в чем главная проблема коммунизма
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Главная проблема коммунизма – это сам коммунизм
Исторической истиной (а по большому счёту, человеческой) является то, что намерения или проекты общественных реформ, КАК ПРАВИЛО, не приносят тех результатов, которые планировались или ожидались. Именно поэтому до сих пор много людей продолжают надеяться, что изящные построения ума в один прекрасный день могут стать явью, сколько бы ужасающий исторический опыт ни доказывал нам обратного. Возьмём в качестве примера коммунизм. Всем правительства, которые вознамерились построить коммунизм, не удалось обеспечить более высокий уровень жизни населения. И вместо заявленных коммунизмом целей мы получили на земле сущий ад. И вот тут и возникает вопрос о возможности отделить коммунизм, преподносимый в качестве идеала, от того, который получается в действительности.
Если в качестве своих целей коммунизм ставит справедливость, равенство и благосостояние, используя для их достижения борьбу за преодоление классовых различий, бедности и за расширение свобод, то по сути дела он их никогда не добился. Можно утверждать, что Россия, Китай (и в определённой степени другие страны) провели индустриализацию и стали мировыми державами посредством марксистско-ленинских революций, но при этом не сумели сократить неравенство, бедность, а также не обеспечили бóльших свобод. Невольно напрашивается вывод, что коммунизма никогда и не было.
Если мы посмотрим на названия партий, поставивших перед собой цель построить коммунизм, понятно, что они называли себя «коммунистическими», а режимы, которые они установили, вошли в историю как коммунистические. Казалось бы, нечто само собой разумеющееся. Так, да не так. Неизбежно было, что тот строй, который создавали коммунисты, люди будут называть не иначе как коммунизмом. Хотя ещё Маркс указывал на то, что коммунизм будет завершающим этапом (исчезновение государства и социальных классов, что принесёт счастье народам). Согласно учению Маркса, именно социализм будет являться промежуточным этапом между капитализмом и коммунизмом. Несмотря на это пояснение, поменять название невозможно. оно уже вошло в привычку. Именно поэтому в послевоенный период некоторые предпочли использовать некие промежуточные определения, такие как «реальный социализм» (то есть тот, который существует в действительности) или «народные демократии» (в противовес буржуазным, капиталистическим).
Романтики коммунизма заявляли, что эти общественно-политические формации даже социализмом нельзя было называть, хотя они проводили в жизнь именно ту политику, которую рекомендовал Маркс в своём «Манифесте Коммунистической партии»: диктатура пролетариата, национализация всей собственности, планирование экономики.
Если коммунизм это цель, мечта, вдохновение и смысл всех их помыслов. а его основоположники заявили, что он будет построен здесь, на земле и, нравится нам это или нет, но последствия воплощения теории на практике весьма далеки от ожидавшихся, мы вовсе не поэтому считаем, что они должны называться по-другому. Они коммунисты, о коммунизме мечтают и коммунизм строят вопреки интересам общества, вдохновлённого идеалами Французской революции 1789 года (да, да, именно 1789, мы не ошиблись, мы не имели в виду события 1792 года).
Проблема заключается не в какой-то преднамеренности, в отходе от выбранного пути, в первородном грехе, в порочной или эгоистичной человеческой природе или же в преобладании старого человека (противопоставляющего себя «человеку новому»). По сути речь идёт о проблеме утопизма, закрытого общества, равенства, выходящего за пределы равенства возможного и нужного. Проблема – это коммунизм, когда мы живём в обществе индивидуумов. Я сказал именно общество, а не масса, коллектив, толпа или большинство. Проблемой и одновременно конечной целью человечества является человек. Вы читаете, а я пишу.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Проблемы коммунизма
Проблемы коммунизма (экономические и некоторые другие)
Проблемы коммунизма (экономические и некоторые другие) часть3
Проблемы самоуправления и юриспруденции
I
II
При коммунизме, вообще говоря, не ожидается значительного количества преступлений. Преступлением будет считаться действие, сознательно направленное на причинение вреда обществу или другому индивидууму.
Вопросы юриспруденции в коммунистическом обществе почему-то вообще мало рассматривались. А это сложный и интересный вопрос.
Существует ряд противоречивых требований к судебной системе коммунизма:
1 Суд должен быть гуманным
2 Суд должен быть профессиональным
3 Суд должен следовать установленным законам
4 Суд должен быть независимым
5 Суд должен исполнять волю народа
6 Суд должен соответствовать нормам морали и справедливости
7 Суд должен руководствоваться соображениями профилактики
Требуется разработать судебную систему, такую, чтобы эти противоречия были бы сняты.
