в чем главный смысл поэмы о гильгамеше
«Поэма о Гильгамеше»: шумерский эпос о «Все видавшем»
Величественное творение, созданное на аккадском языке, часто сравнивают с «Иллиадой» Гомера. Поэма о Гильгамеше, смысл которой раскрывает важные темы, интересна как для исследователей, так и для читателей. Простые истины, раскрывающие человеческую природу, волновали мыслителей уже много лет назад, что подтверждает «Эпос о Гильгамеше».
Краткое содержание
Главные герои эпоса:
На заметку! Урук — древнейшее государство шумеров и вавилонян в третьем тысячелетии до нашей эры.
Люди, подавленные требовательностью и жестокостью правителя, просят помощи богов. По замыслу бога Ну создается Энкиду — существо, подобное зверю, покрытое шерстью и обитающее в пещере. Энкиду приходит к людям благодаря жрице Шахмат.
Изучив быт людей и столкнувшись с жестокостью Гильгамеша, Энкиду вступает в схватку с царем. Равенство сил становится причиной богатырской дружбы противников.
Новые друзья планируют получить вечное признание через расправу с Хумбабой — сильным лесным чудовищем, охранявшим леса. Опасная затея заканчивается победой, Гильгамеш и Энкиду славно входят в город.
Гильгамеш попросил помощи отшельника, разгадавшего тайну бессмертия. Царя погрузили в глубокий сон, но позже сжалившись над ним, рассказали об омолаживающем цветке на дне земли.
Восторженный царь предвкушал вечную жизнь, но аромат цветка привлек змея. Съев цветок, он сбросил шкуру. Царь осознал быстротечность жизни и важность поступков, память о которых дарует бессмертие.
Интересно! Эпос о Гильгамеше — самое крупное произведение, написанное клинописью. Клинописная библиотека была обнаружена в ходе раскопок, начавшихся в 1849 году.
Смысл сюжета
Величайшая поэма о Гильгамеше, смысл которой многогранен, учит состраданию и принятию неизбежности смерти. Глубокий философский смысл заключается в возможности человека проявлять лучшие качества:
Эти стороны личности позволяют проявлять благородство, стойко преодолевать трудности.
Перед тем, как разобраться, в чем смысл поэмы о Гильгамеше, следует понять, что произведение — не просто выдумка. В нем миф тесно переплетается с реальностью.
Интересно! В поэме упоминается ужасный потоп и сооруженный корабль спасения.
О древнем потопе царь узнал от единственного бессмертного среди людей Утнапиштима (отшельника, владеющим знаниями о тайнах смерти).
В чем смысл концовки
Эпос раскрывает вопросы бытия и небытия. Путь героев, описанный автором, помогает понять, в чем главный смысл поэмы о Гильгамеше. Энкиду, пришедший в мир людей, вкусил их быт: отношения с блудницей Шахмат, укрытие тела тканью, употребление пищи. По замыслу автора этого недостаточно для звания человека.
Гильгамеш, изначально будучи земным жителем, теряет лучшие человеческие качества из-за одиночества. Встреча с равным по силе Энкиду гармонизирует царя.
Смерть Энкиду наводит страх на правителя, но осознание и принятие смертности человека возвращает царя к нормальной жизни. Человек превращается в ничто после кончины, если не оставил исторического следа, не сохранился в памяти. Осознавший это Гильгамеш после отчаяния возвращается к своей миссии — управлению Уруком. В современном контексте сотворение истории включает в себя совершенствование политической сферы, искусства, науки и любое развитие личности вширь.
Поэма о Гильгамеше, смысл которой актуален в современном мире, написана много веков назад. Современная интерпретация идеи затрагивает важные темы. Автор наделил произведение важным замыслом — призывом человечества к свершению важных и стоящих поступков, не противоречащих совести.
Смысл человеческой жизни в «Эпосе о Гильгамеше»
Смысл человеческой жизни в «Эпосе о Гильгамеше»
Как мы помним, с точки зрения месопотамца, конечные, разумные существа Вселенной (будь то люди или боги), обуреваемые желаниями, боящиеся боли, тянущиеся к радостям и обреченные на множество страданий, предоставлены сами себе в не особенно благоприятном окружении и совершенно одиноки. Над ними нет ни абсолюта, ни промысла, ни благодати; в мире, где они живут, все относительно, уязвимо и конечно во времени и пространстве. Загробная жизнь одинаково безрадостна и постыла для всех. Человеку в таком мире остается в собственных интересах распорядиться тем, что ему отпущено, пока его не настигла неизбежная, одинаковая для людей и не зависящая от его поведения гибель.
