в чем состоит основное отличие вывозных поездов
Классификация грузовых поездов
Грузовые поезда подразделяются по:
• условиям формирования;
• условиям проследования до станций назначения;
• роду перевозимых грузов и скорости движения;
• состоянию включаемых в них вагонов;
• принадлежности подвижного состава;
• числу групп вагонов в составе поезда;
• условиям тягового обслуживания.
По условиям формирования грузовые поезда делятся на:
— маршруты, организованные с мест погрузки с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки, предусмотренной ПФП;
— поезда, формируемые на сортировочных, участковых и грузовых станциях без участия грузоотправителя.
Маршруты с мест погрузки по способу их организации подразделяются на:
а) отправительские, сформированные на железнодорожном пути необщего пользования грузоотправителем, владельцем пути необщего пользования на основании договора на эксплуатацию путей необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов;
б) отправительские, сформированные на станционных путях общего пользования (перевозчика — владельца инфраструктуры) в соответствии с договором между перевозчиком и грузоотправителем;
в) станционные ступенчатые, сформированные из вагонов, погруженных несколькими грузоотправителями на одной станции;
г) то же, одним или несколькими грузоотправителями на нескольких станциях участка или железнодорожного узла (участковые ступенчатые).
По назначению включенных вагонов маршруты подразделяются на:
а) прямые — при перевозке на одну станцию назначения в адрес одного или нескольких грузополучателей (вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе маршрута отдельной группой);
б) маршруты в расформирование — при перевозке назначением на станции расформирования по ПФП;
в) маршруты в распыление — при перевозке назначением на определенные перевозчиком (в том числе по просьбе грузоотправителей, грузополучателей или операторов) по согласованию с владельцем инфраструктуры станции, на которых будет проводиться заадресовка вагонов (т.е. указание конкретной станции выгрузки и грузоотправителя).
По условиям обращения выделяются маршруты:
а) кольцевые с постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или район местной работы под повторную погрузку;
б) технологические, которые обращаются по установленным ниткам графика между предприятиями-отправителями и получателями в увязке с технологическими процессами основного производства, требующими регулярной (ритмичной) доставки грузов.
Поезда, формируемые перевозчиком на технических или грузовых (без участия грузоотправителя) станциях, по условиям проследования подразделяются на:
— сквозные, следующие без переработки через одну или несколько участковых или сортировочных станций (технические маршруты);
— участковые, следующие без переформирования в пределах одного участка;
— сборные — для развоза и сбора вагонов по промежуточным станциям (зонные — с работой на нескольких промежуточных станциях одного участка; удлиненные — с работой на промежуточных станциях двух смежных участков; сборно-участковые — следующие по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проходящие транзитом другие участки).
— вывозные — следующие с сортировочной или участковой до отдельных промежуточных станций примыкающего участка или обратно;
— передаточные — следующие между станциями, входящими в один узел (рис. 1.2.1).
По роду перевозимых грузов и скорости движения различают ускоренные поезда с параллельной (уменьшенной) весовой нормой и повышенной маршрутной скоростью для перевозки скоропортящихся грузов, животных, контейнеров, контрейлеров, а в отдельных случаях — особо выделяемых ОАО «РЖД» вагонов с другими грузами повышенной срочности доставки. Их отправление и пропуск производится по твердым ниткам графика, установленным для этих поездов.
По числу групп в составе поезда формируются:
— одногруппные — на одну станцию назначения (выгрузки или расформирования);
— групповые — из двух или более подобранных групп вагонов на разные станции назначения, разным получателям одной станции или по другим признакам.
Количество групп и порядок их расположения в составе устанавливается ПФП.
По состоянию включаемых вагонов грузовые поезда формируются:
— из груженых вагонов;
— из порожних вагонов — отдельно, по роду подвижного состава, а из цистерн — по виду налива;
— комбинированные — из груженых и порожних вагонов одного или нескольких собственников.
Классификация грузовых поездов
Грузовые поезда подразделяются по:
• условиям проследования до станций назначения;
• роду перевозимых грузов и скорости движения;
• состоянию включаемых в них вагонов;
• принадлежности подвижного состава;
• числу групп вагонов в составе поезда;
• условиям тягового обслуживания.