Профессиональность суда обеспечивается системой образования и периодической подготовки действующих судей. Подчинение воле народа обеспечивается только доверием народа к судьям. Поэтому личные качества судей и результаты их профессиональной деятельности должны быть открыты населению и доверие народа должно постоянно подтверждаться системой выборов, системой отзыва и системой контроля. Гуманность суда должна обеспечиваться кодексами. В кодексах должно присутствовать раскаяние, добровольная компенсация принесенного вреда, право на искупление невольно совершенного преступления, право личности, ощущающей склонность к преступлениям, на добровольную превентивную изоляцию от общества и др.в кодексах должно быть право на дополнительное следствие и пересмотр приговора в случае наличия не разрешенных сомнений.
Суд всегда при вынесении решений подобно врачам должен руководствоваться принципом не причинения еще большего вреда.
Суд и органы исполнения наказаний не должны быть органами мести, они должны быть органами лечения язв общества, возможно даже хирургического.
Формирование коммунистической судебной системы должно начинаться еще при социализме.
С развитием общества должны изменяться и законы принимаемые в этом обществе. Законотворчество должно перестать быть прерогативой определенных кругов власти. Мнение народа по юридическим вопросам не решается с помощью референдумов. Невозможно столь сложные проблемы решать с помощью ответов «Да» или «Нет» на кем-то составленный вопросник. Требуются идеи, причем идеи от масс и публичная обработка и обсуждение этих идей профессионалами. Только после всестороннего обсуждения и сбора откликов народа можно принимать ту или иную модернизацию.
В чем заключается главная проблема коммунизма
В этом мире, наполненном завистью, гордыней, превозношением, злобой и жестокостью, Коммунизм – порой кажется очень привлекательной моделью. Но эта модель утопична, так как противоречит самой человеческой природе. Истина в том, что человеческая природа – изначально порочна. В ней уже заложено стремление к превосходству и конкуренции. Это порождает постоянные конфликты. Здесь имеется в виду, конечно, не конкуренция между производителями вафельных пирожных или каких-нибудь, там, электрогенераторов. То есть речь не о бизнес-конкуренции. В предпринимательской среде конкуренция способствует техническому развитию и улучшению качества выпускаемых товаров/услуг. Но она регулируется соответствующими государственными структурами. Скажем, нельзя убивать своего конкурента, похищать его, сжигать принадлежащие ему заводы, и прочее. Для расширения бизнеса цивилизованным путем – существует институт ценных бумаг. А все споры и конфликты решаются в суде. Хотя такая модель тоже дает сбои. Но речь сейчас не о ней. Речь о той конкуренции, которая постоянно существует между людьми – об общечеловеческой конкуренции. Она имеет две грани последствий. Позитивная – создает условия для развития и совершенствования, стимулирует человека стремиться качественнее и эффективнее выполнять свою работу. Негативная же грань – состоит в том, что конкуренция порождает конфликты между людьми. Это и приводит к насилию, к воровству, грабежам, убийствам (локальный уровень). А если у одной категории людей в государстве условия для жизни более благоприятные, чем у другой – то это приводит еще и к классовому неравенству, дисбалансу, социальной нестабильности (глобальный уровень). Закладываются предпосылки для массовых волнений, революций и гражданских войн.
Данную истину понимали и сами пропагандисты коммунизма-социализма. Поэтому сконцентрировали внимание людей на идеологии. Все стремления человека были направлены на то, чтобы быть наиболее значимым в деле построения Коммунизма. Для особо продуктивных в этом направлении личностей предусматривались специальные знаки отличия. Наиболее активные поощрялись общественным признанием и уважением. То есть полностью от конкуренции все-таки уйти не получилось. Ее материальный, скажем так, вещественный аспект попытались ликвидировать, но чисто моральный аспект пришлось оставить.
Проблема в том, что конкуренция – если она не регулируется – так или иначе, порождает конфликты. Поэтому нужны еще и механизмы для того, чтобы нивелировать проявления ее негативной стороны. Это создает дополнительные неприятности.
