в чем главный недостаток прямых методов диагностики профессиональной направленности
Основные методы профориентационной работы
Профессиональная ориентация — это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.
Формы профориентационной работы.
Активные формы профориентации.
Официальные институты профессиональной ориентации (школа, военкомат, ДОСААФ, предприятия, учреждения, общественные организации).
Назначение профконсультации — оказывать конкретную помощь молодому человеку в выборе профессии и специальности на основе учета его склонностей и личностных особенностей, поощрять его выбор или, если будут выявлены психологические или медицинские противопоказания, тактично переключить его внимание на другие профессии.
Задачи профессиональной информации и воспитания профессиональной направленности требуют специально организованной работы профессиологов.
Нужны специально подготовленные, вооруженные необходимыми профессиографическими документами и материалами, справочной литературой, владеющие профессиональными навыками осуществления психологической экспертизы, люди.
Основой профконсультации является не экспертное психологическое испытание на профоконсультационном пункте, а результаты многолетнего наблюдения и изучения человека в школе и семье.
Документированным основанием для советов по поводу выбора профессии и для составления характеристик на выпускников школ могли бы стать карты личности учащихся.
В школе советы относительно выбора профессии даются учителями, школьными врачами.
Она выражается как в форме желаний, интересов и склонностей человека, так виде результативности его работы.
Диагностика их осуществляется как прямым, так и косвенными (непрямыми) методами.
При использовании прямых личностных опросников (ДДО и ПЛО) возможно получение первичной информации о мотивационной сфере человека, ее развитии (изменении).
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере дейтельности в соответствии с квалификацией профессий по объектам, на которые деятельность направлена. Данные профессиональные области характеризуются пятью типами связей:
Результаты обследования соотнесенные с данными других методов профориентационной диагностики учитываются в процессе профконсультационной работы с молодежью.
Каждому из утверждений ПЛО соответствует несколько вариантов ответа, а задача обследуемого заключается в том, чтобы проранжировать их по степени значимости, ориентируясь в основном на жизненный опыт.
Группы специальностей соответствуют классификации основных групп специалистов:
Б – сенсорно-гностические (операторы, наводчики и т. п. );
В – сенсомоторные (специалисты связи);
Г – сенсорные (водительский состав);
Д – технологические (специалисты по обслуживанию, ремонту и эксплуатации техники);
Е – моторно-волевые (разведчики, десантники, спасатели, пожарные, сотрудники милиции и т. п. ).
Результаты выполнения заданий соотносятся с данными других прямых и косвенных профориентационных диагностических методик и учитываются в процессе изучения военно-профессиональной направленности личности.
Испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору семибалльных шкал, полярные точки которых представлены прилагательными антонимами. На регистрационном бланке представлен набор из 18-ти шкал.
Кто в настоящее время является научным руководителем центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии», созданном при МГУ?
Выберите один ответ:
a. А.Г. Шмелев
b. А.М. Голомшток
c. Е.А. Климов
d. С.Н. Чистякова
e. О.П. Апостолов
Кто из советских исследователей в 70-80-е годы 20 века отвечал за разработку дидактического и методического обеспечения профориентационной работы?
Выберите один ответ:
a. А.М. Голомшток
b. С.Н. Чистякова
c. А.Г. Шмелев
d. Е.А. Климов
e. О.П. Апостолов
Кто является автором отечественной классификации профессий в психологии по предмету труда?
Выберите один ответ:
a. Н.С. Пряжников
b. А.М. Голомшток
c. Е.А. Климов
d. О.П. Апостолов
Основной целью профориентационной работы является:
Выберите один ответ:
a. формирование адекватной личностной самооценки
b. выбор старшеклассником будущей профессии
c. формирование готовности к профессиональному самоопределению
Разрушение системы профориентации в 90-е годы 20-го века связывают с переходом службы профориентации из школы в центры занятости населения. Назовите период, когда это произошло?
Выберите один ответ:
a. 1990-2016 гг
b. 1991-1995 гг
c. 1991-1992 гг
С 1921 по 1936 год в советской России шел процесс становления системы профориентации молодежи. Сколько бюро профконсультация было открыто в России в этот период?
Выберите один ответ:
a. более 100
b. 47
c. 15
Что является конкретным результатом профессионального самоопределения старшеклассника?
Выберите один ответ:
a. выбор старшеклассником будущей профессии
b. готовность к профессиональному самоопределению
c. личный профессиональный план
В чем заключается принцип «дифференцированного профессиографирования»?
Выберите один ответ:
a. в избирательном профессиографировании отдельных профессий
b. в научном исследовании профессионального развития личности
c. в подчинении профессиографирования решению конкретных практических задач
Какие социологические методы используются при составлении профессиограммы?
Выберите один ответ:
a. интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности
b. анкеты, опросы, включенное наблюдение
c. измерение артериального давления, антропометрических и технических данных
Какие часть профессиограммы являются наиболее важными для целей профориентации?
Выберите один ответ:
a. название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме профессиограммы)
b. диапазон квалификации (разряды, классы и т.д.), а также перспективы административного, профессионального, научного и других видов продвижения, карьеры
c. требованиях в квалификации, способностям и психологически важным качествам, которые обеспечивают успешное освоение профессии
Качества человека, необходимые для успешного выполнения трудовой деятельности по конкретной профессии – это:
Выберите один ответ:
a. внутренние качества личности
b. психофизиологические качества
c. профессионально важные качества
Кто из исследователей психологи труда выделил модульный подход в профессиографии, который заключается в том, что профессиограмма составляется из ряда модулей, каждый из которых является типовым элементом профессиональной деятельности и может быть присущ нескольким профессиям.
