своём маленьком убежище.
-Он никогда не задумывался, что Дуня, возможно тяготиться своим существованием, что она с радостью покинула бы эту «святую обитель», только некуда ей пойти, да и не с кем.
-Вырину спокойно, тепло, уютно, он не думает ни о каких переменах.
— Самсон Вырин создал свой мирок, отгородившись от внешнего мира, он не думает о том, что так вечно продолжаться не может, что будут какие-либо изменения.
-Он даже боится каких-либо изменений.
-Злую шутку сыграли картинки в жизни Самсона Вырина.
Учитель: Вырин бывший солдат. «Свежий, бодрый. на сюртуке три медали». Что же случилось с храбрым солдатом, почему он стал таким?
Ученики: (ответы подтверждают текстом).
-После войны он чиновник четырнадцатого класса «сущий мученик четырнадцатого класса, освобождённый. токмо от побоев. «.
-Самсона вырина легко обидеть, так как он имеет небольшой чин.
-У нашего героя нет силы характера (безвольный).
-У него не было никакой цели в жизни.
-Самсон Вырин не одарён никакими способностями.
— Но он добрый и никому не делает зла.
Учитель: сделаем вывод: что могло, кроме поступка Дуни, погубить Самсона Вырина?
— Нежелание менять что-либо в своей и Дуниной жизни.
— Выйти за рамки созданного им же мирка.
— Отсутствие желания бороться и жить дальше.
— Отсутствие твёрдого характера.
невысокого социального положения;
без выдающихся способностей;
не отличающийся силой характера;
без цели, но при этом никому не делающий зла, безобидный;
Учитель: 3- я встреча Вырина с Минским. Когда и где она происходит? О чём говорит фраза служанки:»К Авдотье Самсоновне нельзя, у неё гости»? Какой увидел отец свою дочь? О чём это говорит? Почем Автор называет Самсона Вырина в этот момент «бедный»? Почему Дуня, увидев отца, не вскрикнула от радости, не бросилась на встречу ему, а упала в обморок? Как ведёт себя Минский? Почему? Можно ли его оправдать?
Какие чувства вызывает у нас эти сцены? (мнения учеников разделились)
— Мне тоже жалко Вырина. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не могло заставить его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона Вырина ничто по сравнению с тем, что стало с его душой.
— Ему трудно соперничать с богатым и сильным Минским. Жалко его.
— Такие вырины и в наше время есть, беззащитные, наивные, делающие своё небольшое, но нужное дело. И минских много.
— Вырин пробирается в дом Минского и видит свою дочь нарядной и счастливой. Что же он понимает? Он понимает, что дочь прекрасно обходится и без него, что ей он в этот отрезок её жизни не нужен. Вырин возвращается домой и от того, что дочь счастлива (для него это несчастье), спивается и умирает. Мне не жалко Вырина.
— А мне тоже не жалко Вырина. Он готов простить Минского за поруганную честь дочери. Он готов принять Дуню обратно, хотя она обесчестила их семью. У него даже нет чувства самолюбия. Когда он получает деньги за Дуню, он бросает их не в лицо Минскому, а на землю. Он не способен на поступок.
— В разговоре с Минским он думает не о дочери, а о себе, тем самым демонстрирует свою привязанность к определённому образу жизни, боясь перемен и нежелание менять что-либо ради счастья дочери. «Маленький человек» до конца остаётся «маленьким человеком».
— Долго он выстраивал искусственный мирок, огораживал его от внешнего мира, но эти стены рухнули от первого же ветра перемен. Вырин оказался неспособным ни защитить, что ему дорого, ни приспособиться к новой жизни.
Учитель: А один из критиков сказал о Самсоне Вырине:» Самсон Вырин сам виноват в том, что случилось».
Вернёмся к началу урока: что же погубило Самсона Вырина? «
Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а СЧАСТЬЕ ДУНИ «.
Домашнее задание: творческая работа » Какие вы видите светлые стороны в том, что случилось с Дуней? Есть ли они вообще?» «Виноваты ли герои друг перед другом. Если да, то в чём?»