Сперва коммунистическую модель, вероятно, решили апробировать на каком-нибудь обществе вскоре после создания самой концепции. Для этого использовали территорию некоторых государств, в том числе – России. Но это лишь гипотеза. В любом случае данная модель вступила в фундаментальные противоречия с изначальной природой человека, и оказалась не слишком долговечной. Коммунистическая идеология в итоге не прижилась. То, что сейчас наблюдается в Китае – наверное, сложно назвать коммунизмом.
Возможно, есть смысл направить энергию от человеческого стремления к превосходству в сторону уникальности. То есть внушать людям, что его конкретное дело, его место, на котором он занят – уникально, и поэтому важно, ценно. Это устранит проблемы с конкуренцией. Но появится другая проблема – несознательные и безответственные люди будут плохо выполнять свою работу. Они будут слабо замотивированы. Как разрешить это противоречие? Пока что только Капиталистическая модель способна дать эффективную мотивацию практически для каждого. То, что она предлагает – понятно почти всем (за редким исключением). Это игра на основных, на самых примитивных человеческих инстинктах. Но мы снова возвращаемся к тому, с чего начали – стремление к превосходству, к конкуренции, что порождает конфликты.
Данную проблему пытались решить и в Христианской модели. В соответствии с этим религиозным учением гордыня признается страшным грехом. Все действия человека должны быть направлены на приближение Царствия Божьего, на спасение в первую очередь себя от ада, а во вторую очередь – других людей от ада. Гордыня же – отдаляет человека от Царствия Божьего. То есть индивидуум, выполняя определенные действия, как бы зарабатывает себе очки, награду. Но если он начинает превозноситься перед другими и унижать окружающих, или, что еще хуже, идти по головам – то он эти очки теряет. Это неплохая мотивация. В целом понятная людям. Причем в христианстве как раз реализовали еще и идею уникальности – каждый человек, его труд, его место уникально и ценно. Но проблема заключается в том, что у людей нет доказательств реального существования ада и рая, а есть только убежденность, вера. При глубоком анализе становится понятно, что данная религиозная концепция – не более чем разводка. Это иллюзия, которая внушается людям, чтобы управлять их поведением. Когда человек это понимает – он теряет мотивацию. Кроме того, христианская концепция больше акцентирует внимание на жизни после смерти. Это также снижает эффективность мотивации к качественному выполнению работы. Так называемая награда на Небесах – менее понятна и менее близка людям, чем удовлетворение примитивных потребностей здесь и сейчас.
В современном мире во многих государствах используют сразу несколько моделей. Наряду с различными религиями ведется и нерелигиозная пропаганда морально-этических норм, культивируются определенные ценности, создаются правила поведения. В людях воспитывают уважение к окружающим и к чужому труду. Это не ликвидирует конкуренцию полностью, но как бы смягчает ее, делает более цивилизованной, устраняет ненужные побочные действия. То есть снижает угрозу возникновения конфликтов. Капиталистическая модель, совмещенная с пропагандой морали и нравственности, и приправленная еще и религиозными учениями – создает благоприятные условия для раскрытия человеческого потенциала и способствует полноценному развитию, при этом сдерживает негативные проявления эгоистической природы человека. Поэтому такая модель является более-менее эффективной для управления обществом. Но и она тоже дает сбои. Отдельные люди нередко выходят за рамки обозначенных табу и общепринятых правил – прежде всего, в своем разуме, психологически. Они отказываются соблюдать эти нормы и ставят под сомнение культивируемые ценности. Таких людей тем больше – чем слабее пропаганда морали и этики. Если государство не уделяет должного внимания культивации определенных ценностей – то общество развращается, становится злее, и конфликтов в нем появляется больше. Общество начинает саморазрушаться.
В мире постоянно идет поиск каких-то идеальных моделей, которые должны упорядочивать жизнь человечества. Некоторые модели со своей задачей худо-бедно справляются. Другие – после апробации были отвергнуты. Религия оказалась более эффективной, чем атеистический коммунизм – она логически лучше обоснована, и в ней есть какая-то загадка (учение о вечной жизни). Но капиталистическая модель – намного более понятна и близка людям, чем религиозная. В большинстве государств сейчас используют сразу несколько моделей одновременно. То есть имеет место быть некий идеологический синтез. Судя по всему, в Западной цивилизации религиозные модели стараются постепенно вывести из эксплуатации. Возможно, все религии попробуют объединить в некую одну религию. Думаю, в будущем будут изобретать все новые модели по управлению человечеством – с учетом предыдущих ошибок. Так что мы еще увидим много интересного)).