В результате проблема выбора системы ценностей и поведения стоит перед людьми Ближнего Востока (субъективно суверенными личностями) особенно остро. Как с наибольшим толком воспользоваться оказавшимся в твоих руках достоянием: собственным телом и душой, долей времени и пространства? И решение, и результат, и оценка этого результата — всё зависит здесь только от самого человека.
В месопотамских представлениях можно, в общем, выделить три-четыре традиционных выбора «смысла жизни», т. е. наилучшего для человека жизненного пути. Согласно первому пути, человеку следует сосредоточиться на своих отношениях с богами: упорное и непрерывное исполнение их предписаний должно обеспечить «богобоязненному» человеку (аккад. пэлих-или) всевозможные житейские блага как награду со стороны богов. Напротив, уклонение от их воли рано или поздно непременно повлечет тяжкую кару от этих мстительных, могущественных и не терпящих непокорства существ. Отвлекаться от выполнения божественной воли, таким образом, чрезвычайно опасно и безрассудно, даже если это выполнение на первый взгляд остается без ожидаемой награды.
Эта концепция представлена во многих произведениях «литературы мудрости», но в «Эпосе о Гильгамеше» последовательно отводится: Гильгамеш периодически оказывается в конфликте с богами и демонами, не боится их гнева и в итоге остается победителем. Между прочим, на обращение богини Иштар, обещающей ему свое покровительство в обмен на любовь, Гильгамеш прямо отвечает отказом, объясняя его тем, что на Иштар невозможно положиться. «Ты, — заявляет он, — жаровня, что гаснет в холод, черная дверь, что не не держит ветра и бури, дворец, обвалившийся на голову героя, слон, растоптавший свою попону, смола, которой обварен носильщик, мех, из которого облит носильщик, плита, не сдержавшая каменную стену, таран, предавший жителей во вражью землю, сандалия, жмущая ногу господину! Какого мужа ты любила вечно?». Итак, путь «богобоязненного» человека составители и аудитория «Эпоса» отвергают.
Соответственно, от начала до конца его волнует только практический результат своего небывалого предприятия, а вовсе не его героический масштаб, так что утрату цветка бессмертия он встречает горючими слезами, даже не пытаясь утешиться размахом и славой своего деяния (по-прежнему не зависящими от его исхода). Для «Эпоса» это путь не деградации, а постижения и очеловечивания. «Герой-сверхчеловек», узнав истинную цену жизни и смерти и осознав, что никакое «вечное имя» не способно утешить смертного, перестает быть прежним «героем», но превращается в нечто большее — человека, который, раз и навсегда познав смертный страх, продолжает жить, несмотря на него. Вообще, согласно «Эпосу», любой силач в сущности достаточно слаб, и сам Гильгамеш, при всем своем мужестве и силе, добывает цветок бессмертия не благодаря этим качествам, а только по совету сжалившегося над его трудами бессмертного Утнапиштима (который тоже не добывал своего бессмертия сам, а получил его произвольной милостью богов).
Этот монолог можно считать кульминацией «Эпоса», все содержание которого подтверждает правоту Сидури (ведь бессмертие, даже попав в руки Гильгамешу, действительно не досталось ему), ее речь находит множество параллелей в месопотамской и всей переднеазиатской литературе от процитированных выше месопотамских пословиц до позитивной программы библейской «Книги Экклесиаст», почти тождественной программе Сидури. Именно к этому выбору подводят авторы «Эпоса».
Однако у гедонистического идеала есть два естественно выделяющихся варианта, полярно противоположных по своему значению для окружающих. Первый из них, грубо эгоистический, ограничивает круг рекомендуемых радостей только теми, что не связаны с соучастием других людей как личностей: здесь санкционируются только радости, связанные с личным потреблением (и утилизацией других людей как вещей, агрессией против них и утверждением своей власти над ними); добиваться же этих радостей при любом удобном случае рекомендуется за счет окружающих.
В рамках второго варианта высшими (или, по крайней мере, очень важными) считаются те радости, что заданы благим свободным соприкосновением с личностью другого человека, будь то любовь, дружба или чувство своей правоты и заслуг перед окружающими. Разумеется, при достижении таких радостей приходится выполнять нормы этики, как раз и оформляющие благие межчеловеческие отношения.