Выберите один ответ:
a. А.К. Маркова
b. В.Е. Гаврилов
c. Е.И. Гарбер
Процесс непрерывного отражения в сознании работника меняющейся обстановки, собственной активности и ее регуляция во времени на основе обратных связей и сенсорно-моторных или интеллектуальных коррекций – это:
Выберите один ответ:
a. внутренняя картина труда
b. профессиональная память
c. внешняя картина труда
Психологический портрет профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией – это:
Выберите один ответ:
a. описание профессии
b. психограмма
c. профессиограмма
Разделом каких двух наук является профессиография:
Выберите один или несколько ответов:
a. профориентация
b. инженерная психология
c. профессиология
d. психология труда
Самая простая схема профессиографирования, предложенная Е.А. Климовым, содержит описание профессии по следующим характеристикам:
Выберите один ответ:
a. класс профессии (цель труда) и группа профессии (преимущественные условия труда)
b. тип профессии и профессионально важные качества
c. тип профессии (предмет труда), класс профессии (цель труда), отдел (использование средств труда), группа профессий (преимущественные условия труда)
Технология изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека – это:
Выберите один ответ:
a. профессиограмма
b. психограмма
c. профессиография
Технология изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально-психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека – это:
Выберите один ответ:
a. профессиограмма
b. психограмма
c. профессиография
Деятельность, которая является основной в профессии, занимающей более 50% времени, на которую приходится наибольшее число повторяющихся действий и операций называют:
Выберите один ответ:
a. ведущая деятельность
b. доминирующий вид деятельности
c. профессиональная деятельность
Какие из перечисленных профессионально важных качеств будущего программиста можно отнести к способностям?
Выберите один или несколько ответов:
a. склонность к интеллектуальным видам деятельности
b. развитое воображение
c. логическое мышление
d. аккуратность
e. высокий уровень развития концентрации, объема, распределения и переключения внимания
Какие из перечисленных профессионально важных качеств будущего программиста можно отнести к личным качествам и склонностям?
Выберите один или несколько ответов:
a. внимательность
b. гибкость мышления
c. терпеливость
d. высокий уровень концентрации внимания
e. настойчивость
Какой из разделов должен обязательно входить в профессиограмму, созданную для целей профориентации и профконсультирования?
Выберите один ответ:
a. учебные заведения, где можно получить данную профессию
b. особенности межличностного взаимодействия
c. условия работы
Назовите фамилию психолога, который разработал методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности и предложил термин «психограмма»
Выберите один ответ:
a. Климов
b. Штерн
c. Платонов
Описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления – это:
Выберите один ответ:
a. профессиограмма
b. психотип
c. психограмма
Специфика психограммы, разработанной в целях оптимизации режимов труда состоит в:
Выберите один ответ:
a. в акцентировании внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией
b. в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда
c. широте ее содержания и наличии двух частей – основной и дополнительной
Что относят к характеристикам мотивационной сферы специалиста в психограмме? Выберите правильные варианты.
Выберите один или несколько ответов:
a. профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту
b. психологические знания о труде, профессии
c. профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала
d. эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста
Что относят к характеристикам операционной сферы специалиста в психограмме? Выберите правильные варианты.
Выберите один или несколько ответов:
a. профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту
b. профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала
c. эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста
d. профессиональное мышление, в том числе и творческое мышление, возможность обогатить опыт профессии
e. психологические знания о труде, профессии
В чем главный недостаток прямых методов диагностики профессиональной направленности?
Выберите один ответ:
a. в ограничении возможностей выявления глубинных мотивационных структур при помощи прямых вопросов
b. в сложности проведения и интерпретации результатов
c. в недостаточной валидности и надежности
Диагностика профессиональной направленности осуществляется прямыми и косвенными методами. Какие из перечисленных методов относятся к прямым методам диагностики профессиональной направленности?
Выберите один или несколько ответов:
a. дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО)
b. ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД)
c. профессионально-личностный опросник В. П. Петрова (ПЛО)
d. деятельностные методы – семантический анализ деятельности (САД)
Какая методика профдиагностики описана: «Все вопросы методики группируются по пяти направлениям, а ответы свидетельствуют об уровне сформированности и осознанности каждого из них (жизненные планы, увлечения и проф.намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы)»?
Выберите один ответ:
a. Профессиональные намерения
b. Цель-Средство-Результат
c. Ориентация
d. Якоря карьеры
e. ДДО
Какая методика профдиагностики описана: «Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова). Данный тест предназначен для определения выраженности карьерной ориентации»?
Выберите один ответ:
a. Профессиональные намерения
b. ДДО
c. Цель-Средство-Результат
d. Ориентация
e. Якоря карьеры
Какой из типов профессии по объектам, на которые направлена профессиональная деятельность, не выделен Е.А. Климовым и склонность к которому не диагностируется дифференциально-диагностическим опросником?
Выберите один или несколько ответов:
a. «человек-человек»
b. «человек-энергетическая система»
c. «человек-система управления»
d. «человек-техника»
e. «человек-художественный образ»
f. «человек-природа»
g. «человек-знаковая система»