Перфильев Максим Николаевич (С)
[Скрыть] Регистрационный номер 0361527 выдан для произведения: В этом мире, наполненном завистью, гордыней, превозношением, злобой и жестокостью, Коммунизм – порой кажется очень привлекательной моделью. Но эта модель утопична, так как противоречит самой человеческой природе. Истина в том, что человеческая природа – изначально порочна. В ней уже заложено стремление к превосходству и конкуренции. Это порождает постоянные конфликты. Здесь имеется в виду, конечно, не конкуренция между производителями вафельных пирожных или каких-нибудь, там, электрогенераторов. То есть речь не о бизнес-конкуренции. В предпринимательской среде конкуренция способствует техническому развитию и улучшению качества выпускаемых товаров/услуг. Но она регулируется соответствующими государственными структурами. Скажем, нельзя убивать своего конкурента, похищать его, сжигать принадлежащие ему заводы, и прочее. Для расширения бизнеса цивилизованным путем – существует институт ценных бумаг. А все споры и конфликты решаются в суде. Хотя такая модель тоже дает сбои. Но речь сейчас не о ней. Речь о той конкуренции, которая постоянно существует между людьми – об общечеловеческой конкуренции. Она имеет две грани последствий. Позитивная – создает условия для развития и совершенствования, стимулирует человека стремиться качественнее и эффективнее выполнять свою работу. Негативная же грань – состоит в том, что конкуренция порождает конфликты между людьми. Это и приводит к насилию, к воровству, грабежам, убийствам (локальный уровень). А если у одной категории людей в государстве условия для жизни более благоприятные, чем у другой – то это приводит еще и к классовому неравенству, дисбалансу, социальной нестабильности (глобальный уровень). Закладываются предпосылки для массовых волнений, революций и гражданских войн.
Данную истину понимали и сами пропагандисты коммунизма-социализма. Поэтому сконцентрировали внимание людей на идеологии. Все стремления человека были направлены на то, чтобы быть наиболее значимым в деле построения Коммунизма. Для особо продуктивных в этом направлении личностей предусматривались специальные знаки отличия. Наиболее активные поощрялись общественным признанием и уважением. То есть полностью от конкуренции все-таки уйти не получилось. Ее материальный, скажем так, вещественный аспект попытались ликвидировать, но чисто моральный аспект пришлось оставить.
Проблема в том, что конкуренция – если она не регулируется – так или иначе, порождает конфликты. Поэтому нужны еще и механизмы для того, чтобы нивелировать проявления ее негативной стороны. Это создает дополнительные неприятности.
Сперва коммунистическую модель, вероятно, решили апробировать на каком-нибудь обществе вскоре после создания самой концепции. Для этого использовали территорию некоторых государств, в том числе – России. Но это лишь гипотеза. В любом случае данная модель вступила в фундаментальные противоречия с изначальной природой человека, и оказалась не слишком долговечной. Коммунистическая идеология в итоге не прижилась. То, что сейчас наблюдается в Китае – наверное, сложно назвать коммунизмом.
Возможно, есть смысл направить энергию от человеческого стремления к превосходству в сторону уникальности. То есть внушать людям, что его конкретное дело, его место, на котором он занят – уникально, и поэтому важно, ценно. Это устранит проблемы с конкуренцией. Но появится другая проблема – несознательные и безответственные люди будут плохо выполнять свою работу. Они будут слабо замотивированы. Как разрешить это противоречие? Пока что только Капиталистическая модель способна дать эффективную мотивацию практически для каждого. То, что она предлагает – понятно почти всем (за редким исключением). Это игра на основных, на самых примитивных человеческих инстинктах. Но мы снова возвращаемся к тому, с чего начали – стремление к превосходству, к конкуренции, что порождает конфликты.