«Эпос о Гильгамеше» делает решительный выбор в пользу второго, «товарищеского» гедонизма — всей логикой построения своего сюжета. В самом начале повествования оба главных героя «Эпоса», и полубожественный царь Гильгамеш, и богатырь Энкиду являют собой как раз пример «отъединенных», полностью сконцентрированных на самих себе людей. Окружающих они игнорируют либо грубо попирают. Энкиду — дикарь, не знающий людей вообще; Гильгамеш сгоняет горожан Урука на изнурительную постройку стен, а сам за их спинами развлекается с их женами и дочерьми.
Наконец, и во введении, и в самом конце «Эпоса» появляются как важнейший символ стены Урука: Гильгамеш «стеною обнес Урук огражденный… Даже будущий царь не построит такого. Поднимись и пройди по стенам Урука, обозри основание, кирпичи ощупай, — его кирпичи не обожжены ли, и заложены стены не семью ль мудрецами?». Стены Урука выступают здесь как знак единственно доступного человеку — посмертного долголетия его дела, но теперь уже не как памятник личному эгоизму Гильгамеша, а, напротив, как символ благого наследства, которое одни люди могут получать от других. Гильгамеш построил стены, которые и столетия спустя служат урукитам, и именно к этому свелось в конце концов значение его существования в глазах «Эпоса». Итак, суть «Эпоса», обеспечившая ему его славу у месопотамцев, оказывается проста: человеку не стоит чересчур бояться богов и склоняться перед их властью; лучший удел состоит в том, чтобы беречь и охранять собственную и чужую жизни; единственное доступное человеку благо заключено и в собственных радостях, и в добрых делах, совершенных им для других людей.
Читайте также
Эпос о Гильгамеше
Эпос о Гильгамеше Там, где светлый Евфрат воды к морю стремит, Высится холм из песка. Город под ним погребен. Имя ему Урук. Сделалась пылью стена. Дерево стало трухой. Ржавчина съела металл. Путник, взойди на холм, в синюю даль вглядись. Стадо овец бредет к месту, где был
Глава 27. Счастье и смысл жизни — цивилизационные особенности
Глава 27. Счастье и смысл жизни — цивилизационные особенности Кризисные ситуации заставляют снова и снова переосмыслять предназначение человека на Земле. Он ведь действительно рожден для счастья. Все зло, все невзгоды, происходящие с человечеством, обусловлены его
Смысл жизни
Смысл жизни Служба. Бог, Честь. Присяга. Слава.
Карл Маркс. Смысл жизни – борьба!
Карл Маркс. Смысл жизни – борьба! Карл Маркс – это человек-легенда, человек-символ.Трудно представить, что его когда-то не было. Неужели он, как все обычные люди, ел, пил, спал?! Кажется, что он не имеет ничего общего с обыденной жизнью. Хотя вряд ли можно найти человека более
5.4. История Есфири в «древнейшем» вавилонском эпосе
5.4. История Есфири в «древнейшем» вавилонском эпосе Оказывается, история Есфири отразилась и в «невероятно древнем» вавилонском Эпосе. Данное обстоятельство совершенно справедливо было отмечено Б.Л. Смирновым. Мы ограничимся здесь лишь очень кратким обсуждением.Б.Л.
Из «Эпоса о Гильгамеше»
Из «Эпоса о Гильгамеше» «Эпос о Гильгамеше» – самое известное произведение клинописной литературы. Сохранился в нескольких версиях на аккадском языке и фрагментах переводов на хеттский и хурритский. Наиболее полная («Ниневийская») версия происходит из библиотеки
Об образе Мамая в эпосе и фольклоре
Об образе Мамая в эпосе и фольклоре Весьма любопытно отметить, что средневековые авторы и современные историки, несмотря на негативное отношение к Мамаю, ни разу не предприняли попыток вообще забыть о существовании этого деятеля. Несомненно, это объясняется
Грабеж как смысл жизни
Грабеж как смысл жизни Первый хан объединенного Крыма Хаджи-Девлет Гирей (правил в 1443-1466 гг.) был другом Казимира IV. Казимир отдал ему за военную помощь часть побережья Черного моря, называвшуюся Дыкра, что значит «пустая земля». Крымское ханство заняло весь полуостров и
Цена человеческой жизни в России
Цена человеческой жизни в России [22]1 декабря 1896 года родился будущий маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, и в связи с этим возникла тема о цене человеческой жизни в России.Не обсуждая ни Жукова, ни других советских руководителей в качестве военных
Падение Западной Руси в былинном эпосе
Падение Западной Руси в былинном эпосе Данные о существовании государства Русь на западе Европы и его гибели сохранились и в былинном эпосе. Понять расположение Руси и причины переселения на Балканы можно при рассмотрении народов, с которыми граничила Русь.Жидовина
Ф.П.Самсонов. СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ.
