в чем главные особенности политической власти общество

Особенности политической власти

в чем главные особенности политической власти общество. Смотреть фото в чем главные особенности политической власти общество. Смотреть картинку в чем главные особенности политической власти общество. Картинка про в чем главные особенности политической власти общество. Фото в чем главные особенности политической власти общество в чем главные особенности политической власти общество. Смотреть фото в чем главные особенности политической власти общество. Смотреть картинку в чем главные особенности политической власти общество. Картинка про в чем главные особенности политической власти общество. Фото в чем главные особенности политической власти общество в чем главные особенности политической власти общество. Смотреть фото в чем главные особенности политической власти общество. Смотреть картинку в чем главные особенности политической власти общество. Картинка про в чем главные особенности политической власти общество. Фото в чем главные особенности политической власти общество в чем главные особенности политической власти общество. Смотреть фото в чем главные особенности политической власти общество. Смотреть картинку в чем главные особенности политической власти общество. Картинка про в чем главные особенности политической власти общество. Фото в чем главные особенности политической власти общество

в чем главные особенности политической власти общество. Смотреть фото в чем главные особенности политической власти общество. Смотреть картинку в чем главные особенности политической власти общество. Картинка про в чем главные особенности политической власти общество. Фото в чем главные особенности политической власти общество

в чем главные особенности политической власти общество. Смотреть фото в чем главные особенности политической власти общество. Смотреть картинку в чем главные особенности политической власти общество. Картинка про в чем главные особенности политической власти общество. Фото в чем главные особенности политической власти общество

Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах. [13]

Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие:

1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;

3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;

5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан. [2]

Основные черты политический власти – это:

· верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;

· моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);

· наличие особого аппарата управления и принуждения;

· использование легальной силы, опора на традиции и чувства;

· публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права). [23]

Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.

Для осуществления политической власти необходимо:

· доминирование властной воли;

· наличие особого аппарата управления;

· монополия на регламентацию жизни общества;

· право на принуждение в отношении общества и личности;

Функционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов – суверенитета и легитимности. Они характеризуют политическую власть с разных сторон:

1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества);

2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.

Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить сетькак относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти. [15]

Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.

Чем же различаются политическая и государственная власть?

1. Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.

в чем главные особенности политической власти общество. Смотреть фото в чем главные особенности политической власти общество. Смотреть картинку в чем главные особенности политической власти общество. Картинка про в чем главные особенности политической власти общество. Фото в чем главные особенности политической власти общество

2. Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.).

3. Государственная власть, согласно российской конституции, заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти. [13]

Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.

В последнее время в различных странах сформировались новые тенденции в развитии политической власти:

· демократизация власти, или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения со стороны общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества;

· интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информацион-ных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран;

· разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти;

· негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность;

· высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. [21]

В современных условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и экономической власти. Экономическая власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической элиты влиять на принимаемые решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую.

Источник

1. Политика и власть

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 9 кл. Боголюбов◄
Вспомним Основные сферы жизни общества.

Существует четыре основные сферы общества:

Подумаем. Как вы понимаете слово политика? Почему общество не может жить нормально без власти?

Политика – это искусство управления обществом. Основной политический инструмент управления – это государство и законы (право). Эти инструменты позволяют избегать масштабных конфликтов внутри общества (все подчинены определенным правилам) и защищают общество от внешних вторжений.

Для эффективного управления существуют силы государственного принуждения: армия, полиция, тюрьмы, а также органы государственной власти – президент. парламент, суды, прокуратура.

Вопросы «?» Какова главная мысль И. А. Ильина?

Главной мыслью И. А. Ильина является то, что у любого лица, обладающего властью должен быть авторитет. Уважения к себе невозможно добиться с помощью репрессий и давления. Это может привести лишь к сопротивлению народа.
Заслужить авторитет – истинная и единственная задача властителя. Только это позволит называть себя настоящим управленцем.
Настоящий управленец должен быть ответственным и спокойным, он должен уметь принимать решения и не суетиться в сложных ситуациях.

Вопросы «?» А каково твоё отношение к таким мнениям?