Данную проблему пытались решить и в Христианской модели. В соответствии с этим религиозным учением гордыня признается страшным грехом. Все действия человека должны быть направлены на приближение Царствия Божьего, на спасение в первую очередь себя от ада, а во вторую очередь – других людей от ада. Гордыня же – отдаляет человека от Царствия Божьего. То есть индивидуум, выполняя определенные действия, как бы зарабатывает себе очки, награду. Но если он начинает превозноситься перед другими и унижать окружающих, или, что еще хуже, идти по головам – то он эти очки теряет. Это неплохая мотивация. В целом понятная людям. Причем в христианстве как раз реализовали еще и идею уникальности – каждый человек, его труд, его место уникально и ценно. Но проблема заключается в том, что у людей нет доказательств реального существования ада и рая, а есть только убежденность, вера. При глубоком анализе становится понятно, что данная религиозная концепция – не более чем разводка. Это иллюзия, которая внушается людям, чтобы управлять их поведением. Когда человек это понимает – он теряет мотивацию. Кроме того, христианская концепция больше акцентирует внимание на жизни после смерти. Это также снижает эффективность мотивации к качественному выполнению работы. Так называемая награда на Небесах – менее понятна и менее близка людям, чем удовлетворение примитивных потребностей здесь и сейчас.
В современном мире во многих государствах используют сразу несколько моделей. Наряду с различными религиями ведется и нерелигиозная пропаганда морально-этических норм, культивируются определенные ценности, создаются правила поведения. В людях воспитывают уважение к окружающим и к чужому труду. Это не ликвидирует конкуренцию полностью, но как бы смягчает ее, делает более цивилизованной, устраняет ненужные побочные действия. То есть снижает угрозу возникновения конфликтов. Капиталистическая модель, совмещенная с пропагандой морали и нравственности, и приправленная еще и религиозными учениями – создает благоприятные условия для раскрытия человеческого потенциала и способствует полноценному развитию, при этом сдерживает негативные проявления эгоистической природы человека. Поэтому такая модель является более-менее эффективной для управления обществом. Но и она тоже дает сбои. Отдельные люди нередко выходят за рамки обозначенных табу и общепринятых правил – прежде всего, в своем разуме, психологически. Они отказываются соблюдать эти нормы и ставят под сомнение культивируемые ценности. Таких людей тем больше – чем слабее пропаганда морали и этики. Если государство не уделяет должного внимания культивации определенных ценностей – то общество развращается, становится злее, и конфликтов в нем появляется больше. Общество начинает саморазрушаться.
В мире постоянно идет поиск каких-то идеальных моделей, которые должны упорядочивать жизнь человечества. Некоторые модели со своей задачей худо-бедно справляются. Другие – после апробации были отвергнуты. Религия оказалась более эффективной, чем атеистический коммунизм – она логически лучше обоснована, и в ней есть какая-то загадка (учение о вечной жизни). Но капиталистическая модель – намного более понятна и близка людям, чем религиозная. В большинстве государств сейчас используют сразу несколько моделей одновременно. То есть имеет место быть некий идеологический синтез. Судя по всему, в Западной цивилизации религиозные модели стараются постепенно вывести из эксплуатации. Возможно, все религии попробуют объединить в некую одну религию. Думаю, в будущем будут изобретать все новые модели по управлению человечеством – с учетом предыдущих ошибок. Так что мы еще увидим много интересного)).
Проблемы коммунизма
Некоторые проблемы производительных сил и производственных отношений I Подготовка производительных сил Для наступления коммунизма необходимы высоко развитые производительные силы.
В виду неравномерности развития отраслей социалистическая заработная плата значительно отличается у работников разных профессий. Это отнимает свободу индивидуума, свободу выбора профессии. Человек волей неволей стремится получить профессию, обеспечивающую ему достаточный доход для себя и своей семьи, что может не совпадать с его способностями и подавленными желаниями. По этому, процесс профессионального обучения должен давать ученику, по крайней мере, две профессии, причем одна из них, даже может быть не связанная с первой, должна выбираться не обучающим заведением, а желанием обучающегося.
Для того, чтобы человек мог развивать свои способности, максимально использовать свои способности, нужна система развития способностей, система стимулирующая и обязывающая. Еще в социализме вознаграждение за труд должно определяться не профессией, а временем труда и степенью использования способностей, что будет стимулировать приближение к исполнению принципа от каждого по способностям.
В производительных силах велика роль средств производства, причем автоматических средств производства. Автоматизация средств производства постепенно переходит в роботизацию, роботизация в безлюдную технологию производства.
Роботизация для роботизации бессмысленна. Техническая задача будущего – сокращение потребностей производства, создание производства минимального потребления ресурсов. Один из лозунгов коммунизма: «От каждого по способностям». Чтобы осуществить этот лозунг В.И. Ленин завещал нам простой и ясный рецепт: «Учиться, учиться и еще раз учиться». Как понимать этот призыв? Не только как рекомендацию к определенному действию.