По условиям формирования грузовые поезда делятся на:
— маршруты, организованные с мест погрузки с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки, предусмотренной ПФП;
— поезда, формируемые на сортировочных, участковых и грузовых станциях без участия грузоотправителя.
Маршруты с мест погрузки по способу их организации подразделяются на:
а) отправительские, сформированные на железнодорожном пути необщего пользования грузоотправителем, владельцем пути необщего пользования на основании договора на эксплуатацию путей необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов;
б) отправительские, сформированные на станционных путях общего пользования (перевозчика — владельца инфраструктуры) в соответствии с договором между перевозчиком и грузоотправителем;
в) станционные ступенчатые, сформированные из вагонов, погруженных несколькими грузоотправителями на одной станции;
г) то же, одним или несколькими грузоотправителями на нескольких станциях участка или железнодорожного узла (участковые ступенчатые).
По назначению включенных вагонов маршруты подразделяются на:
а) прямые — при перевозке на одну станцию назначения в адрес одного или нескольких грузополучателей (вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе маршрута отдельной группой);
б) маршруты в расформирование — при перевозке назначением на станции расформирования по ПФП;
в) маршруты в распыление — при перевозке назначением на определенные перевозчиком (в том числе по просьбе грузоотправителей, грузополучателей или операторов) по согласованию с владельцем инфраструктуры станции, на которых будет проводиться заадресовка вагонов (т.е. указание конкретной станции выгрузки и грузоотправителя).
По условиям обращения выделяются маршруты:
а) кольцевые с постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или район местной работы под повторную погрузку;
б) технологические, которые обращаются по установленным ниткам графика между предприятиями-отправителями и получателями в увязке с технологическими процессами основного производства, требующими регулярной (ритмичной) доставки грузов.
Поезда, формируемые перевозчиком на технических или грузовых (без участия грузоотправителя) станциях, по условиям проследования подразделяются на:
— сквозные, следующие без переработки через одну или несколько участковых или сортировочных станций (технические маршруты);
— участковые, следующие без переформирования в пределах одного участка;
— сборные — для развоза и сбора вагонов по промежуточным станциям (зонные — с работой на нескольких промежуточных станциях одного участка; удлиненные — с работой на промежуточных станциях двух смежных участков; сборно-участковые — следующие по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проходящие транзитом другие участки).
— вывозные — следующие с сортировочной или участковой до отдельных промежуточных станций примыкающего участка или обратно;
— передаточные — следующие между станциями, входящими в один узел (рис. 1.2.1).
По роду перевозимых грузов и скорости движения различают ускоренные поезда с параллельной (уменьшенной) весовой нормой и повышенной маршрутной скоростью для перевозки скоропортящихся грузов, животных, контейнеров, контрейлеров, а в отдельных случаях — особо выделяемых ОАО «РЖД» вагонов с другими грузами повышенной срочности доставки. Их отправление и пропуск производится по твердым ниткам графика, установленным для этих поездов.
По числу групп в составе поезда формируются:
— одногруппные — на одну станцию назначения (выгрузки или расформирования);
— групповые — из двух или более подобранных групп вагонов на разные станции назначения, разным получателям одной станции или по другим признакам.
Количество групп и порядок их расположения в составе устанавливается ПФП.
По состоянию включаемых вагонов грузовые поезда формируются:
— из груженых вагонов;
— из порожних вагонов — отдельно, по роду подвижного состава, а из цистерн — по виду налива;
— комбинированные — из груженых и порожних вагонов одного или нескольких собственников.
По принадлежности подвижного состава грузовые поезда могут формироваться из вагонов одного собственника (или находящихся под управлением одной компании) или нескольких.
По условиям тягового обслуживания грузовые поезда подразделяют на:
— обслуживаемые локомотивной тягой ОАО «РЖД»;
— обслуживаемые собственными или арендованными поездными локомотивами компаний-операторов (собственные поездные формирования).