Я разделяю точку зрения о том, что «нашей стране нужны не столько законы и политические программы, сколько сильные, энергичные лидеры, которым бы верил народ». Наличие сильного, стремительного лидера поможет ввести необходимые реформы, укрепить и внести улучшения в государственный аппарат управления.

Необходимо также отметить, что частично правильна, по моему мнению, фраза о том, что «мне всё равно, какими методами действует политик, если его деятельность идёт на благо народа». Однако тут нужно сделать оговорку. Такие методы должны быть законными и человечными. Сильный и энергичный лидер, осуществляющий деятельность на благо народа — это лучший вариант правителя в современных условиях.

Вопросы «?» Какой из возможных ответов выбрал бы ты сам? Свою позицию объясни.

Я постоянно слежу за политической ситуацией в стране. Я смотрю новости, слежу за программами кандидатов на выборах, но к сожалению, еще не имею права голосовать. Я считаю, что это очень важно, так как человек, интересующийся политической жизнью страны является активным гражданином общества.

1. Что означает слово «политика»? Какую роль политика играет в жизни общества?

Политика – деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Но вам уже известно, что эти отношения охватывают различные сферы, например экономику.

Политика — это искусство управления государством, поэтому такая деятельность подвластна не каждому.
Общество не может существовать без власти, ведь отсутствие власти приводит к анархии, что усугубляет социальные конфликты, является их источником.

Политика играет значительную роль в жизни общества, ведь умелое управление помогает обеспечивать порядок во всех сферах общественной жизни.

2. Что входит в сферу политики?

Если отношения между социальными группами касаются власти или государства, то это и есть отношения в сфере политики. Можно сделать вывод, что в сферу политики входит участие в делах государства (определение формы государства, задач, содержания его деятельности); это цели и средства их достижения, которые направлены на проведение в жизнь интересов больших групп людей.

В разных общественных группах, в соответствии с их положением, возникает различное отношение к государству, к правительству. Одни из них поддерживают правительство, другие находятся в оппозиции к нему. Разные интересы порождают борьбу между ними за власть, за влияние на государственные дела. Всё это и есть сфера политики.

3. В чём сущность любой власти?

Сущность любой власти заключается в наличии авторитета у властителя и способность им пользоваться. Уважения к себе невозможно добиться с помощью репрессий и давления. Это может привести лишь к сопротивлению народа.

Заслужить авторитет — истинная и единственная задача властителя. Только это позволит называть себя настоящим управленцем.
Настоящий управленец должен быть ответственным и спокойным, он должен уметь принимать решения и не суетиться в сложных ситуациях.

4. В чём главные особенности политической власти?

Политическая власть – это особый институт, который имеет свои признаки. К нам относят верховенство, моноцентричность, легальность и публичность.

Раскроем данные признаки подробнее:

5. Что такое средства массовой информации? Как они влияют на политическую жизнь?

СМИ — это теле, видео, радио и интернет коммуникации, которые распространяют политические новости и события среди населения.
Благодаря СМИ у граждан страны складывается представление о работе органов власти, появляется информация о деятельности политических организаций, о проблемах, существующих в обществе.
Таким образом, граждане могут чувствовать себя причастными к политической жизни общества, обогащаясь информативно.

1. Назови политические события последнего времени, которые тебя обрадовали и которые огорчили. Объясни почему.

В этом же году президент подписал закон об увеличении возраста выхода на пенсию – огорчило. Люди на 5 лет будут работать дольше, многие до пенсии не доживут.

2. Подумай, нет ли противоречия между двумя утверждениями: политика — это отношения между классами; политика — это участие в делах государства. Свой ответ поясни.

Я считаю, что нет никакого противоречия между данными утверждениями. У любого класса в обществе существует право участвовать в делах государства. Например, участие в голосовании на выборах. Каждый гражданин имеет право выразить свою волю в форме подачи голоса за кандидатуру, которую считает достойной.

3. Вспомни из курса истории время Петра I, основные направления политики его правительства. Чьи интересы выражала эта политика?

Петр 1, осуществляя свою политику во благо общества и народа. «Прорубив окно в Европу», Петр 1 вывел образование и производство на новый уровень. Петр 1 создал полки нового строя, обеспечивая обороноспособность страны.