Проблемы экологии, сохранения окружающей природы должны быть одной из главных, неотъемлемых задач развития производительных сил. Человечество не может процветать без процветания природы, частью которой мы все являемся. II Совершенствование производственных отношений Производственные отношения развиваются на основе развития производительных сил. Это касается и капиталистических и коммунистических производственных отношений. Производственные отношения определяются отношениями собственности.
Общенародная собственность и её приращения в коммунистическом обществе нуждаются в измерении и учете. Вся эта общенародная собственность является или частью природы, или произведенной продукцией. Впрочем, часть природы тоже в большинстве своём переходит в использование после обработки. Таким образом, общенародная собственность может оцениваться вложенным трудом, а следовательно сохраняет свою силу закон стоимости Маркса. Однако он в коммунистическом обществе уже не влияет непосредственно на динамику производства и потребления
В наше время в связи с развитием смешанных технологий деление производства на производство групп А и Б размывается, появилась третья группа – наукоемкое производство продукции двойного применения, что изменило закономерности связи отраслей. В дальнейшем намечаются еще большие изменения этих закономерностей в связи с развитием биотехнологий. Неравномерность мирового экономического, культурного и политического развития приводит к необходимости сосуществования с некоммунистическими государствами. С ними будет существовать товарообмен. Этот товарообмен будет априори неэквивалентным, поскольку с одной стороны внутри коммунистического общества будет ликвидировано понятие цены, а с другой стороны некоммунистическое государство будет при обмене преследовать цель извлечения выгоды. Поэтому, внешняя торговля должна строиться, исходя из специальных ограничений, в соответствии с потребностями коммунистической экономики.
Останется только восхищение достижениями, подобно тому, как мы восхищаемся достижениями спортсменов. Повторяющиеся достижения отдельных личностей формируют понятие «авторитет», представляющее собой, прежде всего комплекс отношений окружающих. Завоевание авторитета станет наиболее важным стимулом деятельности человека в коммунистическом обществе. Развитие выдающихся способностей и реализация этих способностей на благо общества, поскольку это всегда результат преодоления, будет высоко оцениваться обществом.
Чувство удовлетворения принесенной пользой и победы в преодолении трудностей будет целью и моральным результатом для себя самого. Горько будет от нереализованных способностей. Человек лишь отчасти может осознавать свои способности. Они чахнут от неприменения.
После достижения необходимого уровня можно отказаться по данной продукции от нормированного распределения и перейти к свободному, однако нормативы еще сохраняются как ограничительные, в связи с этим возможно возникновение очередности. Достижение достаточного уровня позволяет снять ограничения и сделать распределение полностью свободным. При свободном распределении продукция является народным достоянием, Порча или сокрытие такой продукции является преступлением и должно караться по закону.
Ответственность за полученную собственность и учет потребления позволят сбалансировать потребление с производством. Поскольку потребление не может быть директивным, система управления тут не пригодна, но учет и подсчет суммарного потребления должен быть обязателен, для получения возможности прогнозирования и составления необходимых корректировок планов производства. Потребительская стихия трудно управляема. Большое значение имеет стиль жизни, осознание потребления как необходимого средства для расширенного воспроизводства рабочей силы. Ответственное отношение к собственному потреблению, как к средству своего умственного и физического развития, повышения своей работоспособности, продолжительности жизни только и могут помочь избежать потребления продукции приносящей вред и наоборот увеличить потребление полезной индивидууму и обществу продукции.
Некоторые вопросы потребления все же остаются необходимо управляемыми.
Это вопросы здравоохранения, которые включают профилактику, надзор за состоянием здоровья, надзор за условиями труда и быта, детское здравоохранение.
Во всех этих случаях необходимости различаются. Индивидуальная необходимость уже общей и её исполнение легче достижимо. Индивидуум, прежде всего, осознает свою необходимость и стремится к её достижению. Осознание классовой необходимости приходит только при достижении достаточного уровня политического развития. Коллективное осознание, к сожалению само собой не образуется. Для его образования требуется организация. В организации и отдельных индивидуальных сознаниях формируется понятие свободы. И иногда появляются утверждения, что свобода каждого есть условие свободы всех. Вот это совершенно не правильно.
Наоборот, при общей свободе можно достичь максимальной свободы каждого. Отдельная свобода личности всегда есть несвобода другой личности. По-моему в рассуждениях о свободе и необходимости упускается еще одно понятие. Я имею в виду возможность. Некоторые действия индивидуума являются невозможными. Невозможность возникает по двум причинам: по природным ограничениям самого индивидуума и окружающей природы, а также из-за противодействия других индивидуумов, ощущающих уменьшение своих возможностей из-за действий индивидуума.