Стоит человеческой жизни
Стоит человеческой жизни Мы приехали в Феодосию по служебным делам и, не сговариваясь, решили, прежде всего, «пойти в гости к Айвазовскому», как выразился наш шофер Борис Петрович. У него было к Феодосии свое, особое отношение: он приходил сюда с десантом в 1941 году. И, может
История и «Эпос о Гильгамеше» (попытки осмысления прочитанного
Что значит «Быть человеком»? Только ли совокупляться с другим человеком (Энкиду и блудница Шамхат). Одеться тканью, умастить себя елеем, вкусить человеческий хлеб? Этого явно недостаточно.
Гильгамеш же, будучи человеком изначально, постепенно перестаёт им быть, поскольку не имеет равного себе. Находясь, по сути, в полном одиночестве «Днем и ночью буйствует плотью» (проблему равенства всех людей мы обсуждать не будем: во-первых, в поэме указано, что герои – на две трети боги, во-вторых, до Нагорной проповеди ещё очень далеко).
Став друзьями равными по силе, наши герои поднимаются по лестнице, ведущей к подлинно человеческому бытию. Люди – существа социальные, между ними возникают связи, не только продиктованные инстинктом, но и такие, которые именуются «дружба», «любовь» (истинно человеческие чувства). Здесь это выражено в протягивании и принятии руки друга «Возьмемся за руки, пойдем же, друг мой!», в метафоре, по-разному повторённой в культуре большинства народов мира « Втрое скрученный канат не скоро порвется ».
Далее умирает Энкиду, Гильгамеша охватывает страх смерти, он никак не мог смириться с кончиной друга, семь дней ожидая, что тот поднимется, пока черви не выпали из носа у Энкиду. Гильгамеш боится умереть, боится неизведанного загробного мира, подозревая, как и всякий человек, что там ничего нет и ещё больше страшась этого «ничего». Осознание кончины – есть ещё один этап на пути становления человека.
Огромные трудности преодолевает Гильгамеш для того, чтобы наконец оторваться от страха смерти и приступить к нормальной жизни. То есть, что значит «к нормальной жизни»? Каково должно быть её содержание? Об этом сказал сам Гильгамеш, ещё тогда, когда Энкиду был жив (поскольку подъём совершали оба персонажа, то важно было, чтобы они оба могли понять смысл своего существования). И главная мысль по крайней мере того текста, который обработал И. М. Дьяконов, заключается в следующих словах Гильгамеша:
Если паду я — оставлю имя:
“Гильгамеш принял бой со свирепым Хумбабой!”
Но родился в моем доме ребенок, —
(обращается к Энкиду) :
К тебе подбежал “Скажи мне, все ты знаешь:
Что совершил мой отец и друг твой?”
Ты ему откроешь мою славную долю!
Наиболее полным Бытие Человека может быть только в историческом контексте. Без этого человек рассыплется в труху, превратится в ничто, которого так потом испугался Гильгамеш. Он прошёл через сомнение в этих своих очень точных и всегда актуальных словах, но вернулся к исполнению своей исторической миссии – к управлению Уруком. Если бы от всех таблиц Эпоса сохранились только приведённые выше строчки, значит главное было бы передано и табличка с такой надписью была бы уже сама по себе, без контекста, великим свершением человеческой мысли. Человек вне истории существовать не может и чем больше он включён в исторический процесс, тем полнее его бытие. Естественно, сегодня к сотворению истории относится совершение реальных политических шагов, занятие наукой, искусством и т.д. Это есть развитие вширь – расширение ойкумены и горизонтов познания макро и микромира и вглубь – развитие гуманитарной сферы, отстаивание желаемого порядка перед враждебным порядком или перед хаосом. На этом всегда лежит некоторый отпечаток подвига (военного, научного, или другого) Сегодня мы не говорим об обязательном всеобщем признании или увековечивании памяти каждого человека-творца истории. Главное, чтобы человек, будучи до конца честен с самим собой, мог сказать, что он сделал нечто стоящее, принёс что-то ценное и важное этому миру. Гильгамеш и Энкиду совершили этот подъём и стали настоящими людьми. В этом смысле, концовка вполне себе счастливая.