Также, Петр 1 вывел торговлю на новый уровень. Он открыл выход к морю, что способствовало морской торговле. Россия стала империей.
Можно сделать вывод о том, что Петр 1 действовал во благо общества и России в целом.

4. Собери материалы из газет и Интернета о политической деятельности высших органов власти нашего государства, различных политических партий и их лидеров. Отметь, что ты считаешь в этой деятельности самым важным и почему.

«Единая Россия». Основными идеями является экономический либерализм, центризм. Лидером партии является Д. А.Медведев.
Партия сумела добиться политической и экономической стабильности в обществе.

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Основными идеями являются коммунизм, марксизм-ленинизм, патриотизм. За социальное и материальное равенство, введение прогрессивного налога. Лидером партии является Г. А. Зюганов.

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Основными идеями являются, либерализм, сильное государство, русский национализм, патриотизм. Лидером партии является В. В. Жириновский.

Источник

Каковы главные особенности политической власти

Конституция СССР
ГЛАВА I
ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

СТАТЬЯ 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

СТАТЬЯ 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.

СТАТЬЯ 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

СТАТЬЯ 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.

СТАТЬЯ 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.

СТАТЬЯ 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда.

СТАТЬЯ 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народно-хозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

Источник

Политическая власть

Полити́ческая вла́сть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.

Содержание

Концепции и трактовки

Основные черты политической власти

Функции

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

Ресурсы

Как всякая власть одних людей над другими, политическая власть может иметь различные источники, ресурсы, трактуемые обычно как совокупность средств, использование которых обеспечивает субъекту доминирование над объектом. Существуют различные подходы к их классификации, в том числе – по сферам общественной жизнедеятельности, содержащим соответствующие ресурсы: экономическим, социальным, культурно-информационным, силовым, демографическим. Инструментальный подход позволяет структурировать сами средства подчинения.

Не располагая никаким специфическим ресурсом, политическая власть способна через государство интегрировать и задействовать все другие, что конкурировать с ней никакая иная власть не в состоянии. За счет этого она выполняет свои основные функции.

Методы

Рациональность власти

Рациональная власть

Рациональная власть (или авторитет) — власть, основанная на компетентности. Она помогает человеку, который на неё опирается, расти.

Рационально-правовой или легальный тип власти наиболее распространён в современном обществе. Этот тип власти начал складываться в Западной Европе, когда в XIII веке стали появляться первые общеобязательные нормы управления (Великая Хартия Вольностей, 1215) и правила самоуправления (Магдебургское право). Окончательно легальный тип власти укрепился в эпоху Великой французской революции (конец 18 — начало 19 вв.).

Чисто теоретически легальный тип власти является идеальной моделью реализации концепции «правового государства». Он основывается на признании населением справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти.

Основные элементы легальной власти:

1. Право как совокупность принципов, регламентирующих все сферы общественной жизни, в том числе сферу политики.

2. Социальное управление представляет собой процесс применения права.

3. Элита — субъект власти, деятельность которого строго ограничена правовыми нормами.

4. Государственная бюрократия — субъект управления, деятельность которого регламентируется нормами права и должностными инструкциями, носящими характер предписания.

5. Население как объект управления, подчиняется не чиновникам, а используемым ими нормам права.

Иррациональная власть

Иррациональная власть — власть, достигнутая только силой. Она служит для того, чтобы эксплуатировать подчинённых.

Разновидности власти

Традиционная власть

Для поддержания традиционной власти служат привычные и давно существующие формы общественной жизни.

Экономическая власть

Для того, чтобы осуществлялась экономическая власть, необходимо какое-либо богатство, которое есть у субъекта, но нет у объекта, при этом объект нуждается в этом богатстве. Это власть в сфере экономики,»хозяйствования». Это контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми и т.д

Харизматическая власть

Харизматическая власть, основанная на исключительных свойствах, которыми обладает субъект.