Если первая причина не воспринимается как ограничение свободы, а как необходимость преодоления ограничений преобразованием себя и природы, то вторая причина порождает противоречия, воспринимаемые как ограничение свободы. Никто не будет спорить, что снятие противоречий не может быть произведено без их осознания, причем осознание требуется с обеих сторон.
В случае нахождения консенсуса вопрос ограничения свободы отпадает. Но это для двух индивидуумов. В обществе вводятся правила (законы) нахождения консенсуса, однако эти правила не всегда работают, особенно в классовом обществе, где правила приспособлены к требованиям правящего класса. Всеобщего осознания необходимости не бывает, да и быть не может.
Правильное воспитание молодого поколения состоит в приучении их к самостоятельным решениям. Предоставление им больших возможностей, то есть увеличение свободы с одновременным увеличением ответственности вынудит их совершать взвешенные поступки. Изменение функций государства и ослабление понятия власть увеличивают значение понятия авторитет. Авторитет начинает иметь большее влияние на процессы в обществе, чем официальная должность. Авторитет это коллективное суждение общества о ценности мнений и поступков индивидуума для жизни этого общества.
В результате образуются самоуправляемые звенья и одновременно сеть супердирекций, с тесно связанными между собой звеньями. Такая сеть может и должна быть полностью автоматизирована, предлагаемая система ОГАС и есть прообраз такой сети. Необходима проработка структуры и алгоритмов этой сети. ( см. http://antonovyurymoscow.mypage.ru ) Основным принципом работы автоматической сети должен быть многократный расчет динамики производственных процессов с целью нахождения оптимального взаимодействия как отдельных предприятий между собой, так и комплексов и всего народнохозяйственного комплекса.
Спрашивается, каким образом будут формироваться остающиеся человеческими внутренние дирекции предприятий, регионов и комплексов. Требования два: во-первых не должна организовываться вторая управляющая вертикаль, во-вторых нельзя допускать в руководство людей преследующих узкие цели своего предприятия. Следовательно дирекция должна не избираться, а назначаться рабочим представительным органом.
Вопросы юриспруденции в коммунистическом обществе почему-то вообще мало рассматривались. А это сложный и интересный вопрос. Существует ряд противоречивых требований к судебной системе коммунизма: 1 Суд должен быть гуманным 2 Суд должен быть профессиональным 3 Суд должен следовать установленным законам 4 Суд должен быть независимым 5 Суд должен исполнять волю народа 6 Суд должен соответствовать нормам морали и справедливости 7 Суд должен руководствоваться соображениями профилактики Требуется разработать судебную систему, такую, чтобы эти противоречия были бы сняты. Профессиональность суда обеспечивается системой образования и периодической подготовки действующих судей. Подчинение воле народа обеспечивается только доверием народа к судьям. Поэтому личные качества судей и результаты их профессиональной деятельности должны быть открыты населению и доверие народа должно постоянно подтверждаться системой выборов, системой отзыва и системой контроля.
Гуманность суда должна обеспечиваться кодексами. В кодексах должно присутствовать раскаяние, добровольная компенсация принесенного вреда, право на искупление невольно совершенного преступления, право личности, ощущающей склонность к преступлениям, на добровольную превентивную изоляцию от общества и др.в кодексах должно быть право на дополнительное следствие и пересмотр приговора в случае наличия не разрешенных сомнений. Суд всегда при вынесении решений подобно врачам должен руководствоваться принципом не причинения еще большего вреда. Суд и органы исполнения наказаний не должны быть органами мести, они должны быть органами лечения язв общества, возможно даже хирургического. Формирование коммунистической судебной системы должно начинаться еще при социализме.
С развитием общества должны изменяться и законы принимаемые в этом обществе. Законотворчество должно перестать быть прерогативой определенных кругов власти. Мнение народа по юридическим вопросам не решается с помощью референдумов. Невозможно столь сложные проблемы решать с помощью ответов «Да» или «Нет» на кем-то составленный вопросник. Требуются идеи, причем идеи от масс и публичная обработка и обсуждение этих идей профессионалами. Только после всестороннего обсуждения и сбора откликов народа можно принимать ту или иную модернизацию.