Классификация пассажирских поездов
По назначению поезда, выполняющие пассажирские перевозки подразделяются на:
2. почтово-багажные, предназначенные для перевозки почты и багажа и грузобагажа и сформированные из вагонов пассажирского парка, а также отдельных пассажирских вагонов для перевозки пассажиров;
3. грузопассажирские, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров и формируемые на малодеятельных участках из вагонов грузового и пассажирского парка;
4. людские – грузовой поезд, в котором находится 10 и более вагонов, занятых людьми.
Категории пассажирских поездов различаются в зависимости от следующих факторов:
I.Дальность следования пассажирские поезда подразделяются на три категории:
II. Скорость движения и комфортности поездки дальние и местные поезда подразделяются на:
· скоростные – ходовая скорость свыше 140 км/ч ;
· скорые – максимальная ходовая скорость 140 км/ч;
Скоростные пассажирские поезда или поезда повышенной скорости должны иметь маршрутную скорость не менее 100 км/ч при допускаемой скорости движения 141-200 км/ч. Стоянки скоростным пассажирским поездам предусматриваются, как правило, только для выполнения технических операций, а также в республиканских, краевых и областных центрах.
Скорые пассажирские поезда должны иметь маршрутную скорость не ниже 50 км/ ч. При этом маршрутная скорость скорого поезда должна быть не менее чем на 5 км/ч выше маршрутной скорости самого быстрого пассажирского поезда постоянного обращения, следующего в том же сообщении по одному и тому же маршруту
Пассажирские поезда назначаются для освоения остального пассажиропотока, имеют меньшую маршрутную скорость из-за большого числа стоянок и меньшей технической скорости.
В число поездов дальнего и местного сообщения входят фирменные поезда, которые имеют не только номер, но и название, отличаются высокой комфортабельностью и культурой обслуживания.
III. Регулярность движения.Пассажирские поезда делятся на:
· разового назначения, обращающиеся в период интенсивных пассажирских перевозок.
IV. Периодичность движения. Пассажирские поезда делятся на:
· следующие через день (по нечетным или четным числам);
· следующие по дням недели или числам месяца.
V. По уровню предоставляемого сервиса. Пассажирским поездам может присваиваться категория фирменный. Фирменному поезду присваивается индивидуальное наименование.
Приложение Б
Нумерация пассажирских поездов
Каждому поезду в соответствии с его категорией присваивается номер, установленный графиком движения. В графике движения поездам присваивается следующая нумерация:
Пассажирские поезда
— круглогодичного обращения 1-148
— сезонного обращения 181-298
· Скоростные круглогодичного и сезонного
· Ускоренные круглогодичного и сезонного
— круглогодичного обращения 301-398
— сезонного обращения 401-498
— разового назначения, вывозные (пунктирные) 501-598
· Служебного (специального) назначения 701-748
· Скорые дальние составами дизель-и электросекций:
— с вагонами повышенной комфортности
— без предоставления дополнительных услуг 851-899
· Скорые пригородные 7001-7398
· Пригородные служебного назначения 7481-7498
2. Почтово-багажные, грузопассажирские, людские:
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Вывозной поезд
Вывозные поезда на отдельных участках при следовании на короткое расстояние, передаточные поезда в узлах, а также грузовые поезда ( кроме имеющих в составе вагоны с людьми) на малодеятельных участках могут по указанию начальника дороги обращаться без сопровождения главным кондуктором. Начальник дороги должен установить перечень таких участков и узлов, а также порядок организации движения поездов, обеспечивающий безопасность. При этом на участках, оборудованных автоблокировкой, отправление со станций пассажирских поездов за грузовыми поездами, не сопровождаемыми главным кондуктором, должно производиться только при сво-бодности всего впередилежащего межстанционного перегона. [1]
Работа локомотивных бригад сборными и вывозными поездами учитывается в грузовом движении. Объемные и технико-экономические показатели по участку эксплуатации ( табл. 33) определяются как в целом по депо. [3]
Потребный парк локомотивов для обслуживания передаточных и вывозных поездов определяют по общей затрате локомотиво-ча-сов в этих видах движения аналогично определению парка поездных локомотивов. Потребность в локомотивах для работы в двойной тяге и в подталкивании определяют так же, как и в поездной работе по каждому участку их применения. [4]