Харизматический тип власти можно считать наиболее своеобразным. Во-первых, основывается на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство вождя. Более того, авторитет его личности распространяется на институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Безоговорочная поддержка лидера населением нередко оборачивается цезаризмом, вождизмом и культом личности. Во-вторых, зачастую строится на отрицании всего того, что было раньше, то есть подразумевает, что предложенный вариант господства является наилучшим. Харизматичный лидер приходит к власти зачастую в «смутное время», когда нет необходимости опираться на авторитет традиций или законы, а население готово поддержать того, кто пообещает лучшее будущее.

Именно из-за самой специфики харизматической власти возникает ряд проблем с передачей властных полномочий.

Механизмы передачи харизматической власти:

Если же ни один из перечисленных механизмов передачи властных полномочий не срабатывает, внутри элиты начинается борьба за власть.

Фобократия

Фобократия (от др.-греч. φόβος и др.-греч. κράτος — «Власть страха») — это крайний вариант военной власти, основанной на беспрекословной дисциплине и единстве действий.

Авторитарная власть

Авторитарные общественные взаимоотношения означают разделение общества на (немногих) отдающих приказы и (многих) эти приказы принимающих, обделяя вовлечённых в этот процесс индивидов (интеллектуально, эмоционально и физически) и общество в целом. Человеческие отношения во всех сферах жизни отмечены властью, а не свободой. И так как свобода может быть создана только свободой, авторитарные общественные отношения (и повиновение, которого они требуют) не воспитывают (и не могут воспитать) личность в свободе — только участие (самоуправление) во всех областях жизни может сделать это.

Источник

Особенности политической власти

2. Особенности политической власти

Историческое понятие «власть» связно с административным управлением древнегреческих городов-государств. Искусство управления гражданами – «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в понятии «политическая власть».

Можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.

Политическая власть – это право, возможность и способность проводить свои взгляды, выраженные в политике, навязывать их другим социальным общностям, индивидам.

Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти.

К особенностям политической власти относятся следующие:

1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;

3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночно-демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;

5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.

Среди многочисленных разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это проявляется, во-первых, прежде всего в том, что политическая власть устанавливает и определяет политические нормы и законы конкретного общества, которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения. Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает узаконенным правом на применение насилия. [7]

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

— определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

— обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

— регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

— осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т.е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную.

Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а так же юридической базой. (Россия, США)

Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением. (Италия, Франция)

Политическая власть существует в двух основных формах:

1) официальная, легальная власть с формализованной структурой

2) неформальная, неофициальная и нелегализованная власть – власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный характер[8].

Механизм осуществления политической власти имеет довольно сложную структуру. Первичным субъектом власти является народ, реализуя часть властных функций непосредственно, другую часть из них передает своему официальному представителю – государству. Государство, в свою очередь, распределяет властные полномочия между носителями власти. Это распределение властных полномочий называется распределение властей. Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.

Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня.

Разделение властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами – законодательной, исполнительной и судебной[9].

3. Основные концепции власти[10]

Концепции власти занимают в политической науке место, по своему значению и глубине подобное, например, месту в физической науке теории относительности или квантовой механики.

Большинство идей и концепций, трактующих политическую власть, а также самих определений категории «власть» в ранней истории политической мысли в первую очередь связаны с необходимым порядком и согласием между людьми, управлением и целесообразным регулированием человеческих отношений.

Мо-Цзы (479—400 гг. до н. э.) первым в самом общем виде высказывая идеи о «естественном происхождении» и «общественном договоре», отмечая при этом, что в качестве властителя люди выбрали самого мудрого и добродетельного человека для того, чтобы создать систему управления и преодолеть социальный хаос, который наблюдался среди людей, живших подобно диким зверям.

Аналогично рассуждает и Аристотель в «Политике», когда пишет, что властный механизм необходим для организации и регулирования общения между людьми, поскольку «верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления».

Но уже в ранние периоды истории политической мысли была замечена и вторая сторона феномена власти, а именно ее отчуждающая и отчужденная природа. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) отмечает опасность злоупотребления властью, отчуждения ее от рядовых граждан, когда обладающие властью используют ее для своей частной пользы вместо общего блага.

С периода становления и развития марксизма уже можно говорить о начале современной эпохи в трактовке природы политической власти. Многочисленные концепции власти в современной специальной литературе классифицируются по ряду оснований.