Надо отметить, что в поэме «Гильгамеш, Энкиду и нижний мир» делается некая попытка смягчить ужас, обрисованный в одиннадцати таблицах Дьяконова. Там уже приоткрывают завесу тайны над загробным миром, чтобы людям, не настолько сильным, как Гильгамеш, было не страшно жить, а также, чтобы мотивировать людей нашего подлунного мира на соблюдение норм морали и культуры общества шумеров (от этого зависит качество существования человека в загробном мире). Однако, то, что предложил автор – лишь бледный отсвет того бытия, которое существует до смерти.
А это значит, покуда мы живём в подлунном мире, надо успевать творить историю, чему нас и учит «Эпос о Гильгамеше».
Анализ Эпоса о Гильгамеше, философские проблемы
Кто такой Гильгамеш?
Это сказание о герое, познавшем много бед в странствиях, анализируют философы и теологи, в надежде найти ответы на вечные вопросы о жизни и смерти, которые возможно знали шумеры.
Друг Гильгемеша – Энкиду
И создала богиня шумера по просьбам страждущих полузверя и получеловека. А имя он получил Енкиду – сын Энки. Он пришел сражаться и победить Гильгамеша. Но когда ему не удалось победить соперника в поединке, Энкиду с Гильгамешем смирились с тем, что силы их могучие одинаковы. Впоследствии Гильгемеш стал Енкиду лучшим другом. И Гильгамеш даже привел его к матери – богине Нинсун, чтобы она благословила полузверя как родного брата для своего сына.
Согласно легенде, он умер от болезни спустя 12 тяжелых дней вместо самого Гильгамеша. Царь горько оплакивал своего близкого друга. Но самому Гильгамешу было суждено продолжить путь на земле. Краткое содержание эпоса о Гильгамеше дает представление о том, как сильно изменила дружба с этим существом непочтительного к богам Гильгамеша. А после кончины этого героя царь снова в корне преобразился.
Таблички с преданиями
Ученых всех стран интересует вопрос о том, где был создан эпос о Гильгамеше. Эпос был написан на глиняных табличках. Есть предположение, что написана легенда где-то в 22 в. до н.э. Обнаружились 12 табличек с клинописными текстами в конце 19 века. Самую первую из них (ту, что повествует о потопе) нашли при раскопках библиотеки древне-ассирийского царя Шурбанипалла. В то время на этом месте находился город Ниневия. А сейчас это территория нынешнего Ирака.
А далее исследователь Джордж Смит оправился на поиски иных таблиц на территории Древнего Шумера. Всего в эпосе 12 песен, в каждой из которых по 3000 стихотворных строк текста. Сейчас все эти глиняные таблички хранятся в английском музее всемирной истории.
Позже, после смерти Д. Смита, были найдены и расшифрованы другие таблички. Найден шумерский «Эпос о Гильгамеше» на сирийском, аккадском и еще 2 древних языках.
Кем был записан эпос: версии
Кто-то в народе, кто обладал явным литературным талантом, объединил все разрозненные легенды в единую историю и написал ее в виде поэмы. Эта поэма о Гильгамеше, дошедшая до наших дней, считается первейшим литературным произведением.
Краткое содержание эпоса о Гильгамеше
Поэма о Гильгамеше начинается с описания того, как молодой и взбалмошный царь завоевал Урук и отказывался подчиняться царю города Киш Агге. Вместе с молодыми воинами он отстаивает свое царство, приказывает строить каменную стену вокруг города. Это первое упоминание о Гильгамеше. Далее в мифе рассказывается о Гильгамеше и дереве хулуппу (ива, посаженная на берегу реки Евфрат богами), в стволе которого затаилась демоница Лилит. А в корень дерева, посаженного богами, зарылась огромная змея. Гильгамеш здесь показан как храбрый защитник, не позволивший сразить могучее дерево, полюбившееся ассирийской богине любви Инанне.
Когда богиня плодородия Иштар (Исида у греков) оценила мужество молодого царя, она приказала ему стать её мужем. Но Гильгамеш отказался, за что боги направили на землю грозного и огромного быка, жаждущего погубить героя. Гильгамеш вместе с верным и выносливым другом одолевают быка, так же как и великана Хумбабу.
И мать царя, когда тот задумал поход, была чрезвычайно встревожена и просила не идти в бой против Хумбабы. Но все же Гильгамеш никого не слушал, а решал все сам. Вдвоем с другом они побеждают великана, охраняющего кедровый лес. Они вырубают все деревья, выкорчевывают громадные корни. Друзья не использовали эти деревья ни для строительства, ни для чего иного. Кедры имеют в эпосе только какой-то сакральный смысл.
Затем за убийство великана и вырубку сакрального леса боги убивают Энкиду. Он скончался от неизведанной болезни. Несмотря на все мольбы, боги не смилостивились над полузверем. Так рассказывает шумерский эпос о Гильгамеше.
Найти цветок ему удалось. Однако по пути домой он окунается в прохладный пруд, а цветок оставляет на берегу без присмотра. И в это время змей ворует цветок, на глазах героя становясь моложе. А Гильгамеш вернулся домой, разбитый своим поражением. Ведь он никогда не позволял себе проигрывать. Вот такое краткое содержание эпоса о Гильгамеше.
Библейский потоп в легенде Древнего Шумера
Основная идея поэмы
Идея поэмы не нова. Трансформация характера героя присуща многим старым легендам. Для таких исследований особенно ценен найденный эпос о Гильгамеше. Анализ верований шумеров, их представлений о жизни и богах, их понятия о том, какова жизнь после смерти – все это продолжают исследовать до сих пор.
Какая же основная идея прослеживается в легенде? В результате своих странствий Гильгамеш не получает того, что искал. В конце сказания, как описывает миф о Гильгамеше, цветок бессмертия оказывается у хитрой змеи. Но духовная жизнь в герое эпоса зарождается. Отныне он верит в то, что бессмертие возможно.
Краткое содержание эпоса о Гильгамеше не подчинено строгому логическому изложению. Поэтому нет возможности проследить последовательно, как развивался герой, какие были у него интересы. Но в легенде говорится, что Гильгамеш стремился к славе, как никто другой. Поэтому он идет на опасное сражение с великаном Хумбабой, от которого героя спасает только просьба к богу Шамашу его матери–богини. Бог Шамаш поднимает ветер, застилающий взор великану, и тем помогает героям в их победе. Но Гильгамешу снова нужна слава. Он идет дальше. Идет в воды смерти.
Он прислушался к совету богов, что был дан ему в саду: человек смертен по природе, и нужно ценить свою короткую жизнь, уметь радоваться тому, что дано.
Анализ некоторых философских проблем, затронутых в эпосе
Наследник трона и герой в столь древнем источнике, как поэма о Гильгамеше, проходит через различные испытания и преображается. Если в начале царь предстает в образе необузданного, своенравного и жестокого юноши, то после гибели Енкиду он уже способен на сердечную глубокую скорбь по другу.
Сравнение эпоса о Гильгамеше с «Книгой мертвых» египтян
Яркую аллюзию можно обнаружить в истории перехода Гильгамеша через воды мертвых с помощью Харона. Харон в египетской мифологии – это глубокий тощий старик, который перевозит усопшего из мира смертных в иной мир и получает за это плату.
Также сказание о Гильгамеше упоминает о том, каков по верованиям ассирийцев мир мертвых. Это гнетущая дух обитель, где вода не течет, не растет ни одно растение. А человек плату за все деяния получает только при жизни. Причем жизнь его заведомо коротка и бессмысленна: «Только боги с Солнцем пребудут вечно, а человек — сочтены его годы…»
Гильгамеша после общения с богами отправляют обратно в его мир. Он проходит омовение, надевает на себя чистые одежды, и хоть и теряет цветок жизни, является в родной Урук обновленным, освященным благословением.
Эпос в переводе Дьяконова
Русский востоковед И.М. Дьяконов в 1961 году начал переводить эпос. В своей работе переводчик опирался на уже готовый перевод В.К. Шилейка. Эпос о Гильгамеше у него получился наиболее точным. Он проработал множество древних материалов, и к этому времени было уже известно научному миру, что прототип героя все-таки существовал.