Для локомотивов грузового движения ( без передаточных и вывозных поездов ), кроме того, определяется средняя продолжительность в часах на один случай простоя на станциях оборота, приписки и смены локомотивных бригад. [6]
По грузовому движению ( за исключением сборных, передаточных и вывозных поездов ) поездным пробегом считается пробег локомотива с количеством вагонов более 20 порожних или 10 груженых осей. Пробег локомотива со сборными, пригородными, хозяйственными, передаточными и вывозными поездами учитывается поездным пробегом при любом количестве вагонов. Сборным поездом считается также локомотив, следующий с начальной станции без вагонов для работы со сборным поездом. [7]
Порядок размещения вагонов с тормозными площадками в сборных, передаточных, хозяйственных и вывозных поездах устанавливает начальник дороги. [8]
Грузовые и пассажирские поезда главные кондуктора не сопровождают; сборные и вывозные поезда могут обслуживаться ими. В обязанность главного кондуктора при этом входит отцепка и прицепка вагонов во время маневров, а на станциях, где нет маневровых локомотивов, подача на грузовые фронты и уборка с них. Дальние пассажирские поезда обслуживают проводники-два человека на каждый вагон; местные поезда, когда время нахождения их в пути между конечными пунктами не превышает 8 ч, один проводник на вагон. Когда поезд находится в пути только в дневное время, назначают одного проводника на два вагона. Руководит работой проводников бригадир-механик поезда. В местных поездах обязанности бригадира могут быть возложены на одного из проводников. Зажигает хвостовые сигналы у пассажирских поездов дежурный проводник последнего вагона. Пригородный поезд обслуживает один проводник, обязанность которого следить за посадкой и высадкой пассажиров, а также убирать вагоны во время стоянок на конечных пунктах. [9]
Локомотивные бригады, обслуживающие грузовые транзитные и сборные поезда, локомотивы на подталкивании, передаточные и вывозные поезда на участках и в узлах с устойчивым объемом работы, оплачиваются по сдельно-премиальной системе. Для бригад пассажирского движения применяется повременно-премиальная. [11]
Для облегчения работы узлов приказом № 749 / Ц 1943 г. начальникам дорог разрешено устанавливать формирование передаточных и вывозных поездов также без подборки автосцепных вагонов. Эти вагоны разрешено ставить в любой части передаточного поезда с применением сцеплений за ухо автосцепки. [12]
Как оборот, так и среднесуточный пробег локомотивов в грузовом движении учитывают двояко: по грузовому движению вместе с передаточными и вывозными поездами и отдельно по грузовому движению без передаточных и вывозных поездов. [13]
На основании выбранной схемы прокладки сборных поездов, дифференцированных времен-хода и технологических норм стоянки сборных поездов по станциям, а также экономически выгодных вариантов дополнительного обслуживания промежуточных станций вывозными поездами и диспетчерскими локомотивами строится план-график местной работы участка. Примерный план-график местной работы участка приведен на фиг. [15]
Назначение участковых, сборных и вывозных поездов
Глава 22
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНЫХ ВАГОНОПОТОКОВ
Назначение участковых, сборных и вывозных поездов
Вагонопотоки, не охваченные маршрутными и сквозными поездами, организуют в участковые, сборные, вывозные, а в узлах – в передаточные поезда. Организация местных вагонопотоков рассматривается в пределах района местной работы. К району местной работы относятся станции и участки, находящиеся между сортировочными, узловыми участковыми и грузовыми станциями, по которым рассчитывается сетевой план формирования поездов. Организация местных вагонопотоков должна обеспечивать:
ускорение развоза и уборки местных вагонов;
наиболее производительное использование вагонов и локомотивов;
выполнение установленных норм продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;
согласованность в работе станций, участков и подъездных путей.
Расчет оптимального варианта плана формирования поездов в районе местной работы включает:
выделение участковых назначений; проверку целесообразности включения участкового вагонопотока в сборные поезда;
технико-экономическую оценку назначения на промежуточные станции вывозных поездов;
оценку эффективности назначения сборно-участковых поездов.
Рациональный способ организации вагонопотока в участковые поезда выбирается сравнением нескольких вариантов, при котором сопоставляются приведенные затраты: по техническим станциям на нахождение вагонов под накоплением и на формирование поездов; в пути следования на остановки и пробеги поездов по участку; на стоянки ядра поезда на промежуточных станциях под скрещением, обгоном или при производстве перецепок групп вагонов; на простои местных вагонов на промежуточных станциях.
В поезда участкового назначения включаются вагонопотоки, следующие на впередилежащие участковую станцию и участок, а также вагонопотоки, выделение которых в более дальнее, чем участковое, назначение плана формирования невыгодно из-за малой мощности.
Рассматриваются четыре варианта организации участкового вагонопотока:
выделение участкового назначения и отправление в поездах этого назначения всех вагонов участкового потока;
выделение участкового назначения с использованием части участкового потока на выполнение до полной нормы массы составов сборных поездов;
выделение участкового назначения с использованием части участкового потока для увеличения числа сборных поездов;
отправление всего участкового вагонопотока со сборными поездами.
На выбор способа организации участкового вагонопотока оказывает влияние назначение вывозных поездов, которые организуют для доставки вагонов на промежуточную станцию или уборки их с нее. При суточных размерах вагонопотоков более полутора-двух составов установленной массы назначением на промежуточную станцию или зарождающихся на ней вывозные поезда устанавливают без расчета. При меньших размерах вагонопотоков назначение вывозных поездов определяется технико-экономическими расчетами. В этом случае учитываются изменения в обслуживании участка меньшим числом сборных поездов. Окончательное решение принимается после совместного рассмотрения вариантов плана формирования всех категорий местных поездов в районе местной работы в обоих направлениях движения.
После установления наиболее эффективных видов поездов из местных вагонопотоков на основе технико-экономических расчетов определяются возможные варианты удлинения участков их обращения.
Рис. 22.1. Схема организации вагонопотоков в поезда
В качестве поездов с удлиненными участками обращения рассматриваются сборно-сквозные, сборно-участковые и удлиненные сборные поезда (рис. 22.1).
Сборно-участковые поезда назначают в тех случаях, когда преобладающая часть погашаемых в районе местной работы вагонопотоков поступает из других районов, а большинство зарождающихся вагонопотоков следует за пределы данного района при незначительных размерах их межучастковой корреспонденции.
Рис. 22.2. Схема обслуживания промежуточных станций участка сборными поездами в сочетании с маневровыми локомотивами опорных станций
Сборные удлиненные поезда с работой на двух смежных участках вводятся при небольших размерах грузовой работы, сосредоточенной на малом числе промежуточных станций. На участке с большими размерами грузовой работы (превышающими потребности в одной паре сборных поездов) при рассредоточении ее на многих промежуточных станциях назначают зонные сборные поезда. Разделение участка на зоны обеспечивает повышение участковой скорости сборных поездов за счет сокращения стоянок на промежуточных станциях. Это вызывает увеличение вагоно-часов накопления составов сборных поездов на станциях их формирования и увеличение времени нахождения местных вагонов на промежуточных станциях, что учитывается при технико-экономических расчетах.
Разновидностью сборных поездов являются сборные поезда с работой на ограниченном числе промежуточных опорных станций в сочетании с маневровыми локомотивами.
В качестве опорных выбираются станции с достаточным путевым развитием и маневровыми средствами. При этой системе локомотивы сборных поездов прицепляют и отцепляют группы вагонов только на опорных станциях. Маневровая работа по подаче вагонов к грузовым фронтам, их уборка, а также формирование групп вагонов для прицепки к сборному поезду И подаче вагонов с опорных на другие промежуточные станции осуществляется маневровыми локомотивами опорных станций.
Целесообразность введения сборных поездов с работой на опорных станциях при необходимости выделения дополнительных маневровых локомотивов должна проверяться технико-экономическими расчетами. На маневровый локомотив опорной станции может быть возложено обслуживание не более трех-четырех промежуточных станций (рис. 22.2).
Выделение групповых поездов
В районах местной работы большую сферу применения имеют групповые поезда, в которых в одном составе объединяют струи ближних и дальних вагонопотоков. При этом организуют подборку вагонов одной или нескольких струй вагонопотоков в отдельные группы. По сравнению с вариантом выделения каждой струи вагонопотока в самостоятельное назначение затраты на простой вагонов под накоплением у групповых поездов снижаются. При выделении специального сортировочного пути для накопления групп затраты на формирование поездов увеличиваются незначительно. На станции назначения отцепка прибывшей и прицепка новой группы требует небольших затрат. В результате организация групповых поездов позволяет, сокращая затраты вагоно-часов на накопление составов, добиваться большего числа специализированных назначений плана формирования и получать большую экономию от проследования поездов через сортировочные станции без переработки или с частичной переработкой (понимая под частичной переработкой выполнение операций по отцепке, прицепке или перецепке групп).
Известны случаи, когда из групп отцепки на станции уменьшения массы поезда образуют новые составы, следующие в том же направлении. В таких случаях на станции формирования документы на состав оформляют сразу на две группы на ядро состава, следующее через станцию перелома массы, и на группу отцепки. Это ускоряет пропуск группового поезда через станцию перелома массы.
Различают три категории групповых поездов:
без постоянной массы группы и без постоянного расписания (рис. 22.3, а, б);
с постоянной массой групп, но без постоянного расписания (рис. 22.3, в);
с постоянной массой групп и с постоянным расписанием (рис. 22.3).
Групповые поезда первой категории назначают в обращение при равенстве или возрастании густоты вагонопотока в пути следования. Формирование таких поездов начинается после накопления вагонов на состав независимо от соотношения числа и массы вагонов каждой группы. Отправление их осуществляется по ближайшим ниткам графика. На станции перецепки групп при наличии вагонов могут формироваться не только группы пополнения, но и целые составы.
Групповые поезда второй категории назначают в обращение при убывании густоты вагонопотока в пути следования, а также на направлении с изменением составов (по массе или длине) в сторону уменьшения.
Рис. 22.3. Категории групповых поездов
Таблица 22.1. Оценка вариантов формирования поездов
Продолжение таблицы 22.1.
Рис. 22.4. Групповые поезда на пересекающихся или сходящихся направлениях
При этом на станции формирования в группы ближнего назначения ставят не все имеющиеся вагоны, а только часть их. Эта часть должна соответствовать наименьшей густоте вагонопотока, из которого формируются прицепные группы. Из остальных вагонов N0-Nn формируются одногруппные поезда ближнего назначения. На станциях перецепки групп весь вагонопоток используется для пополнения групповых поездов.
Групповые поезда третьей категории целесообразно формировать на пересекающихся и сходящихся направлениях (рис. 22.4). При этом переработка транзитных вагонов на узловых станциях заменяется перецепкой организованных групп вагонов определенной массы, прибывающих по согласованным расписаниям с разных направлений.
Методика расчета плана формирования групповых поездов заключается в оценке всех возможных вариантов одногруппного и группового формирования и выбора из их числа оптимального. Число вариантов плана формирования зависит от числа станций перецепки групп, расположенных на рассматриваемом полигоне. Так, при наличии на полигоне одной станции перецепки возможны три варианта плана, при двух-35 вариантов. Для направления с тремя станциями возможны следующие варианты плана формирования:
на начальной станции одногруппных поездов двух назначений отдельно на вторую и третью станции;
на начальной станции только участковых поездов;
на начальной станции двухгруппных поездов с обменом групп на второй станции.
Оптимальный вариант находят по минимуму затрат вагоно-часов на накопление и маневровую работу, а также маневровых и поездных локомотиво-часов. Эти показатели определяют по формулам, приведенным в табл. 22.1. Варианты можно оценивать как в денежном выражении, так и в приведенных вагоно-часах. В последнем случае маневровые и поездные локомотиво-часы умножают на отношение стоимости локомотиво-часа к вагоно-часу. В табл. 22.1 использованы следующие условные обозначения:
Для электрической тяги средние нормативы tтех пер при следовании локомотива после перецепки в том же направлении для станций с последовательным расположением парков со сменой бригад – 45 мин, без смены – 30 мин. При следовании электрической тягой после перецепки в противоположном направлении время tтех пер увеличивается на 10 мин, при тепловозной тяге – на 15 мин.