Прежде всего, подходы к интерпретации политической власти можно было бы разделить на два больших класса:

1) атрибутивных концепций, трактующих власть как атрибут, субстанциальное свойство субъекта, а то и просто как самодостаточный «предмет» или «вещь»;

2) реляционных доктрин, дающих объяснение власти как социального отношения или общения, как на элементарном, так и на сложном коммуникативном уровне.

Атрибутивно-субстанциальные концепции власти, в свою очередь, условно подразделяются на:

3) структурно-функциональные подходы.

Потенциально-волевые концепции рассматривают власть как потенциальную способность или возможность политического субъекта навязывать свою волю другим.

Такой подход особенно характерен для традиции немецкой политической мысли. Гегель и Маркс, Фихте и Шопенгауэр, Ницше и Вебер прибегают к волевой способности в самых разных, порой полярных определениях власти (например, как «воли экономически господствующего класса» К. Маркса или «энергии и воли сверхчеловека» Ф. Ницше и т. д.).

Так, в рамках системных концепций можно определить три подхода к пониманию власти.

Первый – истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы.

Второй подход рассматривает власть на уровне конкретных систем – семьи организации и т.п.

Третий подход характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы.

Рядом с атрибутивно-субстанциальными концепциями власти тесно соседствуют реляционные подходы. Они трактуют власть как социальные отношения, которые порой достаточно тесно переплетаются с предыдущими подходами.

Реляционные концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определенное влияние на второго.

Можно выделить три основных варианта теории реляционной интерпретации власти:

«раздела зон влияния»[11].

В теориях «сопротивления» исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление объекта.

В теориях «обмена ресурсами» на первый план выдвигаются ситуации, когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными ресурсами» могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение.

Теории «раздела зон влияния» предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости ролей участников взаимодействия. Если в одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.

К реляционным концепциям некоторые исследователи относят бихевиористские (поведенческие) концепции власти. Они трактуют власть как отношения между людьми, при котором один властвует, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть.

К этим взглядам примыкают и так называемые интеракционистские концепции, согласно которым властное отношение выполняет роль своего рода стабилизатора в совокупной системе общественных отношений, пронизывая ее всю «насквозь», регулируя конфликты, упорядочивая постоянно возникающие противоречия по поводу распределения и перераспределения материальных и прочих ресурсов (К. Шмитт, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.) и обеспечивая тем самым социальное равновесие. Наконец, пожалуй, к наиболее сложным и комбинированным подходам можно отнести коммуникативные (X. Арендт, Ю. Хабермас), а также постструктуралистские (М. Фуко, II. Бурдье) концепции власти, рассматривающие власть как многократно опосредованный и иерархизированный механизм общения между людьми, разворачивающийся в социальном поле и пространстве коммуникаций. (Англия)

Что касается новейших постструктуралистских концепций «генеалогии власти» М. Фуко и «поля власти» П. Бурдье, то их как раз объединяет не субстанционально-атрибутивное, а именно реляционное видение власти как отношения и общения. М. Фуко отмечает, что власть представляет собой не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, то есть «отношение отношений», неперсонифицированное и неовеществленное, поскольку его субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношениях взаимных сил.

Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена.

3. Краткий курс лекций по политологии / Разработано кафедрой «социально-политических наук». – Самара.: СГЭУ, 2007. – 244 с.

4. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2008. – 588с.

5. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2010. – 560 с.

7. Интернет ресурс Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (Институт) http://www.uvauga.ru/

8. Интернет ресурс: Учебно-методический проект «Хрестоматия по культурологи» http://kulturoznanie.ru/politology/

[1] С 103. Политология: учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2008.

[2] Интернет ресурс Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (Институт) http://www.uvauga.ru/

[6] Учебно-методический проект «Хрестоматия по культурологи» http://kulturoznanie.ru/politology/vidy-vlasti-osobennosti-politicheskoj-vlasti-razlichie-politicheskoj-i-gosudarstvennoj-vlasti/

[7] С 110. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаев, А. Е. Хренова – СПб.: Питер, 2010.

[8] С 106. Политология: учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2008.

[9] С 113-116. Политология: учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2008.

[11] С 101 Политология: учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2008.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *